Перспективы развития исламского предпринимательства в России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Экономическое содержание и эволюция развития исламского предпринимательства
1.2 Ценности и принципы исламского менеджмента 21
1.3 Применение блокчейн технологий в партнёрском бизнесе 30
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКИХ ВЗГЛЯДОВ И МЕТОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ
СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Отличительные черты монистической модели исламского предпринимательства
2.2 Успехи и перспективы развития дуалистической модели партнёрского предпринимательства
2.3 Виртуальный международный исламский бизнес: взгляд в будущее 63
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАРТНЁРСКОГО ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
3.1. Предпосылки развития исламского предпринимательства в России 72
3.2 Финансово-экономические и правовые взгляды формирования исламского предпринимательских институтов в России
3.3 Условия перспективного расширения сферы деятельности исламского предпринимательства в национальной экономике России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Экономическое содержание и эволюция развития исламского предпринимательства
1.2 Ценности и принципы исламского менеджмента 21
1.3 Применение блокчейн технологий в партнёрском бизнесе 30
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМСКИХ ВЗГЛЯДОВ И МЕТОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ
СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Отличительные черты монистической модели исламского предпринимательства
2.2 Успехи и перспективы развития дуалистической модели партнёрского предпринимательства
2.3 Виртуальный международный исламский бизнес: взгляд в будущее 63
ГЛАВА III ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПАРТНЁРСКОГО ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
3.1. Предпосылки развития исламского предпринимательства в России 72
3.2 Финансово-экономические и правовые взгляды формирования исламского предпринимательских институтов в России
3.3 Условия перспективного расширения сферы деятельности исламского предпринимательства в национальной экономике России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сегодня перед мировым сообществом стоит вопрос о дальнейшем развитии и определения основного вектора мировой экономики. Ускоряющийся темп экономических, технологических и управленческих изменений оставляет шансы для развития и успеха только быстро адаптируемым экономикам, способным оперативно отвечать на вызовы, внедрять инновационные технологии и переориентироваться в меняющихся глобальных условиях. Сейчас именно такие задачи ставит перед собой российская экономика, что и становится причиной поиска перспективных партнеров и потенциальных инвестиций.
Одним из ключевых направлений внешней политики Российской Федерации является выстраивание долгосрочных и многосторонних отношений со странами исламского мира в политической, экономической и гуманитарной сферах. Страны ОИС открывают для России новые возможности в торговом, промышленном, банковском и социально-культурном секторах. В свою очередь, перед исламскими странами открываются новые возможности для роста и установления долгосрочных деловых отношений с российскими партнерами, открываются новые рынки и проекты для внедрения.
Одной из основных концепций исламского менеджмента является менеджмент как управление, причем управление согласно духовным (божественным) заповедям. Это означает, что если руководитель любого уровня будет знать, что ему в конечном итоге придется отчитываться не перед вышестоящим руководством, а перед самим Аллахом, то, принимая любое управленческое решение, он будет руководствоваться в первую очередь не должностными инструкциями и предписаниями, а своими морально¬этическими принципами. В настоящее время актуальными являются слова Шейха Зайда ибн Султана Аль-Нахайяна: «Ни один правитель не может быть счастлив, когда беден и несчастлив его народ», - которые показывают и раскрывают нам единые подходы не только к исламскому менеджменту, а к модели управления в любом государстве при любом политическом строе.
Одним из важнейших принципов, определяющих сущность исламского строя, является внимательное отношение к интеллектуальным факторам и знаниям, которые являются основанием для определения параметров движения общества, а также создают предпосылки для выработки моделей управления в различных областях. Соответственно, проблема управления и менеджмента в целом неразрывно связана с исламским строем при этом необходимо отметить, что исламский менеджмент представляет собой один из важнейших вопросов в области стратегического менеджмента. Отсутствие надлежащего внимания и поверхностное отношение к исламскому менеджменту обрекает исламский строй на неэффективность как на национальном, так и на международном уровне, рождая проблемы в самых разных сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Исходя из вышесказанного, целесообразно, в том числе в рамках данного исследования, рассматривать исламский менеджмент как одно из важных направлений, проводимых культурными и научными учреждениями общества, такими как богословские учебные заведение, университеты, центры и иные научно¬образовательные учреждения. Научный процесс исследования исламского менеджмента должен сопровождаться планированием процесса разработки его основ концепции. Почему данный предмет необходим? Что данный предмет собой представляет? Каковы основные его свойства и характеристики? Изучение любого предмета, в том числе темы исламского предпринимательства, требует ответа на эти три фундаментальных вопроса.
Ответ на первый вопрос означает определение его необходимости в процессе эволюции исламского строя. Именно поэтому с целью выявления имеющихся этой сфере препятствий и пробелов, а также постановки правильных целей, первым шагом будет тщательное изучение возможных (допустимых) отклонений от норм в области административных вопросов исламского строя. Вышеуказанные шаги должны быть направлены на достижение общего понимания поставленных целей, что является «начальной точкой» целенаправленного и согласованного движения в представленной области изучения. Ответ на второй вопрос означает определение его сущности, масштабов и пределов его развития распространения. В этой связи необходим всесторонний и глубокий подход ко всем имеющимся в настоящее время исследованиям, посвященным этому вопросу. Наряду с этим целесообразно рассмотреть и проанализировать характер, взаимосвязь и степень влияния друг на друга этих исследований, а по полученным результатам можно было бы начать осуществление планирования и формирования самого понятия исламского предпринимательства в соответствии с условиями и возможностями современно о общества. И, наконец, ответ на третий вопрос означает определение характера исламского предпринимательства и представление процесса, который позволяет его рассматривать в качестве научной дисциплины. Это подразумевает, что, с одной стороны, будет происходить движение общества а с другой стороны, необходимо осуществить общее планирование и тщательную разработку процессов, которые будут происходить в обществе, с целью обеспечения их гармонизации (согласование социальных, материальных, человеческих и технических возможностей), а также формирование эффективных общественных институтов, организаций.
