Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая характеристика детей, совершивших правонарушения

Работа №46847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Есть много приложений.
Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ 12
1.1 Содержание понятия «противоправное поведение» 12
1.2 Типы и классификация основных видов и форм девиантного поведения подростков. Причины противоправного поведения 15
1.2.1 Биологические факторы 19
1.2.2 Психологические факторы 20
1.2.3 Социально-педагогические факторы 21
1.2.4 Социально-экономические и морально-этические факторы 23
1.3 Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте 25
1.4 Общий портрет личности несовершеннолетнего правонарушителя 30
1.5 Формы и методы социальной работы с молодежью, привлеченной за правонарушения 35
1.6 Технология социальной работы в профилактике и коррекции противоправного поведения 38
1.7 Коррекция противоправного поведения 40
1.8 Социально –психологические характеристики подростка правонарушителя. 47
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИИ ВЕРБАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ. 52
2.1 Организация и методика исследования 52
2.2 Результаты исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 78


Одна из социально значимых и самых актуальных задач, которые стоят на сегодняшний день перед нашим обществом, это, без сомнения, поиск способов понижения роста преступлений в молодежной среде, а также повышение эффективности их профилактики. Необходимость как можно скорее решить эту задачу обусловлена тем, что в государстве сохраняется довольно-таки непростая криминогенная обстановка, а также тем, что в организованную преступность начинает втягиваться все больше лиц несовершеннолетнего возраста, криминальные группировки, созданные подростками, совершают опасные преступные деяния, а их количество постоянно увеличивается. Наблюдается тенденция «омолаживания» преступности, она начинает принимать устойчивый рецидивный характер, в то время, как криминализация молодежи лишает общество перспективы достижения в ближайшем будущем социального благополучия и равновесия.
В I полугодии 2016 г. по сравнению с I полугодием 2017 г. по уголовным делам, расследование по которым окончено, число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, уменьшилось на 27,3%. Число краж уменьшилось на 40,5%, случаев хулиганства – на 30,4%, убийств и покушений на убийство – на 20%. Вместе с тем, число случаев мошенничества, совершенных несовершеннолетними и при их участии, увеличилось в 4,3 раза, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – на 20,6% грабежей – на 4%.
Из 24,6 тыс. выявленных лиц, совершивших преступления, несовершеннолетние составили 3,7%, женщины – 15,7%. На момент совершения преступления 57,2% лиц, совершивших преступления, нигде не работали и не учились. Привлечено к уголовной ответственности 19,9 тыс. человек, или 81,1% от общего числа выявленных правонарушителей [11, с.21].
Главную роль в решении озвученной проблемы играет социальная работа, вместе с тем, ее можно решить лишь комплексно, привлекая все силы общества. В то же время, усилия общества можно интегрировать только в рамках обоснованной с научной точки зрения, обеспеченной успешными технологиями социальной-психологической системы перевоспитания несовершеннолетних с помощью последовательных воспитательно-профилактических, психологических и педагогических воздействий, которые обеспечивают формирование личности с правильными и твердыми жизненными установками. Самая существенная причина правонарушений несовершеннолетних заключается в недостатках их нравственного воспитания.
В настоящее время молодежь переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Произошло разрушение прежних, устаревших стереотипов поведения, нормативных и ценностных ориентаций. Новые формы социальной и психологической адаптации вырабатываются лавинообразно, бессистемно и хаотично. Молодое поколение утратило ощущение смысла всего происходящего, у него отсутствуют требуемые жизненные навыки, позволяющие формировать здоровый образ жизни и сохранять свою индивидуальность [24,с. 117].
Та социальная ситуация, которая сложилась к настоящему времени, привела к тому, что молодежи необходимо принять на себя ответственность за собственное будущее. Вместе с тем, является абсолютно очевидным, что очень много людей, включая молодежь, совсем не подготовлены к преодолению увеличивающегося психоэмоционального напряжения, что влечет за собой возникновение разных форм саморазрушающего поведения: употребление алкоголя, наркотиков, суициды, побеги из дома и бродяжничество, вандализм, сексуальные отклонения и пр.
Отсутствие специальных навыков и знаний здорового образа жизни, равно как и современных социальных адаптивных стратегий поведения у взрослых—педагогов и родителей —не позволяет им оказывать эффективное воспитательное воздействие, социальную и психологическую поддержку. Подрастающая молодежь оказывается психологически беспомощной, ее взаимосвязь со старшими ослаблена.
Данные о состоянии несовершеннолетней преступности свидетельствуют, что в настоящее время нет такого действенного механизма, который был бы способен обеспечивать эффективное решение задач предупреждения и профилактики правовых нарушений в числе детей и подростков.
