Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ (1990-2019)

Работа №37044
Тип работыМагистерская диссертация
Предметрелигиоведение
Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение
Глава 1. Этапы становления исламского религиозного образования в постсоветском Татарстане
§1.1 Создание в Республике Татарстан самостоятельных религиозных институтов
§1.2 Проблемы становления системы религиозного образования
§1.3 Роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане: проблемы и пути их преодоления
Глава 2. Особенности функционирования исламских религиозных учебных заведений Татарстана на рубеже XX-XI вв.
§2.1 Выстраивание системы начального исламского религиозного образования
§2.2 Средние учебные заведения и особенности их
функционирования: содержательный и теологический аспект
§2.3 Система высшего исламского религиозного образования
Глава 3. Завершение построения системы религиозного образования в постсоветском Татарстане
§3.1 Развитие теологического и общественного дискурса о
трехступенчатой системе образования в Республике Татарстан
§3.2 Унификация системы высшего и среднего мусульманского
религиозного образования в Республике Татарстан
§3.3 БИА как высшая ступень реализации системы
трехступенчатого исламского религиозного образования
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность исследования. Ислам играет все более важную и заметную роль в социальной и политической жизни современной России. Являясь ведущим фактором формирования общественного сознания, а также в некоторых регионах, особенно на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипах, ислам непосредственно оказывает существенное и значительное влияние на ход политических событий, непосредственно включая конфликты в этом регионе. В то же время невозможно не обратить внимание на то, что в других регионах России, в первую очередь в Среднем Поволжье, в частности, в Татарстане ислам на протяжении многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями разных конфессий. И несмотря на то, что в наше время церковь отделена от государства, в Татарстане нет разногласий и недопониманий между муфтиятами, выстроена система исламских институтов и исламского религиозного образования, развиты государственноконфессиональные отношения. И актуальность данной работы заключается в том, что государственно-конфессиональные отношения в Татарстане имеют место быть и исследований по вопросу исламского религиозного образования не так много. Следовательно, данная работа станет дополнением к уже имеющемуся материалу по данной теме, а также послужит примером формирования исламского религиозного образования для других регионов России.
Восстановление исламского теологического образования на постсоветском этапе осуществлялось на трех основных ступенях:
— ибтидаийа (начальное образование),
— санавия (среднее образование),
— галия (высший и завершающий курс).
Эта структура является традиционной для исламского теологического образования в целом, однако на основе возрожденной системы развития религиозного исламского образования в Российской Федерации начался новый этап. Отсюда, проблематика научного исследования, которая заключается в том, что на современном этапе сфера мусульманского образования в России нуждается в качественных реформах. В частности, беря во внимание деятельность казанского медресе «Мухаммадия», которое сегодня занимает одну из ведущих позиций в Волго-Уральском регионе в плане выпуска специалистов в сфере мусульманского образования. В последние десятилетия в нашей стране большое внимание начало уделяться духовно-нравственному воспитанию населения.
Основной акцент делается на то, что процесс воспитания должен происходить в тесной связи с традицией и ценностями нашего исторического наследия. Все это говорит об особой ситуации в Татарстане. Нельзя говорить о российском исламе как о некой гомогенной культуре. Согласно ее классификации, региональная специфика ислама в Татарстане обусловлена следующими факторами: наличие «родных» для этноконфессиональной группы административных границ; наличие «родной» для мусульман государственной бюрократии; тесная связь мусульманского духовенства с региональным правительством и др. Система современного исламского образования непосредственно находится в состоянии постоянного динамичного развития, решения вопросов качества образования, обучения, самофинансирования, интеграции во всероссийское и мировое образовательное пространство с одинаковыми правами. В настоящее время исламское образование проходит процесс качественного анализа деятельности. В целом, для стабильного духовного развития России, особенно в регионах традиционного распространения ислама, необходимым компонентом является содействие в совершенствовании учебно-методических и исследовательских направлений.
Степень научной разработанности проблемы. Тематику становления и развития системы исламского образования в постсоветском Татарстане рассматривали и изучали такие авторы в области истории, теологии и религиоведения как В.М. Якупов «Татарское «богоискательство» и пророческий ислам» , Насибуллов К.И. «Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан» , А. 
Хабутдинов «Опыт подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты: джадидская система образования» , И.З. Нафиков «Ислам в Татарстане» , «Нурсизм на современном этапе» , «Поиски модели в создании системы мусульманского образования: опыт Татарстана» . Р. М. Мухаметшин как ученый- исламовед широко известен научной общественности России и за рубежом. Спектр его научных интересов обширен: история татарской общественной мысли, исламоведение и политические процессы в России и современном мире. Он является автором около 120 научных трудов, включая 10 монографий. Вот некоторые из его многочисленных работ: «Ислам в современном российском обществе» , «На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане» , «Система мусульманского образования в постсоветском Татарстане» .
Проблему государственно-конфессиональных отношений в Татарстане нельзя отнести к числу находящихся вне поля зрения исследователей. Следует назвать работу доктора исторических наук Р.А. Набиева «Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт
Республики Татарстан» , в прошлом (1997-2007) председателя Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан.
Объектом исследования стало исламское религиозное образование в постсоветском Татарстане (хронологические рамки - 1990-2019 гг.)
