Феноменология и динамика стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ДИНАМИКИ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТЕСТАЦИИ 6
1.1 Психологический стресс и копинг - стратегии 6
1.2 Влияние свойств личности на формирование стресса 18
1.3 Влияние экзаменационного стресса на продуктивность
жизнедеятельности обучающихся в период подготовки к итоговому государственному экзамену 24
1.4 Феноменология и динамика стрессовых переживаний в период
подготовки к итоговым экзаменам 37
1.5 Физиологические и психоэмоциональные основания стресса 40
Выводы по первой главе 46
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ 51
2.1 Методики и процедура эмпирического исследования 51
2.2 Обработка и интерпретация результатов 59
2.3 Анализ результатов исследования 68
2.4 Психолого педагогические рекомендации по развитию
стрессоустойчивости в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 75
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ДИНАМИКИ СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТЕСТАЦИИ 6
1.1 Психологический стресс и копинг - стратегии 6
1.2 Влияние свойств личности на формирование стресса 18
1.3 Влияние экзаменационного стресса на продуктивность
жизнедеятельности обучающихся в период подготовки к итоговому государственному экзамену 24
1.4 Феноменология и динамика стрессовых переживаний в период
подготовки к итоговым экзаменам 37
1.5 Физиологические и психоэмоциональные основания стресса 40
Выводы по первой главе 46
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ 51
2.1 Методики и процедура эмпирического исследования 51
2.2 Обработка и интерпретация результатов 59
2.3 Анализ результатов исследования 68
2.4 Психолого педагогические рекомендации по развитию
стрессоустойчивости в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 75
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
Стрессовые переживания у подростков частое явление. Помимо «подростковых» проблем, вызванными пубертатным периодом, возникает ситуация, от которой будет существенно определяться будущая жизнь. Данная ситуация является итоговыми экзаменами общего образования, к которым начинают готовить за долгое время. Тем самым мы встречаем такой феномен, как прогрессия стрессового состояния у подростков. Суть стресса в том, чтобы организм быстрее приспосабливался к новой ситуации, находил единственное верное решение. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом.
Стресс - ситуация очень тяжелая даже для взрослого, а для неокрепшего и еще неопытного подростка - это ситуация тяжелая вдвойне. В течение очень долгого времени в России вопросы борьбы со стрессом замалчивались, а о стрессе у детей даже не упоминалось. В настоящее время начали появляться публикации о стрессах у детей, и в большинстве случаев они касаются стрессовых переживаний у детей школьного возраста. Причины, особенности протекания и помощь подросткам при стрессе перед экзаменами является в настоящее время вопросом малоизученным.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только необходимостью четкого понимания структуры и течения процесса стрессовых переживаний у подростков, но и необходимостью разработки рекомендаций.
Цель исследования: анализ феноменологии и динамики стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к итоговой государственной аттестации.
Объект исследования: учащиеся старших классов от 15 до 18 лет в период подготовки к итоговым экзаменам.
Предметом исследования: проявление стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Гипотеза исследования: ученики 11 -ых классов в период подготовки к ЕГЭ, более подвержены стрессовым переживаниям, чем ученики 9-ых классов в период подготовки к ОГЭ.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
• определить особенности возникновения, протекания стрессовых
процессов у старшеклассников;
• проанализировать основные причины появления стресса у подростков
и способы выхода из стрессового состояния;
• рассмотрение влияния стресса на физиологическое и эмоциональное
состояние обучающихся;
• проведения исследование, характеризующее возможности борьбы со
стрессом у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы исследования мы использовали следующие методы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Психодиагностический метод с использованием следующих методик:
1. Тест на учебный стресс [98, с. 200] (Ю.В. Щербатых, измененная версия), который позволит определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс.
2. Тест на самооценку тревожности [47, с. 111] (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина), позволяющий исследовать уровень тревожности исходя из шкалы самооценки.
3. Опросник САН [47, с. 221], который позволяет определить оперативную оценку самочувствия, активности и настроения.
4. Опросник Г. Айзенка [2, с. 180], который исследует экстраверсию - интроверсию и нейротизм.
5. Анализ результатов эмпирической работы с использованием метода математической статистики для нахождения статистически значимых различий при помощи непараметрических критериев U - критерия Манна- Уитни, ф* - критерий угловое преобразование Фишера для 2-х независимых выборок и Н - критерия Крускала-Уоллиса для 2 и более независимых выборок.
Теоретическая значимость: полученные в исследовании результаты (общие закономерности и выводы) дают возможность расширить и дополнить представления по вопросу о стрессовых переживаний обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам.
Практическая значимость: Данная работа будет полезна будущим выпускникам, поможет им выработать для себя оптимальный режим работы во время экзаменационного периода.
