Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРЕВОЖНОСТИ
1.1. Эмоциональный интеллект как фактор психической
саморегуляции 8
1.2. Особенности личностной тревожности
и ее саморегуляции 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования взаимосвязи
эмоционального интеллекта и тревожности 26
2.2. Особенности эмоционального интеллекта и тревожности
юношей и девушек 29
2.3 Половые особенности взаимосвязи эмоционального
интеллекта и тревожности 35
Заключение и выводы 47
Список литературы 50
Приложение 55
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия пристальное внимание в отечественной и зарубежной психологии уделяется исследованию эмоционального интеллекта (О.И. Власова, Д. Гоулман, К. Изард, Е.П. Ильин, Н.В. Коврига, А.П. Лобанов, Д. Мэйер, М.А. Манойлова, Э.Л. Носенко, А.С. Петровская, Г.В. Юсупова и др.). Концепция эмоционального интеллекта предполагает рассмотрение этого явления как альтернативы традиционного интеллекта. Сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект (Д. Гоулман).
Конечный продукт эмоционального интеллекта — это принятие решений на основе осмысления и отражения эмоций, являющихся дифференцированной оценкой событий, которые имеют личностный смысл. В итоге, эмоциональный интеллект находится в основе эмоциональной саморегуляции, поскольку он имеет отношение к рефлексии собственных и «чужих» эмоциональных состояний и руководству ими с целью адаптации (Е.П. Ильин).
Актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточностью эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностных характеристик, продуцирующих эмоциональные состояния.
В частности, вне поля зрения исследователей оказалась взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности. Тогда как согласно данным некоторых отечественных и зарубежных исследователей (А.М. Прихожан), в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей.
В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этой личностной черты. Одним из возможных путей коррекции тревожности может являться развитие эмоционального интеллекта с учетом характера его взаимосвязи с тревожностью.
Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Г.Ш. Габдреева, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин и др.). Поэтому коррекция уровня тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с тревожностью и половые особенности этой взаимосвязи.
Объект исследования — взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности юношей и девушек.
Предмет исследования — половые особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в юношеском возрасте.
Цель исследования — выявить характер взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности в юношеском возрасте, как возрасте становления личности.
Гипотеза исследования. Поскольку эмоциональный интеллект по своему определению включен в механизм саморегуляции эмоциональных состояний, следует думать, что его влияние распространяется на личностные черты, определяющие продуцирование этих состояний, в частности это касается тревожности. Поскольку данные многочисленных исследований свидетельствуют о существенных различиях тревожности, связанных с половой принадлежностью субъектов, логично предположить, что существуют половые особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
Достижение цели исследования и доказательство гипотезы осуществлялось путем решения следующих задач:
• Провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального интеллекта как фактора психической саморегуляции.
• Охарактеризовать особенности личностной тревожности и ее саморегуляции.
• Эмпирически исследовать особенности выраженности и взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности в юношеском возрасте.
• Выявить половые особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности.
Методологическая и теоретическая основа исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовался метод аналитического исследования, позволяющий высказать предположение о взаимосвязи изучаемых явлений, а также эмпирические методы диагностики.
Для измерения половых особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности применялись: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. Люсина, методика измерения тревожности Ж. Тейлор и методика диагностики трудностей тревожных лиц (ТТ — «Трудности тревожных») Г.Ш. Габдреевой.
При использовании диагностических методик в основу были положены теоретические представления этих авторов, а также теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она;
теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; двух-компонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
Процесс обработки полученных данных осуществлялся путем применения методов математической статистики (методы описательной статистики, T-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ методом r-Пирсона, дивергентный анализ).
Исследование опирается на положения системно-структурного подхода.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении характера взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и тревожности соответственно половой принадлежности испытуемых. Результаты исследования показывают участие эмоционального интеллекта в механизме саморегуляции эмоциональных состояний.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для построения эффективных комплексных коррекционно-развивающих программ по преодолению высокой тревожности за счет развития составляющих эмоционального интеллекта.
