Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принятие управленческих решений на предприятии на основе использования инструментов моделирования

Работа №46312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы моделирования экономических процессов 6
1.1 Сущность управления экономическими системами 6
1.2 Виды экономических моделей и содержание процедур моделирования 16
1.3 Информационные технологии в моделировании экономических процессов 25
2. Основные направления развития управленческих моделей в деятельности
инфраструктурных отраслей 34
2.1 Особенности управления инфраструктурными отраслями 34
2.2 Инфраструктурные отрасли как объект моделирования 46
2.3 Использование информационных технологий в моделировании
деятельности инфраструктурных отраслей 51
3. Использование инструментов моделирования в системе принятия
управленческих решений в АО «Транснефть-Прикамье» 56
3.1 Экономическая характеристика АО «Транснефть - Прикамье» 56
3.2 Использование моделей в системе управления основными
направлениями деятельности АО «Транснефть-Прикамье» 66
3.3 Экономическое обоснование внедрения имитационной модели Anylogic
в АО «Транснефть-Прикамье» 74
Заключение 81
Список использованных источников 84
Приложения

Современные условия сложного взаимодействия экзогенных и эндогенных факторов, широкой разветвленности конкурентной среды и неопределенности будущей ситуации, развития и усложнения хозяйственных связей между предприятиями, наличия большого количества информации порождают многовариантность управленческих решений, разработка которых требует учёта многообразия причинно-следственных связей, обусловливающих функционирование хозяйствующих субъектов. Одним из направлений решения данной проблемы, на наш взгляд, может служить использование экономико-математических моделей, имитирующих процесс функционирования и развития предприятия и оптимизирующих результаты деятельности на основе заданного целевого показателя. При этом следует подчеркнуть, что моделирование тесно связано с информационным обеспечением, поскольку предполагает использование как внутренней информации, так и внешней, на основе которой и проводятся различные вычисления для построения моделей, поэтому эти методы зачастую рассматриваются в комплексе.
Использование на практике методов моделирования хозяйственных ситуаций позволяет вырабатывать экономически эффективные стратегии и тактически верные управленческие решения. При этом количественный анализ и математическая формулировка экономических законов служат переходной ступенью от их качественной трактовки к разработке моделей эффективного развития.
Принято считать, что моделирование позволяет не только и не столько выполнять быстрые и безошибочные вычисления, сколько проводить многовариантный анализ функционирования и развития экономических систем как в реальных, так и в гипотетических, виртуальных условиях непосредственно под управлением и с участием эксперта.
Содержание моделирования составляют конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделение его существенных характеристик, экспериментальный и/или теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными об объекте, корректировка модели и т.д.
Каждый современный руководитель, если он хочет добиться максимальной эффективности своего предприятия, должен периодически обращаться к методам компьютерного имитационного моделирования, потому что оно является одним из эффективных средств исследования систем управления, позволяющим получить количественную оценку характеристик их функционирования. Знание принципов и возможностей имитационного моделирования, умение создавать, исследовать и применять модели на практике становятся необходимыми требованиями современного менеджмента.
Компьютерное моделирование позволяет рассматривать процессы, происходящие в системе, на любом уровне детализации. При этом с помощью модели можно реализовать практически любой алгоритм управленческой деятельности или поведения системы. Кроме того, модели, которые допускают исследование аналитическими методами, также могут анализироваться имитационными методами. Все это служит причиной того, что методы компьютерного имитационного моделирования в настоящее время становятся одними из основных методов исследования сложных систем менеджмента.
Особое внимание следует обратить на то, что имитационное моделирование рассматривается сегодня как обязательный этап в принятии ответственных управленческих решений в компаниях, активно использующих в своей деятельности современные информационные технологии. Эти компании привлекают в помощь менеджерам системы, которые способствуют принятию стратегических управленческих решений, - инструменты на основе компьютерного имитационного моделирования. Компьютерное имитационное моделирование позволяет описать сложные нелинейные взаимодействия в бизнесе, например, смоделировать поведение экономических субъектов в кризисной ситуации, оценить последствия реализации различных сценариев или спрогнозировать дальнейшее течение событий.
Основной целью исследования был анализ направлений использования инструментов моделирования при принятии управленческих решений.
Задачи, которые необходимо было решить в данной работе:
1. Раскрыть сущность управления экономическими процессами, основные проблемы и сложности.
2. Выявить основные виды экономических моделей и содержание процедур моделирования.
