Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО (НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ Т.Б. ЮДОВИНОЙ-ГАЛЬПЕРИНОЙ)

Работа №37268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
561
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания творческого развития младших школьников на основе методики обучения фортепиано Т.Б. Юдовиной- Гальпериной 8
1.1 Психолого-педагогические особенности творческого развития учащихся младшего школьного возраста 8
1.2 Основные принципы методики обучения фортепиано Т.Б. Юдовиной-Гальпериной в процессе активизации творческого развития
учащихся 19
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Практическая работа по реализации творческого развития учащихся младшего школьного возраста в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано 29
2.1 Методические аспекты обучения учащихся младшего школьного возраста начальным навыкам игры на фортепиано 29
2.2 Разработка методических рекомендаций по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано и их апробация в 1-х классах МБОУ ДО «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» РТ 38
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 56

Актуальность исследования. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, а без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе «Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р». В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим развитием, среди них:
- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
- приобщение граждан России к шедеврам отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, способствующего раскрытию их творческого потенциала;
От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество музыкального образования. Формирование личности, владеющей профессиональными музыкальными знаниями и умеющей выражать музыкально-эстетические впечатления грамотно - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Степень изученности темы исследования. Различные аспекты рассматриваемой проблемы уже были изучены в научной литературе.
Основополагающие вопросы по методике обучения игре на фортепиано были раскрыты в работах таких авторов, как А.А. Алексеев, А.Д.Артоболевская, Е.Я.Либерман, Г.Г. Нейгауз, К.А.Мартинсен, Б.Е.Милич. Ими были рассмотрены общие вопросы музыкально-эстетического воспитания, а также вопросы воспитания техники учащегося и различные аспекты работы над художественным образом. Из ряда авторов, создавших методики начального обучения игре на фортепиано, следует выделить таких как А.Д.Артоболевская, Б.Е.Милич, Т.И. Смирнова, С.А.Барсукова, Т.Б. Юдовина-Еальперина.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике дошкольного образования противоречие между высоким уровнем разработанности теории творческого развития учащихся и недостаточной разработанностью методических вопросов по его стимулированию в процессе освоения детьми младшего школьного возраста начальных навыков игры на фортепиано.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какие методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы исследования была определена тема выпускной квалификационной работы творческое развитие учащихся младшего школьного возраста в процессе освоение начальных навыков игры на фортепиано (на основе методики обучения фортепиано Т.Б. Юдовиной-Еальпериной).
Цель работы - разработать методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано и выполнить их апробацию.
Объект исследования - процесс дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования - творческое развитие учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано.
Гипотеза исследования - творческого развития учащихся младшего школьного возраста в процессе освоение начальных навыков игры на фортепиано значительно повысится, если будут:
- выявлены психолого-педагогические особенности творческого развития учащихся младшего школьного возраста;
- обоснованы основные принципы методики обучения фортепиано Т.Б.Юдовиной-Гальпериной в процессе активизации творческого развития учащихся;
- изучены методические аспекты обучения учащихся младшего школьного возраста начальным навыкам игры на фортепиано;
- разработаны методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано и их апробация в 1-х классах МБОУ ДО «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» РТ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические особенности творческого развития учащихся младшего школьного возраста.
2. Обосновать основные принципы методики обучения фортепиано Т.Б. Юдовиной-Гальпериной в процессе активизации творческого развития учащихся.
3. Изучить методические аспекты обучения учащихся младшего школьного возраста начальным навыкам игры на фортепиано;
4. Разработать методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано и их апробация в 1-х классах Детской музыкальной школы им.А.Валиуллина Сабинского района.
Разработать методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано и их апробация в 1-х классах МБОУ ДО «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» РТ.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
-теоретические: анализ психолого-педагогической, методической
литературы по развитию творческих навыков на основе современных методик и методик прошлого века;
-эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент. Теоретическая база исследования. В процессе проведения исследования были использованы труды:
• По психолого-возрастным особенностям развития учащихся начальных классов, работы, раскрывающие закономерности творческого развития личности Я.А.Пономарева, А.В.Петровского, Е.М.Тимакина.
