Глава 1 Теоретические аспекты педагогических традиций в системе воспитания детей Англии и Китая………………….……………………………………….….11
1.1 Педагогические традиции в контексте социально-исторического развития школьного воспитания и образования Англии и Китая……………………………………………………………………..….11
1.2 Особенности воспитания детей в современной Англии и современном Китае ……………………………………………………..…30
Выводы по первой главе……………………………………….……….…31
Глава 2 Сравнительный анализ воспитания детей в Англии и Китае...........................................................................................................................33
Выводы по второй главе……………………………………………...…..42
Заключение……………………………...………………………………..…………44
Список использованной литературы…………………………………….……..…47
Проблемы воспитания молодого поколения интересовали ученых-педагогов на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Педагогические традиции, реализующиеся в процессе воспитания и становления личности становятся объектом тщательного изучения всего мирового сообщества. Анализ педагогических традиций Англии и Китая представляет несомненный интерес, как для российских исследователей, так и для ученых всего мира. Это обусловлено тем, что традиции нравственного воспитания Англии и Китая имеют многовековую историю, и на современном этапе развития общества, получили широкий международный резонанс. Анализ воспитания детей в системе традиционной английской и китайской педагогике, может способствовать решению многих проблем, которые возникают в современном социуме.
В процессе исторического развития многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставил Английский просветитель Дж. Локк, Р.Оуен, французский просветитель Ж.Ж. Руссо, а позже русские просветители и писатели А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человек) стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать личность ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
Подобные положения нашли свое отражение и в трудах таких известных ученых-педагогов, как П.П.Блонский, Н.К.Крупская, О.Т.Шацкий, А.О.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем грамотно и полодотвороно с позитивным результатом осуществлять процесс воспитания. Позитивный же результат, может быть, достигнут только в том случае, если личность ребенка будет поставлена во главу угла всей многоплановой деятельности педагога. Собственно личность ребенка являлась основным объектом богатых педагогических традиций Древнего Китая, в основе которых лежит опыт семейно-общественного воспитания уходящего корнями в первобытную эпоху. Вопросы традиционной китайской педагогики в своих работах раскрывали такие известные ученые-китаисты как: В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский, Л.С. Васильев, И.И. Семененко, Н.А .Абрамова, Т.Л. Гурулева и др. Например в своей работе Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект), доктор философских наук, профессор Абрамова затрагивает проблемы традиционной китайской педагогике которые тесно переплетены с традиционной китайской философией. В жизни китайского народа семья играет основополагающую роль, и жизнь в любой семье традиционно протекает под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Исторически сложилось так что, китайский народ во всей своей общественности и государственности жизни не мог выйти за пределы семейных форм. Как дети являются безусловно подчиненными личной воли отца в семействе, так и весь народ безусловно подчиняется воле императора. Заучиваются права правительства к подчиненным и наоборот - чиновников, родителей, супругов, детей, братьев и т.д. Все это становится содержанием учебников.
В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших к старшим.
Что же касается образовательной системы Англии, то эта система ярко воплощает в себе черты западноевропейской педагогики, основанные на традиционной концепции демократии и правовой защиты общества, а также сохраняет черты, связанные с интегрированием в общий процесс обучения и развития типично национальных ценностей Именно эти идеи отражены в работах таких известных английских ученых как (Харгравес A., Джонсон A., Вайт Р., Виллетс Д.).
В проводящихся в Англии школьных реформах находят отражение не только вопросы, связанные с нравственным, гражданским воспитанием, а также проблемы, имеющие международное значение: организация управления школьным образованием, соответствие содержания образования требованиям современной жизни. Все эти перечисленные проблемы являются предметом тщательного изучения и со стороны российских педагогов-исследователей, которые хотят применить международный опыт решения педагогических проблем в целях позитивного развития российского образования. Современные российские ученые находят накопленный педагогический потенциал и опыт реформирования образования в Англии перспективным с позиции его использования в практике модернизации российского образования. Об этом в своих работах говорят Н.М. Воскресенская, Б.Л. Вульфсон, Г.С. Ковалева, В.А. Мясников).
Актуальность: педагогические традиции, реализующиеся в процессе воспитания и становления личности становятся объектом тщательного изучения всего мирового сообщества. Анализ педагогических традиций Англии и Китая представляет несомненный интерес, как для российских исследователей, так и для ученых всего мира. Это обусловлено тем, что традиции нравственного воспитания Англии и Китая имеют многовековую историю, и на современном этапе развития общества, получили широкий международный резонанс. Анализ воспитания детей в системе традиционной английской и китайской педагогике, может способствовать решению многих проблем, которые возникают в современном социуме.
