Введение 3
Глава 1. Теоретические основания развития вокально-хоровых навыков учащихся в процессе изучения произведений татарских композиторов в условиях вокального ансамбля 7
1.1. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся как проблема
междисциплинарного анализа 7
1.2. Педагогические аспекты развития вокально-хоровых навыков
в условиях вокального ансамбля 15
1.3. Потенциал произведений татарских композиторов в развитии
вокально-хоровых навыков учащихся 28
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Практический опыт по развитию вокально-хоровых навыков учащихся в процессе изучения произведений татарских композиторов в условиях вокального ансамбля 37
2.1. Диагностика формирования вокально-хоровых навыков учащихся.. 37
2.2. Методические основы развития вокально-хоровых навыков
учащихся и их реализация средствами произведений татарских композиторов в условиях вокального ансамбля 45
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение
Актуальность исследования. Вокально-хоровая работа - важнейшая форма музыкальной деятельности в контексте музыкального образования детей, которая вызывает большой интерес у учащихся и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь действенным средством развития вокально-хоровых навыков и музыкальных способностей учащихся, пение в вокальном ансамбле несет в себе огромный воспитательный потенциал, помогает воспитать чувства единства и сплоченности коллектива.
В наше время отмечено увеличение количества вокальных ансамблей в образовательных учреждениях различного типа. Детская школа искусств является одним из начальных звеньев воспитания профессиональных музыкантов. Именно здесь выявляются музыкальные способности, а новые таланты находят дорогу в искусство. От того, насколько успешны занятия ребенка ансамблем в самом начале обучения в ДШИ, во многом зависит и эффективность его музыкального образования в целом.
На первый взгляд вокально-хоровая работа в детском хоре и вокальном ансамбле принципиально не отличается. Однако, как показывает практика, некоторая специфика по формированию вокально-хоровых навыков у участников вокального ансамбля существует. Ведь именно в ансамбле у преподавателя появляется возможность уделить внимание каждому ученику, выявить его индивидуальные способности и возможности, направить процесс развития в необходимое русло. В отечественной литературе этот вопрос освещен в значительно меньшей степени, чем проблема формирования вокально-хоровых навыков в детском хоре. А в современной педагогике освещены уникальные возможности малых групп в использовании индивидуального подхода в обучении и развитии детей. Поэтому актуальность изучения вокально-хоровых навыков учащихся в условиях вокального ансамбля в ДШИ не вызывает сомнения.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ литературы показал, что проблеме, посвященной развитию вокально¬хоровых навыков учащихся занимались такие ученые, педагоги- исследователи, как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. А. Венгрус, В. В. Емельянов, В. Л. Живов, В.А. Краснощеков, Д. Л. Локшин, Е. В. Николаева, М. С. Осеннева, В.А. Самарин, Г. П. Стулова, Л. И. Уколова и др. Методические аспекты использования вокальных упражнений в вокально-хоровой освящены видными педагогами-хормейстерами, такими как Н. Добровольская, С. Миловский, В. Попов, В. Г. Соколов, П. Халабузарь и др. Произведения татарских композиторов, в том числе, детский хоровой репертуар, стали объектом изучения таких исследователей, как В. Д. Булгаков, В. Р. Дулат-Алеев и др.
Однако в них не становилась предметом специального исследования проблема развития вокально-хоровых навыков учащихся в процессе изучения произведений татарских композиторов в условиях вокального ансамбля.
Актуальность и недостаточная разработанность данного аспекта позволили поставить проблему исследования: каковы особенности развития вокально-хоровых навыков учащихся средствами произведений татарских композиторов в условиях вокального ансамбля?
Цель исследования - проанализировать научно-педагогические и методические аспекты развития вокально-хоровых навыков учащихся средствами произведений татарских композиторов в условиях вокального ансамбля.
Объект исследования - вокально-хоровая подготовка учащихся младших классов ДШИ.
Предмет исследования - развитие вокально-хоровых навыков учащихся в процессе изучения произведений татарских композиторов.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие вокально-хоровых навыков учащихся - участников вокального ансамбля будет осуществляться более эффективно в процессе изучения произведений татарских композиторов на основе методического опыта выдающихся представителей вокально-хоровой педагогики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие вокально-хоровых навыков учащихся как проблему междисциплинарного анализа.
2. Проанализировать педагогические аспекты развития вокально-хоровых навыков учащихся вокального ансамбля.
3. Раскрыть потенциал произведений татарских композиторов в развития вокально-хоровых навыков учащихся.
