Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития вокально-хоровых навыков
младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 9
1.1. Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников как
актуальная психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Русский музыкальный фольклор как средство развития вокально-
хоровых навыков младших школьников 25
Выводы по главе I 35
Глава II. Практический опыт по развитию вокально-хоровых навыков
младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 38
2.1. Анализ методических разработок известных педагогов-музыкантов по
развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 38
2.2. Авторская разработка цикла уроков «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» для 1 класса 50
Выводы по главе II 65
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
Актуальность исследования. Одной из серьезных проблем современного музыкального образования становится возникновение некого интонационного барьера между современной развлекательной музыкой и творческим наследием национальной музыкальной культуры. Нарушаются естественные законы и нормы передачи из поколения к поколению национального музыкального генофонда, который во все времена у всех народов был основой классической музыки.
Не будет преувеличением сказать, что уже несколько поколений наших соотечественников оказались отвергнутыми от национальных фольклорных истоков. Современные дети и подростки не выносят из стен общеобразовательных школ необходимые представления о народной музыкальной культуре, хотя определенные усилия в этом направлении и предпринимаются (в тех случаях, когда находятся учителя музыки, способные вести эту работу на достаточно высоком уровне). Значительная часть учащейся молодежи не может перейти порог восприятия народной музыки, не может преодолеть сложившиеся стереотипы собственного музыкального мышления. С трудом воспринимаются ими характерные для национального музыкального творчества средства выразительности - лад, многоголосие, не темперированная система интонирования, особый тембр и манера исполнения и др.
Указывая на непростую ситуацию, сложившуюся в российском социуме и образовании, одной из важнейших задач музыкального воспитания учащихся становится вопрос введения культурного и национально¬регионального компонентов в педагогический процесс уроков музыки, способствующих формированию у детей знаний о традициях своей национальной культуры как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Средняя общеобразовательня школа, на уроках музыки воспитывая детей на основе лучших образцов музыкального фольклора, приобщает их к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальный фольклор дает возможность детям погружаться в неповторимую звуковую атмосферу, способствует освоению народно-музыкальных традиций, законов организации музыкального материала, способов коммуникации, приемов исполнения. Хоровое пение с его многовековыми традициями глубоким духовным содержанием, огромной возможностью эмоционального и нравственного воздействия на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания в школе.
Возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей неоценимы, в частности, в совершенствовании вокально-хоровой работы. В этой связи представляется важным и нужным изучать эффективные методы и приемы развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальной школы на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора. Необходимым условием проведения занятий по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на основе музыкального фольклорного материала является создание благоприятной учебно-воспитательной среды, в которой будут развиваться музыкально-певческие способности каждого ребенка, а именно, в атмосфере взаимного уважения и доверия учителя и учеников. И нельзя забывать при этом то, что главная цель музыкального воспитания, это прежде всего - воспитание человека.
Русская народная песня имеет исключительный педагогический потенциал для правильного и бережного развития детского певческого голоса, вносит неоценимый вклад в музыкально-эстетическое воспитание личности ребенка, способствует развитию гуманистического мировоззрения.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью основательного изучения методики использования русского музыкального фольклора в процессе вокально-хорового развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Степень изученности проблемы. В отечественной музыкально-педагогической науке проблемам совершенствования методологической основы музыкально-эстетического воспитания детей посвящены исследования ведущих ученых, деятелей музыкального воспитания Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Л.А.Безбородовой, А.Н.Зиминой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Осенневой, Б.Л.Яворского и др.
Психолого-педагогический аспект развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкального искусства рассмотрены учеными психологами Л.С.Выготским, Д.К.Кирнарской, В.В.Медушевским, Е.В.Назайкинским, Б.М.Тепловым, Г.М.Цыпиным и др.
Проблемам формирования вокально-хоровых навыков школьников на хоровых занятиях большое внимание уделяется в исследованиях А.Н.Зарубы, А.Н.Зиминой, Т.Н.Овчинниковой, Г.Г.Перельштейнаса, В.С.Попова, Г.А.Струве, Г.П.Стуловой, П.Г.Чеснокова и др.
