Введение 1-5
Глава I. Понятие и содержание судебного контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти 6-31
1. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти
и их должностных лиц в системе современного российского судопроизводства
.6-14
2. История становления и перспективы развития судебного контроля в
сфере деятельности органов исполнительной власти в России 14-25
3. Понятие, признаки и виды судебного контроля 25-31
Глава II. Виды судебного контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти 32-50
2.1. Контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской
Федерации 32-37
2.2. Контроль судов общей юрисдикции 37-45
2.3. Контроль, осуществляемый арбитражными судами 46-50
Заключение 51-53
Список использованной литературы 54-59
Актуальность темы дипломной (квалификационной) работы вызвана глобальными реформами, которые проводятся в исследуемой сфере с 2014 года и по сей день. Одним из важнейших принципов осуществления исполнительной власти и исполнительной и административной деятельности местного самоуправления (далее - государственное управление) является законность.
В исследованиях ученых теоретиков права законность, как правило, понимается как особый способ функционирования государства и общества в Российской Федерации (далее, - РФ), при котором обеспечивается универсальность и верховенство закона и права и их реальное гарантированное действие .
Как справедливо было отмечено Е.Б. Абросимовой, что «одним из важнейших принципов законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и обеспечения соблюдения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений, включая государственные органы» .
Верховенство закона в Российской Федерации обеспечивается за счет определенных гарантий, в том числе юридических. Под законными гарантиями законности в литературе по общей теории права понимаются условия, предусмотренные действующим законодательством, специальные правовые средства (правовые механизмы), призванные поддерживать, обеспечивать законность в государстве. Одной из таких гарантий является контроль (надзор) за выполнение требований законности .
Режим законности в сфере государственного управления основан на общих требованиях законности, сформулированных в теории права . Это означает, что все участники отношений, возникающих в сфере государственного управления и регулируемые нормами административного права, то есть органы, осуществляющие государственное управление, другие организации и отдельные субъекты, обязаны строго соблюдать требования этих норм.
В то же время соответствие действующего законодательства силовым органам административно-правовых отношений - органов, осуществляющих государственное управление, - из решений и действий которых определяется возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей других участников в указанных юридических отношения имеют основополагающее значение. В соответствии с законом в деятельности аппарата государственного управления в области науки об административном праве понимается режим функционирования государственного аппарата, всех его сотрудников на основе Конституции Российской Федерации и законодательных актов, в ходе которых неуклонно выполнение и соблюдение требований законодательства, а также постоянное совершенствование правового регулирования аппарата в соответствии с неотложными общественными потребностями.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе проведения судебного контроля в сфере управления.
Предметом исследования данной работы являются нормативно-правовые основы реализации судебного контроля в сфере управления.
Целью квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить судебный контроль как способ обеспечения законности в сфере управления.
Достижение данной цели осуществлено путем решения следующих научно-практических задач:
1. Изучить понятие и содержание судебного контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.
2. Рассмотреть виды судебного контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти.
3. Изучить практику применения судебного контроля как способа обеспечения законности в сфере управления.
Степень разработанности темы. Огромный вклад в исследование проблемы конституционного контроля внесли такие ученые, ряд из которых является и практиками, как С.А. Авакьян, С.В. Боботов, Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, А.Г. Гатауллин, В.Д. Зорькин, О.Д. Зражевская, О.Е. Кутафин, В.А. Кряжков, В.В. Лазарев, Л.В. Лазарев, Е.Н. Лукашева, Т.Г. Морщакова, Ж.И. Овсепян, В.А. Туманов, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев и другие.
Проблемы судебного контроля, за реализацией органами исполнительной власти своих полномочий, находили свое отражение в трудах ученых-процессуалистов и, конечно, с точки зрения гражданского процессуального права (Ю.А. Попова и другие). Представители науки административного права также уделяли этой теме немало внимания (И.В. Панова, Л.В. Туманова).
Учеными обсуждались многие вопросы, связанные с осуществлением административного судопроизводства и эффективностью деятельности органов исполнительной власти: образование административной юстиции (Ю.Н. Старилов и другие). Появилась и стала развиваться теория административно-правового спора (А.Б. Зеленцов, Е.Б. Лупарев).
Правовым актам управления (административным актам) посвящено значительное количество трудов правоведов (Р. Васильев, А.Н. Гвоздева, О.В. Токарев, Е.С. Слесарева и другие).
В научных трудах А.А. Демина рассматриваются теории
административных договоров.
Методологическую основу данного исследования составляет совокупность научных методов познания, такие как: исторический метод, системный метод, метод сравнительного правоведения, другие.
