Правовой статус прокуратуры в системе государственных органов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы конституционно-правового регулирования деятельности органов прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом 6
1.1. Понятие, сущность и содержание конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации: общая характеристика 6
1.2. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации 22
1.3. Цели, задачи, направления деятельности прокуратуры и принципы регулирования 29
Глава 2. Эффективность конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации 42
2.1. Проблемы конституционно-правового регулирования правозащитной деятельности прокуратуры 42
2.2. Совершенствование законодательства по вопросу конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры РФ 59
Заключение 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Глава 1. Теоретико-правовые основы конституционно-правового регулирования деятельности органов прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом 6
1.1. Понятие, сущность и содержание конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации: общая характеристика 6
1.2. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации 22
1.3. Цели, задачи, направления деятельности прокуратуры и принципы регулирования 29
Глава 2. Эффективность конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации 42
2.1. Проблемы конституционно-правового регулирования правозащитной деятельности прокуратуры 42
2.2. Совершенствование законодательства по вопросу конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры РФ 59
Заключение 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Актуальность исследования. Проблема конституционно-правового статуса деятельности отечественных органов прокуратуры в целом, как и проблема его правового регулирования, требуют исключительного внимания и имеют преимущественное значение в анализе места органов прокуратуры в механизме государства, выявлении их значения для общества и государства, анализе правозащитного потенциала, что предопределяет и характеризует эффективность функционирования системы органов прокуратуры.
Современное состояние отечественных органов прокуратуры представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и организаций, основным назначением которой является осуществление надзора за соблюдением основного закона государства и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполнение иных функций в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно охраняемых законом интересов общества и государства.
Закономерно, что главенствующее место в числе функций органов прокуратуры занимает надзорная, в связи с чем отдельного внимания заслуживает проблема выявления места и роли прокуратуры в системе надзорно-контрольных органов. Анализ вышеперечисленных вопросов актуально, прежде всего, в контексте их конституционно-правового регулирования.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового статуса прокуратуры и ее деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шевченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др.
Ряд авторов – Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие ученые, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что органы прокуратуры входят в состав одной из трех имеющихся ветвей власти.
Становится очевидным, что анализ конституционно-правового статуса прокуратуры имеет научно разработанную основу. В тоже время, концептуальные, комплексные работы по теме исследования на сегодняшний день практически отсутствуют, данная тема актуальна для научного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие конституционно-правовой статус органов прокуратуры на современном этапегосударственного развития.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым правовым статусом.
Цель исследования состоит в определении конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и содержание конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации;
2) проанализировать конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации;
3) охарактеризовать цели, задачи, направления деятельности прокуратуры и принципы регулирования;
4) проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования правозащитной деятельности прокуратуры
5) предложить меры, направленные на совершенствование законодательства по вопросу конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры РФ
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, а также совокупность общенаучных и частно-научных методов, в числе которых: аналитический, проблемно-теоретический, системный, синтетический, исторический, системно-структурный, структурно-функциональный, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой и др. Сочетание указанных методов позволило наиболее качественно решить поставленные задачи.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются все вышеуказанные задачи, заключения, в котором подводятся итоги исследования темы; списка использованной литературы.
Современное состояние отечественных органов прокуратуры представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и организаций, основным назначением которой является осуществление надзора за соблюдением основного закона государства и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполнение иных функций в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно охраняемых законом интересов общества и государства.
Закономерно, что главенствующее место в числе функций органов прокуратуры занимает надзорная, в связи с чем отдельного внимания заслуживает проблема выявления места и роли прокуратуры в системе надзорно-контрольных органов. Анализ вышеперечисленных вопросов актуально, прежде всего, в контексте их конституционно-правового регулирования.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового статуса прокуратуры и ее деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шевченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др.
Ряд авторов – Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие ученые, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что органы прокуратуры входят в состав одной из трех имеющихся ветвей власти.
