Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования организаторских способностей подростков в молодежной организации 6
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «организаторские
способности» 6
1.2. Особенности взаимодействия подростков в молодежной организации 19
1.3. Формы и методы формирования организаторских способностей
подростков в молодежной организации 29
Вывод по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования организаторских способностей подростков в молодежной организации 38
2.1. Исследование уровня развития организаторских способностей
подростков в молодежной организации 38
2.2. Реализация программы формирования организаторских способностей
подростков в молодежной организации 43
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 533
Вывод по 2 главе 577
Заключение 58
Список использованной литературы 600
Приложение
Актуальность исследования. В условиях перехода России к демократическому и правовому государству, рыночной экономике особую актуальность приобретает проблема развития организаторского потенциала у подрастающего поколения. Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих успешное решение этой проблемы, являются общественные детские (молодежные) объединения, которые способствуют процессу социализации личности.
В Федеральном Законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (2006 г.) отмечается, что государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений направлена на«социальное становление, развитие и социализацию детей и молодежи в общественной жизни...». Система школьного образования, детские общественные объединения традиционно интегрируют свои усилия для того, чтобы подростки усваивали социальный опыт, востребованные в жизни умения и навыки, проявляя при этом свои личностные качества и реализуя организаторский потенциал.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что развитие организаторского потенциала детей и молодежи способствует становлению у них таких важных качеств личности, как способность принимать ответственные решения в значимых для группы (коллектива) ситуациях, регулировать взаимоотношения в группе, направляя усилия всех на достижение социально-значимой цели организации и др. Анализ научной литературы показал, что основополагающими исследованиями по этой проблеме являются: положения о соотношении организаторства и руководства (Д.В. Безлатный [5], Б.А. Дейч [12], М.М. Кудрявцева [21], А.С. Макаренко [25], Д. Максвелл [26], Р.Р. Хозяинов [51, Е.С. Яхонтова [56]); типология организаторских качеств личности (Э. Берн [6], Е.В. Горохова [9], М.Н. Емельянова [14], Д.Н. Лебедев [22], В.Д. Сбитнева [37], Лутошин [24], А.Л. Уманский [46], В.П. Шейнов [53], Р. Бейлса, М. Вебера, Ф Карделла, А.Н. Лутошкина, М.И. Рожкова, Е.В. Горохова, М. Бритс, Л.И. Уманского, Дж. Максвелла, Д. Болдогоева, Н. Романенко [9; 26; 46; 51; 57]).
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования развития организаторских способностей, вопросы формирования организаторских качеств у подростков недостаточно исследованы, отсутствуют психолого¬педагогические программы, направленные на развитие организаторских способностей у подростков. Названные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования организаторских способностей подростков в молодежной организации?
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования организаторских способностей подростков в молодежной организации.
Объект исследования: процесс формирования организаторских способностей подростков в молодежной организации.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования организаторских способностей подростков в молодежной организации.
Гипотеза исследования: формирование организаторских способностей подростков в молодежной организации будет успешным, если
- опираться на сущностные характеристики
«организаторские способности».
- учитывать особенности взаимодействия в молодежной организации
- разработать и реализовать формирующую программу, направленную на формирование организаторских способностей в молодежной организации.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены и решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «организаторские способности».
2. Выявить особенности взаимодействия в молодежной организации.
3. Определить эффективные формы и методы формирования
организаторских способностей в молодежной организации.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы «Успех», направленной на формирование организаторских способностей в молодежной организации.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и синтез данных психологической, педагогической, философской, социологической научной литературы, конкретизация, эмпирические - изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование.
В исследовании были использованы следующие методики: методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), экспресс-диагностика организаторских способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность реализации организаторского потенциала подростков. Результаты исследования могут быть применены как при обучении актива детских общественных объединений, так и в образовательных учреждениях.