• По методике обучения игре на фортепиано А. А. Алексеева, А.Д.Артоболевской, Е.Я.Либермана, Е.Е. Нейгауза, К.А.Мартинсена, Б.Е.Милича, Т.И.Смирновой, С.А.Барсуковой, Т.Б.Юдовина- Е альпериной.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2018 - январь 2019г.) - было осуществлено изучение, теоретический анализ и сбор материала по методическим пособиям; также была изучена методика Т.Б.Юдовиной-Еальпериной.
На втором этапе (февраль - март 2019 г.) -были разработаны конспекты уроков и методики диагностики уровня творческого развития у учащихся младших классов.
На третьем этапе (апрель - май 2019г.) - проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе 1-х классов МБОУ ДО «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» РТ.
Новизну исследования составляют разработанные методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные методические рекомендации по творческому развитию учащихся в процессе освоения начальных навыков игры на фортепиано могут быть внедрены в процесс дополнительного музыкального образования в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
Структура работы включает введение, две главы, четыре параграфа, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Творческое развитие - это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать качественные переходы в своем сознании, окунаться в неизведанное, творить.
Среди особенностей психолого-возрастного развития учащихся начальных классов следует выделить:
• происходит усвоение моральных норм и правил поведения;
• начинает формироваться общественная направленность личности. Среди основных психологических закономерностей творческого
развития учащихся младших классов были выделены:
• раннее начало;
• окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали самую раннюю творческую силу;
• максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;
• большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;
• умная помощь взрослых.
2. Методика Т.Б.Юдовиной-Гальпериной предназначена для раннего
развития детей. Автор предлагает свои приемы, методы для занятия с маленькими детьми. Особенностью методов является то, что она предлагает начинать заниматься с детьми с трехлетнего возраста, учит нотную грамоту в виде забавных сказок, дает советы как учить легато и стаккато.
Для того чтобы заинтересовать детей, важно, чтобы каждый урок приносил ребенку радость общения с педагогом, с музыкой, которую он услышит или исполнит сам. Т.Б.Юдовина-Гальперина подчеркивает, что среди обилия решаемых задач немаловажно не упустить основную задачу - развить интерес к музыкальным занятиям. Одним из этих условий является личность педагога и его контакт с учеником. Ученик верит учителю и через него еще
больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику.
Основные принципы обучения начинающего пианиста по методике Т.Б.Юдовиной-Г альпериной:
• Опора на субъективные интересы и предпочтения начинающего пианиста;
• Создание комфортных условий для обучения позитивного, эмоционального настроя;
• Активное музыкальное развитие в доигровой период;
• Применение ярких, интересных для ребенка образных ассоциации поясняющих содержание музыки;
• Забота и бережное отношение к игровому аппарату у ребенка.
3. Среди выдающихся педагогов-пианистов, создавших авторские методики обучения игре на фортепиано выделяются А.А. Алексеев, А.Д.Артоболевская, Е.Я.Либерман, Е.Е. Нейгауз, К.А.Мартинсен, Б.Е.Милич. Ими были рассмотрены общие вопросы музыкально-эстетического воспитания, а также вопросы воспитания техники учащегося и различные аспекты работы над художественным образом. Из ряда авторов, создавших методики начального обучения игре на фортепиано, следует выделить таких как А.Д.Артоболевская, Б.Е.Милич, Т.И.Смирнова, С.А.Барсукова, Т.Б.Юдовина-Е альперина.
