Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исламской идентичности современной молодежи (на примере Республики Татарстан)

Работа №45940

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы153
Год сдачи2018
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
462
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические и методические основы исследования исламской идентичности современной молодежи 15
§ 1.1. Социологическая сущность и содержание понятий «идентичность»,
«исламская идентичность» 15
§ 1.2. Теоретические основы конфессиональной идентичности молодежи 24
§ 1.3. Способы формирования исламской идентичности молодежи в современном обществе 35
Глава II. Мусульманская религиозная идентичность и «исламизирующая» активность молодежи в современном обществе 42
§ 2.1. Практика формирования исламской идентичности современной молодежи42
§ 2.2. Исламская принадлежность современной молодежи: идентичность в
историях жизни 60
§ 2.3. Религиозная компетентность и практика: переход от этнического к
«соблюдающему» типу 75
Заключение 91
Список использованной литературы и источников 99
Приложения

Начиная с конца прошлого столетия в российском обществе наблюдается возрождение религии, возрастание ее роли на личностном и социальном уровнях. Это обусловлено тем, что постсоветская Россия находилась в поиске нового идеологического базиса, который мог бы объединить граждан на основе общих ценностей, и в ходе конструирования новой основы российского общества задействуются также и религиозные системы ценностей. И на сегодняшний день социологами отмечается изменения положения религии в различных сферах жизнедеятельности общества, системе ценностей людей, обрядовой стороне религии и, более того, ее институционализация. Заметным оказывается влияние религии на общество и государство, что проявляется в трех основных направлениях: религиозном, социально-культурном и политическом.
Возрождение религии представляет собой социальный факт, данность, и является характерным для всех российских народов и конфессий, начиная с конца XX века. Но более явно и ярко стала заметна активизация религиозного сознания после длительного советского атеистического периода в России с конца 80-х годов прошлого столетия. Многочисленные результаты исследований показывают, что сегодня здесь проживают приверженцы разных религий и конфессий: православных христиан - 68% россиян, последователей исламской религии - 7%, по 1% россиян принадлежат католицизму и протестантизму, и примерно столько же относят себя к иудаизму . Согласно данным Левада-центра, доля религиозности с 2002 г. по 2013 г. заметно изменилась, где число верующих увеличилось почти вдвое, а неверующих стало менее 20%.
Особенно активное религиозное возрождение проявлялось в отношении мусульман, и ярким примером того является рост исламской идентичности на территории Республики Татарстан: по данным социологического исследования кафедры социологии КФУ 2012 г. большинство опрошенных (89,5%) соотносят себя с исламом или православием . Свидетельством этого процесса является активное восстановление старых и строительство новых мечетей, появление различных мусульманских печатных изданий (газета «Иман», журнал «Мусульманский мир») и теле- и радиопередач (радио «Азан», радиопередача «Иман нуры»; передачи «Актуальный ислам» на ТНВ, «Мусульмане» на Россия 1). Кроме этого, происходит активное становление и развитие исламского образования всех уровней: например, 4 сентября 2017 года состоялось открытие Болгарской исламской академии в Республике Татарстан, в которой обучают будущих магистров и докторов.
Здесь же мы можем наблюдать и все большее проникновение религиозных обрядов и традиций в повседневную жизнь людей. Все чаще происходит обращение к религии при проведении таких социально-значимых обрядов, как свадебные обряды (никах), имянаречение при рождении ребенка (исем кушу), а также погребальные ритуалы в мусульманской традиции.
Еще одним важным показателем возрастания роли религии в обществе является активное международное сотрудничество Татарстана со странами Организации исламского сотрудничества. С 2015 года по поручению В. В. Путина и под председательством Р. Н. Минниханова в стране ведется активная деятельность группы стратегического видения «Россия - исламский мир», направленная на объединение усилий различных стран для борьбы с ростом и распространением угроз международной безопасности, основанной на искаженных основных постулатах ислама, а также направленная на расширение сотрудничества России и стран исламского мира в экономической, культурной и образовательной сфере.
Отождествление себя с определенной конфессией, в особенности отождествление татар с исламом, является маркером этнической принадлежности. Татары, ощущая себя меньшинством в стране, подчеркивающей свою православность на государственном уровне, прибегают к исламу еще и с тех позиций, чтобы противостоять процессу ассимиляции в иноэтническую и иноконфессиональную общность. И сегодня социологи фиксируют рост исламской идентичности среди различных социальных групп и, в особенности, молодежи.
Современная мусульманская молодежь открыто выражает свою конфессиональную идентичность и даже старается выйти в публичное пространство путем создания молодежных мусульманских общественных организаций, занимающихся просветительством, благотворительностью, решением практических проблем мусульман и даже с некоторых пор противодействием экстремистским проявлениям в Республике Татарстан.
Если раньше утверждалось, что старшие поколения религиознее молодых, то глобализация, распространение религиозных идей через различные каналы коммуникаций меняют эту картину, и сегодня мы видим совершенно иную тенденцию - рост исламской идентичности среди современной молодежи. Именно данной тенденцией обусловлена актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучением феномена идентичности впервые заинтересовалась психологическая социология, которая представлена работами Э. Фромма, З. Фрейда, Э. Эриксона, Р. Линтона. Э. Эриксон определил сущность идентичности, проследил процесс ее формирования, представил понятие кризис идентичности . Затем изучение феномена идентичности получило широкое распространение, и стало рассматриваться в различных направлениях.
