РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития вокально-хоровых навыков
младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 9
1.1. Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников как
актуальная психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Русский музыкальный фольклор как средство развития вокально-
хоровых навыков младших школьников 25
Выводы по главе I 35
Глава II. Практический опыт по развитию вокально-хоровых навыков
младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 38
2.1. Анализ методических разработок известных педагогов-музыкантов по
развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 38
2.2. Авторская разработка цикла уроков «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» для 1 класса 50
Выводы по главе II 65
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
Глава I. Теоретические основы развития вокально-хоровых навыков
младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 9
1.1. Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников как
актуальная психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Русский музыкальный фольклор как средство развития вокально-
хоровых навыков младших школьников 25
Выводы по главе I 35
Глава II. Практический опыт по развитию вокально-хоровых навыков
младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 38
2.1. Анализ методических разработок известных педагогов-музыкантов по
развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора 38
2.2. Авторская разработка цикла уроков «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» для 1 класса 50
Выводы по главе II 65
Заключение 68
Список литературы 71
Приложения
Актуальность исследования. Одной из серьезных проблем современного музыкального образования становится возникновение некого интонационного барьера между современной развлекательной музыкой и творческим наследием национальной музыкальной культуры. Нарушаются естественные законы и нормы передачи из поколения к поколению национального музыкального генофонда, который во все времена у всех народов был основой классической музыки.
Не будет преувеличением сказать, что уже несколько поколений наших соотечественников оказались отвергнутыми от национальных фольклорных истоков. Современные дети и подростки не выносят из стен общеобразовательных школ необходимые представления о народной музыкальной культуре, хотя определенные усилия в этом направлении и предпринимаются (в тех случаях, когда находятся учителя музыки, способные вести эту работу на достаточно высоком уровне). Значительная часть учащейся молодежи не может перейти порог восприятия народной музыки, не может преодолеть сложившиеся стереотипы собственного музыкального мышления. С трудом воспринимаются ими характерные для национального музыкального творчества средства выразительности - лад, многоголосие, не темперированная система интонирования, особый тембр и манера исполнения и др.
Указывая на непростую ситуацию, сложившуюся в российском социуме и образовании, одной из важнейших задач музыкального воспитания учащихся становится вопрос введения культурного и национально¬регионального компонентов в педагогический процесс уроков музыки, способствующих формированию у детей знаний о традициях своей национальной культуры как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Средняя общеобразовательня школа, на уроках музыки воспитывая детей на основе лучших образцов музыкального фольклора, приобщает их к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальный фольклор дает возможность детям погружаться в неповторимую звуковую атмосферу, способствует освоению народно-музыкальных традиций, законов организации музыкального материала, способов коммуникации, приемов исполнения. Хоровое пение с его многовековыми традициями глубоким духовным содержанием, огромной возможностью эмоционального и нравственного воздействия на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания в школе.
Возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей неоценимы, в частности, в совершенствовании вокально-хоровой работы. В этой связи представляется важным и нужным изучать эффективные методы и приемы развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальной школы на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора. Необходимым условием проведения занятий по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на основе музыкального фольклорного материала является создание благоприятной учебно-воспитательной среды, в которой будут развиваться музыкально-певческие способности каждого ребенка, а именно, в атмосфере взаимного уважения и доверия учителя и учеников. И нельзя забывать при этом то, что главная цель музыкального воспитания, это прежде всего - воспитание человека.
Русская народная песня имеет исключительный педагогический потенциал для правильного и бережного развития детского певческого голоса, вносит неоценимый вклад в музыкально-эстетическое воспитание личности ребенка, способствует развитию гуманистического мировоззрения.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью основательного изучения методики использования русского музыкального фольклора в процессе вокально-хорового развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Степень изученности проблемы. В отечественной музыкально-педагогической науке проблемам совершенствования методологической основы музыкально-эстетического воспитания детей посвящены исследования ведущих ученых, деятелей музыкального воспитания Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Л.А.Безбородовой, А.Н.Зиминой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Осенневой, Б.Л.Яворского и др.