О необходимости музыкального воспитания школьников средствами народных музыкальных традиций рассмотрены в работах ученых Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, И.И.Земцовского, Д.В.Корнеева, Л.Л. Куприяновой, М.Н.Мельникова, З.М.Явгильдиной и др.
Работы ученых педагогов по проблеме развития детского певческого голоса В.В.Емельянова, Д.Е.Огороднова, М.Л.Платоновой, Н.Д.Орловой, Н.Н.Сизоненко и других исследователей в целом показало, что к настоящему времени в отечественной музыкальной науке накоплен значительный опыт и выявлены особенности формирования вокально-хоровых навыков учащихся. На содержание исследований данных педагогов-музыкантов опираются многие существующие программы и методики обучения пению. Например, в программах по музыкальному и художественно-эстетическому развитию младших школьников М.А.Давыдовой, Л.П.Карпушиной, Л.Л.Куприяновой, Е.Д.Критской, Н.А.Терентьевой большое внимание уделяется развитию вокально-хоровых навыков учащихся на уроке музыки, разнообразию применения различных видов музыкальной деятельности.
В процессе изучения литературы по теме исследования было обнаружено противоречие между достаточно высокой степенью изученности воспитательного потенциала музыкального фольклора и недостаточной разработанностью методов в его использовании для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования - каковы особенности развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора?
Тема исследования: «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования: научно-педагогическое обоснование особенностей развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Объект исследования: музыкальное образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора в условиях общего начального образования.
Гипотеза исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора будет успешным, если:
- изучен процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
- рассмотрены возрастные особенности младших школьников;
- раскрыт воспитательный потенциал детского фольклора;
- разработан цикл уроков для учащихся 1 класса по развитию вокально- хоровых навыков на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить воспитательный потенциал русского музыкального фольклора, способствующий развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
3. Изучить и проанализировать методические разработки по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора известных педагогов- музыкантов.
4. Разработать цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников 1 класса средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая);
концепции по психологии (Л.С.Выготский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский);
- методики музыкального воспитания (Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, М.С.Осеннева);
- методология вокально-хоровой работы с младшими школьниками: (Г.Г.Перельштейнас, Т.Н.Овчинникова, Г.П.Стулова);
- концепции об использовании фольклора в музыкальном образовании школьников (Л.Л.Куприянова, М.Н.Мельников, З.М.Явгильдина);
Методы исследования, теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ музыкального образования; изучение и обобщение опыта педагогической практики по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования;
2. На втором этапе разрабатывался цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки;
3. На третьем этапе анализ и обобщение результатов практической работы, оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора для 1 класса начальной общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование содержащихся теоретических положений и выводов работы позволят повысить уровень развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора. Разработанный авором цикл уроков может быть использован в учебной работе общеобразовательной школы, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Структура и объем работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (54 наименований) и приложения. Общий объем работы составляет 85 страниц.
В данном исследовании рассмотрен процесс развития вокально¬хоровых навыков младших щкольников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора; раскрыт воспитательный потенциал детского музыкального фольклора применительно к музыкальному образованию в начальной школе; разработан цикл уроков: «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников в рамках урока музыки средствами русского музыкального фольклора» для 1 класса.
Методологической основой работы явились труды ученых:
Э.Ю.Абдуллина, Б.В.Асафьева, Ю.Б.Алиева, Г.С.Виноградова, Л.С.Выготского, Т.Н.Овчинниковой, Г.Г.Перельштейнса, М.С.Осенневой, Г.П.Стулова, Б.М.Теплова, Н.А.Терентьевой, З.М.Явгильдиной и других ученых.
На основе проведенного анализа изученной научной литературы по изучаемой проблеме, нами было выявлено, что русский музыкальный фольклор обладает большим педагогическим потенциалам по воспитанию певческой культуры и развитию вокально-хоровых навыков младших школьников; является хорошим дидактическим материалом для реализации нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Хоровое пение, как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса учащихся лежат следующие вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание, хоровая дикция и артикуляция, певческое звукообразование, хоровой ансамбль, хоровой строй, развитие детского голосового аппарата, понятие вступления и окончания пения в дирижерском жесте, пение по нотам.