Одним из таких направлений было социологическое, в рамках которого идентичность индивида изучалась не отдельно от всего, а как член социальной группы, имеющий цели, ценности и стереотипы. Социологическое направление представлено трудами И. Гофмана, Э. Гидденса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и др. Дж. Г. Мид в своих трудах определял идентичность как результат социальной интеракции и в то же время как фактор, который влияет на социальную интеракцию. Идею «самости» продолжил Ч. Х. Кули в своей теории «зеркального Я» .
Взаимосвязь индивида и общества, его стремление сохранить свою идентичность в повседневной жизни изучает в своих трудах И. Гофман . Он определяет идентичность как совокупность социальных ролей и выделяет три ее вида, среди которых наибольшую нагрузку несет социальная идентичность. К взаимосвязи индивида и общества обращаются и П. Бергер и Т. Лукман, рассматривающие общество как социальную конструкцию с объективной и субъективной реальностью. Здесь идентичность является элементом субъективной реальности .
В отечественной социологии понятие идентичности долгое время не использовалось и изучалось в рамках ролевой теории личности в работах К. А. Абдульхановой-Словской, Г. М. Андреевой, Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. Основной упор исследований в рамках данной теории делался на изучении активности, развития, деятельности и общения личности, формируемые в процессе социализации. Позднее российские ученые обратились к разработке темы идентичности, например, В. А. Ядов провел ряд исследований, посвященных социальной идентификации личности .
Исследования религиозной и конфессиональной идентичности так же оказались в центре внимания в последние несколько лет. О. В. Бондаренко и М. С.
Леонова , А. Н. Крылов предприняли попытку дать определение понятия в своих работах. В связи с этнической рассматривают религиозную идентичность ряд авторов Ю. А. Черныш , Е. А. Ходжаева, Е. А. Шумилова, О. А. Богатова.
Анализируют процессы формирования религиозной идентичности и влияние на них различных социальных факторов Г. А. Сабирова, А. К. Вагнер, Д. Р. Гимадеева и М. Ю. Ефлова . Последними отмечается, что этническая принадлежность является важным фактором в конструировании религиозной идентичности, а в поликонфессиональных семьях важное значение при выборе религии имеет социальное окружение индивида.
Исламскую идентичность в своих работах анализируют Е. А. Ходжаева, Е. А. Шумилова . Авторами разрабатывается эмпирическая типология
религиозности молодежи на примере мусульманской идентичности и выделяются четыре типа верующих, дается им краткая характеристика .
Подробно исламскую идентичность исследует Г. А. Сабирова . Исследователь рассматривает формирование мусульманской религиозной идентичности женщин-татарок, обучающихся на религиозных курсах в Москве. Исследователем дается обобщение поколенческих особенностей формирования исламской идентичности, основанное на данных собственного социологического исследования.
Проблеме формирования исламской идентичности татарской молодежи Республики Татарстан посвящены работы Г. Я. Гузельбаевой . В своих исследованиях автор изучает религиозность по параметрам религиозного сознания и религиозного поведения, отмечает процессы актуализации исламской идентичности среди молодежи.
Изучению процесса становления конфессиональной идентичности и ценностных ориентаций в процессе социализации мусульманской молодежи посвящена монография под авторством Р. Мухаметшина, Я. Гарипова и Р. Нуруллиной . Исследователи изучают процесс становления конфессиональной идентичности на примере учащихся специальных религиозных учебных заведений, выявляют особенности конфессиональной идентичности и ценности соблюдающей мусульманской молодежи.
Объектом исследования в магистерской диссертации является исламская идентичность как социальное явление.
Предмет исследования: формирование исламской идентичности
современной молодежи.
Цель магистерской диссертации - изучение и анализ формирования исламской идентичности в современном обществе и разработка рекомендаций по совершенствованию работы органов государственного управления и общественных организаций по взаимодействию с молодежью, соблюдающей ислам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить социологическую сущность понятий «идентичность» и «исламская идентичность»;
2) выявить теоретические основы изучения конфессиональной идентичности;
3) выяснить отличия конфессиональной идентичности от религиозной и конфессиональной социализации от религиозной;
4) определить основные способы формирования конфессиональной идентичности;
5) выявить основные типы религиозной конверсии среди современной молодежи на примере Республики Татарстан;
6) на основе жизненных историй информантов проследить этапы конфессиональной социализации;
7) изучить отношение общества к соблюдающим мусульманам через личный опыт последователей ислама;
8) выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются практикующие мусульмане;
9) предложить рекомендации, направленные на формирование позитивного имиджа ислама и соблюдающих мусульман в глазах общественности, а также с целью профилактики экстремизма.
Гипотеза исследования: в этнически-мусульманских семьях этнические и религиозные традиции тесно переплетены и не воспринимаются раздельно друг от друга, поэтому религиозные догмы, молитвы, правила и ценности усваиваются индивидами вместе с семейными ценностями. В таком случае, основным типом религиозной конверсии среди молодых мусульман из этнически-мусульманских семей является традиционный тип обращения.