На основе анализа методических пособий по освоению навыков игры на фортепиано было установлено, что в целом они представляют собой хрестоматии, содержащие нотные примеры, а также небольшую вступительную статью или лаконичные указания по овладению первыми исполнительскими навыками. В центре внимание авторов в рамках начального обучения поставлены задачи освоения нотной грамоты по принципу от простых элементов к сложным. Данной логике подчинен порядок усложнения произведений, рекомендуемых к изучению. Е[особия, которые были рассмотрены нами, как правило, не содержат рекомендаций или советов по активизации фантазии и воображения юного пианиста, и не подчеркивают значимость данных способностей в процессе творческого развития учащегося.
4. Эксперимент по оценке уровня творческого развития учащихся состоялся на базе МБОУ ДО «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» РТ.
В нем приняли участие обучающиеся первых классов. Экспериментальную группу составило 5 человек. В контрольную группу вошли ученики классов других преподавателей в количестве 6 человек.
Для оценки уровня развития начальных навыков игры на фортепиано нами была разработана экспертная карточка. По разработанной карточке был проведен эксперимент, который состоялся на базе в 1-х классах МБОУ ДО «Сабинская детская школа искусств имени Хуснуллы и Аллагияр Валиуллиных» РТ.
Анализ результатов показал, что на контрольном этапе эксперимента уровень развития начальных навыков игры на фортепиано учащихся первых классов, а также уровень их творческого развития в экспериментальной группе стал значительно выше, тогда как динамика изменений в контрольной оказалась незначительной. На этом основании был сделан вывод об эффективности разработанных методических рекомендаций на основе методики Т.Б. Юдовиной-Гальпериной.


1. Абдуллина, А. А. Моделирование упражнений для начинающих обучение игре на фортепиано: учебно-методическое пособие. - М.: МПГУ, 2005 - 24 с.
2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е издание. - М.: Музыка, 1978 - 289 с.
3. Алябьева, .А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.
4. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой: учебное пособие. 6-е издание. -М.: Советский композитор, 1992 - 105 с.
5. Артоболевская, А.Д. Хрестоматия маленького пианиста: учебное пособие. -М.: Советский композитор, 1991 - 138 с.
6. Арчажникова, Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие. - М.: МГЗПИ, 1962 - 82 с.
7. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, «Большой психологический словарь», 3-еизд 2002г.
8. Баранова, Г., Четверухина, А. Первые шаги маленького пианиста. - М.: Музыка, 1992 - 125 с.
9. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики исполнительства. - Л.: Музыка, 1969 - 282 с.
10. Баренбойм, Л. Путь к музыке. - Л.: Советский композитор, 1979 - 168с.
11. Баринова, М.Н.Очерки по методике фортепиано. - Л.Лритон, 1926 - 203с.
12. Беркман, Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Просвещение, 1977 - 104 с.
13. Бирмак, А.В. О художественной технике пианиста. - М.: Музыка, 1973 - 139 с.
14. Богоявленская Д.Б. Психологиятворческих способностей: Учеб,
пособие для студ.высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия»2002 -320с .
15. Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическоеисследование.) М., «Просвещение», 1968
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. — 96 с
17. Гат,Й. Техника фортепианной игры. - Будапешт:Атэнэум,1967 -244 с.
18. Геталова, О. А., Визная, И.В. В музыку - с радостью. - СПб.:Композитор, 1997 - 160 с.
19. Гнесина, Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: МУЗГИЗ, 1956 - 20 с.
20. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Музгиз, 1961 - 222 с.
21. Дельнова, В.В. Развитие фортепианной техники на начальной стадии обучения / Г. Балтер // Ребенок за роялем. - М.: Музыка, 1981 - С. 87-95.
22. Исенко, А.И. Школа игры на фортепиано. Часть 2 - М.: Музгиз1961 - 90 с.
23. Истратова, .Н. Справочник психолога начальной школы. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
24. Коган, Г. Работа пианиста. - М.: Классика-ХХ1, 2004 - 204 с.
25. Корто, А. Рациональные принципы фортепианной техники. - М. Музыка, 1966 - 108 с.
26. Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста. Тетради I nil. - М.: 1978-32 с.