Структура: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Стресс - ситуация очень тяжелая даже для взрослого, а для неокрепшего и еще неопытного подростка - это ситуация тяжелая вдвойне. В течение очень долгого времени в России вопросы борьбы со стрессом замалчивались, а о стрессе у детей даже не упоминалось. В настоящее время начали появляться публикации о стрессах у детей, и в большинстве случаев они касаются стрессовых переживаний у детей школьного возраста. Причины, особенности протекания и помощь подросткам при стрессе перед экзаменами является в настоящее время вопросом малоизученным.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только необходимостью четкого понимания структуры и течения процесса стрессовых переживаний у подростков, но и необходимостью разработки рекомендаций.
Цель исследования: анализ феноменологии и динамики стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к итоговой государственной аттестации.
Объект исследования: учащиеся старших классов от 15 до 18 лет в период подготовки к итоговым экзаменам.
Предметом исследования: проявление стрессовых переживаний у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Гипотеза исследования: ученики 11 -ых классов в период подготовки к ЕГЭ, более подвержены стрессовым переживаниям, чем ученики 9-ых классов в период подготовки к ОГЭ.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
• определить особенности возникновения, протекания стрессовых
процессов у старшеклассников;
• проанализировать основные причины появления стресса у подростков
и способы выхода из стрессового состояния;
• рассмотрение влияния стресса на физиологическое и эмоциональное
состояние обучающихся;
• проведения исследование, характеризующее возможности борьбы со
стрессом у обучающихся в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
Для решения поставленных нами задач и проверки гипотезы исследования мы использовали следующие методы:
- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Психодиагностический метод с использованием следующих методик:
1. Тест на учебный стресс [98, с. 200] (Ю.В. Щербатых, измененная версия), который позволит определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс.
2. Тест на самооценку тревожности [47, с. 111] (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина), позволяющий исследовать уровень тревожности исходя из шкалы самооценки.
3. Опросник САН [47, с. 221], который позволяет определить оперативную оценку самочувствия, активности и настроения.
4. Опросник Г. Айзенка [2, с. 180], который исследует экстраверсию - интроверсию и нейротизм.
5. Анализ результатов эмпирической работы с использованием метода математической статистики для нахождения статистически значимых различий при помощи непараметрических критериев U - критерия Манна- Уитни, ф* - критерий угловое преобразование Фишера для 2-х независимых выборок и Н - критерия Крускала-Уоллиса для 2 и более независимых выборок.
Теоретическая значимость: полученные в исследовании результаты (общие закономерности и выводы) дают возможность расширить и дополнить представления по вопросу о стрессовых переживаний обучающихся в период подготовки к итоговым экзаменам.
Практическая значимость: Данная работа будет полезна будущим выпускникам, поможет им выработать для себя оптимальный режим работы во время экзаменационного периода.
Структура: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
В большей части случаев экзаменационный стресс провоцируется самим обучающимся. Выпускник реагирует на экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Эта реакция во многом зависит от его личностных особенностей. В основе психических состояний и поведений лежит тревога. Проблема звучит в том, что ученики ощущают заметное влияние стресса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Данное положение придает опасность психологическому здоровью школьников. Это приводит к демотивации учения, понижение уровень успеваемости в учебной деятельности. Фактически же данный стресс существует довольно длительное время перед самим экзаменом. Сами стрессовые переживания и подготовка к экзаменам наступает у учащихся в различные сроки, как и за месяц до экзаменов, так и за длительное время около года.
При анализе факторов возникновения стрессовых переживаний, были выявлены такие причины как отсутствие навыков поведения в среде обучения, а именно неумение распределения времени, большая учебная нагрузка и строгие учителя. Также существуют объективные причины самоорганизации: стеснительность, застенчивость, нерегулярное питание, влияющие на их эмоциональное состояние. Исходя из данных причин, можно составить рекомендации по способу выхода из стрессового состояния: в таких случаях упражнения связанные с ассоциацией покоя являются наиболее актуальными, они легко воспроизводимы и занимают мало времени Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряженности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Исходя из вышеуказанного, можно предположить, что аутотренинг, релаксация, медитация самовнушение являются наиболее распространенными и эффективными способами повышения стрессоустойчивости.
Анализ литературы показал, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Организм, сталкиваясь со стрессов, начинает выделять с помощью желез внутренних секреций гормоны. Одним из главных гормонов является адреналин, он имеет одну из главных ролей, от него зависит, и нагрузка на сердце, и скорость межклеточного метаболизма, и общее артериальное давление. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям и др. Имеют место быть и такие факторы, как болезни, травмы, которые также сотворят стресс, вызывая панические атаки, страх, тревогу, негативные чувства и эмоции, которые побуждают подростков на пагубные и безрассудные поступки.
