Введение 3
Глава I. Общая характеристика предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России 6
1.1. Понятие, сущность и значение предварительного расследования как
стадии уголовного процесса 6
1.2. Дифференциация форм предварительного расследования 17
1.3. Судебный контроль и прокурорский надзор в стадии предварительного
расследования 30
Глава II. Предварительное следствие как форма предварительного
расследования 48
2.1. Предварительное следствие как основной вид предварительного
расследования 48
2.2. Срок предварительного следствия и порядок его продления 55
2.3. Процессуальная самостоятельность следователя 57
Глава III. Дознание как форма предварительного расследования 67
3.1. Правовой статус дознавателя 67
3.2. Органы дознания и их полномочия 73
3.3. Порядок и сроки производства дознания 78
Заключение 91
Список литературы 94
Приложение
Стадия предварительного расследования представляет собой деятельность органов предварительного расследования, заключающаяся в собирании, проверке и оценке доказательств и их источников о совершенном преступлении и виновности лица его совершившего.
Уголовно-процессуальная деятельность на указанной стадии подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление; объективно установить фактические обстоятельства дела, сформулировать и обосновать обвинение, а также выяснить условия, способствовавшие совершению преступления, приняв меры по их устранению.
Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса. Самостоятельность данной стадии у ученых-теоретиков не вызывает сомнений, т.к. имеет все признаки, характерные иным стадиям уголовного судопроизводства.
Предварительное расследование является одной из значимых стадий уголовного судопроизводства, без которой, как правило, невозможно осуществление судебного разбирательства. Чтобы рассмотреть и разрешить в судебном заседании дело по существу, нужно прежде всего предусмотренными законом способами собрать доказательства и их источники, проверить и оценить их, а также подвергнуть уголовному преследованию лицо, совершившее преступление, привлечь его в качестве обвиняемого, избрать и применить к нему меры процессуального принуждения и т.п. Указанные действия и есть содержание стадии предварительного расследования.
Основанная на законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания), способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
Сложная система данной стадии представляет собой весьма тонкую и искусно сотканную цепочку следственных действий, которые должны выполняться в строгом соответствии с законом, дабы обеспечить полное всестороннее и объективное расследование уголовного дела.
Вместе с тем, ряд процессуальных норм, регламентирующих порядок производства предварительного расследования, представляются спорными и вызывают критику, как научного сообщества, так и практических работников.
В связи с этим предварительное расследование находится в стадии дальнейшего реформирования и претерпевает существенные изменения. Так, назрела необходимость более четкого определения свойств уголовных дел, по которым необходимо производство дознания либо предварительного следствия. В настоящее время, в связи с созданием Следственного комитета Российской Федерации проблемным продолжает оставаться вопрос о процессуальной самостоятельности следователя, процессуальном статусе дознавателя при осуществлении предварительного расследования. Как представляется, акцент необходимо сделать на совершенствовании самой процедуры предварительного расследования, в связи с чем, особую значимость имеют научные исследования, связанные с повышением эффективности такой стадии уголовного процесса как предварительное расследование.
Таким образом, все выше сказанное подтверждает теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы.
Цель настоящей дипломной работы заключается в изучении норм уголовно-процессуального права, которые регламентируют общие условия предварительного расследования и в детальном изучении форм предварительного расследования. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены такие задачи, как:
- сформулировать понятия, сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса;
- определить и исследовать формы предварительного расследования;
- выявить особенности процессуального статуса следователя и дознавателя;
- сформулировать выводы и предложения по итогам исследования.
В ходе написания дипломной работы были изучены Конституция Российской Федерации , Уголовный кодекс Российской Федерации , Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ,
регламентирующий деятельность органов предварительного расследования, осуществляемую в форме предварительного следствия и дознания, и другие нормативно-правовые акты.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких отечественных ученых, как Азаров В.А., Аменицкая Н.А., Быков В.М., Гирько С.И., Малышева О.А., Смирнов А.В., Степанов В.А., Уланов В.В., Химичева Г.П., Шемраева Ю.А. и других.
Структура настоящей дипломной работы включает введение, три главы, которые разбиты на девять параграфов, заключение, список литературы и приложение.
В рамках данного исследования были рассмотрены вопросы, связанные с предварительным расследованием уголовного дела. В результате проведенного анализа можно прийти к выводу о самостоятельности стадии предварительного расследования, т.к. ей присущи непосредственные задачи, она осуществляется компетентными должностными лицами и органами и завершается вынесением итогового процессуального акта.
В процессе изучения данной проблемы можно прийти к следующим выводам.
Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве России представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания, предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их к уголовной ответственности, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решению иных задач уголовного судопроизводства.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство
предусматривает две формы предварительного расследования - это дознание и предварительное следствие.
Отличительной особенностью УПК РФ является усиление роли дознания как одной из форм предварительного расследования, которая состоит в том, что оно позволяет более эффективно и быстро производить предварительное расследование по преступлениям небольшой и средней тяжести.
Порядок дознания включает в себя совокупность обязательных процессуальных действий и решений, которое можно разделить на три группы: первая - начало дознания; вторая - раскрытие преступления и третья - окончание дознания.
На сегодняшний день при производстве дознания нужно уложиться в предусмотренные процессуальным законом сроки (ст. 223 УПК РФ), в противном случае дознание будет сведено к выполнению лишь неотложных следственных действий и может потерять свое самостоятельное значение как одна из процессуальных форм предварительного расследования. Это объясняется тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда производство дознания не укладывается в максимальный его срок, в связи с чем остается только сменить форму расследования, что и происходит на практике.
По окончании дознания составляется обвинительный акт или постановление о прекращении уголовного дела либо о прекращении уголовного преследования. Лицо, в отношении которого вынесен обвинительный акт, признается обвиняемым.
В современном уголовном судопроизводстве РФ органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
Производство органом дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, возможно только в течение 10-суточного срока, который не подлежит продлению (ст. 157 УПК РФ). Далее уголовное дело направляется прокурору для направления по подследственности.
Заслуживает одобрения стремление законодателя укрепить
процессуальную самостоятельность дознавателя, расширить
подследственность органов дознания. Вместе с тем действующий УПК РФ до сих пор не решил проблему передачи уголовного дела от дознавателя к следователю.
В 2013 году Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ в УПК РФ был введен новый вид дознания - дознание в сокращенной форме (глава 32.1), который вопреки ожиданиям не получил широкого распространения.
Как представляется, проблемы дальнейшего развития института дознания в сокращенной форме по законодательству Российской Федерации нужно решать путем совершенствования действующих уголовно¬процессуальных норм. Так, правила статьи 226.5 УПК РФ о пределах доказывания необходимо согласовать с иными процессуальными нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ (в частности, ст. ст. 85-88, подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 226.8).
Совершенствование уголовно-процессуального института
предварительного расследования продолжается, что объясняется развитием прежде всего уголовного и уголовно-процессуального законодательства России. Соотношение процессуальных особенностей предварительного следствия и дознания позволяет сделать вывод, что первая форма является ведущей.
Указанные выше проблемы носят дискуссионный характер, в связи с чем существует необходимость в дальнейшем исследовании спорных моментов рассматриваемой проблемы, выработке общих путей их решения, а также закреплении достигнутых соглашений на законодательном уровне с целью обеспечения защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol. shtml (дата обращения: 20.04.2018).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
6. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.
7. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349
8. Федеральный закон от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
9. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 15.
10. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
11. Федеральный закон от 04.03.2013 г. № 23-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 9. - Ст. 875.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 г. № 277 (ред. от 05.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. - 2011. - № 12.
II. Специальная литература
1. Абдуллаев Ф., Зайцев О. Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность. - 2002. - № 12. - С. 16-18.
2. Абдуллаева В.С., Оганесян Д.Э. Связь судебного контроля и прокурорского надзора на стадии предварительного расследования уголовного дела // Перспективы и технологии развития в области юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Автономная некоммерческая организация Институт инновационных технологий, 2017. - С. 24-27.
3. Азаров В.А., Ревенко Н.И., Кузембаева М.М. Функция предварительного расследования в истории, теории и практике уголовного процесса России: монография. - Омск: Изд. ОмГУ, 2006. - 560 с.
4. Александров А.С., Лапатников М.В. Сокращенное дознание: новеллы УПК РФ и сложности их применения // Уголовный процесс. - 2013. - № 4. - С. 12-19.
5. Аменицкая Н.А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 32 с.
6. Аменицкая Н.А. Органы дознания и оперативно-розыскная
деятельность: исторический аспект и современное состояние проблемы // Российская юстиция. - 2013. - № 7. - С. 50-51.
7. Аменицкая Н.А., Ушаков А.Ю. Предварительное расследование: исторический аспект и современное состояние // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (42). - С. 97-99.
8. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. - 2003. - № 10. - С. 5-6.
9. Баев О.Я. Прокурор как субъект уголовного преследования: научно- практич. пособие. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 144 с.
10. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева,
B. Е. Крутских. - М., 2002. - 587 с.
11. Быков В.М. Начальник органа дознания как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения // Следователь. - 2009. - № 3 (131). - С. 35-39.
