ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Психологическая характеристика младшего школьника 7
1.2 Сущность и содержание понятия «познавательные универсальные
учебные действия» 13
1.3 Особенности развития познавательных универсальных учебных
действий младших школьников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 27
2.1 Организация исследования. Описание методик 27
2.2 Результаты исследования формирования познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 31
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников является одной из важнейших и актуальных тем в области психологии и педагогики, так как с каждым годом в современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии. Общество нуждается в людях, которые умеют быстро принимать решения, совершать самостоятельные поступки, творчески подходить к решению проблем.
Начальная школа для ребенка является важным этапом становления личности. В ходе обучения младший школьник учится самостоятельно формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера и т.д.
В повышении эффективности образовательно-воспитательного процесса в начальной школе большую роль играют познавательные универсальные учебные действия. Благодаря формированию системы универсальных учебных действий, у учеников развиваются способности: способность самостоятельно ставить учебные цели, способность проектировать пути их реализации, способность контролировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности. А также овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В процессе «умение учиться» школьник открывает путь к саморазвитию и самосовершенствованию.
Целью исследовательской работы является изучение формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования выступают познавательные универсальные учебные действия младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический: изучение литературы по теме исследования;
- эмпирический метод: тестирование. Для эмпирического исследования мы взяли методики: «Логические задачи» А.З.Зака, «Сформированность навыка чтения» и «Оценка самостоятельности мышления» Л.А. Ясюковой, методику для определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф.Замбацявичене.
- метод математической статистики (t - критерий Стьюдента).
Задачами данной работы являются:
1) рассмотреть психологическую характеристику младших школьников;
2) изучить сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия»;
3) рассмотреть особенности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников;
4) организовать эмпирическое исследование для изучения формирования познавательных универсальных учебных действий у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: между мальчиками и девочками есть различия в показателях сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №2. Выборочная совокупность исследования составила 60 человек. Из них 30 человек - мальчики, 30 - девочки. Возрастной период от 9-10 лет.
Степень изучения темы: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и А.Н.Леонтьев разработали системно-диагностический подход, который раскрывает закономерность формирования универсальных учебных действий у детей на разных этапах возрастного развития; Д.Б.Эльконин выделил компоненты учебной деятельности (мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль и оценка), а также изучал новообразования в младшем школьном возрасте; А.Г.Асмолов рассматривал особенности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников и особенности формирования универсальных учебных действий школьников в ходе усвоения различных дисциплин, запланированных учебным планом.
Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами и учителями начальных классов для разработки программы по формированию познавательных универсальных умений младших школьников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе представлен анализ основной литературы по теме, рассматривается психологическая характеристика младшего школьника, сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия», особенности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Вторая глава состоит из эмпирической части исследования, где было проведено исследование для выявления особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников по методикам «Логические задачи» А.З. Зака, «Сформированность навыка чтения» и «Оценка самостоятельности мышления» Л.А. Ясюковой и по методике для определения уровня умственного развития младших школьников Э.Ф.Замбацявичене.
Познавательные универсальные учебные действия — это действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, логические действия и операции, способы решения задач. В ходе обучения младший школьник учится читать и осмысливать тексты, относящиеся к различным стилевым и жанровым категориям, производить логические действия для сравнения, анализа, обобщения, нахождения причинных связей, выделять принципиальные отличия в предметах и явлениях, применять базовые понятия, мыслить логически, ставить и творчески самостоятельно решать задачи и проблемы.
В данной курсовой работе мы рассмотрели психологическую характеристику младших школьников и выявили, что младший школьный возраст наиболее глубоко изучали Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и их ученики - В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Ю.А. Полуянов и др. Д.Б.Эльконин выявил новообразования в младшем школьном возрасте (произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)). Также изучали сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия», которое в широком значении рассматривается как умение учиться (способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного принятия нового социального опыта), а в более узком значении этот термин рассматривается как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний. В формировании познавательных универсальных учебных действий особое значение имеет труд Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и А.Н.Леонтьева. Они разработали системно-диагностический подход, который раскрывает закономерность формирования универсальных учебных действий у детей на разных этапах возрастного развития. А.Г.Асмолов рассматривал особенности развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников и особенности формирования универсальных учебных действий школьников в ходе усвоения различных дисциплин, запланированных учебным планом. По мнению И.М.Осмоловскую, в процессе обучения ребенок усваивает предметные и познавательные действия, которые помогают развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
В данной курсовой работе мы организовывали эмпирического исследования для изучения формирования универсальных учебных действий у девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте. Для проведения эмпирического исследования учащимся третьего класса предложили методики: «Логические задачи» А.З.Зака, «Сформированность навыка чтения» и «Оценка самостоятельности мышления» Л.А. Ясюковой, методика для изучения словесно - логического мышления Э.Ф.Замбацявичене.