Исследование обучающихся 9-ых и 11 -ых классов доказало, что ученики одиннадцатого класса более подвержены стрессовым реакциям, чем школьники девятого класса. Наши предположения подтвердились проведенными исследованиями. Итогом исследования, общее эмоциональное состояние у обучающихся 11-ых классов период подготовки ниже, чем у обучающихся 9-ых классов. Ученик 11-го класса - быстро принимает решения, мобильный и стремится к активной деятельности. Ученик 9-го класса - обладает адекватной позицией в отношении учебной деятельности, уверен в себе и своих возможностях, трудоспособен. Высокий уровень ситуативной тревожности говорит о том, что у обучающихся есть реакция на разные психологические стрессоры. Эти стрессоры проявляется в форме агрессивного поведения и ожидания неудовлетворительной оценкой, отсутствие самоуважения. Высокая ситуативная тревожность у школьников 11 класса, выдает их беспокойство и нервозность. Тревога никак не взаимосвязана с реальной ситуацией. Связана она только с ее представлением. Преобладающие показатели ситуативной тревожности 9-ых классов свидетельствует об адекватном восприятии обучаемых школы. Существуют различия в показателях: самочувствие, активность, настроение, ситуативная тревожность. Это говорит, о том, что реакция на различные психологические стрессоры может отличаться у экстравертов и интровертов. По показателю стрессоустойчивость различий не было выявлено.
Интроверты и экстраверты не различаются в проявлении стрессоустойчивости в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Данные нашей работы могут также быть дополнены различными исследованиями с применением дополнительных методик и на большей выборке. Данный итог говорит о необходимости дальнейшего исследования этих эффектов и разработке рекомендаций для школьников по психологической подготовке к выпускным экзаменам.
В большей части случаев экзаменационный стресс провоцируется самим обучающимся. Выпускник реагирует на экзамены в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Эта реакция во многом зависит от его личностных особенностей. В основе психических состояний и поведений лежит тревога. Проблема звучит в том, что ученики ощущают заметное влияние стресса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Данное положение придает опасность психологическому здоровью школьников. Это приводит к демотивации учения, понижение уровень успеваемости в учебной деятельности. Фактически же данный стресс существует довольно длительное время перед самим экзаменом. Сами стрессовые переживания и подготовка к экзаменам наступает у учащихся в различные сроки, как и за месяц до экзаменов, так и за длительное время около года.
При анализе факторов возникновения стрессовых переживаний, были выявлены такие причины как отсутствие навыков поведения в среде обучения, а именно неумение распределения времени, большая учебная нагрузка и строгие учителя. Также существуют объективные причины самоорганизации: стеснительность, застенчивость, нерегулярное питание, влияющие на их эмоциональное состояние. Исходя из данных причин, можно составить рекомендации по способу выхода из стрессового состояния: в таких случаях упражнения связанные с ассоциацией покоя являются наиболее актуальными, они легко воспроизводимы и занимают мало времени Некоторые подростки начинают курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, объясняя это тем, что это единственный способ снять напряжение. Таких подростков следует обучать аутотренингу и другим методам релаксации для снятия напряженности, для укрепления волевой активности и для борьбы с вредными привычками. Исходя из вышеуказанного, можно предположить, что аутотренинг, релаксация, медитация самовнушение являются наиболее распространенными и эффективными способами повышения стрессоустойчивости.
Анализ литературы показал, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Организм, сталкиваясь со стрессов, начинает выделять с помощью желез внутренних секреций гормоны. Одним из главных гормонов является адреналин, он имеет одну из главных ролей, от него зависит, и нагрузка на сердце, и скорость межклеточного метаболизма, и общее артериальное давление. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям и др. Имеют место быть и такие факторы, как болезни, травмы, которые также сотворят стресс, вызывая панические атаки, страх, тревогу, негативные чувства и эмоции, которые побуждают подростков на пагубные и безрассудные поступки.
Исследование обучающихся 9-ых и 11 -ых классов доказало, что ученики одиннадцатого класса более подвержены стрессовым реакциям, чем школьники девятого класса. Наши предположения подтвердились проведенными исследованиями. Итогом исследования, общее эмоциональное состояние у обучающихся 11-ых классов период подготовки ниже, чем у обучающихся 9-ых классов. Ученик 11-го класса - быстро принимает решения, мобильный и стремится к активной деятельности. Ученик 9-го класса - обладает адекватной позицией в отношении учебной деятельности, уверен в себе и своих возможностях, трудоспособен. Высокий уровень ситуативной тревожности говорит о том, что у обучающихся есть реакция на разные психологические стрессоры. Эти стрессоры проявляется в форме агрессивного поведения и ожидания неудовлетворительной оценкой, отсутствие самоуважения. Высокая ситуативная тревожность у школьников 11 класса, выдает их беспокойство и нервозность. Тревога никак не взаимосвязана с реальной ситуацией. Связана она только с ее представлением. Преобладающие показатели ситуативной тревожности 9-ых классов свидетельствует об адекватном восприятии обучаемых школы. Существуют различия в показателях: самочувствие, активность, настроение, ситуативная тревожность. Это говорит, о том, что реакция на различные психологические стрессоры может отличаться у экстравертов и интровертов. По показателю стрессоустойчивость различий не было выявлено.
Интроверты и экстраверты не различаются в проявлении стрессоустойчивости в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Данные нашей работы могут также быть дополнены различными исследованиями с применением дополнительных методик и на большей выборке. Данный итог говорит о необходимости дальнейшего исследования этих эффектов и разработке рекомендаций для школьников по психологической подготовке к выпускным экзаменам.



