Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Работа №111473

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации 9
1.1 Анализ исследований проблемы социально
психологической адаптации подростков на современном этапе. 9
1.2 Специфика коммуникативных способностей подростков 26
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации 40
2.1 Описание программы и процедуры диагностического исследования 40
2.2 Анализ и интерпретация результатов диагностики 45
2.3 Описание групповой работы с подростками по оптимизации процесса социально-психологической адаптации через развитие коммуникативных способностей 52
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Результаты исследования социально-психологической адаптации подростков 69
Приложение Б Результаты исследования коммуникативных умений подростков 73
Приложение В Результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей подростков 77
Приложение Г Результаты математико-статистической обработки данных исследования 81


Актуальность проблемы коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации обусловлена возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, перед которым ставится задача наиболее успешного развития подрастающего поколения, его адаптации к постоянно изменяющимся условиям.
Социально-психологической адаптацией является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. В ходе адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений: личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Научное осмысление понятия социально-психологической адаптации характеризуется множественностью концепций и подходов к ее изучению (К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Петровский, Б.Ф. Ломов, Е.В. Шорохова). Сложности в процессе адаптации связывают как с подростковым возрастом, который признается наиболее критичным и сензитивным для восприятия подростком изменений в нем самом и его окружении, так и с трудностями самоопределения и самопринятия (самооценки), которые возникают в этот период. Ребенок чувствителен, восприимчив и, соответственно, подвержен влиянию извне, которое исследователи часто связывают с проблемой неразвитости коммуникативных навыков.
Деятельность общения является в подростковом возрасте ведущей. Поэтому дефицит коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка, его самореализацию в среде сверстников и социуме в целом, приводит к появлению отклонений в его адаптации.
Изучению проблемы общения и коммуникации в подростковом возрасте посвящены работы Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, Г.С. Никифорова, А.В. Петровского, Л.И. Рувинского. Исследователи отмечают, что общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают уровень своей коммуникативной компетентности.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующее противоречие: развитие коммуникативных навыков является важным фактором успешной социально-психологической адаптации в подростковом возрасте с одной стороны и недостаточно разработок целенаправленных развивающих мероприятий, повышающих коммуникативную компетентность, с другой. Для того чтобы разрешить данное противоречие, сформулирована проблема исследования: необходимо выявить особенности взаимосвязи между социально-психологической адаптацией и особенностями коммуникативных навыков у подростков как основы групповой развивающей работы, предотвращающей дезадаптацию и девиацию.
Цель исследования: определение особенностей коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации и обозначение способов ее оптимизации через использование эффективных средств коммуникации в групповой развивающей работе.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации.
Гипотеза исследования: основана на следующих предположениях:
- существует прямая взаимосвязь процесса социально-психологической адаптации подростков и степени развитости у них коммуникативных навыков в общении;
- в качестве оптимизации хода социально-психологической адаптации может выступать групповая работа с подростками по развитию у них коммуникативных навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей социально-психологической адаптации в подростковом возрасте для определения подходов развития коммуникативных умений и навыков.
2) Изучить теоретические подходы развития коммуникативных умений и навыков у подростков для выбора диагностического инструментария эмпирического исследования.
3) Провести эмпирическое исследование особенностей
коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации.
4) Разработать программу групповой работы с подростками по развитию коммуникативных навыков, оптимизирующих процесс социально-психологической адаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения культурно-исторического подхода к изучению психического развития ребенка Л.С. Выготского;
- теория личностного развития Л.И. Божович, в частности аспекты развития аффективно-потребностной сферы;
- теория адаптации и концепция этической педагогики, основанная на
работах И.В. Дубровиной, Т.Л. Ульяновой, Г.И. Цукерман, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова;
- концептуальные идеи о роли общения в подростковом возрасте A. А. Бодалева, В.С. Грехнева, Г.В. Дьяконова, А.А. Леонтьева, B. А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, А.И. Крупнова.