В проведенном исследовании выяснилось, что между девочками и мальчиками не существуют различия в показателях формирования познавательных универсальных учебных действий, так как в младшем школьном возрасте и мальчики, и девочки испытывают трудность в сравнении. Причина в том, что, во-первых, младший школьник не знает, что включает в себя сравнение, а во-вторых, не умеет пользоваться этой операцией, как приемом решения поставленной перед ним задачи. Также у младших школьников одновременно с овладением навыком чтения происходит развитие зрительного внимания и памяти, слухового внимания, зрительного и фонематического анализа и синтеза, а также развитие четырех качеств навыка чтения - правильность, беглость, выразительность и сознательность. В этом возрасте и у мальчиков, и у девочек появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое.
Таким образом, хотелось бы отметить, что при высоком уровне развития познавательные универсальные учебные действия помогают ребенку самостоятельно искать интересующую его информацию по проблеме, а затем стремиться к познанию сложных теоретических вопросов в решении проблем конкретной науки. При этом под уровнем развития познавательных универсальных учебных действий можно рассмотреть произвольное управление учебной деятельностью, развитие восприятия, памяти, речи, мышления, воображения.
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. - СПб.: Питер, 2005. - 303 с.
2. Ананьев Б.Г. Развитие и воспитание личности. - М.:
Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 549 с.
3. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2009. - №5. - С. 69 - 73.
6. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 444 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
8. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными
материалами. - М.: Издательский центр «Педагогическое общество
России», 2005. - 216 с.
9. Вахрушев А.А. Окружающий мир 2 класс. - М.: Баласс,
издательство Школьный дом, 2012. - 144 с.
10. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: учебно-методическое издание для школьных психологов. - СПб.: Томск, 2003. - 169 с.
11. Волкова Б.С. Возрастная педагогика. - М.: ЭКМОС, 2004. - 272 с.
12. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий. // Психология. - 2003. - №2. - С. 3-8.
13. Гачев Г.Д. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. - М.: Академия педагогических наук, 2011. - 284 с.
14. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 694 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:
Издательский центр «Директмедиа Паблишинг», 2008. - 613 с.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 338 с.
17. Дармина Е.Н. Система универсальных учебных действий. // Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 37-40.
18. Дусавицкий А.К. Психологические предпосылки построения основной школы в системе развивающего образования. // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 1. - С. 15 - 19.
19. Елисеева Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. // Актуальные вопросы современной педагогики. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91 -
94.
20. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9 - 11.
21. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2. - С. 23 - 25.
22. Касвинов С.Г. Система Выготского. Обучение и развитие детей и подростков. - СПб.: Райдер, 2013. - 460 с.
23. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий. // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 26 - 29.
24. Князева Т. Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования. // Педагогическое обозрение. — 2003. - № 4. - С. 240-245.
25. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Линка - Пресс, 2009. - 284 с.
26. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 266 с.
27. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
28. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. - М.: Издательство ОГПУ, 2005. - 940 с.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
30. Мальцева Л.В. Возрастная психология. - М.: Высшее
образование, 2005. - 450 с.
31. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003. — 196 с.
32. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 321 с.
33. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании. // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №11. - С. 59 - 60.
34. Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности. - 2015. - №5. - С.129 - 131.
35. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. - М.: Ювента, 2009. - 48 с.
36. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
37. Немкина Е.С., Сухобрус Е.В., Шарун О.В. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. // Современное начальное образование. - 2012. - 211 с.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - 399 с.
39. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 6 - 10.
40. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника. // Молодой ученый. - 2011. - №5. - С. 151 - 155.
41. Поглазова О.Т. Особенности педагогической интеграции в начальном образовании. - СПб.: Москва, 2004. - 44 с.
42. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. - 224 с.
43. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2005. - №7. - С. 19 - 24.
44. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. - М.: МГППУ, 2008. - 366 с.
45. Савчук А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. // Педагогические науки. - СПб.: Челябинск, 2015. - С. 121 - 125.
46. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
47. Ценарев Н.Н. Дидактический портфель учителя начальной школы. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования. Методические рекомендации. - М.: ГАОУДПО «СарИПКиПРО», 2012. - 96 с.
48. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.: Эксперимент, 2010. - 123 с.
49. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. — М.: Аспект Пресс, 2007. - 164 с.
50. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с.
51. Щеулова Е.А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентангл». // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 793 - 795.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студенческих высших учебных заведений. — М.: Академия, 2007. — 384 с.
53. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
54. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. — М.:
Академический Проект, 2003. - 144 с.