Госфранчайзинг как инструмент развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 8
1.1 Цели и сущность государственной поддержки малого и
среднего бизнеса 8
1.2 Особенности государственной поддержки развития экспортного
потенциала предприятий МСП 15
1.3 Франчайзинг и его специфика в развитии предпринимательства 25
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФРАНЧАЙЗИНГА В ПРОГРАММАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСП 34
2.1 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий
малого и среднего бизнеса на примере ООО «КЧНФ» 34
2.2 Государственный франчайзинг и его использование в
программах поддержки развития малого и среднего бизнеса 44
2.3 Государственный франчайзинг как инструмент
развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 52
2.4 Концессионное соглашение в системе
государственного «госфранчайзинга» 57
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООО «КЧНФ» 66
3.1 Предложения по стратегии развития внешнеэкономической
деятельности ООО «КЧНФ» 66
3.2 Риски государственного франчайзинга и методы управления ими 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 8
1.1 Цели и сущность государственной поддержки малого и
среднего бизнеса 8
1.2 Особенности государственной поддержки развития экспортного
потенциала предприятий МСП 15
1.3 Франчайзинг и его специфика в развитии предпринимательства 25
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФРАНЧАЙЗИНГА В ПРОГРАММАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ МСП 34
2.1 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий
малого и среднего бизнеса на примере ООО «КЧНФ» 34
2.2 Государственный франчайзинг и его использование в
программах поддержки развития малого и среднего бизнеса 44
2.3 Государственный франчайзинг как инструмент
развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса 52
2.4 Концессионное соглашение в системе
государственного «госфранчайзинга» 57
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ООО «КЧНФ» 66
3.1 Предложения по стратегии развития внешнеэкономической
деятельности ООО «КЧНФ» 66
3.2 Риски государственного франчайзинга и методы управления ими 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
При управлении развитием экспортного потенциала предприятие сталкивается с необходимостью выбора инструментов, позволяющих достичь требуемого уровня экспортного потенциала. Основной задачей данного исследования является анализ инструментов государственной поддержки, направленных на развитие экспортного потенциала предприятия.
Инструменты государственной поддержки относятся к внешним инструментам развития экспортного потенциала, представляют собой разработанные и принятые на уровне государства документы и программы, как правило, имеют форму законодательных актов, постановлений правительства, решений региональных или территориальных органов власти. Большая часть таких инструментов разрабатывается для всех предприятий, однако существует ряд примеров, когда государственная поддержка касается ограниченного числа производителей (например, введение «утилизационного» сбора).
Экономический рост невозможен без развития бизнеса. Развитие бизнеса является фундаментом инновационного, плодотворного характера экономики. Предпринимательство является одним из главных составляющих экономической жизни любого общества. Именно предпринимательство стимулирует развитие конкуренции, способно обеспечить освоение новейших перспективных производств, способствует повышению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что франчайзинг, относительно недавно появился в России, несмотря на свою уже столетнюю историю, и пока не является полностью изученной областью бизнеса. А ведь франчайзинг очень интересная деятельность, самое главное, что это выгодная и экономически эффективная, как для предпринимателей, так и для государства, система бизнеса. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Объединяя же свои сильные стороны, малый и крупный бизнес обеспечивают эффективное функционирование экономики, рост экономической мощи государства, улучшение экономических и социальных показателей страны: снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета. И одной из эффективнейших форм такого объединения является франчайзинг.
Ассоциация молодых предпринимателей России выступила с новой инициативой, направленной на поддержку МСП. Была разработана концепция под названием «Госфранчайзинг». Госфранчайзинг позиционируется как инструмент государственно-частного партнерства для малого и среднего предпринимательства.
Согласно концепции «Госфранчайзинга» государство сможет выдавать заинтересованным лицам «франшизу» на открытие какого-либо бизнеса в конкретном регионе. Подобно коммерческой франшизе франчайзер (в данном случае, государство) передает частному лицу право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Государство, используя инструмент, выступает в роли заказчика по созданию того или иного производственного предприятия в отдельно взятой отрасли промышленности, нуждающейся в возрождении или развитии в конкретном регионе.
