Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализация песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Работа №16639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
760
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I . Музыкальные способности и их развитие в дошкольном возрасте 7
1.1. К вопросу теории музыкальных способностей 7
1.2. Музыкальность и ее структура 19
1.3. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. . . . 29
Выводы по I главе 40
Глава II. Опытно-экспериментальная часть 41
2.1. Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования 41
2.2. Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством
театрализации песен 49
2.3. Проверка гипотезы: заключительный этап исследования 55
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Список литературы 62-66


Дошкольный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее воздействие на все последующее формирование его физических, умственных и художественно - творческих способностей.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке [31, 3].
Задачей подготовительного периода к школе следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но всех видов творческого воображения, включающего в себя представления как музыкально-слуховые, так и двигательные, и зрительные. Важным оказывается включение детей на занятиях подготовительного периода в разнообразные виды художественной деятельности - чтение и сочинение стихов, рисование, лепку из глины и пластилина, инсценирование песен, игры-драматизации.
Систематическое и целенаправленное развитие образного мышления маленького художника, его художественной активности требует занятий с ним по особой методике. В качестве принципов методики выступают: развитие художественных проявлений музыкальности обучаемого: воображение, вдохновение, интуиция; развитие его образного мышления; учет его личностных особенностей; артистизм педагога и его любовь к маленькому ученику [16, 133].
Музыкальное образование детей дошкольного возраста призвано целенаправленно реализовать на музыкальных занятиях процесс развития у детей способности чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.
Известный венгерский музыкант-педагог Золтан Кодай говорил: «Если душа остается невозделанной чуть ли не до семилетнего возраста, в ней уже не вырастет то, что нужно было посеять раньше» [16, 149].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки вопросов, связанных с музыкальным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Театрализация песен дошкольниками может стать таким средством активизации музыкального развития ребенка, позволяющим приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки.
Для музыкального воспитания работа детского сада незаменима: родители редко вовремя заботятся о развитии музыкальности, и даже наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям, при самом тщательном обучении музыке, коллективное воспитание, являющееся огромной помощью на начальном этапе музицирования. У большинства детей нет возможности развивать вовремя свое естественное музыкальное чутье, а без развития оно притупляется, большинство людей проходят по жизни без музыки, и хорошо еще, если они не подозревают, что потеряли [19, 150].
Одним из важных факторов гуманизации жизни детского сада и школы - насыщение их духом высокого музыкального искусства. Согласно мысли В.Сухомлинского, это является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса.
Тематика музыкальных занятий в детском саду отображает жизнь детей, природные явления, человеческие настроения. Дети поют произведения, отражающие события окружающей их жизни, слушают детскую музыку, музыку о детском саде, природе. Все эти произведения разнообразны по своему эмоциональному содержанию и характеру, они охватывают, в основном, весь доступный дошкольникам диапазон чувств и переживаний.
Только на основе классики, а также лучших образцов фольклора, современной и зарубежной музыки может быть воспитана подлинная музыкальная культура. Принципиально для нас и то, что в процессе постижения народной художественной мудрости мы учимся бережному отношению к поэтическому слову, отношение к нему как к родному слову. При этом, чем глубже вникаем в поэтический образ, тем легче создавать образ музыкальный.
Наряду с учебным трудом по освоению традиционных навыков и практических умений (петь, слушать, двигаться), наиважнейшим в предмете «Музыка» является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании детьми исполняемого и требует напряжения душевных сил, причастности к жизненным проблемам, отраженным в музыкальном произведении, его эмоциональной и нравственной оценки [6, 11, 13, 18].
В связи с этим необходимо провести исследование по выявлению эффективности театрализации песен на музыкальных занятиях в ДОУ.
Цель исследования: выяснение влияния театрализации песен на развитие музыкальных способностей детей.
Объектная область исследования: методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализации песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Гипотеза исследования: использование театрализации песен в учебно-воспитательном процессе будет положительно влиять на музыкальное развитие ребенка.
Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие музыкальных способностей в процессе обучения детей. В качестве методологических основ для выполнения дипломной работы послужили труды таких авторов, как: Б. М. Теплов [36; 37], А.Л. де Арисменди [2], А. Н. Зимина [8], О. П. Радынова [31; 32; 33]. Для понимания детской творческой деятельности ценные идеи содержатся в работах Е.Я. Басина [3], О.А. Вайнфельд [5], А. Мелик-Пашаева [22], Е. Моисеевой [25].
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Определение музыкальных способностей детей 5-7 лет;
2. Наблюдение над развитием музыкальных способностей детей 5 - 7 лет посредством театрализации песен;
3. Разработка системы занятий с учетом психологических особенностей дошкольников, способствующих более эффективному развитию их музыкальности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
• сбор и анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;
• анализ собственной педагогической деятельности,опытно¬экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы.
Практическая база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе разновозрастной группы МБДОУ «Сибирячок» с. Сизим Каа-Хемского кожууна (воспитатель Крамерова З. С.)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей [10, 11]. На основании огромного педагогического опыта В. Н. Шацкая ясно и полно определила цели массового музыкального воспитания. Так, в 1947 г. в статье «Воспитание музыкального вкуса» она писала: «Массовое музыкальное воспитание должно внести свою долю в формирование мировоззрения ... Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь» [42, 73].
Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование театрализованных песен в развивающей деятельности дошкольников, для развития их музыкальных способностей.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
Понятие "музыкальность" состоит не только из трёх основных музыкальных способностей, определенных Б.М. Тепловым. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т.д.
Музыкальность как комплекс способностей включает владение исполнительскими средствами (инструментом, голосом, телом), помогающими выразить инициативу; настроение и содержание музыки;
творческие замыслы; технические данные (чистоту певческой интонации, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике и т.д.).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы выявил положительное влияние проведенной формирующей работы и показал эффективность использованных методов использованием театрализации песен, направленных на развитие музыкальных способностей у дошкольников.
Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Проведенная экспериментальная работа позволила убедиться в том, что сформировать у дошкольников основные виды музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) можно, успешно применяя в процессе музыкального воспитания такой метод, как театрализация песен.



1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.
2. Арисменди, А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] /Альсира Легасти де Арисменди; пер. с исп. Ю. Ванников; общ. ред. к.псих.н. М. Шуаре. - М.: Прогресс, 1989. - 176 с.
3. Басин, Е. Я. Психология художественного творчества [Текст] / Е. Я. Басин. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
4. Бояркина, Н. Н. Развитие певческого голоса и музыкального слуха в процессе элементарного музицирования на народных инструментах [Текст] / Н. Н. Бояркина //Дошкольная педагогика. - №5 (90). - 2013. - С. 41.
5. Вайнфельд, О. А. Фантазирование детей старшего дошкольного возраста на темы музыкальных произведений [Текст] / О. А. Вайнфельд// Дошкольная педагогика. - №6 (81). - 2012. - С. 29-31.
6. Воспитание музыкой: из опыта работы [Текст] / сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. - М.: Просвещение, 1991. - 205 с. - (Библиотека учителя музыки).
7. Закс, Л. А. Художественное сознание [Текст] / Л. А. Закс. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во,1990. - 212 с.
8. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб, для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / А. Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
9. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова и др. - М.: Просвещение, 2007. - 302 с.
10. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия [Текст] / сост. О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с. - (Библиотека учителя музыки).
11. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб, пособие [Текст] / Л. П. Казанцева. - Астрахань: ИПЦ «Факел» - ООО «Астраханьгалпром», 2001. - 368 с.
12. Каплунова, И. Музыка и чудеса: музыкально-двигательные фантазии [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - СПб.: Композитор, 2000. - 80 с.
13. Каплунова, И. Мы играем, рисуем, поем: комплексные занятия в детском саду. [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - СПб.: Композитор, 2009. - 88 с.
14. Карачарова, И. А. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности [Текст] / И. А. Карачарова // Дошкольная педагогика. - №8 (93). - 2013. - С. 36.
