Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Работа №46585

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
533
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования лидерских качеств у старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятий «лидерство»,
«лидер», «лидерские качества» 11
1.2. Особенности развития лидерских качеств у старших подростков... 24
1.3. Детские и молодежные общественные объединения, сущность,
современное состояние, особенности деятельности в Республике Татарстан 32
1.4. Формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков
в условиях детского и молодежного общественного объединений 52
Выводы по I главе 59
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития лидерских качеств старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях
2.1. Исследование уровня развития лидерских качеств и его основных
составляющих у участников Региональной общественной организации «Совет детских организаций Республики Татарстан» (констатирующий этап эксперимента) 63
2.2. Реализация программы развития лидерских качеств (формирующий
этап эксперимента) 72
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
(контрольный этап эксперимента) 80
Выводы по II главе 91
Заключение 93
Список литературы 97

Актуальность исследования. Современная государственная молодежная политика Российский Федерации ориентирована на создание качественного молодежного «кадрового резерва». Социально-экономические процессы и изменения влияют на требования к воспитанию конкурентоспособной личности в рамках образовательных и общественных объединений. В государственных программах и проектах появляется все больше задач по выявлению, обучению и поддержке лидерских качеств среди детей и молодежи. К решению государственных задач все больше привлекают представителей детских и молодежных общественных объединений. Лидеры детских и молодежных общественных объединений формируют общественное мнение, влияют на принятие решений органов власти, а также впоследствии часто занимают руководящие посты в государственной системе или крупных предприятиях.
По итогам 2017 года в рейтинге Федерального агентства по делам молодежи Республика Татарстан является самым эффективным регионом в Российской Федерации, реализующим государственную молодежную политику. Существенный вклад в данное достижение внесли лидеры и активисты детских и молодежных общественных объединений Республики Татарстан.
В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года четко выделяются следующие направления: «Управление талантами» и «Поддержка вертикальной и горизонтальной мобильности по способностям и компетентности». В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди детей и подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. В образовательных учреждениях
«центром» развития лидерских качеств являются детские и молодежные общественные объединения. Согласно мониторингу Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, проведенного в 2016 году, в республике свыше 850 детских общественных объединений, базирующихся на базе образовательных учреждений, а также учреждениях молодежной политики.
Будущее любого государства зависит от степени внимания общества к вопросу воспитания нового поколения, поэтому в большинстве регионов представители Правительства стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского и молодежного движения в рамках приоритетных задач государственной молодежной политики.
Проблема создания, развития и успешной деятельности детских и молодежных общественных объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского и молодежного движения, а также комплексной подготовке руководителей и специалистов данных объединений. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом молодежной политики региона, а в целом Российской Федерации.
В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.
Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.
Степень разработанности исследования. Проблема развития лидерских качеств у старших подростков является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов и педагогов, таких как Г.М. Андреева [3], И.П. Волков [13], Р.Л. Кричевский [26], О.Г. Марчукова [33], Д.Я. Райгородский [45], А.Л. Уманский [55] рассматриваются общие аспекты лидерства, его виды, стили, формы и методы развития. Подробнее развитие лидерских качеств у старших подростков, особенности данного процесса, эффективные форма и методы рассматривали в своих трудах такие авторы, как И.Г. Вахрушева [10], А.Х. Гильмутдинов [10], Т.Е. Вежевич [11], А.Н. Лутошкин [29], В.Ю. Саляхов [48]. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить следующих: Д. Гоулман [17], Э. Макки [17], Котс де Врис [24], Дж. Максвелл [31] и другие.
Особую значимость представляют работы, посвященные деятельности детских общественных объединений. Многие работы Н.К. Крупской, А.С.Макаренко касаются проблем развития общественной активности детей, деятельности Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.
Анализ теоретических и научно-практических источников показал, что определение и обоснование педагогических условий эффективного развития лидерских качеств в детских и молодежных общественных объединениях не рассматривалось в качестве отдельной проблемы.