В исследовании использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ, интерпретация и обобщение
исследовательских данных по проблеме;
2) эмпирические: опросные (методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда); тесты (тест коммуникативных умений Л. Михельсона; методика диагностики коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников В.В. Синявского, В.Н. Федорошина);
3) методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ;
4) интерпретационные: качественный анализ и интерпретация
полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №42 г. Грозный. В группу респондентов были отобраны 27 учащихся седьмых классов и 26 учащихся восьмых классов, возраст которых определяется границами 13-14 лет.
Новизна исследования заключается в том, что в работе обосновываются коммуникативные навыки как важный фактор успешной социально-психологической адаптации в подростковом возрасте, а также приводится анализ практических методов и технологий практической работы психолога с подростками по формированию коммуникативных навыков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут дополнять курсы «Возрастная психология», «Психологическая служба в организации». Также, результаты исследования могут послужить основой для дальнейших исследований по проблеме социально-психологической адаптации в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе психолого-педагогических служб средних общеобразовательных учреждений в ситуациях реализации диагностических и развивающих программ, направленных на оптимизацию социально-психологической адаптации подростков посредством развития коммуникативных навыков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (52 источника), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 11 таблиц, 4 рисунка. Основной текст работы изложен на 65 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования мы определили определение влияния особенностей коммуникативных навыков на социально-психологическую адаптацию подростков для обозначения способов ее оптимизации в групповой развивающей работе. Изучение данного аспекта позволяет разработать соответствующую коррекционно-развивающую программу. Обозначенная цель исследования определили его логику.
В процессе решения первой задачи по теоретическому анализу исследования проблематики социально-психологической адаптации подростков мы определили специфику адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте. Дезадаптация подростков является характерной для большинства современных школ. Эта модель поведения складывается в результате взаимодействия системы «педагог - обучающийся - родитель», в которой все участники подвержены фрустрации, не имея возможности в одиночку изменить ситуацию. Условием формирования подобных отношений является так же зависимость ребенка от взрослых и невозможность самостоятельно определить средства включения в деятельность и стиль взаимоотношений с окружающими.
Работа над второй задачей позволила определить, что трудности, возникающие в подростковом возрасте, закономерно затрагивают и коммуникативную сферу. Коммуникативные умения, их развитие, способствуют повышению уровня мотивации, а также улучшают складывание межличностных отношений. Всё это имеет прямое влияние на познавательные умения, инициативность, саморегуляцию и воображение и, как итог, умение работать в коллективе. С коммуникативными навыками напрямую связана и социализация подростка, умение выстраивать контакты в социуме, как со сверстниками, так и с младшими и старшими.
В результате решения третьей задачи, нами были обнаружены статистически значимые различия в сформированности коммуникативных навыков подростков в зависимости от возраста. Так, у учащихся 7 класса коммуникативные навыки сформированы в меньшей степени, чем у подростков 8 класса. Половые различия обнаружены не были.
Корреляционный анализ, также осуществляемый на третьем этапе, показал, что существует взаимосвязь между уровнем сформированности коммуникативных навыков и компонентами социально-психологической адаптации: адаптивность, принятие других, эмоциональных комфорт, стремление к доминированию. Мы не обнаружили взаимосвязи между коммуникативными навыками и такими компонентами адаптации, как самопринятие и интернальность.
В процессе решения четвертой задачи, нами было определено, что основным средством развития социально-психологической адаптации через развитие коммуникативных навыков, является тренинг общения. Мы рассмотрели основные позиции планирования, построения и организации групповой коррекционно-развивающей работы с подростками, разработали соответствующую программу для использования ее педагогом-психологом.
Таким образом, цель исследования по определению особенностей коммуникативных способностей подростков в контексте социально-психологической адаптации для обозначения способов ее оптимизации через использование эффективных средств коммуникации в групповой развивающей работе, была успешно достигнута. При этом очевидна практическая значимость работы. Ее результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических служб средних общеобразовательных учреждений в ситуациях реализации диагностических и развивающих программ, направленных на оптимизацию социально-психологической адаптации подростков посредством развития коммуникативных навыков.



1. Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности. Психологические аспекты изучения личности. М. : Педагогика, 1988. 419 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2010. 357 с.
