Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №47415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Формирование мотивации младших школьников к обучению как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Потенциал внеурочной деятельности младших школьников в аспекте
формирования мотивации к обучению музыке 18
Выводы по главе 1 29
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Разработка программы внеурочной деятельности младших школьников«Повсюду музыка слышна»
30
2.2. Результаты практической работы по формированию мотивации младших
школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности 63
Выводы по главе 2 73
Заключение 75
Список литературы 78

Актуальность.В современной педагогической практике существует явное противоречие между объективной потребностью общества в нравственно- эстетическом развитии личности учащихся и недостаточной разработанностью теории и практики формирования мотивации детей к обучению музыке. Необходимо мотивировать ученика на личностное эмоциональное, эстетическое, творческое развитие, формировать у него эстетический вкус, увлекать формами совместного творческого музицирования, развивать мышление и личность в целом
Существенной особенностью музыки - как, вида , искусства: является ее ярко выраженный эмоциональный характер воздействия. Музыка - предмет и источник, духовного общения, личностного совершенствования. На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии творческого потенциала личности.
Степень исследованности. Для определения уровня развития мотивации к музыке мы использовали комплекс методик О.Ю. Козинской и К.В. Тарасовой. Проблема классификации потребностей рассматривается в работах П.В.Симонова, Ю.В. Шаром, В.Д. Шадрикова, Ш.Н.Чхартишвили и др.
Такими образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между потребностью общества в формировании мотивации младших школьников к обучению музыке и недостаточной технологической оснащенностью педагогических кадров к эффективной реализации социального заказа.
Данное противоречие определило проблему данного исследования: каково технологическое обеспечение процесса формирования мотивации младших школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности.
Цель состоит в научно-теоретическом и практическом обосновании процесса формирования мотивации младших школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности в школе.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза.Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будет внедрена авторская программа «Повсюду музыка слышна»,которая реализуется в несколько этапов: накопление музыкально-слухового опыта, музыкальное восприятие-мышление, воспроизведение музыки,импровизация, творческая деятельность.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность ключевых понятий процесса формирования мотивации к обучению младших школьников, определить его структуру и содержание.
2. Рассмотреть потенциал внеурочной деятельности в аспекте формирования мотивации младших школьников к обучению музыке, определить критерии и уровни сформированности мотивации к обучению музыке учащихся младшего возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить программу в аспекте формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют :
- теория гуманистического воспитания (В. П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Э. Фромм);
- фундаментальные положения личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
- философско-культурологические идеи о творчестве (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев);
- теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.П. Юсов), в т .ч. мотивационной сферы ребенка (Л.И. Божович);
Научная новизна и практическая значимость работы в том, что
была разработана диагностическая методика, позволяющая проследить динамику формирования мотивации в обучении музыке младших школьников, программа в неучебной деятельности «Повсюду музыка слышна», а также методические рекомендации для учителей музыки и программа могут быть использованы в образовательной практике современной школы, в учреждениях дополнительного образования, научно-методические рекомендации для педагогов по формированию мотивации к обучению музыке детей младшего школьного возраста во внеурочной музыкальной деятельности.
Этапы работы: исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2017) осуществлялся анализ педагогической, психологической литературы; уточнялась тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза; проводилось теоретическое исследование обозначенной проблемы.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2017) разрабатывались методика проведения опытно-экспериментальной работы, диагностическая методика определения уровня формирования мотивации к обучению музыке младших школьников
На третьем этапе (декабрь 2017- май 2018) осуществлялись экспериментальная работа по формированию мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, обработка экспериментальных данных, систематизация полученного материала, оформление работы.
Экспериментальная база исследования: Экспериментальную группу составили учащиеся Чебоксарской средней общеобразовательной школы № 43(25 чел. — первый класс; 20 чел. — второй класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.Объем работы - 81 стр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Происходящее социальное реформирование общества вообще и системы образования в частности дает шанс расширения возможностей компетентного выбора личностью саморазвития и жизненного пути, в котором музыкальному искусству отводится активная роль. Стратегия поиска педагогических технологий становится стратегией организации активного образа жизни в различных обучающих и воспитывающих средах. Создание такой среды возможно в учебно-воспитательном процессе школы через организацию у младших школьников внеурочной музыкальной деятельности.
Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников — совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются:
- в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию;
- в реализации личностью собственной индивидуальности, проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния человека.
Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников — интегративное, психологическое образование личности учащегося, структурными компонентами которого являются:
- эмоционально-мотивационный (стремление к приобретению специальных, художественных и общих знаний, умений, навыков; интерес, увлеченность занятиями музыкального искусства и художественно-эстетической деятельностью в целом; потребности в художественном творчестве; способность глубокого эмоционального переживания в музыке);
- когнитивный (система знаний и представлений о музыкальном искусстве, интонационно-слуховой опыт);
- коммуникативный (способность выражать свои эмоции и чувства в общении с людьми, самоактуализация личности в процессе общения).
- творческо-деятельностный (степень музыкально-творческого развития, самостоятельное применение музыкальных знаний и умений на практике).
Общая стратегия формирования мотивации к обучению музыке младших школьников представлена в проекте четырьмя этапами: 1 этап — накопление музыкально-слухового опыта; 2 этап — музыкальное восприятие-мышление; 3 этап - воспроизведение музыки; 4 этап — импровизация, творческая деятельность как высший вид самодеятельности в музыке.