Таким образом, возникает ряд противоречий:
- между потребностью современного общества в лидерах, необходимостью развития лидерских качеств подростков - членов детских и молодежных общественных объединений и недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса развития лидерских качеств;
- между наличием научных знаний в сфере деятельности детских и молодежных общественных объединений и недостаточным исследованием проблемы развития лидерских качеств подростков в общественных объединениях;
- между потребностями практики в организации педагогического влияния на развитие лидерских качеств старших подростков и недостаточным методическим обеспечением этой деятельности.
Эти противоречия определили постановку проблемы данного исследования: каковы содержание, формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях?
Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие лидерских качеств в детских и молодежных общественных объединениях».
Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов развития лидерских качеств у старших подростков в условиях детских и молодежных общественных объединений.
Объект: процесс развития лидерских качеств у старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях.
Предмет: содержание, формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса развития лидерских качеств у старших подростков в детских и молодежных общественных объединениях может повыситься, если:
-опираться на сущностные характеристики понятия «лидерские качества»;
-изучить особенности развития лидерских качеств у старших подростков;
-организовать развивающие мероприятия на основе специальной программы «Курс на будущее», включающей эффективные формы и методы развития лидерских качеств.
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой и, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, раскрыть сущность и содержание понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества».
2. Изучить особенности развития лидерских качеств у старших подростков.
3. Изучить сущность и деятельность детских и молодежных общественных объединений в Республике Татарстан.
4. Раскрыть основные формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков в условиях детских и молодежных общественных объединений.
5. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность программы, направленной на развитие лидерских качеств «Курс на будущее».
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «лидерство» (Кричевский Р.Л. [26], Дж.Максвелл [31], Куницына В.Н. [27], Волков И.П. [13]), концептуальные положения об «эмоциональном интеллекте» (Вайсбах Х. [9], Дакс У. [9], Андреева И.Н. [4;5;6]) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (Макки Э. , Гоулман Д.[16;17], Кот де Врис [24]). За основу взята программа разработанная региональной общественной организацией «Совет детских организаций Республики Татарстан» для развития лидерских качеств «Курс на будущее». Программа апробирована и внедрена в деятельность организации с 2015 года.
В соответствии с целью и задачам исследования нами были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование, математическая и статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальной базой стала группа членов Совета региональной общественной организации «Совет детских организаций Республики Татарстан» в возрасте от 14 до 18 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты дипломной работы нашли свое отражение в докладах следующих научных конференций и форумах:
1. Согрина Е.И. Работа с активом детского общественного объединения как неотъемлемая составляющая развития эффективности организации и повышения ее востребованности детьми и молодежью / Республиканская конференция по детскому движению в Республике Татарстан
(г. Казань, 2018 г., очная, сертификат).
2. Согрина Е.И. Особенности развития лидерский качеств в условиях детских общественных объединений Республики Татарстан/ Форум юных граждан Республики Татарстан (г.Казань, 2018 г., очная, сертификат).
3. Согрина Е.И. Технологии работы с детьми и молодежью в Республике Татарстан для решения глобальных вызовов человечеству/ Первый Съезд Ассамблеи народов Евразии (г.Москва, очная, 2017 г. сертификат).
4. Согрина Е.И. Программа развития лидерских качеств у активистов и лидеров детских общественных объединений Республики Татарстан «Курс на будущее» / Республиканская конференция - защита программ молодежной политики Республики Татарстан (г.Казань, очная, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по нашей теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития эмоциональной сферы и как следствие повышение уровня лидерских качеств среди членов Совета региональной общественной организации «Совет детских организаций Республики Татарстан».
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Составлены и апробированы на практике содержание, формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков в условиях детских и молодежных общественных объединений по республиканской программе «Курс на будущее».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная нами программа «Курс на будущее» может использоваться на практике в детских и молодежных общественных объединениях, образовательных учреждениях любого типа, СУЗах, ВУЗах.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировав материалы по данной теме, мы раскрыли сущность и содержание понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества», изучили особенности развития лидерских качеств у старших подростков в рамках детских и молодежных общественных объединений, раскрыли основные формы и методы развития лидерских качеств у старших подростков, изучили деятельность детских и молодежных общественных объединений в Республике Татарстан и Российской Федерации разработали развивающую программу и в опытно - экспериментальной работе проверили ее эффективность.
