Направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
|
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения формирования предметных умений в начальной школе на уроках русского языка 5
1.1. Умение как способ реализации учебных действий 5
1.2 Понятие антонимов, классификация антонимов 8
1.3 Использование антонимов в речи 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Анализ программы и учебников по русскому языку в контексте формирования предметных умений в сфере лексики (антонимов) 19
2.1 Методическое содержание программы по русскому языку в контексте формирования предметных умений в сфере лексики (антонимов) 19
2.2 Сравнительный анализ программы и учебников по русскому языку в тексте изучения антонимов в начальной школе 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 29
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения формирования предметных умений в начальной школе на уроках русского языка 5
1.1. Умение как способ реализации учебных действий 5
1.2 Понятие антонимов, классификация антонимов 8
1.3 Использование антонимов в речи 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Анализ программы и учебников по русскому языку в контексте формирования предметных умений в сфере лексики (антонимов) 19
2.1 Методическое содержание программы по русскому языку в контексте формирования предметных умений в сфере лексики (антонимов) 19
2.2 Сравнительный анализ программы и учебников по русскому языку в тексте изучения антонимов в начальной школе 22
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 29
Актуальность исследования. Школьный курс русского языка предполагает изучение понятий, которые описывают все уровни языка как системы. Младшего школьника необходимо включить в учебную деятельность, специфика которой заключается во взаимодействии обучающегося с понятиями. Чтобы усвоить понятие, необходима активность собственной мысли ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) сформулированы требования к результатам обучающихся. К этим требованиям относятся личностные, предметные и метапредметные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают в себя овладение обучающимися основными понятиями из курса русского языка. Однако для младших школьников усвоение языкового понятия представляет определенную трудность в силу возрастных особенностей, так как все языковые понятия являются абстрактными. В связи с этим также для младших школьников возникает трудность в освоении понятия «антонимы».
Объект исследования: процесс изучения методического содержания программы и учебников по русскому языку, направленность на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Предмет исследования: способы включения изучаемого материала в содержании программы и учебников по русскому языку для 2 класса
Цель исследования: определить специфику направленности методического содержания программы и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Задачи исследования:
- изучить научно- теоретическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
- обратить особое внимание на умение как фактор реализации учебных действий при изучении антонимов;
- проанализировать содержание публикаций в сфере антонимии в контексте формирования соответствующих предметных умений;
- проанализировать содержание программы по русскому языку с ориентацией на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- проанализировать содержание учебников по русскому языку с ориентацией на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- сравнить направленность содержания программы и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- сформулировать выводы по каждой главе, а так же представить заключение по курсовой работе.
Гипотеза: ориентация содержания программы и учебников по русскому языку, видимо окажется, выданное эффективным, если учащиеся овладеют предметными умениями при изучении антонимов
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методической литературы, содержательный анализ УМК, систематизация и обобщение.
Методическую основу работы составили научные труды Е.Н. Беляевой, И.Г. Ковалевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.А. Реформатского и др. В работах Т.Г. Рамзаевой, В.П. Канакиной, Э.В. Кузнецовой и др. раскрыты механизмы пополнения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка, а также представлена методика обучения младших школьников лексике. П.Л. Любшина, Т.И. Морозова и др. проанализировали основные приемы и методы обогащения словаря младшего школьника в процессе обучения лексике (антонимам).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в процессе обучения учащихся 2-го класса лексике (антонимам).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.
Объект исследования: процесс изучения методического содержания программы и учебников по русскому языку, направленность на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Предмет исследования: способы включения изучаемого материала в содержании программы и учебников по русскому языку для 2 класса
Цель исследования: определить специфику направленности методического содержания программы и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Задачи исследования:
- изучить научно- теоретическую и учебно-методическую литературу по теме исследования;
- обратить особое внимание на умение как фактор реализации учебных действий при изучении антонимов;
- проанализировать содержание публикаций в сфере антонимии в контексте формирования соответствующих предметных умений;
- проанализировать содержание программы по русскому языку с ориентацией на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- проанализировать содержание учебников по русскому языку с ориентацией на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- сравнить направленность содержания программы и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении лексики (антонимов);
- сформулировать выводы по каждой главе, а так же представить заключение по курсовой работе.
Гипотеза: ориентация содержания программы и учебников по русскому языку, видимо окажется, выданное эффективным, если учащиеся овладеют предметными умениями при изучении антонимов
Методы исследования: анализ теоретических источников по теме исследования, методической литературы, содержательный анализ УМК, систематизация и обобщение.
Методическую основу работы составили научные труды Е.Н. Беляевой, И.Г. Ковалевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.А. Реформатского и др. В работах Т.Г. Рамзаевой, В.П. Канакиной, Э.В. Кузнецовой и др. раскрыты механизмы пополнения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка, а также представлена методика обучения младших школьников лексике. П.Л. Любшина, Т.И. Морозова и др. проанализировали основные приемы и методы обогащения словаря младшего школьника в процессе обучения лексике (антонимам).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в процессе обучения учащихся 2-го класса лексике (антонимам).
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) результативность изучения курса русского языка в начальной школе напрямую связывается с освоением младшими школьниками предметных умений.
Антонимия – это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями. Антонимы отражают существенные различия между соотносительными, однородными предметами, явлениями, признаками, процессами. Причем эти различия носят характер контрастный, взаимоисключающий. Работа с антонимами начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения.
В ходе анализа программ по русскому языку для начальной школы были сформулированы следующие выводы:
1. Согласно содержанию УМК «Гармония» изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления. Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
2. УМК «перспективная начальная школа» также включает в себя комплекс упражнения, направленный на формирование у младших школьников понятия «антонимы».
3. . Проанализировав программы и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» по изучению антонимов, мы пришли к выводу, что в программе не предусматривается выделения часов на изучение этого понятия.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Антонимия – это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями. Антонимы отражают существенные различия между соотносительными, однородными предметами, явлениями, признаками, процессами. Причем эти различия носят характер контрастный, взаимоисключающий. Работа с антонимами начинается с анализа художественного текста, но затем вводятся и специальные упражнения.
В ходе анализа программ по русскому языку для начальной школы были сформулированы следующие выводы:
1. Согласно содержанию УМК «Гармония» изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления. Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
2. УМК «перспективная начальная школа» также включает в себя комплекс упражнения, направленный на формирование у младших школьников понятия «антонимы».
3. . Проанализировав программы и учебники по русскому языку образовательной системы «Школа России» по изучению антонимов, мы пришли к выводу, что в программе не предусматривается выделения часов на изучение этого понятия.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Реализация когнитивного подхода в лексико-семантической работе на уроках русского языка в начальной школе (на материале концепта «Язык»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ( на материале Универсального словаря)
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - УСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПОЛИСЕМИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ТАТАРСКОМУ И АРАБСКОМУ ЯЗЫКАМ
Магистерская диссертация, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами
на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