Эмпирическую базу исследования составили данные диагностики студентов Казанского (Приволжского) федерального университета (всего 81 человек - 25 юношей и 56 девушек).
Однородность выборки испытуемых обеспечивалась общей для них деятельностью (учебной) и возрастной принадлежностью (все респонденты находились в возрастном диапазоне от 18 до 22 лет), что соответствует старшему юношескому возрасту, в котором, по мнению Б.Г. Ананьева, полностью формируются основные векторы развития высших эмоций: этических, эстетических, интеллектуальных, имеющих отношение к развитию эмоционального интеллекта.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, библиографического указателя, содержащего 50 наименований, приложения; иллюстрирована таблицами и рисунками.
Поскольку предполагалось, что эмоциональный интеллект, участвующий в процессе саморегуляции эмоционального состояния, взаимосвязан с личностными свойствами, продуцирующими определенные эмоции, целью исследования явилось выявление характера взаимосвязи эмоционального интеллекта и личностной тревожности в возрасте завершения становления личности (старшем юношеском возрасте).
Исследование было организовано методом поперечных срезов, данные исследования были получены путем диагностики с помощью методик «ЭмИн» Д.В. Люсина, «Тревожность» Ж. Тейлора, «Трудности тревожных» Г.Ш. Габдреева.
В результате исследования сравнивались между собой результаты диагностики выборки юношей и девушек.
Обработка эмпирических данных осуществлялась путем применения методов математической статистики: статистического сравнения (с использованием T-критерия Стьюдента, а также корреляционного и дивергентного анализов).
Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Выявлена научная проблема, требующая исследование половых особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в период завершения становления личности.
2. Выявлены существенные различия в средних значениях исследуемых показателей эмоционального интеллекта и тревожности, диагностированных отдельно в группах юношей и девушек:
• Юноши лучше девушек понимают эмоции, управляют ими, а также лучше контролируют внешние проявления своих эмоций, а девушки в свою очередь, лучше понимают эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (жестикуляция, мимика, звучание голоса), более чутки к внутренним состояниям других людей.
• По средним значениям исследуемых показателей тревожности обнаружено, что тревожность юношей достоверно ниже тревожности девушек, что вполне соответствует данным других исследователей.
3. Корреляционный и дивергентный анализ исследуемых показателей отдельно эмоционального интеллекта и тревожности свидетельствует о том, что:
• В группе юношей, в отличие от группы девушек, слабо сформирована структура эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект юношей имеет рыхлую слабоорганизованную структуру показателей, тогда как формирование структуры показателей эмоционального интеллекта у девушек к этому возрасту практически завершено.
• Сравнение структур показателей тревожности с помощью корреляционного и дивергентного анализа также свидетельствует о более тесной взаимосвязи ее показателей именно в выборке девушек.
4. Корреляционный и дивергентный анализы эмпирических данных, позволившие провести исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности демонстрируют, что в данном возрастном диапазоне у юношей не сформирована система саморегуляции тревожности с помощью эмоционального интеллекта. Тогда как эмоциональный интеллект имеет существенное значение в процессах саморегуляции тревожности у девушек. При этом особенно значимы показатели, связанные с умением управлять своими и чужими эмоциями.
Таким образом, задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Исследование характера половой взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности в возрасте становления личности не претендует на завершенность, позволяя наметить в качестве перспективы дальнейших исследований углубление и расширение эмпирической базы за счет усиления теоретической ее основы анализом психологических концепций тревожности и эмоционального интеллекта, привлечения большего количества диагностических методик и расширения выборки.
Практические рекомендации. В работе практического психолога рекомендуется принять во внимание возможность корректировать личностную тревожность путем организации специальных занятий (тренингов), направленных на развитие эмоционального интеллекта.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2013. - 288с.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2007, № 5. — С.57-65.
3. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19-20 декабря 2003 г., г. Минск. — Минск, 2004. С. 147-149.
4. Анохин П.К. Эмоция / П.К. Анохин // Большая медицинская энциклопедия — М.: 1964. — Т.35. — С.339.