Объектом работы является процесс применения госфранчайзинга для развития экспортного потенциала предприятия.
Предмет исследования - отношения, складывающиеся в процессе использования госфранчайзинга для развития экспортного потенциала предприятия.
Целью работы является анализ использования госфранчайзинга как инструмента развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть цели и сущность государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- Выявить особенности государственной поддержки развития экспортного потенциала предприятий МСП;
- Проанализировать специфику франчайзинга в развитии
предпринимательства;
- Проанализировать внешнеэкономическую деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на примере ООО «КЧНФ»;
- Рассмотреть аспекты государственного франчайзинга и его использования в программах поддержки развития малого и среднего бизнеса;
- Рассмотреть инструменты развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса;
- Рассмотреть концессионное соглашение в системе «госфранчайзинга»;
- Представить предложения по стратегии развития внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ»;
- Обобщить риски госфранчайзинга и рассмотреть методы управления ими.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В качестве научно- познавательных инструментов и приемов использованы общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический, а также метод комплексного экономического анализа.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых не только в области экономики, но и права. В частности, данная проблематика освещается в работах: Адамса Я., Бессиса Ф., Дельтея Ж., Кесслера Э., Кесслера П., Маринова М., Мендельсона М., Мэйтлэнда Л., Мюррейя Я., Смита Б., Стэнворта Дж., Харрисона Э., Хэдфилда Дж., Хэмильтона Пратт Я., Чопра К., Шульта Е., Шэйна С., Эдами Ж. Среди отечественных авторов, изучавших различные аспекты франчайзинга, необходимо отметить следующих специалистов: Васильеву Е.Н., Глуховскую А., Даниловского Ф., Землякова Д. Н., Колесникова В., Леонова А.Е., Макашева М.О., Назаренко Е., Новосельцеву О., Панюкову В., Рыкову И., Сосна С.А., Финько Е., Фрумкину К., Хваланскую Н., Шульгину Л., Ющенко Н.А.
Научная новизна диссертации представлена следующими положениями и выводами:
- рассмотрены трактовки «государственного франчайзинга» различных авторов и предложено авторское определение «государственного франчайзинга» как алгоритм развития предпринимательской активности региона в стратегически необходимых сферах в соответствии с планом генерального развития территории (стр. 45);
- в результате проведенного исследования нами выявлена особенность механизма государственного фрайчайзинга в России (стр.50-51). Помимо задач импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной и социальной сферы механизм государственного фрайчайзинга решает задачу увеличения жизненного цикла организации ввиду того, что по контракту с государством или муниципалитетом ведутся долгосрочные отношения. Государственный фрайчайзинг - это единственная модель фрайчайзинга, в котором договор может быть заключен на 15-20 лет, в отличие от привычного фрайчайзинга, в котором в России договоры заключаются максимум на три года в связи с нестабильной экономической ситуацией;
- на основе анализа франчайзингового рынка обобщены причины, сдерживающие развитие госфранчайзинга в стране, и предложены конкретные пути их разрешения. Выявлено, что легкость выхода фрайнчайзи из бизнеса сдерживающим фактором для организаторов фрайчайзинговых систем. Отсутствуют правовые факторы - законодательно не регулируются закрытие бизнеса по франшизе раньше срока, указанного в договоре, и экономические - зачастую финансовая модель, представленная франчайзи, оказывается не достоверной. Отсутствует институт, через который бы проходили финансовые модели для проверки на достоверность, перед тем как попасть в кредитную организацию. Именно в этом факторе нам видится зона роста для развития фрайчайзинга в России. При модели «государственного франчайзинга» роль такого контролирующего органа берет на себя государство, проверяя финансовую модель в несколько этапов (стр. 28).
