Административный надзор в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы
|
Введение 2
Глава 1. Понятие, субъекты и объекты административного надзора. Задачи и принципы административного надзора 8
§1.1 Понятие административного надзора 8
§1.2 Субъекты и объекты административного контроля 15
§1.3 Задачи, принципы и правовые основания установления административного надзора 23
Глава 2. Осуществление административного надзора за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы 35
§2.1 Порядок установления, продления и прекращения административного надзора 35
§2.2 Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора 40
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика состава уклонения от административного надзора и 46
§3.1 Объект уклонения от административного надзора 46
§3.2 Объективная сторона уклонения от административного надзора 50
§3.3 Субъект уклонения от административного надзора 67
§3.4 Субъективная сторона уклонения от административного
надзора 70
Заключение 73
Список литературы 79
Глава 1. Понятие, субъекты и объекты административного надзора. Задачи и принципы административного надзора 8
§1.1 Понятие административного надзора 8
§1.2 Субъекты и объекты административного контроля 15
§1.3 Задачи, принципы и правовые основания установления административного надзора 23
Глава 2. Осуществление административного надзора за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы 35
§2.1 Порядок установления, продления и прекращения административного надзора 35
§2.2 Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора 40
Глава 3. Уголовно-правовая характеристика состава уклонения от административного надзора и 46
§3.1 Объект уклонения от административного надзора 46
§3.2 Объективная сторона уклонения от административного надзора 50
§3.3 Субъект уклонения от административного надзора 67
§3.4 Субъективная сторона уклонения от административного
надзора 70
Заключение 73
Список литературы 79
Важность вопроса об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы вытекает, прежде всего за счет роста рецидивной преступности. Согласно официальным статистическим данным, в зависимости от субъекта РФ колеблются от 26 % до 45%. Это происходит, на мой взгляд, ввиду неудовлетворительной либо несвоевременной профилактики лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также слабого контроля за их связями, деятельностью и т.д. Впрочем, также не следует сбрасывать со счетов и происходящее в последнее время качественное снижение личностных характеристик преступников, осужденных к лишению свободы, все-таки сегодня подавляющее большинство из них, около 80%, отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, это цифра возмутительная и пугающая. Значительная часть этих осужденных после освобождения из исправительного учреждения представляет высокую социальную опасность и весьма часто посягает на общественный порядок и общественную безопасность, а также они могут совершать новые преступления.
Вопреки всем стараниям и усилиям государства, уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. К 2013-2014 гг. доля ранее судимых лиц в общем числе осужденных приговорами суда достигла 44-45% — это абсолютный рекорд в истории современной России. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных доля ранее.
Развитие правотворческих изменений и инициатив доказывает внимание законодателя к ст. 314.1 УК РФ выделяет актуальность проблемы уклонения от административного надзора и несоблюдения поднадзорным лицом установленных ограничений. Исследование уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что правоохранительные органы обладают широким кругом правовых инструментов для обеспечения исполнения данной деятельности.
В диссертационной работе будет проанализировано уголовно-правовое понятие административного надзора, его задачи и принципы. Также будут рассмотрены правовые основания для установления, продления и прекращения данной правоохранительной деятельности. Важным элементом
диссертационного исследования является уголовно-правовая характеристика состава уклонения от административного надзора, предусмотренного ст. 3141 УК РФ.
Цель диссертационной работы - комплексное исследование теоретических и практических основ уголовного законодательства в сфере противодействия административного надзора, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в данной правовой области. Также предметом правового анализа является судебная практика по применению ст. 3141 УК РФ и опубликованные научные труды учёных- юристов.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года имеет свои основные цели, среди которых называется сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет увеличения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи осаждённым .
Значительность и значимость темы данного диссертационного исследования обусловлена тем, что современная уголовная политика России все тверже ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активное изменения уголовного законодательства в соответствии с прогрессивными и новаторскими достижениями развитых европейских стран. На государственном уровне и в средствах массовой информации свободно дискутируются вопросы изменения подхода к содержанию преступников в условиях изоляции от общества, расширения спектра мер уголовно-правового характера, не связанных с наказанием, а также поиска допустимых средств сокращения тюремного населения.
В отношении превалирующей части преступников не удается достичь целей наказания, и они продолжают увеличивать и сохранять высокую степень общественной опасности после освобождения из исправительного учреждения. Тем не менее, общественная безопасности, которая возложена законодателем на полицию предопределила необходимость поиска новых форм и методов работы ее органов в современных условиях.
