Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности внедрения аналитической
информационной системы 7
1.1 Понятие аналитической информационной системы и ее основные
характеристики 7
1.2 Существующие методы оценки эффективности внедрения аналитической
информационной системы 16
1.3 Проблемы оценки эффективности аналитической информационной
системы 23
2. Анализ детальности и оценка конкурентоспособности ИП Галимов Р.Ф 28
2.1 Общие характеристики деятельности ИП Галимов Р.Ф 28
2.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности
ИП Галимов Р.Ф 30
2.3 Оценка конкурентоспособности ИП Галимов Р.Ф 38
3. Оценка эффективности внедрения аналитической информационной системы на
ИП Галимов Р.Ф 53
3.1 Анализ информационной инфраструктуры на ИП Галимов Р.Ф 53
3.2 Этапы внедрения аналитической информационной системы ИП Галимов Р.Ф 54
3.3 Оценка внедрения аналитической информационной системы на
предприятии 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что информационные технологии в наши дни развиваются особенно стремительно. Это позволяет усовершенствовать процедуры управления и, тем самым, повысить качество администрирования в различных учреждениях и организациях. Главным образом это обеспечивается путем внедрения систем информационно-аналитического обеспечения. С их применением аналитическая деятельность и различные вспомогательные инструменты используются наиболее активно и в совокупности, помогая принимать более объективные управленческие решения.
Главным аспектом функционирования ИАС является переориентация с продвинутых версий различных систем управления базами данных на более развитый и качественный уровень, который позволяет выполнять аналитические экспертные действия. Работа информационно-аналитических систем базируется на применении знаний о конкретно взятой области такими методами, чтобы пользователи ИАС имели возможность предложить объективные решения возникающих вопросов, и впоследствии успешно применять их на практике. В эту совокупность можно включить такие составляющие, как диагностика состояния, интерпретация данных, прогнозирование, различный мониторинг и так далее.
В настоящее время доля электронной коммерции в России и мире непрерывно растет.
В разных странах темпы этого роста различаются, это обосновано многими факторами, например, уровнем проникновения интернета в повседневную жизнь пользователей, доступностью тех или иных групп товаров в традиционных торговых точках. По мере подобных изменений на рынке бизнес адаптирует и изменяет направление своего развития. Управляющие торговыми компаниями разрабатывают специальные стратегии для развития магазина в интернете, получают возможность точнее влиять на количество посещений интернет - площадки, тем самым увеличивая доходность компании.
Заказы в интернет-магазине имеют свою специфику исполнения в отличие от традиционного ретейла. В связи с этим широко описанные в литературе CRM (Customer Relationship Management) методики (методики управления взаимоотношениями с клиентами) также терпят принципиальные изменения. В контексте интернет - магазина в данной работе речь пойдет в первую очередь об оптимизации, которая позволяет не только обрабатывать в разы большее количество входящих заявок и заказов, но и делать это безошибочно, транслируя информацию различным отделам.
Для выполнения данных целей были разработаны CRM системы. Существует большое количество готовых решений. В данной работе будут описаны только некоторые из них.
Цель данной работы - оценка эффективности внедрения аналитической информационной системы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- определить понятие аналитической информационной системы и ее основные характеристики;
- рассмотреть существующие методы оценки эффективности внедрения аналитической информационной системы;
- изучить проблемы оценки эффективности аналитической информационной системы;
- дать общую характеристику деятельности ИП Галимов Р.Ф.;
- провести анализ результатов финансово -хозяйственной деятельности и конкурентоспособности ИП Г алимов РФ;
- провести анализ информационной инфраструктуры на ИП Галимов;
- изучить этапы внедрения аналитической информационной системы ИП Галимов РФ;
- провести оценку внедрения аналитической информационной системы на предприятии.
Объектом исследования является ИП Галимов Р.Ф.
Предметом исследования является внедрение разработанной системы в деятельность магазина.
Новизна проделанной работы заключается в определении методики для сравнения существующих решений на рынке. Данные критерии позволяют определить наличие подходящего решения для исследуемой компании, а также определить слабые и сильные стороны каждой из CRM систем. В ходе работы автор выставляет гипотезу, что данная методика работоспособна и позволяет определить необходимость инвестирования в разработку нового продукта.