Объект: традиционная педагогическая система воспитания Англии и Китая.
Предмет исследования: особенности воспитания детей в традиционных педагогических системах Англии и Китая, с позиции применения позитивного педагогического опыта и накопленного педагогического потенциала в целях положительного развития российского образования и воспитания.
Цель: проанализировать особенности воспитания детей на примере традиционной английской и китайской педагогики с позиции применения позитивного педагогического опыта и накопленного педагогического потенциала для решения проблем российского образования и воспитания
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Выделить педагогические традиции в контексте социально-исторического развития систем воспитания и образования Англии и Китая;
2.охарактеризовать сущность педагогических традиций воспитания и школьного образования в Англии и Китае;
3. выявить, инновационные тенденции в системе воспитания и школьного образования Англии и Китая;
4. выделить основные черты сходства и различия систем воспитания и образования в Англии и Китае;
5. оценить эффективность и качество воспитания и образования Англии и Китае;
6. выявить приоритетные направления политики в системе воспитания образования Англии и Китая;
7. сравнить достижения и недостатки традиционных систем воспитания и образования Англии и Китая.
8. выявить основные положительные моменты воспитания детей в традиционных педагогических системах Англии и Китая, с целью решения воспитательных задач в российской школе.
Методы исследования анализ и обобщение литературы по теме выпускной квалификационной работы, сравнительный анализ
Теоретической базой исследования стали работы английских просветителей Дж.Локка, Р.Оуена, французского просветителя Ж.Ж.Руссо, а русских росветителей и писателей К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого. Вопросы традиционной китайской педагогики в своих работах раскрывали такие известные ученые-китаисты как: В.В.Малявин, Б.Б.Виноградский, Л.С.Васильев, И.И.Семененко, Н.А.Абрамова, Т.Л.Гурулева и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования расширяют область изучения традиционных педагогических систем Англии и Китая, особенностей воспитания детей в традиционных педагогических системах Англии и Китая в историко-педагогическом аспекте. Полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы в углублении научных знаний о традиционной английской и китайской педагогике. Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что его выводы и положения можно использовать при подготовке лекций, учебных пособий, спецкурсов, курсовых и дипломных работ в педагогическом ВУЗе, а так же в практической деятельности учителей в средней общеобразовательной школе.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на научной конференции студентов 10 апреля 2014 года.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух частей. В теоретической части исследования рассматриваются вопросы традиционной системы воспитания в Англии и Китае. Практическая часть данной работы включает анализ сходств и различия систем воспитания в Англии и Китае.
В Англии, пожалуй, воспитание детей считается одним из самых последовательных. Родителями в этой стране становятся поздно, лишь к 35-40 годам, поэтому к воспитанию детей подходят серьезно и зрело. Англичане гордятся своими традициями и безупречными манерами и прививают их малышам с самого раннего возраста. Уже с 2-3-х лет деток учат, как вести себя за столом, как обращаться с окружающими людьми, как сдерживать свои эмоции. Так, на улицах Англии редко можно встретить открытое проявление родительской любви: как правило, это демонстрируется только дома. Цель и идеал английского воспитания: развитие характера, образа мыслей, манер истинного джентльмена. Эта цель менее всего заботится о полноте и систематичности знаний, а ученость ей представляется лишь одной из профессий человека, которой он может заняться, если ему нечего более делать.
Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка, С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.
В основе школьного воспитания Англии и Китая лежат педагогические традиции, относящиеся к разряду наиболее устойчивых педагогических феноменов и имеющие главной характеристикой национальную специфику.
Китай всегда, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой.
Испокон веков воспитание ребенка в Китае начиналось с рождения. Как только он мог без посторонней помощи дотянуть руку до рта, его тут же переставали кормить грудью. Несмотря на то, что воспитание было ранним, к ребенку относились, как к великой ценности всей семьи (а в доме, как правило, проживало несколько поколений). Начиналось воспитание с игры – мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось серьезное воспитание.
В процессе развития педагогики развивались новые идеи воспитания. В Великобритании педагогические идеи Дж.Локка были ориентированы на воспитание «делового человека», «джентльмена» и сочетали в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поступки и привычки людей, обязаны своим происхождением, по его утверждению, главным образом, воспитанию.
Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления – семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов.
Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.
Итогом воспитания в Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время непреклонным в самообразовании.
