Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ)

Работа №47390

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития лидерских качеств подростков во внеурочной деятельности 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «лидерские
качества» 10
1.2 Внеурочная деятельность как среда для развития лидерских качеств
подростков 20
1.3 Педагогический потенциал творческих мероприятий во внеурочной
музыкальной деятельности для развития лидерских качеств подростков.. 28
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Практический опыт развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности в процессе организации творческих мероприятий 39
2.1 Педагогические условия развития лидерских качеств подростков во
внеурочной музыкальной деятельности в процессе организации творческих мероприятий 39
2.2 Апробация педагогических условий развития лидерских качеств
подростков во внеурочной музыкальной деятельности в процессе организации творческих мероприятий 54
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение

Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Общество нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Актуальность исследования связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности - человека, уверенного в себе, умеющего брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества. Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.
У многих подростков есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Современные социально-экономические условия развития общества актуализировали проблему определения эффективных способов не только выявления, но и способов формирования лидерских качеств и личностного развития. Актуальность данной проблемы также обозначена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: (один из подпунктов) включения обучающихся в
процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ. Также данная проблема решается в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", где поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает: улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах.
Современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности. Высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития поможет занять ребенку лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности. Возможность в процессе воспитания у ребенка формировать качества лидера заложена во внеклассных формах работы современной школы.
Степень изученности проблемы. Психологические аспекты развития личности подростка были изучены в трудах таких ученых, как Г.М.Андреева, А.Л.Гройсман, А.И.Донцов, И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, А.Л.Журавлев, Г.А.Ковалев, Я.Л.Коломинский, А.Н.Кузнецов, А.Н.Лутошкин, Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник, К.Фопель. Различные аспекты формирования личности были раскрыты в работах следующих авторов: Л.И.Божович, Н.Ф.Маслова, И.В.Носова, Л.И.Уманский, Е.В.Бондаревская. Понятие лидерство широко изучено в современной педагогической науке в работах таких ученых, как Т.Вежевич, И.Ы.Гребеньков, СЕ.Сарычев, A.C.Чернышев, Н.С.Жеребова, Ф.Карделл, С.О.Лозинский, М.И.Рожков, К.Э.Рудестам, A.C.Чернышев, СЕ.Сарычев, Ю.А.Лунев, Ю.Л.Лобков. Сущностно-содержательная характеристика понятия «лидерские качества» была раскрыта в трудах A.C.Косарева, М.Ю.Марковой, В.Н.Николаева, Л.И.Уманского.
Однако в социально-педагогической практике в настоящее время сложилось противоречие между широкой изученностью проблемы лидерства и лидерских качеств в психологии и педагогике и недостаточным использованием воспитательного потенциала внеурочной музыкальной деятельности для развития данных качеств в образовательной практике. Данное противоречие послужило основанием для формулирования проблемы исследования: Какие педагогические условия позволят обеспечить развитие лидерских качеств во внеурочной музыкальной деятельности? Выделенное противоречие и выявленная проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Развитие лидерских качеств подростков в процессе организации творческих мероприятий во внеурочной музыкальной деятельности».
Цель исследования заключается в разработке педагогических условий развития лидерских качеств у подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности и их апробации в процессе организации творческих мероприятий.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития лидерских качеств у подростков во внеурочной музыкальной деятельности значительно повысится если будет:
• изучена сущностную-содержательная характеристика понятия лидерские качества;
• рассмотрена внеурочная музыкальная деятельность как среду для развития лидерских качеств подростков;
• выявлен педагогический потенциал творческих мероприятий для развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности;
• разработаны педагогические условия развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности;
• выполнена апробация педагогических условий развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности в процессе организации творческих мероприятий.
Объект исследования: внеурочная музыкальная деятельность.
Предмет исследования: развитие лидерских качеств у подростков во внеурочной музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущностную-содержательную характеристику понятия лидерские качества.
2. Рассмотреть внеурочную музыкальную деятельность как среду для развития лидерских качеств подростков.
3. Выявить педагогический потенциал творческих мероприятий для развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности.
4. Разработать педагогические условия развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности.
5. Выполнить апробацию педагогических условий развития лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности в процессе организации творческих мероприятий.
Теоретическая база исследования
Психологические аспекты развития личности подростка были изучены на основе трудов таких ученых, как А.Л.Гройсман, И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.Л.Журавлев, Я.Л.Коломинский, Р.С.Немов, К.Фопель. Различные вопросы, связанные с психолого-возрастной характеристикой подростков были рассмотрены в работах Е.Б.Кнорре, Р.В.Овчаровой. Закономерности формирования личности были изучены на основе трудов Л.И.Божович, Л.И.Уманского, Е.В.Бондаревской. Характеристика понятия «лидерство» в современной педагогической науке была рассмотрена в работах таких ученых, как Т.Вежевич, A.C.Чернышев, Ф.Карделл, К.Э.Рудестам, Ю.А.Лунев. Основные аспекты понятия «лидерские качества» были изучены на основе трудов Л.И.Уманского, М.Ю.Марковой, В.Н.Николаева.