Хоровое пение соответствует психолого-возрастным особенностям младших школьников, помогает в освоении активных форм музыкального искусства, развитию творческого потенциала личности.
Главная цель разработанного цикла уроков: «Развитие вокально¬хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» - приобщение школьников с самого раннего возраста к народным истокам, воспитание в них уважительного отношения к национальным традициям как общечеловеческой ценности.
Содержание цикла уроков построено в соответствии с дидактическими принципами обучения школьников младшего школьного возраста: доступность, систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей детей, их интересов. Разработанные уроки постепенно знакомят детей с разнообразными жанрами русского народного творчества, способствуют развитию вокально-хоровых и исполнительских умений и навыков; воспитывают уважение и гордость к национальным традициям, развивают эмпатийную и толерантную культуру учащихся.
В цикле разработанных уроков представлены следующие формы работы: музыкальная разминка, вокальные упражнения, дыхательная игра, пение, слушание музыки, ритмический диктант, игра на простейших народных музыкальных инструментах (деревянные ложки, коробочка, бубен, погремушки и др.), пение с простейшими элементами хореографии и др.
Приведен тематический план изучения жанров русского музыкального фольклора с обозначением тем и количеством времени для изучения того или иного материала.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании выполнены:
1. Изучен психолого-педагогический аспект развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
2. Раскрыт воспитательный потенциал музыкального фольклора в системе образования младших школьников на уроках музыки.
3. Проанализированы методические разработки по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами музыкального фольклора известных педагогов-музыкантов.
4. Разработан цикл уроков «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» для учащихся 1 классов СОШ.
Предложенная гипотеза исследования по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора подтвердилась.
1. Абдуллин, Э.Б. Николаева, Е.В. Методика музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абудеева, Н.Б., Карпушина, Л.П. Музыка. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков. 2-8 классы / Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 157 с.
3. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспект уроков, репертуар, методика: методическое пособие для учителей начальной школы / Ю.Б. Алиев. - М.: Владос, 2005. - 175 с.
4. Алиев, Ю.Б. Программы. Музыка. 1-8 классы / Ю.Б. Алиев. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
5. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
6. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в
общеобразовательной школе / Б. В. Асафьев // О хоровом искусстве. - М.: Музыка, 1980. - 217 с.
7. Безбородова, Л.А., Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Академия, 2002. - 209 с.
8. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии //
Сибирская живая старина / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1930. -
вып 7. - С. 47-88.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Давыдова, М.А. Поурочные разработки по музыке. 3 класс / М.А. Давыдова - М.: ВАКО, 2014. - 288 с.
11. Добровольская, Н.Н., Орлова, Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Н.Добровольская, Н.Д. Орлова. - М.: Музыка, 1972. - 32 с.
12. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг: учебное пособие / В.В. Емельянов. - М.: Лань, 2003. - 194 с.
13.Заруба, А.В. Музыкальное творчество учителей и учащихся // Искусство в школе / А.В. Заруба. - 2005. - № 5. С. 9-12.
14.Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Н.А. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304с.
15.Земцовский, И.И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм). Сб. науч. трудов ЛГИТиК / И.И. Земцовский. - Л., 1984.
- с. 7-13.
16. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыка.1-8 классы / Д.Б. Кабалевский. - 3-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 225 с.
17. Корнеев, Д.В. Поликультурное образование в школе // Начальная школа / Д.В. Корнеев. - 2015. - № 9. - С. 23-26.
18. Критская, Е.Д., Сергеева, Г.П., Шмагина Т.С. Программа
общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013. - 201 с.
19. Куприянова, Л.Л. Русский фольклор. Программно-методические
материалы. 1-4 классы / Л.Л. Куприянова. - М.: Мнемозина, 2008. - 160 с.
20. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 2010.- 254 с.
21. Мельников, М.Н. Русский музыкальный фольклор: учебное пособие / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
22. Морозова, С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л.Яворский // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1977
- вып. 12. - С. 75-85.
23. Музыкальная психология и психология музыкального образования.
Теория и практика: учебник для студ. муз. фак. / [Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, и др.]; Под редакцией Г.М. Цыпина. - М.; Академия, 2011. - 384 с.
24. Назайкинский, Е.В. О психологи музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.