Психолого-педагогический аспект развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкального искусства рассмотрены учеными психологами Л.С.Выготским, Д.К.Кирнарской, В.В.Медушевским, Е.В.Назайкинским, Б.М.Тепловым, Г.М.Цыпиным и др.
Проблемам формирования вокально-хоровых навыков школьников на хоровых занятиях большое внимание уделяется в исследованиях А.Н.Зарубы, А.Н.Зиминой, Т.Н.Овчинниковой, Г.Г.Перельштейнаса, В.С.Попова, Г.А.Струве, Г.П.Стуловой, П.Г.Чеснокова и др.
О необходимости музыкального воспитания школьников средствами народных музыкальных традиций рассмотрены в работах ученых Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, И.И.Земцовского, Д.В.Корнеева, Л.Л. Куприяновой, М.Н.Мельникова, З.М.Явгильдиной и др.
Работы ученых педагогов по проблеме развития детского певческого голоса В.В.Емельянова, Д.Е.Огороднова, М.Л.Платоновой, Н.Д.Орловой, Н.Н.Сизоненко и других исследователей в целом показало, что к настоящему времени в отечественной музыкальной науке накоплен значительный опыт и выявлены особенности формирования вокально-хоровых навыков учащихся. На содержание исследований данных педагогов-музыкантов опираются многие существующие программы и методики обучения пению. Например, в программах по музыкальному и художественно-эстетическому развитию младших школьников М.А.Давыдовой, Л.П.Карпушиной, Л.Л.Куприяновой, Е.Д.Критской, Н.А.Терентьевой большое внимание уделяется развитию вокально-хоровых навыков учащихся на уроке музыки, разнообразию применения различных видов музыкальной деятельности.
В процессе изучения литературы по теме исследования было обнаружено противоречие между достаточно высокой степенью изученности воспитательного потенциала музыкального фольклора и недостаточной разработанностью методов в его использовании для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования - каковы особенности развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора?
Тема исследования: «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования: научно-педагогическое обоснование особенностей развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Объект исследования: музыкальное образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора в условиях общего начального образования.
Гипотеза исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора будет успешным, если:
- изучен процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
- рассмотрены возрастные особенности младших школьников;
- раскрыт воспитательный потенциал детского фольклора;
- разработан цикл уроков для учащихся 1 класса по развитию вокально- хоровых навыков на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить воспитательный потенциал русского музыкального фольклора, способствующий развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
3. Изучить и проанализировать методические разработки по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора известных педагогов- музыкантов.
4. Разработать цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников 1 класса средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая);
концепции по психологии (Л.С.Выготский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский);
- методики музыкального воспитания (Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, М.С.Осеннева);
- методология вокально-хоровой работы с младшими школьниками: (Г.Г.Перельштейнас, Т.Н.Овчинникова, Г.П.Стулова);
- концепции об использовании фольклора в музыкальном образовании школьников (Л.Л.Куприянова, М.Н.Мельников, З.М.Явгильдина);
Методы исследования, теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ музыкального образования; изучение и обобщение опыта педагогической практики по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования;
2. На втором этапе разрабатывался цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки;
3. На третьем этапе анализ и обобщение результатов практической работы, оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора для 1 класса начальной общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование содержащихся теоретических положений и выводов работы позволят повысить уровень развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора. Разработанный авором цикл уроков может быть использован в учебной работе общеобразовательной школы, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Структура и объем работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (54 наименований) и приложения. Общий объем работы составляет 85 страниц.
Не будет преувеличением сказать, что уже несколько поколений наших соотечественников оказались отвергнутыми от национальных фольклорных истоков. Современные дети и подростки не выносят из стен общеобразовательных школ необходимые представления о народной музыкальной культуре, хотя определенные усилия в этом направлении и предпринимаются (в тех случаях, когда находятся учителя музыки, способные вести эту работу на достаточно высоком уровне). Значительная часть учащейся молодежи не может перейти порог восприятия народной музыки, не может преодолеть сложившиеся стереотипы собственного музыкального мышления. С трудом воспринимаются ими характерные для национального музыкального творчества средства выразительности - лад, многоголосие, не темперированная система интонирования, особый тембр и манера исполнения и др.