Теоретико-методологической основой исследования является
конструкционистский подход, согласно которому мир конструируется не индивидуально в сознании, а совместно - в разговоре, соглашениях, социальных практиках. Идентичность при таком подходе рассматривается как исторически изменчивый и социально обусловленный, меняющийся и сконструированный процесс нахождения самотождественности социальных групп и индивидов . Конструктивистская трактовка идентичности видит все коллективное как социальный артефакт, как целостность, возникающую, реконструируемую и мобилизуемую в соответствии с культурными кодами. Так, конфессиональная идентичность здесь представляет собой коллективное чувство, основанное на вере в принадлежность к той же самой религиозной общине и обладании большинством атрибутов, отличающих от других групп.
Эмпирическую базу исследования составляют анализ материалов Федеральной службы государственной статистики России, данные Всероссийской переписи населения 2010 г.; вторичный анализ данных социологических
исследований ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центра и ряда исследователей; результаты собственного прикладного исследования.
Эмпирическое исследование было проведено в период с 2 марта по 1 июня 2018 г. В рамках исследования была применена качественно-количественная стратегия, где в качестве методов сбора информации выступали методы анкетированного опроса, глубинное интервью и экспертный опрос. На этапе полевого исследования был проведен массовый анкетный опрос среди прихожан мечетей Ново-Савиновского, Московского и Авиастроительного районов г. Казани, а также среди подписчиков социальных сообществ «Дэртле татарлар», Татарлар Азатлык» и «Belem.ru» социальной сети ВКонтакте. В анкетном опросе приняли участие 387 соблюдающих мусульман, которые были отобраны методом снежного кома. Построение выборочной совокупности с помощью данного метода было обусловлено тем, что статистических данных о представителях целевой группы - о практикующих мусульманах - не имеется, и поэтому не представлялось возможным применение иного выборочного метода. Тем не менее, полученная информация достаточно разнообразная и в объеме, необходимом для анализа .
С помощью метода глубинного интервью нами были опрошены 15 соблюдающих мусульман, отобранные с помощью метода снежного кома. Информантами в данном исследовании выступили 8 женщин и 7 мужчин в возрасте от 19 до 35 лет, которые воспитывались в этнически-мусульманских семьях.
В рамках исследования был проведен экспертный опрос с применением метода полуформализованного интервью, в котором приняли участие представители исламского духовенства, руководитель религиозного образовательного учреждения г. Казани, кандидат социологических наук, работающий в области изучаемой нами проблемы, кандидат социологических наук и ведущий сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ. Отбор экспертов проводился по методу самооценки степени компетентности эксперта: экспертам было предложено оценить свои теоретические знания и практический опыт в континууме от 0 до 1 . При этом 0 - не обладает, 1 - максимально обладает. Средний индекс компетентности эксперта выше среднего (> 0,5), что говорит о его компетентности по исследуемому вопросу.
Анализ и обработка полученной информации осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 17.0.
Теоретическая и практическая значимость работы. Изучение процесса формирования исламской идентичности современной молодежи может послужить основой для дальнейших исследований в области социологии идентичности , расширению представлений о конфессиональной идентичности, в том числе и исламской. Разработка модели соблюдающих мусульман, основанной на типе религиозной конверсии, может быть использована для выявления возможной траектории действий молодых мусульман. А адресные рекомендации, разработанные для каждой типологизированной группы и для органов государственного управления и общественных организаций по работе с молодежью, способствуют формированию позитивного имиджа соблюдающих мусульман, защите и укреплению позиций традиционного ислама, борьбе с ксенофобией и экстремизмом.
Элементы научной новизны
• Попытка собственной интерпретации основного понятия (исламская идентичность).
• На основе авторского эмпирического исследования выявлены типологизированные группы по типу интериоризации исламских ценностей современной молодежи.
• Разработаны адресные рекомендации для органов государственного управления и общественных организаций по работе с молодежью для формирования позитивного имиджа соблюдающих мусульман, защиты и укрепления позиций традиционного ислама, борьбы с ксенофобией и экстремизмом.
Апробация результатов исследования
Опубликована статья «Межнациональные браки в современном обществе: проблемы формирования социальной инклюзии» в сборнике научных трудов Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан .
По итогам заочного участия во Всероссийской научно-практической конференции «Модернизационный потенциал российской молодежи» по изучаемой в данной работе проблеме была принята в сборник Ульяновского государственного технического университета статья «Возрождение исламской идентичности в современном обществе и роль молодежи в формировании толерантности» .
Статья «Специальное религиозное образование как агент конфессиональной социализации: дискурс-анализ медиапродукта» принята в печать по итогам III Казанских студенческих социологических чтений на тему «Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки» .
Структура магистерской диссертации включает в себя введение, две главы, в каждой из которых представлены по три параграфа, заключение, список использованной литературы и источников и приложения.
В первой главе рассматриваются социологическая сущность и содержание понятий «идентичность» и «исламская идентичность», изучаются теоретические основы конфессиональной идентичности молодежи, выявляется отличие конфессиональной идентичности от религиозной и конфессиональной социализации от религиозной. Также в данной главе приводятся типологии индивидов по степени религиозности, выявленных различными авторами. Здесь же рассматриваются пути формирования исламской идентичности молодежи в современном обществе.
