Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус работника прокуратуры в зарубежных странах

Работа №36120

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость2800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
558
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Права, обязанности и ответственность работника прокуратуры в государствах континентального права 5
1.1. Правовой статус работника прокуратуры в государствах континентального права, где прокуратура обособлена от исполнительной власти 5
1.2. Правовой статус работника прокуратуры в государствах континентального права, где прокуратура отнесена к исполнительной власти 19
Глава 2. Права, обязанности и ответственность работников органов прокурорского надзора государств англо-саксонского права 30
2.1. Правовой статус работников атторнейской службы США и Австралии 30
2.2. Правовой статус работников Королевской службы уголовного преследования Великобритании 42
Глава 3. Рецепция норм зарубежного права как инструмент решения проблем правового статуса работников прокуратуры в Российской Федерации 48
3.1. Актуальные проблемы системы прав, обязанностей и ответственности работников прокуратуры в России 48
3.2. Совершенствование правового статуса работников прокуратуры в России посредством использования зарубежного опыта 63
Заключение 76
Библиографическийсписок 80



Актуальность темы настоящего исследования обуславливается тем, что прокуратура занимает важнейшее место в системе органов власти любого государства, играя значимую и порой незаменимую роль в вопросах обеспечения законности практически во всех сферах общественной жизни. При этом в конечном итоге деятельность органов прокуратуры, реализация их функций осуществляется посредством правоприменительных действий работников прокуратуры, наделенных особым правовым статусом, включающим в себя систему прав, обязанностей и ответственности.
Безусловно, в каждом конкретном государстве установлен свой, подчас практически уникальный правовой статус прокурорских работников, например, Беларусь остается единственным государством постсоветского пространства, где прокурор по-прежнему наделен правом санкционировать заключение подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления под стражу.
Даже само по себе понятие «прокуратура» применительно к ряду государств является достаточно спорным, в частности, многие исследователи полагают, что такой орган власти, как «Attorney», существующий в США, Австралии и т.д., вообще не следует именовать «прокуратурой», а использовать оригинальный термин – «атторнейская служба», поскольку функции и правовой статус работников данного органа существенно отличаются от, например, задач, прав и обязанностей работников российской прокуратуры.
В любом случае зарубежный опыт нормативного закрепления статуса органов прокуратуры или аналогичных им, правомочий и обязанностей работников этих органов многообразен и требует детального изучения с целью выявления позитивных моментов, которые можно было бы привнести на отечественную почву в целях совершенствования деятельности прокуратуры России. Очевидно, что в наиболее проблемных вопросах, связанных, в частности, с уголовно-процессуальными полномочиями прокуроров, надзором за соблюдением законности в «киберпространстве», взаимодействии прокуратуры и бизнеса, следует использовать и наиболее удачные образцы зарубежного опыта.
В частности, представляется необходимой и возможной рецепция таких норм и положений зарубежного законодательства, как более активное использование института специализированных прокуратур, повышение автономности среднего (регионального) и нижнего (городского и районного) звеньев прокурорской системы, а так же расширение полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса. Последнее, безусловно, представляет собой скорее возврат к положениям, ранее существовавшим в отечественном законодательстве, а не рецепцию иностранного опыта, такой опыт здесь выступает способом аргументации «контрреформ» статуса и функций прокурора в уголовном процессе
Целью настоящей работы выступает выявление положительного опыта правового статуса работников прокуратуры в зарубежных государствах, рецепция которого позволит повысить эффективность деятельности российской прокуратуры.
Задачи исследования:
 раскрыть правовой статус работника прокуратуры в государствах, где прокуратура обособлена от исполнительной власти;
 выявить особенности правового статуса работника прокуратуры в государствах, где прокуратура отнесена к исполнительной власти;
 определить правовой статус работников атторнейской службы США и Австралии;
 охарактеризовать правовой статус работников Королевской службы уголовного преследования Великобритании;
 определить актуальные проблемы системы прав, обязанностей и ответственности работников прокуратуры в России
 предложить механизмы совершенствования правового статуса работников прокуратуры в России посредством использования зарубежного опыта.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации правового статуса работников прокуратуры в зарубежных государствах.