Необходимость изучения исламского предпринимательства обусловлена, с одной стороны, важностью и необходимостью этого предмета, а с другой стороны, многообразием взглядов и идей, которые имеются по этому поводу в обществе. Сочетание этих факторов подразумевает принятие относительного консенсуса по вышеуказанному вопросу в рамках общих концептуальных подходов и масштабов значимости этого предмета. Различные суждения о том, для чего нужен исламский вид предпринимательской деятельности, свидетельствуют о необходимости изучения этого предмета. Иначе говоря, речь идет о том, почему нужно изучать партнёрский бизнес и заниматься его разъяснением, какие последствия и результаты влечет за собой отсутствие необходимой информации о нем, а также какие факторы и задачи выражают
необходимость исламского менеджмента и подтверждают их в процессе эволюции исламского строя. В настоящее время имеются различные точки зрения и мнения относительно положения партнёрского бизнеса и его точной концептуальной сущности, и при этом разрыв между этими понятиями кажется весьма значительным.
Принц Дубая в декабре 2016 года объявил стратегический план развития крупнейшего города в объединённых арабских эмиратах, где планируется все государственные документы, перевести на блокчейн плотформу к 2020 году. На мероприятии «Смарт-офис» презентовали идею того, что конечной целью правительственной инициативы является открытие платформы блокчейн и для других стран. Данная инициатива доказывает популярность внедрения в исламский бизнес методов распределённых баз дынных и открывает возможности создания коллабораций в этом направлении.
Актуальность развития исламского предпринимательства очевидна. Исламская экономика продолжает мощно развиваться, благодаря чему появляется спрос на новые продукты и услуги. Лидирующее аналитическое агентство мира «Thomson Reuters» в глобальном отчете о состоянии исламской экономики 2016/2017 обозначило основные достижения и тренды, а также наметило новые возможности. Ведь в 2015 году объем исламской экономики оценивался в 19 трлн. $, объем отрасли исламских финансов 2 трлн. $. Большую часть средств мусульмане тратят на еду и напитки в размере 1,17 трлн.$, на одежду и украшения 243 млрд.$, медиа и развлечения - 189 млрд.$, путешествия - 151 млрд, $ лекарства и косметику - 13 млрд.$. Впервые была определена емкость сегмента сертифицированной халяльной еды в размере 415 млрд.$, строгой одежды- 44 млрд.$ и халяльного туризма в размере 24 млрд. $.
Прогнозируется, что к 2021 году объем исламской экономики достигнет 3 трлн.$ (при среднегодовом темпе роста CAGR d 8%), a объем рынка исламских финансов-3,5 трлн.$ (при среднегодовом темпе роста CAGR B 9,5%).
Возможность реализации исламского предпринимательских продуктов в рамках российского правового поля не вызывает сомнений у большинства экспертов, а упирается в необходимость точечных изменений в законодательстве.
Помимо законодательных, существуют и проблемы развития исламского бизнеса социально-экономического характера, важнейшей из которых является величина спроса на исламские продукты. В различных университетах России обсуждаются проблемы исламской этики бизнеса и принципов финансирования. Однако отсутствие информации о теории и практике исламской экономик и финансов в базовых учебниках и учебных программах затрудняет глубокое изучение предмета исследования. Многим исследователям, прежде чем перейти к сравнительному анализу опыта деятельности исламского предпринимательских институтов, либо комплексному исследованию проблем применения исламского
предпринимательских принципов, необходимо изучить сущность исламской экономики, принципы исламского гражданского права, операции исламского финансирования и др.
Вопросы использования принципиально новых технологических решений для обеспечения делового взаимодействия организаций активно обсуждается уже много лет. Многие международные корпорации и ИТ-гиганты разрабатывают решения на основе технологии распределенных баз данных в сфере электронного документооборота. Перспективы выглядят очень заманчиво, так как технология блокчейн обеспечивает беспрецедентную безопасность и гарантии прослеживания любой транзакции. Однако позволит ли применение инновации как блокчейн обеспечить прорыв? Для проведения исследования было выбрано направление «партнерского бизнеса» и изучен ряд вопросов. Как партнёрский бизнес может извлечь пользу из технологии блокчейн? Есть ли перспективы у виртуального партнёрского бизнеса? Какие направления в области распределённых баз данных применимы в партнёрском виде предпринимательской деятельности? Эти и многие другие вопросы касаемо развития данного вида бизнеса имеют приоритетное место в эпоху, когда решительные трансформации технологий происходят на наших глазах, и то, что ещё недавно казалось невозможным, сегодня уже является реальным, над которым думают передовые организации, а завтра становится обыденным и общепринятым явлением, без которого мы уже не представляем нашу жизнь.