Результатом длительных дискуссий стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре4), который вступил в силу с 1 июля 2011 г. Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, которые возникают с момента и в период установления и осуществления административного надзора.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Для достижения поставленных целей требуется решение следующих вопросов:
1) Рассмотреть и проанализировать понятие, субъекты и объекты административного надзора. Задачи и принципы административного надзора.
2) Исследовать осуществление административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы: порядок установления, продления и прекращения административного надзора; полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.
3) Качественно и многоаспектно рассмотреть уголовно-правовую характеристику уклонения от административного надзора (ст.314.1 УК РФ)
4) Исследовать проблемы уголовно-правовой квалификации данного деяния.
5) Выработать научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в сфере административного надзора.
В диссертационной работе используются различные методы исследования: диалектический; общенаучные - анализ, синтез, аналогия, дедукция; специальные - сравнительное правоведение, формально¬юридический метод; частнонаучные - проблемный, системно структурный метод.
Нормативная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации , уголовное законодательство , уголовно-исполнительное
законодательство , Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 № 64 - ФЗ, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, Приказ МВД РФ от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «О полиции» от 7 февраля 2011г. № 3- ФЗ и др.
Теоретическую основу диссертационной работы составляют труды таких учёных как, Никифоров Б.С, Кудрявцев, В.Н., Кокорев А.Н., Астишина Т.В., Абатуров А.И., Фильченко, А.П., Вельмин А.С. и другие.
Эмпирической базой работы выступают образцы судебной практики.
Научная новизна диссертационной работы нашло выражение в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:
1) Полагаю, существует необходимость в дополнительном ужесточении ограничительных мер профилактического воздействия, устанавливаемых решением суда в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В статье 4 ч.1 указанного Федерального закона ввести новый пункт «6» - запрещение на употребление алкогольных напитков, если существуют реальные основания полагать, что их потребление поспособствует повторности преступлений. Такая новелла будет способствовать персональной профилактике в отношении поднадзорного, в случае если такое лицо теряет контроль над своими действиями в период употребления алкогольных напитков.
2) Существует потребность в правотворческом введении возможности применения ОВД осуществляя административный надзор пользоваться электронными устройствами аналогичными с механизмами, используемыми при ограничении свободы. (Электронные браслеты)
3) Необходимо дополнить ст.63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пунктом «с» - совершение преступления при нахождении под административным надзором.
Полагаю, что достижение поставленных целей и задач позволит определить место административного надзора в общеуголовном праве, а также развернуто рассмотреть институт уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 3141 УК РФ.
Все положения, выносимые на защиту, подлежат научному обоснованию в диссертационном исследовании.
Вопреки всем стараниям и усилиям государства, уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. К 2013-2014 гг. доля ранее судимых лиц в общем числе осужденных приговорами суда достигла 44-45% — это абсолютный рекорд в истории современной России. Среди находящихся в местах лишения свободы осужденных доля ранее.
Развитие правотворческих изменений и инициатив доказывает внимание законодателя к ст. 314.1 УК РФ выделяет актуальность проблемы уклонения от административного надзора и несоблюдения поднадзорным лицом установленных ограничений. Исследование уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что правоохранительные органы обладают широким кругом правовых инструментов для обеспечения исполнения данной деятельности.
В диссертационной работе будет проанализировано уголовно-правовое понятие административного надзора, его задачи и принципы. Также будут рассмотрены правовые основания для установления, продления и прекращения данной правоохранительной деятельности. Важным элементом
диссертационного исследования является уголовно-правовая характеристика состава уклонения от административного надзора, предусмотренного ст. 3141 УК РФ.
Цель диссертационной работы - комплексное исследование теоретических и практических основ уголовного законодательства в сфере противодействия административного надзора, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию законодательства в данной правовой области. Также предметом правового анализа является судебная практика по применению ст. 3141 УК РФ и опубликованные научные труды учёных- юристов.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года имеет свои основные цели, среди которых называется сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет увеличения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи осаждённым .
Значительность и значимость темы данного диссертационного исследования обусловлена тем, что современная уголовная политика России все тверже ориентируется на требования международных стандартов, берет курс на активное изменения уголовного законодательства в соответствии с прогрессивными и новаторскими достижениями развитых европейских стран. На государственном уровне и в средствах массовой информации свободно дискутируются вопросы изменения подхода к содержанию преступников в условиях изоляции от общества, расширения спектра мер уголовно-правового характера, не связанных с наказанием, а также поиска допустимых средств сокращения тюремного населения.