Указывая на непростую ситуацию, сложившуюся в российском социуме и образовании, одной из важнейших задач музыкального воспитания учащихся становится вопрос введения культурного и национально¬регионального компонентов в педагогический процесс уроков музыки, способствующих формированию у детей знаний о традициях своей национальной культуры как неотъемлемой части общечеловеческой культуры.
Средняя общеобразовательня школа, на уроках музыки воспитывая детей на основе лучших образцов музыкального фольклора, приобщает их к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальный фольклор дает возможность детям погружаться в неповторимую звуковую атмосферу, способствует освоению народно-музыкальных традиций, законов организации музыкального материала, способов коммуникации, приемов исполнения. Хоровое пение с его многовековыми традициями глубоким духовным содержанием, огромной возможностью эмоционального и нравственного воздействия на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания в школе.
Возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей неоценимы, в частности, в совершенствовании вокально-хоровой работы. В этой связи представляется важным и нужным изучать эффективные методы и приемы развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальной школы на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора. Необходимым условием проведения занятий по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на основе музыкального фольклорного материала является создание благоприятной учебно-воспитательной среды, в которой будут развиваться музыкально-певческие способности каждого ребенка, а именно, в атмосфере взаимного уважения и доверия учителя и учеников. И нельзя забывать при этом то, что главная цель музыкального воспитания, это прежде всего - воспитание человека.
Русская народная песня имеет исключительный педагогический потенциал для правильного и бережного развития детского певческого голоса, вносит неоценимый вклад в музыкально-эстетическое воспитание личности ребенка, способствует развитию гуманистического мировоззрения.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью основательного изучения методики использования русского музыкального фольклора в процессе вокально-хорового развития детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Степень изученности проблемы. В отечественной музыкально-педагогической науке проблемам совершенствования методологической основы музыкально-эстетического воспитания детей посвящены исследования ведущих ученых, деятелей музыкального воспитания Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Л.А.Безбородовой, А.Н.Зиминой, Д.Б.Кабалевского, М.С.Осенневой, Б.Л.Яворского и др.
Психолого-педагогический аспект развития музыкальных способностей младших школьников средствами музыкального искусства рассмотрены учеными психологами Л.С.Выготским, Д.К.Кирнарской, В.В.Медушевским, Е.В.Назайкинским, Б.М.Тепловым, Г.М.Цыпиным и др.
Проблемам формирования вокально-хоровых навыков школьников на хоровых занятиях большое внимание уделяется в исследованиях А.Н.Зарубы, А.Н.Зиминой, Т.Н.Овчинниковой, Г.Г.Перельштейнаса, В.С.Попова, Г.А.Струве, Г.П.Стуловой, П.Г.Чеснокова и др.
О необходимости музыкального воспитания школьников средствами народных музыкальных традиций рассмотрены в работах ученых Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, И.И.Земцовского, Д.В.Корнеева, Л.Л. Куприяновой, М.Н.Мельникова, З.М.Явгильдиной и др.
Работы ученых педагогов по проблеме развития детского певческого голоса В.В.Емельянова, Д.Е.Огороднова, М.Л.Платоновой, Н.Д.Орловой, Н.Н.Сизоненко и других исследователей в целом показало, что к настоящему времени в отечественной музыкальной науке накоплен значительный опыт и выявлены особенности формирования вокально-хоровых навыков учащихся. На содержание исследований данных педагогов-музыкантов опираются многие существующие программы и методики обучения пению. Например, в программах по музыкальному и художественно-эстетическому развитию младших школьников М.А.Давыдовой, Л.П.Карпушиной, Л.Л.Куприяновой, Е.Д.Критской, Н.А.Терентьевой большое внимание уделяется развитию вокально-хоровых навыков учащихся на уроке музыки, разнообразию применения различных видов музыкальной деятельности.