Становится очевидным, что анализ конституционно-правового статуса прокуратуры имеет научно разработанную основу. В тоже время, концептуальные, комплексные работы по теме исследования на сегодняшний день практически отсутствуют, данная тема актуальна для научного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие конституционно-правовой статус органов прокуратуры на современном этапегосударственного развития.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым правовым статусом.
Цель исследования состоит в определении конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и содержание конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры Российской Федерации;
2) проанализировать конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации;
3) охарактеризовать цели, задачи, направления деятельности прокуратуры и принципы регулирования;
4) проанализировать проблемы конституционно-правового регулирования правозащитной деятельности прокуратуры
5) предложить меры, направленные на совершенствование законодательства по вопросу конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры РФ
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, а также совокупность общенаучных и частно-научных методов, в числе которых: аналитический, проблемно-теоретический, системный, синтетический, исторический, системно-структурный, структурно-функциональный, формально-юридический, структурно-юридический, сравнительно-правовой и др. Сочетание указанных методов позволило наиболее качественно решить поставленные задачи.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются все вышеуказанные задачи, заключения, в котором подводятся итоги исследования темы; списка использованной литературы.
Принятие основного закона государства в 1993 г. стало началом формирования новой российской государственности, а также современной правовой системы.
Конституционным нормам принадлежит системообразующая роль как в регулировании общественных отношений, так и в правообеспечительной деятельности любого государственного органа. Руководствуясь сказанным, конституционализация деятельности государственных органов как процесс ориентирующего системного воздействия конституционных ценностей и норм на механизм реализации публичной власти выступает основополагающим элементом в построении и функционировании правового государства .
В соответствии с положениями части второй ст. 15 основного закона государства «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Смысловое содержание этой статьи закреплено в Конституции в общей форме публично-правового принципа, но, как верно отметил экс-председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглай, «...именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка» .
Конституционно-правовой статус прокуратуры, являющийся основной частью правового статуса, наиболее полно отражает правовое положение прокуратуры в современной конституционной системе. Хотя ст. 129 Конституции и не подчеркивает принадлежность прокуратуры Российской Федерации к системе федеральных органов, тем не менее порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, установленный частью второй ст. 129, конкретизация принципа централизации, нашедшая отражение в порядке назначения прокуроров субъектов Российской Федерации, иных прокуроров, вполне определенно указывают на конституционный статус прокуратуры в системе федеральных органов государственной власти.
Федеральная природа органов прокуратуры позволяет ей бескомпромиссно реагировать на не соответствующие Конституции Российской Федерации и законам действия и акты федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В этом качестве отечественные органы прокуратуры рассматриваются как ключевое звено системы обеспечения соблюдения конституционной законности.
Осуществляя надзор, возложенный на органы прокураты, за исполнением основного закона государства и действующих на территории Российской Федерации законов, прокуроры всех уровней обеспечивают реализацию механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей. При этом «органы прокуратуры выступают не только в качестве одного из ключевых элементов системы сдержек и противовесов разделенных властей, но и важным интегратором и координатором этих властей в целях обеспечения должного единства всей государственной власти» .
Права и свободы человека и гражданина являются необходимым атрибутом современного общества, залогом защиты человека и сохранения многонационального российского народа. Поэтому в современных условиях личные права человека – это не просто права на мирную, достойную, свободную жизнь, они приобрели характер ориентира, определяющего цель развития государства, развития и совершенствования государственной политики. Обеспечение, защита, гарантирование личных прав и свобод человека и гражданина – процесс длительный, что, однако не умаляет насущной необходимости формирования комплексного механизма их осуществления. В этом сущность понимания конституционной обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод личности.
Современный период развития Российской Федерации характеризуется формированием нового и модернизацией существующего механизма защиты прав и свобод человека. В данной сфере осуществляются всесторонние исследования, тем не менее, заметных улучшений пока не произошло. До сих пор наблюдаются случаи нарушения прав и свобод человека, причем количество таких нарушений растет.
Правоприменительная практика свидетельствует о необходимости внесения в законодательство дополнений и изменений, связанных с совершенствованием правового статуса прокуратуры и приведением его в соответствие веяниям времени, переживаемого нашей страной.