В отношении превалирующей части преступников не удается достичь целей наказания, и они продолжают увеличивать и сохранять высокую степень общественной опасности после освобождения из исправительного учреждения. Тем не менее, общественная безопасности, которая возложена законодателем на полицию предопределила необходимость поиска новых форм и методов работы ее органов в современных условиях.
Результатом длительных дискуссий стало принятие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре4), который вступил в силу с 1 июля 2011 г. Объектом диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, которые возникают с момента и в период установления и осуществления административного надзора.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Для достижения поставленных целей требуется решение следующих вопросов:
1) Рассмотреть и проанализировать понятие, субъекты и объекты административного надзора. Задачи и принципы административного надзора.
2) Исследовать осуществление административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы: порядок установления, продления и прекращения административного надзора; полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.
3) Качественно и многоаспектно рассмотреть уголовно-правовую характеристику уклонения от административного надзора (ст.314.1 УК РФ)
4) Исследовать проблемы уголовно-правовой квалификации данного деяния.
5) Выработать научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства в сфере административного надзора.
В диссертационной работе используются различные методы исследования: диалектический; общенаучные - анализ, синтез, аналогия, дедукция; специальные - сравнительное правоведение, формально¬юридический метод; частнонаучные - проблемный, системно структурный метод.
Нормативная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации , уголовное законодательство , уголовно-исполнительное
законодательство , Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 № 64 - ФЗ, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, Приказ МВД РФ от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «О полиции» от 7 февраля 2011г. № 3- ФЗ и др.
Теоретическую основу диссертационной работы составляют труды таких учёных как, Никифоров Б.С, Кудрявцев, В.Н., Кокорев А.Н., Астишина Т.В., Абатуров А.И., Фильченко, А.П., Вельмин А.С. и другие.
Эмпирической базой работы выступают образцы судебной практики.
Научная новизна диссертационной работы нашло выражение в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:
1) Полагаю, существует необходимость в дополнительном ужесточении ограничительных мер профилактического воздействия, устанавливаемых решением суда в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В статье 4 ч.1 указанного Федерального закона ввести новый пункт «6» - запрещение на употребление алкогольных напитков, если существуют реальные основания полагать, что их потребление поспособствует повторности преступлений. Такая новелла будет способствовать персональной профилактике в отношении поднадзорного, в случае если такое лицо теряет контроль над своими действиями в период употребления алкогольных напитков.
2) Существует потребность в правотворческом введении возможности применения ОВД осуществляя административный надзор пользоваться электронными устройствами аналогичными с механизмами, используемыми при ограничении свободы. (Электронные браслеты)
3) Необходимо дополнить ст.63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пунктом «с» - совершение преступления при нахождении под административным надзором.
Полагаю, что достижение поставленных целей и задач позволит определить место административного надзора в общеуголовном праве, а также развернуто рассмотреть институт уголовной ответственности за преступление, предусмотренное статьей 3141 УК РФ.
Все положения, выносимые на защиту, подлежат научному обоснованию в диссертационном исследовании.
В своём диссертационном исследовании я подробно проанализировала правовую природу и сущность института административного надзора. Это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 N 63-ФЗ. 63Также постпенитециарный надзор необходим для оказания на поднадзорное лицо персонального профилактического воздействия в целях защиты интересов государства и общества.
Субьекты постпенитенциарного (административного) контроля над лицами, освобожденными из мест лишения свободы изложены в ст.270 КАС РФ. Объектом административного надзора выступают не все лица, отбывшие лишение свободы, а только:
- лица, которые соответствуют критериям, перечисленным в ст. 3 Закона об административном надзоре
- лица, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда об установлении административного надзора.
Административный надзор обеспечивает постоянное наблюдение за образом жизни и поведением наиболее опасной категории в прошлом судимых лиц, предупреждение с их стороны новых преступлений и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.
Административный надзор - гибкий правовой институт, содержание которого зависит в первую очередь от поведения поднадзорного лица. С учётом сведений о его образе жизни, поведении, исправлении или, наоборот, привлечении к ответственности надзор может быть смягчен или ужесточен, продлен или досрочно прекращен. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64- ФЗ в статье 2 прямо устанавливает задачи, которые выполняет административный надзор: предотвращение новых нарушений закона наиболее опасными категориями преступников и индивидуальное
63 Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N 64-ФЗ (последняя редакция) (в ред. Федеральных законов от от 29.07.2017 N 252-ФЗ) воздействие на судимых граждан с целью их исправления.
