Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №46072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
390
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 6
1.1. Проблема девиантного поведения среди подростков 6
1.2. Факторы и причины склонности подростков к девиантному поведению 13
1.3. Особенности психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проявления девиантного поведения в подростковой среде не являются уникальными и новыми для психологической науки, однако их изучение в настоящее время становится особенно актуальным. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах общественной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (алкоголизм, наркомания и другие), резкое ослабление нормативно-нравственной регуляции общественных отношений, криминализация социальной среды - все это определяет особенное значение психологических исследований различных аспектов девиантного поведения личности.
При этом, наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной политической, экономической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье и в школе. Изучение психических состояний подростков, характеризующихся склонностью к девиантному поведению, позволяет нам лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как особого социально-психологического феномена.
Цель работы состоит в том, чтобы провести исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Объект исследования - подростки; предмет исследования - самооценка психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в предположении о том, что подростки со склонностью к девиантному поведению характеризуются негативной самооценкой психических состояний.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
- провести анализ проблемы девиантного поведения среди подростков;
- определить факторы и причины склонности подростков к девиантному поведению;
- выявить особенности психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению;
- провести эмпирическое исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Анализ источников, посвященных проблеме изучения самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению, позволяет говорить о том, что данная проблематика недостаточно широко представлена в современной психолого¬педагогической литературе. По большей части ученые сосредотачиваются на исследовании сущности и причин девиантного поведения (К.А. Воробьева [9], Я.Г. Гилинский [12], С.Н. Дубинин [18], Е.В. Змановская [20],B. В. Ихисонова [22], Ю.А. Клейберг [27], Т.И. Меньшикова [32], О.А. Мишукова [35], Е.В. Рерух [42], С.Н. Силина [44], Н.А. Старкова [46] и другие ученые) и механизмах его недопущения (Г.К. Азаматова [1], C. С. Аникин [3], Е.А. Вызулин [10], Е.Г. Заверткина [19], Т.В. Калинина [24], Е.Д. Муханова [38], Ю.А. Янбердина [50] и другие), а взаимосвязь девиаций с психологическими характеристиками личности остается малоизученной (М.Е. Гурьев [15], Д.В. Иванов [21], Г.С. Остапенко [40]).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами была использована следующая совокупность методов исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы; диагностические методики; методы математической обработки данных эмпирического исследования и методы математической статистики (критерий корреляции Пирсона).
Выборку исследования составили 60 подростков, проживающих на территории республики Татарстан, в возрасте 13 - 15 лет. Среди участников исследования 30 юношей и 30 девушек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут послужить основой для дальнейшего изучения проблемы девиантного поведения в подростковой среде. Предложенные теоретические выводы могут помочь более глубокому пониманию специфики девиантного поведения подростков, особенностей их психических состояний. Материалы данного исследования также могут быть использованы для расширения, упорядочения и систематизации категориального аппарата психологии девиантного поведения; при диагностике и коррекции девиантного поведения подростков; в эмпирических исследованиях по проблемам ненормативного поведения и диагностики девиаций в подростковой среде и так далее.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты его эмпирической части могут стать основанием для разработки и осуществления педагогами-психологами коррекционно-профилактической программы, направленной на недопущение и коррекцию девиантного поведения подростков посредством воздействия на их психические состояния.
С точки зрения структуры, работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного исследования было проведение исследования самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению.
Для достижения данной цели было необходимо решить ряд задач, первой из которых стал анализ проблемы девиантного поведения среди подростков. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что девиантное поведение подростков может иметь разную направленность, оно может быть корыстным, агрессивным, социально-пассивным. Девиантный подросток может рассматриваться как: ситуативный нарушитель;
субкультурный нарушитель; невротический нарушитель; психотическая группа подростков; антисоциальный подросток.
Второй задачей исследования стало определение факторов и причин склонности подростков к девиантному поведению. Мы обнаружили, что наибольшую значимость среди таких факторов имеют биологический, психологический, социально-психологический, экономический и морально-этический фактор. В качестве причин подростковых девиаций нами выделены неблагополучное взросление, фрустрации и депривации, особенности социальной среды.
Третьей задачей исследования стало выявление особенностей психических состояний подростков, склонных к девиантному поведению. Работа над этой задачей позволила сделать вывод о том, что отрицательные жизненные обстоятельства могут приводить к установлению у подростка психогенных состояний, выражающихся в склонности к девиантному поведению. С другой стороны, вспышки агрессии и конфликтов, свойственные девиантному подростку становятся причиной негативных психических состояний.