Требуется внесение в законодательство о прокуратуре изменений, направленных на усиление ее влияния на формирование общественных процессов, обеспечивающих укрепление государственной дисциплины. И начать необходимо, в первую очередь, с повышения эффективности мер прокурорского реагирования.
Требования прокурора, которые вытекают из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», должны безусловно исполняться в установленный срок. Санкции за неисполнение требований прокурора закреплены в статье 17.7. КоАП РФ. Умышленное неисполнение требований прокурора, предусмотренных федеральным законом, наказывается наложением административного штрафа в отношении граждан в размере от 1000 до 15000 руб.; в отношении должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.
По сравнению с санкциями, предусмотренными за неисполнение законных требований должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 19.4 КоАП РФ данный размер наказания за невыполнение законных требований прокурора значительно более мягкий. Исходя из статуса прокуратуры, являющейся главным надзорным органом государства, представляется, что подобный подход не оправдан и нелогичен.
Общеизвестно, что эффективность действия закона напрямую зависит от обеспечения неотвратимости наказания за его нарушение.
В связи с этим представляется целесообразным добавить уточнение в ст. 6 Закона о прокуратуре: «Обязательное исполнение законных требований прокурора». Законодателем не введен термин «законных», поскольку подразумевается, что прокурор при исполнении своих должностных обязанностей действует только законно. В настоящее время адресат, получающий акт прокурорского реагирования, должен его исполнить или понести ответственность, установленную КоАП РФ. В свою очередь невыполнением должностным лицом требований на прокурора возлагается дополнительная обязанность по обращению в суд и доказыванию законности своих требований, следовательно, прокурор выступает в качестве активной стороны процесса.
Таким образом, на основании приведенных выше аргументов можно констатировать, что отсутствие в Законе о прокуратуре отдельной главы, в которой содержались бы нормы, посвященные актам прокурорского реагирования, оказывает негативное влияние на прокурорскую практику их применения, препятствует систематизации всех актов, а также исследованию каждого из актов, не используя другие законодательные акты.
Детальное урегулирование в Законе о прокуратуре применения обозначенных актов прокурорского реагирования будет способствовать исключению существующей правовой неопределенности в порядке их осмысления и использования.
Предложенное изменение законодательства обеспечило бы повышение эффективности применения актов прокурорского реагирования, что в конечном счете оказало бы определенное положительное влияние на соблюдение законности в Российской Федерации.
Конституционным нормам принадлежит системообразующая роль как в регулировании общественных отношений, так и в правообеспечительной деятельности любого государственного органа. Руководствуясь сказанным, конституционализация деятельности государственных органов как процесс ориентирующего системного воздействия конституционных ценностей и норм на механизм реализации публичной власти выступает основополагающим элементом в построении и функционировании правового государства .
В соответствии с положениями части второй ст. 15 основного закона государства «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Смысловое содержание этой статьи закреплено в Конституции в общей форме публично-правового принципа, но, как верно отметил экс-председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглай, «...именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка» .
Конституционно-правовой статус прокуратуры, являющийся основной частью правового статуса, наиболее полно отражает правовое положение прокуратуры в современной конституционной системе. Хотя ст. 129 Конституции и не подчеркивает принадлежность прокуратуры Российской Федерации к системе федеральных органов, тем не менее порядок назначения Генерального прокурора Российской Федерации, установленный частью второй ст. 129, конкретизация принципа централизации, нашедшая отражение в порядке назначения прокуроров субъектов Российской Федерации, иных прокуроров, вполне определенно указывают на конституционный статус прокуратуры в системе федеральных органов государственной власти.
Федеральная природа органов прокуратуры позволяет ей бескомпромиссно реагировать на не соответствующие Конституции Российской Федерации и законам действия и акты федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В этом качестве отечественные органы прокуратуры рассматриваются как ключевое звено системы обеспечения соблюдения конституционной законности.