В современном Китае тенденции воспитания несколько изменились, выросла ценность образования для детей обоих полов, хотя рождение мальчиков по-прежнему более желанное. Дошкольное воспитание малышей, направлено на всестороннее развитие ребенка, выявление и развитие его способностей. Одной из отличительных характеристик воспитания китайцев, является сосредоточения внимания на ребенке. Ребенок в современной китайской семье живет в окружении безмерной любви, заботы и вседозволенности. Возможно, в своих стилях воспитания китайский народ отличается от европейского, но одно можно заметить: Китай, в настоящее время, это страна, развивающаяся быстрыми темпами и внедряющая в свое развитие высокотехнологические проекты. Это и можно расценивать как самую высокую оценку эффективности воспитательной системы.
1. Алексеева В.М. Конфуций. Антология гуманной педагогики. М.: Педагогика, 1996. - С. 16 – 17.
2. Андреева И.Н. История образование и педагогической мысли за рубежом и в России: пособия для студ. пед. вузов И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильевна. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
3. Боревская Н.Е. О восприятии идей мировой педагогики в Китае. - Советская педагогика. 1991. - № 9. - С. 128-135.
4. Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. М.: Институт дальнего востока РАН, 2002. - 146 с.
5. Васильева З.И., История образования и педагогической мысли за рубежом и в России.- М., 2002. – 414 с.
6. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.: Наука, 1986. – 206 с.
7. Вигасин А.А. История Древнего Востока: Учеб. для студ. Вузов. А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков. - М.: Выш.Школа, 2003. – 462 с.
8. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание. – С-Петербург, 1913. - 375 с.
9. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова. - М: Просвещение, 1981. - 223 с.
10. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998. - 352 с.
11. Джуринский А.Н. «История педагогики. Древнего и средневекового мира». – М.: «Совершенство» 1999. - С. 138-142.
12. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 1999. – 187 с.
13. Егорова С.Ф. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия, учеб. пособие. / С.Ф. Егорова, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова.- М.: Академия, 2000. - 440 с.
14. Зайченко Г.А. " Локк . Очерк творчества". - М., 1973. - 198 с.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова.- 2-е изд., испр. и дополн.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. - 351с.
16. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр - М. «Владос» 2000. - 297 с.
17. Кволс, К. Радость воспитания: как воспитывать детей без наказания / Кэтрин Кволс. – Санкт-Петербург: Издательство: ИГ "Весь , 2005. - 268с.
18. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1988. - 416 с.
19. Латышина Д.И., История педагогики и образования.- М., 2007 - 223 с.
20. Локк Дж. Мысли о воспитании. Соч.: В 3 т. — Т.З. — М., 1988. – 442 с.
21. Локк Дж. "Мысли о воспитании ". Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.- С.163-195.
22. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.- 668 с.
23. Матвеева А. Дети разных народов: (Или особенности национального воспитания) // Домашний очаг. - 2003. - N° 1. - С. 105-107.
24. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения. С древнейших до наших времен. Часть первая.-СПб.: Алетейя, 2000. - 429с.
25. Нарский И.С. Философия Д.Локка. - М., 1960 - 175 с.
26. Пискунов А.И. "История педагогики" часть 2.- М.,1997.- 159 с.
27. Пискунов А.И. «История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в.». - М.: «Сфера» 1998. - 235 с.
28. Рыбин В.А. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж. Локка. // Педагогика. - 2005. - №7. - С. 67-75.
29. Салимова К.И. История трудового обучения в Англии .- М., 1967. - 170 с.
30. Самарец Г.А. Содержание и методы воспитания в России и Западной Европе. – М.: Прометей, 1998. - 312 с.
31. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2000. - 460 с.
32. Спок Б. Ребенок и уход за ним. Вступ. ст. Ю. П. Азарова. Бенджамин Спок. - М.: Попурри, 2009. – 736 с.
33. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студентов пед. вузов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351с.
34. Хофман Ф. «Мудрость воспитания» Очерк первый. Пер. с нем. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1980. - 270 с.
35. Хрестоматия по педагогике. Под общей ред. Т.А. Ярковой.- Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. - 240 с.
36. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб. Пособие. В.В.Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. – 307 с.
37. Шабаева М.Ф. "Педагогическая теория Д. Локка " Век Просвещения.-1992. – 238 с.
38. Шершенева Е. Ф. Нравственное воспитание маленьких детей в семье, 2002. – 264 с.
39. Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи Санкт- Петербург: «Петрополис»,. – 2002. – С. 150.
40. Кузнецов А.Н. Энциклопедия нового Китая. – М.: Прогресс, 1989. - 519 с.