3. Проанализировать роль и значимость использования информационных технологий в моделировании экономических процессов.
4. Определить особенности управления инфраструктурными отраслями и значимость для других отраслей.
5. Рассмотреть инфраструктурные отрасли как объект моделирования.
6. Разобрать и раскрыть особенности использования информационных технологий в моделировании деятельности инфраструктурных отраслей.
7. Сделать анализ финансового состояния АО «Транснефть- Прикамье».
8. Исследовать использование моделей в системе управления
основными направлениями деятельности АО «Транснефть-Прикамье».
9. Рассчитать и сформулировать экономическое обоснование внедрения имитационной модели Anylogic в АО «Транснефть-Прикамье».
Объектом исследования в данной курсовой работе является деятельность инфраструктурных отраслей. Предмет исследования - модели процессов, протекающих в рамках деятельности инфраструктурных отраслей.
В процессе исследования использованы системный, структурный и функциональный методы, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме, устав предприятия АО «Транснефть-Прикамье», сведения о проведенных и завершенных закупках компании, финансовые отчеты и заключения специалистов за последние годы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы моделирования экономических процессов, сущность управления экономическими системами, виды экономических моделей и общее содержание процедур их моделирования, а также рассмотрены информационные технологии, использующиеся в моделирования экономических процессов. Во второй главе были раскрыты основные направления развития управленческих моделей в деятельности инфраструктурных отраслей, особенности моделирования и применения информационных технологий. В третьей главе данной работы было проанализировано экономическое состояние АО «Транснефть-Прикамье», исследовано использование моделей в системе управления основными направления компании и приведено экономическое обоснование внедрения имитационной модели Anylogic.
В настоящее время выделяют огромное количество моделей, позволяющих решить те или иные задачи, в зависимости от поставленных целей и подхода к моделированию. Причин такого многообразия моделей несколько: усложнение процессов, необходимость обработки большого
количества данных, развитие технологий, учет разного набора факторов, глобализация и взаимосвязь различных сфер жизни, а также географические и финансовые особенности. При этом, наиболее популярными при экономическом анализе являются визуальные, математические, эмпирические и имитационные модели. Однако, наиболее распространенной считается имитационное моделирование.
Сравнительный анализ современных систем имитационного моделирования позволяет заключить, что выбор той или иной модели напрямую должен зависеть от наших целей исследования и возможностей, т.к. наиболее усложненные и универсальные модели являются достаточно дорогими, поэтому их не целесообразно использовать мелким предприятиям. Кроме того, порой затраты на моделирование превышают прибыль от результатов, что делает использование данных моделей неоправданными.
Развитие ИКТ во всех областях оказывает влияние и на моделирование экономических процессов. Статистические данные подтверждают возросший удельный вес на программные продукты в общей структуре затрат. Использование информационных технологий значительно упрощают процесс принятия управленческого решения, выявления причинно-следственных связей в экономике, прогнозирования и планирования благодаря автоматизации построения зависимостей между параметрами, уравнений на адекватность, тем самым сокращая время и трудоемкость вычислений.
Рассматривая различные формулировки содержания и смысла термина «инфраструктура», можно определить ее как многофункциональную интегрированную структуру, которая носит обслуживающий характер работы и высокую социальную значимость. Кроме того, выделяют несколько специфических характеристик инфраструктурных отраслей, такие как: сетевой характер, проявляющийся в централизации предприятий инфраструктурных отраслей; нацеленность не на прибыль, а на обеспечение надежности и безопасности; территориальная привязанность предприятий инфраструктурной отрасли; необходимость обеспечения и постоянного контроля режимности работы предприятий инфраструктуры; дороговизна основных фондов и длительный срок их замены, а также государственный контроль.
Инфраструктуры являются сложными системами, требующие учет большого количества данных. Функции системы может зависеть от одного компоненты и его взаимосвязи с другими. Однако достаточно сложно установить степень влияния каждого компонента. Кроме того, при моделировании инфраструктурных отраслей важны работа в режиме реального времени, обеспечение сбалансированности и оптимизации имеющихся ресурсов, учет директивных методов и обработка большого количества данных. Среди всех моделей имитационные модели в лучшей степени могут решить данные проблемы.
Финансово-экономический анализ АО «Транснефть-Прикамье» показал, что компания обладает хорошей финансовой устойчивостью, однако плохим состоянием ликвидности, что может привести к невозможности компанией выплат своих долгов и обязательств в короткие сроки. Кроме того, в компании наблюдается резкие изменения выручки и прибыли. Анализ показал, что основной причиной служат как внутренние факторы, в частности изменения структуры себестоимости и увеличение управленческих расходов, так и внешние - общий спад продаж.