Основанием установления административного надзора является совершение преступления, за которое лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы, а не его посткриминальное поведение, имеющее негативную социальную направленность, общественная опасность как свойство личности или тем более судимость. Последние выступают лишь в качестве необходимых условий установления административного надзора (судимость всегда, а поведение осужденного - в определенных законом случаях). Исходя из этого, основание установления административного надзора может быть простым, когда такой надзор автоматически следует за наказанием, или сложным, когда для его установления может потребоваться дополнительное условие - отрицательное пенитенциарное или постпенитенциарное поведение осужденного.
Административный надзор носит индивидуальный, персонифицированный характер и заключается в том, чтобы лишить поднадзорного возможности продолжать преступную деятельность: ограничить его возможности по восстановлению преступных связей; не дать возможности на первых порах совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для осуществления органами внутренних дел систематического контроля за поведением лица, находящегося под административным надзором.
Сущность административного надзора заключается в существенном ограничении правового статуса поднадзорного, при котором на него возлагаются дополнительные обязанности и он частично ограничивается в своих правах, т.е. его жизнь и поведение на свободе после освобождения из пенитенциарного учреждения подвергаются строгой регламентации.
Порядок установления, продления и прекращения административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, регламентирован нормами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» главой 2 и конкретизируются ведомственным Приказом МВД России от 08.07.2011 N 818 . Эти документы устанавливают порядок действий ответственных лиц, осуществляющих административный надзор.
На данный момент существуют факторы, оказывающие негативное влияние на весь процесс борьбы с рецидивом преступлений, а именно нет систематизированного законодательства о социальной адаптации освобожденных лиц. Исправительные учреждения, бесспорно, работают в области ресоциализации осужденных, однако этой работы часто оказывается недостаточно. Принимая во внимание данный факт, бесспорно, стоит согласиться с мнением исследователей, указывающих на восполнение этого пробела. В таком случае повысится эффективность всей системы мер, направленных на предупреждение постпенитенциарного рецидива, ведь предупреждение преступлений во многом связано с воздействием на детерминанты преступности в силу того, что одного наказания зачастую бывает недостаточно для воздействия на склонных к совершению преступлений лиц.
Родовым объектом рассматриваемого состава преступления признаются общественные отношения по осуществлению государственной власти.
Правосудие как видовой объект преступного посягательства определяет группу общественных отношений, которые нуждаются в правовой защите и гарантируют урегулированную законодательством деятельность суда, осуществляющего судебное разбирательство
Непосредственным объектом являются общественные отношения, гарантирующие нормальные условия достижения интересов правосудия по осуществлению судебного решения в рамках исполнения меры правового воздействия (постпенитециарный надзор).
Обязательным признаком объективной стороны анализируемого преступления является судебное установление административного надзора лицу, освободившемуся из мест лишения свободы
Наличие оконченного состава преступления устанавливается уже в момент истечения срока, в течение которого поднадзорный должен был явиться, но не явился к избранному им месту жительства, пребывания или нахождения (и не встал на учет в органе внутренних дел), или же в момент, когда самовольно покинул территорию населенного пункта, где расположено его место жительства (пребывания, фактического нахождения)
Субъект преступления, устанавливаемого это физическое, вменяемое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, в отношении которого после освобождения из мест лишения свободы при отбытии наказания назначен административный надзор.
В исследованном составе преступления нарушение административного надзора, связанное с неисполнением назначенного наказания, а также иных мер правового принуждения, совершаются умышленно, к тому же с прямым умыслом.
Полагаю, что на основе проведенного исследования можно предложить рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства, в соответствии с предложениями, выносимыми на защиту, по регулированию административного надзора. С целью усиления и повышения эффективности противодействия преступности, следует обеспечить ОВД электронными устройствами, схожими с используемыми при ограничении свободы. Такого рода устройства могут позволить сэкономить меры принудительного характера и существенно сократят расходуемое время правоохранительных органов на реализацию данного судебного решения. В защиту данного предложения могу аргументировать, что в настоящее время мы живем в эпоху развитых технологий, которые постепенно внедряются в правовую сферу деятельности. Например, исходя из практики проведения судебных заседаний, на которых решается вопрос о назначении административного надзора по заявлению администрации исправительного учреждения. Такие заседания проводятся посредством видеоконференцсвязи, поскольку поднадзорный находится в местах лишения свободы. Это позволяет существенно экономить время и нивелирует затрачивание средств на его транспортировку. Также избегается вероятность побега заключенного во время его перевозки в зал судебного заседания.
