Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особые экономические зоны: российский и зарубежный опыт их формирования и функционирования

Работа №46251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1.1 Сущность, цели создания свободных экономических зон 7
1.2 Классификация и виды свободных экономических зон 17
1.3 Мировой опыт формирования свободных экономических зон 28
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЭЗ
2.1. Организация и функционирование СЭЗ в Российской Федерации 41
2.2. Анализ функционирования особой экономической зоны «Иннополис» 60
2.3. Проблемы развития СЭЗ в России 68
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЭЗ
3.1. Совершенствование и перспективы свободных экономических зон 74
3.2 Российский опыт становления свободных экономических зон и оценка социально-экономической эффективности 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для решения проблем социально-экономического развития, таких как необходимость диверсификации экономики, развитие отдельных территорий, привлечение инвестиций, создание рабочих мест, развитие перспективных отраслей экономики, стимулирование научно-технического прогресса государства используют множество инструментов. Свободные экономические зоны являются одним из таких инструментов, причем достаточно эффективным.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений в силу того, что особые экономические зоны получают все большую популярность. На территории многих государств, в том числе России, на определенных территориях вводятся особые условия и режимы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Основная цель создания таких территорий заключается в развитии отраслей промышленности, торговли, экономики в целом. Стремление России к выходу на мировой рынок и упрочению положения на международной экономической арене обусловило применение государством механизмов, способствующих реализации указанных целей.
В связи с тем, что современная российская экономика в значительной степени зависит от иностранной технологической базы, большинство российских промышленных предприятий и предприятий сферы информационных технологий при осуществлении планирования своей деятельности вынуждены учитывать геополитическую обстановку в мире, чтобы быть конкурентоспособными на международных рынках. Решением данной проблемы может служить создание отечественных технологических цепочек, позволяющих обеспечить взаимодействие российских разработчиков новых технологических решений и потенциальных инвесторов. Но процесс технологического перевооружения отечественного производства сопряжен с 5
высокими финансовыми затратами от стадии разработки до стадии внедрения технологических решений, а также риском увеличения себестоимости производимой продукции на начальных этапах, поэтому не выгоден предприятиям без соответствующей государственной поддержки. Эффективным механизмом такой поддержки является создание и развитие промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ.
Вместе с тем механизм создания и развития ОЭЗ также нацелен на поддержку и развитие портовой и транспортной инфраструктур; создание условий для развития системы организации туристической деятельности для отдыха, санаторно-курортного лечения и проведения досуга населения.
Таким образом, особые экономические зоны могут быть полезным инструментом в рамках стратегии общего экономического роста, повышения конкурентоспособности промышленности и привлечения прямых иностранных инвестиций. С помощью ОЭЗ правительства стремятся развивать и диверсифицировать экспорт, сохраняя при этом защитные барьеры, стимулировать создание рабочих мест, апробировать новые стратегии и подходы (например, в таможенной сфере, правовой сфере, в сфере развития трудовых отношений и т.д.).
Вопросам создания особых (свободных) экономических зон посвящено немало научных трудов. Среди исследователей , внесших весомый вклад в развитие данного направления, следует отметить: Е.Ф. Авдокушина, Е.С. Акоповой, А.Ю. Архипова, Е.В. Бородкина, В.Г. Вишнякова, А.В. Гасумяновой, М.С. Гурцева, Т.П. Данько, Б.И. Замятина, Р.И. Зименкова, Н.Т. Краснолуцкой, А.И. Нерусского, Р.А. Мельникова, Э.И. Минтаева, П. Мозиаса, 3.М. Окрута, В. Покровской, М. Портера, А.И. Реута, С.А. Рыбакова, Д.А. Савосик, Н. Смородинской, В.И. Троненко, Л.Э. Фатиховой, С.А. Шарапова, Н.Н. Шмонова, В.М. Шумилова и др. В их работах содержится подробный анализ эволюции свободных экономических зон, а также особенности нормативного регулирования подобных территорий в зарубежных странах.
Цель работы состоит в комплексном и взаимосвязанном исследовании теоретических и практических аспектов формирования и функционирования свободных экономических зон в России и за рубежом для повышения эффективности и совершенствования их деятельности.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- раскрыть сущность и цели создания свободных экономических зон;
- классифицировать свободные экономические зоны;
- проанализировать мировой опыт формирования свободных экономических зон;
- характеризовать организацию и функционирование СЭЗ в Российской Федерации
- провезти анализ функционирования свободных экономических зон на примере Иннополиса
- выявить проблемы развития СЭЗ в России;
- раскрыть перспективы развития свободных экономических зон
- очертить и определить направления, пути совершенствования и оптимизации функционирования СЭЗ.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны России и за рубежом. Соответственно, предметом исследования - экономические отношения, связанные с формированием и функционированием СЭЗ.
Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты и законодательство России и других стран; исторические документы; статистические данные; финансовая отчетность резидентов ОЭЗ; материалы информационных ресурсов международных и региональных организаций, государственных учреждений, некоммерческих организаций и партнерств, частных коммерческих компаний, независимых экспертов; зарубежная и отечественная литература, а также периодика по тематике особого экономического зонирования, международных экономических отношений и мировой экономики. 
Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Выпускная квалификационная работа включает 106 страниц, 7 таблиц, 6 рисунков, списков использованных источников из 43 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать некоторые выводы. Так, определить особую экономическую зону можно как часть территории Российской Федерации, определяемую Правительством Российской Федерации, в территориальных границах которой вводится специальный правовой режим осуществления производственной, инвестиционной, внешнеторговой и иной предпринимательской деятельности, создаваемую с целью развития экономики отдельных регионов, муниципальных образований и государства в целом посредством привлечения инвестиций, представления налоговых, таможенных и иных льгот, в том числе, посредством применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Особая экономическая зона должна соответствовать двум критериям: иметь выгодное территориальное расположение и предоставлять льготы иностранным инвесторам. Кроме того, управление особой экономической зоной осуществляется специально созданными органами управления.
Законодательством РФ предусмотрено четыре типа особых экономических зон, отличающихся между собой: составом резидентов, видом осуществляемой деятельности, необходимостью финансовых вложений. Тем не менее, государству на сегодняшний день не удалось создать механизм, обеспечивающий баланс интересов РФ, её субъектов и иных участников экономической деятельности: в ряде особых экономических зон отсутствуют резиденты, нет утвержденных планов развития туристического кластера.
В зависимости от способа организации различают свободные экономические зоны территориальные и функциональные. Территориальные СЭЗ получили наибольшее распространение в мировой экономике как ограниченные территории с хорошо развитой инфраструктурой, наличием административных стимулов с более высоким уровнем квалификации рабочей силы по сравнению с другими регионами страны. В свою очередь, они бывают трех типов: анклавные зоны, открытые и смешанные анклавно-открытые.
Как таковых общепризнанных международных стандартов в области регулирования свободных зон нет. Киотская конвенция определяет общие подходы к регулированию вопросов создания и функционирования свободных зон, применения на территории зоны специального таможенного режима, фактически отдавая на откуп государствам - членам право самостоятельно устанавливать правила.
Оценка функционирования ОЭЗ «Иннополис «показала, что эта зона создана в 2012 году, цель создания ОЭЗ «Иннополис»: формирование ядра будущей ИТ-столицы России экосистемы, которая будет способствовать ускоренному развитию высокотехнологичного сектора экономики России в целом, и отрасли информационных технологий, в частности.
Основные предполагаемые результаты деятельности ОЭЗ «Иннополис» на период до 2024 года включают: привлечение более 350 резидентов ОЭЗ; общая численность рабочих мест, созданных ими на территории ОЭЗ, составит около 13,1 тысячи; осуществление резидентами инвестиций на территории ОЭЗ в объеме более 27 млрд. рублей накопленным итогом; объем выручки резидентов составит более 40 млрд. рублей в год (по данным на 2024 год); объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, составит почти 33,6 млрд. рублей (накопленным итогом). В целом, развитие ОЭЗ «Иннополис» на период до 2024 года можно разделить на три основных этапа, первый (до 2016 года) уже реализован.
В рамках второго этапа (до 2020 года) необходимо привлечь критическую массу резидентов, а также достаточное количество частных инвесторов для продолжения строительства деловой инфраструктуры - технопарков.
Основной приоритет этапа - массовое привлечение резидентов и постоянных жителей, реализуемое практически за счет грамотной подачи «историй успеха», сформированных на предыдущем этапе.
В рамках третьего этапа необходимо больше внимания уделить органическому развитию, связанное с дальнейшим привлечением резидентов, постепенным строительством инженерной инфраструктуры для нужд инвесторов, а также развитием экосистемы инноваций. Также необходимо будет постоянно отслеживать качество оказываемых резидентам услуг, корректировать их спектр, привлекать новых провайдеров услуг.
В рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (с 1 января 2015 года - Евразийского экономического союза) на уровне единого союзного законодательства определены вопросы содержания и применения таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада на территориях свободных зон и свободных складов. При этом у государств - членов Союза остаются широкие дискреционные полномочия самостоятельно регулировать все, что относится к вопросам создания и функционирования свободных зон (складов), предоставления мер государственной поддержки резидентам таких зон (кроме таможенных льгот). Для Беларуси, Казахстана и Армении определен переходный период до 1 января 2017 года, когда переработанные (изготовленные) на территории свободной зоны (свободного склада) товары могут беспошлинно ввозиться на остальную часть таможенной территории Союза (включая российский рынок), если соблюдаются критерии достаточной переработки.