Предметом исследования является развитие и формирование системы исламского религиозного образования в постсоветском Татарстане (хронологические рамки - 1990-2019 гг.) 
Целью исследования является изучение процесса становления и развития теологических аспектов в исламском религиозном образовании в постсоветском Татарстане (1990-2019 гг.).
Задачи исследования:
1) рассмотреть создание в Республике Татарстан самостоятельных религиозных институтов;
2) выявить проблемы становления системы религиозного образования;
3) указать роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане;
4) проанализировать выстраивание системы начального исламского религиозного образования;
5) изучить средние учебные заведения и особенности их функционирования: содержательный и теологический аспект;
6) указать черты системы высшего исламского религиозного образования;
7) охарактеризовать развитие теологического и общественного дискурса о трехступенчатой системе образования в Республике Татарстан;
8) проанализировать унификацию системы высшего и среднего мусульманского религиозного образования в Республике Татарстан;
9) изучить БИА как высшую ступень реализации системы трехступенчатого исламского религиозного образования.
Теоретико - методологическая основа исследования. В качестве основного метода исследования был выбран неоинституциональный в понимании Д. Норта . Неоинституциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая теология. Неоинституционализм исходит из двух общих посылок. Во-первых, что социальные институты имеют значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью понятий и методов, выработанных теологией. Это отделяет неоинституционализм как от неоклассической теории, так и от «старого» институционализма. Рассматривая структуру неоинституционализма, необходимо сказать следующее. Поскольку неоинституциональный анализ может развертываться на нескольких уровнях - институциональном, организационном и индивидуальном, то возникает большое разнообразие объектов изучения. Данный подход позволяет выявить, что такое разнообразие приводит к тому, что неоинституционализм предстает не как стройная теоретическая система, а как целое семейство подходов, объединенных несколькими ключевыми идеями. Распад Советского Союза в 1991 году и последующие политические изменения на постсоветском пространстве привели к тому, что республики СНГ отказались от государственного атеизма в отношении свободы религии и деятельности религиозных организаций, сохранив при этом светский характер государства. Это дало толчок религиозному возрождению населения, что объяснялось отсутствием государственной идеологии ни в одной из ее форм. В свою очередь это породило желание широких народных масс стремиться к поиску духовных идеалов, которые можно было бы приобрести.
Метод неоинституционализма демонстриурует естественное желание постсоветских людей восстановить религиозную практику жизни, существовавшую до революции, нашло понимание со стороны государственных органов, которые поддерживали религиозные организации различных конфессий.
В исламском образовании ряд авторов предусматривает следующее распределение уровней образования: уровень начального образования в семье, позднее в медресе, а затем в средней школе.
Предлагается также следующий подход:
- мактаб - медресе - медресе высочайшего уровня;
- медресе - университет - аспирант (докторантура);
- медресе - университет - дополнительное образование;
- медресе - университет - повышение квалификации и др.
Метод неоинституционализма полагает, что такое разнообразие в различении уровней исламского образования предполагает широкий выбор вариантов организации исламского образования. Однако стоит отметить, что с точки зрения системного подхода, существует необходимость в определенной унификации по уровням исламского образования.
Эмпирическая база определяется в соответствии с тематикой и структурой данной работы. Эмпирическую базу составили научные труды ученых и специалистов в области исламской теологии: М.В. Воробьева «Религия и религиозность в современной России» , Н. Гараева «К проблеме распространения ислама на территории России» , М.Х. Г атауллина «Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.)» , Д.М. Исхаков «Новые концептуальные подходы к национальной истории татар» , С.М.Михайлова,
О.Н.Коршунова «Казанский университет в ХХ веке» , Д. Мухетдинов «Современное медресе для современной уммы // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве» , К.И. Насибуллов «Начальный сегмент мусульманского образования: итоги
мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан» , А.Дж. Франк «Исламская историография и «булгарская» идентичность у татар и башкир в России» , Валиулла Якупов «Мусульманское образование. Учебная программа для высших мусульманских медресе Духовного Управления Мусульман РТ» .
Новизна исследования обусловлена небольшим количеством работ по тематике в контексте изучения системы исламского образования в постсоветском Татарстане, ввиду чего данное исследование является та просто дополнительным пособием по указанной теме, а также новым словом в данной области.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на
защиту:
1. Республики СНГ провозгласили отказ от государственного атеизма к
свободе религии и деятельности религиозных организаций, сохраняя при этом светский характер государства, что дало толчок религиозному возрождению среди населения, что объяснялось отсутствием
государственной идеологии в любой ее форме.
2. Религиозное чуждое влияние на мусульман Татарстана той или иной страны зависит от интенсивности международных контактов как светских лидеров региона, так и религиозных лидеров из числа исламских духовенств.
3. Изучение проблем регионального образования имеет особое значение в Республике Татарстан в связи с особенностями многонационального и многоконфессионального состава этого субъекта Российской Федерации. На территории республики проживают татары, русскоязычное население, а также другие национальности (марийцы, удмурты, башкиры, мордовцы, чуваши, немцы), стремящиеся сохранить свои этнические и культурные идентичности для поддержания этнической идентичности.
4. Обучение на каждом уровне образовательной системы предусматривает усвоение целостного взгляда на ислам с учетом образовательных возможностей учащихся на каждом образовательном уровне.
