Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Состояние тревожности учащихся 11-х классов в процессе подготовки к ЕГЭ

Работа №46833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты состояния тревожности 7
1.1 Ситуативная и личностная тревожность 20
1.2. Состояние тревожности школьников 23
1.3 Методы диагностики тревожности 41
Глава 2 Эмпирическое исследование состояний школьников в процессе подготовки ЕГЭ 44
2.1 Организация исследования 44
2.2 Методики исследования 45
Заключение 60
Список литературы


Одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии является исследование психического состояния тревожности человека. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. Среди многих негативных переживаний тревожность занимает особое место. Она часто приводит к снижению уровня продуктивности, к трудностям в общении и самое главное к снижению работоспособности человека.
В сложившихся за последние годы масштабной реформы образования которая началась еще в 2001 году, происходили очень большие изменения, касающиеся ее структуры, форм, итогового контроля и многих других аспектов. И одним из основных нововведений систему образования стал Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Поэтому все более актуальным в современной психологии становилось изучение влияния сдачи ЕГЭ на тревожность учеников 11 классов. Обусловлено это тем что требования к сдачи выпускного экзамена подверглись кардинальным изменениям ведь при сдаче ЕГЭ отсутствует человеческий фактор в оценки знаний выпускника.
Исходя из этого, по мнению родителей и учеников в школах стали предъявлять высокие требования к подготовке к экзаменам, к процедуре прохождения экзаменов. На мой взгляд проблема тревожности школьников будет актуальной еще многие годы, так как тревожность школьников будет существовать до тех пор, пока существует обучение детей в школах.
Основной целью ЕГЭ стало формирование системы объективной оценки ученика, а также обеспечение условий государственного контроля и управления качеством общего образования.
Вот уже на протяжение почти нескольких десятков лет данная форма сдачи экзамена вызывает большое количество дискуссий и вопросов у общественности, а также множество сомнений вызывает у педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений, вызванных сложностью и многозначностью процедуры ЕГЭ. Исходя из этого все более актуальным в современной психологии становится изучение влияния сдачи ЕГЭ на тревожность учеников.
Целью исследования является - изучение тревожности учеников 11 классов при подготовке к сдачи Единого Государственного Экзамена.
Объект исследования - учащиеся 11 классов общеобразовательных школ.
Предмет исследования - влияние подготовки к сдаче ЕГЭ на тревожность выпускников 11 классов.
Гипотеза исследования:
Существует ли связь между тревожностью учеников 11 - х классов и их подготовкой к экзамену.
Задачи исследования:
1) Изучить психологическую и методическую литературу, обобщить и систематизировать материал по проблеме школьной тревожности.
2) Проанализировать содержание такого понятия как тревожность.
3) Изучить особенности Ситуативная и личностная тревожности
4) Опытно-экспериментальным путем проверить существует ли связь между тревожностью учеников 11 - х классов и их подготовкой к экзамену.
Методы и методики, используемые в исследовании:
Эмпирические методы:
Опросник Спилберга: «Шкала самооценки тревожности»
Опросник САН: «самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников)
Теоретическая значимость исследования состоит в определении необходимости исследования влияния подготовки сдачи ЕГЭ на тревожность учеников 11 классов.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении, а именно в «Средне образовательной школе №114» города Казани. Возраст участников исследования составил 17-18 лет. Количество участников составило 33 ученика Практическая значимость.
Результаты исследования школьной тревожности позволят осуществить широкий подход к проблеме ее взаимосвязи с подготовкой выпускников к ЕГЭ. Результаты исследования могут быть использованы для контроля школьного уровня тревожности в процессе подготовке к ЕГЭ
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и исследовательская), вывода, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, подводя итог дипломной работы, хотелось быть отметить, что мной были разобраны определения тревожности как отечественных, так и зарубежных психологов среди которых были: Зигмунд Фрейд, Гарри Салливан, Карен Хорни, Эрих Фромм, А.В Петровский, Р.С Немова, Прихожан, А.М, Габдреева Г.Ш, А.О. Прохоров и так далее.
Так же мы разобрали понятия о ситуативной тревожности, которая исходит из какой-либо конкретной ситуации изначально вызывавшая только беспокойство. Личностная тревожность обуславливается безотчётным страхом и готовностью воспринимать любую ситуацию в жизни человека как опасная.
В школьной же тревожности мы выделили то, что - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, а самое главное в школьной тревожности учащихся 11 классов это подготовка к ЕГЭ.
Проанализировав многие методики, я пришел к выводу о том, что для моего исследования больше всего подходит методика Ч.Спилберга Шкала самооценки тревожности», которую перевёл и адаптировал на русский наш отечественный психолог кандидат психологических наук Ю.Л. Ханин
Целью моего исследования было изучение тревожности учеников 11 классов при подготовке, к сдачи выпускного экзамена ЕГЭ.И в ходе исследования мной была проведена методика Чарльза Спилберга в ходе которой было выясненное, что результат по личностной тревожности составил 39 баллов из чего исходит вывод о том, что личностная тревожность у учеников входит в рамки умеренной что было вполне предсказуемо, данный результат является нормой для выпускников. Результат по ситуативной тревожности составил 47 баллов, из этого следует что уровень ситуативной тревожности в классе высокий, что по своей сути тоже является нормой и даже полезной для выпускников так, как данная тревожность играет положительную роль в их судьбе она помогает им серьёзно и ответственно подойти к подготовке к будущему экзамену.
Так же мной был проведён опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников), чтобы понять психоэмоциональное состояние участников исследования, на момент прохождения ими опросника Ч.Спилберга. Эти два опросника часто проводят вместе.
Из полученных результатов проведённого мною опросника я сделал вывод о том, что у учащихся 11 х классов «Средне образовательной школы №114» города Казани психоэмоциональное состояние на момент прохождения ими опросника Ч.Спилберга входило в рамки нормы и являлось благополучным, а значит при прохождении было хорошее самочувствие, они были активны в прохождении теста и были в хорошем настроении.
Из всего этого следует то, что выдвинутая мной гипотеза подтвердилась и связь между тревожностью учеников 11 - х классов и их подготовкой к экзамену все-таки существует. Цель моей дипломной работы я считаю достигнутой и для контроля школьного уровня тревожности в процессе подготовке к ЕГЭ рекомендую проводить данные методики исследования регулярно.