25.Овчинникова, Т.Н. Хор. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / Т.Н. Овчинникова - М.: Просвещение, 1986. - 26 с.
26.Овчинникова, Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором // Музыкальное воспитание в школе / Т.Н. Овчинникова. - М.: Музыка, 1975. - № 10 - С. 17-23.
27.Огороднов, Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания в общеобразовательной школе. Методическое пособие / Д.Е. Огороднов. - М., СПб: Лань, 2014. - 166 с.
28.Осеннева, М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник / М.С. Осенева. - 2-е изд. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
29.Осеннева, М.С. Безбородова, Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учебное пособие / М.С. Осенева, Л.А. Безбородова. - 2011. - 368 с.
30. Перельштейнас, Г.Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе / Г.Г. Перльштейнас - М., 1996. - . № 5. - С. 27-36.
31. Попов, В.С., Тихеева, Л.В. Школа хорового пения / В.С. Попов, Л.В. Тихеева. - Вып. 1.- М.: Музыка, 1986.- 162 с.
32. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / Под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Юрайт, 2015. - 609 с.
33. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский и др. // Сост. Т.В. Челышева. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
34. Струве, Г.А. Школьный хор. Книга для учителя / Г.А. Струве. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
35. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие / Г.П. Стулова. - М.: Владос, 2002. - 176 с.
36. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 227 с.
37. Терентьева, Н.А. Программы. Музыка. Музыкально-эстетическое
воспитание 1-4 классы / Н.А. Терентьева. - М.: Просвещение, 2004. - 184 с.
38. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства / Н.А. Терентьева. - М., Изд-во: МГПИ, 1990. - 38 с.
39.Чесноков, П.Г Хор и управление им: учебное пособие / П.Г. Чесноков. - 4-е изд. - М.: Спутник, 2009. - 362 с.
40. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: АПН РСФСР, 1995. - 181 с.
41.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
42. Явгильдина, З.М. Использование фольклора в музыкальном
образовании: учебное пособие / З.М. Явгильдина. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.
Интернет-ресурсы
43. Викторова, Н.П. Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки и на внеурочных занятиях. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 24.09.2015) https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-razvitie-vokalnohorovih-navikov-u-detey-mladshe go-shkolno go-vozrasta- 1604650.html
44. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре. Диссертация. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 21.03 2016).
http://www.dissercat.com/content/vokalnye-uprazhneniya-v-protsesse-formirovaniya-pevcheskikh-navykov-shkolnikov-v-khore
45. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса [Электронный ресурс]. (Дата обращения 04.09.2016) http://smolokova.ru/pedagogam/vokalno-xorovaya-rabota.html
46. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его исследования. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 23.10.2016) https://studfiles.net/preview/4016514/page:3/
47. Музыкальное воспитание в России со второй половины XIX начала XX вв. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 03.01.2017).
http://studbooks.net/1791637/pedagogika/muzykalnoe vospitanie rossii vtoroy poloviny nachala
48.Огороднов, Д.Е. Методика постановки голоса. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 21.07.2017) https://infourok.ru/metodika-postanovki-golosa-de-ogorodnova-974873.html
49. Особенности развития певческого голоса детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 30.11.2017) http://pedsovet.pro/index.php?option=com content&view=article&id=3087:
2014-04-11 -09-05-33&catid=77: organization-of-educational-process
50. Платонова, М.Л. Детский голос: принципы и методы развития. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 08.12.2017).
https://cyberleninka.ru/article/v/detskiy- golos-printsipy-i-metody-razvitiya
51. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 21.03 2018). http: //www.b17.ru/dic/? alfavit=%CD
52. Развитие вокально-хоровых навыков при работе с младшей группой хора. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 02.01.2018). https://studfiles.net/preview/4016514/page: 11/
53. Развитие хорового искусства в художественной культуре России. Диссертация кандидата искусствоведения. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 21.02 2018) http://www.dissercat.com/content/razvitie-khorovogo-iskusstva-v-khudozhestvennoi-kulture-rossii
54. Сизоненко, Н.Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального. Диссертация. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 11.02.2018).
http://www.dissercat.com/content/muzykalno-pevcheskoe-razvitie-detei-srednego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-vokalnogo-obuche