5. Усиление роли исламского фактора связано с татарским этносом. Среднее Поволжье исторически представляет собой северный форпост мусульманской цивилизации, и именно ислам сыграл огромную роль в формировании духовной культуры татар, определил ее особенности и особенности.
6. Основной тенденцией, охватившей все уровни образовательной системы Татарстана, является диверсификация, которая проявляется в появлении различных форм и типов образовательных учреждений, в том числе инновационных, а также в разнообразии реализуемых образовательных программ.
7. Основным направлением развития системы начального и среднего профессионального образования в республике является усиление интеграции учебных заведений на основе сближения начального и среднего профессионального образования в регионе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования в рамках изучения процесса становления и развития системы исламского образования в постсоветском Татарстане (1990-2019) следует использовать как теоретический материал и практическую базу для более глубокого и многостороннего изучения становления исламских институтов в ходе развития истории Татарстана и исламской теологии.
Апробация результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществляется посредством публикаций научных статей и тезисов, а также в докладах и выступлениях, подытоживающих научно-исследовательскую работу.
Выводы и основные положения диссертации изложены в научных статьях и тезисах докладов. Имеется 1 статья уровня РИНЦ и 1 тезисы докладов. Всего по проблеме опубликовано работ общим объемом 1,5 п.л.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на различных конференциях, форумах, семинарах и «круглых столах».
Система мусульманского образования на современном этапе представляет собой целостный многоплановый организм, развитие и формирование которого зависит как от потребностей общества, так и от стандартов профессионального образования. Сегодня важным элементом мусульманского образования, а также задачей более чем одного решения является форма передачи знаний и подготовки квалифицированных кадров для исламского сообщества. Советский период был сложным этапом, который ставил вопрос не только о сохранении духовных ценностей, но и о традициях воспитания.
В исламском образовании ряд авторов предусматривает следующее распределение уровней образования: уровень начального образования в семье, позднее в медресе, а затем в средней школе. Инновационная деятельность в области исламского образования, модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов помогут повысить качество исламского образования, духовнонравственный потенциал студентов, личностные качества, сформировать необходимые компетенции у студентов высших религиозных учебных заведений. До определенного момента в историческом развитии исламской уммы мусульманские ученые России находились в авангарде педагогической мысли, методологии воспитательных традиций, однако советский период не только сохранил этот процесс, но и отверг развитие исламской педагогической мылси несколько десятилетий назад. В апреле 2006 года Совет муфтиев России распространил проект «Концепции развития исламского образования в России», разработанный по согласованию с Управлением внутренней политики Администрации Президента. Автором концепции является Марат Муртазин, заместитель председателя Совета муфтиев России, председатель Совета по исламскому образованию. Преимущество документа, который все еще требует существенного улучшения, следует признать системным и концептуальным подходом при оценке текущей ситуации в этой области. Концепция касается формирования целостной и многоуровневой системы религиозного образования в Российской Федерации:
1 этап - начальное религиозное образование;
2 этап - средний;
3 этап - среднее специальное образование;
4- й уровень - высшее религиозное образование в лице института со сроком обучения 4-5 лет;
5- е - высшее светское образование с исламским компонентом - Университет - 4 года обучения (бакалавриат) и 5 лет обучения (специалист);
6 ступень - аспирантура, магистратура.
В действительности, второй и третий уровни, которые предполагают среднее и среднее специальное образование, функционируют в рамках одной ступени, а магистратура включена в пятую ступень в рамках реализации Болонской системы и является частью университетской программы. В этом компоненте проекта прослеживается традиционная структура исламского образования, унаследованная от эпохи джадидизма. В 1990-х годах процесс создания медресе был очень быстрым, качественный компонент - материальная база, преподавательский состав, учебно-методические материалы - не поспевал за этим процессом. В результате радикальные проповедники проникли в часть медресе, вербовщики призвали бороться с неверными. В 2000-х гг. проблемы возрождения исламского образования были ограничены государственными структурами, с которых начался ряд мероприятий, направленных на унификацию учебных программ и исключение радикальных идеологий из учебных программ. В 2002 году Президент Российской Федерации поручил Министерству образования и науки Российской Федерации «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии религиозной сферы.
Система современного исламского образования находится в состоянии постоянного динамичного развития, решая вопросы качества образования, обучения, самофинансирования, интеграции на общероссийском и мировом образовательном пространстве на равных правах.
Национальная культура татар и других этносов Республики Татарстан вышла на новый уровень своего развития в постсоветский период. Татарский язык получил статус государственного, что способствовало созданию национальной языковой среды и использованию ее педагогических возможностей; началось активное формирование и развитие национальной школы как татарского, так и других народов Республики Татарстан, разработка новых программ, учебных курсов и учебных пособий для национальной школы, создана структурная модель национальной гимназии.
В настоящее время исламское образование проходит процесс качественного анализа деятельности. В целом, для стабильного духовного развития России, особенно в регионах традиционного распространения ислама, необходимым компонентом является содействие в совершенствовании учебного, методического и исследовательского направлений.
1. Алексеев И. В поисках «хорошего ислама» / И. Алексеев // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 409-412.
2. Алмазова Л.И., Шангараев Р.Р. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное состояние и инновационные процессы (Цикл статей) / Л.И. Алмазова, Р.Р. Шангараев - Казань, 2008. - 132 с.
