Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте

Работа №46642

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы139
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы развития творческих способностей у младших школьников 8
1.1. Сущность и основные характеристики понятий: творчество,
творческие способности 8
2.2. Специфика развития творческих способностей у младших
школьников 16
1.3. Формы и методы развития творческих способностей в младшем
школьном возрасте 21
Выводы по I главе 25
Глава II. Опытно - экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития творческих способностей младших школьников 26
2.1. Организация и методика исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования уровня развития
творческих способностей младших школьников (констатирующий этап эксперимента) 34
2.3. Реализация программы развития творческих способностей у младших
школьников (формирующий эксперимент) 42
2.4. Анализ результатов проведенной психолого-педагогической работы 53
Выводы по II главе 68
Заключение 70
Список литературы 72
Приложение


Актуальность исследования. В наш век высоких технологий, где большую часть работы уже могут выполнять компьютеры и роботы, требуются уверенные в себе, творчески мыслящие люди, обладающие уникальным взглядом на проблемы и владеющие навыками исследовательской работы. Действующая по заданным алгоритмам техника, не способна делать то, что может делать человеческий мозг - находить выход из непредвиденных ситуаций, генерировать идеи и создавать новое. Машины не могут заменить нестандартное человеческое мышление. Именно поэтому в современном обществе творческое развитие личности является необходимым в системе образования.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с большой скоростью. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.
В первую очередь важно отметить теоретические и экспериментальные исследования проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке А. В. Брушлинского [7], Д.Б. Богоявленской [3], Л. С. Выготского [10], В. Н. Дружинина [13], М. А. Холодной [36] и многих других. Так же исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах С.Л. Рубинштейна [28], Б.М. Теплова [30], Н.С. Лейтеса [20], педагогов В.Д. Шадрикова [37], И.Ф. Харламова [34] и других.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Эффективно реализовать эту цель поможет творчество. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих времен остается предметом острых обсуждений в психолого-педагогической науке. Анализ состояния данной проблемы позволил выявить противоречия между объективной потребностью общества в развитии творческих способностей младших школьников, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития творческих способностей младших школьников, с другой стороны.
Выявленное противоречие обуславливает проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития творческих способностей у младших школьников.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: основывается на том, что эффективность процесса развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста может повыситься, в случае если:
- опираться на сущностные характеристики творческих способностей;
- учитывать возрастные особенности развития творческих способностей у младших школьников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс развивающую программу «Фантазируй и воображай», включающую различные формы и методы педагогического взаимодействия: беседы, упражнения, игры, сказкотерапия, тренинги и др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятия: «творчество», «творческая способность».
2. Определить возрастные особенности развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
3. Раскрыть формы и методы развития творческих способностей у младших школьников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы развития творческих способностей у младших школьников.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили: психолого-педагогические концепции
отечественной и зарубежной педагогики и психологии, раскрывающие общенаучные понятия «творчество» и «творческая способность» (Б.М. Теплов [30], Л.М. Венгер [8], В.С. Мухина [22], Е.Л. Яковлева [40], В.Д. Шадриков [37] и другие), исследования различных аспектов данной проблемы (А.Н. Лука [21], Л.С. Выготский [9], Я.А. Пономарев [27] и другие), включающие вопросы по развитию творческих способностей младших школьников ( Л.С. Выготский [10], Л.В. Занков [14], В.В.Давыдов [12], В.А.Крутецкий [17], Д.Б. Эльконин [39] и другие).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация, систематизация, обобщение;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Школа № 67» г. Казань. Выборку составили 38 школьников в возрасте от 8-9 лет.
Этапы исследования: исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме развития творческих способностей, определялся научный аппарат и база исследования, подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировалась формирующая программа, включающая формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них творческих способностей.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка итогов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: обнаружены, аргументированы и апробированы на практике содержание, формы и способы развития творческих способностей у ребят младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Фантазируй и воображай».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Фантазируй и воображай» может применяться в практике образовательных учреждений начального образования с целью развития творческих способностей у учащихся младших классов.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения, библиографии и приложений


