ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Экономическое содержание и эволюция развития исламского предпринимательства
1.2 Ценности и принципы исламского менеджмента 21
1.3 Применение блокчейн технологий в партнёрском бизнесе 30
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКИХ ВЗГЛЯДОВ И МЕТОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ
СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Отличительные черты монистической модели исламского предпринимательства
2.2 Успехи и перспективы развития дуалистической модели партнёрского предпринимательства
2.3 Виртуальный международный исламский бизнес: взгляд в будущее 63
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАРТНЁРСКОГО ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
3.1. Предпосылки развития исламского предпринимательства в России 72
3.2 Финансово-экономические и правовые взгляды формирования исламского предпринимательских институтов в России
3.3 Условия перспективного расширения сферы деятельности исламского предпринимательства в национальной экономике России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня перед мировым сообществом стоит вопрос о дальнейшем развитии и определения основного вектора мировой экономики. Ускоряющийся темп экономических, технологических и управленческих изменений оставляет шансы для развития и успеха только быстро адаптируемым экономикам, способным оперативно отвечать на вызовы, внедрять инновационные технологии и переориентироваться в меняющихся глобальных условиях. Сейчас именно такие задачи ставит перед собой российская экономика, что и становится причиной поиска перспективных партнеров и потенциальных инвестиций.
Одним из ключевых направлений внешней политики Российской Федерации является выстраивание долгосрочных и многосторонних отношений со странами исламского мира в политической, экономической и гуманитарной сферах. Страны ОИС открывают для России новые возможности в торговом, промышленном, банковском и социально-культурном секторах. В свою очередь, перед исламскими странами открываются новые возможности для роста и установления долгосрочных деловых отношений с российскими партнерами, открываются новые рынки и проекты для внедрения.
Одной из основных концепций исламского менеджмента является менеджмент как управление, причем управление согласно духовным (божественным) заповедям. Это означает, что если руководитель любого уровня будет знать, что ему в конечном итоге придется отчитываться не перед вышестоящим руководством, а перед самим Аллахом, то, принимая любое управленческое решение, он будет руководствоваться в первую очередь не должностными инструкциями и предписаниями, а своими морально¬этическими принципами. В настоящее время актуальными являются слова Шейха Зайда ибн Султана Аль-Нахайяна: «Ни один правитель не может быть счастлив, когда беден и несчастлив его народ», - которые показывают и раскрывают нам единые подходы не только к исламскому менеджменту, а к модели управления в любом государстве при любом политическом строе.
Одним из важнейших принципов, определяющих сущность исламского строя, является внимательное отношение к интеллектуальным факторам и знаниям, которые являются основанием для определения параметров движения общества, а также создают предпосылки для выработки моделей управления в различных областях. Соответственно, проблема управления и менеджмента в целом неразрывно связана с исламским строем при этом необходимо отметить, что исламский менеджмент представляет собой один из важнейших вопросов в области стратегического менеджмента. Отсутствие надлежащего внимания и поверхностное отношение к исламскому менеджменту обрекает исламский строй на неэффективность как на национальном, так и на международном уровне, рождая проблемы в самых разных сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Исходя из вышесказанного, целесообразно, в том числе в рамках данного исследования, рассматривать исламский менеджмент как одно из важных направлений, проводимых культурными и научными учреждениями общества, такими как богословские учебные заведение, университеты, центры и иные научно¬образовательные учреждения. Научный процесс исследования исламского менеджмента должен сопровождаться планированием процесса разработки его основ концепции. Почему данный предмет необходим? Что данный предмет собой представляет? Каковы основные его свойства и характеристики? Изучение любого предмета, в том числе темы исламского предпринимательства, требует ответа на эти три фундаментальных вопроса.