Информационной и теоретической базой для написания данной работы явились: законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие в современных условиях деятельность предприятий; научная и учебная литература в области анализа конкурентоспособности предприятия; Интернет-ресурсы; статистические данные, а также материалы, полученные непосредственно на объекте исследования.
Существует большое количество научной литературы и информации в сети интернет, связанной с исследуемым вопросом.
Тем не менее, большее внимание уделяется готовым решением, они сравниваются между собой и выбираются лучшие. Но вопрос разработки собственной CRM системы остается недостаточно исследованным, так как является трудоемким процессом, требующим инвестиции, что является проблемой, особенно для стартапов.
В работе использованы традиционные подходы экономической науки: анализ, синтез и моделирование экономических процессов, системный и комплексный подход к исследуемым явлениям и процессам.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Информационно-аналитические системы, независимо от применяемой сферы, разрабатываются с учетом необходимости удовлетворения всех требований в предметно-ориентированном развитии, при этом учитываются все основные социально-значимые направления. Такая информатизация управления призвана гарантировать достаточный и стабильный уровень обеспеченности данными пользователей, касающийся каждого аспекта деятельности учреждения или организации. При этом учитываются рамки всех значимых направлений и весь реализуемый комплекс мероприятий, осуществляемых предприятием. Так, единая информационно-аналитическая система в сфере образования содержит все сведения, касающиеся образовательной сферы в конкретном государстве, а также различные варианты для принятия решений.
Процесс самостоятельной разработки CRM системы требует большого количества инвестиций и трудовых ресурсов, а также четкое представление о необходимости персональной системы. Другим решением является приобретение готового продукта, что оправдано для небольших компаний, так как они, только отстраивают свой бизнес и могут скорректировать свои бизнес процессы под готовый программный продукт, и они не могут инвестировать большие средства в разработку специализированного ПО.
Кроме того, требования небольших интернет-магазинов достаточно простые и все программные решения на рынке в той или иной степени в состоянии их удовлетворить.
Объектом и предметом данного исследования стала компания, которая существует на рынке более 12 лет. По мере развития оптового подразделения руководство стало развивать и розничное направление. Темп роста интернет - магазина, хоть и не стремительный, но постоянный, заставил задуматься о внедрении CRM системы для обработки заказов, налаживания взаимоотношений с клиентами и информирования между отделами.
В начале работы были поставлены цели и задачи по внедрению нового продукта в операционную деятельность компании. Данный процесс занял длительное время и потребовал существенных инвестиций. Подводя итоги, можно сделать вывод, что задачи, поставленные для достижения обозначенной цели, достигнуты.
Актуальность данной работы заключается в разработке критериев для анализа существующих CRM систем. Данный анализ позволяет выделить недостатки каждого продукта, определиться действительно ли необходима разработка, а также какой функционал должен быть добавлен для эффективности внедрения CRM системы.
Автор работы является руководителем всего интернет - направления в исследуемой компании. Он отвечает за обоснование необходимости инвестирования в собственный продукт, определение размера затрат на разработку и внедрение.
Автором были описаны функциональные требования к системе. А также осуществлялся контроль разработки, внедрения и управления персоналом.
Данная работа имеет большой потенциал для дальнейшего развития. По мере выполнения поставленных изначала требований, сформировались новые задачи, которые могут существенно оптимизировать процессы и поднять сервис в интернет - магазине на новый уровень. В дальнейшем планируются доработки по следующим вопросам:
- Контроль складских остатков;
- Детальное планирования процесса закупок;
- Настройка двусторонней интеграции с транспортными компаниями. На данный момент система позволяет только формировать отгрузочные документы. Информацию о движении заказа логист вносит в систему вручную;
- Настройка обмена информацией о статусе заказа с личными кабинетами на всех порталах;
- Настройка бухгалтерского учета. Синхронизация с программой 1С, а которой шла речь в работе, подразумевает только подготовку отгрузочных документов на данном этапе. В этом направлении CRM систему можно и необходимо развивать.