3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. : Наука, 1988. 270 с.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия, 2005. 478 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html.
7. Волков Б. С. Психология подростка: учебное пособие. М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2005. 208 с.
8. Волков Б. С., Волкова Н. В. От младшего школьного возраста до
юношества // Возрастная психология. В 2-х ч.: учебное пособие для
студентов вузов. М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2005. 343 с.
9. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. М. : Педагогика, 1984.1004 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М. : Просвещение, 1984. 355 с.
11. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум но управлению стрессом. СПб. : Питер, 2002. 240 с.
12. Змановская Е. В. Девиантология. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд-во «Академия», 2003. 288 с.
13. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1979. С. 219-232 .
14. Колесков Д. В., Мягков И. Ф. О психологии и физиологии подростка. М. : Педагогика, 1986. 419 с.
15. Коломинский Я. Л. Основы психологии. М. : АСТ; Владимир, 2010. 352 с.
16. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. : Политиздат, 1989. 378 с.
17. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М. : Аспект Пресс, 2003. 475 с.
18. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. 24 с.
19. Куликова Т А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.
20. Лишин О. В. Подросток в социуме XXI века. Современный подросток и его особенности // Мир психологии. №4. 2007. С. 11-26 .
21. Матвеева О. А., Львова Е. А. Модель коррекционно-развивающей работы с детьми 6-12 лет по проблемам школьной дезадаптации // Журнал практического психолога. 1997. №3. С. 47-64.
22. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. М. : Наука, 1981. 278 с.
23. Моложавенко А. В. Профессиональная подготовка педагогов- психологов в условиях гуманитаризации постдипломного образования: монография. Киров : МЦНИП, 2016.
24. Мухаматулина Е. А. Обидная С. Н. Подросток на перекрестке эпох. М. : Генезис, 1997. 320 с.
25. Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 2006. 368 с.
26. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М. : Эксмо, 2010. 368 с.
27. Немов Р. С. Психология. М. : Владос, 1999. 640 с.
28. Олейников B. C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности. Дис... канд. фил.наук, М.,1982. 26 с.
29. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб. : Изд-
во В.А. Михайлова, 1999. 301 с.
30. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
31. Психология подростка / Под редакцией А. А. Реана. СПб. : Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. 480 с.
32. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ.ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 896 с.
33. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. 494 с.
34. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М. : Знание, 1994. 366 с.
35. Романова Е. С., Гребенников Л. Р Механизмы психологической защиты. М. : Талант, 1996. 144 с.
36. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Издательство РАН, 2002. 275 с.
37. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности. М. : Издательство Школьная пресса, 2000. 421 с.
38. Степанова С. И. Внешние аспекты адаптации. М. : 1986. 205 с.
39. Селье Г. Стресс без дисстресса. М. : Просвещение, 1982. 206 с.
40. Столяренко Л. Д. Основы психологии. М. : 1997. 672 с.
41. Терехина Н. В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития. Портал психологических изданий PsyJournals.ru.http://psyjournals.ru/authors/a1843.shtml.2010.
42. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973. 187 с.
43. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М. : Институт Практической Психологии, 1996. 512 с.
44. Фельдштейн Д. И. Психология младшего подростка. М. : Просвещение, 2004. 357 с.
45. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. М. : ТЦ Сфера, 2005. 160 с.
46. Шувалов А. В. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты. М. : Приложение к газете «Школьный психолог», 2009. 32 с.
47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 2001. 368 с.
48. BrumfitC Communicative Methodology in Language Teaching, Cambridge University Press, 1984.126 p.
49. Cenin M. Podstawy teorety cznestosownych metodtreningup sychologicznego // ActaBratisl. Pr. Psychol. 1990. № 22. p. 35-64
50. Landy F. G. Psychology of work behavior. Dorsey Press, 1985. p. 226
51. Shaffer D. R. Social and personality development. Pascfic Grove, CA : Brooks/Cole, 1988
52. Weinstein G.&Alschuler A. Educating and counseling for self¬knowledge development. JournalofCounselingandDevelopment, 4, 1985.P. 125


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