Введение ………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение понятия культуры труда…….. ………………….......5
2. Особенности воспитания культуры труда на уроках технологии …...........10
3. Методика проведения уроков технологии……………………………...…..14
Заключение ...…………………………………………………………………..18
Список литературы ...…………………………………………………………...20
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что каждый человек воспитанный в духе трудолюбия выполняет и придерживается принципа, что в ходе осуществления своей практической деятельности, он преобразует объекты духовного и материального мира, а также одновременно и меняет свою собственную природу. Именно трудолюбие в современном обществе выступает внутренним прогрессом развития самой личности, этот элемент является необходимым для формирования культуры труда. Развитие культуры труда происходит не стихийно, это длительный и трудоемкий процесс, формирование которого начинается еще со школьной скамьи.
По мнению многих экспертов, отношение к труду, проявляет себя в отношениях с окружающими людьми. Пренебрежение же к труду сказывается негативно на взаимоотношения между окружающими.
Понятие культура труда достаточно сложное понятие, о котором говорят, понимая ряд входящих в него элементов, а именно:
- ответственность;
- дисциплинированность;
- исполнительность;
- трудолюбие и многое другое позволяющее человеку настойчиво идти к своей цели.
Вышеперечисленные характеристики начинают формироваться у ребенка еще в дошкольном возрасте и развиваются в школьном. Велика роль уроков технологии в данном процессе, где возникает переход от теории к практике. Уроки технологии также имеют большой потенциал при развитии творчества у детей, в чем большая заслуга в подготовке к уроку будет отводиться личности и уровню сформированности культуры труда самого учителя.
Оттуда мы часто слышим трудолюбивый человек, это человек, как правило, творческий и это не случайно, поскольку способность к творчеству рождается потребностью поддерживать свое человеческое существование.
Итак, целью курсовой работы является изучение особенностей воспитания культуры труда на уроках технологии. Для решения донной цели, нами были поставлены следующие задачи, а именно:
- определить сущность и значение понятия культуры труда;
- выявить особенности воспитания культуры труда на уроках технологии;
- проанализировать методику проведения уроков технологии.
Объектом исследования является воспитание культуры трудовой деятельности. Предмет исследования – уроки технологии.
В процессе написания курсовой работы были использованы разные методы исследования. С помощью метода сбора теоретической информации проанализирована роль и значение трудовой культуры в современных рыночных условиях, а так же рассмотрены такие аспекты работы, как определение понятия «культура труда», «воспитание», «трудолюбие».
Воспитание культуры труда у детей имеет длительные временные рамки и во многом зависит окружающих условий, в которые с рождения попадает ребенок. Если мы говорим о семье, то это в первую очередь радетели, если мы говорим о младшем школьном возрасте, то это учитель и т. д. Очень важно всех этапах развития ребенка приучать его к самостоятельности в выполнении своих действий. Уроки технологии позволяют расширить способности учащихся и приучить их к труду. От учителя же в свою очередь требуется полноценная подготовка к урокам технологии, при этом учитывая особенности детского возраста.
В данной курсовой работе нами были рассмотрены составляющие понятия культура труда, воспитания культуры труда и предложен анализ методики проведения уроков технологии у детей. Делая вывод по данным параграфа, отметим, что понятие культура труда, достаточно комплексное понятие, включающее в себя:
- технологическую дисциплину;
- организацию рабочего времени;
- соблюдение условий и техники безопасности;
- способность видеть результат и многое другое.
Так вышеперечисленные характеристики составляют культуру труда, которая складывается и развивается течением времени. В данном процессе велика роль школьного обучения, где ребенок проводит одиннадцать лет жизни. Использование учителем воспитательных методов, таких как:
- поощрение;
- наблюдение;
- упражнения;
- поручения;
- беседа;
- метод требования.
Данные методы позволяют приобщить ребенка к культуре труда.
Рассмотрев методику проведения уроков технологии, а она в своей подготовке имеет комплекс действий, что естественно складывается на коммуникабельности и ответственному подходу самого учителя. Ними приведены ряд типов уроков, применение которых на уроках технологии позволить активизировать детей. Уроки технологии требуют технического и наглядного оснащения и в обязательном порядке проведения инструктажа по технике безопасности.
1. Губина Е.М. Основные элементы конкурентноспособности вуза на современном этапе / Е.М. Губина // Воспитание и техник – 2012. - №2. – С. 140-144.
2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина. – М.: Общество. Среда. Развитие, 2011. -190с.
3. Петров А.Я. Понятие «охрана труда»: теоретико-правовые аспекты / А.Я. Петров // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2015.- № 2. С. 61–75.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика/ П. И. Пидкасистый. – Москва: ВУЗ: ЧГПУ, 2006. – 632 с.
5. Психогенетика / И. В. Равич – Щербо [и др.]. - М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
6. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реана. - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. –12 с.
7. Рязанцева А.Н. Родители - социальные партнеры учителя / А.Н. Ря-занцева // Начальная школа. - 2009. №11. – С.7-9.
8. Синягина Н.Ю. Учебная нагрузка и здоровье детей / Н.Ю. Синягина // Народное образование. -2002.-№9. - С.171-174.
9. Смирнов С.А. Педагогика / С.А. Смирнов. - Москва: «Просвещение» 1999. - 509с.
10. Сулима И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования / И.И. Сулима // Центр Научных инвестиций. – 2012 - №1 С. 24.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
12. Штейнман М.Я. Внутрихозяйственный контроль на сельскохозяйственных предприятиях: учебник / М.Я. Штейнман., П.И. Гайдуцкий. - «Агропромиздат».: Москва, 2008 – 143с.
13. Ясвина В.А. Образовательная среда / В.А. Ясвина. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.