Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №46735

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Эмоциональный интеллект как фактор психической
саморегуляции 8
1.2. Особенности личностной тревожности
и ее саморегуляции 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи
эмоционального интеллекта и тревожности 26
2.2. Особенности эмоционального интеллекта и тревожности
юношей и девушек 29
2.3 Половые особенности взаимосвязи эмоционального
интеллекта и тревожности 35
Заключение и выводы 47
Список литературы 50
Приложение 55


Актуальность темы исследования. В последние десятилетия пристальное внимание в отечественной и зарубежной психологии уделяется исследованию эмоционального интеллекта (О.И. Власова, Д. Гоулман, К. Изард, Е.П. Ильин, Н.В. Коврига, А.П. Лобанов, Д. Мэйер, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская, Г.В. Юсупова и др.). Концепция эмоционального интеллекта предполагает рассмотрение этого явления как альтернативы традиционного интеллекта. Сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект (Д. Гоулман).
Конечный продукт эмоционального интеллекта — это принятие решений на основе осмысления и отражения эмоций, являющихся дифференцированной оценкой событий, которые имеют личностный смысл. В итоге, эмоциональный интеллект находится в основе эмоциональной саморегуляции, поскольку он имеет отношение к рефлексии собственных и «чужих» эмоциональных состояний и руководству ими с целью адаптации (Е.П. Ильин).
Актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточностью эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных характеристик, продуцирующих эмоциональные состояния.
В частности, вне поля зрения исследователей оказалась взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности. Тогда как согласно данным некоторых отечественных и зарубежных исследователей (А.М. Прихожан), в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей.
В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этой личностной черты. Одним из возможных путей коррекции тревожности может являться развитие эмоционального интеллекта с учетом характера его взаимосвязи с тревожностью.
Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Г.Ш. Габдреева, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин и др.). Поэтому коррекция уровня тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с тревожностью и половые особенности этой взаимосвязи.
Объект исследования — взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности юношей и девушек.
Предмет исследования — половые особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в юношеском возрасте.
Цель исследования — выявить характер взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности в юношеском возрасте, как возрасте становления личности.
Гипотеза исследования. Поскольку эмоциональный интеллект по своему определению включен в механизм саморегуляции эмоциональных состояний, следует думать, что его влияние распространяется на личностные черты, определяющие продуцирование этих состояний, в частности это касается тревожности. Поскольку данные многочисленных исследований свидетельствуют о существенных различиях тревожности, связанных с половой принадлежностью субъектов, логично предположить, что существуют половые особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
Достижение цели исследования и доказательство гипотезы осуществлялось путем решения следующих задач:
• Провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального интеллекта как фактора психической саморегуляции.
• Охарактеризовать особенности личностной тревожности и ее саморегуляции.
• Эмпирически исследовать особенности выраженности и взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности в юношеском возрасте.
• Выявить половые особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
Методологическая и теоретическая основа исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовался метод аналитического исследования, позволяющий высказать предположение о взаимосвязи изучаемых явлений, а также эмпирические методы диагностики.
Для измерения половых особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности применялись: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина, методика измерения тревожности Ж. Тейлор и методика диагностики трудностей тревожных лиц (ТТ — «Трудности тревожных») Г.Ш. Габдреевой.
При использовании диагностических методик в основу были положены теоретические представления этих авторов, а также теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она;
теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; двух-компонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
Процесс обработки полученных данных осуществлялся путем применения методов математической статистики (методы описательной статистики, T-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ методом r-Пирсона, дивергентный анализ).
Исследование опирается на положения системно-структурного подхода.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении характера взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и тревожности соответственно половой принадлежности испытуемых. Результаты исследования показывают участие эмоционального интеллекта в механизме саморегуляции эмоциональных состояний.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для построения эффективных комплексных коррекционно-развивающих программ по преодолению высокой тревожности за счет развития составляющих эмоционального интеллекта.
Эмпирическую базу исследования составили данные диагностики студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (всего 81 человек - 25 юношей и 56 девушек).
Однородность выборки испытуемых обеспечивалась общей для них деятельностью (учебной) и возрастной принадлежностью (все респонденты находились в возрастном диапазоне от 18 до 22 лет), что соответствует старшему юношескому возрасту, в котором, по мнению Б.Г. Ананьева, полностью формируются основные векторы развития высших эмоций: этических, эстетических, интеллектуальных, имеющих отношение к развитию эмоционального интеллекта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, библиографического указателя, содержащего 50 наименований, приложения; иллюстрирована таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поскольку предполагалось, что эмоциональный интеллект, участвующий в процессе саморегуляции эмоционального состояния, взаимосвязан с личностными свойствами, продуцирующими определенные эмоции, целью исследования явилось выявление характера взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности в возрасте завершения становления личности (старшем юношеском возрасте).
Исследование было организовано методом поперечных срезов, данные исследования были получены путем диагностики с помощью методик «ЭмИн» Д.В. Люсина, «Тревожность» Ж. Тейлора, «Трудности тревожных» Г.Ш. Габдреева.
В результате исследования сравнивались между собой результаты диагностики выборки юношей и девушек.
Обработка эмпирических данных осуществлялась путем применения методов математической статистики: статистического сравнения (с использованием T-критерия Стьюдента, а также корреляционного и дивергентного анализов).
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Выявлена научная проблема, требующая исследование половых особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в период завершения становления личности.
2. Выявлены существенные различия в средних значениях исследуемых показателей эмоционального интеллекта и тревожности, диагностированных отдельно в группах юношей и девушек:
• Юноши лучше девушек понимают эмоции, управляют ими, а также лучше контролируют внешние проявления своих эмоций, а девушки в свою очередь, лучше понимают эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (жестикуляция, мимика, звучание голоса), более чутки к внутренним состояниям других людей.