В процессе изучения литературы по теме исследования было обнаружено противоречие между достаточно высокой степенью изученности воспитательного потенциала музыкального фольклора и недостаточной разработанностью методов в его использовании для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования - каковы особенности развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора?
Тема исследования: «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования: научно-педагогическое обоснование особенностей развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Объект исследования: музыкальное образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора в условиях общего начального образования.
Гипотеза исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора будет успешным, если:
- изучен процесс развития вокально-хоровых навыков младших школьников как психолого-педагогическая проблема;
- рассмотрены возрастные особенности младших школьников;
- раскрыт воспитательный потенциал детского фольклора;
- разработан цикл уроков для учащихся 1 класса по развитию вокально- хоровых навыков на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс развития вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическую проблему.
2. Выявить воспитательный потенциал русского музыкального фольклора, способствующий развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.
3. Изучить и проанализировать методические разработки по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора известных педагогов- музыкантов.
4. Разработать цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников 1 класса средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки.
Методологическая основа исследования:
- педагогические теории (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая);
концепции по психологии (Л.С.Выготский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский);
- методики музыкального воспитания (Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, М.С.Осеннева);
- методология вокально-хоровой работы с младшими школьниками: (Г.Г.Перельштейнас, Т.Н.Овчинникова, Г.П.Стулова);
- концепции об использовании фольклора в музыкальном образовании школьников (Л.Л.Куприянова, М.Н.Мельников, З.М.Явгильдина);
Методы исследования, теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ музыкального образования; изучение и обобщение опыта педагогической практики по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение четырех лет с 2014 по 2018 гг. и включало в себя три этапа:
1. На первом этапе осуществлялся теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались цель, задачи, исследования;
2. На втором этапе разрабатывался цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки;
3. На третьем этапе анализ и обобщение результатов практической работы, оформление исследования.
Научная новизна: разработан цикл уроков по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора для 1 класса начальной общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование содержащихся теоретических положений и выводов работы позволят повысить уровень развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора. Разработанный авором цикл уроков может быть использован в учебной работе общеобразовательной школы, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Структура и объем работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (54 наименований) и приложения. Общий объем работы составляет 85 страниц.
В данном исследовании рассмотрен процесс развития вокально¬хоровых навыков младших щкольников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора; раскрыт воспитательный потенциал детского музыкального фольклора применительно к музыкальному образованию в начальной школе; разработан цикл уроков: «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников в рамках урока музыки средствами русского музыкального фольклора» для 1 класса.
Методологической основой работы явились труды ученых:
Э.Ю.Абдуллина, Б.В.Асафьева, Ю.Б.Алиева, Г.С.Виноградова, Л.С.Выготского, Т.Н.Овчинниковой, Г.Г.Перельштейнса, М.С.Осенневой, Г.П.Стулова, Б.М.Теплова, Н.А.Терентьевой, З.М.Явгильдиной и других ученых.
На основе проведенного анализа изученной научной литературы по изучаемой проблеме, нами было выявлено, что русский музыкальный фольклор обладает большим педагогическим потенциалам по воспитанию певческой культуры и развитию вокально-хоровых навыков младших школьников; является хорошим дидактическим материалом для реализации нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Хоровое пение, как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса учащихся лежат следующие вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание, хоровая дикция и артикуляция, певческое звукообразование, хоровой ансамбль, хоровой строй, развитие детского голосового аппарата, понятие вступления и окончания пения в дирижерском жесте, пение по нотам.
Хоровое пение соответствует психолого-возрастным особенностям младших школьников, помогает в освоении активных форм музыкального искусства, развитию творческого потенциала личности.
Главная цель разработанного цикла уроков: «Развитие вокально¬хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» - приобщение школьников с самого раннего возраста к народным истокам, воспитание в них уважительного отношения к национальным традициям как общечеловеческой ценности.
