Перспективы развития управления системой образования в КНР
|
Введение 3
1. Теоретические основы управления системой образования в КНР 7
1.1. Структура системы образования в КНР 7
1.2. Эволюция образования в КНР 19
1.3. Организационно-управленческая структура системы образования в КНР 26
2. Современные проблемы и тенденции развития высшего образования в КНР 33
2.1. Система высшего образования в КНР 33
2.2. Управление ресурсами высшего образования 41
2.3. Направления совершенствования системы образования в КНР 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
1. Теоретические основы управления системой образования в КНР 7
1.1. Структура системы образования в КНР 7
1.2. Эволюция образования в КНР 19
1.3. Организационно-управленческая структура системы образования в КНР 26
2. Современные проблемы и тенденции развития высшего образования в КНР 33
2.1. Система высшего образования в КНР 33
2.2. Управление ресурсами высшего образования 41
2.3. Направления совершенствования системы образования в КНР 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
Актуальность исследования. Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы
В современном мире вопросы, касающиеся сферы образования, приобретают особую значимость. Радикальные изменения в области экономики, политики, права ставят вопрос о необходимости адекватного и сущностного осмысления процессов, протекающих в различных сферах социальной реальности. Их наиболее общая оценка состоит в признании высококризисного состояния общества в целом и, в частности, системы образования как одного из важнейших общественных институтов.
Объективное стремление развивать систему образования в соответствии с изменяющимися условиями жизни, гибкая и эффективная реализация потребностей общества и личности приводят к необходимости перестройки и постоянного совершенствования управления системой образования. Эффективное управление - это важное условие развития современной системы образования.
Образование всегда занимало важное место в цивилизационном пространстве традиционного Китая. В разные исторические периоды китайская педагогика являлась частью традиционных философско- культурологических теорий Кун-цзы (Конфуция), Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Мо- цзы и других мыслителей, которые сформировали универсальную философскую концепцию идеальной личности, воспитание которой являлось целью многовековых образовательных усилий.
За последние десятилетия Китай совершил качественный скачок по развитию современной системы дошкольного, школьного, средне - специального и высшего образования. В последние годы система китайского образования развивается в направлении все большего углубления, охватывает все более широкие сферы образовательной деятельности. С каждым годом страна принимает все более активное участие в международном сотрудничестве и обменах в области образования.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы развития современного образования раскрываются в работах таких выдающихся социологов классического и современного зарубежного направления, как Д.Бригс, П.Бурдье, К.Вестербек, Э.Гидценс, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Штомпка и др. Огромное значение для освещения вопроса деятельности первых педагогических институтов, состояния просветительской деятельности в Китае, характеристики школы и учительства начала XIX в. имеют труды Н.Я. Бичурина «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Статистическое описание Китайской империи», и английского миссионера Д. Макгована «Китайцы у себя дома». Китайской школе Цинского периода также посвящены работы С.К. Круковской, B.H. Сидихменова.
Тема модернизации Китая и реформирование его образовательной системы в начале XX в. нашла свое отражение в трудах российских историков (JI.C. Васильев, О.Е, Непомнин, СЛ. Тихвинский) и
исследователей (Н.Е.Боревская, С.А. Глазкова, В.З. Клепиков, А.Г. Крымов).
В первой четверти XX в. после свержения Цинской монархии в Китае активизируется деятельность иностранных миссионеров. Функции миссионерских учебных заведений, система подготовки будущих учителей в организованных миссионерами педагогических училищах изложены в работе A.A. Волоховой. Собранный автором фактологический материал ценен и уникален.
Кроме названных исследований отдельные стороны проблем педагогического образования (история организационного становления, а также анализ условий и предпосылок его возникновения) нашли отражение в работах китайских (Чжан Ланьсин, Фан Сяодун) и российских ученых (А. Ларин, В.А. Титов, В. Фисюков), дополняя вышеуказанные труды в вопросах статистики.
Конец 90-х гг. можно смело назвать периодом всплеска интереса к нашему восточному соседу. В отечественной литературе появился целый ряд работ, посвященных истории, политике, экономике, культуре, образованию Китая (В.В Адамчик, С.А. Ачапкин, Я.М. Бергер, Е.А. Гусевский, А.Д.Богатуров, А. Девятое, И.А. Малевич, В.Я. Романюк и др.).
В последние годы все больше китайских исследователей уделяет свое внимание теме реформирования системы образования в целом и педагогического в частности. Об этом свидетельствуют статьи Ван Лицзюаня, Ей Юй Хуа, Лю Лихуа, Лю Цзе, Хун Вэя, Чжан Сяохэ, Чжоу Хун Юя, Чжу Сяоманя, Чэнь Юнмина, Ян Дэхуана, Ян Чуньмао.