3. Ахметова Д. Обзор квалификации ППС и вовлечение преподавателей и студентов в научную деятельность как факторов развития системы высшего исламского образования в России / Д. Ахметова // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве. - Н.Новгород: Изд-во Медина, 2009. - С. 135-138
4. Бестужев Е.Л. Современное русское православие как полирелигия / Е.Л.Бестужев // Диалог, толерантность, образованиесовместные действия Совета Европы и религиозных конфессий: Материалы заключительного международного семинара «Религия и права человека» - Казань: Изд-во КГУ, 2006. С.140-147
5. Векторы толерантности: религия и образования (под ред. Р.А.Набиева - Казань: Магариф, 2006. - 264с.
6. Воробьева М.В. Религия и религиозность в современной России / М.В. Воробьева // Религиоведение. - 2006. - № 2. - С. 21-31.
7. Гараев Д.М. Ислам силен своими горизонтальными связями. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://www.info-islam.ru/intervyu/?ID =15674&forprint (дата обращения 22.10.2018).
8. Гараева Н. К проблеме распространения ислама та территории России / Н.К. Гараева // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. - Казань, 2006. - С. 6-22.
9. Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.) / М.Х. Гатауллина. - Казань: Печатный двор, 2001. С. 111-113.
10. Грейни К. Возрождение системы национального образования в Республике Татарстан в период суверенитета (1990-1997 гг.) / К. Грейни // Второй Международный конгресс этнографов и антропологов. Уфа, 1997. С. 103109.
11. Демьянова Е.Г. Национальнорегиональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов: дис. канд. пед. наук. / Е.Г. Демьянова. - Ростов н/Д: Ростовский гос. пед. ун-т, 2005. - 67 с.
12. Для чего в Татарстан приглашают мигрантов-фундаменталистов? // А Regnum, 20 сентября 2012 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://www.regnum.ru/news/polit/1572956.h 1т1(дата обращения
20.10.2018) .
13. Документальные материалы №3. О деятельности руководства Духовного управления мусульман республики Татарстан в период с 14.02.2002 по 14.03. 2003. Казань, 2001 - 88 с.
14. Исхаков Д.М. К вопросу о концепции национальной истории татар / Д.М. Исхаков // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. - Казань, 2009. - С. 5-18.
15. Исхаков Д.М. Новые концептуальные подходы к национальной истории татар / Д.М. Исхаков // Звезда Поволжья. - 2008. - № 28. - 17-23 августа.
16. Калимуллин Р.Х. Модернизация трехуровневой системы исламского образования / Р.Х. Калимуллин // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-5. - С. 1051-1056
17. Карибуллин А.А. Ризаетдин Фахретдин и Зайнулла Расулев: к проблеме осмысления «суфизма» - религиозно-философского учения в исламе / А.А. Карибуллин // Религиоведение. - 2014. -№ 3. - С. 133-139.
18. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским государством / М.Кемпер - Казань, 2008. - 675 с.
19. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
20. Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) с изменениями и дополнениями от: 29 ноября 1994 г., 30 марта, 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 мая, 21 июля 1999 г., 3 марта, 31 мая, 19 декабря 2000 г., 28 июня 2001 г., 19 апреля 2002 г., 15 сентября 2003 г., 12 марта 2004 г., 14 марта 2005 г., 30 марта, 22 ноября 2010 г., 22 июня 2012 г.)
21. Малашенко А. Джадидизм / А.Малашенко, Р. Набиев, А. Хабутдинов // Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. - Казань, 2004. - С. 78
22. Медресе. Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / Коллект. автор; сост. и отв. редактор - Д. В. Мухетдинов. - Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. - 210 с.
23. Медресе Казанской губернии второй трети XIX - начала XX в.: сборник документов и материалов / Под ред. Ибрагимов Д. И. - Казань: [Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан], 2012 - 287с.
24. Медресе г. Казани XIX- нач. XX вв.: Сборник документов и материалов / Отв.сост. Л.В. Горохова; сост. Р.А. Гимазова, Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина / Под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 319 с.
25. Миллер А. Российская империя, ориентализм и процессы формирования наций в Поволжье / А.Миллер. - Ab Imperio. - 2003. - № 3. - С. 393-406.
26. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / С.М.Михайлова, О.Н. Коршунова. - Казань: Фэн, 1997.
106 с.
27..Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Казанский университет в ХХ веке.// И.Д.Кузнецов: Матер. Всерос. научной конференции. - Чебоксары, 2006. - С. 457- 470
28. Мотаххари М. Западный национализм и понятие национальности в исламе / М.Мотаххари // Минбар 1 (5). - Казань: Российский исламский университет, Институт истории АН РТ, 2010. - С. 52-73.
29. Мусина И.Т. Национальная культура в рамках региональной национальной политики Республики Татарстан / И.Т. Мусина // Вопросы культурологии. 2007. №10. С. 58.
30. Мухетдинов Д. К единству учебного пространства! / Д.К. Мухетдинов // Минарет. - 2004- № 3 (003).
31. Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе / Ф.М. Мухаметшин // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002.
32. Мухаметшин Р. На путях к конфессиональной политике: ислам в
Татарстане / Р. Мухаметшин // Преодолевая государственноконфессиональные отношения : сб. ст. Н. Новгород, 2003. С. 178.
