Формирование активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности (Педагогика, психология, Омский государственный педагогический университет)
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Выборка: 60 младших подростков – учащихся 6-7-х классов в возрасте от 12 до 14 лет: из них 32 девочки, 28 мальчиков. 30 учащихся 6-х классов составили экспериментальную группу, 30 учащихся 7-х классов составили контрольную группу.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Изучение активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности в трудах отечественных и зарубежных исследователей 8
1.1 Сущность социально-проектной деятельности 8
1.2 Основные характеристики младшего подросткового возраста 16
1.3 Активность в социально-проектной деятельности как объект исследования 26
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности 38
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2. Результаты первичной диагностики 41
2.3. Характеристика программы формирование активности младших подростков в социально-проектной деятельности 49
2.4. Результаты вторичной диагностики 56
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. Современный этап характеризуется значительными изменениями в жизни общества, происходит трансформация мировоззренческих позиций, изменение идеологических и ценностных ориентаций. В этой связи меняется отношение к молодому поколению. Современному социуму необходимо поколение социально-зрелых, активных и ответственных молодых людей, которые ориентированы на позитивную реализацию своего потенциала, способны не только адаптироваться к окружающему миру, но и творчески менять его. Вместе с тем требования социума во многом не соответствуют традиционной направленности массовой школы, в большей степени ориентированной на воспитание послушных, исполнительных членов общества.
На наш взгляд, средством преодоления данного противоречия является реализация в школе социально-педагогической деятельности. Социальные педагоги ориентированы на воспитание активных, трудолюбивых, нравственных людей, которые направлены на профессионально-личностное саморазвитие, способны быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно выбирать сферу своей деятельности.
Социально-педагогическая деятельность – это полифункциональная профессиональная деятельность, направленная на социализацию, активную адаптацию и интеграцию индивида в социум, решение социальных проблем личности. Сущность этой деятельности состоит в гармонизации нормативных ценностей общества и ценностных ориентаций личности посредством актуализации жизненных сил. В широком смысле социально-педагогическая деятельность направлена на создание условий для успешного становления человека как субъекта социальной жизни, обеспечение гуманной и социально безопасной среды его проживания, способствующей воспитанию, развитию, социальной защите и адаптации индивида в социуме.
Эффективность социально-педагогической деятельности во многом связана с учетом особенностей социальной ситуации развития личности, предполагает использование культурного, интеллектуального, профессионального потенциала социокультурного окружения, направлена на интеграцию целенаправленных и средовых влияний на личность с целью осуществления ее эффективной социализации, гармоничной интеграции с обществом и миром (А.В. Мудрик и др.) [34, с. 89].
Актуальным методом социального воспитания личности, активизации ее потенциала является включение школьников в социально-проектную деятельность. В этом плане мы считаем наиболее сензитивным младший подростковый возраст, поскольку в этот период складываются основные предпосылки, позволяющие осуществлять целенаправленное содействие развитию социальной ответственности в связи с психологическими новообразованиями данного этапа, а также расширением круга взаимодействия в результате перехода из начальной школы в основную.
Социальным проектированием является социально значимая, самостоятельная деятельность, которая ориентирована на практический результат. Социально-проектная деятельность осуществляется через конструктивное взаимодействие с миром, культурой, социумом, в ней формируются социальные навыки, она имеет определенный социальный эффект, предполагает создание конкретного «продукта», который является принципиально новым для личного опыта участников, имеет практическое значение (Е.В. Сараева и др.) [46, с. 179].
Социальное проектирование содействует развитию исследовательских, коммуникативных, управленческих навыков, когнитивных, мотивационно-ценностных, эмоциональных и особенностей личности. Социально-проектная деятельность способствует личностному развитию, повышают уровень социальной адаптации, обеспечивает формирование ценностных ориентаций, усиливает мотивацию достижения успеха (Т.Л. Стенина и др.) [49, с. 87].
