Формирование активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности (Педагогика, психология, Омский государственный педагогический университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Выборка: 60 младших подростков – учащихся 6-7-х классов в возрасте от 12 до 14 лет: из них 32 девочки, 28 мальчиков. 30 учащихся 6-х классов составили экспериментальную группу, 30 учащихся 7-х классов составили контрольную группу.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности в трудах отечественных и зарубежных исследователей 8
1.1 Сущность социально-проектной деятельности 8
1.2 Основные характеристики младшего подросткового возраста 16
1.3 Активность в социально-проектной деятельности как объект исследования 26
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2. Результаты первичной диагностики 41
2.3. Характеристика программы формирование активности младших подростков в социально-проектной деятельности 49
2.4. Результаты вторичной диагностики 56
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
База исследования: БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Выборка: 60 младших подростков – учащихся 6-7-х классов в возрасте от 12 до 14 лет: из них 32 девочки, 28 мальчиков. 30 учащихся 6-х классов составили экспериментальную группу, 30 учащихся 7-х классов составили контрольную группу.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности в трудах отечественных и зарубежных исследователей 8
1.1 Сущность социально-проектной деятельности 8
1.2 Основные характеристики младшего подросткового возраста 16
1.3 Активность в социально-проектной деятельности как объект исследования 26
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2. Результаты первичной диагностики 41
2.3. Характеристика программы формирование активности младших подростков в социально-проектной деятельности 49
2.4. Результаты вторичной диагностики 56
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. Современный этап характеризуется значительными изменениями в жизни общества, происходит трансформация мировоззренческих позиций, изменение идеологических и ценностных ориентаций. В этой связи меняется отношение к молодому поколению. Современному социуму необходимо поколение социально-зрелых, активных и ответственных молодых людей, которые ориентированы на позитивную реализацию своего потенциала, способны не только адаптироваться к окружающему миру, но и творчески менять его. Вместе с тем требования социума во многом не соответствуют традиционной направленности массовой школы, в большей степени ориентированной на воспитание послушных, исполнительных членов общества.
На наш взгляд, средством преодоления данного противоречия является реализация в школе социально-педагогической деятельности. Социальные педагоги ориентированы на воспитание активных, трудолюбивых, нравственных людей, которые направлены на профессионально-личностное саморазвитие, способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно выбирать сферу своей деятельности.
Социально-педагогическая деятельность – это полифункциональная профессиональная деятельность, направленная на социализацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум, решение социальных проблем личности. Сущность этой деятельности состоит в гармонизации нормативных ценностей общества и ценностных ориентаций личности посредством актуализации жизненных сил. В широком смысле социально-педагогическая деятельность направлена на создание условий для успешного становления человека как субъекта социальной жизни, обеспечение гуманной и социально безопасной среды его проживания, способствующей воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации индивида в социуме.
Эффективность социально-педагогической деятельности во многом связана с учетом особенностей социальной ситуации развития личности, предполагает использование культурного, интеллектуального, профессионального потенциала социокультурного окружения, направлена на интеграцию целенаправленных и средовых влияний на личность с целью осуществления ее эффективной социализации, гармоничной интеграции с обществом и миром (А.В. Мудрик и др.) [34, с. 89].
Актуальным методом социального воспитания личности, активизации ее потенциала является включение школьников в социально-проектную деятельность. В этом плане мы считаем наиболее сензитивным младший подростковый возраст, поскольку в этот период складываются основные предпосылки, позволяющие осуществлять целенаправленное содействие развитию социальной ответственности в связи с психологическими новообразованиями данного этапа, а также расширением круга взаимодействия в результате перехода из начальной школы в основную.
Социальным проектированием является социально значимая, самостоятельная деятельность, которая ориентирована на практический результат. Социально-проектная деятельность осуществляется через конструктивное взаимодействие с миром, культурой, социумом, в ней формируются социальные навыки, она имеет определенный социальный эффект, предполагает создание конкретного «продукта», который является принципиально новым для личного опыта участников, имеет практическое значение (Е.В. Сараева и др.) [46, с. 179].
Социальное проектирование содействует развитию исследовательских, коммуникативных, управленческих навыков, когнитивных, мотивационно-ценностных, эмоциональных и особенностей личности. Социально-проектная деятельность способствует личностному развитию, повышают уровень социальной адаптации, обеспечивает формирование ценностных ориентаций, усиливает мотивацию достижения успеха (Т.Л. Стенина и др.) [49, с. 87].
Работа над социальным проектом дает учащимся осознать значимость собственной деятельности, открыть новые возможности. В ходе этой деятельности каждый участник приобретает определенный социальный опыт, примеряет на себя новые социальные роли, что способствует более комфортному и уверенному взаимодействию с окружающими (О.Д. Фадеева и др.) [52, с. 56].