1. И.П. Волков определяет понятие «Лидерство» как процесс внутренней социально-психической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляется лидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий». Г.М. Андреева понимает под понятием лидерство чисто психологическую характеристику поведения человека в определенной группе. Что касается зарубежных авторов, Дж. Максвел определяет лидерство как продвижение своей команды, считая его главной целью изменения и развитие. Для выполнения всех вышеперечисленных функций лидер должен быть наделен определенным набором лидерских качеств. Для успешного выполнения поставленных перед группой задач и эффективного взаимодействия с окружающими лидер должен иметь определенные набор качеств. Педагог В.Н. Кодин определяет этот набор лидерских качеств как совокупность психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения человеком лидерских функций. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и рассмотрев различные теории лидерства, нами были выделены три самых главных лидерских качества, на наш взгляд, без которых лидер немыслим и которые составляют основу успешного лидерства - это развитый эмоциональный интеллект, коммуникативные и организаторские способности. Они позволяют лидеру грамотно выстраивать взаимоотношения в коллективе, планировать свою работу, ставить перед коллективом цели и задачи и добиваться их.
2. Развитие лидерских качеств — процесс развития мотивации и стремления к лидерству, становление лидерской Я-концепции, развитие межличностной чувствительности и коммуникативной компетентности, компетентности участников в вопросах руководства и профессионального взаимодействия. Основная идея развития лидерских качеств у старших подростков в рамках детских и молодежных общественных объединений - создание специально организованных условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского потенциала. Развитие лидерских качеств у старших подростков происходит через самопознание и коррекцию их в процессе педагогической диагностики профессионально-личностного развития, формирование у старших подростков положительного лидерского опыта путем применения на занятиях методов социально-психологического тренинга, закрепления лидерского поведения в моделируемых ситуациях группового взаимодействия и общественной деятельности. Главная особенность процесса формирование лидерских качеств в детских и молодежных общественных объединениях - этапный характер, соответствующий логике развития рассматриваемого динамического образования личности.
3. Основной формой реализации лидерского потенциала старших подростков является активное включение его в общественно полезную деятельность. Дети и молодежь могут попробовать себя в общественно-полезной деятельности, например, через волонтерские движения, студенческие отряды, развить лидерские начала через игру. Еще одна очень эффективная и часто применяемая форма работы по развитию лидерских качеств у старших подростков - социально-психологический тренинг. На наш взгляд, наибольшего эффекта по развитию лидерских качеств в детских и молодежных общественных объединениях можно добиться при сочетании сразу нескольких форм и методов работы. Таких как, например, психологический тренинг с моделированными ситуациями и ролевыми играми, или общественно полезная деятельность с периодичными мозговыми штурмами и командным взаимодействием, а также проектная деятельность.
4. Нами была разработана программа по развитию лидерских качеств у старших подростков «Курс на будущее». В программу были включены такие темы, как самооценка, принятие и понимание себя, ценности и целеполагание, ораторское искусство, тайм - менеджмент, разбор конфликтов и многое другое. Основной упор делался на развитии тех трех основных элементов, которые мы выделили для себя в самом начале исследования: коммуникативные, организаторские способности и эмоциональный потенциал. Основу программы составил социально-психологический тренинг, были включены такие формы работы как игры и моделирование различных развивающих ситуаций, дискуссии, мозговой штурм.