Анализ работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о том, что в них достаточно полно освещены вопросы становления школы и развития педагогической мысли в Китае, показана социальная обусловленность возникновения и развития педагогического образования. В то же время, вне пределов исследований остались многие важные вопросы, такие, как: современное состояние системы педагогического образования, основные направления его реформирования в XXI в. и др.
Объект исследования: система образования КНР.
Предмет исследования: управление системой образования в КНР.
Цель исследования: выявить тенденции и перспективы развития управления системой образования в КНР.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру системы образования в КНР
2. Изучить эволюцию образования в КНР
3. Проанализировать организационно-управленческую структуру
системы образования в КНР
4. Изучить систему высшего образования в КНР
5. Дать характеристику управлению ресурсами высшего образования
6. Разработать направления совершенствования системы образования в КНР
Методология исследования. Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии подготовки учителя, при проектировании модели высшего педагогического образования, учитывающего российский опыт в подготовки учителя, при создании курсов по сравнительной педагогике в педагогических вузах Китая.
Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
В современном мире вопросы, касающиеся сферы образования, приобретают особую значимость. Радикальные изменения в области экономики, политики, права ставят вопрос о необходимости адекватного и сущностного осмысления процессов, протекающих в различных сферах социальной реальности. Их наиболее общая оценка состоит в признании высококризисного состояния общества в целом и, в частности, системы образования как одного из важнейших общественных институтов.
Объективное стремление развивать систему образования в соответствии с изменяющимися условиями жизни, гибкая и эффективная реализация потребностей общества и личности приводят к необходимости перестройки и постоянного совершенствования управления системой образования. Эффективное управление - это важное условие развития современной системы образования.
Образование всегда занимало важное место в цивилизационном пространстве традиционного Китая. В разные исторические периоды китайская педагогика являлась частью традиционных философско- культурологических теорий Кун-цзы (Конфуция), Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Мо- цзы и других мыслителей, которые сформировали универсальную философскую концепцию идеальной личности, воспитание которой являлось целью многовековых образовательных усилий.
За последние десятилетия Китай совершил качественный скачок по развитию современной системы дошкольного, школьного, средне - специального и высшего образования. В последние годы система китайского образования развивается в направлении все большего углубления, охватывает все более широкие сферы образовательной деятельности. С каждым годом страна принимает все более активное участие в международном сотрудничестве и обменах в области образования.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы развития современного образования раскрываются в работах таких выдающихся социологов классического и современного зарубежного направления, как Д.Бригс, П.Бурдье, К.Вестербек, Э.Гидценс, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Штомпка и др. Огромное значение для освещения вопроса деятельности первых педагогических институтов, состояния просветительской деятельности в Китае, характеристики школы и учительства начала XIX в. имеют труды Н.Я. Бичурина «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Статистическое описание Китайской империи», и английского миссионера Д. Макгована «Китайцы у себя дома». Китайской школе Цинского периода также посвящены работы С.К. Круковской, B.H. Сидихменова.
Тема модернизации Китая и реформирование его образовательной системы в начале XX в. нашла свое отражение в трудах российских историков (JI.C. Васильев, О.Е, Непомнин, СЛ. Тихвинский) и
исследователей (Н.Е.Боревская, С.А. Глазкова, В.З. Клепиков, А.Г. Крымов).
В первой четверти XX в. после свержения Цинской монархии в Китае активизируется деятельность иностранных миссионеров. Функции миссионерских учебных заведений, система подготовки будущих учителей в организованных миссионерами педагогических училищах изложены в работе A.A. Волоховой. Собранный автором фактологический материал ценен и уникален.
Кроме названных исследований отдельные стороны проблем педагогического образования (история организационного становления, а также анализ условий и предпосылок его возникновения) нашли отражение в работах китайских (Чжан Ланьсин, Фан Сяодун) и российских ученых (А. Ларин, В.А. Титов, В. Фисюков), дополняя вышеуказанные труды в вопросах статистики.
Конец 90-х гг. можно смело назвать периодом всплеска интереса к нашему восточному соседу. В отечественной литературе появился целый ряд работ, посвященных истории, политике, экономике, культуре, образованию Китая (В.В Адамчик, С.А. Ачапкин, Я.М. Бергер, Е.А. Гусевский, А.Д.Богатуров, А. Девятое, И.А. Малевич, В.Я. Романюк и др.).