Также для ужесточения уголовного законодательства следует дополнить ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пунктом «с» следующего содержания: «совершение преступления при нахождении под превентивным надзором.
Вышеуказанные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства способны поднять и повысить эффективность правоприменительной практики. Полагаю, что выдвинутые прежде диссертационного исследования положения на защиту получили полное отражение и аргументацию в данной диссертационной работе.
На данный момент имеются факторы, оказывающие негативное влияние на весь процесс борьбы с рецидивом преступлений, а именно нет систематизированного законодательства о социальной адаптации освобожденных лиц. Исправительные учреждения, бесспорно, работают в области ресоциализации осужденных, однако этой работы часто оказывается недостаточно. Принимая во внимание, данный факт, бесспорно ,стоит согласиться с мнением исследователей, указывающих на восполнение этого пробела. В таком случае повысится эффективность всей системы мер, направленныхна предупреждение постпенитенциарного рецидива, ведь предупреждение
преступлений во многом связано с воздействием на детерминанты преступности в силу того, что одного наказания зачастую бывает
недостаточно для воздействия на склонных к совершению преступлений лиц.
Можно с уверенностью прогнозировать, что дальнейшее
совершенствование российского законодательства в сфере
административного надзора за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы, будет проходить по пути упорядочения административных ограничений, с учетом позитивного опыта других
Субьекты постпенитенциарного (административного) контроля над лицами, освобожденными из мест лишения свободы изложены в ст.270 КАС РФ. Объектом административного надзора выступают не все лица, отбывшие лишение свободы, а только:
- лица, которые соответствуют критериям, перечисленным в ст. 3 Закона об административном надзоре
- лица, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда об установлении административного надзора.
Административный надзор обеспечивает постоянное наблюдение за образом жизни и поведением наиболее опасной категории в прошлом судимых лиц, предупреждение с их стороны новых преступлений и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.
Административный надзор - гибкий правовой институт, содержание которого зависит в первую очередь от поведения поднадзорного лица. С учётом сведений о его образе жизни, поведении, исправлении или, наоборот, привлечении к ответственности надзор может быть смягчен или ужесточен, продлен или досрочно прекращен. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64- ФЗ в статье 2 прямо устанавливает задачи, которые выполняет административный надзор: предотвращение новых нарушений закона наиболее опасными категориями преступников и индивидуальное
63 Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N 64-ФЗ (последняя редакция) (в ред. Федеральных законов от от 29.07.2017 N 252-ФЗ) воздействие на судимых граждан с целью их исправления.
Основанием установления административного надзора является совершение преступления, за которое лицо осуждено к наказанию в виде лишения свободы, а не его посткриминальное поведение, имеющее негативную социальную направленность, общественная опасность как свойство личности или тем более судимость. Последние выступают лишь в качестве необходимых условий установления административного надзора (судимость всегда, а поведение осужденного - в определенных законом случаях). Исходя из этого, основание установления административного надзора может быть простым, когда такой надзор автоматически следует за наказанием, или сложным, когда для его установления может потребоваться дополнительное условие - отрицательное пенитенциарное или постпенитенциарное поведение осужденного.
Административный надзор носит индивидуальный, персонифицированный характер и заключается в том, чтобы лишить поднадзорного возможности продолжать преступную деятельность: ограничить его возможности по восстановлению преступных связей; не дать возможности на первых порах совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах, а также в том, чтобы создать необходимые условия для осуществления органами внутренних дел систематического контроля за поведением лица, находящегося под административным надзором.
Сущность административного надзора заключается в существенном ограничении правового статуса поднадзорного, при котором на него возлагаются дополнительные обязанности и он частично ограничивается в своих правах, т.е. его жизнь и поведение на свободе после освобождения из пенитенциарного учреждения подвергаются строгой регламентации.
Порядок установления, продления и прекращения административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, регламентирован нормами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» главой 2 и конкретизируются ведомственным Приказом МВД России от 08.07.2011 N 818 . Эти документы устанавливают порядок действий ответственных лиц, осуществляющих административный надзор.
На данный момент существуют факторы, оказывающие негативное влияние на весь процесс борьбы с рецидивом преступлений, а именно нет систематизированного законодательства о социальной адаптации освобожденных лиц. Исправительные учреждения, бесспорно, работают в области ресоциализации осужденных, однако этой работы часто оказывается недостаточно. Принимая во внимание данный факт, бесспорно, стоит согласиться с мнением исследователей, указывающих на восполнение этого пробела. В таком случае повысится эффективность всей системы мер, направленных на предупреждение постпенитенциарного рецидива, ведь предупреждение преступлений во многом связано с воздействием на детерминанты преступности в силу того, что одного наказания зачастую бывает недостаточно для воздействия на склонных к совершению преступлений лиц.