Ответ на первый вопрос означает определение его необходимости в процессе эволюции исламского строя. Именно поэтому с целью выявления имеющихся этой сфере препятствий и пробелов, а также постановки правильных целей, первым шагом будет тщательное изучение возможных (допустимых) отклонений от норм в области административных вопросов исламского строя. Вышеуказанные шаги должны быть направлены на достижение общего понимания поставленных целей, что является «начальной точкой» целенаправленного и согласованного движения в представленной области изучения. Ответ на второй вопрос означает определение его сущности, масштабов и пределов его развития распространения. В этой связи необходим всесторонний и глубокий подход ко всем имеющимся в настоящее время исследованиям, посвященным этому вопросу. Наряду с этим целесообразно рассмотреть и проанализировать характер, взаимосвязь и степень влияния друг на друга этих исследований, а по полученным результатам можно было бы начать осуществление планирования и формирования самого понятия исламского предпринимательства в соответствии с условиями и возможностями современно о общества. И, наконец, ответ на третий вопрос означает определение характера исламского предпринимательства и представление процесса, который позволяет его рассматривать в качестве научной дисциплины. Это подразумевает, что, с одной стороны, будет происходить движение общества а с другой стороны, необходимо осуществить общее планирование и тщательную разработку процессов, которые будут происходить в обществе, с целью обеспечения их гармонизации (согласование социальных, материальных, человеческих и технических возможностей), а также формирование эффективных общественных институтов, организаций.
Необходимость изучения исламского предпринимательства обусловлена, с одной стороны, важностью и необходимостью этого предмета, а с другой стороны, многообразием взглядов и идей, которые имеются по этому поводу в обществе. Сочетание этих факторов подразумевает принятие относительного консенсуса по вышеуказанному вопросу в рамках общих концептуальных подходов и масштабов значимости этого предмета. Различные суждения о том, для чего нужен исламский вид предпринимательской деятельности, свидетельствуют о необходимости изучения этого предмета. Иначе говоря, речь идет о том, почему нужно изучать партнёрский бизнес и заниматься его разъяснением, какие последствия и результаты влечет за собой отсутствие необходимой информации о нем, а также какие факторы и задачи выражают
необходимость исламского менеджмента и подтверждают их в процессе эволюции исламского строя. В настоящее время имеются различные точки зрения и мнения относительно положения партнёрского бизнеса и его точной концептуальной сущности, и при этом разрыв между этими понятиями кажется весьма значительным.
Принц Дубая в декабре 2016 года объявил стратегический план развития крупнейшего города в объединённых арабских эмиратах, где планируется все государственные документы, перевести на блокчейн плотформу к 2020 году. На мероприятии «Смарт-офис» презентовали идею того, что конечной целью правительственной инициативы является открытие платформы блокчейн и для других стран. Данная инициатива доказывает популярность внедрения в исламский бизнес методов распределённых баз дынных и открывает возможности создания коллабораций в этом направлении.
Актуальность развития исламского предпринимательства очевидна. Исламская экономика продолжает мощно развиваться, благодаря чему появляется спрос на новые продукты и услуги. Лидирующее аналитическое агентство мира «Thomson Reuters» в глобальном отчете о состоянии исламской экономики 2016/2017 обозначило основные достижения и тренды, а также наметило новые возможности. Ведь в 2015 году объем исламской экономики оценивался в 19 трлн. $, объем отрасли исламских финансов 2 трлн. $. Большую часть средств мусульмане тратят на еду и напитки в размере 1,17 трлн.$, на одежду и украшения 243 млрд.$, медиа и развлечения - 189 млрд.$, путешествия - 151 млрд, $ лекарства и косметику - 13 млрд.$. Впервые была определена емкость сегмента сертифицированной халяльной еды в размере 415 млрд.$, строгой одежды- 44 млрд.$ и халяльного туризма в размере 24 млрд. $.
Прогнозируется, что к 2021 году объем исламской экономики достигнет 3 трлн.$ (при среднегодовом темпе роста CAGR d 8%), a объем рынка исламских финансов-3,5 трлн.$ (при среднегодовом темпе роста CAGR B 9,5%).
Возможность реализации исламского предпринимательских продуктов в рамках российского правового поля не вызывает сомнений у большинства экспертов, а упирается в необходимость точечных изменений в законодательстве.
Помимо законодательных, существуют и проблемы развития исламского бизнеса социально-экономического характера, важнейшей из которых является величина спроса на исламские продукты. В различных университетах России обсуждаются проблемы исламской этики бизнеса и принципов финансирования. Однако отсутствие информации о теории и практике исламской экономик и финансов в базовых учебниках и учебных программах затрудняет глубокое изучение предмета исследования. Многим исследователям, прежде чем перейти к сравнительному анализу опыта деятельности исламского предпринимательских институтов, либо комплексному исследованию проблем применения исламского
предпринимательских принципов, необходимо изучить сущность исламской экономики, принципы исламского гражданского права, операции исламского финансирования и др.