Современные тенденции развития бизнеса и электронной коммерции в частности диктуют свои условия, к которым компании должны адаптироваться. Перманентно растущая конкуренция требует от интернет - магазинов любых размеров инвестирования и развития для улучшения сервиса для клиентов, а также оптимизации своих процессов для возможности увеличения потока заказов. CRM система, правильно интегрированная и логична вписанная в операционную деятельность предприятия, является мощнейшим инструментом в работе не только с клиентами, но и внутри компании.
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 395-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА- ГЛОНАСС» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
Книги, монографии
3. Астапчук, В. А. Корпоративные информационные системы: требования при проектировании: учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 102 с.
4. Внуков, А. А. Защита информации в банковских системах: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. А. Внуков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 246 с.
5. Информационные системы в экономике: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, В. Н. Юрьев, С. В. Широкова, А. В. Логинова; под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 402 с.
6. Информационные системы управления производственной компанией: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н. Н. Лычкиной. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 241 с.
7. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов [и др.]; под ред. В. В. Трофимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 482 с.
8. Моргунов, А. Ф. Информационные технологии в менеджменте: учебник для академического бакалавриата / А. Ф. Моргунов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 266 с.
9. Нестеров, С. А. Информационная безопасность: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Нестеров. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 321 с.
10. Нетёсова, О. Ю. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие для вузов / О. Ю. Нетёсова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 146 с.
11. Одинцов, Б. Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. Е. Одинцов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 206 с.
12. Плахотникова, М.А. Информационные технологии в менеджменте: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М. А. Плахотникова, Ю. В. Вертакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 326 с.
13. Полынская, Г. А. Информационные системы маркетинга: учебник и
практикум для академического бакалавриата / Г. А. Полынская. - М.:
Издательство Юрайт, 2018. - 370 с.
14. Рыбальченко, М. В. Архитектура информационных систем: учебное пособие для вузов / М. В. Рыбальченко. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 91 с.
15. Рыжко, А.Л. Информационные системы управления производственной компанией: учебник для академического бакалавриата / А. Л. Рыжко, А. И. Рыбников, Н. А. Рыжко. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 354 с.
16. Станкевич, Л. А. Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. А. Станкевич. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 397 с.
17. Трофимов, В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 283 с.
18. Шапцев, В. А. Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества: учебное пособие для вузов / В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 177 с.
19. Экономика информационных систем: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Рыжко, Н. А. Рыжко, Н. М. Лобанова, Е. О. Кучинская. - 2¬е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
Печатная периодика
20. Акимова Ф. В. Хранилища данных: основные архитектуры и принципы построения в реляционных СУБД [Текст] / Ф. В. Акимова, А. М. Манько, О. В. Чубарова // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (10). - С. 190-192.
21. Барсегян А. А., Степаненко В. В., Холод И. И., Куприянов М. С. Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP. 2013. С. 120-129.
22. Белошицкий Д. А. Интеграция данных в информационных системах // Молодежный научно-технический вестник. Изд-во: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н. Э. Баумана», эл. No. ФС77-51038, 2013. С. 1-17.
23. Бородулин А. Н. Программные средства бизнес-аналитики в системе управления современным предприятием [Текст] / А. Н. Бородулин // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 26 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 286-289.
24. Бунова Е.В., Буслаева О.С. Оценка эффективности внедрения информационных систем // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та // Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2013, № 1, 158-164.
25. Гореткина Е. Какими будут ИТ-расходы в 2015-м в мире и в России / Е. Гореткина [Текст] // PC Week/RE. - №1 (878). - 2015. - С. 1-6.
26. Горохов М. М., Д. А. Переведенцев. Формирование многомерной модели данных для целей OLAP-анализа в информационно-аналитической системе управления научными проектами / М. М. Горохов, Д. А. Переведенцев // Вестник ВГУ, серия: системный анализ и информационные технологии. - 2016. - № 3. - с. 124-130.
27. Карлова Е. А. OLAP-технологии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии. - 2013. № 8. С. 427-428.
28. Козлов А. Н. Интеллектуальные информационные системы // учебник / А. И. Козлов; Мин-во с-х. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013. С. 137-161.