Теоретическую основу исследования составили - анализ научных статей и публикаций ученых административистов, и представителей науки предпринимательского и гражданского права по вопросам, касающимся особенностей правового регулирования судебного контроля.
Нормативную базу этого исследования составили Конституция РФ, а обширный законодательный материал, который представлен федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (далее, - РФ), подзаконными актами, издаваемыми Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.
Проблемы государственного управления, и в первую очередь об организации и деятельности исполнительных органов власти напрямую связаны с государством контроль за соблюдением верховенства закона в этой деятельности.
Особым государственным контролем в государственном управлении является судебный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации в отношении высших органов исполнительной власти в России и субъектах Российской Федерации. Более того, особенности этого контроля заключаются в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, которые решают следующие вопросы:
а) соответствует ли Конституция РФ и федеральный закон
нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации?
б) соответствует ли Конституция РФ и федеральный закон
нормативным правовым актам высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти РФ или к совместной юрисдикции государственных органов РФ и государственные органы субъектов РФ);
в) соответствуют Конституции РФ и федеральному закону соглашениям, заключенным между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Специализированный тип государственного контроля, называемый «административное правосудие», осуществляется в основном судами общей юрисдикции.
Таким образом, суды осуществляют контроль за законностью как нормативную (принятие (публикацию) нормативных правовых актов) и правоприменение (принятие (публикация) решений правоохранительных органов, ненормативных правовых актов, совершение юридически значимых действий (бездействие) государственных органов ( должностные лица) .
Основываясь на анализе компетенции вышеупомянутых судов, предусмотренных федеральным законом, можно сделать вывод о том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды осуществляют контроль за законностью правоохранительной деятельности органов публичного управления (должностных лиц) посредством административных производство. В целом такой судебный контроль характеризуется следующими основными особенностями:
1) осуществляется в рамках рассмотрения судами отдельных индивидуальных судебных дел о проверке законности решений правоохранительных органов, ненормативных правовых актов, принятых (принятых) органами (должностными лицами) государственного управления или совершаемых на законных основаниях существенные действия (бездействие) (административные дела), возбужденные на основании соответствующих заявлений (жалоб) физических и юридических лиц, уполномоченных государственных органов, прокуроров;
2) заключается в проверке соответствия оспариваемого правоприменительного решения, ненормативного правового акта, действия (бездействия) органа (должностного лица) публичной администрации, основания и порядок его принятия (публикации) или исполнения положения существующих законов и подзаконных нормативных правовых актов;
3) направлена на выявление и устранение нарушений действующего законодательства при принятии (публикации) органами (должностными лицами) органов публичной администрации решений правоохранительных органов, ненормативными правовыми актами, совершением юридически значимых действий (бездействия) и защитой и восстановлением нарушения этих решений, ненормативные правовые акты, действия (бездействие) субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, выступающих в качестве заявителей или охраняемых ими в соответствии с соответствующей администрацией;
4) регулируется процессуальными нормами, которые в настоящее время содержатся в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и АПК РФ.
Таким образом, судебный контроль за законностью правоохранительной деятельности органов публичного управления (должностных лиц) является деятельностью судов общей юрисдикции и третейских судов при проверке соблюдения решений правоохранительных органов, ненормативных правовых актов, действий (бездействия) (официальные лица), порядок публикации их принятия) или выполнение положений законов и подзаконных нормативных правовых актов, наличие правовых и правовых оснований и (усыновление), исполнение определенных решений, действий, действий (бездействия) осуществляемых в рамках рассмотрения в порядке, установленном процессуальными нормами конкретных случаев, связанных с административными и другими публичными правоотношениями с целью выявления и устранения нарушений действующего законодательства, обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов физических лиц и организаций.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. [с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ], Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №7. - С. 1358.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1- ФКЗ [ред. от 28.12.2016] "О Конституционном Суде Российской Федерации" [Электронный ресурс] - URL: http: //www.consultant.ru/
3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [с изм. от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. ст. 898.
4. Федеральный закон "О введении в действие Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 22-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - URL: http: //www.consultant .ru/do cument/cons doc LAW 176148/
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 14.05.2018) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ [с изм. от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - ст. 1391.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [с изм. от 31 декабря 2017 г. № 501- ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I).
- ст. 4921.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [с изм. от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - ст. 4532.
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ [ред. 28.12.2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - ст. 3012.
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012.
11. Административный регламент представления Министерством юстиции РФ государственной услуги о принятии решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 [ред. 31.05.2016 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 4. С. 12-14.
12. Устав гражданского судопроизводства 1864 г. [Электронный ресурс]
- URL: http://civil.consultant.ru
13. Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде) [Электронный ресурс]
- URL: // http://constitution. garant.ru/history/act1600-1918/5312/.