4. Провести диагностику вокально-хоровых навыков учащихся и разработать методические рекомендации по их развитию в условиях вокального ансамбля с использованием сборника «Мелодии родного края: песни татарских композиторов для детского вокального ансамбля».
Теоретико-методологическая основа исследования: системный, комплексный, личностно-деятельностный подходы; труды исследователей, раскрывающие содержание вокально-хоровой подготовки учащихся и особенности хоровой музыки татарских композиторов (Ю. Б. Алиев М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Г. П. Стулова и др.)
Методы исследования: методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и т.д.); анализ научной, методической, нотной литературы; наблюдение, исполнительский и методический анализ произведений; анкетирование, наблюдение, экспертные оценки.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ ДО «Бардымская детская школа искусств» с.Барда Пермского края РФ. В работе приняли участие 12 учащихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены педагогические аспекты развития вокально-хоровых навыков учащихся младших классов ДШИ - участников вокального ансамбля; раскрыт потенциал произведений татарских композиторов в развития вокально- хоровых навыков учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении педагогических оснований развития вокально-хоровых навыков учащихся младших классов ДШИ - участников вокального ансамбля в процессе изучения произведений татарских композиторов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования, в частности, сборник «Мелодии родного края: песни татарских композиторов для детского вокального ансамбля», могут применяться в практике преподавания вокального ансамбля в школах, использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов, педагогов вокально-хоровых дисциплин образовательных учреждений системы дополнительного образования детей.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Список литературы включает 53 источника
В результате проведенного исследования проблемы развития вокально-хоровых навыков учащихся в условиях вокального ансамбля средствами произведений татарских композиторов мы пришли к следующим выводам.
Одним из важнейших видов музыкального исполнительства учащихся ДШИ является вокально-хоровая деятельность на уроках вокального ансамбля. В процессе занятий активно развивается детский голос, решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его музыкального развития в целом.
Условием осуществления вокально-хоровой деятельности выступают вокально-хоровые навыки, к которым относятся певческая установка, владение дыханием, строем, навыками звукообразования, ансамблевого музицирования, дикция и др.
Проблема развития вокально-хоровых учащихся младших классов - одна из первоочередных задач, возникающих у педагогов, работающих с детскими коллективами. От правильного формирования детей этих навыков зависит в дальнейшем не только качественное исполнение, но и здоровье голосового аппарата.
Предмет «Вокальный ансамбль» входит в число специальных учебных предметов ДШИ, способствует проявлению музыкальных данных и развитию голоса, певческой культуры учащихся.
В организации работы детского вокального ансамбля большое значение имеет репертуар, т.к. от правильно подобранного репертуара зависит дальнейшее развитие и рост коллектива, развитие вокально-хоровых навыков каждого участника. При выборе репертуара необходимо учитывать особенности, связанные с возможностями вокального ансамбля:
а) количественный состав ансамбля не более пятнадцати человек, что ограничивает число произведений с яркой динамикой;
б) малый состав участников отличается своей мобильностью и подвижностью в плане фразировки, темпа и динамики, что позволяет использовать произведения, написанные для камерных составов, а также произведения, в которых есть солирующие партии.
Вокально-хоровой репертуар занимает важное место в татарском музыкальном искусстве, представленный как в традиционной культуре, так и композиторском творчестве. Потенциал песен татарских композиторов для развития вокально-хоровых навыков учащихся значителен и может быть успешно актуализирован в учебном процессе ДШИ.
Целью проведенной нами экспериментальной работы было изучение развития вокально-хоровых навыков учащихся младших классов ДШИ на материале произведений татарских композиторов.
Исследовательская рaботa была организована на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бардымская детская школа искусств» в с. Барда Пермского края. В работе приняли участие 12 учащихся в возрасте 7-9 лет (обучающиеся на вокальном отделении ДШИ) - участники младшего вокального ансамбля.
В процессе работы были использованы методы: анкетирование, наблюдение, экспертные оценки.
Работа включала три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику развития вокально-хоровых навыков учащихся; формирующий этап, основанный на вокально-хоровой работе с использованием сборника «Мелодии родного края: песни татарских композиторов для детского вокального ансамбля»; контрольный этап, включающий повторную диагностику развития вокально-хоровых навыков учащихся после проведенной работы.
По результатам констатирующего этапа, с целью повышения эффективности вокально-хоровой подготовки на втором этапе экспериментальной работы была проведена методическая работа по развитию вокально-хоровых навыков учащихся вокального ансамбля на основе методик В. В. Емельянова, С. Миловского, Г. П. Стуловой, а также составленного нами сборника «Мелодии родного края: песни татарских композиторов для детского вокального ансамбля».