Включение школьников подросткового возраста в социально-проектную деятельность является актуальным методом социального воспитания, формирования ответственности за состояние общества, освоения навыков и умений в области взаимоотношений. В связи с этим проблема формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности, поиск средств, обеспечивающих эффективное содействие этому процессу, приобретает особую актуальность.
Специфика младшего подросткового возраста отражена в работах исследователей: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. В работах отечественных и зарубежных исследователей нашли свое отражение различные аспекты проектной деятельности (М.Б. Павловой, Дж. Питта, Е.С. Полат, Т.Л. Стениной,
В.Д. Симоненко и др.) и социального проектирования (В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.А. Луков, Б.М. Мастеров, А.И. Пригожин, Г.А. Цукерман, О.Н. Яницкого и др.). Отметим также существование исследований, в которых описаны педагогические возможности проектной деятельности для развития личности (О.В. Захарова, Н.А. Лиман, В.А. Луков, Е.В. Сараева, О.Д. Фадеева, Н.Г. Черныш и др.).
Несмотря на то, что данная область исследований была хорошо изучена в контексте социальной педагогики, социального проектирования, работ, связанных с развитием личности в подростковом возрасте, многие вопросы нуждаются в теоретическом и практическом решении.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования активности школьников младшего подросткового возраста в контексте социально-проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности будет успешно, если:
- будут реализованы педагогические условия, учитывающие специфику этого процесса, обеспечивающие его эффективность;
- учтены личностные потребности, интересы и потенциальные возможности школьников младшего подросткового возраста;
- взаимодействие участников проекта будет реализовываться на основе позитивных, толерантных, партнерских отношений, усиления коммуникативной направленности;
- будут созданы специальные педагогические условия для развития активности детей младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
Задачи:
1. Изучить сущность и задачи социально-проектной деятельности, определить психолого-педагогические основания социально-проектной деятельности, способствующие формированию активности школьников младшего подросткового возраста.
2. Выявить педагогические условия для успешного формирования активности в социально-проектной деятельности школьников младшего подросткового возраста.
3. Экспериментально проверить и оценить успешность формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
4. Разработать методологию рекомендаций по реализации педагогических условий.
Методы исследования:
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования представлены:
- современной концепцией к социально-проектной деятельности на основе системно-деятельностного подхода – В.А. Луков, Е.В. Сараева, Т.Л. Стенина и др.;
- подходами к понятию «социальная активность» – О.В. Захарова. А.В. Мудрик и др.;
- подходами к социально-проектной деятельности как средству воспитания социальной активности – Н.Г. Черныш, О.В. Фадеева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность разработать комплекс мероприятий по формирование активности школьников младшего подросткового возраста. Результаты исследования могут использоваться в практике воспитательной работы школы, учреждений дополнительного образования. Также разработана методология рекомендаций по реализации педагогических условий в социально-проектной деятельности.
База исследования. …
Продолжительность исследования составляет 9 месяцев – сентябрь 2017 года май 2018 года.
На наш взгляд, средством преодоления данного противоречия является реализация в школе социально-педагогической деятельности. Социальные педагоги ориентированы на воспитание активных, трудолюбивых, нравственных людей, которые направлены на профессионально-личностное саморазвитие, способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно выбирать сферу своей деятельности.
Социально-педагогическая деятельность – это полифункциональная профессиональная деятельность, направленная на социализацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум, решение социальных проблем личности. Сущность этой деятельности состоит в гармонизации нормативных ценностей общества и ценностных ориентаций личности посредством актуализации жизненных сил. В широком смысле социально-педагогическая деятельность направлена на создание условий для успешного становления человека как субъекта социальной жизни, обеспечение гуманной и социально безопасной среды его проживания, способствующей воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации индивида в социуме.
Эффективность социально-педагогической деятельности во многом связана с учетом особенностей социальной ситуации развития личности, предполагает использование культурного, интеллектуального, профессионального потенциала социокультурного окружения, направлена на интеграцию целенаправленных и средовых влияний на личность с целью осуществления ее эффективной социализации, гармоничной интеграции с обществом и миром (А.В. Мудрик и др.) [34, с. 89].
Актуальным методом социального воспитания личности, активизации ее потенциала является включение школьников в социально-проектную деятельность. В этом плане мы считаем наиболее сензитивным младший подростковый возраст, поскольку в этот период складываются основные предпосылки, позволяющие осуществлять целенаправленное содействие развитию социальной ответственности в связи с психологическими новообразованиями данного этапа, а также расширением круга взаимодействия в результате перехода из начальной школы в основную.
Социальным проектированием является социально значимая, самостоятельная деятельность, которая ориентирована на практический результат. Социально-проектная деятельность осуществляется через конструктивное взаимодействие с миром, культурой, социумом, в ней формируются социальные навыки, она имеет определенный социальный эффект, предполагает создание конкретного «продукта», который является принципиально новым для личного опыта участников, имеет практическое значение (Е.В. Сараева и др.) [46, с. 179].
