Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА ШКОЛЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №47223

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО
УЧАСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 6
1.1. Структура учебно-опытного участка 6
1.2. Виды деятельности учащихся и организация работы на учебно¬опытном участке 13
1.3. Значение учебно-опытного участка в образовательном процессе 18
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА 22
2.1. Характеристика учебно-опытного участка МБОУ «СОШ № 8» г. Елабуги 22
2.2. Образовательные возможности учебно-опытного участка МБОУ «СОШ №8» г. Елабуги 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Школьный учебно-опытный участок имеет важное значение в образовательном процессе школы. Еще в 1941 году М.И. Калинин, выступая перед учительством, четко определил цель пришкольных участков: «Мне кажется, что успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая, ... а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников, т.е. насколько они повысили качество учебы, насколько ученики старших классов научились работать и насколько ученики младших классов приучились к работе.» [5, с. 117].
Нам хорошо известно, в какой мере веселей и благополучнее проживают люди, которые многое умеют делать, у которых все удается, кто точно знает, что не растеряется при тех или иных условиях и при определенных ситуациях сможет овладеть вещами и командовать.
На сегодняшний день важны слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Особенность этих слов является значимой и по сей день, так как школа в условиях бюджетного дефицита и утраченной роли шефов должна учиться жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность. Именно трудовая подготовка является некой подготовкой к самостоятельной жизни молодого человека. Ведь труд является основой преодоления трудностей в окружающем мире и в самом себе, основой развития и человеческого счастья.
Труд - основа человеческой жизни. Приобщение к труду - важная часть воспитания в школе. Труд, на наш взгляд, воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, включен в воспитательную систему. Труд только тогда хорош, когда он приносит пользу, развивает и реализует потребности ребенка, когда он общественно значим.
Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисциплинированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за её пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребёнка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует грамотная организация работы на пришкольном учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительных исследований. Опытный участок - это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое.
Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Здесь, с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой.
Школьный участок обладает большим воспитательным потенциалом, но в практике школ он часто используется односторонне, превращается в плодовый сад, цветочно-декоративный участок или огород. Такой участок не оправдывает своего педагогического назначения [3, с. 374-375].
Поэтому целью исследования является выявление и использование возможностей школьного учебно-опытного участка в образовательном процессе школы.
При исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Познакомиться со структурой школьного учебно-опытного участка городской школы.
3. Выявить возможности школьного учебно-опытного участка в образовательном процессе.
Объект исследования: школьный учебно-опытный участок.
Предмет исследования: значение школьного учебно-опытного участка в образовательном процессе.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬педагогической, методической литературы; изучение передового педагогического опыта, наблюдение, анализ результатов проектирования школьного учебно-опытного участка; изучение документации по школьному учебно-опытному участку; беседа с учителями, учащимися школы; изучение продуктов творчества учителей и учащихся.
База исследования: исследование проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района республики Татарстан.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. При проведении исследования изучили литературу о школьных учебно-опытных участках и выявили их возможности. Нам удалось выяснить, что школьники во время образовательного процесса знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. Для этого предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.
2. Исследуя школьный учебно-опытный участок МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Елабуги выявили, что он включает восемь отделов: коллекционный, овощной, семенной, производственный, полевых культур, цветочно-декоративный, начальных классов и пряно¬вкусовых растений. Для площади 790м2 этого вполне достаточно, но можно, на наш взгляд, порекомендовать объединить семенной и овощной отделы в один овощной отдел. Предлагаем дополнительно выделить:
1) плодово-ягодный отдел. Он может входить в состав других отделов, например, цветочно-декоративного, т.к. многие плодово-ягодные деревья и кустарники очень эстетичны во время цветения и плодоношения.
2) дендрологический отдел. Он может также входить в состав других отделов, например, цветочно-декоративного, т.к. многие деревья и кустарники очень эстетичны во время цветения и плодоношения.
3) отдел общей биологии. Он может также входить в состав других отделов, например, приспособление растений к разным способам опыления можно показать на примере кукурузы, подсолнечника, свеклы, фасоли, растущих в овощном и полевом отделах. Опыты по скрещиванию гороха (овощной отдел) помогают изучить законы Менделя из курса генетики.
3. Помимо этого, пришли к выводу, что школьный учебно-опытный участок в образовательном процессе имеет весомое значение. При работе на участке происходит привитие интереса, любви к природе и окружающему растительному миру; организация практических работ по выращиванию важнейших растений нашей зоны, наблюдение за их ростом и развитием, выработка у учащихся умений и навыков аграрного труда; проведение и постановка опытов в соответствии с программами трудового обучения и биологии; воспитание глубокого уважения к активной трудовой и общественной деятельности, сельскохозяйственному труду; заготовка раздаточного материала для уроков окружающего мира, природоведения и биологии.
Таким образом, отмечаем, что в условиях учебно-опытного участка школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.



