ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лингвистического
мышления у билингвов
1.1. Понятие «лингвистическое мышление» 8
1.2. Понятие «билингвизм» в образовании 14
Глава 2. Практика предметного обучения учащихся-билингвов.. 24
2.1. Особенности восприятия лингвистического материала 24
2.2. Анализ практических рекомендаций по обучению языкам 34
Глава 3. Методика формирования лингвистического мышления у учащихся-билингвов на занятиях по русскому языку
3.1. Методические рекомендации по обучению 44
3.2. Факультативное занятие по русскому языку «Страхи и фобии».. 50
3.3. Методика проведения лингвистических квестов 58
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения лингвистического
мышления у билингвов
1.1. Понятие «лингвистическое мышление» 8
1.2. Понятие «билингвизм» в образовании 14
Глава 2. Практика предметного обучения учащихся-билингвов.. 24
2.1. Особенности восприятия лингвистического материала 24
2.2. Анализ практических рекомендаций по обучению языкам 34
Глава 3. Методика формирования лингвистического мышления у учащихся-билингвов на занятиях по русскому языку
3.1. Методические рекомендации по обучению 44
3.2. Факультативное занятие по русскому языку «Страхи и фобии».. 50
3.3. Методика проведения лингвистических квестов 58
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Приложения
В связи с активными миграционными процессами и глобализацией экономики в современном мире большинство людей планеты живут в поликультурном пространстве. Это предопределяет необходимость знакомства не только со своей национальной культурой в процессе социализации личности, но и с культурами других наций и народов. Благодаря межнациональным бракам возрастает число детей-билингвов, что вызывает потребность в поликультурном воспитании детей. Владение двумя и более языками становится нормой качества жизни современного человека.
Потребность изучения нескольких живых языков как средства современной межкультурной коммуникации в поликультурных регионах и странах актуализирует научную проблему билингвизма для широких слоев общества, что является значительным расширением исследовательского поиска по сравнению с полилингвистическими возможностями аристократических обществ прошлого. Учитывая миграционные потоки в Россию, пополнение российских учебных заведений этнически не русскими гражданами, можно констатировать актуальность поднимаемых вопросов для русистики и российского общества в целом. Тенденцию в формировании искусственного билингвизма вместо государственной русификации советского периода можно считать ренессансом классического гимназического и вузовского образования в Российской империи и Европе в период с XIX до начала XX веков. В то время приемлемым для образованного человека считалось свободное владение древними и новыми языками общим количеством от двух до пяти.
В области теории и методики обучения русскому языку мы опирались на теоретические исследования целого ряда отечественных и зарубежных ученых XIX-XXI веков, подробно рассмотренных в первой главе данной работы. Появление новых подходов к изучению билингвизма не отрицает важность изучения богатого наследия русистов прошлого.
Научной проблемой нашего исследования является проблема формирования лингвистического мышления у билингвов на уроках и дополняющих их внеклассных занятиях по русскому языку.
Мы выдвигаем научную гипотезу о том, что существует большой, но слабо используемый методический ресурс к развитию лингвистического мышления полилингвов, особенно искусственных билингвов. Сложность применения этих методик заключается в устаревшем варианте использования в качестве экспериментальной основы традиционных образовательных программ для монолингвов.
Объект исследования - лингвистическое мышление билингвов.
Предмет исследования - обучение двуязычных детей русскому языку.
Цель дипломного исследования - выявить проблемы формирования лингвистического мышления у учащихся билингвов на уроках русского языка и разработать методические рекомендации по формированию лингвистического мышления.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
- провести анализ теоретических исследований по изучаемой проблеме;
- сформулимровать значение понятия «лингвистическое мышление»;
- изучить классификацию видов билингвизма и специфику их проявления в образовании;
- определить экспериментальную базу исследования;
- выбрать методы исследования;
- провести эмпирическое исследование предметного обучения учащихся-билингвов;
- проанализировать практические рекомендации по обучению
неродному языку;
- разработать и провести урочные и внеурочные / внеклассные инновационные мероприятия для искусственных билингвов, один из языков которых русский.