Структура работы.Дипломная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Уже несколько тысячелетий великие умы человечества интересуются проблемой возникновения организаторских способностей. За это время было выдвинуто не мало теорий о возникновении и развитии данных способностей, качеств личности. Данная проблема актуальна и в наши дни. Ведь общество и правительство заинтересованы в развитии организаторских качеств у молодежи, т.к. представителям молодого поколения предстоит решать имеющиеся проблемы российского общества, поскольку они являются опорой государства.
Что подтверждает документ «Основы государственной молодёжной политики РФ до 2025 года», в котором указываются не только ожидания общества от молодых людей, но и прописаны условия (которые должны выполнять государство и общество) для развития индивидуальных качеств молодежи, благодаря которым проявляется в дальнейшем высокий уровень социальной активности.
Организаторские качества являются значимым компонентом личности, с помощью которых современные молодые люди могут предпринимать действия по осуществлению своих жизненных целей, в том числе и общественных, социально-значимых целей. Молодого человека, обладающего качествами организатора, характеризует: инициативность, самостоятельность, способность решать проблемы (иногда креативным способом) и принимать ответственные решения за них, активность (как в своей личной жизни, так и в жизни общества), направленность на саморазвитие и самовоспитание.
Благодаря чему он с большим успехом адаптируется к меняющимся условиям современного мира. К развитию таких молодых людей стремится российское образование. Так в Федеральном государственном основном стандарте основного общего образования сказано, что реализация данного документа ориентирована на становление таких личностных характеристик подрастающего поколения, как креативность мышления, готовность к сотрудничеству, социальная активность, ответственность, уважение мнений других людей и успешное взаимодействие с ними, мотивация на образование в течение всей своей жизнь. Перечисленные качества являются одними из основных качеств организатора.
В ходе проведения исследования были теоретически изучены условия, необходимые для развития организаторских способностей подростков. Анализ действующих программ подготовки организаторов детского и молодежного движения позволил выделить и сравнить педагогические условия.
В результате исследования изученного материала было предположено, что процесс развития организаторских способностей у подростков как организаторов в детском общественном объединении будет результативным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Предоставление возможности совершения проб ответственного авторского и совместного действия;
2. Помощь в осмыслении собственных действий и формировании рефлексии;
3. Осуществление педагогического сопровождения деятельности.
Таким образом, на основе полученных данных и экспериментального исследования была использована программа «Успех». По итогам результатов экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, а именно произошло развитие организаторских компетентностей подростков в рамках реализации программы «Успех», формирующий эксперимент успешно реализован.
1. Алиева, Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /Алиева Людмила Владимировна. - Москва, 2002. - 322 с.
2. Астафьев, Д.А. Молодежные движения России: история и современность: учебное пособие / Д.А. Астафьев. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. - 176 с.
3. Ахтамьянова, И. Формирование мышления подростка: психолого-педагогический аспект / И. Ахтамьянова, О. Беляева. - Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 144 с.
4. Баженова, О. В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум. / О. В. Баженова - Москва: Генезис, 2016. - 288 с.
5. Безлатный, Д.В. Под прицелом: молодежь в современной России / Д.В. Безлатный - Москва: Издательство ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011. - 284с.
6. Берн, Э. Организатор и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Эрик Берн; пер. с англ. А. Грузберга. — Москва: Издательство «Э», 2016. — 400 с.
7. Всероссийский детский центр «Океан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://okean.org/
8. Головаха, Е.И. Психологическое время личности. / Е.И Головаха, А.А. Кроник.- Издание 2-е. - НФП «СМЫСЛ», Киев, 2016. - №3. -380 с.
9. Горохова, Е.В. Хочу быть организатором! / Е.В.Горохова // Детское общественное движение и ученическое самоуправление. - Нижний Новгород, 2012. - №1. - 96 с.
10. Гришина, Е. Психологические характеристики образовательной среды и переживания подростков / Е. Гришина // Воспитательная работа в школе. - 2016. - №6. 53
11. Данилков, А. А. Детский лагерь как психолого-педагогический инструмент / А. А. Данилков, Н. С. Данилкова // Управление образованием. - 2016. - №3.
12. Дейч, Б.А.Педагогическая поддержка как условие организации воспитательной деятельности / Б.А. Дейч // Контексты и подтексты образования. - Москва: Объед. ред. пед. журн. "Демократ. шк." и науч. темат. сб. "Новые ценности образования", 2006. - C191-195.
