Есть приложение.
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика законодательства об архивах частных предприятий 7
1.1 Нормативное регулирование ведения архивов частных предприятий 7
1.2 Порядок доступа к архивным документам частных предприятий 12
Глава 2 Оптимизация архивного дела в частных предприятиях посредством использования электронной документации 17
2.1 Юридические аспекты формирования электронных архивов частных предприятий 17
2.2 Проблемы формирования электронных архивов частных предприятий 27
Заключение 31
Список источников и литературы 34
Приложение 38
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что любая организация в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью ведения документооборота и хранения многообразной документации.
При этом обязанностью хранить необходимую документацию наделены не только органы государственной и муниципальной власти, но и частные организации, например, в соответствии с законодательством в уставе общества с ограниченной ответственностью в обязательном порядке должен быть отражен порядок хранения документации общества.
Такая документация может быть, в частности, истребована налоговыми органами, участниками общества, внешними и внутренними аудиторами и т.д.
Безусловно, коммерческая организация может относится к ведению архива не вполне добросовестно, хотя бы потому, что хранение архивной документации требует определенных затрат, которые для организации, преследующей цель извлечения прибыли, могут быть невыгодными.
Гипотезой настоящего исследования является то, что решением проблемы возможно стало бы ведение электронных архивов, однако частные организации не всегда полномочны самостоятельно определять форму хранения информации, поскольку, опять же, такая информация может быть истребована органами государственной власти, для совершения которыми контрольных и проверочных действий в отношении частной организации.
Объект исследования – урегулированные нормами права общественные отношения в сфере формирования и хранения архивной документации частных организаций.
Предмет исследования - нормы законодательства, учредительные документы юридических лиц.
Цель исследования – анализ проблематики соблюдения частными предприятиями требований архивного законодательств.
Задачи исследования:
Изучить нормативное регулирование ведения архивов частных предприятий;
Исследовать порядок доступа к архивной документации частных организаций;
Рассмотреть юридические аспекты электронных архивов частных предприятий;
Охарактеризовать проблемы формирования электронных архивов частных предприятий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1999 года (принятие Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») по настоящее время.
Территориальные рамки исследования – практика реализации архивного законодательства на территории Российской Федерации.
Нормативную основу исследования составляют Федеральные законы («Об архивном деле в Российской Федерации», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.)
Теоретическую (источниковую) основу составляют работы таких авторов, как И. Кузина, С. Кабашов, Н. Елисеев, Л. Румынина, М. Бобылева, Л. Афанасьева, В. Борискин и др. Данные авторы достаточно глубоко исследовали проблемы, связанные с современным архивным законодательством, в том числе с внедрением электронной формы архива. В частности, Н. Елисеев достаточно детально изучил вопросы, связанные с юридической целостностью электронного документа в архиве организации.
Новизна исследования связана с попыткой определить основные механизмы нормативно-правового регулирования электронных архивов частных предприятий (организаций).
Практическая значимость исследования связана с тем, что его результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства, регулирующего архивное дело.
Методологическая основа включает использование следующих методов: общенаучных – анализа, синтеза, аналогии, моделирования; частно-научных –формально-юридического, сравнительно-правового и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
1) Несмотря на предоставленную законодательством достаточно значительную свободу финансово-хозяйственной и внутренней управленческой деятельности частных организаций, нормативные правовые акты устанавливают перечень документов, архивное хранение которых такими организациями обязательно.
Целями архивного хранения документации частной организации являются:
Обеспечение проведения государственного и муниципального контроля за деятельностью организации.
Это может быть и налоговый контроль, и антимонопольный и т.д.
Обеспечение контроля за финансовой и иной деятельностью организации со стороны его учредителей, участников и т.д.
Такой контроль осуществляется посредством аудита, ревизий и т.д.
Обеспечение прав третьих лиц, вступавших с организацией в правоотношения.
Например, речь может идти о лицах, состоявших с организацией в трудовых правоотношениях, проще говоря, о ее работниках.
Любая частная организация, действующая в правовом поле, обязана соблюдать в том числе и юридические установления относительно хранения ее документации.
2) Порядок обращения к архивной документации частных предприятий (организаций) определен действующим законодательством и во многом зависит от субъекта, желающего получить доступ к такой документации.
Процедура получения доступа к архивам организаций и предприятий частных субъектов (участников, учредителей и др.) в целом сложнее, чем процедура доступа к архивным документам должностных лиц органов государственной власти, осуществляющих контроль за деятельностью частных организаций.
3) Внедрение в коммерческих организациях (предприятиях) системы электронного архива как подсистемы электронного документооборота направлено на повышение эффективности деятельности организации посредством усиления исполнительской дисциплины, контроля за выполнением планов, решений и т.д., улучшение взаимодействия структурных подразделений, а так же на оптимизацию взаимодействия коммерческой организации:
с органами государственной власти (например, ФНС России),
аудиторами и ревизорами;
иными лицами, имеющими в соответствии с законом право доступа к архивным документам частной организации.
При этом в российском законодательства отсутствует единый нормативно-правовой акт, определявший бы общие правила, принципы, задачи и т.д. системы электронного хранения документации (электронного архива).
Наиболее значимые законы в данной области – ФЗ «Об электронной подписи» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» носят технический, прикладной характер, и не разрешают всех необходимых вопросов.
Следует понимать, что электронные архивы частных организаций обладает определенной спецификой, которую указанные нормативно-правовые акты не учитывают.
При этом если в отношении электронного документооборота органов государственной власти определенная нормативная база имеется, то в отношении частных организаций необходимой юридической базы нет.