Предмет исследования – законодательство зарубежных государств и России, регулирующее правовой статус работников прокуратуры.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация и др.).
Теоретическая значимость исследования обусловлена системным анализом правового статуса работников прокуратуры зарубежных государств.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты и выводы могут быть использованы в целях совершенствования российского законодательства, регулирующего юридический статус органов прокуратуры и их работников.
Исследуемые вопросы достаточно глубоко изучены отечественной наукой, в частности, можно отметить работы таких авторов, как Р. Маркаров, Е. Князева, И. Тараканов, Т. Решетников и др.
Вместе с тем сложность и актуальность темы обуславливает необходимость новых исследований в данном направлении.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Анализ правового статуса работников прокуратуры в государствах континентального права, где прокуратура обособлена от исполнительной власти (на примере Белоруссии, Казахстана и Италии), позволил определить ряд аспектов, применительно к которым можно вести речь о возможности и необходимости – или от отсутствии таковых - использования зарубежного опыта для совершенствования деятельности прокуратуры Российской Федерации. Во-первых, это вопрос о необходимости закрепления функций прокуратуры на уровне Конституции, во-вторых, вопрос о квалификационных (образовательных) требованиях к работникам прокуратуры, в-третьих, вопрос об объеме полномочий прокурора в уголовном процессе, а также вопрос о выделении специализированных прокуратур.
2) Анализ правового статуса работников прокуратуры в государствах континентального права, где прокуратура отнесена к исполнительной власти (на примере Франции и Германии), позволяет отметить наиболее актуальные положения, исходя из которых можно вести разговор применительно к вопросу совершенствования деятельности российской прокуратуры. Во-первых, это детальная правовая регламентация подготовки и последующего обучения прокурорских работников, во-вторых, роль прокурора в рассмотрении судами дел, в-третьих, объем полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также вопросы ответственности работников прокуратуры.
3) «Атторнейские» (прокурорские) органы США и Австралии (в рамках англо-саксонского права), схожи между собой во многих организационных аспектах, при этом достаточно существенно отличаются характером и пределами полномочий. При этом в обоих государствах атторнеи осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов и практически занимают в их системе главенствующее положение. Иными словами, являясь частью государственного управления, входя в состав исполнительной ветви власти, прокуратуры США и Австралии, наряду с реализацией основной задачи – борьбой с преступностью, осуществлением уголовного преследования, поддержания обвинения в суде – приобретает и многие функции в сфере общего надзора.
4) В отличие от США и Австралии, где прокуратура практически полностью интегрирована с министерствами юстиции, в Великобритании существует обособленный орган исполнительной власти - Королевская Служба уголовного преследования, которая подотчетна Генеральному Атторнею Англии и Уэльса. Данный орган реализует исключительно функцию уголовного преследования, общий надзор Служба не осуществляет. Служба характеризуется жесткой административной вертикалью и подчинением нижестоящих звеньев вышестоящим. Полномочия Службы схожи с уголовно-процессуальными полномочиями российской прокуратуры до реформы 2007 года – здесь и общая координация деятельности правоохранительных органов, и надзор за соблюдением законности в рамках полицейских расследований, и направление материалов уголовных производств в суд, и поддержание обвинения от имени государства.