Сборник включает песни, созданные татарскими композиторами- классиками и современными авторами - вокальные сочинения С. Сайдашева, Дж. Файзи, З. Хабибуллина, А. Бакирова, Б. Мулюкова, И. Шамсутдинова, Р. Еникевой, Л. Батыр-Булгари, Р. Ахияровой, М. Кашипова, М. Имашева, Л. Хисматуллиной, Г. Гараевой, Ф. Абубакирова, Г. Зарипова.
Сборник адресован педагогам вокально-хоровых дисциплин образовательных организаций системы дополнительного образования детей; может быть использован в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов, обучающихся по направлениям музыкально-педагогического профиля.
Апробация сборника осуществлялась с учащимися, принявшими участие в экспериментальной работе ранее - на констатирующем этапе исследования. Данный сборник позволил успешно решить задачи правильной постановки голоса у детей на основе татарской национальной музыки: выработать навыки целостного, эмоционально-образного исполнения, кантиленного пения, сформировать правильное дыхание.
В результате проведенной работы не только качественно улучшились вокально-хоровые навыки - ребята стали более ответственно относится к занятиям, повысилось их внимание, а, следовательно, дисциплина. Они научились отличать правильное звучание от неправильного, появилась эмоциональная отзывчивость на музыку, появился дух здорового соперничества.
Доказательством эффективности работы являются результаты повторной диагностики, проведенной на контрольном этапе исследования, а также успешные выступления вокального ансамбля на различных фестивалях и конкурсах, что подтверждает исходную гипотезу исследования.
1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 430 с.
3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000. - 230 с.
4. Ахметова Л. А. Песенный фольклор в современном музыкально¬
исполнительском искусстве // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сборник материалов Междун. науч.-практ. конф. (Казань, 1 апреля 2016 г.) / Под ред. Н. В. Шириевой,
З. М. Явгильдиной. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 176-184.
5. Балашова С. ., Медушевский В., Тарасов Г. С., Челышева Т. В. Спутник учителя музыки [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с. URL: http://catalog.orenlib.ru (дата обращения 13.12.2016)
6. Байбикова Л. Р. Татарский песенный фольклор в этномузыкальном
воспитании детей [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-
obrazovanie/library/2015/02/10/httprazvitum-org4youarticles (дата обращения 26.04.2018)
7. Буланов В. Г. Музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. - Екатеринбург: УрГУ, 2000. - 87 с.
8. Булгаков В. Д. Хоровая музыка татарских композиторов: этапы развития, жанровый обзор, проблемы роста // Вестник КазГУКИ. - 2012. - №1. С.111-114
9. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2000. - 378 с.
10. Венгрус Л. А. Пение и «фундамент музыкальности». - Великий Новгород: Перо, 2000. - 245 с.
11. Вербов А. М. Техника постановки голоса. - Л.: Тритон, 1931. - 72 с.
12. Глинка М. И. Полн. собр. соч. Т.11 [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1963. URL: http://lib.rmvoz.ru(дата обращения 15.10.2016)
13. Гиззатуллина Р. Притулвье - родная сторона [Электронный ресурс]. URL: http://tan-barda.rU/pritulve-rodnaya-storona/#prettyPhoto
14. Дулат-Алеев В. Р. Татарская музыкальная литература: учебник для музыкальных училищ и детских музыкальных школ. - Казань: Казанская консерватория, 2007. - 491 с.
15. Долгова З. Р. Программа по учебному предмету вокальный
ансамбль [Электронный ресурс]. - Заинск, 2014. - 28 с. URL:
Ьйрз://еби^аг.ги/ир1оаб/зФгаде/огд5881/111ез/ФГТ%20предмет%20вокальный %20ансамбль%20ИЗМЕН21.рй1? (дата обращения 15.05.2018)
16. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 2000. - 192 с.
17. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. - М.: Владос, 2003. - 272 с.
18. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии
обучения [Электронный ресурс]. - Владимир, 1972. - 264 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 13.12.2016)
19. Илялова И. Артисты театра им. Г. Камала. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 334 с.
20. Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
21. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь [Электронный
ресурс]. - Л.: Музыка, 1986. - 70 с. URL:http://www.twirpx.com(дата
обращения 13.12.2016)
22. Краснощеков В. Вопросы хороведения [Электронный ресурс]. - М: Музыка, 1969. - 300 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 1.11.2016)
23. Кеериг О. Н. Детский хор в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. - СПб.: СПбГУКИ, 2013. - 224 с.
