Введение 2
Глава 1. Мотивация учебной деятельности и психические состояния личности 5
1.1. Мотивация как характеристика направленности личности 5
1.2. Психические состояния 7
1.1. Рефлексивность как свойство личности 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характеристик
мотивации учебной деятельности и психических состояний у школьников и студентов в различных учебных ситуациях 22
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 22
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 27
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей с учетом t-критерия
Стъюдента для независимых выборок в группах школьников и студентов в различных учебных ситуациях 28
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах школьников и
студентов в различных учебных ситуациях 33
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных
матриц в исследуемых группах школьников и студентов 42
Заключение и выводы 45
Литература 47
Приложения
Особенности психических состояний и характеристик направленности личности, таких как рефлексивность, мотивация давно привлекают внимание исследователей. Выдвинуто множество теорий и методов их изучения. Данная тема является актуальной для исследования, так как уровень мотивации и способность к рефлексивности учащихся влияет на успешность учебной деятельности.
Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволяет проявить и правильно интерпретировать специфику связей психических познавательных состояний и характеристик мотивации учебной деятельности.
Проблема поиска индивидуально-психологических подходов для оптимизации учебного процесса у юношей и девушек разных возрастных категорий и обучающихся, соответственно, в средней школе и в вузе, обусловила выбор темы нашего исследования. Только глубокое изучение этого вопроса позволяет проявить и правильно интерпретировать специфику связей психических познавательных состояний и характеристик мотивации учебной деятельности и иметь возможность разрабатывать практические рекомендации психологам и педагогам, работающим с молодежью.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязей между характеристиками мотивации учебной деятельности и психическими состояниями у старшеклассников и студентов в различных учебных ситуациях.
Объектом данного исследования являются психические состояния студентов и старшеклассников в различных учебных ситуациях.
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязей характеристик мотивации учебной деятельности и психических состояний.
В качестве гипотезы в данной работе выступает предположение, что будут наблюдаться различия в структуре взаимосвязей характеристик мотивации учебной деятельности и психических состояний у старшеклассников и студентов в различных ситуациях.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области характеристик мотивации учебной деятельности и психических состояний обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик мотивации учебной деятельности и психических состояний личности.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц в ситуации, когда материал занятия не понятен и когда материал занятия понятен, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами характеристиками.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись работы А.О. Прохорова, М.Г. Юсупова, А.В. Чернова, Л. М. Аболин, И. А. Васильев, Л. В. Винокурова, Г.Ш.Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н.Б. Пасынкова, Н. М. Пейсахов в области психических состояний, а также подходы к изучению мотивации А.К. Марковой, Е.П.Ильина.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме учебной мотивации и психических состояний в различных учебных ситуациях;
2. Тестирование с использованием тестов - опросников, анкетирование.
Используемые методики:
1. Анкета «Познавательные психические состояния в различных учебных ситуациях»
2. Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда.
3. Методика оценки уровня притязаний: опросник В. Гербачевского
4. Методика диагностики рефлексивных процессов (распознавания, осознания, идентификации) (А.О. Прохоров, А.В. Чернов)
Теоретическая и практическая значимость.
Данные нашей работы позволят понять механизмы взаимосвязи учебной мотивации, рефлексии, и психических состояний, что в свою очередь может стать основой для разработки эффективных методов психологической помощи старшеклассникам и студентам. В частности, возможны разработки перечня рекомендаций для усиления их мотивированности к учебе за счет повышения уровня самоконтроля, рефлексии и культивировании состояний, способствующих усвоению новой информации.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследование принимали участие 106 испытуемых в возрасте от 17 до 21 года. Испытуемые были представлены двумя группами, первая группа - студенты в количестве 46 человек, вторая группа - школьники в количестве 60 человек.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Также, работа включает 10 рисунков и 10 таблиц.