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творческие способности - это способности к творчеству как к деятельности. Творчество является одним из механизмов детского воспитания и самовоспитания. И детское творчество - явление уникальное. Возможность воплощать идею, определяющую внутренний мир самого ребёнка и его эстетическое отношение к миру отражает основную цель развития творческих способностей.
В результате данной работы, мы пришли к выводу, что развивать творческие способности младших школьников необходимо. Если образовательные учреждения будут посвящать этому немного больше значения и усилий, то это поможет детям вырасти неординарными и уверенными в себе личностями. Для этого даже не обязательно уделять отдельное время, достаточно вносить некие творческие элементы в обычные уроки. Так детям будет интереснее учится, и вместе с тем будет легче усваиваться материал. Творческий подход к построению уроков стоит продолжать вести и в последующие годы обучения школьников, чтобы не происходило необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Так же нужно организовать больше различных кружков для детей, где каждый мог бы найти себе занятие по душе, и раскрыть свой творчески потенциал. Конечно, не маловажна и работа педагога-психолога, для того чтобы раскрыть индивидуальные способности учеников.
Итак, в результате проведённого нами исследования, мы доказали эффективность работы нашей программы по развитию творческих способностей. В контрольной группе испытуемых не было выявлено достоверных различий и сдвигов в показателях творческих способностей. В классе, где проводился формирующий эксперимент, по всем компонентам наблюдается увеличение результатов в контрольном срезе. Статистическое различие и сдвиги достоверности подтверждают это.
Поставленные цели и задачи нами достигнуты. Мы разработали программу, содержащую комплекс форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Проводимые нами тренинги, беседы, упражнения и творческие задания дали хорошие результаты в улучшении когнитивного, деятельностного, эмоционального и мотивационно-ценностного компонента творческих способностей.
Экспериментальная проверка доказала эффективность нашей программы. Теперь мы можем утверждать, что результативность процесса развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста может повыситься, если опираться на сущностные характеристики творческих способностей, учитывать возрастные особенности развития творческих способностей у младших школьников, ввести в воспитательный процесс развивающую программу «Фантазируй и воображай», включающую различные формы и методы педагогического взаимодействия.



1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития /
В.И. Андреев - 2-е изд. - Казань: «Центр инновационных
технологий», 2017. - 608 с.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М. : АСТ, Neoclassic, 2018. -672 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. — М.: Академия, 2009. — 320 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Издательство Юрайт, 2009. - 520 с.
5. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Академия, 2009. - 256 с.
7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.
8. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей/ Под редакцией Л.А. Венгера. - М.: Педагогика , 1976. - 256 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 199 с.
10. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 496 с.
11. Вяземский, Е.Е. Как сегодня преподавать в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2014. - 327 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПБ.:
Издательство Питер, 2008. - 368 с.
14.Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 418 с.
15. Карпова Л. Г. Механизм принятия и освоения ролей и развитие
творческих способностей младших школьников // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально¬
психологического здоровья. Материалы межд. конгресса. - Москва: Изд-во ИПЦ «ГЛОБУС», 2016. - м. 374.
16. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
17. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: МГУ, 2012. - 268 с.
18. Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак //.— М.: Педагогика. - 2007. -N 4. - С. 58-64
19. Лейтес Н. С. О признаках детской одарённости // «Вопросы психологии», 2003, № 4, с. 13.
20. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес; Российская акад. образования, Московский психолого-соц. ин-т. - 3-е изд. / испр. и доп. - Москва: Московский психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 478 с.
21. Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1986. — 144 с.
22. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2006 - 608 с.
23. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.—160 с:
24. Овчарова, Т.Н. Нужна ли нам творческая личность / Т.Н. Овчарова // Педагогическое обозрение. - 2007. - №3. - С. 56-57.
25. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим- Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
26. Поддьяков А. Н. Парадоксы тестовой диагностики творчества // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2-3 ноября 2006 г. / Отв. ред. В. Д. Шадриков. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С. 432-435.
27. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.:
Педагогика, 1985.- 304 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Издательство Питер, 2015. - 720 с.
29. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х тт. Т. 1 / В. А. Сухомлинский; сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
30. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных
различий: избранные психологические труды / Б.М. Теплов. - Москва: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 640 с.
31. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития
креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук / Г.В. Терехова. - Екатеринбург, 2002. - 110 с.
32. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руководство.- СПб., 1998. - 170 с.
33. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.
34. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
35. Хилл П. Наука и искусство проектирования. - М.: Мир, 1973. - 264 с.
36. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От
концептуальных структур к понятийным способностям. — М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2012. — 288 с.
37. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. - М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. - 320 с.
38. Шульга Е.П. Психолого-педагогическое сопровождение развития креативных способностей младших школьников. / Под общ. ред. проф. B.C. Агапова. М.: РУДН, 2010. - 26 с.
39. Эльконин Д. Б. Э533 Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 384 с.
40. Яковлева Е, Л. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика , 1991. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