Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №47259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной одаренности личности 5
1.1. Социальная одаренность в трудах отечественных и зарубежных
исследователей 5
1.2. Одаренность как системное качество личности 14
1.3. Особенности проявления социальной одаренности в подростковом
возрасте 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование социальной одаренности личности 27
2.1. Выбор методик и организация исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение

Актуальность исследования. Сегодня одним из важных направлений в системе образования является проблема становления личности ребенка, его самосознания, формирования активной жизненной позиции. Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей и происходящие в мире события.
Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми (Н. С. Лейтес).
Личность, способная увлечь за собой других, организовать совместную деятельность, внимательно относящаяся к другим и к своему делу, будет максимально соответствовать запросам современного общества.
Подростковый возраст, в котором общение становится ведущей деятельностью, рассматривается в этой связи как сензитивный период для развития социальной одаренности. Однако этот вопрос недостаточно широко освещен в научной литературе. Разработка этой проблемы имеет важное значение для более глубокого понимания природы социальной одаренности в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучение социальной одаренности личности подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социальная одаренность личности подростков.
Гипотеза: социальная одаренность подростков зависит от стремления ими устанавливать близкие отношения с другими.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие социальная одаренность личности.
2. Изучить проявление социальной одаренности в подростковом возрасте.
3. Провести диагностику социальной одаренности в подростковом возрасте.
4. Подвести итоги, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют системный подход (Б. Г. Ананьев и др.), концепции одаренности (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес и др.), концепции социальной одаренности (Зверева А.В. Щебланова Е.И.) и психологии подростка (И.С. Кон, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн и др.).
Методами исследования в работе выступают: методика «Диагностика лидерских способностей» Е.Жарикова, Е.Крушельницкого, модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» (А.А. Рукавишников), Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.
Практическая значимость. Выявленные в процессе исследования особенности компонентов социальной одаренности могут служить основой для создания коррекционной и развивающей работы с подростками по развитию структурных компонентов социальной одаренности, в частности эмпатии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список использованной литературы составляет 57 источников. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено изучению социальной одаренности личности подростков. Проблема социальной одаренности в подростковом возрасте является актуальной. В психологической литературе накоплен определенный опыт по изучению одаренности личности. Эта проблема рассматривается в рамках различных психологических подходов, где отмечаются различия по вопросам определения понятия одаренности, ее структуры.
Теоретический анализ позволил определить, что социальная одаренность зависит от успешности процесса межличностного взаимоотношения. В качестве способностей способствующих успешности процесса общения исследователи выделяют: социальный интеллект, лидерские способности, способность к эмпатии, характеристики личности, проявляющиеся в особенностях межличностного взаимодействия.
В подростковом возрасте общение со сверстниками и значимыми взрослыми играет ведущую роль, определяя успешность в общении и других видах деятельности, ход дальнейшего развития и реализации личности.
Особенности динамики социальной одаренности и социальных способностей в подростковом возрасте во многом определяются ведущим типом деятельности подростка, а также основными задачами развития, характеризующими указанный период.
Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в результатах проведенного исследования. Было обнаружено, основным компонентом социальной одаренности подростков выступает тенденция устанавливать близкие отношения с другими, которое способствует проявлению лидерских способностей, эмпатии и возникновению взаимодействия и сотрудничества.
Эмпирическое исследование проводилось с использованием: методика «Диагностика лидерских способностей» Е.Жарикова, Е.Крушельницкого, модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» (А.А. Рукавишников), Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.
Результаты изучения компонентов социальной одаренности в подростковом возрасте позволяют заключить, что:
- Лидерские способности у испытуемых данной выборки не достаточно сформированы и не развиты, или проявляются частично.
- Большинство исследуемых подростков показали, что как сами могут устанавливать контакты с другими людьми, так и имеют потребность, чтобы другие принимали их тоже. В этом возрасте существует необходимость быть контролируемыми, так как у ребят недостаточно развита ответственность. При выборе лиц, с которыми они создают глубокие эмоциональные отношения, подростки проявляют сдержанность и осторожность.
- Испытуемые показали в основном заниженный и низкий уровень эмпатии.
- У подростков есть сложившаяся система представлений об особенностях складывающихся взаимоотношений между людьми, на основании полученного социального опыта ребята могут выстраивать свою систему отношений с окружающим миром.