Тем профессионалам (работники правоохранительных органов, социальные работники, социальные педагоги, психологи), которые работают с детьми и подростками, следует возложить на себя ответственность за решение таких вопросов, как профилактика и предупреждение преступности и отклоняющегося поведения в числе детей и подростков, находить абсолютно новые подходы к взаимодействию с подопечными. Для обучения молодежи новым стереотипам поведения, новым видам преодоления жизненных проблем, воспитания стрессоустойчивой личности, способной ответственно, эффективно и самостоятельно построить собственную жизнь, необходимо самому иметь все эти качества, а также уметь их демонстрировать при профессиональном взаимодействии с молодым поколением [36, с. 48].
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующим: изучением проблемы противоправного поведения занимаются достаточно давно, несмотря на это, на сегодняшний день она не менее актуальна. Это связано с тем, что основы противоправного поведения, как правило, закладываются у подростков, так как на протяжении именно подросткового периода осуществляется некий переход из незрелости к зрелости, из детства к взрослости, пронизывающий все стороны развития подростка. Помимо этого, всем известно, что подростки в наши дни, это один из менее защищенных слоев граждан. Соответственно, если не выявлять и не проводить профилактику противоправного поведения у подростков, тогда озвученная проблема не исчезнет.
Без сомнения, что проводить профилактику противоправного поведения несовершеннолетних необходимо, она (профилактика) является очень актуальной на данной стадии развития социальных отношений в Белоруссии. Социальная напряженность в государстве порождается серьезным ростом разных нарушений социальных норм лицами несовершеннолетнего возраста: расширяются масштабы преступлений, проституции, алкоголизма, а также прочих проявлений отклоняющегося поведения.
В связи с кризисным состоянием общества затруднен процесс формирования официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, наличие высшего образования (даже и престижного) не может выступать в качестве гаранты материального благополучия и социальной карьеры выпускников. Макросреда является неким фоном для влияния факторов макросоциальной среды, оказывающей непосредственное влияние на социальное поведение. В числе всех существующих социальных демографических групп, мы, в первую очередь интересовались молодежью, которая является своеобразной группой риска в связи с рядом некоторых причин, включая перестройку локуса контроля, переход к самоконтролю от внешнего контроля со стороны взрослого поколения; неопределенность социального положения переходного возраста (это относится, в первую очередь, к представителям раннего юношеского возраста, то есть тем подросткам, которые все еще не взрослые, но уже и не дети).
Соответственно, девиантное поведение у лиц подросткового возраста – это отдельные поступки или система поступков, которые противоречат тем нравственным и правовым нормам, которые приняты в обществе.
Основными причинами, являющимися основой продолжающегося ежегодно увеличения численности преступлений, совершаемых лицами подросткового возраста, являются изменения нравственно-ценностных взглядов и привычного уклада жизни населения, снижение жизненного уровня, и снижение воспитательных возможностей школы, что играет основную роль в появлении серьёзнейших деформаций в семейной сфере, повлекло за собой распад родственных и семейных связей, падение деторождения, рост насилия и жестокости в семьях, социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность. Очень неблагополучные условия в семье находятся в непосредственной взаимосвязи с асоциальным поведением детей и подростков и выступают в качестве одного из провоцирующих факторов преступного поведения.
В течение последних лет растет число детей и подростков, которые воспитываются в разных государственных учреждениях, то есть в школах-интернатах, детских домах, домах ребёнка и т.п. Следует заметить, что у большей части таких детей есть родители, лишенных их родительских прав, или уклоняющихся от их воспитания, или которые от них вообще отказались. Проблема жестокого воспитания несовершеннолетних граждан существует как в семьях, так и в выше перечисленных государственных учреждениях. Дети и подростки, которые не выдерживают такого обращения, очень часто вынуждены покинуть эти учреждения. После того, как оказываются на улице, дети пополняют собой ряды беспризорных, в основном, оказываются вовлеченными в употребление алкоголя, психотропных и наркотических веществ, и вовлекаются в совершение преступлений [42, с.23].
Объект исследования: социально-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования: проявления агрессии и уровень самооценки детей, совершивших правонарушения.
Цель дипломной работы: охарактеризовать социально-психологические особенности совершивших правонарушения детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье.
Согласно цели дипломной работы были поставлены задачи:
1.Провеститеоретический анализ литературных источников по проблеме противоправного поведения.
2. Изучить проявление агрессии, как одной из форм противоправного поведения, у юношей, состоящих на учете в ИДН, воспитывающихся в семье и юношей, имеющих статус сироты.
3.Провести статистический анализ исследования.
4.Сделать выводы по проведенному исследованию.