Работа над социальным проектом дает учащимся осознать значимость собственной деятельности, открыть новые возможности. В ходе этой деятельности каждый участник приобретает определенный социальный опыт, примеряет на себя новые социальные роли, что способствует более комфортному и уверенному взаимодействию с окружающими (О.Д. Фадеева и др.) [52, с. 56].
Включение школьников подросткового возраста в социально-проектную деятельность является актуальным методом социального воспитания, формирования ответственности за состояние общества, освоения навыков и умений в области взаимоотношений. В связи с этим проблема формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности, поиск средств, обеспечивающих эффективное содействие этому процессу, приобретает особую актуальность.
Специфика младшего подросткового возраста отражена в работах исследователей: Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. В работах отечественных и зарубежных исследователей нашли свое отражение различные аспекты проектной деятельности (М.Б. Павловой, Дж. Питта, Е.С. Полат, Т.Л. Стениной,
В.Д. Симоненко и др.) и социального проектирования (В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.А. Луков, Б.М. Мастеров, А.И. Пригожин, Г.А. Цукерман, О.Н. Яницкого и др.). Отметим также существование исследований, в которых описаны педагогические возможности проектной деятельности для развития личности (О.В. Захарова, Н.А. Лиман, В.А. Луков, Е.В. Сараева, О.Д. Фадеева, Н.Г. Черныш и др.).
Несмотря на то, что данная область исследований была хорошо изучена в контексте социальной педагогики, социального проектирования, работ, связанных с развитием личности в подростковом возрасте, многие вопросы нуждаются в теоретическом и практическом решении.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
Цель исследования: выявить педагогические условия успешного формирования активности школьников младшего подросткового возраста в контексте социально-проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности будет успешно, если:
- будут реализованы педагогические условия, учитывающие специфику этого процесса, обеспечивающие его эффективность;
- учтены личностные потребности, интересы и потенциальные возможности школьников младшего подросткового возраста;
- взаимодействие участников проекта будет реализовываться на основе позитивных, толерантных, партнерских отношений, усиления коммуникативной направленности;
- будут созданы специальные педагогические условия для развития активности детей младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
Задачи:
1. Изучить сущность и задачи социально-проектной деятельности, определить психолого-педагогические основания социально-проектной деятельности, способствующие формированию активности школьников младшего подросткового возраста.
2. Выявить педагогические условия для успешного формирования активности в социально-проектной деятельности школьников младшего подросткового возраста.
3. Экспериментально проверить и оценить успешность формирования активности школьников младшего подросткового возраста в социально-проектной деятельности.
4. Разработать методологию рекомендаций по реализации педагогических условий.
Методы исследования:
1. Использованы теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы аналогии, синтез и обобщение.
2. Кроме этого, применялись эмпирические методы:
- наблюдение, беседа, тестирование;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования представлены:
- современной концепцией к социально-проектной деятельности на основе системно-деятельностного подхода – В.А. Луков, Е.В. Сараева, Т.Л. Стенина и др.;
- подходами к понятию «социальная активность» – О.В. Захарова. А.В. Мудрик и др.;
- подходами к социально-проектной деятельности как средству воспитания социальной активности – Н.Г. Черныш, О.В. Фадеева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность разработать комплекс мероприятий по формирование активности школьников младшего подросткового возраста. Результаты исследования могут использоваться в практике воспитательной работы школы, учреждений дополнительного образования. Также разработана методология рекомендаций по реализации педагогических условий в социально-проектной деятельности.
База исследования. …
Продолжительность исследования составляет 9 месяцев – сентябрь 2017 года май 2018 года.
Проблема формирования социальной активности младшего подростка является одной из наиболее острых для современного общества и образования, поскольку только «участвующая» или социально активная личность способна реализовать сложные социально-экономические и общественно- политические задачи, стоящие перед Россией. Новое формирующееся общество – это общество активных людей и этому ребенка необходимо учить в процессе его взросления.
