Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

Работа №71036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ 11
1.1. ПОНЯТИЕ «ЛИДЕР» И «ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА»
ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 11
1.2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ
КАЧЕСТВ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ 19
1.3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 27
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ 34
2.1. ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ 34
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ ПО
РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ 42
2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА В РАЗВИТИИ
ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ 51
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6


В современном мире активно развиваются процессы социально-экономических и культурных изменений, их динамка влияет на повышение требований к личности, которая должна быть самостоятельной, творческой, саморазвивающейся, ответственной, и самосовершенствующейся. Обществу нужны молодые люди, способные по-новому и свежо взглянуть на решение актуальных проблем. В связи с этим особую важность приобретает проблема развития лидерских качеств у подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Для того, чтобы развить лидерские качества подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только познать свою жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Процесс развития лидерских качеств у подростка и раскрытия его потенциала ведет к проявлению лидерства.
Лидерство - это не только умение управлять собственной жизнью, но и умение увлечь кого-либо за собой. Можно прожить всю жизнь, принося в жертву свои собственные желания, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие потребности и мечты. Подростки теряют большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а их «личная сила» и «лидерство» оказываются под влиянием других людей, культуры и общества.
Между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, кто - то может убедить нас в том, что некоторые, бесспорно, от рождения обладают некоторой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта можно «создать» и сформировать лидера.
Развитие лидерских качеств личности является актуальным предметом с времен античности до наших дней. Исследования в этом направлении представлены в философии, истории, политике, психологии, социологии.
Проблему «лидерства» начали исследовать еще с давних времен. Первые упоминания об этом явлении можно найти в трудах таких философов, как Конфуций, Платон, Макиавелли, Г егель, Ницше и др.
У Конфуция в работе «Лунь Юй» лидер - это благородный правитель имеет много положительных качеств: «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывает почтение, не жесток». Интересная типология лидерства была выдвинута Лаоцзы, в работе «Дао Дэ Цзин». По его мнению, лучший вождь
— тот, которого «народ не замечает», на втором месте — тот, которого «народ обожает», на третьем — тот, которого «народ боится» и на последнем
— тот, кого «ненавидят».
В начале XIX в. к проблеме лидерства и образа лидера обращались Г. Гегель, Т. Карлейль и Р. Эмерсон. По их мнению, лидер значительно отличался от большинства людей и являлся выдающейся личностью. В соответствии с учением Г. Гегеля, лидер представляется как «доверенное лицо мирового духа». В своей работе «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841) Т. Карлейль утверждает, что люди не могут существовать без лидера — героя, который будет их направлять.
Р. Эмерсон также считал, что именно лидерам принадлежат все выдающиеся изобретения, благодаря им существуют все ключевые вехи в истории человечества. Г. Тард, в свою очередь, отмечает, что подражание последователей лидеру являет собой основной закон социальной жизни. В работе «Законы подражания» автор говорит о том, что единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные оригинальными, выдающимися личностями.
Основоположник психоанализа З. Фрейд полагал, что стремление к лидерству — это результат сублимации. Согласно Фрейду, человечество нуждается в лидере, так же как и семейство в авторитарном отце; «в отцеподобии» — тайна лидерства.
В работах X. Дженнингс, К. Левина, Дж. Морено, К. Фидлера изучались методы оценки лидеров и отбор личностей, ориентированных на лидерство. Таким образом, создавались психометрические и социометрические тесты и методики для выявления лидерских качеств.
В работах отечественных философов рубежа KIX—XX вв. С. Бердяева, П. Л. Лаврова, Н. В. Соколова, П. А. Сорокина, П. Н. Ткачева и др. «лидерство» рассматривалось с позиции ценностей, а «лидер» — как человек с определенным набором ценностных качеств, которые, в свою очередь, определяют ход его действий. В последние десятилетия ХХ в. отечественные психологи стали активно изучать вопросы лидерства, в частности различия в понимании «лидера» и «руководителя», взаимодействие «руководителя» и «подчиненного» (вертикальные отношения «доминирование — подчинение»).