29. Паклин Н. Б., Орешков В. И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям // Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. С. 61-137.
30. Переведенцев Д. А. Разработка UML-модели информационно-аналитической системы перспективных научных проектов / Д. А. Переведенцев // «Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова». - 2015. - № 4. - С. 58-60.
31. Станкова Е. Н., Петров Д. А. Комплексная информационная система, предназначенная для формирования входных данных моделей облаков // «Вестник Санкт-Петербургского университета». 2015 Выпуск 3. Стр. 83-95.
32. Трофимова, Л.Н., Чаплина А.Н. Методическое обеспечение эффективной деятельности организаций розничной торговли на основе системной экономической диагностики// Аудит и финансовый анализ. - 2015. -№5. - 123-234 с.
33. Шапошников Г.Г. Классификация информационных систем, используемых в предпринимательской деятельности // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 5(56). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 70-79.
Электронные ресурсы
34. Бунова Е.В., Буслаева О.С. Оценка эффективности внедрения информационных систем // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka- effektivnosti-vnedreniya-informatsionnyh-sistem(дата обращения: 27.04.2018).
35. Введение в основы OLAP-технологий и MS SQL Server Analysis Services.
http://www.intuit.ru/studies/courses/568/424/lecture/9641 (дата обращения:
27.04.2018).
36. Замараев В. Типы программных продуктов //Sofhvare&Startups. http://www.soltwareandstartups.com/razrabotka-po/tipy-programmnyxproduktov/(дата обращения: 27.04.2018).
37. Информационная безопасность и тестирование Web-приложений.
http://forworktests.blogspot.ru/2013/03/web_3.html'?m=l (дата обращения:
27.04.2018).
38. Кадиров Р.М., Рабаданова Р.М. Аналитические информационные системы для поддержки принятия решений // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2464/34008(дата обращения: 27.04.2018).
39. Калюжный О. Н. Язык запросов MDX. http://sqlmdx.narod.ru/ (дата обращения: 27.04.2018).
40. Клиентская библиотека работы с URL (cURL).
http://www.php.net/manual/ru/book.curl.php (дата обращения: 27.04.2018).
41. Консолидация данных - ключевые понятия // Корпоративный менеджмент,http://www.cfin.ru/itm/olap/cons.shtml (дата обращения: 27.04.2018).
42. Кузнецов А. Возможности и преимущества CPM-системы //Консультант
- 2010. - №13http://www.cfin.ru/software/kis/cpm.shtmlCPM (дата обращения
27.04.2018).
http://www.gazintech.ru/multivaluedb.php (дата обращения: 27.04.2018).
44. Написание автоматических тестов и среди PHPUnit.
http://phpclub.ru/detail/article/phpunit (дата обращения: 27.04.2018).
45. Оперативная аналитическая обработка данных: концепции и технологии
[Электронный ресурс]. URL: http://www.olap.ru/basic/olap_and_ida.asp (дата
обращения 27.04.2018).
46. Подходы к контролю качества данных. http://fsecrets.ru/2012/08/подходы-к-контролю-качества-данных (дата обращения: 27.04.2018).
47. Принципы проектирования и использования многомерных баз данных. http://www.osp.ru/dbms/l 996/03/13031490/ (дата обращения: 27.04.2018).
48. Сайт Университета Вайоминга. Кафедра атмосферных наук. http://vveather.uvvyo.edu/upperair/soundmg.html (дата обращения: 27.04.2018).
49. СУБД Oracle MySQL, https://www.mysql.com/ (дата обращения: 27.04.2018).
50. Технология ногомерных баз данных.
http://www.osp.ru/os/2002/01/180958/ (дата обращения: 27.04.2018).
51. Тумакова А. Российский рынок BI-систем - кто, сколько и почем [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://spbit.ru/news/n96564/ (дата обращения 27.04.2018).
52. Фреймворк PHPUnit для начинающих,http://phpprofi.ru/blogs/post/24(дата обращения: 27.04.2018).
53. Чубукова И.А. Базы данных: Data Mining. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/6/6/info (дата обращения
27.04.2018).
54. Язык программирования РНР.https://secure.php.net/ (дата обращения: 27.04.2018).