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке рекомендаций по использованию модели государственного фрайчайзинга для развития экспортного потенциала предприятия на рынке.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта развития внешнеэкономической деятельности предприятия ООО «КЧНФ» посредством государственного фрайчайзинга.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Инструменты государственной поддержки относятся к внешним инструментам развития экспортного потенциала, представляют собой разработанные и принятые на уровне государства документы и программы, как правило, имеют форму законодательных актов, постановлений правительства, решений региональных или территориальных органов власти. Большая часть таких инструментов разрабатывается для всех предприятий, однако существует ряд примеров, когда государственная поддержка касается ограниченного числа производителей (например, введение «утилизационного» сбора).
Экономический рост невозможен без развития бизнеса. Развитие бизнеса является фундаментом инновационного, плодотворного характера экономики. Предпринимательство является одним из главных составляющих экономической жизни любого общества. Именно предпринимательство стимулирует развитие конкуренции, способно обеспечить освоение новейших перспективных производств, способствует повышению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что франчайзинг, относительно недавно появился в России, несмотря на свою уже столетнюю историю, и пока не является полностью изученной областью бизнеса. А ведь франчайзинг очень интересная деятельность, самое главное, что это выгодная и экономически эффективная, как для предпринимателей, так и для государства, система бизнеса. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Объединяя же свои сильные стороны, малый и крупный бизнес обеспечивают эффективное функционирование экономики, рост экономической мощи государства, улучшение экономических и социальных показателей страны: снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета. И одной из эффективнейших форм такого объединения является франчайзинг.
Ассоциация молодых предпринимателей России выступила с новой инициативой, направленной на поддержку МСП. Была разработана концепция под названием «Госфранчайзинг». Госфранчайзинг позиционируется как инструмент государственно-частного партнерства для малого и среднего предпринимательства.
Согласно концепции «Госфранчайзинга» государство сможет выдавать заинтересованным лицам «франшизу» на открытие какого-либо бизнеса в конкретном регионе. Подобно коммерческой франшизе франчайзер (в данном случае, государство) передает частному лицу право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Государство, используя инструмент, выступает в роли заказчика по созданию того или иного производственного предприятия в отдельно взятой отрасли промышленности, нуждающейся в возрождении или развитии в конкретном регионе.
Объектом работы является процесс применения госфранчайзинга для развития экспортного потенциала предприятия.
Предмет исследования - отношения, складывающиеся в процессе использования госфранчайзинга для развития экспортного потенциала предприятия.
Целью работы является анализ использования госфранчайзинга как инструмента развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть цели и сущность государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- Выявить особенности государственной поддержки развития экспортного потенциала предприятий МСП;
- Проанализировать специфику франчайзинга в развитии
предпринимательства;
- Проанализировать внешнеэкономическую деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на примере ООО «КЧНФ»;
- Рассмотреть аспекты государственного франчайзинга и его использования в программах поддержки развития малого и среднего бизнеса;
- Рассмотреть инструменты развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса;
- Рассмотреть концессионное соглашение в системе «госфранчайзинга»;
- Представить предложения по стратегии развития внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ»;
- Обобщить риски госфранчайзинга и рассмотреть методы управления ими.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В качестве научно- познавательных инструментов и приемов использованы общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический, а также метод комплексного экономического анализа.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых не только в области экономики, но и права. В частности, данная проблематика освещается в работах: Адамса Я., Бессиса Ф., Дельтея Ж., Кесслера Э., Кесслера П., Маринова М., Мендельсона М., Мэйтлэнда Л., Мюррейя Я., Смита Б., Стэнворта Дж., Харрисона Э., Хэдфилда Дж., Хэмильтона Пратт Я., Чопра К., Шульта Е., Шэйна С., Эдами Ж. Среди отечественных авторов, изучавших различные аспекты франчайзинга, необходимо отметить следующих специалистов: Васильеву Е.Н., Глуховскую А., Даниловского Ф., Землякова Д. Н., Колесникова В., Леонова А.Е., Макашева М.О., Назаренко Е., Новосельцеву О., Панюкову В., Рыкову И., Сосна С.А., Финько Е., Фрумкину К., Хваланскую Н., Шульгину Л., Ющенко Н.А.