Социальное проектирование содействует развитию исследовательских, коммуникативных, управленческих навыков, когнитивных, мотивационно-ценностных, эмоциональных и особенностей личности. Социально-проектная деятельность способствует личностному развитию, повышают уровень социальной адаптации, обеспечивает формирование ценностных ориентаций, усиливает мотивацию достижения успеха (Т.Л. Стенина и др.) [49, с. 87].
Работа над социальным проектом дает учащимся осознать значимость собственной деятельности, открыть новые возможности. В ходе этой деятельности каждый участник приобретает определенный социальный опыт, примеряет на себя новые социальные роли, что способствует более комфортному и уверенному взаимодействию с окружающими (О.Д. Фадеева и др.) [52, с. 56].
Включение школьников подросткового возраста в социально-проектную деятельность является актуальным методом социального воспитания, формирования ответственности за состояние общества, освоения навыков и умений в области взаимоотношений. В связи с этим проблема формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности, поиск средств, обеспечивающих эффективное содействие этому процессу, приобретает особую актуальность.
Специфика младшего подросткового возраста отражена в работах исследователей: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. В работах отечественных и зарубежных исследователей нашли свое отражение различные аспекты проектной деятельности (М.Б. Павловой, Дж. Питта, Е.С. Полат, Т.Л. Стениной,
В.Д. Симоненко и др.) и социального проектирования (В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.А. Луков, Б.М. Мастеров, А.И. Пригожин, Г.А. Цукерман, О.Н. Яницкого и др.). Отметим также существование исследований, в которых описаны педагогические возможности проектной деятельности для развития личности (О.В. Захарова, Н.А. Лиман, В.А. Луков, Е.В. Сараева, О.Д. Фадеева, Н.Г. Черныш и др.).
Несмотря на то, что данная область исследований была хорошо изучена в контексте социальной педагогики, социального проектирования, работ, связанных с развитием личности в подростковом возрасте, многие вопросы нуждаются в теоретическом и практическом решении.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования активности школьников младшего подросткового возраста в контексте социально-проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности будет успешно, если:
- будут реализованы педагогические условия, учитывающие специфику этого процесса, обеспечивающие его эффективность;
- учтены личностные потребности, интересы и потенциальные возможности школьников младшего подросткового возраста;
- взаимодействие участников проекта будет реализовываться на основе позитивных, толерантных, партнерских отношений, усиления коммуникативной направленности;
- будут созданы специальные педагогические условия для развития активности детей младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
Задачи:
1. Изучить сущность и задачи социально-проектной деятельности, определить психолого-педагогические основания социально-проектной деятельности, способствующие формированию активности школьников младшего подросткового возраста.
2. Выявить педагогические условия для успешного формирования активности в социально-проектной деятельности школьников младшего подросткового возраста.
3. Экспериментально проверить и оценить успешность формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
4. Разработать методологию рекомендаций по реализации педагогических условий.
Методы исследования:
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования представлены:
- современной концепцией к социально-проектной деятельности на основе системно-деятельностного подхода – В.А. Луков, Е.В. Сараева, Т.Л. Стенина и др.;
- подходами к понятию «социальная активность» – О.В. Захарова. А.В. Мудрик и др.;
- подходами к социально-проектной деятельности как средству воспитания социальной активности – Н.Г. Черныш, О.В. Фадеева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность разработать комплекс мероприятий по формирование активности школьников младшего подросткового возраста. Результаты исследования могут использоваться в практике воспитательной работы школы, учреждений дополнительного образования. Также разработана методология рекомендаций по реализации педагогических условий в социально-проектной деятельности.
База исследования. …
Продолжительность исследования составляет 9 месяцев – сентябрь 2017 года май 2018 года.
Проблема формирования социальной активности младшего подростка является одной из наиболее острых для современного общества и образования, поскольку только «участвующая» или социально активная личность способна реализовать сложные социально-экономические и общественно- политические задачи, стоящие перед Россией. Новое формирующееся общество – это общество активных людей и этому ребенка необходимо учить в процессе его взросления.
Социальная активность подростков определяется как интегральное качество личности, обеспечивающее осознанное деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социальной действительности посредством удовлетворения личностных и социально- значимых потребностей в субъект-субъектном взаимодействии подростков между собой и с взрослыми. Социальная активность подростка может развиваться спонтанно, но педагогически обоснованный процесс ее формирования позволяет оптимизировать это развитие.