Осуществляя надзор, возложенный на органы прокураты, за исполнением основного закона государства и действующих на территории Российской Федерации законов, прокуроры всех уровней обеспечивают реализацию механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей. При этом «органы прокуратуры выступают не только в качестве одного из ключевых элементов системы сдержек и противовесов разделенных властей, но и важным интегратором и координатором этих властей в целях обеспечения должного единства всей государственной власти» .
Права и свободы человека и гражданина являются необходимым атрибутом современного общества, залогом защиты человека и сохранения многонационального российского народа. Поэтому в современных условиях личные права человека – это не просто права на мирную, достойную, свободную жизнь, они приобрели характер ориентира, определяющего цель развития государства, развития и совершенствования государственной политики. Обеспечение, защита, гарантирование личных прав и свобод человека и гражданина – процесс длительный, что, однако не умаляет насущной необходимости формирования комплексного механизма их осуществления. В этом сущность понимания конституционной обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод личности.
Современный период развития Российской Федерации характеризуется формированием нового и модернизацией существующего механизма защиты прав и свобод человека. В данной сфере осуществляются всесторонние исследования, тем не менее, заметных улучшений пока не произошло. До сих пор наблюдаются случаи нарушения прав и свобод человека, причем количество таких нарушений растет.
Правоприменительная практика свидетельствует о необходимости внесения в законодательство дополнений и изменений, связанных с совершенствованием правового статуса прокуратуры и приведением его в соответствие веяниям времени, переживаемого нашей страной.
Требуется внесение в законодательство о прокуратуре изменений, направленных на усиление ее влияния на формирование общественных процессов, обеспечивающих укрепление государственной дисциплины. И начать необходимо, в первую очередь, с повышения эффективности мер прокурорского реагирования.
Требования прокурора, которые вытекают из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», должны безусловно исполняться в установленный срок. Санкции за неисполнение требований прокурора закреплены в статье 17.7. КоАП РФ. Умышленное неисполнение требований прокурора, предусмотренных федеральным законом, наказывается наложением административного штрафа в отношении граждан в размере от 1000 до 15000 руб.; в отношении должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.
По сравнению с санкциями, предусмотренными за неисполнение законных требований должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 19.4 КоАП РФ данный размер наказания за невыполнение законных требований прокурора значительно более мягкий. Исходя из статуса прокуратуры, являющейся главным надзорным органом государства, представляется, что подобный подход не оправдан и нелогичен.
Общеизвестно, что эффективность действия закона напрямую зависит от обеспечения неотвратимости наказания за его нарушение.
В связи с этим представляется целесообразным добавить уточнение в ст. 6 Закона о прокуратуре: «Обязательное исполнение законных требований прокурора». Законодателем не введен термин «законных», поскольку подразумевается, что прокурор при исполнении своих должностных обязанностей действует только законно. В настоящее время адресат, получающий акт прокурорского реагирования, должен его исполнить или понести ответственность, установленную КоАП РФ. В свою очередь невыполнением должностным лицом требований на прокурора возлагается дополнительная обязанность по обращению в суд и доказыванию законности своих требований, следовательно, прокурор выступает в качестве активной стороны процесса.
Таким образом, на основании приведенных выше аргументов можно констатировать, что отсутствие в Законе о прокуратуре отдельной главы, в которой содержались бы нормы, посвященные актам прокурорского реагирования, оказывает негативное влияние на прокурорскую практику их применения, препятствует систематизации всех актов, а также исследованию каждого из актов, не используя другие законодательные акты.
Детальное урегулирование в Законе о прокуратуре применения обозначенных актов прокурорского реагирования будет способствовать исключению существующей правовой неопределенности в порядке их осмысления и использования.
Предложенное изменение законодательства обеспечило бы повышение эффективности применения актов прокурорского реагирования, что в конечном счете оказало бы определенное положительное влияние на соблюдение законности в Российской Федерации.
Подобные работы
- Определение конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовой статус прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Прокуратура в системе государственных органов Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Теоретико-правовые основы статуса органов прокуратуры РФ (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Прокуратура Российской Федерации: её роль в системе правоохранительных органов
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы прокурорского надзора в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



