Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФОБИИ

Работа №17930

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность проблемы. В современной социальной психологии проблема социального взаимодействия признана одной из самых значимых. Успешное социальное взаимодействие неотъемлемым компонентом социализации индивида. В
то же время, социальное взаимодействие индивида может быть затруднено по
причине страха и избегания такого взаимодействия - социальной фобии. Распространённость социальной фобии в популяции варьирует от 3 до 13%, она характерна для лиц из дисфункциональных семей. Проявление социальной фобии приходится на подростковый и юношеский возраст, при этом затрудняется формирование навыков самостоятельного социального взаимодействия, затрудняется сепарация от родителей и формируются предпосылки для социальной изоляции в будущем.
В настоящее время в социальной психологии отсутствует единый концептуальный взгляд на факторы, способствующие возникновению социальной фобии. В научной литературе социальная фобия (СФ) рассматривается, в основном, в русле клинической психологии и когнитивного направления. Так определено место СФ среди тревожных и фобических расстройств - ряд авторов (Д. МакНейл, А. Ленг, М. Штейн) рассматривают социальную фобию на стыке клинической психологии и психологии личности. Отечественными исследователями С. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцевом рассмотрены феномены когнитивных искажений при СФ. В рамках когнитивного-поведенческого направления так же рассмотрены негативные убеждения относительно социального взаимодействия (С. Тёрнер), паттерны избегающего поведения (Дж. Каган, Р. Лейбович), смещение фокуса внимания с внешних событий на внутреннюю искаженную интерпретацию (Д. М. Кларк и А. Уелс, Р. Хаймберг). Описано сниженное просоциальное поведение и дефицит социальных навыков (К. А. Мелешко и Л. Е. Алден, В. Джонс) при СФ. Так же социальная фобия затрагивается в работах связанных с формированием привязанности (М. Эйнсворт, Дж. Боулби, И. Вотерс, М. Босквет, Б. Игиланд).
В то же время влияние семьи и различных аспектов внутрисемейных взаимодействий на формирование социальной фобии практически не изучено. При этом важность родительских фигур и их роль в формировании различных личностных качеств ребенка, в том числе определяющих особенности межличностных отношений, показана неоднократно (Л. C. Выготский, К. Роджерс, К. Хорни, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, Б. Г. Джилматин, Д. Винникотт, Д. Б. Эльконин, А. Я. Варга, А. Г. Асмолов, Дж. Каган, А. Файер, С. Кнеппи, К. Грюнер, П. Мюрис, Х. Меркельбач, С. Х. Спенс, У. Бронфенбреннер, М. И. Лисина.)
эмоционального реагирования может способствовать или препятствовать формированию социальной фобии.
Концепция идентичности, ее социальные и личностные аспекты и этапы формирования изложены в работах таких исследователей как Э. Эриксон, А. Раш, Р. Крачфил, Н. Л. Иванова, М. Кляйн, Б. Р. Сленкер и М. Р. Лири, А. В. Мелева, Е. А. Сорокоумова, П. В. Румянцева, К. Л. Тёрнер, К. С. Браун, Г. Тэджфел, С. Московичи, Г. М. Андреева, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, О. Кернберг, Е. П. Белинская, А. В. Микляева.
Тема психологического пространства и психологических границ представлена в работах зарубежных и отечественных авторов: К. Левин, Дж. Болдуин, Ф. Перлз, П. Гудман, С. К. Нартова-Бочавер, Д. Зинкер, Э. Дюркгейм, В. И. Слободчиков, И. Шторк, Т. С. Павлова, А. Б. Холмогорова.
Концепция совладающего поведения в социальных ситуациях подробно рассмотрена в работах следующих авторов: С. Фолкман, Р. С. Лазарус, К. А. Мелешко, Л. Е. Алден, Д. Н. Узнадзе, Г. В. Залевский, А. Бандура, А. Г. Шмелев, Л. Мэрфи, И. М. Никольская, P. M. Грановская, А. В. Щербаков, Е. В. Куфтяк.