В Российской Федерации в настоящее время существенно меняется законодательство в сфере свободных зон. Вносятся изменения в основной Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», находятся на стадии рассмотрения в Государственной Думе законопроекты о территориях опережающего развития и свободных складах, которые могут стать разновидностью свободных зон, предусматривается создание региональных особых экономических зон в виде промышленных (индустриальных) парков, технопарков, агропромышленных парков, туристических парков.
Несмотря на то, что относительная самостоятельность в регулировании свободных зон и других форм стимулирования развития отдельных территорий существенно упрощает принятие решений по сравнению с тем, если бы эти вопросы были отнесены к компетенции наднационального (союзного) законодательства, в то же время, наличие разного рода льгот и преимуществ у партнеров России по ЕАЭС требует налаживания осуществления мониторинга и анализа. Наличие единой таможенной территории предполагает, что подавляющая часть продукции, произведенной на территории партнеров России по Таможенному союзу, может быть ориентирована на российский рынок сбыта. Это означает, что российские производители аналогичной продукции могут оказаться в менее конкурентном положении на собственном рынке.
В регулировании вопросов создания и функционирования свободных зон, предоставления на их территориях благоприятных условий развития предпринимательской деятельности за счет мер государственной поддержки в виде субсидий, в том числе, налоговых льгот, льготных арендных ставок и т.д., необходимо учитывать обязательства в рамках ССКМ и Договора о Евразийском экономическом союзе в части предоставления промышленных субсидий с тем, чтобы не навлечь на производителей применение «контрмер» со стороны других членов ВТО или партнеров по ЕАЭС.
При совершенствовании механизмов управления ОЭЗ и разработке экономических стимулов для потенциальных резидентов ОЭЗ в России необходима гармонизация отечественного и европейского законодательства в этой области. При этом особое внимание следует обратить на меры государственной помощи регионам для обеспечения соответствия с правилами, применяемыми в Евросоюзе.
Задача совершенствования системы создания и развития ОЭЗ в Российской Федерации является одной из наиболее важных и приоритетных задач для государственной политики поддержки национальной экономики.
Выполнение данной задачи позволит создать эффективную систему механизмов функционирования ОЭЗ, мониторинга и контроля за деятельностью ОЭЗ в Российской Федерации, применение которых на практике будет способствовать переходу национальной экономики на инновационный путь развития, учитывающий геополитические риски и предстоящие системные вызовы, которые необходимо преодолевать Российской Федерации в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Анализ современного состояния особых экономических зон в Российской Федерации, анализ основных моделей управления ОЭЗ и преференций, предоставляемых резидентам ОЭЗ, позволил оценить уровень и направления развития ОЭЗ в стране, выявить основные тренды и определить основные проблемы, стоящие перед ОЭЗ в средне- и долгосрочной перспективе.
Комплексная оценка факторов, оказывающих влияние на развитие ОЭЗ, позволила определить эффекты от создания и развития ОЭЗ на экономику Российской Федерации и экономики субъектов Российской Федерации и сформировать систему стратегических целей и задач развития ОЭЗ в России. При определении целей и задач создания и развития ОЭЗ в России важным элементом стал анализ практики применения аналогичных механизмов, созданных ранее в других странах.
При этом следует учитывать, что особых экономических зон в мире на сегодняшний день существует около 4 000, но 60-70% из них не достигли никакого успеха. Недостаточно иметь отработанную нормативно-правовую базу. Интерес и активное участие государства в деле создания и функционирования ОЭЗ очень важны, но еще важнее понять, что именно ожидает бизнес от участия, организовать диалог с государством и разъяснять каждой отдельно взятой компании доступные ей привилегии в деталях.



1. Багаутдинов., А. Н. Правовой механизм создания особых экономических зон в Российской Федерации // Экономические науки. - 2007. № 2. С.173.
2. Базылева Н. И. Экономическая теория: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА - М, 2013. С.662.
3. Баженова., Ю.В. Мировой опыт применения кластерного подхода в развитии свободных экономических зон и российские перспективы: Автореф. Дисс.На соиск. Учен. Степ. Канд. Экон. Наук / Ю.В. Баженова; [Дипломат. Акад.МИД РФ]. М., 2016. С.25.
4. Батыров., М.В. Административно-правовые основы
функционирования особых экономических зон в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. Юрид. Наук. М., 2011. С.154-158
5. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики) - М. Магистр: ИНФРА-М, 2013. - С648.
6. Богуславский М.М. Международное частное право. М., 20-14. С.247.
7. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики - М.: Квадрига, 2010. С.578.
8. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М.: Инфра-М, 2013. С.85.