Вопросы использования принципиально новых технологических решений для обеспечения делового взаимодействия организаций активно обсуждается уже много лет. Многие международные корпорации и ИТ-гиганты разрабатывают решения на основе технологии распределенных баз данных в сфере электронного документооборота. Перспективы выглядят очень заманчиво, так как технология блокчейн обеспечивает беспрецедентную безопасность и гарантии прослеживания любой транзакции. Однако позволит ли применение инновации как блокчейн обеспечить прорыв? Для проведения исследования было выбрано направление «партнерского бизнеса» и изучен ряд вопросов. Как партнёрский бизнес может извлечь пользу из технологии блокчейн? Есть ли перспективы у виртуального партнёрского бизнеса? Какие направления в области распределённых баз данных применимы в партнёрском виде предпринимательской деятельности? Эти и многие другие вопросы касаемо развития данного вида бизнеса имеют приоритетное место в эпоху, когда решительные трансформации технологий происходят на наших глазах, и то, что ещё недавно казалось невозможным, сегодня уже является реальным, над которым думают передовые организации, а завтра становится обыденным и общепринятым явлением, без которого мы уже не представляем нашу жизнь.
Традиции институциональной интерпретации экономических процессов восходят к работам Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла. Роль неформальных норм в экономических взаимоотношениях и возможности развития новых институтов рассматриваются O.B. Иншаковым, Д.П.Фроловым, Е.Г. Ясиным. Вопросы исламской этики бизнеса, исламской экономики рассматривались в классических трудах, в т. ч. по вопросам налогообложения — Абу Йусуфа «Китаб аль-Харадж», современных пакистанских и саудовских ученых Т. Усмани, Ю. Карадави, М. Сиддики, М.Чапры, М. Кахфа, С. Али, А. Миракхора, М. Икбала.
Развитие системы исламского вида предпринимательской деятельности, ее элементов и отдельных ее направлений в последние время вызывают повышенный интерес и изучаются многими учеными. Значительный вклад в изучении теории вопроса внесли такие российские ученые и экономисты, как Азарян В.К., Беккин Р.И., Бирюков Е.С., Джабиев А.Н., Журавлев А.Ю., Калимуллина М.Э., Мирошник Е.Н., Павлов В.В., Сюкияйнен Л.Р., Яндиев М.И., Данченко Е.А.
В работах Беккина Р.И. обосновывается, что исламская экономика не тождественна экономическим системам стран-членов ОИК, и в каждой стране существует уникальный опыт построения исламской экономики. Проведенные ранее исследования функционирования исламского бизнеса в различных регионах мира (работы Р.И. Беккина, Г.Н. Хадиуллиной, Е.С. Бирюкова, C.B. Жданова и др.) посвящены анализу развития исламского предпринимательских институтов стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, однако отсутствуют исследования развития институтов исламского бизнеса в странах СНГ и Европы. Р.И. Беккин предлагает классификацию стран в зависимости, от роли исламского предпринимательства в финансовой системе (монистическая, дуалистическая и традиционная модель), где основным критерием является государственная политика, однако другие факторы, такие, как вопросы взаимодействия религиозных норм и деловой практики, практически не рассматриваются. Необходимо проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира с точки зрения государственного регулирования, места в правовой системе, потребительских предпочтений, формальных и неформальных норм.
В трудах российских ученых ранее не проводилось исследований по вы-явлению факторов, влияющих на спрос на исламские финансовые продукты, по оценке уровня спроса, слабо изучены проблемы взаимного влияния спроса и предложения на рынке исламских продуктов, не разработаны конкретные рекомендации по эффективному развитию исламского предпринимательства.
Актуальность и недостаточная степень научной разработанности выше-указанных проблем, а также несомненная их практическая значимость обусловили выбор темы и определили цель диссертационного исследования.
Цель исследования — решение научной задачи по формированию со-временных представлений и научному обоснованию институциональных особенностей исламского бизнеса. Поставленная цель определила конкретные научные задачи исследования:
1) Выявить особенности влияния религии ислам на экономическое поведение на современном этапе, изучить взаимодействие формальных и неформальных институтов;
2) Исследовать институциональные особенности исламского бизнеса, дать обобщающую характеристику принципам исламского финансирования, дополнить понятийный аппарат в сфере исламского бизнеса;
3) Проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира и раскрыть проблемы их развития в странах исламского мира, западной культуры и СНГ с позиций причинно-следственных связей, взаимодействия формальных и неформальных институтов;
4) Разработать предложения по повышению эффективности механизмов функционирования исламских предпринимательских институтов на территории России.