Вторая глава магистерской диссертации посвящена изучению процесса формирования исламской идентичности современной молодежи. Здесь приводятся результаты исследования, проведенного с применением качественно-количественной стратегии: выявляются основные типы религиозной конверсии и определяется наиболее распространенный из них. На основе личных историй определяются этапы в процессе формирования исламской идентичности, выявляются основные трудности соблюдающих мусульман, изучается отношение соблюдающих мусульман к государственной политике в отношении к исламу, определяются ее направления, в которых видится необходимость. Кроме этого, выделяются типологизированные группы по типу интериоризации исламских ценностей современной молодежи. Также разрабатываются рекомендации по работе с каждой из групп и рекомендации для органов государственного управления и общественных организаций по работе с молодежью для формирования позитивного имиджа соблюдающих мусульман, защиты и укрепления позиций традиционного ислама, борьбы с ксенофобией и экстремизмом.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, приводятся основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В традиционных обществах идентичность сохраняла свое стабильное и устойчивое положение и проявлялась в примордиальных свойствах. Изначально интерес к проблеме идентичности и ее изменениям возник в связи с глубинными социальными изменениями в общественном укладе, происходившие в конце XIXB. Все большее усложнение общественной жизни, изменения социальной структуры общества, его многослойность привели к изменению социальных институтов и, тем самым, изменению положения индивидов в обществе. По мере выхода личности за границы традиционного общества стали возникать такие новые основания различия, как национальная, культурная и религиозная дифференциация. Поэтому общество с полиэтническим и поликонфессиональным составом в еще большей степени поставило вопрос выбора «своих» сообществ перед индивидом.
В современном российском обществе в течение последних нескольких десятилетий наблюдается возрождение религии и возрастание ее роли на личностном и социальном уровнях, происходит ее институционализация. В России религиозное возрождение наиболее активно проявлялось в отношении мусульман, что выразилось в значительном росте религиозного самосознания и активизации религиозной жизни мусульман посредством строительства новых мечетей, увеличении числа верующих, массовом издании литературы по исламскому вероучению, открытию духовных учебных заведений.
Подобные изменения в положении ислама отразились и его взаимоотношениях с обществом и государством, что проявилось в трех направлениях: религиозном, социокультурном и политическом. Открытое положение ислама имело позитивное значение для удовлетворения потребностей мусульман как верующих людей, нормы и ценности, принятые в исламе, стали содействовать регулированию отношений в обществе и преодолению духовного и мировоззренческого кризиса. Кроме этого, ислам стал важной составляющей политического процесса в российском обществе, привнося такие принципы как терпимость, умеренность, лояльность и поиск компромиссов.
Все эти социокультурные изменения, глобализационные процессы обусловили активные интеллектуальные поиски в конфессиональной сфере, в особенности среди молодежи, но наряду с этим возникли проблемы нетерпимости, религиозного экстремизма и терроризма. Поэтому многими формирование исламской идентичности стало рассматриваться как возможное решение данных проблем, поскольку это помогает образованию и развитию терпимости в обществе.
Вопросы формирования конфессиональной идентичности не могли не затронуть Республику Татарстан, где мирно сосуществуют две крупные религии - ислам и христианство. Многими отмечается, что Татарстан является одним из благополучных регионов и ярким примером доброжелательного межконфессионального и межэтнического взаимодействия, что подтверждается многовековой традицией данного субъекта. И, в связи с возросшей ролью религии и ислама, в частности, а также геополитическим положением региона, среди молодых людей наблюдаются активные интеллектуальные поиски в сфере исламской идентичности.
Под исламской идентичностью нами понимается практика причастности к традиции ислама. Здесь акцентируется внимание на том, что традиции локального ислама, бытовавшего на территории Республики Татарстан длительное время, постоянно воспроизводятся через диалог, обсуждение представлений об исламском знании, т.е. через ежедневную практику, что приближает индивида к идеальному образу мусульманина. Соответственно, исламская идентичность индивида формируется в процессе конфессиональной социализации через его взаимодействие с обществом, сконструированном ими самими, и посредством воспроизводства мусульманских практик.
Формирование исламской идентичности представляет собой выбор индивида «своей» группы и поэтапное освоение ее догм, норм, правил, обрядов и ритуалов посредством включения механизмом адаптации, ресоциализации, интернализации и идентификации на каждом этапе, и формирование на этой основе собственной духовной культуры, отвечающей требованиям данной группы, и реализация себя в качестве ее члена.
Для изучения процесса формирования исламской идентичности современной молодежи в рамках магистерской диссертации нами была применена качественно-количественная стратегия, где для сбора информации использовались методы массового анкетированного опроса, глубинное и экспертное интервью. Комплексное применение методов позволило нам получить более полную общую картину об изучаемом явлении, выявить его типичные и устойчивые закономерности и связи и латентные стороны.