13. Детское движение. Словарь-справочник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / ред.-сост. Т. В. Трухачёва. - Москва: Ассоциация исследователей детского движения, 2005. - 543 с.
14. Емельянова, М. Н. Способности и возможности, или от чего зависит успешность современного ребёнка / Емельянова М. Н // Воспитание в школе. - 2016. - №4. - С. 71-75.
15. Живоглядова А.Ю. Российское движение школьников: «новое» или «хорошо забытое старое»» / А.Ю. Живоглядова // Новая наука: проблемы и перспективы. - Стерлитамак: АМИ, 2017. - №3 - 2. -С 61-64.
16. Кабуш, В. Т. Моральные ценности детского объединения. / В.Т. Кабуш // Проблемы выживания. - 2003. - №6. - С.73-83.
17. Кабуш, В.Т. Высшая ценность ребенок / В.Т. Кабуш // Теория, история, методика детского движения. - 2005. - Спец. вып. - С 20-25.
18. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. Кордонский, М.Б. Технология группы / М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг.- Издание 4-е, исправленное и дополненное. - Одесса: Туапсе 1996. - 129 с.
20. Красноярское общественное движение школьников «Поколение +». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk.com/public101312298
21. Кудрявцев, М.М. Место молодежных политических движений в системе военно-патриотического воспитания / М.М. Кудрявцев // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». - 2011. - №2. - С 230-234.
22. Лебедев, Д.Н. Подготовка юных организаторов / Д.Н.Лебедев. - Москва, 1993. - 64 с
23. Леонтьев, А. Д. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Д.Леонтьев. - Изд. 2-е. - Москва: Наука, 1977. - 304 с.
24. Лукина, А.К. Современное детство: социокультурная среда взросления / А.К. Лукина // Materialy 9 miedzynarodowej naukowi-praktysznej konferecji “Wschodie partnerstvo-2013” Vol.14.Pedagogiczne nauki: Przemysl. Nauka I studia- Прага, 2013. - С 58-63.
25. Макаренко, А.С. О воспитании молодежи: сборник избр. пед. произведений / А.С. Макаренко. Москва: Просвещение. - 1968. - 396 с.
26. Максвелл, Д. Прокачай свое организаторство/ Д. Максвелл. - Минск: ООО «Попурри», 2016. - 60 с.
27. О создании Общероссийской общественно-государственной
детско- юношеской организации «Российское движение школьников»: указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536
[Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html
28. Омельченко, Е.Л. Стили жизни Российской молодежи: из XX в XXI век. / Е.Л. Омельченко //Народное образование. - 2006. - № 5. - 175 с.
29. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 29 ноября 2014 года N 2403-р [Электронный ресурс] - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
30. Петерсон, В. А. Организация саморазвития педагога при освоении им системно-деятельностного подхода / В.А. Петерсон, М. Кубышева // Вестник образования. - 2016, №19. - С66 -74.
31. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - Москва: Питер, 2014. - 816 с. 55
32. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт; пер. с нем. Г.И. Лойдиной; под ред. Т.А. Гудковой. - Москва: Мир, 1994. - 319 с.
33. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. с анг. М.М. Исениной; под ред. д.п.н. Е.И. Исениной / Москва: «Прогресс», 1994. - 185 с.
34. Рожков, М.И. Детские организации: возможности выбора: Методическое пособие для организаторов детского движения / Рожков М.И., Волохов А.В. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996. - 109 с.
35. Российское движение школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--d1 axz.xn--p 1 ai/
36. Сабитова, Г.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Сабитова Галина Валентиновна. -Москва, 1992. -20 с.
37. Сбитнева, В.Б. Педагогические условия развития организаторских качеств в детском общественном объединении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Сбитнева Вероника Борисовна. -. Пермь, 2006. - 243 с.
38. Соколов, А.В. Молодежные общественные организации в
политическом пространстве современной России: стратегии
государственной и гражданской молодежной политики: автореф. дис. . канд. полит. наук: 23.00.02. / Соколов Александр Валентинович. - Ростов- на-дону, 2011. - 17с.