Гипотеза: для юношей, имеющих статус сироты, более характерны проявления агрессии низкая самооценка, чем для юношей, воспитывающихся в семье и состоящих на учете в ИДН.

Методы исследования:
1.Теоретический анализ научной литературы по проблеме социально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2.Диагностика уровня агрессии с использованием опросника Басса-Дарки.
3.Диагностика вербальной самооценки личности .
4.Методы математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента.
Выборка: выборка диагностируемых составила 60 человек, состоящих на
учете в ИДН. Для сравнения выраженности агрессивности и самооценки было взято 30 юношей из числа детей-сирот и 30 юношей, воспитывающихся в семье, в возрасте 14-16 лет и состоящих на учете в ИДН Вилейского РОВД. Исследование проводилось на базе инспекции по делам несовершеннолетних Вилейского РОВД.
Данная дипломная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Даже в самом развитом, цивилизованном ивысокоорганизованном обществе нельзя достичь такого положения, при котором бы все, без исключения, его члены повсеместно истрого соблюдали утвердившиеся в нем нормы и правила, неукоснительно исполняя те социальные роли, которые импредписаны. В любом обществе всегда наблюдается какое-тонарушение таких норм, ролей иправил, с которыми общество не может смириться. Такого рода социальные отклонения называют отклоняющееся, или противоправное поведение. Прогрессирующая тенденция неуклонного роста разных проявлений противоправного поведения, их неизбежность иобъективность ставят перед обществом, определенной социальной службой и социальными педагогами следующие основные задачи: поисктехнологий, методов и форм работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, которые направленыне только на реабилитацию подростка, но также и на то, что является более необходимым - предупреждение отклонений от социальных норм, другими словами, устранение таких условий, которые опосредованно илипрямо оказываютнегативное воздействие на действия ипоступкиподростка. В связи с этим, как в науке, так и на практике широко распространена основная технология работы с несовершеннолетнимив целях предотвращения формирования девиантного поведения – профилактическая.Профилактика – это система общественных, государственных, организационно-воспитательных исоциально-медицинских мероприятий, которые направлены на то, чтобы предупредить, устранить или нейтрализовать основные причины и условия, вызывающие разные социальные отклонения в поведении личности.
Нами было проведено исследование по выявлению уровня и форм агрессии у несовершеннолетних юношей, воспитывающихся в семье и юношей из числа детей-сирот, состоящих на учете в ИДН. В ходе проведенного исследования, было выявлено, что у всех испытуемых проявляется агрессия, но в большей степени агрессия выражена у детей-сирот, также у юношей из числа сирот занижена самооценка, что так же влияет на склонность к правонарушениям. Таким образом гипотеза подтвердилась у юношей из числа сирот более высокий уровень агрессии и низкая само-оценка.
Исходя из выше сказанного нужно сказать о методических рекомендациях. Целесообразно создание комнаты дневного пребывания для несовершеннолетних, на базе инспекции по делам несовершеннолетних основными задачами которого станут профилактика беспризорности и безнадзорности, социальная реабилитация несовершеннолетних и оказание им психолого-педагогической помощи. Комната дневного пребывания для несовершеннолетних должна будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.
Организовать профилактическую работу с несовершеннолетними право-нарушителями через труд, так как на этом этапетрудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых. Необходимо выйти с предложением в Центр занятости населения о первоочередном трудоустройстве неработающих и не учащихся подрост-ков, состоящих на учете ИДН. Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и другим более тяжелым правонарушениям. Хорошо организованный труд – это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада, создает условия для межличностного общения. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Социальную работу с несовершеннолетними правонарушителями целесообразно рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав несовершеннолетних правонарушителей всеми разрешенными законом способами. Однако при осуществлении социальной работы логично учитывать интересы других видов деятельности и соотносить ее с определенной воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.
Также для существенного улучшения процесса перевоспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей желательны качественные изменения в самом процессе перевоспитания. Молодые организмы особенно нуждаются в периодическом выплеске эмоций и энергии нередко негативной. И периодические, а лучше всего систематические занятия спортом дают прекрасную возможность осуществить этот весьма важный в силу возраста процесс. При систематических занятиях спортом улучшается общее состояние здоровья, работа всех систем организма, а так же выделяются гормоны счастья «эндорфины». Такие занятия не только улучшат состояния здоровья, но и повысят качество жизни несовершеннолетних правонарушителей.



1. Дмитриева, Т.Б. Агрессия и психическое здоровье / Т.Б. Дмитриева, Б.В. Шостакович.– СПб., 2002. – 214 с.
2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студ.вузов / Е.М.Бабосов. –Минск: ТетраСистемс, 2002. – 640с.