Проведенное исследование позволило проследить процесс формирования исламской идентичности, определить этапы ее становления, выявить первичных агентов конфессиональной социализации. Исходя из контекста проблемы религиозного обращения в ислам современной молодежью в татарстанском обществе была предпринята попытка разработки типологии мусульманской молодежи. На наш взгляд, важным итогом данной работы является предложенная типология молодых мусульман по приходу в ислам, краткая характеристика каждой из этих групп, а также предложенные рекомендации по работе с типологизированными группами и общие рекомендации по взаимодействию государственных органов и мусульманских организаций, направленных на укрепление позиций традиционного ислама, формирование позитивного имиджа соблюдающих мусульман в глазах общественности и доброжелательной обстановки в регионе, а также с целью профилактики экстремизма в Республике Татарстан и страны, в целом. Общие выводы, полученные в ходе исследования, можно обозначить следующим образом.
Результаты исследования отчасти подтвердили наше предположение о том, что в качестве мотива, послужившего «толчком» к осознанному принятию ислама информантами, является семья. Сами информанты - соблюдающие мусульмане - в качестве основных причин обращения в ислам называют личные искания или же жизненные обстоятельства, не отводя здесь места для семьи. Однако они сами же подчеркивают влияние родителей и близких родственников в формировании их исламской идентичности, проявляемое с помощью различных мусульманских практик.
Этническая составляющая молодых мусульман занимает значимое положение в формировании конфессиональной идентичности. В этнически- мусульманских семьях ислам, так или иначе, присутствует. Степень вовлеченности родителей соблюдающих мусульман характеризуется низким уровнем, носит декларативный характер, ограничивается осуществлением отдельных ритуалов религиозной практики или же полным отсутствием таковых. Возможно, именно по этой причине наиболее распространенной религиозной конверсией является «ищущий» тип. Однако исследование показало, что, несмотря на «самостоятельность» прихода в ислам, прослеживается влияние семьи, оказываемое на соблюдающих мусульман с детских лет и на протяжении всей их жизни, а позже происходит возрастание личного интереса к вопросам бытия и религии. Здесь немалое значение имеет социальное окружение, с которым индивид вступает в контакт: многими подмечается влияние
религиозного опыта их друзей.
Эксперты не отрицают роли личного интереса, духовных поисков молодых мусульман, которые приводят их в ислам. Кроме этого, они утверждают, что люди имеют потребность в вере, в некой духовности, а ислам оказывается привлекательным в его идеях социальной справедливости и равенства, тем самым вызывая к себе еще больший интерес. Более того, еще одним фактором, завлекающим новые обращения в ислам, является его популярность и обсуждаемость на международном уровне.
Но формирование исламской идентичности не представляется возможным только на основе духовных изысканий человека, необходимой составляющей является реализация мусульманских практик, среди них: посещение мечети, соблюдение уразы, выплата закята, совершение Хаджа, празднование мусульманских праздников и выплата добровольной милостыни (фитр-садака). По мнению экспертов, сегодня мусульмане начинают все больше уделять внимания практической стороне ислама, что подтвердилось и результатами нашего исследования: опрошенные соблюдающие мусульмане осуществляют активное регулярное исполнение обязательных обрядов религии.
Помимо выполнения мусульманских практик, принятию ислама сопутствует также и соблюдение некоторых внешних религиозных атрибутов - ношение платка и одежды, покрывающей тело женщины, и ношение мужчинами бороды, опущенной и подстриженной по-особому, - что является обязательством правоверного мусульманина, как подмечают и сами соблюдающие мусульмане, и эксперты. По-мнению последних, люди, ведущие религиозный образ жизни, принимают ту систему ценностей, и у них не оказывается иного выбора. Тем не менее, решение женщин покрыться приходит постепенно, только спустя некоторое время осуществления регулярных мусульманских практик, и они делают этот выбор, в основном, самостоятельно, через осознание необходимости и личное желание.
Изменения во внешнем облике новообращенных мусульман близкими людьми и обществом воспринимается в целом положительно. Но, несмотря на это, молодые мусульмане сталкиваются с различными трудностями в повседневной жизни, например, при трудоустройстве на работу, в общественных местах или трудности в общении в своем близком окружении, вызванные внешним проявлением религии или необходимостью регулярного осуществления некоторых религиозных обрядов.
Здесь стоит отметить, что нами было выдвинуто предположение о положительном отношении татарстанского общества к соблюдающим мусульманам, которое нашло свое частичное подтверждение в рамках нашего исследования. Однако мы можем утверждать, что в данном регионе общественность относится к мусульманам скорее терпимо, чем доброжелательно. На наш взгляд, это обусловлено этноконфессиональным составом Республики, поскольку здесь на протяжении уже долгого времени мирно сосуществуют два крупных этноса и религии, что способствовало формированию толерантного отношения у всех татарстанцев к различным проявлениям религии. Кроме этого, эксперты утверждают, что сегодня общество разграничивает понятия религии от всего того, что ей могут приписывать, и поэтому терпимо, но все же с некой настороженностью, вызванной недостатком знаний о религии, встречает верующих людей.
На сегодняшний день в мире существует множество каналов, которые могут преподносить ислам в определенном «ракурсе», что, несомненно, оказывает влияние на общественное мнение и отношение к соблюдающим мусульманам. И эксперты, и молодые мусульмане большую роль в этом отводят СМИ и Интернету: еще некоторое время назад средства массовой информации
приравнивали ислам к терроризму, сегодня же каналы коммуникации отходят от преподнесения ислама в негативном контексте, и разделяют религию и различные проявления жестокости и агрессии под исламскими лозунгами.