Объект исследования — институциональные особенности исламского вида предпринимательской деятельности.
Предмет исследования — неформальные и формальные нормы и правила, которые упорядочивают и координируют деятельность субъектов партнёрского предпринимательства.
Теоретико-методологическая база исследования включают труды российских и зарубежных ученых в области исламской экономики, исламского банковского дела, исламских финансов, государственного и международного регулирования системы исламских финансов, экономики арабских стран, исследования, публикации и отчеты международных организаций, исламских финансовых учреждений, отчеты Ernst&Young (EY) по исламским банкам. Для решения поставленных задач в работе применялись диалектический метод, методы статистических исследований, методы классификаций, системного и структурного анализа, графического анализа, обобщение и систематизация, а также экономико-математический анализа в виде оптимизационной модели. Также использовались методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Информационную базу исследования составляют материалы финансовых периодических изданий («Thomson Reuters», «Islamic Finance Asia», «Economist», «Финансы», «Эксперт» и др.), данные отчетов международных организаций, материалы, размещенные в сети Интернет, а также материалы, полученные во время общения с экспертами в рамках частных бесед и международных конференций.
В работе использованы законодательные и нормативные документы России, Бахрейна, Малайзии, Казахстана, а также документы и материалы международных организаций.
Концептуальная основа исследования — положения экономической теории, институциональной экономики, основы деятельности финансового рынка, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также международных организаций.
К наиболее существенным научным результатам исследования можно отнести:
- введен в научный оборот определение Исламского цифрового денежного ресурса (исламская криптовалюта);
- разработан механизм поиска оптимальных стратегий взаимодействия в рамках «смарт-контрактов» и партнёрства на их основе;
- разработаны рекомендации по внедрению и развитию исламского вида предпринимательской деятельности в России.
Практическая значимость исследования заключается в ориентации научных положений об особенностях современного исламского бизнеса на разработку стратегии развития исламского предпринимательских институтов в России. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами законодательной и исполнительной власти России и стран СНГ при разработке законодательства в финансово- инвестиционной сфере, инвесторами и предпринимателями - при реализации инвестиционных проектов и привлечении инвестиций из стран арабо-мусульманского мира.
Основные положения исследования могут представлять интерес для научных работников, преподавателей вузов и практиков, использоваться для развития соответствующих спецкурсов. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов «Исламский менеджмент», «Исламские финансы», «Исламское предпринимательство», а также при совершенствовании учебных курсов «МЭО», «Мировая экономика», «МВКФО» и «Экономическая теория».
Структура диссертации обусловлена целью, основными задачами и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Рассмотрим полученные в ходе исследования выводы и результаты.
1. Рассмотрены основы и тенденции развития системы исламского предпринимательства, принципы деятельности исламского предпринимательских институтов, а также финансовые инструменты, которые применяются в рамках исламской экономики. Проанализированы отличительные особенности исламских и традиционных банков. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития системы исламского предпринимательства. Выявлены факторы, которые оказывают влияние на интеграцию исламского предпринимательства в финансовую систему Российской Федерации.
2. Дано авторское определение исламского предпринимательства - это деятельность лица в целях получения прибыли, соединяющего в процессе хозяйственной деятельности различные факторы производства, самостоятельно принимающее экономические решения, готовое проявить инициативу, новаторство, неординарность мышления, в рамках исламских принципов. Сделан вывод, что основные факторы роста исламского предпринимательства зависят от специфики конкретной страны. В странах Ближнего Востока и других странах с преобладанием мусульманского населения основной движущей силой выступает спрос со стороны религиозного населения, которое ограничено в потреблении традиционных финансовых услуг. Для других стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, одной из основных причин становления данной отрасли является интерес к инвестициям из богатых нефтью арабских стран.
3. Установлено, что использование института исламского предпринимательства в России обусловлено рядом проблем: возникновение правовых рисков, риска соблюдения шариатских принципов; перестройка экономики, которая предполагает сокращение бизнеса небольших торгово-посреднических структур, основных потребителей микрофинансирования; экономический спрос малого и среднего бизнеса в секторе реального производства растет недостаточно быстро.