Современные подходы к «лидерству», прежде всего, ориентированы на то, что лидер — это грамотный ученик, студент, организатор, который обладает навыками эффективной коммуникации и командообразования, опытом работы в различных сферах деятельности и стремлением к достижению поставленных целей.
Этой проблемой занимались такие ученые, как А.А. Бодалёв, А.Г. Кирпичник, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.Н Лутошкина, которые в своих работах рассматривают способы формирования лидерских качеств, выделяют различные подходы к решению данной проблемы, и утверждают, что лидерство является одновременно процессом личностным и межличностным. В философии образования (Б.С. Гершунский, Э.Г. Гусинский, Г.П. Щедровицкий) определена потребность подготовки лидеров как в общественной жизни, так и в профессии; в отечественной психологии (А.И. Донцов, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин) феномен лидерства изучался в различных типологиях и возрастных периодах; акмеологические концепции рассматривали лидерство как стремление к вершинам профессии руководителя (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина).
Педагогические исследования, основанные на данных результатах, представляют непрерывный интерес к становлению и формированию лидерских качеств у человека.
Исследовательская группа по проблемам лидерства университета штата Айова, состоявшая из К. Левина, Р. Липпита и Р. Уайта предоставила результаты исследования, которые показывают, что из числа опрошенных молодых людей лидерские качества развиты лишь у 26%, у 10% лидерские качества не сформированы вовсе, а у 64% испытуемых качества лидера сформированы слабо, что говорит о наличии лидерского потенциала, который не раскрыт в полной мере.
Согласно статистическим данным, приведенным выше, просматривается необходимость развития лидерских качеств у подрастающего поколения.
Предположительно для выполнения этой задачи подойдет такая форма работы как тренинг. Тренинг (от английского train - тренироваться) - рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений, в нашем случае лидерских качеств. В связи с этим вытекает особая значимость и актуальность исследования развития лидерских качеств у подростков, а также разработка эффективной тренинговой программы.
Изучив психолого-педагогическую литературу нами были выявлены противоречия между:
а) между потребностями современного общества в эффективных лидерах и недостаточным вниманием к проблеме по развитию лидерских качеств подростков;
б) стремлением выявить из числа школьников активистов, обладающих лидерским потенциалом и желающих его развивать, и отсутствием отлаженных и действенных механизмов для реализации этой цели;
в) потребностью основной общеобразовательной школы в методических разработках по развитию лидерских качеств у детей подросткового возраста посредством тренинга и отсутствием подобных программ в общеобразовательной практике.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективности тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков, а также недостаточном применении тренинга на практике.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие качеств лидера у подростков на тренинговых занятиях в школе».
Объект исследования: лидерские качества подростков.
Предмет исследования: развитие лидерских качеств подростков посредством применения тренинга.
Цель исследования: выявить влияние тренинга на развитие качеств лидера у подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, конкретизировать понятие «лидерство» и «лидерские качества».
2) Раскрыть особенности развития лидерских качеств в подростковом возрасте.
3) Изучить и теоретически обосновать влияние тренинга на развитие качеств лидера у подростков, доказать его эффективность.
Гипотеза исследования: процесс развития лидерских качеств у подростков в условиях школы будет эффективным, если реализовать совокупность следующих условий:
- систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
- использование в тренинговых занятиях возможности реализации различных позиций (от исполнителя до организатора);
- ориентация на формирование отдельных показателей лидерских качеств (инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности).
Теоретико-методологической основой исследования являются труды: Т.Н. Мальковской, А.Л. Уманского, А.А. Бодалёва, М.И. Рожкова, М.С. Балунова, А.В. Петровского, в которых представлено понятие лидерства и описание лидерских качеств. В основу исследования также легли труды педагогов и психологов, таких как И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, занимающихся изучением особенностей подросткового возраста. Вопросы влияния тренингов на личность рассматривались в работах А.С. Прутченкова, В.И. Леви, Г.С. Абрамовой и др.
Методы исследования:
1) Теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизацию.
2) Эмпирические методы:
• Диагностика инициативности (автор А.М. Прихожан).
• Диагностика уровня коммуникабельности (автор В.Ф. Ряховский).