• По средним значениям исследуемых показателей тревожности обнаружено, что тревожность юношей достоверно ниже тревожности девушек, что вполне соответствует данным других исследователей.
3. Корреляционный и дивергентный анализ исследуемых показателей отдельно эмоционального интеллекта и тревожности свидетельствует о том, что:
• В группе юношей, в отличие от группы девушек, слабо сформирована структура эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект юношей имеет рыхлую слабоорганизованную структуру показателей, тогда как формирование структуры показателей эмоционального интеллекта у девушек к этому возрасту практически завершено.
• Сравнение структур показателей тревожности с помощью корреляционного и дивергентного анализа также свидетельствует о более тесной взаимосвязи ее показателей именно в выборке девушек.
4. Корреляционный и дивергентный анализы эмпирических данных, позволившие провести исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности демонстрируют, что в данном возрастном диапазоне у юношей не сформирована система саморегуляции тревожности с помощью эмоционального интеллекта. Тогда как эмоциональный интеллект имеет существенное значение в процессах саморегуляции тревожности у девушек. При этом особенно значимы показатели, связанные с умением управлять своими и чужими эмоциями.
Таким образом, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Исследование характера половой взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в возрасте становления личности не претендует на завершенность, позволяя наметить в качестве перспективы дальнейших исследований углубление и расширение эмпирической базы за счет усиления теоретической ее основы анализом психологических концепций тревожности и эмоционального интеллекта, привлечения большего количества диагностических методик и расширения выборки.
Практические рекомендации. В работе практического психолога рекомендуется принять во внимание возможность корректировать личностную тревожность путем организации специальных занятий (тренингов), направленных на развитие эмоционального интеллекта.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2013. - 288с.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2007, № 5. — С.57-65.
3. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19-20 декабря 2003 г., г. Минск. — Минск, 2004. С. 147-149.
4. Анохин П.К. Эмоция / П.К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия — М.: 1964. — Т.35. — С.339.
5. Астапов В.М. Тревога и тревожность. / В.М. Астапов // Хрестоматия.
— СПб.: ПИТЕР, 2001. — 53с.
6. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас.
— СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: «прайм- Еврознак», 2001. - 320 с.
8. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 209 с.
9. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2013. — 672 с.
10. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс.
— М., 1998. — 160 с.
11. Габдреева Г.Ш. Системное исследование тревожности / Г.Ш. Габдреева // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 31 Под ред. Проф. А.О. Прохорова. — Казань, Набережный Челны: Изд-во КГПУ, Изд-во Института управления, 2001. — С.92-107.
12. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности / Г.Ш. Габдреева // Автореферат дисс. канд. псих. наук. — М., 1991. — 23 с.
13. Габдреева Г.Ш Практикум по психологии состояний / Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров. — СПб.: Речь, 2004. — 480 с.
14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008. — 478 с.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — М.: «Манн, Иванов и Фербер»,
2013. — 560 с.
16. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.В. Гоулмен // Отдел кадров. — 2012, №8. — С. 98-100.
17. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. — СПб., 2008. — 464 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. —752 с.
19. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 701 с.
20. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопр. психол. 2004, № 2. — С. 128-135.
21. Комарова А.И. Структура эмоционального интеллекта и
возможности его развития / А.И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические
науки. — 2010, № 4. — С. 23-26.
22. Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта / К.С. Кузнецова // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. — 2010. — С. 84-93.
23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1963. — С. 131-137
24. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. — М., 1964. — 344 с.
25. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика, 2006, № 4. — С. 3-22.
26. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный
интеллект: Теория, измерение, исследования. — М., 2004. — С.29-36.
27. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб. Питер, 2001 — 592 с.
28. Мэйер «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство / Мейэр, П. Сэловей, Д. Карузо. — М.: Институт психологии РАН, 2010 г. — 174 с.
29. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования
индивидуальных различий / В.Д. Небылицин — М.: Наука, 1976. — 334 с.
30. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В. — М.1983. — 448 с.
31. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Г.
Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М.: «ЧеРо», 2002. — 858 с.
32. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н. Прихожан // Психологическая наука и образования, 1998, №2. — 63с.
33. Прохоров А.О Психология состояний: Учебное пособие / М.Е. Валиуллина, Г.Ш. Габдреева, М.М. Гарифуллина, В.Д. Менделевич. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
34. Сироткина И. Эмоциональный интеллект / И. Сироткина // Управление персоналом. — 2006, № 21. — С.45-52.
35. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики, — 2004, Т.1, №4, — С. 3-24.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: ПИТЕР, 1999. —720 с.
37. Симонов П.В. Что такое эмоция? / П.В. Симонов. — М.: 1962.
— 94с.
38. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России - С-Пб. №6 (17), 2012. —207 с.
39. Спилбергер Е. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Е. Спилбергер // стресс и тревога в спорте / — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 36-43.
40. Стайн С. Преимущество эмоционального интеллекта. / С. Стайн, Г. Бук // Эмоциональная культура и ваш успех: пер. Маргариты Маркус. — 2000. — 384 с.
41. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / В.Д. Ушаков // Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. — 2005, № 4. — С.131-139.
42. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. — М., 1991. — С. 71—138.
43. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — М.; 1989
— с. 57-104.
44. Фриман Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фриман. — СПб.: «Питер», 2008. — 384.
45. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы
исследования / М.А. Холодная. - Томск, Москва: "Барс", 1997. - 392 с.
46. Хрестоматия / Психология личности // Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. — М.,1982. — 288 с.
47. Хьелл Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с.
48. Шапарь В. Б. Практическая психология / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко // Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с.
49. Шон Берн «Гендерная психология» / Шон Берн. — СПб, 2001. — 318 с.
50. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопр. психол. — 1997, № 4. — С. 20-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