14. Положение «О судах по административным делам» // Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1917. № 127. Ст. 692.
15. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 N 2 "О суде". Утратил силу.
[Электронный ресурс] - URL: http://lawru.info/dok/1918/03/07/n1206175.htm-
16. Постановление IV Всероссийского чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов» // СУ РСФСР. 1918. № 90. Ст. 908.
17. Декрет СНК РСФСР от 4 января 1919 г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» // СУ РСФСР. 1919. № 17. Ст. 192.
18. Указ Совета Народных Комиссаров СССР от 17 сентября 1926 года «О расширении правил предоставления сбора налогов» [Электронный ресурс] - URL: // http://www.libussr.ru/doc ussr/ussr 3050.htm
19. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50.
20. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1962. № 9. Ст. 121.
21. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.
22. Конституция СССР 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
23. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 388.
24. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
II. Специальная литература
25. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. - М., 2012. - С. 89.
26. Агапов, А. Б. Административное право / А.Б. Агапов. - М.: Юрайт, 2013. - С. 412.
27. Алехин, А. П. Административное право России. Часть 1 / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2017. - С. 234.
28. Бабенко В.Н. Судебная система России: История и современность. - М., 2015. - С. 112.
29. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — С. 367.
30. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. - М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1998. - С. 25.
31. Гатауллин А.Г. Теория и практика конституционного правосудия в субъектах РФ - Казань: КГУ, 2008. - С.21.
32. Двадцать лет Конституции Российской Федерации: юридическая наука и практика / Отв. ред. А.Г. Лисицын-Светланов. - М., 2013. С. 32-39.
33. Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право России. Учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. - М.: Юрайт, 2016. - С. 189.
34. Женетль С.З. Административная юстиция в послеоктябрьский период (тенденции исторического развития) // История государства и права. 2008. № 4.
35. Зеленцов, А. Б. Административно-процессуальное право
России: учебник для бакалавриата и магистратуры
/ А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов.- М.: Изд-во Юрайт, 2018. -
341 с.
36. Иванова М.В. Основы государственного и муниципального управления / Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2015- [Электронный ресурс] - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24257050
37. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2013. - С. 145.
38. Лазарев В.В. Общая теория права и государства [Электронный ресурс] - URL: http://pravo-olymp.ru/wp-content/uploads/2013/05/
39. Малешин Д.Я. Гражданскоя процессуальная система России: дис. . ..д.-ра юрид. наук. М., 2011, С. 252.
40. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2016. - С. 104.
41. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного судопроизводства» (Омск, 28 ноября 2014 г.). - Омск, 2015. - С. 3-9.
42. Миронов, А. Н. Административное право / А.Н. Миронов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 212.
43. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Российское юридическое образование, 2010. - 384 с.
44. Николаева Л. А., Соловьева А. К. Административная юстиция и административное судопроизводство: зарубежный опыт и российские традиции: науч.-практ. изд. - СПб., 2014. - С. 249.
45. Нудель М.А. Конституционный контроль в капиталистических государствах. - М.: Юрид. лит-ра, 1968. - С. 7.
46. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. - М., 2006. - С. 641.
47. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для вузов. - М., Изд-во НОРМА, 2009. - С. 115.
48. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для вузов. - М., 2015. - С. 58
49. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010. С. 488.
50. Старилов Ю.Н. Административный процесс в трудах профессора В.Д. Сорокина: «управленческая» концепция и ее значение для науки административного права // Административное право и процесс. -2007. - № 1. - С. 16.
51. Теория государства и права: курс лекций: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М., 2001. - С. 549.
52. Тихомиров Ю.Н. Законность в сфере государственного управления.- М.: Изд-во «Законность» , 2008. - 324 с.
53. Туманов В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Советское государство и право, 1988. - № 3. -С.10.
54. Фиалковская И.Д. Перспективы развития административной юстиции в России // Проблемы модернизации российского общества: социальные, правовые, экономические, экологические аспекты. - Н. Новгород, - 2006. - С. 360.
III. Материалы юридической практики
55. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ст. 14.1 ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Положении о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузеева и Е.Х. Кармовой // Российская газета. 2007. 4 июля. № 141.
56. Решение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2014 г. № АКПИ 14-115, оставленного без изменений определением Апелляционной коллегии от 28 августа 2014 г. № АПЛ 14-337 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 6. С. 19-21.
57. Решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2014 г. № АКПИ 14-735 о признании недействительным полностью письма Минэкономразвития России от 27 июля 2010 г. № 13293-ИМ/Д-23 «Об основах аннулирования аттестата кадастрового инженера» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 6. С. 23-