ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Формирование мотивации младших школьников к обучению как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Потенциал внеурочной деятельности младших школьников в аспекте
формирования мотивации к обучению музыке 18
Выводы по главе 1 29
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Разработка программы внеурочной деятельности младших школьников«Повсюду музыка слышна»
30
2.2. Результаты практической работы по формированию мотивации младших
школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности 63
Выводы по главе 2 73
Заключение 75
Список литературы 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Формирование мотивации младших школьников к обучению как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Потенциал внеурочной деятельности младших школьников в аспекте
формирования мотивации к обучению музыке 18
Выводы по главе 1 29
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ
МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Разработка программы внеурочной деятельности младших школьников«Повсюду музыка слышна»
30
2.2. Результаты практической работы по формированию мотивации младших
школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности 63
Выводы по главе 2 73
Заключение 75
Список литературы 78
Актуальность.В современной педагогической практике существует явное противоречие между объективной потребностью общества в нравственно- эстетическом развитии личности учащихся и недостаточной разработанностью теории и практики формирования мотивации детей к обучению музыке. Необходимо мотивировать ученика на личностное эмоциональное, эстетическое, творческое развитие, формировать у него эстетический вкус, увлекать формами совместного творческого музицирования, развивать мышление и личность в целом
Существенной особенностью музыки - как, вида , искусства: является ее ярко выраженный эмоциональный характер воздействия. Музыка - предмет и источник, духовного общения, личностного совершенствования. На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии творческого потенциала личности.
Степень исследованности. Для определения уровня развития мотивации к музыке мы использовали комплекс методик О.Ю. Козинской и К.В. Тарасовой. Проблема классификации потребностей рассматривается в работах П.В.Симонова, Ю.В. Шаром, В.Д. Шадрикова, Ш.Н.Чхартишвили и др.
Такими образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между потребностью общества в формировании мотивации младших школьников к обучению музыке и недостаточной технологической оснащенностью педагогических кадров к эффективной реализации социального заказа.
Данное противоречие определило проблему данного исследования: каково технологическое обеспечение процесса формирования мотивации младших школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности.
Цель состоит в научно-теоретическом и практическом обосновании процесса формирования мотивации младших школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности в школе.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза.Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будет внедрена авторская программа «Повсюду музыка слышна»,которая реализуется в несколько этапов: накопление музыкально-слухового опыта, музыкальное восприятие-мышление, воспроизведение музыки,импровизация, творческая деятельность.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность ключевых понятий процесса формирования мотивации к обучению младших школьников, определить его структуру и содержание.
2. Рассмотреть потенциал внеурочной деятельности в аспекте формирования мотивации младших школьников к обучению музыке, определить критерии и уровни сформированности мотивации к обучению музыке учащихся младшего возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить программу в аспекте формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют :
- теория гуманистического воспитания (В. П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Э. Фромм);
- фундаментальные положения личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
- философско-культурологические идеи о творчестве (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев);
- теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.П. Юсов), в т .ч. мотивационной сферы ребенка (Л.И. Божович);
Научная новизна и практическая значимость работы в том, что
была разработана диагностическая методика, позволяющая проследить динамику формирования мотивации в обучении музыке младших школьников, программа в неучебной деятельности «Повсюду музыка слышна», а также методические рекомендации для учителей музыки и программа могут быть использованы в образовательной практике современной школы, в учреждениях дополнительного образования, научно-методические рекомендации для педагогов по формированию мотивации к обучению музыке детей младшего школьного возраста во внеурочной музыкальной деятельности.
Этапы работы: исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2017) осуществлялся анализ педагогической, психологической литературы; уточнялась тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза; проводилось теоретическое исследование обозначенной проблемы.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2017) разрабатывались методика проведения опытно-экспериментальной работы, диагностическая методика определения уровня формирования мотивации к обучению музыке младших школьников
На третьем этапе (декабрь 2017- май 2018) осуществлялись экспериментальная работа по формированию мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, обработка экспериментальных данных, систематизация полученного материала, оформление работы.
Экспериментальная база исследования: Экспериментальную группу составили учащиеся Чебоксарской средней общеобразовательной школы № 43(25 чел. — первый класс; 20 чел. — второй класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.Объем работы - 81 стр.
Существенной особенностью музыки - как, вида , искусства: является ее ярко выраженный эмоциональный характер воздействия. Музыка - предмет и источник, духовного общения, личностного совершенствования. На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии творческого потенциала личности.
Степень исследованности. Для определения уровня развития мотивации к музыке мы использовали комплекс методик О.Ю. Козинской и К.В. Тарасовой. Проблема классификации потребностей рассматривается в работах П.В.Симонова, Ю.В. Шаром, В.Д. Шадрикова, Ш.Н.Чхартишвили и др.
Такими образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречием между потребностью общества в формировании мотивации младших школьников к обучению музыке и недостаточной технологической оснащенностью педагогических кадров к эффективной реализации социального заказа.
Данное противоречие определило проблему данного исследования: каково технологическое обеспечение процесса формирования мотивации младших школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности.