Традиции институциональной интерпретации экономических процессов восходят к работам Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла. Роль неформальных норм в экономических взаимоотношениях и возможности развития новых институтов рассматриваются O.B. Иншаковым, Д.П.Фроловым, Е.Г. Ясиным. Вопросы исламской этики бизнеса, исламской экономики рассматривались в классических трудах, в т. ч. по вопросам налогообложения — Абу Йусуфа «Китаб аль-Харадж», современных пакистанских и саудовских ученых Т. Усмани, Ю. Карадави, М. Сиддики, М.Чапры, М. Кахфа, С. Али, А. Миракхора, М. Икбала.
Развитие системы исламского вида предпринимательской деятельности, ее элементов и отдельных ее направлений в последние время вызывают повышенный интерес и изучаются многими учеными. Значительный вклад в изучении теории вопроса внесли такие российские ученые и экономисты, как Азарян В.К., Беккин Р.И., Бирюков Е.С., Джабиев А.Н., Журавлев А.Ю., Калимуллина М.Э., Мирошник Е.Н., Павлов В.В., Сюкияйнен Л.Р., Яндиев М.И., Данченко Е.А.
В работах Беккина Р.И. обосновывается, что исламская экономика не тождественна экономическим системам стран-членов ОИК, и в каждой стране существует уникальный опыт построения исламской экономики. Проведенные ранее исследования функционирования исламского бизнеса в различных регионах мира (работы Р.И. Беккина, Г.Н. Хадиуллиной, Е.С. Бирюкова, C.B. Жданова и др.) посвящены анализу развития исламского предпринимательских институтов стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, однако отсутствуют исследования развития институтов исламского бизнеса в странах СНГ и Европы. Р.И. Беккин предлагает классификацию стран в зависимости, от роли исламского предпринимательства в финансовой системе (монистическая, дуалистическая и традиционная модель), где основным критерием является государственная политика, однако другие факторы, такие, как вопросы взаимодействия религиозных норм и деловой практики, практически не рассматриваются. Необходимо проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира с точки зрения государственного регулирования, места в правовой системе, потребительских предпочтений, формальных и неформальных норм.
В трудах российских ученых ранее не проводилось исследований по вы-явлению факторов, влияющих на спрос на исламские финансовые продукты, по оценке уровня спроса, слабо изучены проблемы взаимного влияния спроса и предложения на рынке исламских продуктов, не разработаны конкретные рекомендации по эффективному развитию исламского предпринимательства.
Актуальность и недостаточная степень научной разработанности выше-указанных проблем, а также несомненная их практическая значимость обусловили выбор темы и определили цель диссертационного исследования.
Цель исследования — решение научной задачи по формированию со-временных представлений и научному обоснованию институциональных особенностей исламского бизнеса. Поставленная цель определила конкретные научные задачи исследования:
1) Выявить особенности влияния религии ислам на экономическое поведение на современном этапе, изучить взаимодействие формальных и неформальных институтов;
2) Исследовать институциональные особенности исламского бизнеса, дать обобщающую характеристику принципам исламского финансирования, дополнить понятийный аппарат в сфере исламского бизнеса;
3) Проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира и раскрыть проблемы их развития в странах исламского мира, западной культуры и СНГ с позиций причинно-следственных связей, взаимодействия формальных и неформальных институтов;
4) Разработать предложения по повышению эффективности механизмов функционирования исламских предпринимательских институтов на территории России.
Объект исследования — институциональные особенности исламского вида предпринимательской деятельности.
Предмет исследования — неформальные и формальные нормы и правила, которые упорядочивают и координируют деятельность субъектов партнёрского предпринимательства.
Теоретико-методологическая база исследования включают труды российских и зарубежных ученых в области исламской экономики, исламского банковского дела, исламских финансов, государственного и международного регулирования системы исламских финансов, экономики арабских стран, исследования, публикации и отчеты международных организаций, исламских финансовых учреждений, отчеты Ernst&Young (EY) по исламским банкам. Для решения поставленных задач в работе применялись диалектический метод, методы статистических исследований, методы классификаций, системного и структурного анализа, графического анализа, обобщение и систематизация, а также экономико-математический анализа в виде оптимизационной модели. Также использовались методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Информационную базу исследования составляют материалы финансовых периодических изданий («Thomson Reuters», «Islamic Finance Asia», «Economist», «Финансы», «Эксперт» и др.), данные отчетов международных организаций, материалы, размещенные в сети Интернет, а также материалы, полученные во время общения с экспертами в рамках частных бесед и международных конференций.
В работе использованы законодательные и нормативные документы России, Бахрейна, Малайзии, Казахстана, а также документы и материалы международных организаций.
Концептуальная основа исследования — положения экономической теории, институциональной экономики, основы деятельности финансового рынка, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также международных организаций.
К наиболее существенным научным результатам исследования можно отнести:
- введен в научный оборот определение Исламского цифрового денежного ресурса (исламская криптовалюта);
- разработан механизм поиска оптимальных стратегий взаимодействия в рамках «смарт-контрактов» и партнёрства на их основе;
- разработаны рекомендации по внедрению и развитию исламского вида предпринимательской деятельности в России.