В основу данного исследования также были положены работы А.В.Петровского раскрывающие сущность и основные задачи внеурочно деятельности; основополагающие труды по теории и методике музыкального образования Ю.Б.Алиева,Э.Б.Абдулина, Л.Г.Дмитриевой; исследования, в которых подробно рассмотрены виды творческих мероприятий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ методической литературы, в которых рассматриваются вопросы воспитания лидерских качеств у детей, синтез полученных знаний, сравнение педагогических методик и рекомендаций по вопросам воспитания лидерских качеств, систематизация полученных знаний, обобщение теоретических знаний.
Эмпирические методы: наблюдение, изучение обобщение педагогического опыта по теме воспитания лидерских качеств личности подростков, проведение мероприятий, изучение результатов.
Диагностические методы: методика «Я-лидер», авторы Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова; Социометрия, автор Дж. Морено.
Этапы исследования
На первом этапе (2016-2017гг.) были рассмотрены психолого-педагогические основы понятия «лидерство», «лидерские способности» детей подросткового возраста;
На втором этапе (2017г.) было осуществлено изучение опыта организации внеурочной деятельности, направленных на развитие лидерских качеств подростков, были разработаны анкеты и методики диагностики уровня развития лидерских качеств у школьников, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2017-2018гг.) - проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Опытно-экспериментальная база исследования: эксперимент был проведен на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №119» Авиастроительного района города Казани с 20 учащимися 12-15 лет.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны педагогические условия, направленные на развитие лидерских качеств подростков во внеурочной музыкальной деятельности в общеобразовательной школе:
1. Разработка подробного сценарного плана музыкальных мероприятий, включающего организационно-подготовительную работу и творческую деятельность, определяющего формы участия и их содержание в процессе подготовки и проведения.
2. Индивидуальный подход к выбору форм участия подростков в организации и проведении музыкальных мероприятий во внеурочной деятельности.
3. Использование алгоритма действия педагога по организации подготовительной работы и проведения музыкальных мероприятий во внеурочной деятельности.
Практическая значимость исследования в эффективном формировании лидерских качеств во внеурочной музыкальной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Понятие лидерства в целом формируется уже достаточно долгое время.
2. Разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и так далее.
3. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
4. В период подросткового возраста создаются самые благоприятные предпосылки для формирования лидерских качеств личности ребенка. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью детей к социальным воздействиям, с другой - потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самоконтроля, самооценки, символических функций сознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности и сознательности.
5. Главные мотивационные линии подросткового возраста, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самосознание, самовыражение и самоутверждение.
6. Проведенное теоретическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих формировать лидерские качества ребенка. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для формирования лидерских качеств у подростков являются внеурочная деятельность.
7. Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Принимая участие в данном виде деятельности, ребенок подросткового возраста взаимодействует с коллективом, ищет наиболее рациональные выходы из различных затруднительных ситуаций, находит индивидуальные подходы к своим одноклассникам. На различных этапах выполнения той или иной деятельность школьник может брать инициативу на себя и координировать свою подгруппу.
8. Формирование лидерских качеств детей подросткового возраста во внеурочной деятельности будет эффективным, если создать для этого следующие педагогические условия:
1) Разработка подробного сценарного плана музыкальных мероприятий, включающего организационно-подготовительную работу и творческую деятельность, определяющего формы участия и их содержание в процессе подготовки и проведения.
2) Индивидуальный подход к выбору форм участия подростков в организации и проведении музыкальных мероприятий во внеурочной деятельности.
3) Использование алгоритма действия педагога по организации подготовительной работы и проведения музыкальных мероприятий во внеурочной деятельности
9. Для объективного и всестороннего изучения сформированности лидерских качеств подростков диагностическое исследование проводилось с учетом критериев:
• эмоционально-ценностный (интеграция интересов группы, расширение коммуникативных контактов) - тестирование «Я-лидер». (Е.С.Федоров, О.В.Еремин, модифицированный Т.А.Мироновой);
• деятельностный (организация взаимодействия) - Социометрия (Дж.Морено)
10. Разработанные педагогические условия позволяют обучить ребят работе в коллективе, умению выявлять и исправлять собственные ошибки; развить творческие и организаторские способности, деловые качества; воспитать нравственные качества личности ребенка, сформировать личность лидера, обладающего высокой культурой общения и влияния на людей; освоить ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
11. Внедрение разработанных педагогических условий позволило выявить положительную динамику уровня сформированности лидерских качеств у испытуемых. Эффективность реализации педагогических условий была установлена путем анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
12. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Представленные результаты научной работы преследуют цель акцентировать внимание исследователей, педагогов и психологов, родителей подростков на дальнейшем изучении проблем формирования лидерских качеств подростков.



1. Абдулин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» - М: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений - М.: Аспект Пресс, 2004. - 384 с.