15. Карягина, Г. В. Методика преподавания музыки [Текст] / Г. В. Карягина. - Дистанционная сессия для педагогических работников высшей категории. - режим доступа: http://www. orenipk.ru/kp/distant vk/docs/221/metod muzika.html (11.12.14).
16. Кодай, З. Музыка в детском саду // Кодай, З. Избранные статьи [Текст] / Золтан Кодай; сост., общ.ред. И. И. Мартынов; пер. с венгр., комм. П. Ф. Вейс. - М.: Сов. композитор, 1982. - С. 145-192.
17. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
18. Кравцова, М. Уроки музыки // Няня: журнал для родителей. - 2006. - №4. - С. 35-37.
19. Кузнецова, О. Ю. Ценностный мир авторской песни для детей и его педагогический потенциал [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - №91. - С. 126-133.
20. Кучукова, Э. Р. Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы ребенка [Текст] / Э. Р. Кучукова. - М.: Музыкально¬эстетический центр «Лира», 2000. - С. 29.
21. Ланкина, Е. Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников [Текст] / Е. Е. Ланкина. - Томский государственный педагогический университет. - 2007. - №7. - С. 107-111.
22. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, З. Новлянскат // Искусство в школе. - №2. - 1994. - С.9-18.
23. Методологические основы использования игровой музыкальной деятельности в процессе организации исследования: учебно-методическое пособие «В помощь проведению исследования» [Текст] /сост. Л. С. Зац. - Барнаул: Барнаульский городской Детско-юношеский центр. - режим доступа: http://www.zlibrary.narod.ru/theoretic/manual.htm (11.12.14).
24. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения [Текст] / М. А. Михайлова, Н. В. Воронина. - Ярославль: Академия развития,2004. - 112 с.
25. Моисеева, Е. Воспитание художественно-обррбного воображения у детей [Текст] / Е. Моисеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - №3. - 2005. - С. 132-136.
26. Московская, С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. [Текст] / С. Московская. - СПб.: АО Иван Федоров, 1995. - 120 с.
27. Музыка: нестандартные занятия [Текст] / сост. Н. Б. Улашенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2008. - 96 с.
28. Надолинская, Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т. В. Надолинская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 232 с.
29. Нозадзе, М. В. Высокое назначение человеческого голоса [Текст] / М. В. Нонадзе // Искусство в школе. - 1997. - № 5. - С. 13-15.
30. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учеб, пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
31. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. [Текст] / О. П. Радынова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Ч.1. - 608 с.: нот.
32. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. [Текст] / О. П. Радынова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Ч.2. - 400 с.: нот.
33. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб, пособие для студ. фак-ов дошк.воспит. высш. и сред. пед. учеб, заведений / О. П. Радынова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 1988. - 240 с.
34. Роот, З. Музыкальные сценарии для детского сада [Текст] / Зинаида Роот. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 208 с.
35. Семячкина, Г. А. Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе обучения пению [Текст] / Г. А. Семячкина // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». - режим доступа: http://www.festival.lseptember.ru/articles/3105449.htm (11.12.14.).
36. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 535 с.
37. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] // Теплов Б. М. Избр. труды: в 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985. - 329 с.
38. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении [Текст] / утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666.
39. Харланова, Т. Г. Мир музыки [Текст] / Т. Г. Харланова, Е. И. Корнеева // Дошкольная педагогика. - №10 (95). - 2013. - С. 18.
40. Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники: сборник сценариев [Текст] / З. В. Ходаковская. - М.: "Мозаика-Синтез", 2004. - 72 с.
41. Черезова, Л. Б. Программа музыкального воспитания для ДОУ Республики Тыва [Текст] /Л. Б. Черезова. - Кызыл, 2004. - 24 с.
42. Шацкая, В. Н. Воспитание музыкального вкуса [Текст] / В. Н. Шацкая. - М.: АПН СССР, 1947. - 75 с.
43. Шестакова, В. И. Праздники и развлечения для дошкольников и младших школьников [ноты] [Текст] / В. И. Шестакова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 110 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