Цель первого этапа заключалась в создании условий для накопления у школьников музыкально-слухового опыта; развитии мотива к музыкальной деятельности; в формировании у учащихся системы знаний (опыта эмоционально-оценочного отношения к миру); развитии способности «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать»; помощи младшему школьнику мобилизовать свой внутренний потенциал для понимания себя, своих чувств, эмоций и своего места в мире музыкального искусства.
Целью второго этапа являлось постепенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных соотношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение; развитие музыкального восприятия- мышления.
Цель третьего этапа формирования мотивации к обучению музыке младших школьников согласно стратегии, разработанной в технологии, заключалась в воспроизведении музыки учащимися. Образно данный этап можно назвать «собственно сферой опыта». Этот опыт предполагал не только хоровое исполнение певческого репертуара школьников, но и самым непосредственным образом был связан с развитием восприятия музыки.
Цель четвертого этапа — предоставить младшему школьнику возможность реализовать свою индивидуальность, творческий потенциал на основе самостоятельного музицирования, вокальной и инструментальной импровизации, «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре и т.д.
В проекте технологии были определены следующие педагогические условия, способствующие оптимальной реализации стратегии в практике организации внеурочных музыкальных занятий: деятельность школьников на занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме; в качестве видов музыкальной деятельности младшего школьника рассматривается деятельность композитора, исполнителя,слушателя, в их неразрывном триединстве; дифференцированный подход к отбору учебного материала, к выбору методов обучения; подбор разноуровневых импровизационных заданий; активизация личностного самопознания, самоопределения ученика начальной школы; создание на внеурочных музыкальных занятиях атмосферы сотворчества и сотрудничества.
На основе анализа итогов диагностики можно сделать следующий вывод: по всем компонентам и уровням формирования мотивации к обучению музыке учащихся экспериментальной группы имеется положительная динамика.
Полученные результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают эффективность предполагаемой технологии формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, позволяют рекомендовать ее для использования в практике работы образовательных учреждений, а также наметить перспективные пути дальнейшего исследования в рамках поставленной проблемы.Предметом специального изучения могут стать разработка целостной методической системы обеспечения непрерывности формирования мотивации к обучению музыке учащихся в процессе их включения в различные виды художественной деятельности, а также рассмотрение системы подготовки педагогов для формирования мотивации к обучению музыке младших школьников в образовательном процессе.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2004.
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: 2002. - 290 стр.
4. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии. -1984. № 5. С. 36-41.
5. Апраксина О. А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы // Музыкальное воспитание. - 1986. - Вып. 17
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. 159 с.
7. Афанасенко Е.Х., С.А. Клюнееваидр. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их ворческого развития. Дис. канд.пед. наук. М., 1998.
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под.ред. A.JI. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М., 1997.
10. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
11. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка /Л.И. Божович //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
12. Вендрова Т.Е., Критская Е.Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. 1994. - № 3. - С. 9-21.
13. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. -М. : Просвещение, 1967.-415 с.
14. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. 4.2: От младшего школьного возраста до юношества : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 — Психология) / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
15. Скрипченко, Л. В. Долинська, С. В. Огороднийчук и др.. - М.: «Просвещение», 2001. - 416 с.
16. Воспитание музыкой: Из опыта Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева, -
М.: «Просвещение», 1991. - 205 с.
17. Выготский Л. С. Общая психология: // Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - 2008 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
19. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций - Эл.ресурс. - URL:http://www.studfiles.ru/preview/5627827/Дата обращения 10.12.2016
20. Давыдов В. В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования». - Эл.ресурс. - URL: http: //www.studfiles.ru/preview/1809782/
21. Дзержинская И. Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников». --M.,1985.
22. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: «Просвещение» , 1989. - 207 с.
23. Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. - 2007.
24.Затямина Т.А. «Современныйурок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
25. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М. ВЛАДОС-2000.
26. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
27. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.: ил.
28. Котляревская, М.А., Штуден, Л.Л. Приобщение к творчеству /М.А.
Котляревская, Л.Л. Штуден. Новосибирск: Новосиб. книжн. изд-во, 1987.-128 с.
29. Критская Е.Д.Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка / Методическое пособие. - М: Просвещение, 2006.
30. Кузьмина, Н.В. Личность школьника Текст. / Н.В. Кузьмина, И.Ю. Кулагина. М., 1999. - 192 с.
31. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М.: Просвещение, 1971.
- 44 с.
32. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999.-479
33. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
34. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 2007
35. Музыкальное образование в школе Текст. : учеб.пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. Л.В. Школяр,
36. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
37. Немов P.C. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.
- 4-е изд. - М.: Гуманит., изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
38. Павлова, Е. В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности : дис. . канд. пед. наук / Е. В. Павлова. Чебоксары, 2004. - 209с.
39. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. -384 с.
40. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.Волгоград, 1995
41. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. — М.: ВЛАДОС, 2000.
42. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001
43. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И.Н. Скрипкин - Липецк, 2010. - 245с.
44. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие. Л., 1989.
45. Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно¬познавательной деятельности школьников. Автореф. дисс.д-рапед. наук. Л., 1991
46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1, 2; Пер. с нем. / Под ред. Б.
М. Величковского. - Эл.ресурс. - URL: http://www.alleng.rU/d/psy/psy114.htm.- Дата обращения: 10.12.2016
47. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.
48. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.
49. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
50. Щукина Т.Н. Педагогические проблемы
формирования познавательного интереса учащихся. -М., 1988.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