В последние годы все больше китайских исследователей уделяет свое внимание теме реформирования системы образования в целом и педагогического в частности. Об этом свидетельствуют статьи Ван Лицзюаня, Ей Юй Хуа, Лю Лихуа, Лю Цзе, Хун Вэя, Чжан Сяохэ, Чжоу Хун Юя, Чжу Сяоманя, Чэнь Юнмина, Ян Дэхуана, Ян Чуньмао.
Анализ работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о том, что в них достаточно полно освещены вопросы становления школы и развития педагогической мысли в Китае, показана социальная обусловленность возникновения и развития педагогического образования. В то же время, вне пределов исследований остались многие важные вопросы, такие, как: современное состояние системы педагогического образования, основные направления его реформирования в XXI в. и др.
Объект исследования: система образования КНР.
Предмет исследования: управление системой образования в КНР.
Цель исследования: выявить тенденции и перспективы развития управления системой образования в КНР.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру системы образования в КНР
2. Изучить эволюцию образования в КНР
3. Проанализировать организационно-управленческую структуру
системы образования в КНР
4. Изучить систему высшего образования в КНР
5. Дать характеристику управлению ресурсами высшего образования
6. Разработать направления совершенствования системы образования в КНР
Методология исследования. Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегии подготовки учителя, при проектировании модели высшего педагогического образования, учитывающего российский опыт в подготовки учителя, при создании курсов по сравнительной педагогике в педагогических вузах Китая.
Содержательно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Все знают, что на сегодняшний день Китай — это одна из самых перспективных стран в мире. Несмотря на то, что это также самая густонаселенная страна, китайские вузы с радостью приглашают к себе иностранных студентов для получения высшего образования. Растущая с каждым днем китайская экономика нуждается в высококвалифицированных специалистах, поэтому система образования в Китае соответствует самым высоким стандартам.
Китайское правительство очень много вкладывает средств в образование, для того чтобы студенты могли в полной мере получить самое лучшее для познания будущей профессии и применить свои навыки уже по время работы. Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы. Выпускники школ так же, как и мы сдают экзамен в мае (что-то вроде нашего ЕГЭ), но имеют право подать документы лишь в тот вуз, который по категории иерархии соответствует их баллам. То есть, если вы получили средние баллы или ниже среднего, вы не можете подать документы, например, в такой ВУЗ, как Пекинский государственный университет, а можете лишь туда, где вы со своим результатом можете быть приняты. Причина такой мгновенной модернизации Китая, служит преобладание технических ВУЗов и подготовка специалистов в технологических и сельскохозяйственных направлениях. А что касается гуманитариев, то в Китае их относительно мало, за исключением социологов, которые преобладают за счет экономики. Учебный год в Китае разделен на два семестра — осенний и весенний. Осенний семестр начинается в сентябре, весенний в марте. Летние каникулы, как у нас в июле и августе, а зимние в период Китайского Нового года. А регистрация абитуриентов проводится уже с февраля по июнь.
В отличие от наших университетов, в Китае важным аспектом сдачи экзаменов является самоподготовка, так как количество аудиторных часов в китайских университетах сравнительно меньше, чем у нас. Опросы, тесты и проверки часто проводятся без предварительного уведомления, то есть студент всегда должен быть готов к различным проверкам своих знаний. В отличие от других стран в Китае прогуливать пары строго запрещено без основанной причины, за опозданиями также очень строго следят. Если студент опоздал более чем на пятнадцать минут, то это считается пропуском. Если же студент пропускает занятия и достиг предела не посещаемости, то его не допускают до экзамена, а значит, есть риск быть оставленным на второй год.
Также в Китае удобно устроена система оценивания. Студенты имеют более гибкий учебный план. Предметы у них делятся на основные, специальные и факультативные, что помогает студентам самим выбирать дополнительные предметы, с соблюдением определенного количества баллов, которые им нужного получить по каждому предмету для аттестации по данной специальности. Большинство иностранных граждан могут претендовать на стипендии, но при условии знания языка. Стипендии правительства КНР и института Конфуция и др. предоставляют студентом бесплатное образование и проживания, а также огромный выбор специальностей. Стипендии выгодны особенно тем, что вам не придется оплачивать учебу и жилье, так как по студенческой визе иностранным студентам запрещено работать в Китае.
В университетах Китая по окончании обучения можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук, в зависимости от продолжения учебы. Однако общий уровень развития в Китае остается сравнительно отсталым, по причине многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районах страны.