Практическая значимость исследования заключается в ориентации научных положений об особенностях современного исламского бизнеса на разработку стратегии развития исламского предпринимательских институтов в России. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами законодательной и исполнительной власти России и стран СНГ при разработке законодательства в финансово- инвестиционной сфере, инвесторами и предпринимателями - при реализации инвестиционных проектов и привлечении инвестиций из стран арабо-мусульманского мира.
Основные положения исследования могут представлять интерес для научных работников, преподавателей вузов и практиков, использоваться для развития соответствующих спецкурсов. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов «Исламский менеджмент», «Исламские финансы», «Исламское предпринимательство», а также при совершенствовании учебных курсов «МЭО», «Мировая экономика», «МВКФО» и «Экономическая теория».
Структура диссертации обусловлена целью, основными задачами и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Одним из ключевых направлений внешней политики Российской Федерации является выстраивание долгосрочных и многосторонних отношений со странами исламского мира в политической, экономической и гуманитарной сферах. Страны ОИС открывают для России новые возможности в торговом, промышленном, банковском и социально-культурном секторах. В свою очередь, перед исламскими странами открываются новые возможности для роста и установления долгосрочных деловых отношений с российскими партнерами, открываются новые рынки и проекты для внедрения.
Одной из основных концепций исламского менеджмента является менеджмент как управление, причем управление согласно духовным (божественным) заповедям. Это означает, что если руководитель любого уровня будет знать, что ему в конечном итоге придется отчитываться не перед вышестоящим руководством, а перед самим Аллахом, то, принимая любое управленческое решение, он будет руководствоваться в первую очередь не должностными инструкциями и предписаниями, а своими морально¬этическими принципами. В настоящее время актуальными являются слова Шейха Зайда ибн Султана Аль-Нахайяна: «Ни один правитель не может быть счастлив, когда беден и несчастлив его народ», - которые показывают и раскрывают нам единые подходы не только к исламскому менеджменту, а к модели управления в любом государстве при любом политическом строе.
Одним из важнейших принципов, определяющих сущность исламского строя, является внимательное отношение к интеллектуальным факторам и знаниям, которые являются основанием для определения параметров движения общества, а также создают предпосылки для выработки моделей управления в различных областях. Соответственно, проблема управления и менеджмента в целом неразрывно связана с исламским строем при этом необходимо отметить, что исламский менеджмент представляет собой один из важнейших вопросов в области стратегического менеджмента. Отсутствие надлежащего внимания и поверхностное отношение к исламскому менеджменту обрекает исламский строй на неэффективность как на национальном, так и на международном уровне, рождая проблемы в самых разных сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. Исходя из вышесказанного, целесообразно, в том числе в рамках данного исследования, рассматривать исламский менеджмент как одно из важных направлений, проводимых культурными и научными учреждениями общества, такими как богословские учебные заведение, университеты, центры и иные научно¬образовательные учреждения. Научный процесс исследования исламского менеджмента должен сопровождаться планированием процесса разработки его основ концепции. Почему данный предмет необходим? Что данный предмет собой представляет? Каковы основные его свойства и характеристики? Изучение любого предмета, в том числе темы исламского предпринимательства, требует ответа на эти три фундаментальных вопроса.
Ответ на первый вопрос означает определение его необходимости в процессе эволюции исламского строя. Именно поэтому с целью выявления имеющихся этой сфере препятствий и пробелов, а также постановки правильных целей, первым шагом будет тщательное изучение возможных (допустимых) отклонений от норм в области административных вопросов исламского строя. Вышеуказанные шаги должны быть направлены на достижение общего понимания поставленных целей, что является «начальной точкой» целенаправленного и согласованного движения в представленной области изучения. Ответ на второй вопрос означает определение его сущности, масштабов и пределов его развития распространения. В этой связи необходим всесторонний и глубокий подход ко всем имеющимся в настоящее время исследованиям, посвященным этому вопросу. Наряду с этим целесообразно рассмотреть и проанализировать характер, взаимосвязь и степень влияния друг на друга этих исследований, а по полученным результатам можно было бы начать осуществление планирования и формирования самого понятия исламского предпринимательства в соответствии с условиями и возможностями современно о общества. И, наконец, ответ на третий вопрос означает определение характера исламского предпринимательства и представление процесса, который позволяет его рассматривать в качестве научной дисциплины. Это подразумевает, что, с одной стороны, будет происходить движение общества а с другой стороны, необходимо осуществить общее планирование и тщательную разработку процессов, которые будут происходить в обществе, с целью обеспечения их гармонизации (согласование социальных, материальных, человеческих и технических возможностей), а также формирование эффективных общественных институтов, организаций.
Необходимость изучения исламского предпринимательства обусловлена, с одной стороны, важностью и необходимостью этого предмета, а с другой стороны, многообразием взглядов и идей, которые имеются по этому поводу в обществе. Сочетание этих факторов подразумевает принятие относительного консенсуса по вышеуказанному вопросу в рамках общих концептуальных подходов и масштабов значимости этого предмета. Различные суждения о том, для чего нужен исламский вид предпринимательской деятельности, свидетельствуют о необходимости изучения этого предмета. Иначе говоря, речь идет о том, почему нужно изучать партнёрский бизнес и заниматься его разъяснением, какие последствия и результаты влечет за собой отсутствие необходимой информации о нем, а также какие факторы и задачи выражают
необходимость исламского менеджмента и подтверждают их в процессе эволюции исламского строя. В настоящее время имеются различные точки зрения и мнения относительно положения партнёрского бизнеса и его точной концептуальной сущности, и при этом разрыв между этими понятиями кажется весьма значительным.