5. Астапов В.М. Тревога и тревожность. / В.М. Астапов // Хрестоматия.
— СПб.: ПИТЕР, 2001. — 53с.
6. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас.
— СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: «прайм- Еврознак», 2001. - 320 с.
8. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 209 с.
9. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2013. — 672 с.
10. Вайсбах Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс.
— М., 1998. — 160 с.
11. Габдреева Г.Ш. Системное исследование тревожности / Г.Ш. Габдреева // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 31 Под ред. Проф. А.О. Прохорова. — Казань, Набережный Челны: Изд-во КГПУ, Изд-во Института управления, 2001. — С.92-107.
12. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности / Г.Ш. Габдреева // Автореферат дисс. канд. псих. наук. — М., 1991. — 23 с.
13. Габдреева Г.Ш Практикум по психологии состояний / Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров. — СПб.: Речь, 2004. — 480 с.
14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. — М.: АСТ, 2008. — 478 с.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. — М.: «Манн, Иванов и Фербер»,
2013. — 560 с.
16. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.В. Гоулмен // Отдел кадров. — 2012, №8. — С. 98-100.
17. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. — СПб., 2008. — 464 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. —752 с.
19. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 701 с.
20. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопр. психол. 2004, № 2. — С. 128-135.
21. Комарова А.И. Структура эмоционального интеллекта и
возможности его развития / А.И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические
науки. — 2010, № 4. — С. 23-26.
22. Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта / К.С. Кузнецова // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. — 2010. — С. 84-93.
23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. — 1963. — С. 131-137
24. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. — М., 1964. — 344 с.
25. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика, 2006, № 4. — С. 3-22.
26. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный
интеллект: Теория, измерение, исследования. — М., 2004. — С.29-36.
27. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб. Питер, 2001 — 592 с.
28. Мэйер «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство / Мейэр, П. Сэловей, Д. Карузо. — М.: Институт психологии РАН, 2010 г. — 174 с.
29. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования
индивидуальных различий / В.Д. Небылицин — М.: Наука, 1976. — 334 с.
30. Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В. — М.1983. — 448 с.
31. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Г.
Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М.: «ЧеРо», 2002. — 858 с.
32. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.Н. Прихожан // Психологическая наука и образования, 1998, №2. — 63с.
33. Прохоров А.О Психология состояний: Учебное пособие / М.Е. Валиуллина, Г.Ш. Габдреева, М.М. Гарифуллина, В.Д. Менделевич. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
34. Сироткина И. Эмоциональный интеллект / И. Сироткина // Управление персоналом. — 2006, № 21. — С.45-52.
35. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики, — 2004, Т.1, №4, — С. 3-24.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: ПИТЕР, 1999. —720 с.
37. Симонов П.В. Что такое эмоция? / П.В. Симонов. — М.: 1962.
— 94с.
38. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России - С-Пб. №6 (17), 2012. —207 с.
39. Спилбергер Е. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Е. Спилбергер // стресс и тревога в спорте / — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 36-43.
40. Стайн С. Преимущество эмоционального интеллекта. / С. Стайн, Г. Бук // Эмоциональная культура и ваш успех: пер. Маргариты Маркус. — 2000. — 384 с.
41. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / В.Д. Ушаков // Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. — 2005, № 4. — С.131-139.
42. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд. — М., 1991. — С. 71—138.
43. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. — М.; 1989
— с. 57-104.
44. Фриман Д. Техники семейной психотерапии / Д. Фриман. — СПб.: «Питер», 2008. — 384.
45. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы
исследования / М.А. Холодная. - Томск, Москва: "Барс", 1997. - 392 с.
46. Хрестоматия / Психология личности // Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. — М.,1982. — 288 с.
47. Хьелл Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2003. — 608 с.
48. Шапарь В. Б. Практическая психология / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко // Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с.
49. Шон Берн «Гендерная психология» / Шон Берн. — СПб, 2001. — 318 с.
50. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопр. психол. — 1997, № 4. — С. 20-27.