Исходя из этого, молодые мусульмане оценивают проводимую государственную политику в негативном свете, утверждая, что она не отражает сути ислама как миролюбивой религии. Поэтому им видится необходимым проведение политики по следующим направлениям:
1) политика равного отношения ко всем религиям, распространенным на территории региона и страны, в целом, не допуская вмешательства государства в религиозные дела;
2) политика в сфере образования и просвещения через внедрение факультативов в школьное образование, направленных на ознакомление со всеми религиями мира и их основами.
Эксперты поддерживают идею невмешательства государства в деятельность религиозных организаций, но считают необходимым их контроль, и отмечается, что государственная политика должна двигаться в направлении подготовки высококвалифицированных кадров религиозных деятелей на территории самой страны, с целью недопущения влияния иных течений ислама, чуждых для татарстанского общества.
Систематизировав все полученные данные, нам удалось выявить три типа религиозной конверсии, распространенных среди татарстанской молодежи: «традиционный», «ищущий» и «трагический» типы. Представители этих групп отличаются друг от друга причинами прихода в ислам, возрастом осознания своей конфессиональной идентичности, регулярностью осуществления мусульманских практик, трудностями, с которыми соблюдающие мусульмане сталкиваются в повседневной жизни в связи с вовлеченностью в религию, а также в оценке нынешней государственной политики и во взглядах ее будущих необходимых направлений. На основе полученных результатов, для каждой из типологизированных групп предложены адресные рекомендации по работе с ними, направленных на укрепление позиций традиционного ислама и недопущения распространения «чуждых» для нашего региона исламских взглядов.
Однако, несмотря на все различия, в процессе формирования исламской идентичности все соблюдающие мусульмане проходят ряд этапов: 1) первое знакомство с исламом в семье; 2) неосознанное обращение к религии в повседневной жизни; 3) возникновение интереса к исламу; 4) осознанное приобщение к регулярной религиозной практике (испытание себя); 5) соблюдение внешних религиозных атрибутов; 6) полное приобщение к исламу, сформированная конфессиональная (исламская) идентичность.
Подводя итоги всего исследования, также разработаны общие рекомендации по взаимодействию государственных органов и мусульманских организаций:
• необходимость создания программы, основанной на исламских критериях, принципах и ценностях, для решения актуальных общественно - политических проблем;
• ограничение влияния зарубежных исламских организаций и сохранение и укрепление позиции традиционного ислама с помощью специальных религиозных образовательных учреждений (например, Болгарская исламская академия, обучающая будущих магистров и докторов);
• организация подготовки кадров и повышения квалификации мусульманских деятелей на территории государства с ограничением влияния посторонних исламских организаций и государств;
• привлечение этнокультурных и общественных организаций в деятельность по развитию межконфессионального диалога.
Подобная совместная деятельность государства и религиозных организаций, предполагающая рассмотрение ислама как «союзника» и важной составляющей российского общества, будет способствовать всестороннему развитию страны: формированию миролюбивой и дружественной обстановки внутри государства, с одной стороны, и закрепит позитивный имидж российского государства как стабильного и устойчивого на международном уровне.



1. Адыгамов, Р. К. Основы проповеди и обязанности имама
[Электронный ресурс]. - URL: http://xn—8sbapcay0adn3c4c9c.xn--p1ai/wp-
content/uploads/2016/01 /Osnovy_propovedi_i_obyazannosti_imama_Adygamov_R.K. pdf (дата обращения: 1.04.2018).
2. Балич, Н. Л., Религиозная идентичность в культуре современного
общества [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-identichnost-v-kulture-sovremennogo- obschestva (дата обращения: 2.12.2017).
3. Барышникова, И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie- identichnosti-v-sotsiologicheskom-diskurse (дата обращения: 30.11.2017).
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с.
5. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г., Экспертные оценки в принятии плановых решений. М., 1976. С. 35.
6. Богатова, О. А. Религиозная идентичность и религиозные практики в
Мордовии [Электронный ресурс]. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/19/1270386655/Bogatova.pdf (дата обращения:
13.12.2017) .
7. Бондаренко О. В., Леонова М. С. Религиозная идентичность:
экспликация понятий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hses-
online.ru/2010/06/22_00_04/31.pdf
8. Бреская, О. Ю. Изучение религиозности: к необходимости
интегрального подхода [Электронный ресурс]. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2012/04/19/1271940680/Breskaya.pdf (дата обращения:
15.12.2017) .
9. Воронцов В. С., Галлямов Р. Р., Идиатуллов А. К., Касимов Р. Н., Мусина Р. Н., Мухаметшин Р. М., Мухаметшина Н. С., Нуруллина Р. В., Старостин А. Н., Хайруллина Н. Г. Татары и ислам в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и этничность [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23764205 (дата обращения: 06.10.2017).
10. Галяутдинова, Р. И. Возрождение исламской идентичности в современном обществе и роль молодежи в формировании толерантности / Модернизационный потенциал российской молодежи: сборник научных трудов / отв. ред. О. В. Шиняева. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - С. 219-222.
