ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО
УЧАСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 6
1.1. Структура учебно-опытного участка 6
1.2. Виды деятельности учащихся и организация работы на учебно¬опытном участке 13
1.3. Значение учебно-опытного участка в образовательном процессе 18
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 22
2.1. Характеристика учебно-опытного участка МБОУ «СОШ № 8» г. Елабуги 22
2.2. Образовательные возможности учебно-опытного участка МБОУ «СОШ №8» г. Елабуги 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Школьный учебно-опытный участок имеет важное значение в образовательном процессе школы. Еще в 1941 году М.И. Калинин, выступая перед учительством, четко определил цель пришкольных участков: «Мне кажется, что успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая, ... а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников, т.е. насколько они повысили качество учебы, насколько ученики старших классов научились работать и насколько ученики младших классов приучились к работе.» [5, с. 117].
Нам хорошо известно, в какой мере веселей и благополучнее проживают люди, которые многое умеют делать, у которых все удается, кто точно знает, что не растеряется при тех или иных условиях и при определенных ситуациях сможет овладеть вещами и командовать.
На сегодняшний день важны слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Особенность этих слов является значимой и по сей день, так как школа в условиях бюджетного дефицита и утраченной роли шефов должна учиться жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность. Именно трудовая подготовка является некой подготовкой к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд является основой преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основой развития и человеческого счастья.
Труд - основа человеческой жизни. Приобщение к труду - важная часть воспитания в школе. Труд, на наш взгляд, воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, включен в воспитательную систему. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим.
Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительных исследований. Опытный участок - это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.
Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.
Школьный участок обладает большим воспитательным потенциалом, но в практике школ он часто используется односторонне, превращается в плодовый сад, цветочно-декоративный участок или огород. Такой участок не оправдывает своего педагогического назначения [3, с. 374-375].
Поэтому целью исследования является выявление и использование возможностей школьного учебно-опытного участка в образовательном процессе школы.
При исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Познакомиться со структурой школьного учебно-опытного участка городской школы.
3. Выявить возможности школьного учебно-опытного участка в образовательном процессе.
Объект исследования: школьный учебно-опытный участок.
Предмет исследования: значение школьного учебно-опытного участка в образовательном процессе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогической, методической литературы; изучение передового педагогического опыта, наблюдение, анализ результатов проектирования школьного учебно-опытного участка; изучение документации по школьному учебно-опытному участку; беседа с учителями, учащимися школы; изучение продуктов творчества учителей и учащихся.
База исследования: исследование проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района республики Татарстан.
1. При проведении исследования изучили литературу о школьных учебно-опытных участках и выявили их возможности. Нам удалось выяснить, что школьники во время образовательного процесса знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. Для этого предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.
2. Исследуя школьный учебно-опытный участок МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Елабуги выявили, что он включает восемь отделов: коллекционный, овощной, семенной, производственный, полевых культур, цветочно-декоративный, начальных классов и пряно¬вкусовых растений. Для площади 790м2 этого вполне достаточно, но можно, на наш взгляд, порекомендовать объединить семенной и овощной отделы в один овощной отдел. Предлагаем дополнительно выделить:
1) плодово-ягодный отдел. Он может входить в состав других отделов, например, цветочно-декоративного, т.к. многие плодово-ягодные деревья и кустарники очень эстетичны во время цветения и плодоношения.
2) дендрологический отдел. Он может также входить в состав других отделов, например, цветочно-декоративного, т.к. многие деревья и кустарники очень эстетичны во время цветения и плодоношения.
3) отдел общей биологии. Он может также входить в состав других отделов, например, приспособление растений к разным способам опыления можно показать на примере кукурузы, подсолнечника, свеклы, фасоли, растущих в овощном и полевом отделах. Опыты по скрещиванию гороха (овощной отдел) помогают изучить законы Менделя из курса генетики.
3. Помимо этого, пришли к выводу, что школьный учебно-опытный участок в образовательном процессе имеет весомое значение. При работе на участке происходит привитие интереса, любви к природе и окружающему растительному миру; организация практических работ по выращиванию важнейших растений нашей зоны, наблюдение за их ростом и развитием, выработка у учащихся умений и навыков аграрного труда; проведение и постановка опытов в соответствии с программами трудового обучения и биологии; воспитание глубокого уважения к активной трудовой и общественной деятельности, сельскохозяйственному труду; заготовка раздаточного материала для уроков окружающего мира, природоведения и биологии.
Таким образом, отмечаем, что в условиях учебно-опытного участка школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.