33. Мухаметшин Р. Система мусульманского образования в постсоветском
Татарстане. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://www. агс hipelag.ru/authors/muhametchin/?Hbrary=1228. (дата обращения
20.10.2018) .
34. Мухетдинов Д. Современное медресе для современной уммы /
Д.Мухетдинов // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве - Н.Новгород: Изд-во Медина, 2009. - С.27-28
35. «Мехэммэдия» мэдрэсэсе / ТeзYчелэр Н.Г. Ханзафаров, Р.У. Эмирханов, Р.Г. Эхмэтж;анов. - Казан: Мэгариф, 1998. - 99 б.
36. Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе / Фэнни-популяр очерклар. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1992. - 238 бит.
37. Набиев Р.А. Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан / Р.А. Набиев, И.З.
Нафиков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012 - № 6 - С. 14-19
38. Насибуллов К.И. Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан. / К.И. Насибуллов. - Исламоведение. 2015. №1. - С. 29-42.
39. Нафиков И.З. Нурсизм на современном этапе / И.З. Нафиков //Суфизм в социо-культурном пространстве России. Казань, 2006.
40. Нафиков И.З. Мусульманское молодежное движение РТ / И.З. Нафиков //Культура доверия. Ростов - на Дону, 2007. С. 120.
41. Нафиков И.З. Ислам в Татарстане / И.З. Нафиков // Молодежь и этноконфликты. Казань, 2008.
42. Нафиков И.З. Ислам в Татарстане / И.З. Нафиков // Нам вместе жить (информационное пособие по социально-психологическим, правовым и этноконфессиональным проблемам адаптации мигрантов). Казань: Меддок, 2008. С. 42.
43. Нафиков И.З. Поиски модели в создании системы мусульманского образования: опыт Татарстана / И.З. Нафиков // Традиции и новации в сфере этноконфессиональных взаимодействий. Казань, 2012. С. 155
44. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии / А.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2. С. 60-68.
45. Об утверждении программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года: постановление КМ РТ от 22.10.08. №763 // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 03.12.08. №45. С. 1851.
46. Основные направления мусульманского образования в современных условиях. Ислам на пороге третьего тысячелетия. - Материалы научной конференции и П-го областного практического семинара «Рухи Мирас» - Н. Новгород, 2002. - С. 101.
47.О перспективах развития исламского образования в России. Исламское образование в России: проблемы современности: Материалы научнопрактического семинара, 29 октября 2004 г. - Н. Новгород, 2005. - С. 35-43.
48.Опыт и перспективы подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты в России. Реформы образования: татары Нижегородчины и
мусульманский мир России: Сборник работ и статей по исламскому образованию. Сост. и отв. редактор Д. В. Мухетдинов. - Н. Новгород; Издательский дом «Медина», 2007. - С. 179-198. - 232 с.
49. Официальный сайт Болгарской исламской академии http: //bia. tatar/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.12.2018)
50. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 941 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 58.03.01 Востоковедение и африканистика (уровень бакалавриата)" ( с изменениями и дополнениями от: 11 апреля 2017 г.)
51. Саетов И. Исламская традиция и традиционный / И. Саетов // Etatar.ru: татарская деловая газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://etatar.ru/top/43546 (дата обращения 22.10.2018).
52. Себенцова А.Е. Религия в системе власти. Доклад на Всероссийской научнопрактической конференции "Власть и религия в истории России" / А.Е. Себенцова // Портал Credo.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый // www.portal-credo. ru (дата обращения 25.10.2018).
53. Система российского исламского образования: пути развития. Сборник краеведческих материалов к пятилетию ежегодного научно-практического семинара «Рухи мирас» («Духовное наследие»): «Религиозное образование Волжско-Сурского региона: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» / ДУМНО, РНКАТНО, НИИ им. Х. Фаизханова; под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. - Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2008. - С. 150-155. - 216 с.
54. Сулейманов Р. Религиозное влияние исламских стран Востока та мусульман Татарстана в постсоветский период / Р. Сулейманов //Мусульманский мир.2015 . - № 5 - с. 6-8
55. Султанов Ф.М. Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Республики Татарстан) / Ф.М. Султанов // Сборник материалов итоговых конференций центра истории и теории национального образования 2004-2005 гг. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 5-11; /site/?act=news&id=74710&cf. (дата обращения 21.10.2018).
56. Татары. Серия «Народы и культуры» / отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
57. Указ Президента Республики Татарстан № УП-1066 "О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери"
58. УсмановМ.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. / М.А. Усманов - Казань: Изд-во Казанского ГУ, 1972. - 223 с.
59. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) ”Об образовании в Российской Федерации” текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012, "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
60. Федеральный закон от 26.09.1997N125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) ”О свободе совести и о религиозных объединениях” текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465, "Российская газета", N 190, 01.10.1997.
61. Франк А.Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность у татар и башкир в России / А.Дж. Франк - Казань, 2008. - 266 с.
62. Фрингс А. Реформа письменности в Татарстане и культурная память / А.Фрингс // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 175-210.
63. Хабутдинов А. Опыт подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты: джадидская система образования / А. Хабутдинов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. -2006. - N 2 (4). - С.15-19
64. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф.Ф. Харисов. - Казань: Тан-Заря, 1996. С. 77.
65. Хизриева Г. «Ислам», «мусульмане», «государство» в российском исламоведении / Г. Хизриева // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 413-438.