Формирование социальной активности подростков можно рассматривать как процесс целенаправленного педагогического воздействия, целью которого является помощь в развитии такого интегрального качества личности, как социальная активность. Оптимальной средой для формирования социальной активности подростков является социальное проектирование.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование с 60 подростками – учащимися 6-7-х классов БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у подростков как экспериментальной, так и контрольной групп в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности. Следовательно, необходима специальная работа по развитию у младших подростков социальной активности.
С целью развития социальной активности у младших подростков на формирующем этапе эмпирического исследования была разработана и апробирована в экспериментальной группе подростков программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование». Основными задачами социальных технологий согласно содержанию программы «Социальное проектирование» является стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростка в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования, создание условий для выявления и развития способностей личности младшего подростка, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Результаты контрольного этапа следующие:
1. По методике «Социальная активность» Н.А. Соколовой уровень развития социальной активности у младших подростков: в экспериментальной группе подростков прослеживается значительное повышение уровня развития социальной активности подростков: положительная динамика составила – + 44% (13 подростков); в контрольном группе младших подростков также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна – 1 подросток (4%).
2. По методике Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС) результаты следующие: коммуникативные способности: у подростков экспериментальной группы прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей: очень высокий уровень развития коммуникативных способностей: положительная динамика составила – +20% (6 младших подростков); у подростков контрольной группы прослеживается незначительная положительная динамика в развитии коммуникативных способностей: очень высокий уровень: положительная динамика составила – +6% (2 младших подростков). Организаторские способности: в экспериментальной группе подростков прослеживается значительная положительная динамика в развитии организаторских способностей: + 50% (15 подростков); в контрольной группе подростков прослеживается незначительная положительная динамика в развитии организаторских способностей.
3. По методике Л.В. Байбородовой на контрольном этапе были выявлены следующие мотивы деятельности подростков: в экспериментальной группе подростков прослеживается положительная динамика в развитии коллективистских мотивов деятельности (+34%); в контрольной группе подростков прослеживается незначительная положительная динамика в развитии коллективистских мотивов деятельности (+2%).
Основываясь на полученных результатах, можно сформулировать вывод, что все условия, посредством которых происходило привлечение младших подростков в различные виды социального проектирования позволяют добиться положительной динамики процесса развития социальной активности младших подростков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Социальная активность подростков определяется как интегральное качество личности, обеспечивающее осознанное деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социальной действительности посредством удовлетворения личностных и социально- значимых потребностей в субъект-субъектном взаимодействии подростков между собой и с взрослыми. Социальная активность подростка может развиваться спонтанно, но педагогически обоснованный процесс ее формирования позволяет оптимизировать это развитие.
Формирование социальной активности подростков можно рассматривать как процесс целенаправленного педагогического воздействия, целью которого является помощь в развитии такого интегрального качества личности, как социальная активность. Оптимальной средой для формирования социальной активности подростков является социальное проектирование.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование с 60 подростками – учащимися 6-7-х классов БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у подростков как экспериментальной, так и контрольной групп в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности. Следовательно, необходима специальная работа по развитию у младших подростков социальной активности.
С целью развития социальной активности у младших подростков на формирующем этапе эмпирического исследования была разработана и апробирована в экспериментальной группе подростков программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование». Основными задачами социальных технологий согласно содержанию программы «Социальное проектирование» является стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростка в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования, создание условий для выявления и развития способностей личности младшего подростка, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Результаты контрольного этапа следующие:
1. По методике «Социальная активность» Н.А. Соколовой уровень развития социальной активности у младших подростков: в экспериментальной группе подростков прослеживается значительное повышение уровня развития социальной активности подростков: положительная динамика составила – + 44% (13 подростков); в контрольном группе младших подростков также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна – 1 подросток (4%).
2. По методике Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС) результаты следующие: коммуникативные способности: у подростков экспериментальной группы прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей: очень высокий уровень развития коммуникативных способностей: положительная динамика составила – +20% (6 младших подростков); у подростков контрольной группы прослеживается незначительная положительная динамика в развитии коммуникативных способностей: очень высокий уровень: положительная динамика составила – +6% (2 младших подростков). Организаторские способности: в экспериментальной группе подростков прослеживается значительная положительная динамика в развитии организаторских способностей: + 50% (15 подростков); в контрольной группе подростков прослеживается незначительная положительная динамика в развитии организаторских способностей.
3. По методике Л.В. Байбородовой на контрольном этапе были выявлены следующие мотивы деятельности подростков: в экспериментальной группе подростков прослеживается положительная динамика в развитии коллективистских мотивов деятельности (+34%); в контрольной группе подростков прослеживается незначительная положительная динамика в развитии коллективистских мотивов деятельности (+2%).
Основываясь на полученных результатах, можно сформулировать вывод, что все условия, посредством которых происходило привлечение младших подростков в различные виды социального проектирования позволяют добиться положительной динамики процесса развития социальной активности младших подростков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