Научная новизна диссертации представлена следующими положениями и выводами:
- рассмотрены трактовки «государственного франчайзинга» различных авторов и предложено авторское определение «государственного франчайзинга» как алгоритм развития предпринимательской активности региона в стратегически необходимых сферах в соответствии с планом генерального развития территории (стр. 45);
- в результате проведенного исследования нами выявлена особенность механизма государственного фрайчайзинга в России (стр.50-51). Помимо задач импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной и социальной сферы механизм государственного фрайчайзинга решает задачу увеличения жизненного цикла организации ввиду того, что по контракту с государством или муниципалитетом ведутся долгосрочные отношения. Государственный фрайчайзинг - это единственная модель фрайчайзинга, в котором договор может быть заключен на 15-20 лет, в отличие от привычного фрайчайзинга, в котором в России договоры заключаются максимум на три года в связи с нестабильной экономической ситуацией;
- на основе анализа франчайзингового рынка обобщены причины, сдерживающие развитие госфранчайзинга в стране, и предложены конкретные пути их разрешения. Выявлено, что легкость выхода фрайнчайзи из бизнеса сдерживающим фактором для организаторов фрайчайзинговых систем. Отсутствуют правовые факторы - законодательно не регулируются закрытие бизнеса по франшизе раньше срока, указанного в договоре, и экономические - зачастую финансовая модель, представленная франчайзи, оказывается не достоверной. Отсутствует институт, через который бы проходили финансовые модели для проверки на достоверность, перед тем как попасть в кредитную организацию. Именно в этом факторе нам видится зона роста для развития фрайчайзинга в России. При модели «государственного франчайзинга» роль такого контролирующего органа берет на себя государство, проверяя финансовую модель в несколько этапов (стр. 28).
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке рекомендаций по использованию модели государственного фрайчайзинга для развития экспортного потенциала предприятия на рынке.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта развития внешнеэкономической деятельности предприятия ООО «КЧНФ» посредством государственного фрайчайзинга.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
«Государственный франчайзинг» представляет собой специальный правовой институт, особый вид государственного или муниципального контракта, предмет которого состоит в поручении государства или муниципалитета о создании физическим или юридическим лицом предприятия по производству товаров или услуг.
В модели «Государственного франчайзинга» государство может выступить проводником передового опыта, заказчиком идей и решений. Внедрение модели должно создать множественный эффект. Основной целью применения «государственного франчайзинга» в среде малого и среднего бизнеса является создание условий роста в отраслях, наиболее важных в общегосударственном смысле, основной движущей силой которых могут являться преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Органы местного самоуправления также смогут использовать соглашения в соответствии с планами генерального развития своих территорий.
Новая модель позволит увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. Кроме того, повысится предпринимательская активность граждан. Мы предполагаем, что инициативу целесообразно реализовать, внося изменения и дополнения в федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», «О концессионных соглашениях» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Необходимо создать нормативную базу, регламентирующую основания, условия и порядок применения «Госфранчайзинга» в рамках ГЧП. Было бы логичным создать несколько пилотных «госфранчайзинговых центров» в регионах.
Необходимо в целом пересмотреть подходы к ГЧП на государственном уровне, чтобы механизм стал более эффективным. Республика Татарстан уже сегодня готова запустить механизм ГЧП в отдельных отраслях, например, в медицине, услугах социального характера. В сфере ЖКХ в Татарстане заключено 146 концессионных соглашений в 15 муниципальных районах, каждый пятый объект коммунальной инфраструктуры передан в концессию, в отрасль будет привлечено дополнительно более 1,1 миллиарда рублей частных инвестиций. В настоящее время на разной стадии проработки находится несколько проектов в сфере дорожного строительства, заключено восемь концессионных соглашений в сфере здравоохранения.