3. Барановский, Н.А. Антидевиантная политика: теория и социальная практика / Н.А. Барановский. – Минск: Беларусская наука, 2011. – 271 с.
4. Фетискин, Н.П. Вербальная диагностика самооценки личности / Н.П.Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – Москва, 2002. – с. 48-49.
5. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 114 с.
6. Гилинский, Я.Н. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //социологические исследования / Я.Н. Гилинский. – СПб., 1991. – 74 с.
7. Гилинский, Я.Н. Девиантность подростков: теория, методология, эмпи-риическая реальность / Я.Н. Гилинский. – СПб., 2001. – 26 с.
8. Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В.Е. Гурин – Москва, 1988. – 215 с.
9. Девиантность в поведении подростков: причины и меры профилак-тики. Сборник материалов социологических исследований. – Минск, 1999. – 103 с.
10.Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико- пси-хологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов – СПБ., Речь, 2005. – 436 с.
11.Забрянский, Г.И. Социология преступности несовершеннолетних / Г.И. Забрянский.– Минск, Минсктиппроект, 1997. – 47 с.
12. Казымбетова, Д.К. Девиантное поведение молодежи как объект со-циологического исследования / Д.К. Казымбетова. – Алматы, 1999. – 43 с.
13. Капелевич, Т.С. Социально-педагогическое и психологическое сопро-вождение выпускников школ-интернатов в учреждениях профессионального образования: учеб.-метод. пособие / Т.С.Капелевич. – Минск: РИПО, 2005. - 102с.
14. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – Москва: ТУ Сфера, 2003. – 160 с.
15. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. Минск: Аверсэв, 2004. – 124 с.
16. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 1988. – 207 с.
17. Лаврович, А.П. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений: Учеб.-метод. пособие / А.П.Лаврович Е.Н.Алтынцева, Л.А.Шелег. – Минск: БГПУ, 2008. – 94 с.
18.Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – Москва, 1998. – 215 с.
19. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 98 с.
20. Можгинский, Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии // Журнал практической психологии и психоанализа / Ю.Б. Можгинский. – 2006. – №1.
21. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
22. Немов, Р.С. Психологический словарь: учеб.изд./ Р.С.Немов. – Москва: Гуманитаный издательский центр ВЛАДОС, 2007 – 560 с.
23. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонар шений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г., №200-З: в ред. Законов Республики Беларусь от 26.06.2005 № 28-З, от 10.07.2007 № 250-З.
24. Павленок, П.Д. Социальная работа слицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; под ред. П.А. Павленок. – Москва: ИНФРА, 2010. – 185 с.
25. Пастушеня, А.Н. Криминальная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция / А.Н. Пастушеня. – Монография. – Минск, 1998. – 207 с.
26. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – Москва, 1986. – 213 с.
27. Репеко, А.П. Применение информационных технологий в социальной адаптации детей-сирот: учеб.-метод.пособие / А.П. Репеко, А.М. Маханько; под ред. П.А. Репеко. - Минск:РУМЦ ФВН,2005. - 101с.
28. Сенько, Т.В. Истоки агрессивного поведения / Т.В. Сенько. – Минск, 2002. – 26 с.
29. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
30. Статистический сборник «Правонарушения В Республике Беларусь», 2012. – 174 с.
31. Сятковский, В.А. Психология девиантного поведения: учеб. – метод. комплекс / Л.А. Азарова, В.А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
32. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб. – метод. комплекс / Е.Б. Усова. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180 с.
33. Усова Е.Б. Психология социальных отклонений (девиаций): учеб.– метод. пособие / Е.Б. Усова. – Минск, 2005. – 55 с.
34. Филиппович, И.В. Психология девиантного поведения / И.В. Филиппович. – Междунар. гуманитар.-экон. ин-т. – Минск: Веды, 2003. – 171 с.
35. Фромм, Э. Детская агрессивность / Э. Фромм. – Минск, 1996. – 215 с.
36.Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. – 216 с.
37. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – Минск, 1997. – 201-203 с.
38. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях.–Минск, БГПУ, 2008.- 462-465 с.
39. Харчева, В.Г. Основы социологии: учеб. для учебн. Заведений / В.Г. Харчева, под ред. Н.Г. Давыдовой. – Москва: Логос, Высшая школа, 1999. –с. 302 .
40. Хомич, А.В. Психология девиантног поведения. Учеб. пособие / А.В. Хомич. – Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008. – 234 с.
41. Христофорова, М.И. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов / М.И. Христофорова, Л.М. Шипицина. – Москва: Издательсво РГУ, 2001. – 220 с.
42. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – Москва, 2005. – 336 с.
43. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.Я. Янчук. – Минск, 2005. – 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