Цель состоит в научно-теоретическом и практическом обосновании процесса формирования мотивации младших школьников к обучению музыке во внеурочной деятельности в школе.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза.Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если будет внедрена авторская программа «Повсюду музыка слышна»,которая реализуется в несколько этапов: накопление музыкально-слухового опыта, музыкальное восприятие-мышление, воспроизведение музыки,импровизация, творческая деятельность.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность ключевых понятий процесса формирования мотивации к обучению младших школьников, определить его структуру и содержание.
2. Рассмотреть потенциал внеурочной деятельности в аспекте формирования мотивации младших школьников к обучению музыке, определить критерии и уровни сформированности мотивации к обучению музыке учащихся младшего возраста.
3. Разработать и экспериментально проверить программу в аспекте формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют :
- теория гуманистического воспитания (В. П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Э. Фромм);
- фундаментальные положения личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
- философско-культурологические идеи о творчестве (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев);
- теория развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Б.П. Юсов), в т .ч. мотивационной сферы ребенка (Л.И. Божович);
Научная новизна и практическая значимость работы в том, что
была разработана диагностическая методика, позволяющая проследить динамику формирования мотивации в обучении музыке младших школьников, программа в неучебной деятельности «Повсюду музыка слышна», а также методические рекомендации для учителей музыки и программа могут быть использованы в образовательной практике современной школы, в учреждениях дополнительного образования, научно-методические рекомендации для педагогов по формированию мотивации к обучению музыке детей младшего школьного возраста во внеурочной музыкальной деятельности.
Этапы работы: исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе (сентябрь - ноябрь 2017) осуществлялся анализ педагогической, психологической литературы; уточнялась тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотеза; проводилось теоретическое исследование обозначенной проблемы.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2017) разрабатывались методика проведения опытно-экспериментальной работы, диагностическая методика определения уровня формирования мотивации к обучению музыке младших школьников
На третьем этапе (декабрь 2017- май 2018) осуществлялись экспериментальная работа по формированию мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, обработка экспериментальных данных, систематизация полученного материала, оформление работы.
Экспериментальная база исследования: Экспериментальную группу составили учащиеся Чебоксарской средней общеобразовательной школы № 43(25 чел. — первый класс; 20 чел. — второй класс).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.Объем работы - 81 стр.
Происходящее социальное реформирование общества вообще и системы образования в частности дает шанс расширения возможностей компетентного выбора личностью саморазвития и жизненного пути, в котором музыкальному искусству отводится активная роль. Стратегия поиска педагогических технологий становится стратегией организации активного образа жизни в различных обучающих и воспитывающих средах. Создание такой среды возможно в учебно-воспитательном процессе школы через организацию у младших школьников внеурочной музыкальной деятельности.
Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников — совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются:
- в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию;
- в реализации личностью собственной индивидуальности, проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния человека.
Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников — интегративное, психологическое образование личности учащегося, структурными компонентами которого являются:
- эмоционально-мотивационный (стремление к приобретению специальных, художественных и общих знаний, умений, навыков; интерес, увлеченность занятиями музыкального искусства и художественно-эстетической деятельностью в целом; потребности в художественном творчестве; способность глубокого эмоционального переживания в музыке);
- когнитивный (система знаний и представлений о музыкальном искусстве, интонационно-слуховой опыт);
- коммуникативный (способность выражать свои эмоции и чувства в общении с людьми, самоактуализация личности в процессе общения).
- творческо-деятельностный (степень музыкально-творческого развития, самостоятельное применение музыкальных знаний и умений на практике).
Общая стратегия формирования мотивации к обучению музыке младших школьников представлена в проекте четырьмя этапами: 1 этап — накопление музыкально-слухового опыта; 2 этап — музыкальное восприятие-мышление; 3 этап - воспроизведение музыки; 4 этап — импровизация, творческая деятельность как высший вид самодеятельности в музыке.
Цель первого этапа заключалась в создании условий для накопления у школьников музыкально-слухового опыта; развитии мотива к музыкальной деятельности; в формировании у учащихся системы знаний (опыта эмоционально-оценочного отношения к миру); развитии способности «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать»; помощи младшему школьнику мобилизовать свой внутренний потенциал для понимания себя, своих чувств, эмоций и своего места в мире музыкального искусства.
Целью второго этапа являлось постепенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных соотношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение; развитие музыкального восприятия- мышления.
Цель третьего этапа формирования мотивации к обучению музыке младших школьников согласно стратегии, разработанной в технологии, заключалась в воспроизведении музыки учащимися. Образно данный этап можно назвать «собственно сферой опыта». Этот опыт предполагал не только хоровое исполнение певческого репертуара школьников, но и самым непосредственным образом был связан с развитием восприятия музыки.
Цель четвертого этапа — предоставить младшему школьнику возможность реализовать свою индивидуальность, творческий потенциал на основе самостоятельного музицирования, вокальной и инструментальной импровизации, «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре и т.д.