Соответственно, необходим единый нормативно-правовой акт – Федеральный закон «О системе электронного документооборота и электронном архиве в организациях различных форм собственности».
4) Вопросы юридической и технической целостности электронных документов из архивов коммерческих организаций должны быть определены на нормативном уровне (в Федеральном законе или в подзаконных актах, например, ФНС России).
Государственные контролирующие и надзорные органы, аудиторы и иные лица, имеющие право доступа к архивной документации коммерческой организации, должны быть уверены в том, что в документы не вносились какие-либо исправления, направленные, например, на уклонение от уплаты налогов, укрытие прибыли от участников (учредителей, акционеров и др.) юридического лица и т.д.
1. Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.04.2018).
2. Федеральный закон от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.04.2018).
3. Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.04.2018).
4. Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.04.2018).
5. Алеев В.А. Оптимизация работы с документами: опыт создания электронного архива / В.А. Алеев // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2014. - № 4.- С. 51 - 54.
6. Андреев В. А. Создание системы автоматизации документооборота. Часть 5. Что превращает приложения корпоративной СЭД в единую систему / В.А. Андреев // Известия САФУ. – 2013. - № 4. - С. 77-79.
7. Афанасьева Л. П. Проблема доступа к архивным документам, содержащих персональные данные / Л. П. Афанасьева // Делопроизводство. – 2013. – № 4. – С. 106-114.
8. Баласанян В.Э. Применение автоматизированных систем документационного обеспечения управления (АС ДОУ) для повышения эффективности управления /В.Э. Баласанян // Делопроизводство. – 2014. - № 2. С. 5-8.
9. Бестряков А.П, Четыре проблемы внедрения электронного архива / А.П. Бестряков // Сайт компании ЭОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eos.ru. – (Дата обращения 20.04.2018).
10. Бобылева М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному / М.П. Бобылева. - М.: МЭИ, 2014 - 207 с.
11. Бобылева М.П. Корпоративное регулирование документационного обеспечения управления (опыт Банка России) / М.П. Бобылева // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2014. - № 2. - С. 56 – 63.
12. Борискин В. В. Нормативное регулирование делопроизводства В.В. Борискин // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2014. - № 9. - С. 40-43.
13. Волобуев В.В. Способы, модели и инструментальные средства управления потоками электронных документов в организации с дивизиональной структурой / В.В. Волобуев // Автореф. дис. … канд. техн. Наук, Курск, 2013 – 251 с.
14. Елисеев Н.И. Анализ и синтез перспективных систем электронного документооборота и электронного архива / Н.И. Елисеев // Известия Южного федерального университета. – 2015. - № 5. - С. 166-171.
15. Елисеев Н.И. Модель угроз безопасности информации при ее обработке в системе защищенного электронного документооборота / Н.И. Елисеев // Известия Южного федерального университета. - 2015. - № 2. - С. 71-74.
16. Залаев Г.З. Актуальные вопросы создания и хранения цифровых копий архивных документов / Г.З. Залаев// Отечественные архивы. – 2013. - № 2. - С.55 – 59.
17. Иванов С.В. Организация электронного документооборота в коммерческой организации / С.В. Иванов // Документация в информационном обществе: проблемы оптимизации документооборота. Доклады и сообщения на ХVIII Международной научно-практической конференции, 29.07 – 01.08.2014. - М.:Росархив, 2014. - С.40 - 44.
18. Кабашов С. Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях : учеб. пособие / C. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова. – М. : Флинта; Наука, 2013. – 296 с.
19. Князева Т.В. Тестовая оценка СЭД / Т.В. Князева // Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2014. - № 10. - С. 16 -24.
20. Кошелева Е. А. Организация хранения архивных документов / Е.А. Кошелева // Справочник кадровика. – 2015. - № 2. - С. 55-61.
21. Кузина И.Л. Архивное право / И.Л. Кузина. – М.: Юрайт, 2014. – 132 с.
22. Кузнецов С.Л. Методические рекомендации по организации хранения электронных документов / С.Л. Кузнецов // Делопроизводство. – 2015. - № 3. - С. 48 – 52.
23. Лачин А.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании хранения документации коммерческих организаций / А.А. Лачин // Вестник ВлГУ. – 2015. -№ 4. – С. 109-113.
24. Никитская Е.Ф., Гаранина Г.Г, Оценка эффективности организационно-управленческих инноваций как результат внедрения системы электронного документооборота / Е.Ф. Никитская, Г.Г. Гаранина// Интернет-журнал науковедение. - 2015. - № 2 (27), том 7.
25. Пахомов Е.В. Анализ систем электронного документооборота в коммерческих организациях /.Е.В. Пахомов // Вестник Южного федерального университета. - 2015, № 8, т. 133. - С. 49-55.
26. Пшенко А.В. Системы документации в организации / А.В. Пшенко // Секретарское дело, 2015. № 4. С. 9 – 12.
27. Румынина Л. А. Документационное обеспечение управления /Л.А. Румынина - М. : Academia , 2014. - 216 с.
28. Рыбаков А. Е. Порядок передачи личных дел работников в архив организации / А.Е. Рыбаков // Отдел кадров. - 2013. - № 7. - С. 36-47.
29. Ходак Е.Е. Внедрение систем электронного документооборота: как это происходит на практике / Е.Е. Ходяк // Современные технологии делопроизводства и документооборота. – 2013. - № 4.- С.22 – 27.
30. Шафеева Ю. И., Быкова Н. Н. Система электронного документооборота в коммерческих организациях / Ю.И.Шафеева, Н.Н. Быкова // Молодой ученый. – 2015. - № 23. - С. 75-80.