Принц Дубая в декабре 2016 года объявил стратегический план развития крупнейшего города в объединённых арабских эмиратах, где планируется все государственные документы, перевести на блокчейн плотформу к 2020 году. На мероприятии «Смарт-офис» презентовали идею того, что конечной целью правительственной инициативы является открытие платформы блокчейн и для других стран. Данная инициатива доказывает популярность внедрения в исламский бизнес методов распределённых баз дынных и открывает возможности создания коллабораций в этом направлении.
Актуальность развития исламского предпринимательства очевидна. Исламская экономика продолжает мощно развиваться, благодаря чему появляется спрос на новые продукты и услуги. Лидирующее аналитическое агентство мира «Thomson Reuters» в глобальном отчете о состоянии исламской экономики 2016/2017 обозначило основные достижения и тренды, а также наметило новые возможности. Ведь в 2015 году объем исламской экономики оценивался в 19 трлн. $, объем отрасли исламских финансов 2 трлн. $. Большую часть средств мусульмане тратят на еду и напитки в размере 1,17 трлн.$, на одежду и украшения 243 млрд.$, медиа и развлечения - 189 млрд.$, путешествия - 151 млрд, $ лекарства и косметику - 13 млрд.$. Впервые была определена емкость сегмента сертифицированной халяльной еды в размере 415 млрд.$, строгой одежды- 44 млрд.$ и халяльного туризма в размере 24 млрд. $.
Прогнозируется, что к 2021 году объем исламской экономики достигнет 3 трлн.$ (при среднегодовом темпе роста CAGR d 8%), a объем рынка исламских финансов-3,5 трлн.$ (при среднегодовом темпе роста CAGR B 9,5%).
Возможность реализации исламского предпринимательских продуктов в рамках российского правового поля не вызывает сомнений у большинства экспертов, а упирается в необходимость точечных изменений в законодательстве.
Помимо законодательных, существуют и проблемы развития исламского бизнеса социально-экономического характера, важнейшей из которых является величина спроса на исламские продукты. В различных университетах России обсуждаются проблемы исламской этики бизнеса и принципов финансирования. Однако отсутствие информации о теории и практике исламской экономик и финансов в базовых учебниках и учебных программах затрудняет глубокое изучение предмета исследования. Многим исследователям, прежде чем перейти к сравнительному анализу опыта деятельности исламского предпринимательских институтов, либо комплексному исследованию проблем применения исламского
предпринимательских принципов, необходимо изучить сущность исламской экономики, принципы исламского гражданского права, операции исламского финансирования и др.
Вопросы использования принципиально новых технологических решений для обеспечения делового взаимодействия организаций активно обсуждается уже много лет. Многие международные корпорации и ИТ-гиганты разрабатывают решения на основе технологии распределенных баз данных в сфере электронного документооборота. Перспективы выглядят очень заманчиво, так как технология блокчейн обеспечивает беспрецедентную безопасность и гарантии прослеживания любой транзакции. Однако позволит ли применение инновации как блокчейн обеспечить прорыв? Для проведения исследования было выбрано направление «партнерского бизнеса» и изучен ряд вопросов. Как партнёрский бизнес может извлечь пользу из технологии блокчейн? Есть ли перспективы у виртуального партнёрского бизнеса? Какие направления в области распределённых баз данных применимы в партнёрском виде предпринимательской деятельности? Эти и многие другие вопросы касаемо развития данного вида бизнеса имеют приоритетное место в эпоху, когда решительные трансформации технологий происходят на наших глазах, и то, что ещё недавно казалось невозможным, сегодня уже является реальным, над которым думают передовые организации, а завтра становится обыденным и общепринятым явлением, без которого мы уже не представляем нашу жизнь.
Традиции институциональной интерпретации экономических процессов восходят к работам Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла. Роль неформальных норм в экономических взаимоотношениях и возможности развития новых институтов рассматриваются O.B. Иншаковым, Д.П.Фроловым, Е.Г. Ясиным. Вопросы исламской этики бизнеса, исламской экономики рассматривались в классических трудах, в т. ч. по вопросам налогообложения — Абу Йусуфа «Китаб аль-Харадж», современных пакистанских и саудовских ученых Т. Усмани, Ю. Карадави, М. Сиддики, М.Чапры, М. Кахфа, С. Али, А. Миракхора, М. Икбала.
Развитие системы исламского вида предпринимательской деятельности, ее элементов и отдельных ее направлений в последние время вызывают повышенный интерес и изучаются многими учеными. Значительный вклад в изучении теории вопроса внесли такие российские ученые и экономисты, как Азарян В.К., Беккин Р.И., Бирюков Е.С., Джабиев А.Н., Журавлев А.Ю., Калимуллина М.Э., Мирошник Е.Н., Павлов В.В., Сюкияйнен Л.Р., Яндиев М.И., Данченко Е.А.