В проекте технологии были определены следующие педагогические условия, способствующие оптимальной реализации стратегии в практике организации внеурочных музыкальных занятий: деятельность школьников на занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме; в качестве видов музыкальной деятельности младшего школьника рассматривается деятельность композитора, исполнителя,слушателя, в их неразрывном триединстве; дифференцированный подход к отбору учебного материала, к выбору методов обучения; подбор разноуровневых импровизационных заданий; активизация личностного самопознания, самоопределения ученика начальной школы; создание на внеурочных музыкальных занятиях атмосферы сотворчества и сотрудничества.
На основе анализа итогов диагностики можно сделать следующий вывод: по всем компонентам и уровням формирования мотивации к обучению музыке учащихся экспериментальной группы имеется положительная динамика.
Полученные результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают эффективность предполагаемой технологии формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, позволяют рекомендовать ее для использования в практике работы образовательных учреждений, а также наметить перспективные пути дальнейшего исследования в рамках поставленной проблемы.Предметом специального изучения могут стать разработка целостной методической системы обеспечения непрерывности формирования мотивации к обучению музыке учащихся в процессе их включения в различные виды художественной деятельности, а также рассмотрение системы подготовки педагогов для формирования мотивации к обучению музыке младших школьников в образовательном процессе.
Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников — совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются:
- в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию;
- в реализации личностью собственной индивидуальности, проявлением которой являются эмоциональные реакции и состояния человека.
Формирование мотивации к обучению музыке младших школьников — интегративное, психологическое образование личности учащегося, структурными компонентами которого являются:
- эмоционально-мотивационный (стремление к приобретению специальных, художественных и общих знаний, умений, навыков; интерес, увлеченность занятиями музыкального искусства и художественно-эстетической деятельностью в целом; потребности в художественном творчестве; способность глубокого эмоционального переживания в музыке);
- когнитивный (система знаний и представлений о музыкальном искусстве, интонационно-слуховой опыт);
- коммуникативный (способность выражать свои эмоции и чувства в общении с людьми, самоактуализация личности в процессе общения).
- творческо-деятельностный (степень музыкально-творческого развития, самостоятельное применение музыкальных знаний и умений на практике).
Общая стратегия формирования мотивации к обучению музыке младших школьников представлена в проекте четырьмя этапами: 1 этап — накопление музыкально-слухового опыта; 2 этап — музыкальное восприятие-мышление; 3 этап - воспроизведение музыки; 4 этап — импровизация, творческая деятельность как высший вид самодеятельности в музыке.
Цель первого этапа заключалась в создании условий для накопления у школьников музыкально-слухового опыта; развитии мотива к музыкальной деятельности; в формировании у учащихся системы знаний (опыта эмоционально-оценочного отношения к миру); развитии способности «искусства слышать», «искусства видеть», «искусства чувствовать», «искусства думать»; помощи младшему школьнику мобилизовать свой внутренний потенциал для понимания себя, своих чувств, эмоций и своего места в мире музыкального искусства.
Целью второго этапа являлось постепенное внедрение в сознание учеников-слушателей основных соотношений звучащих элементов, организующих музыкальное движение; развитие музыкального восприятия- мышления.
Цель третьего этапа формирования мотивации к обучению музыке младших школьников согласно стратегии, разработанной в технологии, заключалась в воспроизведении музыки учащимися. Образно данный этап можно назвать «собственно сферой опыта». Этот опыт предполагал не только хоровое исполнение певческого репертуара школьников, но и самым непосредственным образом был связан с развитием восприятия музыки.
Цель четвертого этапа — предоставить младшему школьнику возможность реализовать свою индивидуальность, творческий потенциал на основе самостоятельного музицирования, вокальной и инструментальной импровизации, «сочинения» мелодий, интонаций в определенном жанре и т.д.
В проекте технологии были определены следующие педагогические условия, способствующие оптимальной реализации стратегии в практике организации внеурочных музыкальных занятий: деятельность школьников на занятиях осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме; в качестве видов музыкальной деятельности младшего школьника рассматривается деятельность композитора, исполнителя,слушателя, в их неразрывном триединстве; дифференцированный подход к отбору учебного материала, к выбору методов обучения; подбор разноуровневых импровизационных заданий; активизация личностного самопознания, самоопределения ученика начальной школы; создание на внеурочных музыкальных занятиях атмосферы сотворчества и сотрудничества.
На основе анализа итогов диагностики можно сделать следующий вывод: по всем компонентам и уровням формирования мотивации к обучению музыке учащихся экспериментальной группы имеется положительная динамика.
Полученные результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают эффективность предполагаемой технологии формирования мотивации к обучению музыке младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности, позволяют рекомендовать ее для использования в практике работы образовательных учреждений, а также наметить перспективные пути дальнейшего исследования в рамках поставленной проблемы.Предметом специального изучения могут стать разработка целостной методической системы обеспечения непрерывности формирования мотивации к обучению музыке учащихся в процессе их включения в различные виды художественной деятельности, а также рассмотрение системы подготовки педагогов для формирования мотивации к обучению музыке младших школьников в образовательном процессе.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «В РИТМЕ ТАНЦА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Роль внеурочной деятельности в воспитании личности младших школьников (Шарьинский Педагогический Колледж Костромской Области)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Воспитание познавательного интереса у младших школьников к культурному музыкальному наследию в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