В заключении можно сказать, что образование КНР — это важнейший механизм и тщательно контролируемая стратегическая отрасль для достижения общественного порядка. Китайские университеты тесно взаимосвязаны со многими престижными университетами в других странах, в том числе с Россией, предоставляя спектр международного взаимодействия. Большая часть китайских международных корпораций с огромной охотой берут на работу иностранных специалистов, у которых есть диплом китайского университета. Ведь такие специалисты не только знают язык, но и особенности характеров китайского населения, прожив там долгое время. Благодаря жесткой дисциплине в плане образования, выпускники высших учебных заведений в Поднебесной успешно конкурируют на рынке труда с выпускниками из других стран.
Результаты нашего исследования могут найти свое применение в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования. Здесь необходимо отметить, что постановка и решение различных аспектов указанной проблемы имеют особую актуальность применительно к условиям северных и северо-западных провинций КНР.
Китайское правительство очень много вкладывает средств в образование, для того чтобы студенты могли в полной мере получить самое лучшее для познания будущей профессии и применить свои навыки уже по время работы. Система высшего образования включает университеты и колледжи, и профессиональные высшие школы. Выпускники школ так же, как и мы сдают экзамен в мае (что-то вроде нашего ЕГЭ), но имеют право подать документы лишь в тот вуз, который по категории иерархии соответствует их баллам. То есть, если вы получили средние баллы или ниже среднего, вы не можете подать документы, например, в такой ВУЗ, как Пекинский государственный университет, а можете лишь туда, где вы со своим результатом можете быть приняты. Причина такой мгновенной модернизации Китая, служит преобладание технических ВУЗов и подготовка специалистов в технологических и сельскохозяйственных направлениях. А что касается гуманитариев, то в Китае их относительно мало, за исключением социологов, которые преобладают за счет экономики. Учебный год в Китае разделен на два семестра — осенний и весенний. Осенний семестр начинается в сентябре, весенний в марте. Летние каникулы, как у нас в июле и августе, а зимние в период Китайского Нового года. А регистрация абитуриентов проводится уже с февраля по июнь.
В отличие от наших университетов, в Китае важным аспектом сдачи экзаменов является самоподготовка, так как количество аудиторных часов в китайских университетах сравнительно меньше, чем у нас. Опросы, тесты и проверки часто проводятся без предварительного уведомления, то есть студент всегда должен быть готов к различным проверкам своих знаний. В отличие от других стран в Китае прогуливать пары строго запрещено без основанной причины, за опозданиями также очень строго следят. Если студент опоздал более чем на пятнадцать минут, то это считается пропуском. Если же студент пропускает занятия и достиг предела не посещаемости, то его не допускают до экзамена, а значит, есть риск быть оставленным на второй год.
Также в Китае удобно устроена система оценивания. Студенты имеют более гибкий учебный план. Предметы у них делятся на основные, специальные и факультативные, что помогает студентам самим выбирать дополнительные предметы, с соблюдением определенного количества баллов, которые им нужного получить по каждому предмету для аттестации по данной специальности. Большинство иностранных граждан могут претендовать на стипендии, но при условии знания языка. Стипендии правительства КНР и института Конфуция и др. предоставляют студентом бесплатное образование и проживания, а также огромный выбор специальностей. Стипендии выгодны особенно тем, что вам не придется оплачивать учебу и жилье, так как по студенческой визе иностранным студентам запрещено работать в Китае.
В университетах Китая по окончании обучения можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук, в зависимости от продолжения учебы. Однако общий уровень развития в Китае остается сравнительно отсталым, по причине многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районах страны.
В заключении можно сказать, что образование КНР — это важнейший механизм и тщательно контролируемая стратегическая отрасль для достижения общественного порядка. Китайские университеты тесно взаимосвязаны со многими престижными университетами в других странах, в том числе с Россией, предоставляя спектр международного взаимодействия. Большая часть китайских международных корпораций с огромной охотой берут на работу иностранных специалистов, у которых есть диплом китайского университета. Ведь такие специалисты не только знают язык, но и особенности характеров китайского населения, прожив там долгое время. Благодаря жесткой дисциплине в плане образования, выпускники высших учебных заведений в Поднебесной успешно конкурируют на рынке труда с выпускниками из других стран.
Результаты нашего исследования могут найти свое применение в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования. Здесь необходимо отметить, что постановка и решение различных аспектов указанной проблемы имеют особую актуальность применительно к условиям северных и северо-западных провинций КНР.
Подобные работы
- Управление системой образования в КНР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Политика Китая по интернационализации системы образования
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (22.00.08)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Управление системой образования в КНР
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Развитие частного школьного образования в Китае
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Социальная политика КНР во второй половине XX в. - начале XXI в.: институты, механизмы и итоги реализации
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