- собрать, обобщить и интерпретировать результаты исследования.
Методологической основой для изучения всех перечисленных аспектов нашей темы служит учение о нациях, многоязычных государствах, национально-языковой политике и межкультурной коммуникации. Так как теория и практика исследуемой научной проблемы формируется в междисциплинарных исследованиях ученых разных наук, наряду с лингвистическими методами в работе применены социологические, педагогические и психологические.
Изучение билингвизма ведется в разных районах России и мира, но мы проводили свои исследования в Республике Татарстан и Волгоградской области (школьники Волгограда), так как в них исторически сложилась многонациональная и полилингвиальная социальная среда.
Практическую значимость дипломной работы составляют разработанные рекомендации и мероприятия. Экспериментальная работа со студентами Казанского Приволжского федерального университета проводилась в период пятилетнего обучения автора в этом вузе, со школьниками - в период проведения выездной педагогической практики по русскому языку. Данная работа может использоваться в педагогической практике, для преподавания русского языка как неродного и иностранного, при общении с иностранными студентами на курсах повышения квалификации, при подготовке квестов по русскому языку как неродному.
Апробация результатов состоялась на вузовских научно-практических и научно-образовательных конференциях в КАИ , КПФУ , международных конференциях и публикациях на русском и английском языках в научных изданиях России и других стран.
Структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений.
Первая глава - «Теоретические основы изучения лингвистического мышления у билингвов» - посвящена изучению ключевых понятий темы: «лингвистическое мышление» (параграф 1.1) «билингвизм» в образовании (параграф 1.2).
Вторая глава - «Практика предметного обучения учащихся-билингвов» - ориентирована на выявление особенностей восприятия лингвистического материала билингвами (параграф 2.1) и анализ практических рекомендаций по обучению языкам данной категории учащихся (параграф 2.2).
В третьей главе - «Методика формирования лингвистического мышления у учащихся-билингвов на внеклассных занятиях по русскому языку» - обобщены методические рекомендации по обучению (параграф 3.1) и представлены апробированные на практике авторские разработки факультативного занятия по русскому языку «Страхи и фобии» (параграф 3.2) и образовательного лингвистического квеста (параграф 3.3).
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования. В приложении размещены объемные практические материалы
Потребность изучения нескольких живых языков как средства современной межкультурной коммуникации в поликультурных регионах и странах актуализирует научную проблему билингвизма для широких слоев общества, что является значительным расширением исследовательского поиска по сравнению с полилингвистическими возможностями аристократических обществ прошлого. Учитывая миграционные потоки в Россию, пополнение российских учебных заведений этнически не русскими гражданами, можно констатировать актуальность поднимаемых вопросов для русистики и российского общества в целом. Тенденцию в формировании искусственного билингвизма вместо государственной русификации советского периода можно считать ренессансом классического гимназического и вузовского образования в Российской империи и Европе в период с XIX до начала XX веков. В то время приемлемым для образованного человека считалось свободное владение древними и новыми языками общим количеством от двух до пяти.
В области теории и методики обучения русскому языку мы опирались на теоретические исследования целого ряда отечественных и зарубежных ученых XIX-XXI веков, подробно рассмотренных в первой главе данной работы. Появление новых подходов к изучению билингвизма не отрицает важность изучения богатого наследия русистов прошлого.
Научной проблемой нашего исследования является проблема формирования лингвистического мышления у билингвов на уроках и дополняющих их внеклассных занятиях по русскому языку.
Мы выдвигаем научную гипотезу о том, что существует большой, но слабо используемый методический ресурс к развитию лингвистического мышления полилингвов, особенно искусственных билингвов. Сложность применения этих методик заключается в устаревшем варианте использования в качестве экспериментальной основы традиционных образовательных программ для монолингвов.
Объект исследования - лингвистическое мышление билингвов.
Предмет исследования - обучение двуязычных детей русскому языку.