Эмпирическое исследование самооценки психического состояния у подростков со склонностью к девиантному поведению показало, что по шкале склонности к преодолению норм и правил низкие значения характерны для 16,7% подростков, средние значения - для 61,7%, повышенные значения - для 21,7% участников исследования. По шкале склонности к аддиктивному поведению пониженные показатели характерны для 21,7% подростков, а для остальных 78,3% характерны средние баллы по данной шкале. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению пониженные показатели характерны для 35% подростков, средние значение - для 63,3%, повышенные - для 1,7% подростков. По шкале склонности к агрессии и насилию пониженные показатели характерны для 41,7%, средние - для остальных 58,3% подростков. По шкале волевого контроля эмоциональных реакций пониженные значения характерны для 33,3% участников исследования, средние - для остальных 66,7% подростков. По шкале склонности к деликвентному поведению низкие значения не характерны ни для кого из участников исследования (0%), средние баллы - для 61,7%, высокие - для 38,3% подростков.
Исследование самооценки психических состояний подростков показало, что по шкале тревожности низкие баллы характерны для 63,3%, средние - для 26,7%, высокие - для 10% участников исследования. По шкале «Фрустрация» низкие баллы характерны для 48,3% подростков, средние - для 38,3%, высокие - для 13,3% подростков. По шкале «Агрессивность» низкие показатели характерны для 46,7% подростков, средние - для 45%, высокие - для 8,3% участников исследования. По шкале «Ригидность» пониженные значения характерны для 60%, средние - для 31,7%, высокие - для 8,3% подростков.
Для проверки предположения о взаимосвязи между склонностью подростков к девиантному поведению и негативными психическими состояниями произведен расчет критерия корреляции Пирсона, который обнаружил значимость связи между склонностью подростков к преодолению правил и тревожностью (0,71); склонностью к аддиктивным поведению и фрустрацией (0,71); склонностью к самоповреждению и агрессивностью (0,70); склонностью к делинквентному поведению и ригидностью (0,70).
Взаимосвязь между склонностью подростков к преодолению правил и тревожностью объясняется тем, что девиантный подросток, осозная ненормативность собственных действий, ожидает наказания за их совершение, что и выражается в тревожности. Взаимосвязь между склонностью подростков к аддиктивным поведению и фрустрацией объясняется тем, что ориентация на чувственную сторону жизни приводит к снижению уровня значимости нематериальных ценностей, в том числе и ценности человеческой жизни, следствием чего становится фрустрированность как стремление девиантных подростков к демонстрации собственного превосходства над окружающими. Взаимосвязь между склонностью к самоповреждению и агрессивностью подростков объясняется тем, что аутоагрессия представляет собой одну из форм агрессивного поведения в целом. Взаимосвязь между склонностью к делинквентному поведению и ригидностью подростков объясняется тем, что делинкветные подростки характеризуются низким уровнем самоконтроля, который приводит к затруднениям в ситуациях необходимости изменить ранее намеченную программу действий.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что его задачи решены. Цель исследования достигнута, а гипотеза подтвердилась.



1. Азаматова Г.К., Курашинова Д.А., Маршенкулова О.Г. Профилактика подростковой девиации и личностная характеристика трудного подростка // Гуманитарий Юга России. - 2016. - № 4. - С. 164 - 171.
2. Акимжанов Т.К. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка - как самостоятельный объект профилактического воздействия // Юрист Юга России и Закавказья. - 2016. - № 4. - С. 24 - 31.
3. Аникин С.С., Христидис Т.В. Профилактика наркотизма как
информационно-психологического явления // 75 лет творчества и
созидания: наука, культура, образования XXI века. Сборник текстов докладов международного «круглого стола». - Москва: МГУКИ, 2005. - С. 7 - 11.
4. Аникина М.А., Аникин С.С. Психологический потенциал праздника и празднование в понимании современной молодежи как социокультурная проблема // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. - 2013. - №7. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsoa.esrae.ru/pdf/2013/7/713.pdf, свободный. Дата обращения: 26.03.2018.
5. Бейсекова Н.А. Девиантное поведение как результат социального настроения подростков // Вестник университета Туран. - 2013. - № 1. - С. 140 - 143.
6. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Девиантное поведение подростков как социальная проблема // Гаудеамус. - 2016. - № 1. - С. 98 - 101.
7. Брыжинская Г.В., Мясникова И.А. Девиантное поведение подростков и молодежи // Новая наука: Современное состояние и пути развития. -
2016. - № 6-3. - С. 101 - 103.
8. Бурова Н.А., Донника А.Д. Девиантное поведение подростков: социальный аспект // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6-1. - С. 51.