В работах Беккина Р.И. обосновывается, что исламская экономика не тождественна экономическим системам стран-членов ОИК, и в каждой стране существует уникальный опыт построения исламской экономики. Проведенные ранее исследования функционирования исламского бизнеса в различных регионах мира (работы Р.И. Беккина, Г.Н. Хадиуллиной, Е.С. Бирюкова, C.B. Жданова и др.) посвящены анализу развития исламского предпринимательских институтов стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, однако отсутствуют исследования развития институтов исламского бизнеса в странах СНГ и Европы. Р.И. Беккин предлагает классификацию стран в зависимости, от роли исламского предпринимательства в финансовой системе (монистическая, дуалистическая и традиционная модель), где основным критерием является государственная политика, однако другие факторы, такие, как вопросы взаимодействия религиозных норм и деловой практики, практически не рассматриваются. Необходимо проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира с точки зрения государственного регулирования, места в правовой системе, потребительских предпочтений, формальных и неформальных норм.
В трудах российских ученых ранее не проводилось исследований по вы-явлению факторов, влияющих на спрос на исламские финансовые продукты, по оценке уровня спроса, слабо изучены проблемы взаимного влияния спроса и предложения на рынке исламских продуктов, не разработаны конкретные рекомендации по эффективному развитию исламского предпринимательства.
Актуальность и недостаточная степень научной разработанности выше-указанных проблем, а также несомненная их практическая значимость обусловили выбор темы и определили цель диссертационного исследования.
Цель исследования — решение научной задачи по формированию со-временных представлений и научному обоснованию институциональных особенностей исламского бизнеса. Поставленная цель определила конкретные научные задачи исследования:
1) Выявить особенности влияния религии ислам на экономическое поведение на современном этапе, изучить взаимодействие формальных и неформальных институтов;
2) Исследовать институциональные особенности исламского бизнеса, дать обобщающую характеристику принципам исламского финансирования, дополнить понятийный аппарат в сфере исламского бизнеса;
3) Проанализировать опыт развития институтов исламского бизнеса в различных странах мира и раскрыть проблемы их развития в странах исламского мира, западной культуры и СНГ с позиций причинно-следственных связей, взаимодействия формальных и неформальных институтов;
4) Разработать предложения по повышению эффективности механизмов функционирования исламских предпринимательских институтов на территории России.
Объект исследования — институциональные особенности исламского вида предпринимательской деятельности.
Предмет исследования — неформальные и формальные нормы и правила, которые упорядочивают и координируют деятельность субъектов партнёрского предпринимательства.
Теоретико-методологическая база исследования включают труды российских и зарубежных ученых в области исламской экономики, исламского банковского дела, исламских финансов, государственного и международного регулирования системы исламских финансов, экономики арабских стран, исследования, публикации и отчеты международных организаций, исламских финансовых учреждений, отчеты Ernst&Young (EY) по исламским банкам. Для решения поставленных задач в работе применялись диалектический метод, методы статистических исследований, методы классификаций, системного и структурного анализа, графического анализа, обобщение и систематизация, а также экономико-математический анализа в виде оптимизационной модели. Также использовались методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Информационную базу исследования составляют материалы финансовых периодических изданий («Thomson Reuters», «Islamic Finance Asia», «Economist», «Финансы», «Эксперт» и др.), данные отчетов международных организаций, материалы, размещенные в сети Интернет, а также материалы, полученные во время общения с экспертами в рамках частных бесед и международных конференций.
В работе использованы законодательные и нормативные документы России, Бахрейна, Малайзии, Казахстана, а также документы и материалы международных организаций.
Концептуальная основа исследования — положения экономической теории, институциональной экономики, основы деятельности финансового рынка, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также международных организаций.
К наиболее существенным научным результатам исследования можно отнести:
- введен в научный оборот определение Исламского цифрового денежного ресурса (исламская криптовалюта);
- разработан механизм поиска оптимальных стратегий взаимодействия в рамках «смарт-контрактов» и партнёрства на их основе;
- разработаны рекомендации по внедрению и развитию исламского вида предпринимательской деятельности в России.
Практическая значимость исследования заключается в ориентации научных положений об особенностях современного исламского бизнеса на разработку стратегии развития исламского предпринимательских институтов в России. Теоретические выводы и практические рекомендации могут применяться органами законодательной и исполнительной власти России и стран СНГ при разработке законодательства в финансово- инвестиционной сфере, инвесторами и предпринимателями - при реализации инвестиционных проектов и привлечении инвестиций из стран арабо-мусульманского мира.
Основные положения исследования могут представлять интерес для научных работников, преподавателей вузов и практиков, использоваться для развития соответствующих спецкурсов. Результаты диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов «Исламский менеджмент», «Исламские финансы», «Исламское предпринимательство», а также при совершенствовании учебных курсов «МЭО», «Мировая экономика», «МВКФО» и «Экономическая теория».
Структура диссертации обусловлена целью, основными задачами и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Рассмотрим полученные в ходе исследования выводы и результаты.
1. Рассмотрены основы и тенденции развития системы исламского предпринимательства, принципы деятельности исламского предпринимательских институтов, а также финансовые инструменты, которые применяются в рамках исламской экономики. Проанализированы отличительные особенности исламских и традиционных банков. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития системы исламского предпринимательства. Выявлены факторы, которые оказывают влияние на интеграцию исламского предпринимательства в финансовую систему Российской Федерации.