Социальная активность подростков определяется как интегральное качество личности, обеспечивающее осознанное деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социальной действительности посредством удовлетворения личностных и социально- значимых потребностей в субъект-субъектном взаимодействии подростков между собой и с взрослыми. Социальная активность подростка может развиваться спонтанно, но педагогически обоснованный процесс ее формирования позволяет оптимизировать это развитие.
Формирование социальной активности подростков можно рассматривать как процесс целенаправленного педагогического воздействия, целью которого является помощь в развитии такого интегрального качества личности, как социальная активность. Оптимальной средой для формирования социальной активности подростков является социальное проектирование.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование с 60 подростками – учащимися 6-7-х классов БОУ Гимназия № 84 (г. Омск).
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у подростков как экспериментальной, так и контрольной групп в основном на среднем и низком уровнях развита социальная активность, на среднем и низком уровнях развиты коммуникативные и организаторские способности, преобладают личностные мотивы деятельности, выявлены престижные мотивы деятельности. Следовательно, необходима специальная работа по развитию у младших подростков социальной активности.
С целью развития социальной активности у младших подростков на формирующем этапе эмпирического исследования была разработана и апробирована в экспериментальной группе подростков программа внеурочной деятельности «Социальное проектирование». Основными задачами социальных технологий согласно содержанию программы «Социальное проектирование» является стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности подростка в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования, создание условий для выявления и развития способностей личности младшего подростка, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Результаты контрольного этапа следующие:
1. По методике «Социальная активность» Н.А. Соколовой уровень развития социальной активности у младших подростков: в экспериментальной группе подростков прослеживается значительное повышение уровня развития социальной активности подростков: положительная динамика составила – + 44% (13 подростков); в контрольном группе младших подростков также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна – 1 подросток (4%).
2. По методике Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС) результаты следующие: коммуникативные способности: у подростков экспериментальной группы прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных способностей: очень высокий уровень развития коммуникативных способностей: положительная динамика составила – +20% (6 младших подростков); у подростков контрольной группы прослеживается незначительная положительная динамика в развитии коммуникативных способностей: очень высокий уровень: положительная динамика составила – +6% (2 младших подростков). Организаторские способности: в экспериментальной группе подростков прослеживается значительная положительная динамика в развитии организаторских способностей: + 50% (15 подростков); в контрольной группе подростков прослеживается незначительная положительная динамика в развитии организаторских способностей.
3. По методике Л.В. Байбородовой на контрольном этапе были выявлены следующие мотивы деятельности подростков: в экспериментальной группе подростков прослеживается положительная динамика в развитии коллективистских мотивов деятельности (+34%); в контрольной группе подростков прослеживается незначительная положительная динамика в развитии коллективистских мотивов деятельности (+2%).
Основываясь на полученных результатах, можно сформулировать вывод, что все условия, посредством которых происходило привлечение младших подростков в различные виды социального проектирования позволяют добиться положительной динамики процесса развития социальной активности младших подростков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд. / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2010. – 672 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2011. – 458 с.
3. Антонова, И.В. Проблема личностной идентичности / И.В. Антонова // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2014. – 254 с.
4. Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие / П. Арчер // Детство идеальное и настоящее. – Новосибирск, 2014. – 120 с.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
6. Баландина, Г.А. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие / Г.А. Баландина – Пермь: ПГИК, 2016. – 2-е изд., исправл. и доп. – 124 с.
7. Бейтс, А. Психология развития / А. Бейтс. – М.: Академия, 2010. – 635 с.
8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Ч. III / Психология личности. Хрестоматия / Л.И. Божович. – Самара: Бахрах-М, 2015. – 589 с.
9. Братусь Б.С. Анамалия личности / Б.С. Братусь. – СПб.: Питер, 2014. – 741 с.
10. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – М.: АСТ, 2015. – 258 с.
11. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 502 с.
12. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2012. – 874 с.
13. Выготский, Л.С. Психология подростков // Собрание сочинений т.4 / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
14. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. – М.: Наука, 1964. – 174 с.
15. Дорофеев, Д.Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности подростка / Д.Ю. Дорофеев // Психологические исследования. – 2014. – №1. – С. 54-59.
16. Дубровина, И. Психологическая культура личности / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
17. Журавлёв, А.Л. Социально-психологическое пространство как частный случай психологического развития субъекта / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 45-49.
18. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М.В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 402 с.
19. Захарова, О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие / О.В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 452 с.
21. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
22. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2013. – 412 с.
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 464 с.
24. Курбатов, В.И. Социальное проектирование / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2001. – 187 с.
25. Леньков, Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: учеб. пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент» / Р.В. Леньков. – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2014. – 745 с.
27. Леонтьев, Д.А. Личностное измерение человеческого развития / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67–80
28. Лиман, Н.А. Социально-проектная деятельность в подростковом возрасте / Н.А. Лиман // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 56-62.
29. Луков, В.A. Социальное проектирование: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / В.А. Луков. – М.: Изд- во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.
30. Люблинская, А.А. Возрастная психология / А.А. Люблинская. – СПб.: Питер. 2014. – 522 с.
31. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
32. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – М.: АСТ, 2014. – 369 с.
33. Марцинковская, Т.Д. Психология развития. Учебник для студентов высших психологических и педагогических учебных заведений / Т.Д Марцинковская. – М.: Инфра-М, 2014. – 652 с.
34. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие/ А.В. Мудрик. – Москва : Академия, 2015. – 184 с.
35. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 402 с.
36. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Цифровая книга / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2012. – 280 с.
37. Никитина, И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды: автореферат дисс. канд. пед. наук / Никитина И.В. – М.: МГУ, 2007. – 24 с.
38. Обозов, Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость / Н.Н. Обозов. – СПб.: Питер, 2010. – 412 с.
39. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 452 с.
40. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. – М., 1989. – 123 с.
41. Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование (культурно технологическая концепция развития общества и образования) / В.Д. Симоненко. – Брянск, 2001. – 225 с.
42. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – СПб: Питер, 2012. – 502 с.
43. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
44. Рогова, Е.Н. Образ «Я» как новообразование подросткового возраста / Е.Н. Рогова // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 17-29.
45. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М: Академия, 2013. – 524 с.
46. Сараева, Е.В. Самопрогназирование как механихзм саморазвития / Е.В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012.- Выпуск № 15. – С. 177-181.
47. Смирнова, Я.К. Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности / Я.К. Смирнова // Изв. Алтайск. гос. ун-та. – 2014. – Т. 1. – № 2 (82). – С. 75–78.
48. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. – СПб.: Питер, 2012. – 741 с.
49. Стенина, Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне / Т.Л. Стенина. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 129 с
50. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: учебное пособие/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: КНОРУС, 2014. – 336 с.
51. Ханин, Ю.Л. Психология и педагогика / Ю.Л. Ханин. – М.: Эксмо, 2011. – 602 с.
52. Фадеева, О.Д. Самосознание как личностное свойство подростка / О.Д. Фадеева // Народное образование. – 2010. – №4. – С. 56-63.
53. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2013. – №6. – С. 31-41.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
55. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 471 с.
56. Щукина, М.А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии / М.А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
57. Черныш, Н.Г. Социализация подростков в условиях дополнительного образования / Н.Г. Черныш // Социус. – 2014. – №5. – С. 42-46.
58. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпракс, 2015. – 288 с.
59. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. – СПб.: Питер. 2015. – 458 с.
60. Юрчик, Р.О. Готовность к саморазвитию подростков / Р.О. Юрчик // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 58-61.
61. Яковлева, Н.Г. Психология развития / Н.Г. Яковлева. – М.: Эксмо, 2014. – 471 с.