Эмоциональный интеллект и его использование в ситуациях социального взаимодействия представлены в работах авторов: В. Х. Джонс, Д. В. Люсин Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигурина, П. Лафренье, М. Диаз-Кастела, В. В. Хэйл К. Лоренц, И. Н. Андреева, Д. Д. Гуастелло, Я. Рейковски, Г. Кочанска, Дж. Циаррочи.
Таким образом, с одной стороны, существует феномен социальной фобии, описанный преимущественно в парадигме клинической и когнитивно-поведенческой психологии, с другой стороны очевиден социально-психологический контекст этого феномена и на данный момент он недостаточно исследован. Все вышесказанное определяет актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.
Цель исследования: выявить особенности отношения родителей к ребенку в детском и подростковом возрасте как фактора формирования и развития социальной фобии. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
- Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к изучению феномена социальной фобии.
- Изучить теоретические взгляды различных исследователей на личностные механизмы, опосредующие влияние отношения родителей к детям на формирование социальной фобии.
- Разработать диагностический комплекс методик, позволяющих выявить механизм влияния родительского отношения к ребенку на формирование у ребенка социальной фобии.
- Произвести интерпретацию полученных эмпирических данных о взаимосвязях социальной фобии, особенностями взаимодействия родителей и ребенка. Выявить
особенности влияния родительского отношения к ребенку на развитие (формирование) социальной фобии.
Объектом исследования является социальная фобия.
Предметом исследования являются отношения родителей к ребенку как фактор формирования социальной фобии.
Общая гипотеза эмпирического исследования состоит в том, что существует взаимосвязь между дисфункциональным отношением родителей к ребенку и проявлениями социальной фобии.
Общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:
- мы предполагаем, что отношение отца и матери к ребенку отличается и в разной степени может влиять на формирование социальной фобии. Пути влияния каждого из родителей различаются.
- мы предполагаем, что путями влияния могут быть как непосредственные эмоциональные проявления во взаимоотношениях с ребенком, так и создание родителями микросоциальной среды в которой происходит развитие ребенка.
Методологической основой исследования являются:
- принцип системности в психологии (В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов,
Б. Ф. Ломов);
- методологические требования к организации эмпирических исследований и конструктивности психодиагностических методик (Б. Г. Ананьев, А. Анастази, А. Ф. Ануфриев, Л. Ф. Бурлачук, К. М. Гуревич, А. Г. Шмелев);


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении обобщена вся совокупность полученных в исследовании результатов, а также сформулированы следующие выводы:
1. При социальной фобии характерным родительским отношением к ребенку является сниженный позитивный интерес (редкие положительные эмоциональные контакты, редкое принятие личности ребенка, отсутствие доверия и диалога) и повышенная враждебность (агрессивность, чрезмерная строгость и критика, унижение, неадекватные требования). Такое характерное отношение значимых других затрудняет формирование положительного восприятия себя у ребенка.
2. Значимыми для СФ особенностями отношения к ребенку со стороны отца является сочетание враждебности и непоследовательности, и сочетание директивности и враждебности со стороны матери. Можно утверждать, что такие сочетания затрудняют формирование устойчивой привязанности что оказывает негативное влияние на характер межличностных отношений в будущем.
3. При социальной фобии формируется «диффузная» идентичность, характеризующаяся сниженным общем количеством позитивных оценок себя, отрицательным отношением к своим физическим данным, неопределённым отношением к собственной половой принадлежности, описанием себя через абстрактные характеристики, склонностью к крайне негативному эмоциональному отношению к себе. Такое восприятие себя затрудняет установление устойчивых межличностных отношений и ограничивает притязания в социальном взаимодействии что выражается в характерном для СФ переживанием «упущенных возможности».
4. При социальной фобии наблюдаются искажения социальных компонентов идентичности, что выражается в редком упоминании об успешных навыках коммуникации, редком позитивном восприятие собственной роли в семье, редком упоминании об увлечениях и интересах, редком удовлетворении учебно-профессиональной позицией. Такие особенности СФ прежде всего затрудняют интеграцию в групповые процессы ввиду сложности нахождения конструктивной
роли в группе для такого индивида. Чаще всего индивид с такими особенностями оказывается в роли «изгоя» в группе.