4. Выделены факторы, приводящие к удорожанию исламского предпринимательских услуг по сравнению с традиционными: расходы на обучение и переквалификацию персонала; формирование и содержание шариатского совета; налогообложение; невысокий масштаб бизнеса и трудности в его быстром развитии; отсутствие стандартных схем осуществления сделок и разработанной методологии в российских условиях; дополнительные расходы на адаптацию программного обеспечения; ограниченность пассивной базы в связи с отсутствием исламской инфраструктуры.
5. Сформулированы основные направления внедрения исламского предпринимательства в России: активно предпринимать более динамичные усилия по внедрению конкурентоспособных и инновационных исламского предпринимательских продуктов и услуг; способствовать внедрению разнообразных схем исламских коллективных инвестиций; проводить дальнейшую либерализацию инвестиционных ограничений для такафул в целях привлечения средств в исламский рынок капитала; продолжать усилия по мобилизации неиспользованных исламских активов путем секьюритизации; активизировать усилия по увеличению числа компетентных участников исламского рынка капитала путем обучения и просвещения; создать отдельный шариатский консультационный совет для исламского финансового сектора; установить благоприятные налоговые и правовые условия для исламского рынка капитала; продолжать усилия по разработке соответствующей финансовой отчетности для исламского рынка капитал; привлечь государственные и связанные с государством организации для выпуска исламских долговых ценных бумаг на мировой рынок; поощрять участие иностранных посредников и специалистов в сделках, связанных с исламским рынком капитала.
6. Определено, что специфика услуг исламского предпринимательства проявляется в недопустимости взимания ссудного процента, технических отличиях, необходимости соблюдать как действующее законодательство, так и принципы, правила и стандарты исламского предпринимательства, усложнение структуры сделки.
7. Выявлены предпосылки внедрения исламского предпринимательских институтов в России: преимущества исламских инвестиционных решений; ряд инвесторов-немусульман готовы диверсифицировать свой бизнес за счет реализации нестандартных финансовых моделей и вложений в халяльные продукты; привлекательным для банковских секторов выглядят значительный объем ликвидных средств представителей стран исламского мира; происходит постоянное увеличение мусульманского населения в мире в целом и в России в частности; влияют политические факторы.
8. Таким образом, виртуальный международный исламский бизнес уже сейчас активно развивается, дальнейшее развитие предлагается в следующих направлениях: браузер для мусульман; мессенджер; международную мусульманскую социальную сеть; почтовый сервер; поисковую систему для мусульман. Основными источниками дохода в виртуальном международном исламском бизнесе: рекламные блоки; спонсорство; игры; подарки; контекстная реклама; поисковая реклама; баннерная реклама; платежная система; акции компании; комиссия с продаж; абонентская плата.
9. Сделан вывод, что развитие отрасли исламского предпринимательства является одним из направлений развития экономики в целом, так как способствует появлению новых инструментов, увеличению конкуренции и, как следствие, более эффективному распределению капитала в экономике. Были сформулированы основные направления внедрения исламского предпринимательства в России: внедрение разнообразных схем исламских коллективных инвестиций; либерализация инвестиционных ограничений; мобилизация неиспользованных исламских активов; увеличение числа компетентных участников исламского рынка капитала; создание налоговых и правовых условий для исламского рынка капитала; разработка соответствующей финансовой отчетности для исламского рынка капитала; привлечь государственные и связанные с государством организации для выпуска исламских долговых ценных бумаг на мировой рынок; поощрять участие иностранных посредников и специалистов в сделках, связанных с исламским рынком капитала.
Подводя итоги, можно отметить, что будущее исламского предпринимательства в России по-прежнему остается неопределенным. Россия имеет потенциал, все возможные предпосылки и перспективы для движения в этом направлении, но реализовать их непросто. Преодоление проблем зависит от заинтересованности федерального правительства, исламского предпринимательских компаний, предпринимательских кругов и отношения населения. Существующие исламские финансовые структуры в России доказывают, что это возможно. Исламская модель финансов может способствовать созданию нового мирового финансового порядка, который позволит минимизировать вероятность возникновения серьезных экономических и финансовых кризисов, что даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016) // Российская газета. № 27. 10.02.1996.
2. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 г., № 395-1 http: //www.consultant.ru/popular/bank/
3. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ
http: //www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_39. html#p4019
4. Письмо Ассоциации российских банков Банку России от 08.08.2014 г. «Об исламских принципах финансирования».
Научная и учебная литература
5. Азарян В. Перспективы и тенденции исламской финансовой системы // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право, 2012. - № 3-4. C. 55-60/
6. Байдаулет Е.А. Основы этических (исламских) финансов: учебное пособие - Павлодар, 2014. 325 с.
7. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: Марджани, 2010. 277 c.
8. Беккин Р. Особенности исламского страхования // Проблемы современной экономики. 2015. № 1/2. С. 200—201.
9. Блокчейн: Схема новой экономики / Мелани Свон: [перевод с английского]. — Москва: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016. — (Библиотека Сбербанка. Т. 69).
10. Гарифуллин И.И. Перспективы развития исламских договоров в законодательстве Российской Федерации / Гарифуллин И.И., Галеева Г.М. // Юридическая наука и практика 2.0: взгляд в будущее: Материалы I Международного научно-практического конвента студентов и аспирантов. Том 2 / Сост.: Валеев Д.А., Маколкин Н.Н., Лукин Ю.М., Гайнутдинов Б. - Казань: Издательство ООО «ИПК «Бриг», 2016 - 340 с.
11. Гарифуллин И.И., Рудалева И.А. (к.э.н.) "Институциональные противоречия создания исламского банкинга в Российской Федерации" // Материалы X Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Юридическая ответственность в условиях международной интеграции" - Казань 2015 г., Т.2, Издательство Казанского университета, УДК 34, ББК 67, Ю70, ISBN 978-5-00019-502-4 (т. 2), ISBN 978-5-00019-500-0, 2015, 242 с. - С. 166-168
12. Журавлев А. Исламские финансы: Россия и другие // Банки и деловой мир. 2014. № 11. С. 64-68.
13. Зарипов И.А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России // Управление собственностью: теория и практика. 2015. № 1. С. 2 - 20.
14. Зубарев А.В. Факторы устойчивости во время кризиса //
Экономическая политика. 2017. №. 4. С. 126-142.
15. Исламские финансы: возможности для российской экономики //Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 107-108.
16. Исламское финансирование: теория, практика, вопросы
регулирования: учебник / Под редакцией Е.А Байдаулет. - Павлодар: ИП Сытина Н.И., 2016, - 428 с.
17. Костяева А.Г. Особенности исламской экономики и перспективы ее развития // Вестник Ростовского государственного экономического университет. 2015. № 7. С. 46.
18. Литау Е.Я. Международные финансы: исламский банкинг как перспективная альтернатива традиционной системы финансирования // Экономика и управление, 2016. - № 10 (132).
19. Литау Е.Я. Международные финансы: исламский банкинг как перспективная альтернатива традиционной системы финансирования // Экономика и управление, 2016. - № 10 (132). С. 26-33.
20. Литау Е.Я. Исламский банкинг // Экономика и управление, 2017. - № 5. С. 75-78.
21. Львова Н.А.Исламские банки: особенности, проблемы,
перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика, 2017. - № 1. С. 53.
22. Озиев Г., Яндиев М. Контрактная основа исламского банкинга. - Москва, 2015. С. 66-69
23. Пантюхина Н.А. Исламская финансовая система в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Вестник Прикамского социального института, 2017. - № 2 (77). С/ 39-42
24. Радыгин А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // Вопросы экономики. № 11. С. 14—38.
25. Степаненко В. (перевод). Важность образования в области исламских финансов. 1 октября 2012 // Al-Huda Center for Islamic Banking and Economics 348 Russian Journal of Entrepreneurship #1’2018 (January)
26. Судин Харон. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика / Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. - Казань: Изд. дом Маковского, 2012. - 536 с.
27. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право и диалог культур в современном мире. - М.: Наука, 2017. - 415 c.
28. Чокаев Б. Исламские финансы: возможности для российской экономики // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 106-127.
29. Шарафутдинова И.Р., Кулакова С.А. Современное состояние и возможности развития исламских финансов в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2014. - № 8 (36). C. 47-51/
30. Шарафутдинова И.Р., Кулакова С.А. Современное состояние и возможности развития исламских финансов в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2014. - № 8 (36).
31. Ernst &Young. World Islamic Banking Competitiveness Report, 2014.
32. Errico L., Farrahbaksh M. (1998). Islamic banking: issues in prudential regulation and supervision. IMF Working Paper, No. 98/30.
33. Finance Act, 2003.
http: //www.legislation.gov.uk/ukpga/2003/14/contents.
34. Kahf M., Khan T. (1992). Principles of Islamic financing. IRTI Research Paper, No. 16. Jeddah, Saudi Arabia: Islamic Research and Training Institute.