Анализ основных показателей свидетельствует о положительной динамике развития сферы МСП в Республике Татарстан, чему, безусловно, способствовала реализация мероприятий поддержки субъектов МСП в рамках Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2015-2018 годы.
На сегодняшний день не существует методики, по которой можно было бы оценить эффективность проектов госфранчайзинга. Но, поскольку участниками госфранчайзинга являются две стороны, то и показатели оценки проектов целесообразно будет разбить на две группы:
- показатели эффективности проектов госфранчайзинга для государства;
- показатели эффективности проектов госфранчайзинга для частного партнера.
В то же время существуют экономические показатели, которые одинаково важны и для государства, и для предпринимателей. Поскольку государство, выступая в роли участника хозяйственного оборота, заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта госфранчайзинга, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта.
Самыми простыми показателями, которые используются главным образом для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов являются прибыль и издержки, а также методы анализа точки безубыточности проекта и срока окупаемости (периода возврата) инвестиций. Однако названные показатели имеют определенные недостатки, заключающиеся в допущении равной значимости доходов и расходов, относящихся к разным промежуткам времени. Для инвестора, независимо от того государство это или частный бизнес, поступления и расходы, относящиеся к разным промежуткам времени, имеют неодинаковую ценность, поскольку капитал имеет ценность во времени. Поэтому для проведения анализа проектов государственно - частного партнерства необходимо использовать методы дисконтирования, то есть приведения доходов (расходов) по проекту, относящихся к различным промежуткам времени, к одному знаменателю через использование особого коэффициента - дисконта, отражающего временную стоимость капитала.
Таким образом, механизм государственного фрайчайзинга в Республике Татарстан предлагается применить для создания благоприятного климата для роста деловой активности ООО «КЧНФ», снижения влияния основных ограничений развития ООО «КЧНФ», и решения стратегических целей, задач и приоритетов развития Республики Татарстан в области создания экспортно-ориентированных предприятий.
При реализации МЧП посредством механизма государственного фрайчайзинга в Республике Татарстан, муниципальное образование выступит заказчиком партии продукции, производимой ООО «КЧНФ», которая будет реализовываться по льготным ценам во все бюджетные организации в республике, которым необходима такая продукция - дома престарелых, дома-интернаты, приюты, тюрьмы. Также правительство Республики Татарстан предоставляет исключительные привилегии для ООО «КЧНФ», чтобы быть единственным поставщиком товара в бюджетные организации. Для достижения экономического эффекта от реализации проекта ООО «КЧНФ» будет экспортировать производимую продукцию. В этой части проекта правительство Республики Татарстан выступит как гарант платежеспособности, добросовестности ООО «КЧНФ» для стран- экспортеров.
В 2018 году ООО «КЧНФ» рекомендуется заключить свой первый экспортный контракт с Казахстаном. С 2018г.-2021 г. экспорт должен вырасти в десять раз. Доля экспорта к концу 2019 года составит 40%.
Благодаря экспорту, предприятие выйдет на новые рынки и привлечет новых клиентов. В первый год работы в Казахстане, ООО «КЧНФ» увеличит объем продаж. В дальнейшем предлагается начать заключать договоры с Киргизией, Азербайджаном, Грузией, Арменией, Белоруссией. ЛНР, ДНР, Латвией. Литвой, Бельгией, что существенно увеличит географию экспорта.
Для реализации проекта по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ» также рекомендуется войти в программу продвижения российской продукции за рубежом под зонтичным брендом «Made in Russia». Важнейшим элементом программы «Made in Russia» станет система добровольной сертификации, которая будет включать в себя проверку поставщика на надежность, а также проверку товаров на качество, планируемых к поставкам за рубеж. Это необходимо для формирования образа России как страны, производящей высококачественную продукцию в самых разных отраслях - от продуктов народного потребления до высокотехнологичного оборудования. ООО «КЧНФ» готова пройти такую сертификацию.