66.Эпштейн М.Н. Постатеизм, или Бедная религия [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://magazines.russ.rU/october/1996/9/epsh.html (дата обращения 22.10.2018).
67.Этнокультурная мозаика. Национальности в PT: цифры и факты. Протокол съезда народов Татарстана // Татарстан. 2007. №10. С. 4-5.
68. Якупов Валиулла. Ислам в Татарстане в 1990 е годы / Валиулла Якупов. - Казань: Издательство «Иман», 2005. - 144 с.
69. Якупов В.М. К Пророческому Исламу / В.М. Якупов. - Казань: Иман, 2006. - 454 с.
70. Якупов В.М. Ориентир - Америка! // Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар / А.Б. Абсалямова, М.А. Абсалямова, А.М. Ахунов и др.; под ред. С.Н. Бессчетновой, Р.З. Галямова. - Казань: Парадигма, 2005. - 656 с.
71..Якупов В.М. Татарское «богоискательство» и пророческий ислам / В.М. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - 52 с.
72. Якупов Валиулла. Мусульманское образование. Учебная программа для высших мусульманских медресе Духовного Управления Мусульман РТ , 2002 / Валиулла Якупов. - Казань: Изд-во «Иман». № 2002/1423. - 91 с.
73. Якупов В. Ислам и традиции. Сайт Русский архипелаг: сетевой проект
«Русского мира». [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый.
http://www.archipelag.ru/m_mir/religio/beginning/tradition/ (дата обращения
23.10.2018) .
74. Ялалов Ф.Г. Гимназическое образование народов России / Ф.Г. Ялалов. - Казань: Магариф, 2002. С. 58-62.
15.Ялалов Ф.Ф. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования / Ф.Ф. Ялалов // Вестник высшей школы. Alma mater. 2004. №7. С. 51-52.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность исследования. Ислам играет все более важную и заметную роль в социальной и политической жизни современной России. Являясь ведущим фактором формирования общественного сознания, а также в некоторых регионах, особенно на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипах, ислам непосредственно оказывает существенное и значительное влияние на ход политических событий, непосредственно включая конфликты в этом регионе. В то же время невозможно не обратить внимание на то, что в других регионах России, в первую очередь в Среднем Поволжье, в частности, в Татарстане ислам на протяжении многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями разных конфессий. И несмотря на то, что в наше время церковь отделена от государства, в Татарстане нет разногласий и недопониманий между муфтиятами, выстроена система исламских институтов и исламского религиозного образования, развиты государственноконфессиональные отношения. И актуальность данной работы заключается в том, что государственно-конфессиональные отношения в Татарстане имеют место быть и исследований по вопросу исламского религиозного образования не так много. Следовательно, данная работа станет дополнением к уже имеющемуся материалу по данной теме, а также послужит примером формирования исламского религиозного образования для других регионов России.
Восстановление исламского теологического образования на постсоветском этапе осуществлялось на трех основных ступенях:
— ибтидаийа (начальное образование),
— санавия (среднее образование),
— галия (высший и завершающий курс).
Эта структура является традиционной для исламского теологического образования в целом, однако на основе возрожденной системы развития религиозного исламского образования в Российской Федерации начался новый этап. Отсюда, проблематика научного исследования, которая заключается в том, что на современном этапе сфера мусульманского образования в России нуждается в качественных реформах. В частности, беря во внимание деятельность казанского медресе «Мухаммадия», которое сегодня занимает одну из ведущих позиций в Волго-Уральском регионе в плане выпуска специалистов в сфере мусульманского образования. В последние десятилетия в нашей стране большое внимание начало уделяться духовно-нравственному воспитанию населения.
Основной акцент делается на то, что процесс воспитания должен происходить в тесной связи с традицией и ценностями нашего исторического наследия. Все это говорит об особой ситуации в Татарстане. Нельзя говорить о российском исламе как о некой гомогенной культуре. Согласно ее классификации, региональная специфика ислама в Татарстане обусловлена следующими факторами: наличие «родных» для этноконфессиональной группы административных границ; наличие «родной» для мусульман государственной бюрократии; тесная связь мусульманского духовенства с региональным правительством и др. Система современного исламского образования непосредственно находится в состоянии постоянного динамичного развития, решения вопросов качества образования, обучения, самофинансирования, интеграции во всероссийское и мировое образовательное пространство с одинаковыми правами. В настоящее время исламское образование проходит процесс качественного анализа деятельности. В целом, для стабильного духовного развития России, особенно в регионах традиционного распространения ислама, необходимым компонентом является содействие в совершенствовании учебно-методических и исследовательских направлений.
Степень научной разработанности проблемы. Тематику становления и развития системы исламского образования в постсоветском Татарстане рассматривали и изучали такие авторы в области истории, теологии и религиоведения как В.М. Якупов «Татарское «богоискательство» и пророческий ислам» , Насибуллов К.И. «Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан» , А. 
Хабутдинов «Опыт подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты: джадидская система образования» , И.З. Нафиков «Ислам в Татарстане» , «Нурсизм на современном этапе» , «Поиски модели в создании системы мусульманского образования: опыт Татарстана» . Р. М. Мухаметшин как ученый- исламовед широко известен научной общественности России и за рубежом. Спектр его научных интересов обширен: история татарской общественной мысли, исламоведение и политические процессы в России и современном мире. Он является автором около 120 научных трудов, включая 10 монографий. Вот некоторые из его многочисленных работ: «Ислам в современном российском обществе» , «На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане» , «Система мусульманского образования в постсоветском Татарстане» .