Содержание цикла уроков построено в соответствии с дидактическими принципами обучения школьников младшего школьного возраста: доступность, систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей детей, их интересов. Разработанные уроки постепенно знакомят детей с разнообразными жанрами русского народного творчества, способствуют развитию вокально-хоровых и исполнительских умений и навыков; воспитывают уважение и гордость к национальным традициям, развивают эмпатийную и толерантную культуру учащихся.
В цикле разработанных уроков представлены следующие формы работы: музыкальная разминка, вокальные упражнения, дыхательная игра, пение, слушание музыки, ритмический диктант, игра на простейших народных музыкальных инструментах (деревянные ложки, коробочка, бубен, погремушки и др.), пение с простейшими элементами хореографии и др.
Приведен тематический план изучения жанров русского музыкального фольклора с обозначением тем и количеством времени для изучения того или иного материала.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании выполнены:
1. Изучен психолого-педагогический аспект развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
2. Раскрыт воспитательный потенциал музыкального фольклора в системе образования младших школьников на уроках музыки.
3. Проанализированы методические разработки по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами музыкального фольклора известных педагогов-музыкантов.
4. Разработан цикл уроков «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» для учащихся 1 классов СОШ.
Предложенная гипотеза исследования по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора подтвердилась.
Методологической основой работы явились труды ученых:
Э.Ю.Абдуллина, Б.В.Асафьева, Ю.Б.Алиева, Г.С.Виноградова, Л.С.Выготского, Т.Н.Овчинниковой, Г.Г.Перельштейнса, М.С.Осенневой, Г.П.Стулова, Б.М.Теплова, Н.А.Терентьевой, З.М.Явгильдиной и других ученых.
На основе проведенного анализа изученной научной литературы по изучаемой проблеме, нами было выявлено, что русский музыкальный фольклор обладает большим педагогическим потенциалам по воспитанию певческой культуры и развитию вокально-хоровых навыков младших школьников; является хорошим дидактическим материалом для реализации нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Хоровое пение, как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса учащихся лежат следующие вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание, хоровая дикция и артикуляция, певческое звукообразование, хоровой ансамбль, хоровой строй, развитие детского голосового аппарата, понятие вступления и окончания пения в дирижерском жесте, пение по нотам.
Хоровое пение соответствует психолого-возрастным особенностям младших школьников, помогает в освоении активных форм музыкального искусства, развитию творческого потенциала личности.
Главная цель разработанного цикла уроков: «Развитие вокально¬хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» - приобщение школьников с самого раннего возраста к народным истокам, воспитание в них уважительного отношения к национальным традициям как общечеловеческой ценности.
Содержание цикла уроков построено в соответствии с дидактическими принципами обучения школьников младшего школьного возраста: доступность, систематичность, последовательность, учет возрастных особенностей детей, их интересов. Разработанные уроки постепенно знакомят детей с разнообразными жанрами русского народного творчества, способствуют развитию вокально-хоровых и исполнительских умений и навыков; воспитывают уважение и гордость к национальным традициям, развивают эмпатийную и толерантную культуру учащихся.
В цикле разработанных уроков представлены следующие формы работы: музыкальная разминка, вокальные упражнения, дыхательная игра, пение, слушание музыки, ритмический диктант, игра на простейших народных музыкальных инструментах (деревянные ложки, коробочка, бубен, погремушки и др.), пение с простейшими элементами хореографии и др.
Приведен тематический план изучения жанров русского музыкального фольклора с обозначением тем и количеством времени для изучения того или иного материала.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании выполнены:
1. Изучен психолого-педагогический аспект развития вокально-хоровых навыков младших школьников.
2. Раскрыт воспитательный потенциал музыкального фольклора в системе образования младших школьников на уроках музыки.
3. Проанализированы методические разработки по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами музыкального фольклора известных педагогов-музыкантов.
4. Разработан цикл уроков «Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора» для учащихся 1 классов СОШ.
Предложенная гипотеза исследования по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки средствами русского музыкального фольклора подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере использования татарского песенного фольклора и творчества Р. Ф. Ягафарова)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА КРЯШЕН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