• Диагностика социально-психологической активности личности (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
• Диагностика организаторских способностей (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
3) Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики критерий G).
Организация, база и этапы исследования: Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4» Голышмановского городского округа. В эксперименте приняли участие 20 подростков в возрасте 16-17 лет.
Исследование проводилось в период с октября 2019 г. по июнь 2020 г. и включало три этапа:
Первый этап - постановочный (октябрь - декабрь 2019 г.). Выбор и осмысление темы исследования, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, определение методологического аппарата (постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы).
Второй этап - собственно-исследовательский (январь-апрель 2020 г.). Осуществлялась экспериментальная работа, которая позволила выполнить проверку гипотезы и намеченных теоретических положений, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе.
Третий этап - интерпретационно-оформительский (май-июнь 2020 г.). Осуществлены систематизация и обобщение результатов исследования, подведены итоги экспериментального исследования, оформлена выпускная квалификационная работа.
Новизна исследования: исследование заключается в обобщении, систематизации теоретических взглядов, существующих в отечественной и зарубежной психологии по вопросам развития лидерских качеств посредством применения тренинга у подростков. Кроме этого экспериментально установлено и доказано влияние тренинговых занятий на формирование лидерских качеств у подростков в школе.
Теоретическая значимость: обобщение теоретического материала по изучаемой проблеме развития лидерских качеств у подростков на тренинговых занятиях в образовательных учреждениях.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования практического материала исследования в работе педагогов и психологов школы. Выявленные психологические особенности развития лидерских качеств у подростков и показатели их диагностики, могут использоваться в работе специалистов. Разработанная программа тренинговых занятий может быть реализована в любом образовательном учреждении для развития лидерских качеств у подростков и лиц юношеского возраста.
Апробация и внедрение. Результаты исследования обсуждались на школьной научно-практической конференции «Возрастные особенности старшеклассников» (г. Тюмень, 2 марта 2020 г.). Опубликована статья
«Социально-психологический тренинг как средство развития целеустремленности подростков» в журнале «Международный студенческий научный вестник» (№ 5, 2018, РИНЦ). Находится в печати статья по теме выпускной квалификационной работы в научно-информационном журнале «Проблемы современного образования» (г. Москва). Журнал включен в Перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографического списка, включающего 52 источника, а также 6 приложений. В содержании работы содержится 3 таблицы и 12 гистограмм. Общий объём выпускной квалификационной работы 108 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие лидерских качеств личности является актуальным предметом с времен античности до наших дней. Исследования в этом направлении представлены в философии, истории, политике, психологии, социологии.
Проблему «лидерства» начали исследовать еще с давних времен. Первые упоминания об этом явлении можно найти в трудах таких философов, как Конфуций, Платон, Макиавелли, Г егель, Ницше и др.
С течением времени к изучению данной проблемы возвращались такие ученые как Т.Н. Мальковская, А.Л. Уманский, А.А. Бодалёв, М.С. Балунов, А.В. Петровский. В их работах представлено понятие лидерства и описание лидерских качеств. В основу исследования также легли труды педагогов и психологов, таких как М.И. Рожков, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, занимающихся изучением особенностей подросткового возраста. Вопросы влияния тренингов на личность рассматривались в работах А.С. Прутченкова, В.И. Леви, Г.С. Абрамовой и др.
В педагогике и психологии существуют разные трактовки понятия «лидер» и «лидерские качества». Учитывая изначальное англо-саксонское значение «1еай» - «путь» или «дорога», толковые словари определяют, что лидер - это человек, чья идея открывает новые горизонты для других людей, выступая в роли «сопроводителя». Это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы».
Следует различать понятия «лидер» (от англ. - leader - ведущий, руководитель) и «лидерство» как определенный тип отношений (от англ. to lead - вести. Отсюда дословно: лидер - ведущий, руководитель; лидерство (leadership) - руководство.
Лидерские качества закладываются и первоначально воспитываются в семье и школе. Зачастую лидерские способности заметны с детства. Ребенок- лидер предпочитает действовать первым, может заинтересовать других новой игрой, информацией, идеей. Ребенок с такими способностями любознателен, наблюдателен, находчив.