Таким образом, для реализации проекта по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ» правительство Республики Татарстан при поддержке Российского Экспортного центра может поспособствовать в следующих этапах:
5. Оказание информационной поддержки.
6. Помощь при оформлении международных сертификатов и патентов.
7. Компенсация затрат, понесенных при оформлении международных сертификатов и патентов.
8. Компенсация транспортных издержек по доставке товара за границу.
В первой главе диссертации нами были рассмотрены цели и сущность государственной поддержки малого и среднего бизнеса, выявлены особенности государственной поддержки развития экспортного потенциала предприятий МСП, проанализированы специфика франчайзинга в развитии предпринимательства.
Во второй главе диссертации нами были проанализированы внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на примере ООО «КЧНФ», подвергнуты анализу аспекты государственного франчайзинга и его использования в программах поддержки развития малого и среднего бизнеса, рассмотрены инструменты развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, рассмотрены особенности концессионного соглашения в системе «госфранчайзинга».
В третьей главе диссертации нами были представлены предложения по стратегии развития внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ», обобщены риски госфранчайзинга и рассмотрены методы управления ими.
В модели «Государственного франчайзинга» государство может выступить проводником передового опыта, заказчиком идей и решений. Внедрение модели должно создать множественный эффект. Основной целью применения «государственного франчайзинга» в среде малого и среднего бизнеса является создание условий роста в отраслях, наиболее важных в общегосударственном смысле, основной движущей силой которых могут являться преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Органы местного самоуправления также смогут использовать соглашения в соответствии с планами генерального развития своих территорий.
Новая модель позволит увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. Кроме того, повысится предпринимательская активность граждан. Мы предполагаем, что инициативу целесообразно реализовать, внося изменения и дополнения в федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», «О концессионных соглашениях» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Необходимо создать нормативную базу, регламентирующую основания, условия и порядок применения «Госфранчайзинга» в рамках ГЧП. Было бы логичным создать несколько пилотных «госфранчайзинговых центров» в регионах.
Необходимо в целом пересмотреть подходы к ГЧП на государственном уровне, чтобы механизм стал более эффективным. Республика Татарстан уже сегодня готова запустить механизм ГЧП в отдельных отраслях, например, в медицине, услугах социального характера. В сфере ЖКХ в Татарстане заключено 146 концессионных соглашений в 15 муниципальных районах, каждый пятый объект коммунальной инфраструктуры передан в концессию, в отрасль будет привлечено дополнительно более 1,1 миллиарда рублей частных инвестиций. В настоящее время на разной стадии проработки находится несколько проектов в сфере дорожного строительства, заключено восемь концессионных соглашений в сфере здравоохранения.
Анализ основных показателей свидетельствует о положительной динамике развития сферы МСП в Республике Татарстан, чему, безусловно, способствовала реализация мероприятий поддержки субъектов МСП в рамках Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2015-2018 годы.
На сегодняшний день не существует методики, по которой можно было бы оценить эффективность проектов госфранчайзинга. Но, поскольку участниками госфранчайзинга являются две стороны, то и показатели оценки проектов целесообразно будет разбить на две группы:
- показатели эффективности проектов госфранчайзинга для государства;
- показатели эффективности проектов госфранчайзинга для частного партнера.
В то же время существуют экономические показатели, которые одинаково важны и для государства, и для предпринимателей. Поскольку государство, выступая в роли участника хозяйственного оборота, заинтересовано как в эффективности общих результатов проекта госфранчайзинга, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта.