Проблему государственно-конфессиональных отношений в Татарстане нельзя отнести к числу находящихся вне поля зрения исследователей. Следует назвать работу доктора исторических наук Р.А. Набиева «Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт
Республики Татарстан» , в прошлом (1997-2007) председателя Совета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан.
Объектом исследования стало исламское религиозное образование в постсоветском Татарстане (хронологические рамки - 1990-2019 гг.)
Предметом исследования является развитие и формирование системы исламского религиозного образования в постсоветском Татарстане (хронологические рамки - 1990-2019 гг.) 
Целью исследования является изучение процесса становления и развития теологических аспектов в исламском религиозном образовании в постсоветском Татарстане (1990-2019 гг.).
Задачи исследования:
1) рассмотреть создание в Республике Татарстан самостоятельных религиозных институтов;
2) выявить проблемы становления системы религиозного образования;
3) указать роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане;
4) проанализировать выстраивание системы начального исламского религиозного образования;
5) изучить средние учебные заведения и особенности их функционирования: содержательный и теологический аспект;
6) указать черты системы высшего исламского религиозного образования;
7) охарактеризовать развитие теологического и общественного дискурса о трехступенчатой системе образования в Республике Татарстан;
8) проанализировать унификацию системы высшего и среднего мусульманского религиозного образования в Республике Татарстан;
9) изучить БИА как высшую ступень реализации системы трехступенчатого исламского религиозного образования.
Теоретико - методологическая основа исследования. В качестве основного метода исследования был выбран неоинституциональный в понимании Д. Норта . Неоинституциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая теология. Неоинституционализм исходит из двух общих посылок. Во-первых, что социальные институты имеют значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью понятий и методов, выработанных теологией. Это отделяет неоинституционализм как от неоклассической теории, так и от «старого» институционализма. Рассматривая структуру неоинституционализма, необходимо сказать следующее. Поскольку неоинституциональный анализ может развертываться на нескольких уровнях - институциональном, организационном и индивидуальном, то возникает большое разнообразие объектов изучения. Данный подход позволяет выявить, что такое разнообразие приводит к тому, что неоинституционализм предстает не как стройная теоретическая система, а как целое семейство подходов, объединенных несколькими ключевыми идеями. Распад Советского Союза в 1991 году и последующие политические изменения на постсоветском пространстве привели к тому, что республики СНГ отказались от государственного атеизма в отношении свободы религии и деятельности религиозных организаций, сохранив при этом светский характер государства. Это дало толчок религиозному возрождению населения, что объяснялось отсутствием государственной идеологии ни в одной из ее форм. В свою очередь это породило желание широких народных масс стремиться к поиску духовных идеалов, которые можно было бы приобрести.
Метод неоинституционализма демонстриурует естественное желание постсоветских людей восстановить религиозную практику жизни, существовавшую до революции, нашло понимание со стороны государственных органов, которые поддерживали религиозные организации различных конфессий.
В исламском образовании ряд авторов предусматривает следующее распределение уровней образования: уровень начального образования в семье, позднее в медресе, а затем в средней школе.
Предлагается также следующий подход:
- мактаб - медресе - медресе высочайшего уровня;
- медресе - университет - аспирант (докторантура);
- медресе - университет - дополнительное образование;
- медресе - университет - повышение квалификации и др.
Метод неоинституционализма полагает, что такое разнообразие в различении уровней исламского образования предполагает широкий выбор вариантов организации исламского образования. Однако стоит отметить, что с точки зрения системного подхода, существует необходимость в определенной унификации по уровням исламского образования.
Эмпирическая база определяется в соответствии с тематикой и структурой данной работы. Эмпирическую базу составили научные труды ученых и специалистов в области исламской теологии: М.В. Воробьева «Религия и религиозность в современной России» , Н. Гараева «К проблеме распространения ислама на территории России» , М.Х. Г атауллина «Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.)» , Д.М. Исхаков «Новые концептуальные подходы к национальной истории татар» , С.М.Михайлова,
О.Н.Коршунова «Казанский университет в ХХ веке» , Д. Мухетдинов «Современное медресе для современной уммы // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве» , К.И. Насибуллов «Начальный сегмент мусульманского образования: итоги
мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан» , А.Дж. Франк «Исламская историография и «булгарская» идентичность у татар и башкир в России» , Валиулла Якупов «Мусульманское образование. Учебная программа для высших мусульманских медресе Духовного Управления Мусульман РТ» .
Новизна исследования обусловлена небольшим количеством работ по тематике в контексте изучения системы исламского образования в постсоветском Татарстане, ввиду чего данное исследование является та просто дополнительным пособием по указанной теме, а также новым словом в данной области.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на
защиту:
1. Республики СНГ провозгласили отказ от государственного атеизма к
свободе религии и деятельности религиозных организаций, сохраняя при этом светский характер государства, что дало толчок религиозному возрождению среди населения, что объяснялось отсутствием
государственной идеологии в любой ее форме.
2. Религиозное чуждое влияние на мусульман Татарстана той или иной страны зависит от интенсивности международных контактов как светских лидеров региона, так и религиозных лидеров из числа исламских духовенств.