Но какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, лидерство - это межличностный процесс, и многим навыкам необходимым для его формирования, можно научиться. Для этого потребуется создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние. Тренинг и является тем самым механизмом, который способен создать ситуацию для формирования и развития различных умений и навыков, а в нашем случае лидерских качеств.
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование.
Базой исследования было выбрано Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4», Голышмановского городского округа. В эксперименте приняли участие 20 подростков в возрасте 16-17 лет.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что человека определяют как лидера исключительно по его личностным качествам. Если лидер наделен качествами, отличающими его от последователей и современников, то должна существовать возможность определения или выделения этих качеств.
Согласно М.И. Рожкову «лидер» должен обладать такими личностными качествами, как инициативность, коммуникабельность, активность и организаторскими способностями. Именно эти показатели были взяты за основу нашего исследования и диагностированы в ходе констатирующего и контрольного этапа эксперимента.
Исходя из показателей лидерских качеств были подобраны соответствующие диагностические методики:
• Диагностика инициативности (автор А.М. Прихожан).
• Диагностика уровня коммуникабельности (автор В.Ф. Ряховский).
• Диагностика социально-психологической активности личности (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
• Диагностика организаторских способностей (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что подростков с ярко выраженными лидерскими качествами немного. У испытуемых преобладал средний уровень сформированности лидерских качеств.
На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована тренинговая программа с целью развития качеств лидера у подростков. Программа тренинговых занятий разрабатывалась с учетом возрастных особенностей. Были подобраны упражнения, оказывающие влияние на конкретные формируемые качества лидера (инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности). Важным аспектом программы являлось развитие навыков общения.
Целью контрольного этапа экспериментального исследования была проверка эффективности тренинговой программы по развитию лидерских качеств у подростков, путем повторной диагностики. Для проведения диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. По результатам контрольного этапа мы обнаружили существенные изменения в проявлениях лидерских качеств испытуемых экспериментальной группы. Показатели повысились по всем диагностическим методикам. У испытуемых контрольной группы показатели практически не изменились.
Для подтверждения достоверности динамических изменений мы воспользовались методом математической статистики - Критерий G. Применяя критерий знаков G, нами получены результаты, подтверждающие достоверные сдвиги в показателях: инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности. Тренинговые занятия доказали свою эффективность в развитии лидерских качеств у подростков.
Проведенная работа с подростками позволила подтвердить гипотезу о том, что процесс развития лидерских качеств у подростков в условиях школы будет эффективным, если реализовать совокупность следующих условий:
- систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
- использование в тренинговых занятиях возможности реализации различных позиций (от исполнителя до организатора);
- ориентация на формирование отдельных показателей лидерских качеств (инициативность, коммуникабельность, активность и организаторские способности).
Цель достигнута, задачи исследования решены.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Москва: Раритет, 2016. 704 с.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Санкт - Петербург: Питер, 2016. 271 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. Москва: Педагогика, 2015. 210 с.
4. Аркин А. А. Родителям о воспитании. Москва: Педагогика, 2016. 176 с.
5. Афонина Г.М. Педагогика. Ростов: Феникс, 2017. 512 с.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Москва: Академия, 2018. 456 с.
7. Белова Е.В. Системное мышление как основа формирования лидерских компетенций. Москва: Педагогика, 2017. 46 с.
8. Белова Н.Ю. Авторская методика диагностирования лидерской позиции. Ростов: Феникс, 2015. 214 с.
9. Бодалев А. А. Психология о личности. Москва: Просвещение, 2018. 108 с.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва: Просвещение, 2008. 165 с.
11. Вавилкин В.Н., Ануфриенко Л.В. История изучения лидерских
качеств у зарубежных и отечественных авторов. Научно-аналитический журнал. 2015. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/istoriya-izucheniya-
liderskih-kachestv-u-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-avtorov (дата обращения: 04.06.2020).
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Москва: Наука, 2011. 176 с.
13. Винтейн Б.О. Тренинг для ума. Пермь: Шаг в искусство, 2017. 97 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 2011. 200 с.