12. Быков В.М. Следователь-криминалист как новый участник уголовного процесса со стороны обвинения // Российская юстиция. - 2009. - № 7. -
C. 43-45.
13. Вартанов А.Р. Проблемы процессуальной самостоятельности
следователя по УПК РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2012. - 22 с.
14. Волеводз А.Г., Литвишко П.А. Упрощенное (ускоренное) уголовное судопроизводство в некоторых странах Европы // Российская юстиция.
- 2010. - № 10. - С. 38-41.
15. Воскресенский Ф.А. Принцип состязательности как сдерживающий фактор уголовно-процессуальной деятельности на стадии предварительного расследования // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2015. - № 3 (34). - С. 77-84.
16. Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант. - 2003. - № 7. - С. 12-16.
17. Гирько С.И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российский следователь. - 2005. - № 6. - С. 8-12.
18. Головко Л.В. Реформа полиции в контексте модернизации
предварительного производства в российском уголовном процессе // Уголовная юстиция: связь времен. Избранные материалы
международной научной конференции. - СПб, 2012. - С. 24-31.
19. Дармаева В.Д. Полномочия следователя в уголовном судопроизводстве // Следователь. - 2003. - № 6. - С. 15-17.
20. Долгов А.М. О предварительном расследовании как стадии уголовного процесса и его формах // Юридический вестник Кубанского государственного университета. - 2017. - № 1 (30). - С. 28-31.
21. Дорошков В. Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования // Российская юстиция . - 1999. - № 7.
- С. 26-28.
22. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория,
практика, обеспечение прав личности. Монография. - М.:
Юстицинформ, 2009. - 504 с.
23. Жукова Н.А., Диденко О.В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2015. - № 1. - С. 54-58.
24.Зажицкий В.И. О процессуальном положении следователя // Г осударство и право. - 2011. - № 6. - С. 41-51.
25.Зотов А.Ю. Следователь-криминалист: должностное лицо или
процессуальная фигура? // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2016. - № 1 (36). - С. 128-132.
26. Калоша Н.А. Производство дознания в сокращенной форме: условия и проблемы применения // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-8. - С. 61-67.
27. Колоколов Н.А. Последние новеллы УПК РФ: баланс обвинительной власти стабилизируется // Уголовное судопроизводство. - 2009. - № 2.
- С. 25-33.
28. Колтакова И.И. Формирование вертикали власти в системе органов предварительного следствия // Российский следователь. - 2010. - № 4.
- С. 23-27.
29. Коновалов С.И., Маркова-Мурашова С.А. Преступная деятельность как объект криминалистического познания // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.
- 2016. - № 3-2. - С. 60-70.
30. Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. - 2002. - № 1. - С. 32-33.
31. Кругликов А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя // Уголовное право. - 2003. - № 3. - С. 91-93.
32. Малышева О.А. Становление органов следствия в российском государстве (дореволюционный период) // Юрист. - 2002. - № 12. - С. 55-57.
33. Малышева О.А. Некоторые аспекты производства предварительного расследования по новому уголовно-процессуальному законодательству // Юрист. - 2003. - № 1. - С. 56-58.
34. Маслов А.К. Субъекты собирания доказательств в уголовном процессе // Общество и право. - 2009. - № 2. - С. 192-195.
35. Михальчук Ю.П., Алексеенко А.М. К вопросу о соотношении
прокурорского надзора и процессуальной самостоятельности и независимости лица, осуществляющего предварительное
расследование // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 4 (34). - С. 44-47.
36. Муратова Н.Г., Чулюкин Л.Д. Понятие и правовая природа судебного контроля по уголовным делам // Российский судья. - 2004. - № 3. - С. 15-18.
37. Назаренко В. Формы расследования преступлений // Законность. - 2002. - № 12. - С. 2-4.
38. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь.
- 2003. - № 9. - С. 7-9.
39. Никифоров Е.Н. Пределы судебного обжалования решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя и прокурора в ходе досудебного производства // Российский судья. - 2005. - № 5. - С. 20¬
24.
40. Образцов А.В. Сущность процессуального руководства
предварительным расследованием // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 1 (41). - С. 33-35.
41. Огородов А.Н. Процессуальная самостоятельность следователя: понятие и сущность // Сибирский юридический вестник. - 2015. - № 3.
- С. 92-96.
42.Отчерцова О.В. Состязательность на предварительном следствии как путь к объективной истине // Евразийская адвокатура. - 2016. - № 2 (21). - С. 38-41.
43. Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформы уголовного
судопроизводства в России // Государство и право. - 2002. - № 5. - С. 17-29.
44. Рыгалова К.А. Процессуальное руководство предварительным
расследованием в деятельности прокурора // Вестник Саратовской