5) Говоря о зарубежном положительном опыте, который можно использовать для совершенствования деятельности органов отечественной прокуратуры, необходимо отметить, что, безусловно, далеко не каждый позитивный аспект может быть привнесен на российскую почву по причине существенных отличий исторического развития и современного состояния государственно-правовых систем России и иностранных государств. Из того, что в принципе может быть реализовано в России, следует отметить:
1. Необходимость более широкого использования института специализированных прокуратур. В настоящее время, в частности, крайне востребованным представляется прокуратура, осуществляющая надзор в сфере информационно-телекоммуникационной сети Интернет и компьютерной информации. Очевидно, что прокурору, например, «привыкшему» осуществлять надзор за предварительным расследованием по делам об общеуголовных преступлениях, будет достаточно сложно «переключиться» на уголовное дело, связанное с преступлением в сфере компьютерной информации, характеризующееся существенной спецификой. Надзор в данной сфере - как на стадии доследственной проверки, играющей по таким делам крайне важную роль, так и на стадии предварительного расследования – и поддержание обвинения в суде должны осуществлять специализированные прокуроры, имеющие соответствующую подготовку и практический опыт;
2. Следует подумать и об увеличении степени автономности среднего и нижнего звеньев системы прокуратуры. Безусловно, о полной независимости региональных и местных прокуратур, как, например, в Италии и США, речи не идет, однако практически полная кадровая и функциональная зависимость нижестоящей прокуратуры от вышестоящей на самом деле придает органам российской прокуратуры сходство с органами исполнительной власти, которым присущ принцип абсолютной вертикали власти. Тем самым нивелируется особый статус прокуратуры в системе органов государственной власти. Соответственно, необходимы определенные шаги и в данном направлении;
3. Расширение полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного процесса. Это, безусловно, представляет собой скорее возврат к положениям, ранее существовавшим в отечественном законодательстве, а не рецепцию иностранного опыта, такой опыт здесь выступает способом аргументации «контрреформ» статуса и функций прокурора в уголовном процессе.
4. Необходимость нормативного регулирования основных вопросов, связанных с деятельностью прокуратуры, органическим законом (применительно к России – федеральным конституционным).
Востребованность указанного опыта подтверждается анализом проблем правового статуса органов российской прокуратуры.
6) По результатам исследования предлагается:
 Расширить уголовно-процессуальные полномочия прокурора на стадии предварительного расследования. При этом выделение из органов прокуратуры структурных подразделений, реализующих функцию государственного обвинения в суде, представляется нецелесообразным;
 Создать в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации специализированную прокуратуру, надзирающую за соблюдением законности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, которой, помимо прочего, посредством совместного приказа правоохранительных ведомств должно быть предоставлено право контролировать материалы доследственной проверки по сообщениям о компьютерных преступлениях;
 Предоставить прокурорам (субъектов Российской Федерации, городов и районов) право самостоятельно формировать штат своих заместителей, т.е. назначать их на должность и освобождать от нее;
 Вместо действующего закона, регулирующего деятельность органов прокуратуры, необходимо принять Федеральный конституционный закон «О прокуратуре Российской Федерации».



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.11.2019)
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.11.2019).
4. Кодекс административного судопроизводства в Российской Федерации от 08 марта 2015 года № 21-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.11.2019)
5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
6. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 04.11.2019).
7. Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации (утв. Генпрокуратурой России) [Электронный ресурс] / Режим доступа: Url: https://genproc.gov.ru/documents/nauka/execution/document-104550/ (дата обращения 04.11.2019).
8. Конституция Белоруссии от 15 марта 1994 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
9. Конституция Казахстана от 30 августа 1995 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
10. Конституция Италии от 22 декабря 1947 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
11. Уголовно-процессуальный кодекс Белоруссии от 16 июля 1999 года № 295-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
12. Уголовно-процессуальный кодекс Казахстана т 4 июля 2014 года № 231-V [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
13. Закон Белоруссии «О прокуратуре» от 08.05.2007 № 220-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
14. Закон Казахстана от 30 июня 2017 года № 81-VI. «О прокуратуре» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
15. Закон Казахстана 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Банк данных «Иностранное законодательство» – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.06.2019).
16. Акопов Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы / Л.В. Акопов // Проблемы экономики и юридической практики. – 2014. - № 2. – С. 65-69.
17. Бойл К. Дуга справедливости (пер. с англ). / К. Бойл. – М.: ЭКСМО, 2015. – 201 с.
18. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. / Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2014.- 342 с.
19. Григонис Э.П. Прокуратура в механизме Российского государства / Э.П. Григонис. – М.: Городец, 2015. – 311 с.
20. Гуценко К.В. Уголовный процесс зарубежных стран / К.Ф. Гуценко. – М.: Юрайт, 2016. – С. 133-136.
21. Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом: Сравнительное исследование. / В.Н. Додонов, В.Е. Крутских. - М.: Юрайт, 2008. – С. 71-745.
22. Дьячков Д.А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов / Д.А, Дьячков // Автореф. дис. ... канд. полит. наук. – Ярославль: 2014. – 29 с.
23. Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. / Н.Н. Карпов. – М.: Городец, 2014. – 284 с.
24. Кехлеров С.Г. Некоторые итоги и потенциал правозащитной деятельности прокуратуры / С.Г. Кехлеров // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.Н. Лопатина. – СПб.: Литера, 2015. – С. 36-43.
25. Князева Е.Г. Прокурорский надзор в зарубежных странах / Е.Г. Князева // Юрист-Правовед. – 2014. - № 2. – С. 81-87.
26. Лачин А.А. Правовой статус и организация деятельности прокуратуры Германии / А.А. Лачин // Вестник Нижегородского университета. – 2016. - № 4. – С. 120-126.
27. Лежников С.П. К вопросу о реформировании уголовно-процессуальных задач прокуратуры / С.П. Лежников // Государство и право. – 2016. - № 5. – С. 99-105.
28. Маланьина П.Д. Сравнительно-правовой анализ полномочий прокуратуры России и зарубежных стран / П.Д. Маланьина // сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. составители: В.А. Орлов, О.Е. Калпинская; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. 2018. – С. 144.
29. Маркаров В.Р. Сравнительно-правовой анализ статуса прокуратуры в России и зарубежных странах / В.Р. Маркаров // Современное право. – 2015. - № 4 – С. 52-57.
30. Новикова А.А. Система органов прокуратуры России и Великобритании / А.А.Новикова // Символ науки -2016. - № 5. – С. 19.
31. Организация и деятельность органов прокуратуры зарубежных стран. Информационно-аналитический справочник / Под ред. С.П. Щерба. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 385 с.
32. Панфилова Е.А. Прокурорский надзор за предварительным следствием: сравнительно-правовой анализ практики зарубежных стран / Е.А. Панфилова // Символ науки. – 2016. - № 5. – С. 84-90.
33. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть / И.Л. Петрухин. – М.: Юрайт, 2014. – 203 с.
34. Решетникова Т.А. Правовой статус, функции и полномочия прокуратуры в странах СНГ / Т.А Решетникова. – Автореф.дис. ...канд. юрид. наук. – М., 2012. – 29 с.
35. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношения / В.И. Рохлин. – М.: Юрайт, 2014. – 394 с.
36. Сафонова Т.Ю. К вопросу о правовом положении прокуратуры в зарубежных странах на примере США / Т.Ю. Сафонова // Вестник Воронежского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 23-29.
37. Семенов С.А. Прокурорский надзор / С.А. Семенов – М.: Олма-Пресс, 2016. – 645 с.
38. Соловьев А.А. Особенности правового статуса судей Французской Республики: Монография / А.А. Соловьев / Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Арбитражный суд Московской области / Предисл. д.ю.н., проф. А.Г. Чепурного. М., 2015. – 382 с.
39. Тараканов И.А. К вопросу о совершенствовании антикоррупционной политики государства / И.А. Тараканов // Вестник Владимирского юридического института. – 2018. - № 3. – С. 90-96.
40. Тюренкова К. А., Демидов А. С. Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ / К.А. Тюренкова А.С. Демидов // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 633-636.
41. Хайруллина Э. А. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовному делу согласно уголовно-процессуальному законодательству Франции / Э.А. Хайруллина // ВЭПС. - 2011. - №3. – С. 40-46.
42. Харригер, К. Федеральный специальный прокурор в американской политике (пер. с англ) / К. Харригер // Legalconcept. -–2016. - № 4. – С. 101-112.
43. Черепанов М.М. Система принципов организации и деятельности российской прокуратуры / М.М. Черепанов // Российский юридический журнал. – 2016. – № 5. – С. 63-69.
44. Шалумов М.С. Проблемы функционирования российской прокуратуры в условиях реформирования демократического государства / М.С. Шалумов. – М.: Юстицфинформ, 2015. – 280 с.
45. Данные судебной статистики за 2018-2019 годы/ Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: Url: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3578 (дата обращения 04.11.2019).
46. Состояние преступности январь-декабрь 2018 года и январь-июнь 2019 года / Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: Url: https://мвд.рф/reports/item/9338947/ (дата обращения 04.11.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