15. Гараничева А.И. Тренинги как основа развития лидерских компетенций. Москва: Раритет, 2018. 365 с.
16. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Москва: Просвещение, 2015. 80 с.
17. Гринкруг М.А. Школа лидерской подготовки в воспитательном пространстве. Москва: Просвещение, 2015. 120 с.
18. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. Москва: Просвещение, 2015. 98 с.
19. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция
межличностных отношений подростков. Челябинск: АТОКСО, 2016. 112с.
20. Долгова В.И. Формирование позитивной я - концепции старших школьников. Москва: Просвещение, 2018. 90 с.
21. Егорова Е.В. Тренинг «ситуационное лидерство» - технология формирования лидерского стиля. Москва: Просвещение, 2015. 50 с.
22. Евтихов О. В. Тренинг лидерства. Санкт - Петербург: Речь, 2017. 108 с.
23. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Москва: АСТ, 2016. 976 с.
24. Имзалиева Д.С. Разработка тренинга для развития лидерских качеств у старших школьников. Санкт - Петербург: Речь, 2017. 164 с.
25. Калитко А.Е. Психологический тренинг как фактор развития лидерских качеств личности. Москва: Просвещение, 2018. 90 с.
26. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. Москва: Просвещение, 2019. 278 с.
27. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей. Москва: Просвещение, 2017. 70 с.
28. Ксенофонтова Е.Г. Лидерство как стремление, или исторические тенденции феномена лидерства. Москва: Просвещение, 2019. 30 с.
29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Москва: Просвещение, 2018. 336 с.
30. Лагутина С.С. Развитие лидерских качеств подростков как психолого-педагогическая проблема. Москва: Просвещение, 2017. 82 с.
31. Леонтьев А.Н. Формирование личности. Санкт-Петербург: БАН,
2014. 56 с.
32. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассником об основах организаторской работы. Москва: Просвещение, 2016. 207 с.
33. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. Санкт - Петербург: Речь, 2018. 192 с.
34. Марихин С.В. Особенности лидерства как социально-психологического явления. Москва: Посвещение, 2016. 328 с.
35. Маркелова Ю.В. Диссертация: Образовательная траектория как средство развития лидерских качеств будущего менеджера. Оренбург, 2019. 230 с.
36. Матюхин М.В. Мотивация учения старших школьников. Москва: Просвещение, 2017. 70 с.
37. Обозов Н. Н. Социально - психологический тренинг. Санкт - Петербург: Питер, 2014. 174 с.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Москва: Педагогическое общество России, 2016. 368 с.
39. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва, Просвещение, 2017. 944 с.
40. Ольшанский Д.В. Психология масс. Санкт-Петербург: Питер,
2015. 236 с.
41. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Москва: Академический Проект, 2010. 250 с.
42. Пучкова А.А. Феномен лидерства в подростковых коллективах. Новосибирск: Ариал, 2018. 169 с.
43. Радюк О.М. Основные факторы эффективности в поведенческих теориях лидерства. Москва: Просвещение, 2015. 35 с.
44. Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со
старшеклассниками: тренинги. Волгоград: Учитель, 2018. 99 с.
45. Серов А.Г. Развитие лидерских качеств у подростка на основе ситуационного подхода. Москва: Просвещение, 2017. 123 с.
46. Сосновская А.И., Бочанцева Л.И. Социально-психологический
тренинг как средство развития целеустремленности подростков. Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5;
URL: http://www.eduherald.ru/article/view?id=18678 (дата обращения:
22.05.2018).
47. Старкова Г.В. Сущность и показатели сформированности лидерских качеств старшеклассников. Москва: Просвещение, 2016. 95 с.
48. Тургунбаева Б.А. Лидерская деятельность как область проявления лидерских способностей. Москва: Просвещение, 2018. 23 с.
49. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Москва: ОГИЗ, 2017. 895 с.
50. Федина А.С. Тренинг как способ формирования и развития лидерских качеств у подростков. Москва: Просвещение, 2019. 220 с.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Просвещение, 2012. 162 с.
52. Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка. Москва: Наука, 2018. 584 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