11. Галяутдинова Р. И., Нагимова А. М. Межнациональные браки в
современном обществе: проблемы формирования социальной инклюзии // Сборник Научных трудов Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. Выпуск 10. - Казань: Издательство
«Артифакт», 2016. С. 185-197.
12. Галяутдинова, Р. И. Специальное религиозное образование как агент конфессиональной социализации: дискурс-анализ медиапродукта Социальные процессы в евразийском пространстве: мнения и оценки: III Казанские студенческие социологические чтения / Сборник материалов конференции студентов и аспирантов с международным участием (Казань 15 мая 2018 г.) - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. (направлен в печать)
13. Гидденс, Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 51.
14. Гимадеева Д. Р., Ефлова М. Ю. Конструирование религиозной
идентичности в поликультурном обществе: социальные детерминанты
[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie- religioznoy-identichnosti-v-polikulturnom-obschestve-sotsialnye-determinanty (дата обращения: 24.12.2017).
15. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. — М., 2003. — 312 с.
16. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ., и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: «КА НОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с. (Малая серия «LOGICA SOCIALIS» в серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
17. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - С. 132.
18. Гузельбаева, Г. Я. Исламская идентичность татарской молодежи
Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL:
http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/26291/154_6_gum_9.pdf (дата
обращения: 26.10.2017).
19. Гузельбаева, Г. Я. Исламская идентичность молодых татар в
Республике Татарстан (по материалам социологических исследований 2008-2012 гг.) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islamskaya-
identichnost-molodyh-tatar-v-respublike-tatarstan-po-materialam-sotsiologicheskih- issledovaniy-2008-2012-gg (дата обращения: 26.10.2017).
20. Гузельбаева, Г. Я. Постсекулярные тенденции у татар в начале XXI века [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postsekulyamye- tendentsii-u-tatar-v-nachale-xxi-veka (дата обращения: 26.10.2017).
21. Давыдов, Д. Социальная идентичность: теория рационального выбора как альтернативный подход к концептуализации [Электронный ресурс]. - URL: https://sociologica.hse.rU/data/2012/10/02/1243644038/11_2_10.pdf (дата обращения:
23.11.2017) .
22. Журнал исследований ислама и мусульманских обществ. Том 7, №1,
2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://11-14-PB.pdf (дата обращения:
20.02.2018).
23. Ипатова, Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин
в современной России [Электронный ресурс]. - URL: http://diss.seluk.ru/av-
sotsiologiya/709198-1-tipi-religioznogo-obrascheniya-pravoslavie-zhenschin- sovremennoy-rossii.php (дата обращения: 15.12.2017).
24. Ислам - «соседняя дружественная религия» [Электронный ресурс]. - URL: http://fom.ru/TSennosti/12121 (дата обращения: 06.05.2017).
25. Консолидирующие идентичности и модернизационный ресурс в Татарстане [Электронный ресурс]. — М.: Институт социологии РАН, 2012.— 149 с.
26. Кошарная, Г. Б. Модернизационный потенциал молодежи [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modernizatsionnyy- potentsial-studencheskoy-molodezhi (Дата обращения: 06.10.2017).
27. Крылов, А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012 . 306 с.
28. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок пер. с англ. - М.: Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги - 2000.
29. Леденева А. В., Давыдова И. В. Современная социальная теория:
Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие / Сост., пер., вступ. ст. А. В. Леденевой; Науч. ред. А. В. Леденева, И. В. Давыдова. - Новосибирск: Изд-во
Новосибирского ун-та, 1995. - 120 с.
30. Лысак, И. В. Идентичность: сущность термина и история его
формирования [Электронный ресурс]. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/identichnost-suschnost-termina-i-istoriya-ego- formirovaniya (дата обращения: 15.11.2017).
31. Мавляутдинов, И. С. Социальная роль ислама как фактор стабилизации общества (на примере Республики Татарстан) [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.dissercat.com/content/sotsialnaya-rol-islama-kak-faktora- stabilizatsii-obshchestva-na-primere-respubliki-tatarstan (дата обращения: 2.04.2018).
32. Мельникова О. Т., Кутковая Е. С. Дискурсивный подход к
исследованию идентичности [Электронный ресурс]. - URL:
http:ZZmsupsyj.ru/pdf/vestnik_2014_1Zvestnik_2014-1_59-71.Pdf (дата обращения:
20.12.2017) .
33. Мухаметшин Р. М., Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Молодые мусульмане Татарстана: идентичность и социализация [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZwww.socioprognoz.ruZfilesZFileZMusulmane.pdf.
34. Мухаметшин, Р. М. На путях к конфессиональной политике: ислам в
Татарстане [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sova-
center.ru/religion/publications/state-confessional/2004/03/d1889 (дата обращения: 14.04.2018).
35. Нуруллина, Р. В. Становление конфессиональной идентичности
мусульманской молодежи (на материале Республики Татарстан) [Электронный ресурс]. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004642109.pdf (дата
обращения: 10.11.2018).
36. Опарин Д. А., Сафаров М. А. Некоторые аспекты религиозной жизни
московских татар (по материалам этносоциологического исследования 2014 года) [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.hse.ru/data/2016/10/16/1108455881/%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0% B0%D0%BC%20%D0%B2%20%D 1 %81 %D0%BE%D0%B2%D 1 %80%D0%B5%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%B8%D1 %80%D0%B5.pdf (дата обращения: 20.01.2018).