5. У индивидов с СФ в детском и подростковом возрасте присутствует систематическое и достаточно сильное нарушение суверенности психологического пространства, которое затрудняет формирование позитивных представлений о себе и восприятия окружающего мира как достаточно безопасного.
6. Определено, что суверенность психологического пространства в целом и отдельные его характеристики находятся под отрицательным влиянием враждебности отца директивности матери. Это позволяет утверждать, что влияние отношения родителей на формирование и развитие СФ так же носит опосредованный характер через формирование окружающего психологического пространства ребенка.
7. Наблюдается выраженная взаимосвязь между нарушением суверенности вещей и суверенности территории с избеганием и страхом контакта. Можно предполагать, что фоном для формирования СФ является отсутствие собственного «убежища» и переходных объектов, необходимых для развития самоподдержки и совладания.
8. При социальной фобии наблюдается редкое использование копинг-стратегии «Планирование решения проблемы», при этом использование этой стратегии взаимосвязано с положительным восприятием своих физических данных которое так же снижено. Вероятно присутствовала критика ребенка связанная с телесностью и физическими аспектами и в настоящее время эти компоненты достаточно уязвимы.
9. Преобладающие способы совладания в стрессовой ситуации у индивидов с СФ несут явную избегающую направленность, дополняемую дистанцированием или виной. Указанное сочетание способов совладания образует паттерн поведения, который подкрепляет и усиливает социальную фобию. Так же такие способы совладания имеют выраженную взаимосвязь с дефицитом самоуважения, дефицитом ожидания положительного отношения других и неопределённым отношением к своему полу.
10. Эмоциональный интеллект у респондентов с СФ заметно снижен. Наиболее явное снижение относится к способности управлять собственными эмоциями и способности влиять на эмоции других людей. Такие особенности эмоционального интеллекта имеют взаимосвязь с дефицитом положительного восприятия себя в целом, дефицитом положительного восприятия своих физических данных и дефицитом самоуважения. Такие особенности эмоционального интеллекта заметно усиливает тревогу в социальном контакте, предполагающем высокую эмоциональную напряженность.



Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Мякотин, И.С. Социальная фобия как нарушение психологических границ и искажение идентичности / И.С. Мякотин // Теория и практика общественного развития: научный журнал. - 2015. - № 18. - С. 363-365.
2. Мякотин, И.С. Социальная фобия как нарушение психологических границ в детском и подростковом возрасте / И.С. Мякотин // Теория и практика общественного развития: научный журнал. - 2015. - № 20. - С. 335-338.
3. Мякотин, И.С. Особенности идентичности при социальной фобии / И.С. Мякотин // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. - № 3. - С. 189-193.
4. Мякотин, И.С. Взаимосвязь копинг-стратегий и особенностей идентичности при социальной фобии / И.С. Мякотин // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - № 3. - С. 200-206.
Другие научные публикации:
5. Мякотин, И.С. Особенности детско-родительских отношений и условий развития ребенка при социальной фобии / И.С. Мякотин, Е.Н. Юрасова // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ: Сборник научных трудов. Выпуск 18. - М.: ИГУМО и ИТ, 2015.- С. 165-175.
6. Мякотин, И.С. Особенности эмоционального интеллекта у студентов при социальной фобии / И.С. Мякотин // Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного профиля в условиях непрерывного образования: материалы международной научно-практической заочной конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - С. 155-158.
7. Мякотин, И.С. Особенности совладающего поведения при социальной фобии / И.С. Мякотин // Universum: психология и образование: научный журнал. - М.: Изд. «МЦНО», 2016. - № 10(28). - С. 42-44.
8. Мякотин, И.С. Феномен паттернов отношений родителей к ребенку при социальной фобии / И.С. Мякотин, Е.Н. Юрасова // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ: Сборник научных трудов. Выпуск 19. - М.:ИГУМО и ИТ, 2017.- С. 137-143.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