35. Khan T., Ahmed H. (2001). Risk management: an analysis of issues in Islamic financial industry. Islamic Development Bank Occasional Paper, No. 5. Jeddah, Saudi Arabia.
36. Moody's, «Middle East Insurance Set for Continued Expansion», 02.08.
37. PricewaterhouseCoopers. «Takaful: Growth opportunities in a dynamic market», 2008, p. 8 - www.pwc.com.
38. Robinson J. (1952). The rate of interest and other essays. London: Macmillan. McKinnon R. I. (1973). Money and capital in economic development. Washington, DC: Brookings Institution.
39. Sukuk Perceptions and Forecast Study 2014. Thomson Reuters Zawya,
2014.
40. Henry Hansmann, Reiner Kraakman, and Richard Squire. Law and the Rise of the Firm, 119 Harv. L. Rev. 1333 (2006)
41. Jairus Banaji. Islam, the Mediterranean and the rise of capitalism // Historical Materialism. - 2007. - Vol. 15, № 1. - P. 47-74, Brill Publishers.
42. Private Equity 2009 report, Marko Maslakovic, IFSL Research.
43. Qaradawi Y. Fiqh A1 Zakah (Volume II). A Comparative Study of
Zakah, Regulations and Philosophy in the Light of Qur'an and Sunnah. Scientific Publishing Centre. King Abdulaziz University. — Jeddah.
44. Quah D. Malaysia's New economic model: making Choices. 14.04.2010 // Business Times (URL: http://www.btimes.com.my/Current_News/BTIIVlES/articles/quah/Article/).
45. Sami Al-Suwailem. Hedging in Islamic Finance. IDB — IRTI, — Jeddah; 2016, Occasional paper No. 10.
46. Sami Al-Suwailem. Islamic Economics in a Complex World. Exploration in Agent- based Simulation. ГОВ-IRTI. - Jeddah, 2008. series. No. 20. 2016.
47. Value Propositions for Issuers and Investors. MIFC. Kuala-Lumpur, 2015. P. 32.
Интернет-источники
48. Комитет Госдумы не одобрил снятие запрета торговой
деятельности для банков [Электронный ресурс]:
https://ria.ru/economy/20170309/1489616505.html
49. Официальный сайт ООО «Финансовый дом «Амаль». [Электронный ресурс]: http://fdamal.ru/
50. Официальный сайт «KazanSummit». [Электронный ресурс]: http://kazansummit.ru/
51. UK Excellence in Islamic Finance, 2014.
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/36715 4/UKTI_UK_Excellence_in_Islamic_Finance_Reprint_2014_Spread.pdf.
52. Carrie Burns. «E&Y: Takaful market grows significantly.».
http://www.insurancenetworking.com/news/insurance_Takaful_Ernst_Young_under writing-12173-1.html.
53. Ernst & Young World Takaful Report 2012, p. 10 -
http://www.megaevents.net.
54. Исламский банк развития перейдет на технологию блокчейн
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. kursiv.kz/news/finansy/islamskij -bank-razvitia-perej det-na-tehnologiu- blokcejn/
55. Интернет-ресурс: Global Takaful Insights 2014. - URL:
http: //www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY_Global_T akaful_Insights_2014/ LE/EY-global-takaful-insights-2014.pdf
56. Интернет-ресурс: Malaysian Takaful Dynamics Central Compendium
2015. - URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-malaysian-takaful-
dynamics-central-compendium-2015//EY-malaysian-takaful-dynamics-central- compendium-2015.pdf
57. Banking in emerging markets GCC FinTech play 2017 [Электронный
ресурс]: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-banking-in-emerging-
markets-gcc-fintech-play-2017//EY-banking-in-emerging-markets-gcc-fintech- play-2017.pdf
58. World Islamic Banking Competitiveness Report 2013-14 [Электронный
ресурс]: http://emergingmarkets.ey.com/world-islamic-banking-competitiveness-
report-2013-14/
59. World Islamic Banking Competitiveness Report 2014-15 [Электронный ресурс]: http://www.ey.Com/EM/en/Industries/F inancial-Services/Banking—Capital- Markets/EY-world-islamic-banking-competitiveness-report-2014-15/
60. IFSB IFSI Stability Report 2017 [Электронный ресурс]:
http://www.ifsb.org/docs/IFSB%20IFSI%20Stability%20Report%202017.pdf