1. Афонина Е.А. Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин: монография / под ред. Проф. И.Э. Ярмакеева. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. - С.164.
2. Афонина Е.А. Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка / Е.А. Афонина// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017.- Том 8. - № 2-2. - С. 16-20.
3. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.
4. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. - Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 264 с.
5. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и обучении. Сборник статей / сост. Болдырев Н.И. - Изд-во: АПН РСФСР, 1948. - С. 117.
6. Карцева И.Д. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. спец./ Сост. И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического
бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрайт, 2015. - 719 с.
8. Лёвкина Е.В. Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие / Е.В. Лёвкина; Бузулукский гуманитарно-технолог. Ин-т (филиал) ОГУ - Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. - 154 с.
9. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии. - М.: КолосС, 2007. - 304 с.
10. Папорков М. А.Учебно-опытная работа на пришкольном участке; пособие для учителей / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова.
- М.: Просвещение, 1980. - 255 с.
11. Пидкасистый П.И. Педагогика как наука // Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.
12. Полетико О. М. Декоративные травянистые растения открытого грунта: Справочник по номенклатуре родов и видов/ О. М. Полетико, А. П. Мишенкова. - Л.: Наука, 1967. - 208 с.
13. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 280 с.
14. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
16. Смирнова Н.З. Исследовательская деятельность школьников в окружающей среде: учебное пособие / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина. - Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 192 с.
17. Смирнова Н.З. Пришкольный учебно - опытный участок: учебное пособие / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина.- Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 192 с.
18. Смирнова В.С. Учебно-опытный пришкольный участок — лаборатория для биолога. Монография. — М.: Lennex Corp, — Подготовка макета: ООО «Книга по Требованию», 2013. — 252 с.
19. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник для студ. вузов / Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 432 с.
20. Значение учебно-опытного участка [Электронный ресурс]. URL: http://ej.soc-journal.ru/ (дата обращения: 3.03.2018).
21. Латинские названия растений [Электронный ресурс]. URL: https://zooclub.ru/tree/(дата обращения: 3.04.2018).
22. Образовательный потенциал учебно-опытного участка [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-
prishkolnogo-uchebno-opytnogo-uchastka(дата обращения: 25.02.2018).
23. Организация работы на пришкольном участке [Электронный ресурс].
URL: http://gov.cap.ru/home/66/starovisli/works3.html/ (дата обращения:
2.11.2017)
24. Организация учебно-опытного участка [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru// (дата обращения: 15.12.2017).
25. Положение об учебно-опытном участке [Электронный ресурс]. URL: http://tatiana-popova.ru/UOU-documentation.html/ (дата обращения: 5.04.2018).
26. Положение о базовом предприятии общеобразовательной школы
[Электронный ресурс]. URL:https ://www. google. ru/url ? sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd= 1 &ved=0ahUKEwivpZGU 1 O3XAhXHYJoKHaI4BrIQFggoMAA&url=http%3A%2F%2F chem.16206. edusite. ru%2FDswMedia%2F naznachenie uou.doc&usg=AOvVaw1l5We-QuB-lI7gcO8eMbNc (дата обращения:
10.02.2018).
27. Призеры олимпиад [Электронный ресурс]. URL:
file:///C:/Users/User/Desktop/Призёры%20и%20победители%20школьного%20этапа%20Всероссийской%20олимпиады%20школьников^1? (дата
обращения: 30.01.2018)
28. Работа школьников на пришкольном участке [Электронный ресурс]. URL:http://gov.cap.ru/home/66896/starovisli/works3.html/ (дата обращения:
2.11.2017) .
29. Результаты олимпиад [Электронный ресурс]. URL:
http: //ciur.ru/mzr/mzr smv/DocLib 17/F orms/AllItems .aspx(дата обращения: 12.03.2018).
30. Руководство по подготовке практических работ [Электронный
ресурс]. URL:http://library.psu.kz/fulltext/transactions/2158 ponomareva i.n obshaya metodika obucheniya biologii i.n.ponomareva.pdf (дата обращения:
19.03.2018).
31. Сайт МБОУ «СОШ № 8» [Электронный ресурс]. URL:
https://edu.tatar.ru>Елабужский>sch8(дата обращения: 05.06.2018).
32. Саетгалеева Рамзия Ризаевна [Электронный ресурс]. URL: school8elabuga.edusite.ru>p30aa1.html(дата обращения: 05.06.2018).
33. Саетгалеева Рамзия Ризатдиновна [Электронный ресурс]. URL: https: //multiurok.ru/saetgaleeva(дата обращения: 05.06.2018).
34. Маркова Наталья Леонидовна [Электронный ресурс]. URL: nsportal .ru>markova-natalya-leonidovna(дата обращения: 05.06.2018).
35. Сагдиева Лайсина Сагидулловна [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru>sagdieva-laysina-sagidullovna(дата обращения: 05.06.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