9. Воробьева К.А. Влияние особенностей детско-родительских отношений на генезис агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -
2012. - № 28. - С. 1174 - 1179.
10. Вызулин Е.А., Самойлюк Р.Н. Актуальные проблемы противодействия девиантному поведению несовершеннолетних // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - № 3. - С. 52 - 56.
11. Гайфутдинова А.М.Изучение тенденций самоутверждения в обществе и коррекция девиантного поведения подростков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3. - С. 149 - 151.
12. Гилинский Я.Г. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2014. - 655 с.
14. Гурина О.Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований // Психология и право. - 2017. - № 3. - С. 97 - 109.
15. Гурьев М.Е. Психологический анализ возрастных особенностей подростков, имеющих девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - №
16. - С. 69 - 76.
16. Девиантология / Сост. Л.Е. Тарасова. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2014. - 111 с.
17. Диагностика и прогнозирование отклоняющегося поведения подростков в образовательной среде / Под общей редакцией О.В.Зыкова. - СПб: Эри, 2013. - 144 с.
18. Дубинин С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал.
- 2011. - № 5. - С. 98 - 116.
19. Заверткина Е.Г. Коррекция девиантного поведения подростков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013. - 112 с.
20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения). - М.: Академия, 2014. - 288 с.
21. Иванов Д.В. Взаимосвязь акцентуаций характера и состояний агрессии у подростков, употребляющих психоактивные вещества // Мир психологии. - 2017. - № 1. - С. 144 - 153.
22. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник БГУ. - 2015. - № 5. - С. 125 - 127.
23. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. - СПб: Питер, 2013.- 288 с.
24. Калинина Т.В. Психопрофилактика отклоняющегося поведения
подростков / Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы, перспективы. - Арзамас:
Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 107 - 113.
25. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 960 с.
26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков у детей и молодежи. - M.: Азбука, 2014. - 223 с.
27. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 160 с.
28. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - СПб.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 с.
29. Кораблева К.А. Социальная среда как один из основных факторов формирования девиантного поведения подростков // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. - 2016. - Ч. 1. - С. 171 - 173.
30. Кулагина Н.В. Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы // Психология и психотехника. - 2016. - № 2. - С. 174 - 178.
31. Курбатов В.И. Социальная работа. - Р/нД: Феникс, 2013. - 256 с.
32. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2017. - № 2. - С. 106 - 115.
33. Миронов Д.Д. Сущность понятия «девиантное поведение подростков» // Вестник ЧГПУ. - 2016. - № 10. - С. 70 - 74.
34. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 2. - С. 125 - 138.
35. Мишукова О.А., Гузенина С.В. Девиантное поведение подростков в современной России // Студенческий журнал. - 2018. - № 2-2. - С. 15 - 17.
36. Мищенко О.П. Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах // Концепт. - 2015. - № 4. - С. 21 - 25.
37. Мусина А.А., Тулешов Т, Пшембаев Е. Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков // Инновационная наука. -
2015. - № 10-1. - С. 208 - 217.
38. Муханова Е.Д. Социальная работа с девиантными подростками //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 3. - С. 60 - 66.
39. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. - 219 с.
40. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 1. - С. 54 - 60.
41. Петрова Г.А. Девиантное поведение подростков // Социосфера. - 2014.
- № 5. - С. 112 - 115.
42. Рерух Е.В., Расулова Т.Д. Проблемы девиантного поведения школьников // Кант. - 2015. - № 1. - С. 76 - 78.
43. «Самооценка психических состояний» Айзенка. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_eysenck_so.html
(14.03.2018).
44. Силина С.Н. Особенности отклоняющегося поведения в подростко¬вом возрасте. - Шадринск: Исеть, 2000. - 55 с.
45. Смирнова А.В. Формирование девиантного поведения среди подростков из неблагополучных семей // Вестник экономики, права, социологии. - 2015. - № 4. - С. 334 - 337.
46. Старкова Н.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучных условий взросления // Аллея науки. - 2017. - № 14. - С. 730 - 733.
47. Чибиекова А.В. Девиантное поведение подростков: причины и профилактика // Новая наука: Современное состояние и пути развития.- 2016. - № 12-5. - С. 79 - 80.
48. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе. - Ставрополь: Логос, 2014. - С. 70 - 73.
49. Эхаева Р.., Ибрагимова Э.С. Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения у подростков // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - № 6. - С. 33 - 36.
50. Янбердина Ю.А. Факторы формирования и механизмы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Новаинфо. - 2017. - № 59. - С. 282 - 288.
51. Орлова С.А. статья на тему: "ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.".
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/material ?id=862


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