27. Лещинская, И., Пороцкий В. Мальтттт за роялем: учебное пособие. 2-е издание. - М.: Советский композитор, 1989 - 38 с.
28. Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика- XXI, 2003 - 148 с.
29. Лонг, М. Фортепиано. Школа упражнений. - Л.: Музгиз, 1963 - 125 с.
30. Львов Л.В. Педагогическая психология: учебное пособие. - Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина; ЕОУ ВПО ЧЕАУ, 2009. - 240 с.
31. Любомудрова, Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М. Музыка, 1982 - 143 с.
32. Макуренкова, Е.П. О педагогике В.В. Листовой. - М.: Музыка, 1971 - 92 с.
33. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника. - М. Музыка, 1966- 118 с.
34. Маслоу А. "Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006 г., 352 с.
35. Матюшкина А.И. Развитие творческой активности школьника. - М.: Педагогика, 2003
36. Милич,Б.Е.Воспитаниеученика-пианиста:методическое пособие. М.: Кифара, 2002 - 184 с.
37. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000.
38. Нейгауз, Е.Е. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.5-е изд. - М.: Музыка, 1988 - 240 с.
39. Николаев, А.А. Школа игры на фортепиано / Э. Кисель, В.Натансон, А. Николаев, Н. Сретенская. - М.: Музыка, 1970 - 192 с.
40. Огородникова И.Т. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. - М., 2002 г.
41. Пестов, Б.Н. Методы научно - технического творчества:Учебное пособие/ Под общей редакцией К.И. Курбакова. КОС ИНФ, Рос. экон.акад. 2003-214 с.
42. Петровский А.В. Общая психология: Учеб, для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
43. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. - М., 2002 г.
44. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Е.Ярошевского. - 2-е изд.щспр.и доп. - М.:Политиздат, - 494 с.
45. Ройзман, Л.И., Натансон, В.А. Юный пианист. Выпуск 1 - М.:Советский композитор, 1987 - 165 с.
46. Савшинский,С.И.Работапианистанадмузыкальным произведением. - М.: Музыка, 1964 - 174 с.
47. Сраджев, В.П. Развитие беглости в технической работе
пианиста:методическое пособие. - Елец: Муза, 2003 - 32 с.
48. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста: методическое пособие. 2- еиздание. -М.: Советский композитор, 1989 - 144 с.
49. Трегубова Е.В. Развитие творческого мышления. (Начальная школа №6 2003 г.).
50. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство. 2-е издание. - М.: Музыка, 1969 - 595 с.
51. Фукс 3. Основы техники / Е. Балтер // Ребенок за роялем. - М. Музыка, 1981 - С. 95-110.
52. Цыганова, Е.Е., Королькова, И.С. Новая школа игры на фортепиано.6-е издание. - Ростов н/Д.: Феликс, 2009 - 206 с.
53. Цьтпии, Е.М. Обучение игре на фортепиано: учебн. Пособие длястудентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». - М.:Просвещение, 1984 - 176 с.
54. Шендерович, Е.М. О преодолении пианистических трудностей
вклавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1987- 60 с.
55. Шипилова Л.Н. Формирование фортепианно-технических
навыков Методическая разработка. - Уральск: Издательский центр и СМИ ЗКГУ им.М. Утемисова, 2009 - 13 с.
56. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических навыков. -Л.: Музыка, 1971 - 74 с.
57. ШтейнгаузенФ.А.Физиологическиеошибкивтехникефортепианной игры. Перевод с немецкого С. Малькиной - СПб.: Печатный труд, 1909 - 173с.
58. Щапов,А.П.Фортепианныйуроквмузыкальнойшколеучилище. - М.:
Классика-ХХ1, 2002 - 176 с.
59. Юдовина-Еальперина, Т. За роялем без слез, или я - детскийпедагог. - СПб.: Союз художников, 2002 - 240 с.
60. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии,- М.: «Современное слово», 2001.-768 с.
61. http: //ш. wikipedia. org/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