4. Бабосов Е.М. Социология управления. Учеб. пособие для студентов вузов. - 5-е изд. - Мн.:ТетраСистемс, 2006. - 288 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб:Питер, 2008. - 400 с.
6. Джимми Т. Бойетт Существенные характеристики лидеров. М.:Наука, 2007. - 202 с.
7. Бондаревская Е.В. «Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания».// Педагогика М., 1995.№4 - С. 14-15
8. Бруднов А.К. «От внешкольной работы к дополнительному образованию»// Внешкольник М., 1996 №1
9. Вежевич Т. Школа лидера - школа патриота / Т.Вежевич // Народное образование. - 2009 №3. - 194-197 с.
10. Гребеньков H.H., Сарычев C.B., Чернышев A.C. и др. Программа изучения уровня развития школьного класса как коллектива и состояния лидерства в нем (для обследования 6-11 классов). Учебно-методическое пособие. Курск, 1996.- 186 с.
11. Гройсман А. Л. Психологические механизмы регуляции социального поведения, - М.: Наука, 2011.- 339 с.
12. Дафт Р.Менеджмент. СПб.: Питер, 2006. - 577 с.
13. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» М.: Академия, 1998. - 240 с.
14. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. - М: МГУ., 1984.- 208 с.
15. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. - М.: Ред-изд. центр "Помощь", 1996. - С. 25
16. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группахкак объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство(опыт социально-психологического исследования): Сб. науч. трудов / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973 - С. 54-63.
17. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психол. журнал. 1988. - Т.9. - № 6. - 53-64 с.
18. Злотников А.А. Основы лидерства. Структурно-логические схемы: пособие для студентов. Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009. - 115 с.
19. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика. 1987. №1. С. 29-32.
20. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // GeneralandProfessionalEducation. 2012. №1. С. 8-14.
21. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Новое знание, 2004. - 336 с.
22. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
23. Карпова Г.А. Методы педагогической диагностики: Учебн. пособие. - Екатеринбург, 2011. - 143 с.
24. Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения, - М., 2004. - 134 с.
25. Коломинский Я. Л. Социальная психология классного класса. - Минск, 2003. - 330 с.
26. Косарев A.C., Уманский Л.И. Условия и пути развития организаторских способностей школьников // Советская педагогика. № 11. — 1963. - С. 17-28.
27. Кривцова C.B., Достанова М.Н., Кнорре Е.Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. - 245 с.
28. Кузнецов А.Н. К проблеме межгруппового общения: постановка проблемы и, возможные пути исследования // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975. - С. 22-31.
29. Леонова Е.А., Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.2- е изд.СПб.2009. - 346 с.
30. Лозинский С.О. О детях-вожаках // Коллективы беспризорных и их вожаки. — Харьков, 1926. С. 9.
31. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М., 1988.
32. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко;под ред. Н. А. Мясникова, Н. В. Игнатова. М.: Гослитиздат, 1935. - 514 с.
33. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. М.: Просвещение, 1998. - 225 с.
34. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / А.С. Макаренко // Пед. соч.: в 8-ми т. - М., 1983, т.4. - С.123-203.
35. Маслова Н.Ф. Исследование роли малых групп в организованном коллективе подростков: Автореф. канд. дис. Л., 1969. - С.16
36. Найн А. Я. Психолого-педагогические тесты. Ч.П. : учеб. пособие / А. Я. Найн, А. Г. Гостев; ЧГПИ. - Челябинск, 1993. - 120 с.
37. Немов P.C., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., 1988. - 234 с.
38. Нестеренко H.A. Эмпирическое изучение влияния группового самосознания на самосознание учащихся подросткового возраста // Актуальные вопросы медицинской науки. Сборник научных трудов. — Курск, 1997. - С. 720-724.
39. Николаев В.Н. Формирование организаторских умений и навыков школьников. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1963. - 278 с.
40. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. ж. ''Начальная школа плюс до и после'', №6. 2014. С. 23-26.
41. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 448 с.
42. Отдых и развитие детей и подростков сегодня: Метод, пособие / Ред. A.B. Кухарук, Д.В.Сергеев, М.Е.Николаев. М.: Просвещение, 1995. - 298 с.
43. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 2009. - 254 с.
44. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. — М.: Владос, 2002. - 158 с.
45. Рудестам К.Э. Лидерство в групповой психотерапии, СПб.: Питер Ком, 2003. - 334 с.
46. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
47. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1975. - С. 77-87.
48. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
49. Формирование личности в старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Генезис, 1989. - 112 с.
50. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. М.: Генезис, 2002. - 240 с.
51. Чернышев A.C., Сарычев C.B., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Психологическая школа молодежных лидеров — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 275 с.
52. Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
53. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании Божинская Т. Краснодар-2010 автореф.дисс: [Электронный ресурс]. Точка доступа:www.dissercat.com. Дата обращения 15.04.2018
54. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук / Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - с. 403
55. Замалятдинова З. Основы формирования творческих способностей [Электронный ресурс]. Точка доступа:.ййрз://суЬег1епшка.ги/агйс1е/у/(Дата обращения 7.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