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1995.
2. Лебедева В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. Науч .-практ. конф. Екатеринбург, 23 - 24 апр. 2008 г. /, 2008. - 254 с.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - Москва: ПЕР СЭ, 2009. - 160 с.
4. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №12. - С. 17-24.
5. Тревога и тревожность Астапов В.М
6. Суворова В.В. Психология стресса. Изд-во М.: Педагогика 1975. с 95.
7. Л. Кроу Психологическое приспособление
8. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.
9. Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков».- М., 1997.
10. Зинченко В.П., Мещерякова В.Г. Большой психологический словарь. СПб., 2007
11. Филатова А.О. Тревожность как фактор социального развития в младшем подростковом возрасте. М, 2005
12. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.126-128.
13. Хьелл JL, Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2000 14.Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:
нейропсихологическое исследование. // Вопросы психологии, 1999, №2 4, -25 с.
15. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986., с. 97
16. Адлер А. К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза//Психотерапия, 1912., c. 72
17. Павлов И.П. в воспоминаниях современников. / Под.ред. Е.М.Крепса. - М.: Учпедгиз, 1967., с. 139
18 Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс... канд. психол. наук. М., 1977.
19. Кученко, Т. О детской тревожности / Т. Кученко // Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - С. 43-44.
20. 20.Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л., 1988., с. 53
21. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 248 с.
22. Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности / А.В. Микляева // Педагогическая диагностика. - 2006. - №1. - С. 32-53.
23. Микляева, А.В. Программы групповой работы по проблеме диагностики школьной тревожности для детей разных возрастов / А.В.
24. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 2000.-56 с
25. Микляева, А.В. Психопрофилактика школьной тревожности. Программы работы, диагностика / А.В. Микляева // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 2. - С. 88-111.
26. Зейгарник Б.В. Общая психопатология. М.: Воронеж: МСПИ, НПО "МОДЭК", 1999. с.344
27. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.,2003. -35 с.
28. Имедадзе И.В. Проблема полимотивированного поведения // Вопр. психологии. 1984. № 6.с. 15
29. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 192 с.
30. Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш Габдреева, А.О. Прохоров/ ред. проф. А.О. Прохорова.- М: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.- 134с.
31. Тревога и тревожность. Хрестоматия/Сост. И общая редакция Астапова, В. М.-М.:ПЕР СЭ, 2008.;c.23
• 32 . Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. - М: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2006. c. 20
33. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.-М.,
2001. -386 с.
• 34. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». - СПб.: Речь, 2006. -, с. 10-13
• 35. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - . с. 133
• 36.Ксенофонтова Н.А. Г ендерный аспект общественного развития. - М: Наука, 2005. -с. 92-95
• 37. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - Москва, 2000. - 304 с.
38. Чебыкин А.Я. Проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 6.
39. Зиновьева Э.В. Школьная тревожность и ее связь с когнитивными и личностными особенностями школьников. - Москва, 2005. - 23 с.
40. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.:Педагогика-Пресс, 1999, .-386с.
41. Салливан Г. Интерперсональная теория в психиатрии. - СГб., М., 1999.
42. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте. // Вопросы психологии, 1997г., №3.
43. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. "Психофизиологический метод оценки тревожности" / Психологический журнал - 2009, № 2.-5с.
44. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследованиям.: Изд-во: Мецнисреба, 2000 - 240 с., 225с
45. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2007., 63с.
46. Спилбергер Ч.Д., Калашников Н.В. Шкала оценочной реакции. М.,2003
47. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 198
48. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 2002.
49. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 2001.
50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2000.
51. Учителям и родителям о психологии подростка. (Сборник). -М.: Высшая школа, 1990. -212-213 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