Среди всех моделей Anylogic в наилучшей степени подходит компании. Причинами служат: положительный опыт использования модели крупной трубопроводной компанией в Северной Америке, использование передовых технологий, в том числе индустрии 4.0, адаптируемость под русских пользователей-компаний, бесплатные пробные версии и не высокие требования к аппаратному обеспечению и ПО. Определив величину потери сотрудниками без ИМ, а также рассчитав условно выгоду от ИМ с учетом и без учетов риска, в последствие были вычислены показатели ROI, NPV, которые свидетельствуют об окупаемости ресурсов, успешности внедрения и увеличения стоимости компании, благодаря внедрения имитационной модели Anylogic. Срок окупаемости через 2 года 8 месяцев.



1. Безруков, А.И. Математическое и имитационное моделирование : учеб. пособие / А.И. Безруков, О.Н. Алексенцева. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 227 с.
2. Богатырев, В.Д. Основы теории управления экономическими системами: учеб. пособие / В.Д. Богатырев, Б.Н. Герасимов. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм, ун-та, 2008. - 260 с.
3. Боев, В.Ю. Повышение энергоэффективности в инфраструктурных отраслях региона как основа процесса модернизации // Бизнес Информ. - 2013. - №7. - C. 60-63.
4. Власов, М.П. Моделирование экономических систем и процессов: Учебное пособие / М.П. Власов, П.Д. Шимко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
5. Гагарина, Л.Г. Информационные технологии: Учебное пособие / Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь; Под ред. Л.Г. Гагариной. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с.
6. Гафарова, Е.А. Применение прикладных программ при обучении эконометрическим дисциплинам / Е.А. Гафарова// Современные проблемы науки. - 2014. - №6 - С.1-12.
7. Герасимов, Б.Н. Управление экономическими системами : монография / Б.Н. Герасимов, К.Б. Герасимов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - 225 с.
8. Журавлев, С.С. Краткий обзор методов и средств имитационного моделирования производственных систем / С.С. Журавлев. - Новосибирск: Конструкторско-технологический институт вычислительной техники СО РАН,
2015. - 53 с.
9. Кондратьев, В.Б. Инфраструктура как фактор экономического роста / В.Б. Кондратьев // Российское предпринимательство . - 2010. - № 11. Вып. 2 (171). - С. 29-37.
10. Кутернин, М.И. Инфраструктурные отрасли экономики страны как движущая сила модернизации/ М.И. Кутерин// Инновации и инвестиции. - 2012. - №1. - С.69-74.
11. Ларина, Р.Р. Логистический подход к управлению региональными организационно-экономическими системами. Монография / Р.Р. Ларина, И.Ю. Гришин. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. - 224 с.
12. Милославская, С.В. Транспортные системы и технологии перевозок [Электронный ресурс] : Учебное пособие / С. В. Милославская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альтаир-МГАВТ, 2013. - 200 с.
13. Михеева, Т.В. Обзор существующих программных средств имитационного моделирования / Т.В. Михеева//Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2009. - N 1(61). - С. 87-90.
14. Нургалиев, Е.Р. Использование средств имитационного
моделирования при исследовании транспортных процессов / Е.Р. Нургалиев// Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. - Воронеж: ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2015. - т. 2, № 2 (3). - С.814-821.
15. Пыхов, П.А.Инфраструктура как объект экономических исследований / П. А. Пыхов, Т. О. Кашина // Журнал экономической теории. -
2016. - №1. - С.39-46.
16. Райзберг, Б.А., Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА- М. - 1999. - 479с.
17. Рыбачук, М.А. Тетрадоцентричный подход к управлению экономическими системами / М.А. Рыбачук. - М.: 2015. - 420с. - Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2015): Материалы Восьмой международной конференции, 29 сент. — 01окт 2015 г., с. 372-373.
18. Скатков, А.А. Управление ресурсами при критическом инфраструктурном взаимодействии в условиях неопределенности / А.А.
Скатков, Д.Ю. Воронин // Система обработки информации. - 2014. - №7(123). - С.152-157.
19. Современные технологии управления - 2014. Сборник материалов международной научной конференции. Россия, Москва, 14-15 июля 2014 г. [Электронный ресурс] / под ред. проф. А.Я. Кибанова. - Электрон. текст. дан. (1 файл 16,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - 2153 с.
20. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб.: Российская национальнаябиблиотека. 2011. - 256с.
21. Токарев, К.Е. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие / К.Е. Токарев - Волгоград: Волгоградский ГАУ,
2015. - 88 с.
22. Шилков, В.И. Информационные технологии и стратегическое моделирование эффективных и безопасных критических инфраструктур. - Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2016. - С.470-481
23. Бухгалтерская отчетность АО «Транснефть-Прикамье» 2012-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт АО «Транснефть-Прикамье». - Режим доступа:https://kama.transneft.ru/info/otchetnost/buhgalter.
24. Объект управления [Электронный ресурс]. - М.: Scicenter.online,
2018. - Режим доступа: https://scicenter.online/osnovyi-sotsiologii-
scicenter/obyekt-upravleniya-34102.html
25. Османов, В. Курс на Приморск: куда и зачем «Транснефть-
Прикамье» вбухала 26 миллиардов[Электронный ресурс]/ В. Османов, И. Ким// Бизнес online. - 2018. - 27 апреля. - Режим доступа: https://m.business-
gazeta.ru/article/380411
26. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. [Электронный ресурс]. - М.: Академик.ру, 2010. - Режим доступа:http://niv.ru/doc/dictionary/political-science/index.htm
27. Рейтинг стран мира по уровню ВВП [Электронный ресурс]. - М.:
Гуманитарные технологии, 2018. - Режим доступа:
http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info
28. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. - М.:
Академик.ру, 2001. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5435
29. Словарь финансовых терминов [Электронный ресурс]. - М.:
Академик.ру, 2015. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/13870
30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - М., 2018. - Режим доступа:http://www.gks.ru
31. Энциклопедия инвестора. Инфраструктура [Электронный ресурс].
- М. Академик.ру, 2017. - Режим доступа:
https://investments.academic.ru/1013/%D0%98%D0%BD%D1 %84%D 1 %80%D0% B0%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D 1 %83%D0%BA%D 1 %82%D 1 %83%D1%80%D 0%B0.
32. Энциклопедия права [Электронный ресурс]. - М.: Академик.ру, 2015. - Режим доступа:https://encyclopediya_prava.academic.ru/2370
33. Boston consulting group [Электронный ресурс]. - Boston, 2017. - Режим доступа:http://ar2016.rostec.ru/digital-g20
34. Developing Infrastructure in Asia Pacific: Outlook, Challenges and Solutions [Электронный ресурс]. - London: PWC, 2014. - Режим доступа: https://www.pwc.com/sg/en/capital-projects-infrastructure/assets/cpi-develop-infrastructure-in-ap-201405.pdf
35. Economic models Chapter 1 [Electronic resource]. - access mode: http: //pages.hmc.edu/evans/chap 1.pdf.
36. Gregory and Stuart, Paul and Robert, The Global Economy and its Economic Systems. - South-Western: South-Western College Pub., 2013. - 30р.
37. Infrastructure investment [Электронный ресурс]. - Paris: OECD Data,
2017. - Режим доступа: https://data.oecd.org/transport/infrastructure-
investment.htm.
38. Infrastructure maintenance investment [Электронный ресурс]. - Paris: OECD Data, 2017. - Режим доступа:https://data.oecd.org/transport/infrastructure-maintenance. htm#indicator-chart
39. Nature and scope of management. - Dubai: IIMTS FZE, 2013. - 27c.
40. Management Concepts & Organisational Behaviour. - Jumat: MBAC,
2016. - 345р.
41. MATLAB [Электронный ресурс]: official site, 2018. - Режим
доступа:https: //uk.mathworks .com/solutions/internet-of-things. html
42. Public spendings [Электронный ресурс] / Esteban Ortiz-ospina, Max Roser: Our world in data, 2017. - Режим доступа: https://ourworldindata.org/public- spending
43. Simulation Software Comparison by AnyLogic. - Orlando: University of Central Florida, 2017. - 14 p.
44. Structural econometric modeling: methodology and tools with applications under eviews. - Stanford: Stanford University, 2010. - 497 р.
45. The Statistics Portal for Market Data& Market Research [Электронный ресурс]. 2018. - Режим доступа: statista.com
46. Zeigler, B. Artificial Intelligence in Modeling and Simulation. - Arizona: Arizona Center for Integrative Modeling and Simulation, 2013.- 44p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