Самыми простыми показателями, которые используются главным образом для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов являются прибыль и издержки, а также методы анализа точки безубыточности проекта и срока окупаемости (периода возврата) инвестиций. Однако названные показатели имеют определенные недостатки, заключающиеся в допущении равной значимости доходов и расходов, относящихся к разным промежуткам времени. Для инвестора, независимо от того государство это или частный бизнес, поступления и расходы, относящиеся к разным промежуткам времени, имеют неодинаковую ценность, поскольку капитал имеет ценность во времени. Поэтому для проведения анализа проектов государственно - частного партнерства необходимо использовать методы дисконтирования, то есть приведения доходов (расходов) по проекту, относящихся к различным промежуткам времени, к одному знаменателю через использование особого коэффициента - дисконта, отражающего временную стоимость капитала.
Таким образом, механизм государственного фрайчайзинга в Республике Татарстан предлагается применить для создания благоприятного климата для роста деловой активности ООО «КЧНФ», снижения влияния основных ограничений развития ООО «КЧНФ», и решения стратегических целей, задач и приоритетов развития Республики Татарстан в области создания экспортно-ориентированных предприятий.
При реализации МЧП посредством механизма государственного фрайчайзинга в Республике Татарстан, муниципальное образование выступит заказчиком партии продукции, производимой ООО «КЧНФ», которая будет реализовываться по льготным ценам во все бюджетные организации в республике, которым необходима такая продукция - дома престарелых, дома-интернаты, приюты, тюрьмы. Также правительство Республики Татарстан предоставляет исключительные привилегии для ООО «КЧНФ», чтобы быть единственным поставщиком товара в бюджетные организации. Для достижения экономического эффекта от реализации проекта ООО «КЧНФ» будет экспортировать производимую продукцию. В этой части проекта правительство Республики Татарстан выступит как гарант платежеспособности, добросовестности ООО «КЧНФ» для стран- экспортеров.
В 2018 году ООО «КЧНФ» рекомендуется заключить свой первый экспортный контракт с Казахстаном. С 2018г.-2021 г. экспорт должен вырасти в десять раз. Доля экспорта к концу 2019 года составит 40%.
Благодаря экспорту, предприятие выйдет на новые рынки и привлечет новых клиентов. В первый год работы в Казахстане, ООО «КЧНФ» увеличит объем продаж. В дальнейшем предлагается начать заключать договоры с Киргизией, Азербайджаном, Грузией, Арменией, Белоруссией. ЛНР, ДНР, Латвией. Литвой, Бельгией, что существенно увеличит географию экспорта.
Для реализации проекта по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ» также рекомендуется войти в программу продвижения российской продукции за рубежом под зонтичным брендом «Made in Russia». Важнейшим элементом программы «Made in Russia» станет система добровольной сертификации, которая будет включать в себя проверку поставщика на надежность, а также проверку товаров на качество, планируемых к поставкам за рубеж. Это необходимо для формирования образа России как страны, производящей высококачественную продукцию в самых разных отраслях - от продуктов народного потребления до высокотехнологичного оборудования. ООО «КЧНФ» готова пройти такую сертификацию.
Таким образом, для реализации проекта по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ» правительство Республики Татарстан при поддержке Российского Экспортного центра может поспособствовать в следующих этапах:
5. Оказание информационной поддержки.
6. Помощь при оформлении международных сертификатов и патентов.
7. Компенсация затрат, понесенных при оформлении международных сертификатов и патентов.
8. Компенсация транспортных издержек по доставке товара за границу.
В первой главе диссертации нами были рассмотрены цели и сущность государственной поддержки малого и среднего бизнеса, выявлены особенности государственной поддержки развития экспортного потенциала предприятий МСП, проанализированы специфика франчайзинга в развитии предпринимательства.
Во второй главе диссертации нами были проанализированы внешнеэкономическая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на примере ООО «КЧНФ», подвергнуты анализу аспекты государственного франчайзинга и его использования в программах поддержки развития малого и среднего бизнеса, рассмотрены инструменты развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, рассмотрены особенности концессионного соглашения в системе «госфранчайзинга».
В третьей главе диссертации нами были представлены предложения по стратегии развития внешнеэкономической деятельности ООО «КЧНФ», обобщены риски госфранчайзинга и рассмотрены методы управления ими.