39. Сорочинская, Е.Н. Подготовка социальных педагогов для детско- юношеских объединений /Н.Е. Сорочинская. - Ростов на Дону, 1996. -155 с.
40. Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов
образования: материалы IV Международной научно-практической
конференции (г. Москва, 21-23 апреля 2016 г.) / ред. колл.: Н.Н.Михайлова [и др.]. - Москва: Пробел, 2016. -372 с.
41. Социально-педагогическое сопровождение деятельности детских
организаций и объединений: сб. научных статей участников
Международной научно-практической конференции по реализации Национальной стратегии 56 действий детей на 2012-2017 годы «Партнерство во имя ребенка» / Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. - Москва, 2012. - С.91-117
42. Территория инициативной молодежи «Юниор». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--80aaflxd6agklk.xn--p1ai/unior/about
43. Титова, Е.В. Они и мы: О концептуальных основах
взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций / Е.В. Титова, Т.В. Трухачева; Министерство образования РФ, Ассоциация исследователей детского движения. Москва.: Б.и., 1993. - 63 с.
44. Трапер, А. Е. Есть ли необходимость в единой детской организации? / А. Е. Трапер, М.М. Эпштейн // Воспитательная работа в школе. - 2016. - №7.
45. Трухачева, Т.В. Периодизация детского движения в России/ Т.В. Трухачева // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г.Кирпичник. - Москва, 2000. -Ч. 1.- С. 86- 109.
46. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского организаторства: дис. доктора пед. наук: 13.00.01 / Александр Львович Уманский. - Кострома, 2004. - 321 с.
47. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности / Л.И. Уманский. - Москва: Просвещение, 1980. - 160 с.
48. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства / Д.И. Фельдштейн. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Изд-во Флинта, 1997. - 160 с.
49. Фомина, А.Б. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие / Фомина А.Б., Фомин Н.С. - Москва: Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально¬гуманитарных связей, 2007. - 100 с.
50. Хилько, М. Возрастная психология. Конспект лекций: Высшее образование / Хилько М., Ткачева М. - Москва: Юрайт, 2010. - 123 с.
51. Хозяинов, Р. Р. Социальный портрет эффективного организатора в представлениях городской молодежи / Р.Р. Хозяинов // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2015. - № 2. - с 158-166.
52. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / С.Т. Шацкий, Э.В. Шагова; под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Скаткина, В.А. Шацкой.- Москва: Педагогика, 1980. - 345 с.
53. Шейнов, В.П. Психология организаторства / В.П. Шейнов. -
Минск: Харвест, 2008. - 992 с. 54. Шободоева, А. Российский скаутинг: история, теория, практика / А. Шободоева.- Омск: Изд-во
госпедуниверситета, 1995. - 144 с.
54. Штерн, Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. По E. Stern, «Ernstspielim» Jugendalter. «Ztsch.t.Pad.Ps” Педология юности / под ред. И.Арямова // Журнал практического психолога. - 1999. - №2.
55. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для подростков вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Д.Б. Эльконин - Изд. 2-е, стер. - Москва: Академия, 2007. -383 с.
56. Яхонтова, Е.С. О роли организаторства в системе управления
персоналом/ Е.С. Яхонтова // Бизнес образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ldst.ru/leadership/o-roli-liderstva-v-sisteme-
upravleniya-personalom/
57. Baden-Powell, R.S.S. Scouting for Boys. / R.S.S. Baden-Powell. - England, London, 1908.
58. Baden-Powell, А. How Girls Can Help to Build Up the Empire издатель: Thomas Nelson and Sons / А. Baden-Powell. - 1912.
59. Rizzo, T.A. Toward a Better Understanding of Vygotsky's Process of Internalization: Its Role in the Development of the Concept of Friendship / T.A. Rizzo, W.A Corsaro // Developmental Review. 1988. - № 8. - P. 219-237
60. Rogers, C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. / С. Rogers - Boston, 1961