Цель дипломного исследования - выявить проблемы формирования лингвистического мышления у учащихся билингвов на уроках русского языка и разработать методические рекомендации по формированию лингвистического мышления.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
- провести анализ теоретических исследований по изучаемой проблеме;
- сформулимровать значение понятия «лингвистическое мышление»;
- изучить классификацию видов билингвизма и специфику их проявления в образовании;
- определить экспериментальную базу исследования;
- выбрать методы исследования;
- провести эмпирическое исследование предметного обучения учащихся-билингвов;
- проанализировать практические рекомендации по обучению
неродному языку;
- разработать и провести урочные и внеурочные / внеклассные инновационные мероприятия для искусственных билингвов, один из языков которых русский.
- собрать, обобщить и интерпретировать результаты исследования.
Методологической основой для изучения всех перечисленных аспектов нашей темы служит учение о нациях, многоязычных государствах, национально-языковой политике и межкультурной коммуникации. Так как теория и практика исследуемой научной проблемы формируется в междисциплинарных исследованиях ученых разных наук, наряду с лингвистическими методами в работе применены социологические, педагогические и психологические.
Изучение билингвизма ведется в разных районах России и мира, но мы проводили свои исследования в Республике Татарстан и Волгоградской области (школьники Волгограда), так как в них исторически сложилась многонациональная и полилингвиальная социальная среда.
Практическую значимость дипломной работы составляют разработанные рекомендации и мероприятия. Экспериментальная работа со студентами Казанского Приволжского федерального университета проводилась в период пятилетнего обучения автора в этом вузе, со школьниками - в период проведения выездной педагогической практики по русскому языку. Данная работа может использоваться в педагогической практике, для преподавания русского языка как неродного и иностранного, при общении с иностранными студентами на курсах повышения квалификации, при подготовке квестов по русскому языку как неродному.
Апробация результатов состоялась на вузовских научно-практических и научно-образовательных конференциях в КАИ , КПФУ , международных конференциях и публикациях на русском и английском языках в научных изданиях России и других стран.
Структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений.
Первая глава - «Теоретические основы изучения лингвистического мышления у билингвов» - посвящена изучению ключевых понятий темы: «лингвистическое мышление» (параграф 1.1) «билингвизм» в образовании (параграф 1.2).
Вторая глава - «Практика предметного обучения учащихся-билингвов» - ориентирована на выявление особенностей восприятия лингвистического материала билингвами (параграф 2.1) и анализ практических рекомендаций по обучению языкам данной категории учащихся (параграф 2.2).
В третьей главе - «Методика формирования лингвистического мышления у учащихся-билингвов на внеклассных занятиях по русскому языку» - обобщены методические рекомендации по обучению (параграф 3.1) и представлены апробированные на практике авторские разработки факультативного занятия по русскому языку «Страхи и фобии» (параграф 3.2) и образовательного лингвистического квеста (параграф 3.3).
В заключении сделаны выводы по результатам проведенного исследования. В приложении размещены объемные практические материалы
Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что существует большой, но слабо используемый методический ресурс к развитию лингвистического мышления полилингвов, особенно искусственных билингвов. Сложность применения этих методик заключается в устаревшем варианте использования в качестве экспериментальной основы традиционных образовательных программ для монолингвов.
Целью дипломного исследования являлось - выявить проблемы формирования лингвистического мышления у учащихся билингвов на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
- проведен анализ теоретических исследований по изучаемой проблеме;
- сформулированы значение понятия «лингвистическое мышление»;
- изучена классификация видов билингвизм и специфику их проявления в образовании;
- проанализированы практические рекомендации по обучению неродному языку;
- разработаны и проведены урочные и внеурочные / внеклассные инновационные мероприятия для искусственных билингвов, один из языков которых русский.
Методологической основой для изучения всех перечисленных аспектов нашей темы послужило учение о нациях, многоязычных государствах, национально-языковой политике и межкультурной коммуникации.