9. Жиркова С. В. Развитие особых экономических зон в России как
инструмент повышения инновационного потенциала: недостатки,
преимущества и перспективы / С. В. Жиркова // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 7-8. — С. 22-28.
10. Зименков., Р. И. Свободные экономические зоны: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. С.23.
11. Калабеков И.Г. Россия, Китай и США в цифрах. Справочное издание / И. Г. Калабеков -М., 2014. С.254.
12. Кучинская А. В. Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым экономическим зонам территории в Российской Федерации / А. В. Кучинская, С. А. Липски // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2014. — № 3. — С. 34-38.
13. Коробова О. В. Анализ теоретических подходов к понятию «свободная экономическая зона» / О. В. Коробова, Н. В. Наумова // Ученые записи Тамбовского отделения РоСМУ. — 2015. — № 3. — С. 1-4.
14. Лисица., В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации / В. Н. Лисица Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2010. С.360.
15. Новаков А.Ю. Особые экономические зоны российские оффшоры? (на примере ОЭЗ «Алабуга») / А. Ю. Новаков // Налоговая политика и практика №4. - 2016. - С.48.
16. ОЭЗ ТВТ «Дубна». - Режим доступа: http://oezdubna.ru/
17. ОЭЗ ИНТ «Алабуга». - Режим доступа:
http://www.russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga/
18. ОЭЗ ППТ «Липецк». - Режим доступа: https://sezlipetsk.ru/
19. ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург». - Режим доступа:
http://russiaindustrialpark.ru/oez-tvt-sankt-peterburg
20. ОЭЗ ТВТ «Иннополис». - Режим доступа:
http://russiaindustrialpark.ru/oez-tvt-innopolis
21. ОЭЗ ТВТ «Исток». - Режим доступа: http://istokoez.ru/
22. ОЭЗ «Тольятти». - Режим доступа: http://oeztlt.ru/ru/
23. ОЭЗ НИТ «Моглино». - Режим доступа: http://www.moglino.com/
24. ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат». - Режим доступа: https: //www.gdpquadrat.com/
25. ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» . - Режим доступа:
http: //www.russez.ru/glavnaya/ economic_zone/innovation/r98459/
26. ОЭЗ ППТ «Лотос». - Режим доступа: http://www.sezlotos.ru/
27. ОЭЗ ППТ «Титановая долина». - Режим доступа: http://titanium- valley.com/
28. ОЭЗ ТВТ «Томск». - Режим доступа: www.oez.tomsk.ru/
29. ОЭЗ ППТ «Калуга». - Режим доступа: www.oez.kaluga.ru/
30. ОЭЗ ППТ «Узловая». - Режим доступа: http://www.uzlovaya.ru/
31. Официальный сайт «ОЭЗ Алабуга», раздел «Инвестору», подраздел
«Таможенные льготы». - Режим доступа:
http: //www.alabuga.ru/inve stor/# customs.
32. Платонова Н.Л. Свободные экономические зоны в Российской Федерации: правовые проблемы создания и функционирования / Н. Л. Платонова // Гражданин и право. - 2014. - № 5-6. - С. 69.
33. Полтерович В. Экономических чудес не бывает / В. Полтерович // Прямые инвестиции. - №4 (72). - 2015. - С.30.
34. Савосик Д. А. Функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации: финансово-правовой аспект : автореф. Дис. ... канд .Юрид. Наук / Д. А. Савосик. - Саратов, 2014- С.25.
35. Свинцова., К.С. Проблемы коррупционных факторов в
законодательстве об особых экономических зонах и пути их преодоления // Юридические записки : сб. научн. Трудов. Вып. 23 : Противодействие
коррупции в России : общая теория и отраслевое правовое регулирование / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2015. С. 353.
36. Семенов., Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 2015. № 1. С. 35.
37. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 128.
38. Союз развития наукоградов России. - Режим доступа: http: //www.naukograds.ru/.
39. Тимошина., Т.М. Экономическая история зарубежных стран:
Учебное пособие под ред. проф. М. Н. Чепурина 7-е изд. - М.:
Юридический Дом «Юстицинформ», 2008. - С.448.
40. Федин П. А. Свободные экономические зоны в России: мнения и точки зрения на определение понятия / П. А. Федин // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2012. — № 2. — С. 41-47.
41. Чепинога О. А., Солодков М. В., Семенова А. Э. Проблемы
функционирования и перспективы развития особых экономических зон в России // Baikal Research Journal: электронный научный журнал
Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 8. - № 3.
42. Ходова С.С., Вершинина В.А. История формирования свободных
портов в Китае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015 № .8-3. - С. 592-597 - Режим доступа: .
Appliedresearch.ru/ru/article/vieid-7158http://www
43. Эксперт РА. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.raexpert.ru/database/ countries/russian_federation/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