- Анализ взаимосвязей показал, что основным компонентом социальной одаренности подростков выступает тенденция устанавливать близкие отношения с другими. Именно стремление устанавливать близкие отношения способствует проявлению лидерских способностей, эмпатии и стремления находится и эмоционально хорошо чувствовать в обществе с другими, на основе которых возникают взаимодействия и сотрудничества.
В ходе исследования была достигнута цель, гипотеза доказана, решены поставленные задачи.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
2. Ананьев В. Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. Бодалева - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 384 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2002. — 378 с.
4. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и
конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
5. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности. // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.,1997. - С. 275-294.
6. Белова Е.С., Щебланова Е.И. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 14-23.
7. Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства. // Вопросы психологии, 2000. с. 87 - 95.
8. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010.-56 с.
9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: AKADEMA, 2002. - 318 с.
10. Бодалев А. А. Психология общения. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. - 256 с.
11. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,2005. - 352 с.
12. Боровецкая В. В. Одарённость как системное качество личности // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 740-742.
13. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: «Феникс +», 2009. - 512 с.
14. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. - 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
15. Закирова Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности: Монография. - г. Елабуга: Типография ООО «ЕлТИК», 2012. - 120 с.
16. Зверева А. В. Особенности динамики социальной одаренности учащихся в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00. - М., 2006. - 22 с.
17. Иванова И. А. Сущность и структура социально-перцептивных способностей - Вестник СевКавТТУ Серия «Туманитарные науки», Хз 1 (11), 2004.
18. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 255с.
19. Крайг Д. Психология развития / Д. Крайг, Д.Бакум. - СПб. : Питер, 2004. - 940 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.И. Колющий. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
21. Куницына В. П., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2002. - 544с.
22. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.
23. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб. : Питер, 2000. - 582 с.
24. Маслоу А. Г. Мотивация и личность; пер. с англ. А. М. Татлыбаева. - СПб., 2009. - 479 с.
25. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд- во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 720 с.
26. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 2006. - 374 с.
27. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Матюшкина — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.-192 с.
28. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.-462 с.
29. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 2006. - 592 с.
30. Платонов К. К. Структуры и развитие личности; отв. ред. А.Д. Глаточкин.- М., 2008.
31. Платонов К.К. Психология детской одаренности. - Тольятти, 2016.
32. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
33. Психология одаренности Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 80 с.
34. Психология одаренных детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - М: Академия, 1996. - 416 с.
35. Психология подростка. Полное руководство. / Под редакцией А. А. Реана - СПб.: прайм - ЕВРОЗПАК,2003. - 432 с.
36. Психология развития: Учеб для студ. высш. психол. учеб.
Заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т. Г. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 528 с. с 171 - 174.
37. Рабочая концепция одаренности . 2-е изд., расш. И перераб. - М., 2003.-95 с.
38. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия. В 2-х Т. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999. - 608 с. и 576 с.
39. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. — Переработанное и дополненное издание пособия: Т. А. Ратанова, Л. И. Золотарева, П. Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности». — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 264 с.
40. Реан А. А. Общая психология и психология личности. - М., 2009. - 639 с.
41. Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - С. 214-242.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
43. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 352 с.
44. Сидорина Н.А. Взаимосвязь одаренности, воображения и творчества // Эффективность образования: история и современность. - Ярославль, 2006.
45. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. — 175 с.
46. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Психология
индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 2007.
- 404 с.
47. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. - С. 243-264.
48. Хрусталева Т. М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10.
49. Хрусталёва Т.М. Психология педагогической одарённости. - Пермь, 2003. — 163 с.
50. Хьел, Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб., 2007.
51. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
52. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности
человека. — М: Логос, 2002. — 160 с.
53. Шалаева Т. И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании: Методическое пособие.
- Саратов.: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. Центра, 2000. - 52 с.
54. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.
55. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. - 212 с.
56. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды в 2 т., Т.1.- М.: МПСИ МОДЭК, 2005. - 568 с. Т.2. - М.: МПСИ МОДЭК, 2005. - 456 с.
57. Эриксон, Э. Г. Детство и общество; пер. с англ.и науч. ред. А. А.
Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лет. сад, 2000. - 415 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