2. Дано авторское определение исламского предпринимательства - это деятельность лица в целях получения прибыли, соединяющего в процессе хозяйственной деятельности различные факторы производства, самостоятельно принимающее экономические решения, готовое проявить инициативу, новаторство, неординарность мышления, в рамках исламских принципов. Сделан вывод, что основные факторы роста исламского предпринимательства зависят от специфики конкретной страны. В странах Ближнего Востока и других странах с преобладанием мусульманского населения основной движущей силой выступает спрос со стороны религиозного населения, которое ограничено в потреблении традиционных финансовых услуг. Для других стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, одной из основных причин становления данной отрасли является интерес к инвестициям из богатых нефтью арабских стран.
3. Установлено, что использование института исламского предпринимательства в России обусловлено рядом проблем: возникновение правовых рисков, риска соблюдения шариатских принципов; перестройка экономики, которая предполагает сокращение бизнеса небольших торгово-посреднических структур, основных потребителей микрофинансирования; экономический спрос малого и среднего бизнеса в секторе реального производства растет недостаточно быстро.
4. Выделены факторы, приводящие к удорожанию исламского предпринимательских услуг по сравнению с традиционными: расходы на обучение и переквалификацию персонала; формирование и содержание шариатского совета; налогообложение; невысокий масштаб бизнеса и трудности в его быстром развитии; отсутствие стандартных схем осуществления сделок и разработанной методологии в российских условиях; дополнительные расходы на адаптацию программного обеспечения; ограниченность пассивной базы в связи с отсутствием исламской инфраструктуры.
5. Сформулированы основные направления внедрения исламского предпринимательства в России: активно предпринимать более динамичные усилия по внедрению конкурентоспособных и инновационных исламского предпринимательских продуктов и услуг; способствовать внедрению разнообразных схем исламских коллективных инвестиций; проводить дальнейшую либерализацию инвестиционных ограничений для такафул в целях привлечения средств в исламский рынок капитала; продолжать усилия по мобилизации неиспользованных исламских активов путем секьюритизации; активизировать усилия по увеличению числа компетентных участников исламского рынка капитала путем обучения и просвещения; создать отдельный шариатский консультационный совет для исламского финансового сектора; установить благоприятные налоговые и правовые условия для исламского рынка капитала; продолжать усилия по разработке соответствующей финансовой отчетности для исламского рынка капитал; привлечь государственные и связанные с государством организации для выпуска исламских долговых ценных бумаг на мировой рынок; поощрять участие иностранных посредников и специалистов в сделках, связанных с исламским рынком капитала.
6. Определено, что специфика услуг исламского предпринимательства проявляется в недопустимости взимания ссудного процента, технических отличиях, необходимости соблюдать как действующее законодательство, так и принципы, правила и стандарты исламского предпринимательства, усложнение структуры сделки.
7. Выявлены предпосылки внедрения исламского предпринимательских институтов в России: преимущества исламских инвестиционных решений; ряд инвесторов-немусульман готовы диверсифицировать свой бизнес за счет реализации нестандартных финансовых моделей и вложений в халяльные продукты; привлекательным для банковских секторов выглядят значительный объем ликвидных средств представителей стран исламского мира; происходит постоянное увеличение мусульманского населения в мире в целом и в России в частности; влияют политические факторы.
8. Таким образом, виртуальный международный исламский бизнес уже сейчас активно развивается, дальнейшее развитие предлагается в следующих направлениях: браузер для мусульман; мессенджер; международную мусульманскую социальную сеть; почтовый сервер; поисковую систему для мусульман. Основными источниками дохода в виртуальном международном исламском бизнесе: рекламные блоки; спонсорство; игры; подарки; контекстная реклама; поисковая реклама; баннерная реклама; платежная система; акции компании; комиссия с продаж; абонентская плата.
9. Сделан вывод, что развитие отрасли исламского предпринимательства является одним из направлений развития экономики в целом, так как способствует появлению новых инструментов, увеличению конкуренции и, как следствие, более эффективному распределению капитала в экономике. Были сформулированы основные направления внедрения исламского предпринимательства в России: внедрение разнообразных схем исламских коллективных инвестиций; либерализация инвестиционных ограничений; мобилизация неиспользованных исламских активов; увеличение числа компетентных участников исламского рынка капитала; создание налоговых и правовых условий для исламского рынка капитала; разработка соответствующей финансовой отчетности для исламского рынка капитала; привлечь государственные и связанные с государством организации для выпуска исламских долговых ценных бумаг на мировой рынок; поощрять участие иностранных посредников и специалистов в сделках, связанных с исламским рынком капитала.
Подводя итоги, можно отметить, что будущее исламского предпринимательства в России по-прежнему остается неопределенным. Россия имеет потенциал, все возможные предпосылки и перспективы для движения в этом направлении, но реализовать их непросто. Преодоление проблем зависит от заинтересованности федерального правительства, исламского предпринимательских компаний, предпринимательских кругов и отношения населения. Существующие исламские финансовые структуры в России доказывают, что это возможно. Исламская модель финансов может способствовать созданию нового мирового финансового порядка, который позволит минимизировать вероятность возникновения серьезных экономических и финансовых кризисов, что даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.
1. Рассмотрены основы и тенденции развития системы исламского предпринимательства, принципы деятельности исламского предпринимательских институтов, а также финансовые инструменты, которые применяются в рамках исламской экономики. Проанализированы отличительные особенности исламских и традиционных банков. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам развития системы исламского предпринимательства. Выявлены факторы, которые оказывают влияние на интеграцию исламского предпринимательства в финансовую систему Российской Федерации.
