Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая профилактика молодёжной криминальной агрессивности

Работа №7884

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы211стр.
Год сдачи2006
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
992
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основании криминальной агрессивности в молодежной среде 15
1.1. Социально-психологическое исследование феномена агрессии в зарубежной и отечественной социальной психологии 15
1.2. Влияние социальной среды на формирование криминальной агрессии у молодежи 37
1.3. Индивидуально-психологические особенности личности,
способствующие проявлению криминальной агрессии 46
Глава 2. Социально-психологические предпосылки криминальной
агрессивности у молодежи 77
2.1 .Организация и методы эмпирического исследования 77
2.2. Изучение социально - психологических детерминант криминальной агрессивности 89
2.3. Личностные предпосылки криминальной агрессии у исследуемой
молодежи 99
Глава 3. Социально-психологическая профилактика латентной криминальной агрессивности в молодежных группах 116
3.1. Обоснование и содержание программы психологической профилактики агрессивною поведения 116
3.2. Исследование эффективности социально-психологической
профилактики криминальной агрессии молодежи 134
Заключение 140
Литература 143
Приложения 158



Актуальность исследования определяется ростом агрессивных тенденций в молодежной среде и отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы отмечается рост преступности среди молодежи. К.Лоренц (1903-1989), выдающийся австрийский ученый утверждал, что внутривидовая агрессия - наиболее серьезная опасность, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-историческою и технического развития.
Снижение жизненного уровня в России, разрушение старой системы ценностей, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно переживается населением страны, отражаясь на его социальном самочувствии. Социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения (отклоняющегося поведения в крайних своих проявлениях представляющих уголовно наказуемое деяние). Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.
По статистике большая часть преступлений совершается молодежью в составе преступных групп. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. В.Н.Кудрявцев (1998) считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку гг совершение

4
преступления. На прохождение этою пути требуется в среднем два года. По имеющимся данным до 60 % профессиональных преступников начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте [75].
Исследование этой проблемы становится еще более актуальной, если учитывать неуклонный рост преступности в стране и тенденцию к значительному увеличению тяжких преступлений против жизни и здоровья личности. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появляются все новые виды насильственной преступности: молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией. Все чаще в средствах массовой информации сообщается о совершении преступлений на почве национальной неприязни, о фактах ксенофобии, участились случаи групповых драк молодежи, носящих ожесточенный характер. За последние годы в России сформировался новый, до сих нор не наблюдавшийся вид насильственной преступности - террористический. Насилие охватило те сферы жизни, в которых оно ранее практически не проявляло себя, например, в политике, в области финансов, промышленности и торговле (Т.Б.Дмитриева, Б.В.Шостакович, 2002). По данным МВД России, опубликованным в еженедельнике «Аргументы и факты», по числу преступлений, совершаемых молодежью, Ивановская область занимает седьмое место по РФ. Удельный вес молодежной преступности в нашем регионе составляет 15,5%, (то есть каждое шестое преступление совершаются молодыми людьми), тогда как в среднем по России - 9,6%. Растет доля насильственных общественно опасных деяний (ООД), совершенных несовершеннолетними: число подростков, совершивших криминальные поступки, составляет 1/3 от числа взрослых правонарушителей, более 60% преступлений совершается несовершеннолетними в группах. При этом можно отметить своеобразное расслоение подростково - молодежной популяции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выбор темы диссертационного исследования «Социально-психологическая профилактика молодежной криминальной агрессивности» определился в результате многолетней работы (более двадцати лет) в качестве судебного эксперта психолога. Также работая школьным психологом, убедилась в актуальности проблемы молодежной агрессивности и насколько необходима помощь родителям, учителям и учащимся в разрешении этой проблемы.
Проведенное исследование охватило не все социально-психологические и личностные детерминанты криминально-агрессивных действий. Было установлено, что на формирование детерминант поведенческих нарушений оказывает влияние большой спектр социально-психологических и личностных факторов.
Полученные теоретические и эмпирические результаты открывают перспективы для дальнейшего исследования латентных социально-психологических и личностных детерминант криминальной агрессии в молодежной среде и разработке целенаправленных, личностно-ориентированных психопрофилактических программ.
Анализ зарубежных и отечественных исследований также показал, что реализации криминальной агрессивности способствует комплекс специфических социально - психологических и личностных детерминант. Несвоевременное обнаружение латентных социально - психологических и личностных детерминант агрессивности способствуют криминализации поведения молодежи.
Эффективность социально-психологической профилактики криминальной молодежной агрессивности зависит от валидной и надежной психодиагностики и напрямую связана с доминирующими типами социально-психологических, личностных деформаций и латентными признаками криминальной агрессии.
Использование социально-психологического тренинга способствует снижению готовности к проявлению агрессивного поведения молодежи.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие предложения:



1. Абрамова Г.С. Практическая iichxojioi ия. М., 1997.- С. 368.
2. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-С. 335.
3. Агрессия и психическое здоровье /Под ред. Академика РАМН Т.П. Дмитриевой и профессора Б.В. Шостаковича. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - 464 с.
4. Адлер А. Понять природу человека. CI16., 1997. - 256с.
5. Аладьин А.А. Внутрисемейные отношения в семьях подростков с нарушениями поведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 1996.
6. Аллан Дж. Ландшафты детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. СПб.; Минск, 2006.- 271 с.
7. Александров А.А. Современная психотерапия. М., 1998. - С. 335.
8. Аликина 11.В. 11ринцип диа! ностики агрессивно1 о поведения в условиях ВТК// Психологическое изучение осужденных несовершеннолетних. Домодедово, 1991.-С. 124- 137.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1967. - 339 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.-С. 376.
11. Антонян Ю.М., Гулъдан В.В. Криминальная патопсихология. - М., 1991.
- 248 с.
12. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков 10.11., Бовин В.Г. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника. В кн.: Личность преступника и предупреждение преступлений. М., 1987. - С. 13-26.
13. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996.- 163 с.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения личности. М.: Мысль, 1976.- С. 169.
15. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. - 304с.
16. Бандура А. Теория социально! о научения. СПб., 2000. - 320 с.

144
17. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. - 512 с.
18. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическая агрессия подростков. М: ИД Медпрактика - М., 2005. - 260 с.
19. Беличева С.А..Основы превентивной психологии». М., 1993.-С. 20.
20. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Сб. науч. тр. М., Просвещение, 1988. - 203 с.
21. Берковитц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2002. - 512с.
22. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.
СПб., 1992.-448 с.
23. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психоло1 ия человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в иг'ры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 1992. - С. 400.
24. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Сударыня.-1998.- С. 127.
25. Бородзина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопр. психологии.- 1993.-№1 - С. 104-113.
26. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972. - С.259-350.
27. Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988.- С. 301.
28. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-пси-хологическое консультирование. Учебное пособие. М., 2002.-416 с.
29. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.-207 с.

145
30. Бэрнс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М., 2000. - 146 с.
31. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994. - 160 с.
32. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001. - 328 с.
33. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991. -142 с.
34. Валицкас Г.К., Гипненрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопр. психол. 1989. № 1. С. 45 - 54.
35. Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клинико-нозологическими характеристиками индивида // Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии. - СПб: СПЗД, 1999. - С. 145-152.
36. Великанова Л.П. Медико-психологические аспекты профессиональной деятельности педагога //Здоровье в 21 веке: Сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. Секция: Медицина - Тула, 2000 - С. 33-34.
37. Вострокнутов Н.В., Пережогин Л.О. Диссоциальное расстройство личности несовершеннолетних: диагностика, коррекция, профилактика, принципы правовой поддержки.//Аналитический обзор - М: РИО ГНЦ ССП им. В.П.Сербского, 2003. - 40 с.
38. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Рос. психиатр, жури.- 2000.-Ж2. - С. 12-19.
39. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АГ1П РСФСР, 1957.-С. 517.
40. Горшков И.В. Внутрисемейные агрессивные действия психопатических личностей (судебно-психиатрический аспект): Дис. ... канд. мед. паук. - М., 1998.
41. Грищенко Л А.. Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. Свердловск, 1988.-65 с.
42. Гюггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. - СПб., 2000.

146
43. Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): Тен-денции и социологическое осмысление. - СПб., 2000. - 384 с.
44. Деларю В.В. Делинквентное поведение как этан, предшествующий со¬
вершению правонарушений психопатическими личностями // Актуальные вопросы психологии и наркологии. — Вол1 оград, 1985. - С.81-84.
45. Детский психолог / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону, 1992. Вып. I.
46. Дмитриева Т.Б. Патобиологические аспекты динамики психопатий. - М:
РИО ГНЦССП им. В.П.Сербского, 1998. - 160 с.
47. Долгова А.И. Криминология. - М., 11орма, 2005. - 899 с.
48. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, М & Архангельск, 1993. - С. 141.
49. Дроздов А.Ю. На экране и вне его: Социально-психологические аспекты влияния телевидения // Психол. газета. — № 37, октябрь 1998.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