37. Пресс-выпуск №2888. Религия: за и против [Электронный ресурс]. -
URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115329 (дата обращения:
06.05.2017).
38. Пресс-выпуск №3297. Хиджабы - учебе не помеха? [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116047 (дата обращения: 06.05.2017).
39. Религиозная жизнь в Татарстане: плюсы и минусы глазами
госслужащего [Электронный ресурс]. -URL: http://kazved.ru/article/43856.aspx
(дата обращения: 30.11.2017).
40. Религиозные идентичности [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/094/686/1219/Chast_3 ._religioznye_identichnosti.pdf (дата обращения: 23.11.2017).
41. Религиозные чувства vs свобода слова [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115347 (дата обращения: 06.10.2017).
42. Россияне об Исламе [Электронный ресурс]. - URL:
http://fom.ru/TSennosti/10652 (дата обращения: 06.05.2017).
43. Россияне считают себя верующими, но в церковь не ходят [Электронный ресурс]. -URL: https://www.levada.ru/2013/12/24/rossiyane-schitayut- sebya-veruyushhimi-no-v-tserkov-ne-hodyat/ (Дата обращения: 14.12.2017).
44. Сабирова, Г. А. Формирование религиозной идентичности в
мегаполисе (на примере женщин-татарок, обучающихся на религиозных курсах в Москве) [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.civisbook.ru/files/File/avtoreferat_Sabirova.pdf (дата обращения:
17.12.2017) .
45. Сабирова, Г. А. Исламская дискурсивная традиция и нарративная
идентичность [Электронный ресурс]. - URL: https://scibook.net/sotsiologiya-
kulturyi-kniga/islamskaya-diskursivnaya-traditsiya-48090.html (дата обращения:
17.12.2017) .
46. Сабирова, Г. А. Дискурсивная традиция ислама и биографический нарратив [Электронный ресурс]. - URL: https://scibook.net/sotsiologiya-kulturyi- kniga/diskursivnaya-traditsiya-islama-48089.html (дата обращения: 17.12.2017).
47. Сводные итоги всероссийской переписи населения 2010 года, том 11
[Электронный ресурс]. - URL:
http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/792e2a0042f660fbbea cbe6d1d1cfc75/%D0%A2%D0%BE%D0%BC+11+%D0%BF%D 1 %83%D0%B1 .pdf (дата обращения: 3.12.2017). С.81.
48. Симонова, О. А. К формированию социологии идентичности
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/61536774 (дата обращения:
30.11.2017) .
49. Склярова, Т. В. Религиозная социализация: проблемы и направления
исследований [Электронный ресурс]. - URL:
http://pstgu.ru/download/1264505362.sklyarova.pdf (дата обращения: 30.11.2017).
50. Социология: конспект лекций [Электронный Несурс]. - URL:
https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/22013/82_86_kl-000672.pdf (дата
обращения: 5.11.2017).
51. Сюкияйнен, Л. Российская государственная политика в отношении ислама: исходные принципы, цели и направления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.religare.ru/2_7974.html (дата обращения: 25.04.2018)
52. Титова Т. А., Гараев Д. М. Формирование религиозной субкультуры меньшинств в условиях полиэтничной городской среды [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-religioznoy-subkultury-menshinstv- v-usloviyah-polietnichnoy-gorodskoy-sredy (дата обращения: 15.01.2018).
53. Федотова, Н. Н. Концепции идентичности в условиях нелинейной
социокультурной динамики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zpu-
journal.ru/zpu/contents/2013/2/Fedotova_Conceptions-Identity-Socio-cultural- Dynamics/9_2013_2.pdf (дата обращения: 30.11.2017). С. 54.
54. Ходжаева Е. А., Шумилова Е. А. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в Республике Татарстан [Электронный ресурс].
- URL: http://ecsocman.hse.ru/data/469/829/1219/015-HODZhAEVA_Ex2cA.pdf
(дата обращения: 10.12.2017).
55. Черныш, Ю. А. К вопросу об этнической и конфессиональной идентичности россиян // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 6 (49). - C. 177-179.
56. Шамовская, Т. В. Условия и механизмы формирования и развития
социальной идентичности личности [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-mehanizmy-formirovaniya-i-razvitiya- sotsialnoy-identichnosti-lichnosti (дата обращения: 15.12.2017).
57. Шевченко А. Г., Гаврилов Ю. А. Православно-мусульманский диалог
- неотъемлемый элемент российской идентичности [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22716262 (дата обращения: 06.10.2017).
58. Шумилова Е. А., Ходжаева Е. А., Особенности становления российской гражданской идентичности мусульман в Татарстане [Электронный ресурс]. - URL: https://scibook.net/istoriya-etnosotsiologiya/osobennosti-stanovleniya- rossiyskoy-37209.html.
59. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. - URL:
http://enc-dic.com/enc_culture/Identichnost-1253.html (1.12.2017).
60. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Пер. с англ./ Общ. ред. и
предисл. Толстых А. В. - М: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
61. Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологические исследования. - 1994. - №1.
62. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998. С. 111-112.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