2. Дано авторское определение исламского предпринимательства - это деятельность лица в целях получения прибыли, соединяющего в процессе хозяйственной деятельности различные факторы производства, самостоятельно принимающее экономические решения, готовое проявить инициативу, новаторство, неординарность мышления, в рамках исламских принципов. Сделан вывод, что основные факторы роста исламского предпринимательства зависят от специфики конкретной страны. В странах Ближнего Востока и других странах с преобладанием мусульманского населения основной движущей силой выступает спрос со стороны религиозного населения, которое ограничено в потреблении традиционных финансовых услуг. Для других стран, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, одной из основных причин становления данной отрасли является интерес к инвестициям из богатых нефтью арабских стран.
3. Установлено, что использование института исламского предпринимательства в России обусловлено рядом проблем: возникновение правовых рисков, риска соблюдения шариатских принципов; перестройка экономики, которая предполагает сокращение бизнеса небольших торгово-посреднических структур, основных потребителей микрофинансирования; экономический спрос малого и среднего бизнеса в секторе реального производства растет недостаточно быстро.
4. Выделены факторы, приводящие к удорожанию исламского предпринимательских услуг по сравнению с традиционными: расходы на обучение и переквалификацию персонала; формирование и содержание шариатского совета; налогообложение; невысокий масштаб бизнеса и трудности в его быстром развитии; отсутствие стандартных схем осуществления сделок и разработанной методологии в российских условиях; дополнительные расходы на адаптацию программного обеспечения; ограниченность пассивной базы в связи с отсутствием исламской инфраструктуры.
5. Сформулированы основные направления внедрения исламского предпринимательства в России: активно предпринимать более динамичные усилия по внедрению конкурентоспособных и инновационных исламского предпринимательских продуктов и услуг; способствовать внедрению разнообразных схем исламских коллективных инвестиций; проводить дальнейшую либерализацию инвестиционных ограничений для такафул в целях привлечения средств в исламский рынок капитала; продолжать усилия по мобилизации неиспользованных исламских активов путем секьюритизации; активизировать усилия по увеличению числа компетентных участников исламского рынка капитала путем обучения и просвещения; создать отдельный шариатский консультационный совет для исламского финансового сектора; установить благоприятные налоговые и правовые условия для исламского рынка капитала; продолжать усилия по разработке соответствующей финансовой отчетности для исламского рынка капитал; привлечь государственные и связанные с государством организации для выпуска исламских долговых ценных бумаг на мировой рынок; поощрять участие иностранных посредников и специалистов в сделках, связанных с исламским рынком капитала.
6. Определено, что специфика услуг исламского предпринимательства проявляется в недопустимости взимания ссудного процента, технических отличиях, необходимости соблюдать как действующее законодательство, так и принципы, правила и стандарты исламского предпринимательства, усложнение структуры сделки.
7. Выявлены предпосылки внедрения исламского предпринимательских институтов в России: преимущества исламских инвестиционных решений; ряд инвесторов-немусульман готовы диверсифицировать свой бизнес за счет реализации нестандартных финансовых моделей и вложений в халяльные продукты; привлекательным для банковских секторов выглядят значительный объем ликвидных средств представителей стран исламского мира; происходит постоянное увеличение мусульманского населения в мире в целом и в России в частности; влияют политические факторы.
8. Таким образом, виртуальный международный исламский бизнес уже сейчас активно развивается, дальнейшее развитие предлагается в следующих направлениях: браузер для мусульман; мессенджер; международную мусульманскую социальную сеть; почтовый сервер; поисковую систему для мусульман. Основными источниками дохода в виртуальном международном исламском бизнесе: рекламные блоки; спонсорство; игры; подарки; контекстная реклама; поисковая реклама; баннерная реклама; платежная система; акции компании; комиссия с продаж; абонентская плата.
9. Сделан вывод, что развитие отрасли исламского предпринимательства является одним из направлений развития экономики в целом, так как способствует появлению новых инструментов, увеличению конкуренции и, как следствие, более эффективному распределению капитала в экономике. Были сформулированы основные направления внедрения исламского предпринимательства в России: внедрение разнообразных схем исламских коллективных инвестиций; либерализация инвестиционных ограничений; мобилизация неиспользованных исламских активов; увеличение числа компетентных участников исламского рынка капитала; создание налоговых и правовых условий для исламского рынка капитала; разработка соответствующей финансовой отчетности для исламского рынка капитала; привлечь государственные и связанные с государством организации для выпуска исламских долговых ценных бумаг на мировой рынок; поощрять участие иностранных посредников и специалистов в сделках, связанных с исламским рынком капитала.
Подводя итоги, можно отметить, что будущее исламского предпринимательства в России по-прежнему остается неопределенным. Россия имеет потенциал, все возможные предпосылки и перспективы для движения в этом направлении, но реализовать их непросто. Преодоление проблем зависит от заинтересованности федерального правительства, исламского предпринимательских компаний, предпринимательских кругов и отношения населения. Существующие исламские финансовые структуры в России доказывают, что это возможно. Исламская модель финансов может способствовать созданию нового мирового финансового порядка, который позволит минимизировать вероятность возникновения серьезных экономических и финансовых кризисов, что даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.
Подобные работы
- Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исламский банкинг
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый
рынок
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ЕГО
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исламские финансовые институты: проблемы и перспективы развития в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исламский банкинг и его интеграция в мировой финансовый рынок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ЕГО ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017