5. Наша исследовательская работа проводилась на базе Региональной общественной организации «Совет детских организаций Республики Татарстан». Выборку составила группа детей в возрасте 12-18 лет. Использовался следующий диагностический инструментарий: Опросник «коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, В.А.Федорошин (КОС), Методика «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий, Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н.Холл. На констатирующем эксперименте мы произвели изначальные замеры уровня развития трех важных показателей, влияющих на уровень развития лидерских качеств: коммуникативные, организаторские способности и эмоциональный интеллект. Данные по методикам показали низкие результаты. После реализации разработанной программы нами снова были собраны данные по ранее заявленным трем методикам. Результаты испытуемых отличались от первоначальных данных до проведения этапов программы - они были выше, и 65 % из числа учащихся имели средние, а не низкие показатели по всем шкалам. Позже мы проверили свою гипотезу методом математической статистически: t- критерий Стьюдента для зависимых выборок. Во всех случаях, кроме одного, t эмп было больше t кр при уровне значимости меньше 0,05, что говорит о наличии различий между показателями констатирующего и контрольного. Разработанная программа по развитию лидерских качеств у старших подростков «Курс на будущее» показала свою эффективность и подтвердила нашу гипотезу.



1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В.И. Андреев. - Казань: А- Пресс, 2012. - 235 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 412 с.
3. Андреева Г.М. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства. Социальная психология. Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Эксмо, 2013. - 81с.
4. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и
эмоционального интеллекта у подростков / И.Н. Андреева. - М.:
Просвещение, 2014. - 241с.
5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2012. - 242с.
6. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии / И.Н. Андреева. - М.: Эксмо, 2016. -234 с.
7. Басова Н.В., Педагогика и практическая психология / Н.В. Басов. - Ростов н/Д: Атрус, 2010. - 416 с.
8. Бодалев А.А. Психология межличностного общения / А.А. Бодалев. - Рязань: Первая книга, 1994. - 198 с.
9. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. - М.: Лик Пресс, 2013. - 259 с.
10. Вахрушева И.Г., Гильмутдинов А.Х, Сафина Э.Р. Уроки лидерства: Пособие для школьников. / И.Г. Вахрушев, А.Х. Гильмутдинов, Э.Р. Сафина.- Казань: А - Пресс, 2012. - 206 с.
11. Вежевич Т.Е. Формирование позитивных лидеров в среде учащейся молодежи как один из путей сохранения стабильности в обществе / Т.Е. Вежевич. // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №1 - С. 41-44.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - М.: Дрофа, 2014. - 198 с.
13. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи / И.П. Волков. // Социальная психология в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 - 279 с.
14. Гильмутдинов А.Х., Сафина Э.Р., Герасимова В.В. Основы лидерства: Методическое пособие / А.Х. Гильмутдинов, Э.Р. Сафина, В.В. Герасимова. - Казань: А - Пресс, 2010. - 160 с.
15. Глухенькая Н.М., Сац Е.А., Глухенький А.Н. Стили и подходы к формированию лидерских качеств будущего руководителя / Н.М. Глухенькая, Е.А. Сац, А.Н. Глухенькая. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. № 56 - С. 68-70.
16. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. / пер. с англ. А.П. Исаевой. - М: Дрофа, 2014. - 276 с.
17. Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Э. Макки. - М.: Эксмо, 2014. - 193с.
18. Дубровская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. / Е.М. Дубровская. - М.: МГУ, 201. - 205 с.
19. Емельянов Ю.Н. Активное социально - психологическое обучение. / Ю.Н. Емельянов. - М.:Издат Лен. Гос. Ун., 2015. - 162 с.
20. Емельянов Ю.Н. Функции лидера в группе / Ю.Н. Емельянов. - М: Эгвес, 2009. - 290 с.
21. Жеребова, Н.С. Лидерство в малых группах, как объект социально-психологического исследования / Н.С. Жеребова. - Самара: Асгард, 2009. - 140 с.
22. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. / А.И. Калашников. - СПб.: Речь, 2010. - 201 с.
23. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. / Я.Л. Коломинский. - 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 2016.— 223 с.
24. Котс де Врис. Мистика лидерства - развитие эмоционального интеллекта / Котс де Врис, переиздание. - Спб: Речь, 2014. - 368 с.
25. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике / Г.Г. Кравцов. - Минск: Беларусь, 2010. - 215 с.
26. Кричевский Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. - М.: Просвещение, 2010. - 254 с.
27. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение /
B. Н. Куницына, Н.В. Казаринова, переиздание. - М.: Дрофа, 2013. - 302 с.
28. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения / И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина. // Советская педагогика. - М.: Просвещение, 2015. - № 3. -
C. 16-20.
29. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. / А.Н. Лутошкина. - М.: Просвещение,2009. - 378 с.
30. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков, переиздание. - Спб.: Речь, 2014. - 332 с.
31. Максвелл Дж. Пять уровней лидерства / Дж. Максвелл. - Спб: Речь, 2011. - 197 с.
32. Мальковская Т.Н. Учитель — ученик. / Т.Н. Мальковская. // Хрестоматия по педагогической психологии. - М.: Знание, 2015. — 64 с.
33. Марчукова О.Г. Лидерство — профессиональная компетентность руководителя. / О.Г. Марчукова. //Народное образование. - 2011. - №6. - С. 151-156.
34. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. / Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 2014. - 215 с.
35. Маурик Дж.В. Эффективный стратег. Менеджмент для лидера / Джон Ван Мауринг. - М.: ИНФРА, 2012. - 398 с.
36. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности : 2-е изд., стер. / Л.М. Митина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2013. - 165 с.
37. Новикова С.А. Развитие лидерских качеств будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки / С.А. Новикова. // Автореферат кандидатской диссертации по педагогике. - М.,2015. - С.56 - 63.
38. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. / Ю.М. Орлов.
- М.: Просвещение, 2011. - 250 с.
39. Петровская Л.А. Компетентность в общении. / Л.А. Петровский. - М.: Изд-во МГУ,2009. - 216 с.
40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2012. - 321 с.
41. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения / Ю.П. Платонов. - Спб.: Речь, 2015. - 320 с.
42. Пономарев А. В. Формирование лидерских качеств у студентов./ А.В. Пономарев. // Журнал Высшее образование в России. - 2007. - №12. - С. 23-31.
43. Психология менеджмента: учебник / под. ред. Г.С.
Никифорова. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2010. - 290 с.
44. Психология: учеб. Психология эмоций. / под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Эксмо, 2014. - 360 с.
45. Райгородский Д.Я. Психология лидерства. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и менеджмента. / под. ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2016.
- 305 с.
46. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Януш Рейковский. - М.: Эксмо, 2009. - 168 с.
47. Руденский Е.В. Социальная психология : Курс лекций. / Е.В. Руденский. - М.: ИНФА-М, 2007. - 224 с.
48. Саляхов В.Ю. Формирование лидерских качеств студентов. / В.Ю. Саляхов. // Автореферат. - 2013. № 2. - С.7-11.
49. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. / Е.В. Сидоренко. - СПб.:Речь, 2011. - 278 с.
50. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. / С.Ф Сизикова. - М.: Дрофа, 2016. - 201 с.
51. Соколова Е.А. Средства формирования лидерских качеств специалиста государственного и муниципального управления в вузе. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. / под. ред. Е.А. Соколова. - 2011. - № 1. - С. 133-140.
52. Стивен Р. Кови. Семь навыков эффективных людей. / С.Р. Кови. - СПб.:Речь, 2013. - 321 с.
53. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2010. - 309 с.
54. Тренинг уверенности и контакта в группе: Руководство для тренеров и психотерапевтов: сб. науч. Тр. / сост. Аннекен Г.С, Эгепъмайер Л.А., Кесслер Е.В. — Ростов н/Д: Легион, 2012, . - 123 с.
55. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: монография / А.Л. Уманский. - Кострома: Кострома, 2014. - 356 с.
56. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: В 2 т. / К.Д. Ушинский. // Избр. пед. тр. - М.: Эксмо, 2014. - 344 с.
57. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. / И.М. Юсупов. - Казань: Татрск. книж. изд-во, 2011. - 156 с.
58. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ . 1995. № 21.
59. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г.//СЗРФ.1996№3.
60. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. // СЗРФ.1995.№27.
61. Социологический мониторинг «Детское и молодежное
общественное движение в профилактике экстремизма и формировании толерантного самосознания», г.Казань, РЦМиП, 2017. - 10 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