Анализ соответствующий исследованию литературы приводит нас к мысли, что психические состояния школьников и студентов тесно взаимосвязаны с различными компонентами мотивационной сферы человека, а также с его аффективно-когнитивной сферой переживаний и рефлексией.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязей между характеристиками мотивации учебной деятельности и психическими состояниями у старшеклассников и студентов в различных учебных ситуациях.
Результатом проведенного эмпирического исследования явились следующие выводы:
1. В том случае, когда не понятен преподаваемый на занятии материал, школьники отмечают у себя более выраженные, по сравнению со студентами, состояния вдохновения, заинтересованности и озарения и менее выраженную рассеянность. В целом, их самочувствие на занятии лучше, чем у студентов.
2. Если преподаваемый материал понятен, то наблюдается обратная картина в отношении состояний вдохновения и рассеянности. У школьников в большей степени выражены скука и невосприимчивость, а у студентов сосредоточенность и умственное напряжение. При этом общее самочувствие остается лучше у школьников.
3. Когда преподаваемый материал непонятен у студентов в состав целостной плеяды не входит мотив смены деятельности (желание бросить учебу), у школьников - познавательный мотив, в то время как от желания бросить учебу или учиться в школе зависит много исследуемых нами характеристик.
4. У студентов, в ситуации непонимания нового материала, наиболее значимы внутренний мотив и мотив самоуважения. Чем более выражены эти мотивы, тем больше они переживают скуку, невосприимчивость, презрение к преподавателям и тем в большей степени они склонны осознавать свои негативные переживания. Усиление мотива избегания ведет к большей рефлексии, к усилению страха и снижению общего самочувствия
5. У школьников, в ситуации непонимания материала, наиболее значимы внутренний мотив и мотив избегания неприятностей. Усиление внутреннего мотива ведет к снижению любознательности и к усилению страха, а также к активизации рефлексии своих чувств и мыслей. Актуализация мотива самоуважения ведет к снижению рефлексии своих чувств и мыслей. Усиление мотива избегания ведет к уменьшению страха, к увеличению радостности, к снижению вдумчивости и снижению рефлексивности.
6. В ситуации, когда понятен новый материал, у студентов ведущим является мотив самоуважения. При его актуализации усиливается вдохновение, а вместе с ним и познавательный мотив. Рост самоуважения ведет также и к усилению рефлексии внешнего мира.
7. У школьников в ситуации понимания нового материала наибольшее значение имеет состязательный мотив. Усиление этого мотива ведет к усилению радости и ауторефлексивности, а также к снижению негативных эмоциональных переживаний.
Таким образом, наша гипотеза о существовании значимых различий в структуре взаимосвязей характеристик мотивации учебной деятельности и психических состояний у старшеклассников и студентов в различных учебных ситуациях, получила подтверждение.
Данные нашей работы могут быть использованы в практической психологии - для повышения мотивации в учебной деятельности, а также для эффективной работы педагогов школ и вузов с целью повышения интереса обучающихся к учебной деятельности.
1. Bandler R., Grinder J. «Frogs into princes: Neuro Linguistic programming» - Moab, UT: Real People Press., 1979.
2. Rosenberg M. Occupation and values. — N. Y., -1957
3. Анохин П. К. Эмоции.— БМЭ, 2-е изд., 1964, т. 35, с. 339.]
4. Асеев В.Г. Мотивационные резервы человека // Психологический журнал. - 1987. - №5. - С. 9-13.,
5. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - М.: СГУ, 2010. Вып. 12. С. 77-88.
6. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
7. Божович Л. И. Изучение мотивации поведе- ния детей и подростков. — М., 1972.
8. Бороздина Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи. - М., 2002.
9. Бреслав Г.В. Психология эмоций: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 544 с.
10. Васильев И.А.. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием: М.: Изд-во. МГУ. - 1991
11. Ганзен, В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации / В.А. Ганзен, В.Н. Юрьев // Вестн. ЛГУ. Сер. 6. - 1987. - Вып.1, №6 - С. 50-60.
12. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Академия, 2006. 336 с.,
13. Дреч Г.Д. Проблема человека в раннегреческой философии. [текст] /Г.Д.Дреч// Ростов: «Ростовского университета» - 1987 - 176с., 56 стр.
14. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния /Е.П. Ильин. - М., 1978. - С. 325346.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
16. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь [текст] /Л.А.Карпенко// Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: «Политиздат» - 1985.- 431 с. 303-304 стр.
17. Карпов А.В. Общая психология [текст] / А.В. Карпов// Учебник. М.: «Гардарики» - 2004- 232с. 32 стр.
18. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [текст] /А.В. Карпов// М.: «Институт психологии РАН» - 2004 - 424 с, 36, 86, 162 стр.
19. Кирсанов М.В. Показатели психологической адаптации студентов творческих специальностей на завершающем этапе обучения // Человек. Спорт. Медицина. - 2012. - №21. - с.57-63.27].
20. Кирсанов В.М. Ведущие мотивы обучения и структура мотивационно- потребностной сферы студентов различных профилей обучения // Современные исследования социальных проблем. - 2012. -№2. - с. 3237.
21. Киршбаум Е. И., Еремееева А. И. Психические состояния. - Владивосток: Дальневосточный университет, 1990. - 144 с.
22. Ладенко И.С. — «Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования»
23. Ладенко И.С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем // Рефлексия в науке и обучении. - Новосибирск: «ИФП СО РАН» -1989 - С. 7-15.
24. Левитов, Н.Д. О психических состояний человека / Н.Д. Левитов - М. : Просвещение, 1964. - 344 с.
25. Левитов, Н.Д. О психических состояний человека / Н.Д. Левитов - М. : Просвещение, 1964. - 344 с.
26. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмо- ции. — М„ 1971.
27. Локк Дж. «Опыт о человеческом разуме» [текст] /Дж. Локк // Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М.: «Издательство социально-экономической литературы» - 1960. - 532 с. 51 стр., 153-162 стр.
28. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983. 64 с.
29. Махнач, А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состояний и стабильных черт личности / А.В. Махнач // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, №3. - С. 35-43.
30. Мерлин В. С. Лекции по психологии моти- вов человека. — Пермь, 1971.
31. Панов В.И. Психическое состояние как объект и предмет психологического исследования / В.И.Панов // Мир психологии. - 1998. - № 2. - С. 20-35.
32. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности студентов) // Экспериментальная психология. - 2010. - Том 3, № 2. - С. 33-44
33. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности студентов) // Экспериментальная психология. - 2010. - Том 3, № 2. - С. 33-44.
34. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. - 1996.- Т. 17, № 4. - С. 9-18.
35. Прохоров, А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. - Казань Изд-во КГУ, 1991. - 164 с.
36. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О.Прохоров - Казань : Изд-во КГПИ, 1994. - 168.
37. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М. ПЕР СЭ, - 2005. - 352 с.
38. Прохоров, А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. - 1996.- Т. 17, № 4. - С. 918
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии [текст] / Л.Д. Столяренко // - 3-е изд., перераб. и доп Ростов-на-Дону: «Феникс» - 2000. - 672 с. - стр.476
40. Узнадзе Д. Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту: Психология личности. Тексты. — М., 1982.
41. Учебное пособие. (Гриф УМО). Психология состояний. Хрестоматия. Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш.Габдреева, А.О.Прохоров/Под ред. А.О.Прохорова. - М. : ПЕР СЭ: СПб.: РЕЧЬ, 2004. - 34 с.
42. Фирсова Т. А., Захарова Е. А. Исследование особенностей
эмоциональных состояний школьников и студентов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 829-831. — URL
https://moluch.ru/archive/65/10459/ (дата обращения: 16.04.2018).
43. Чебыкин А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность / Чебыкин А.Я. // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10, № 4. - С. 135-141.
44. Чернов А.В. Познавательные психические состояния в учебной деятельности студентов. Материалы Всероссийской конференции «Когнитивные исследования на современном этапе« (КИСЭ-2017).- Казань, 2017.
45. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969.