Изучение билингвизма ведется в разных районах России и мира, но мы проводили свои исследования в республике Татарстан и Волгоградской области (школьники Волгограда), так как в них исторически сложилась многонациональная и полилингвиальная социальная среда.
Таким образом, формирование лингвистического мышления непосредственно связано с интеллектуальным развитием учащихся, основывается на логическом и психологическом восприятии детей, методическом обеспечении курса, менталитете социокультурной среды обитания субъектов образовательного процесса. Одной из важнейших задач методики преподавания русского языка остается поиск путей и выработка приемов наиболее эффективного, глубокого и осознанного усвоения учащимися лингвистического материала. Наличие достаточного уровня лингвистического мышления способствует формированию наиболее совершенной языковой личности в процессе обучения искусственному билингвизму.
По нашему мнению, одним из чрезвычайно важных и полезных аспектов самостоятельной работы билингвов может быть устный и письменный перевод с родного языка на русский, как более высокий уровень языковой коммуникации по сравнению с переводом русского языка на родной. Для достижения такого высокого результата предполагается обязательная внеклассная работа с учащимися. Задача учителя в этой ситуации - организовать учебный процесс таким образом, чтобы учесть интересы как русскоязычных детей, так и детей-инофонов. Следует отметить неразрывную связь теории и практики в результатах образовательной деятельности. Использование оригинальных методик в сочетании с традиционными, позволяет преодолевать существующие сейчас трудности в обучении детей-билингвов по программам, разработанным изначально для монолингвов, и ведет к формированию многоязыковой школы.
Целью дипломного исследования являлось - выявить проблемы формирования лингвистического мышления у учащихся билингвов на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи:
- проведен анализ теоретических исследований по изучаемой проблеме;
- сформулированы значение понятия «лингвистическое мышление»;
- изучена классификация видов билингвизм и специфику их проявления в образовании;
- проанализированы практические рекомендации по обучению неродному языку;
- разработаны и проведены урочные и внеурочные / внеклассные инновационные мероприятия для искусственных билингвов, один из языков которых русский.
Методологической основой для изучения всех перечисленных аспектов нашей темы послужило учение о нациях, многоязычных государствах, национально-языковой политике и межкультурной коммуникации.
Изучение билингвизма ведется в разных районах России и мира, но мы проводили свои исследования в республике Татарстан и Волгоградской области (школьники Волгограда), так как в них исторически сложилась многонациональная и полилингвиальная социальная среда.
Таким образом, формирование лингвистического мышления непосредственно связано с интеллектуальным развитием учащихся, основывается на логическом и психологическом восприятии детей, методическом обеспечении курса, менталитете социокультурной среды обитания субъектов образовательного процесса. Одной из важнейших задач методики преподавания русского языка остается поиск путей и выработка приемов наиболее эффективного, глубокого и осознанного усвоения учащимися лингвистического материала. Наличие достаточного уровня лингвистического мышления способствует формированию наиболее совершенной языковой личности в процессе обучения искусственному билингвизму.
По нашему мнению, одним из чрезвычайно важных и полезных аспектов самостоятельной работы билингвов может быть устный и письменный перевод с родного языка на русский, как более высокий уровень языковой коммуникации по сравнению с переводом русского языка на родной. Для достижения такого высокого результата предполагается обязательная внеклассная работа с учащимися. Задача учителя в этой ситуации - организовать учебный процесс таким образом, чтобы учесть интересы как русскоязычных детей, так и детей-инофонов. Следует отметить неразрывную связь теории и практики в результатах образовательной деятельности. Использование оригинальных методик в сочетании с традиционными, позволяет преодолевать существующие сейчас трудности в обучении детей-билингвов по программам, разработанным изначально для монолингвов, и ведет к формированию многоязыковой школы.
Подобные работы
- Грамматический разбор на уроках русского языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ
ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ PУCCКOМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ВНEДPEНИЯ ФГOC
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РТ: ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗОК ТАТЬЯНЫ МЕЙКО В ОБУЧЕНИИ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ:
ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Обучение англоязычной диалогической речи как средство формирования креативности учащихся средней ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