Родовым объектом рассматриваемого состава преступления признаются общественные отношения по осуществлению государственной власти.
Правосудие как видовой объект преступного посягательства определяет группу общественных отношений, которые нуждаются в правовой защите и гарантируют урегулированную законодательством деятельность суда, осуществляющего судебное разбирательство
Непосредственным объектом являются общественные отношения, гарантирующие нормальные условия достижения интересов правосудия по осуществлению судебного решения в рамках исполнения меры правового воздействия (постпенитециарный надзор).
Обязательным признаком объективной стороны анализируемого преступления является судебное установление административного надзора лицу, освободившемуся из мест лишения свободы
Наличие оконченного состава преступления устанавливается уже в момент истечения срока, в течение которого поднадзорный должен был явиться, но не явился к избранному им месту жительства, пребывания или нахождения (и не встал на учет в органе внутренних дел), или же в момент, когда самовольно покинул территорию населенного пункта, где расположено его место жительства (пребывания, фактического нахождения)
Субъект преступления, устанавливаемого это физическое, вменяемое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, в отношении которого после освобождения из мест лишения свободы при отбытии наказания назначен административный надзор.
В исследованном составе преступления нарушение административного надзора, связанное с неисполнением назначенного наказания, а также иных мер правового принуждения, совершаются умышленно, к тому же с прямым умыслом.
Полагаю, что на основе проведенного исследования можно предложить рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства, в соответствии с предложениями, выносимыми на защиту, по регулированию административного надзора. С целью усиления и повышения эффективности противодействия преступности, следует обеспечить ОВД электронными устройствами, схожими с используемыми при ограничении свободы. Такого рода устройства могут позволить сэкономить меры принудительного характера и существенно сократят расходуемое время правоохранительных органов на реализацию данного судебного решения. В защиту данного предложения могу аргументировать, что в настоящее время мы живем в эпоху развитых технологий, которые постепенно внедряются в правовую сферу деятельности. Например, исходя из практики проведения судебных заседаний, на которых решается вопрос о назначении административного надзора по заявлению администрации исправительного учреждения. Такие заседания проводятся посредством видеоконференцсвязи, поскольку поднадзорный находится в местах лишения свободы. Это позволяет существенно экономить время и нивелирует затрачивание средств на его транспортировку. Также избегается вероятность побега заключенного во время его перевозки в зал судебного заседания.
Также для ужесточения уголовного законодательства следует дополнить ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» пунктом «с» следующего содержания: «совершение преступления при нахождении под превентивным надзором.
Вышеуказанные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства способны поднять и повысить эффективность правоприменительной практики. Полагаю, что выдвинутые прежде диссертационного исследования положения на защиту получили полное отражение и аргументацию в данной диссертационной работе.
На данный момент имеются факторы, оказывающие негативное влияние на весь процесс борьбы с рецидивом преступлений, а именно нет систематизированного законодательства о социальной адаптации освобожденных лиц. Исправительные учреждения, бесспорно, работают в области ресоциализации осужденных, однако этой работы часто оказывается недостаточно. Принимая во внимание, данный факт, бесспорно ,стоит согласиться с мнением исследователей, указывающих на восполнение этого пробела. В таком случае повысится эффективность всей системы мер, направленныхна предупреждение постпенитенциарного рецидива, ведь предупреждение
преступлений во многом связано с воздействием на детерминанты преступности в силу того, что одного наказания зачастую бывает
недостаточно для воздействия на склонных к совершению преступлений лиц.
Можно с уверенностью прогнозировать, что дальнейшее
совершенствование российского законодательства в сфере
административного надзора за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы, будет проходить по пути упорядочения административных ограничений, с учетом позитивного опыта других
Подобные работы
- Проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Стационарное социальное обслуживание (Сыктывкарский торгово-экономический колледж)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Реабилитация женщин, подвергшихся домашнему насилию, на примере КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин»: потребительские оценки с использованием метода глубинного интервью
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Организация социальной защиты осужденных по российскому законодательству
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Рецидивная преступность: теория и практика (Московский Университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Методы правового регулирования и их реализация в административно-служебной деятельности подразделений безопасности ФСИН России.
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЕГО ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