24. Кучукбаев Ш. Туган жирем, сина жырым! - Барда: МБУК «Бардымская ЦБС», 2001. - 39 с.
25. Локшин Д. Л. Хоровое пение [Электронный ресурс] // Методика
преподавания в школе. - М.: АПН РСФСР, 1952. - 123 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 13.12.2016)
26. Лучкина О. А. Вокальный ансамбль. Методические рекомендации
для работы в ДШИ [Электронный ресурс]. URL: http://as-
sol.net/PDF/metodika/vokalnyi_ans_luchkina.pdf (дата обращения 13.05.2018)
27. Мансурова З. От сердца к сердцу // Рассвет. - 2007. - 28 дек.
28. Максеев Б. Соловьем поет ее душа // Рассвет. - 2006. - 16 авг.
29. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - М. Просвещение, 1987. - 93 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.12.2016)
30. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1977. - 50 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 17.11.2016)
31. Нуриханов Ш. «Жырлап яшик, дусларым!». - Барда: МБУК «Бардымская ЦБС», 2014. - 31 с.
32. Огороднов, Д. E. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Изд. 3-е. - Киев: Музична Украйина, 1989. - 164 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 17.11.2016)
33. Осеннева М. С., Самарин В. А., Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 189 с.
34. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - М.: Академия, 1999. - 223 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2016)
35. Пашкова А. С. Развитие основных певческих навыков в процессе
занятий в вокально-хоровом ансамбле: методическое пособие для
преподавателей ДМШ и ДШИ (в помощь начинающему хормейстеру). - Екатеринбург, 2017. - 69 с.
36. Развитие детского голоса: Материалы III научной конференции [Электронный ресурс] / Под ред. В. Н. Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1971. - 234 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 15.10.2016)
37. Рудин Л. Б. Основы голосоведения. - М.: Граница, 2009. - 104 с.
38. Самарин В. А. Хороведение: учеб. пособие для средних и высших музыкально-педагогических заведений. - М.: Музыка, 2011. - 320 с.
39. Савина Е. Г. Формирование умений музыкально-сценической деятельности у детей 5-8 лет // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски / Под ред. К. П. Матвеевой. - Екатеринбург, 2005. - 160 с.
40. Саинова-Ахмерова Д. З. Салих Сайдашев. Страницы жизни и творчества композитора. - Казань: Татарское книжное издательство, 2001. - 211 с.
41. Силкачева Л. М. Хороведение: учеб. пособие. - М.: Департ. образования Администр. ОблИУУ, 1996. - 89 с.
42. Соколов В. Г. Вокально-хоровые упражнения в самодеятельном хоре [Электронный ресурс] // Работа в хоре. - М.: Музыка, 1977. - 50 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 13.12.2016)
43. Соколов В. Г. Работа с хором: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - М: Музыка, 1983. - 28 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 13.12.2016)
44. Стулова Г. П. Теория и методика обучения пению. - СПб.: Планета музыки, 2017. - 196 с.
45. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором.
Учебное пособие. - СПб.: Планета музыки, 2014. - 176 с.
46. Струве Г. А. Школьный хор: книга для учителя [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с. URL: http://plaza.open4u.ru(дата обращения 13.12.2016)
47. Сорочан К. С. Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль малой формы (дуэт, трио)» дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Эстрадно-джазовый вокал. Основной курс» [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/26111875-Vokalnyy-ansambl-maloy-formy-duet-trio-estradno-dzhazovyy-vokal-osnovnoy-kurs.html (дата обращения 13.05.2018)
48. Тазиева К. С. Мансур Музафаров. - Казань: Татарское книжное издательство, 1994. - 152 с.
49. Терацуянц Г. Е. Кое-что из опыта хормейстера [Электронный ресурс]. - М.: Петрозаводск, 1995. - 87 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2016)
50. Уразов Э. Ш. Масгут Имашев: Жизнь. Творчество. Личность. - Пермское книжное издательство, 2015. - 196 с.
51. Файзулаева М. П. Бату Мулюков: Жизнь. Творчество. Судьба. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2013. - 247 с.
52. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1990. - 175 с. URL: http://www.twirpx.com (дата обращения 15.10.2016)
53. Шакирзянова Л. Х., Хасанова Н. Х. Путь к успеху: Биобиблиографический указатель деятелей и работников культуры и искусства, писателей и краеведов Бардымского района. - Барда: МБУК «Бардымская ЦБС», 2014. - 105 с.