3. Изучение проблем регионального образования имеет особое значение в Республике Татарстан в связи с особенностями многонационального и многоконфессионального состава этого субъекта Российской Федерации. На территории республики проживают татары, русскоязычное население, а также другие национальности (марийцы, удмурты, башкиры, мордовцы, чуваши, немцы), стремящиеся сохранить свои этнические и культурные идентичности для поддержания этнической идентичности.
4. Обучение на каждом уровне образовательной системы предусматривает усвоение целостного взгляда на ислам с учетом образовательных возможностей учащихся на каждом образовательном уровне.
5. Усиление роли исламского фактора связано с татарским этносом. Среднее Поволжье исторически представляет собой северный форпост мусульманской цивилизации, и именно ислам сыграл огромную роль в формировании духовной культуры татар, определил ее особенности и особенности.
6. Основной тенденцией, охватившей все уровни образовательной системы Татарстана, является диверсификация, которая проявляется в появлении различных форм и типов образовательных учреждений, в том числе инновационных, а также в разнообразии реализуемых образовательных программ.
7. Основным направлением развития системы начального и среднего профессионального образования в республике является усиление интеграции учебных заведений на основе сближения начального и среднего профессионального образования в регионе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования в рамках изучения процесса становления и развития системы исламского образования в постсоветском Татарстане (1990-2019) следует использовать как теоретический материал и практическую базу для более глубокого и многостороннего изучения становления исламских институтов в ходе развития истории Татарстана и исламской теологии.
Апробация результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществляется посредством публикаций научных статей и тезисов, а также в докладах и выступлениях, подытоживающих научно-исследовательскую работу.
Выводы и основные положения диссертации изложены в научных статьях и тезисах докладов. Имеется 1 статья уровня РИНЦ и 1 тезисы докладов. Всего по проблеме опубликовано работ общим объемом 1,5 п.л.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на различных конференциях, форумах, семинарах и «круглых столах».


Система мусульманского образования на современном этапе представляет собой целостный многоплановый организм, развитие и формирование которого зависит как от потребностей общества, так и от стандартов профессионального образования. Сегодня важным элементом мусульманского образования, а также задачей более чем одного решения является форма передачи знаний и подготовки квалифицированных кадров для исламского сообщества. Советский период был сложным этапом, который ставил вопрос не только о сохранении духовных ценностей, но и о традициях воспитания.
В исламском образовании ряд авторов предусматривает следующее распределение уровней образования: уровень начального образования в семье, позднее в медресе, а затем в средней школе. Инновационная деятельность в области исламского образования, модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов помогут повысить качество исламского образования, духовнонравственный потенциал студентов, личностные качества, сформировать необходимые компетенции у студентов высших религиозных учебных заведений. До определенного момента в историческом развитии исламской уммы мусульманские ученые России находились в авангарде педагогической мысли, методологии воспитательных традиций, однако советский период не только сохранил этот процесс, но и отверг развитие исламской педагогической мылси несколько десятилетий назад. В апреле 2006 года Совет муфтиев России распространил проект «Концепции развития исламского образования в России», разработанный по согласованию с Управлением внутренней политики Администрации Президента. Автором концепции является Марат Муртазин, заместитель председателя Совета муфтиев России, председатель Совета по исламскому образованию. Преимущество документа, который все еще требует существенного улучшения, следует признать системным и концептуальным подходом при оценке текущей ситуации в этой области. Концепция касается формирования целостной и многоуровневой системы религиозного образования в Российской Федерации:
1 этап - начальное религиозное образование;
2 этап - средний;
3 этап - среднее специальное образование;
4- й уровень - высшее религиозное образование в лице института со сроком обучения 4-5 лет;
5- е - высшее светское образование с исламским компонентом - Университет - 4 года обучения (бакалавриат) и 5 лет обучения (специалист);
6 ступень - аспирантура, магистратура.
В действительности, второй и третий уровни, которые предполагают среднее и среднее специальное образование, функционируют в рамках одной ступени, а магистратура включена в пятую ступень в рамках реализации Болонской системы и является частью университетской программы. В этом компоненте проекта прослеживается традиционная структура исламского образования, унаследованная от эпохи джадидизма. В 1990-х годах процесс создания медресе был очень быстрым, качественный компонент - материальная база, преподавательский состав, учебно-методические материалы - не поспевал за этим процессом. В результате радикальные проповедники проникли в часть медресе, вербовщики призвали бороться с неверными. В 2000-х гг. проблемы возрождения исламского образования были ограничены государственными структурами, с которых начался ряд мероприятий, направленных на унификацию учебных программ и исключение радикальных идеологий из учебных программ. В 2002 году Президент Российской Федерации поручил Министерству образования и науки Российской Федерации «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии религиозной сферы.
Система современного исламского образования находится в состоянии постоянного динамичного развития, решая вопросы качества образования, обучения, самофинансирования, интеграции на общероссийском и мировом образовательном пространстве на равных правах.
Национальная культура татар и других этносов Республики Татарстан вышла на новый уровень своего развития в постсоветский период. Татарский язык получил статус государственного, что способствовало созданию национальной языковой среды и использованию ее педагогических возможностей; началось активное формирование и развитие национальной школы как татарского, так и других народов Республики Татарстан, разработка новых программ, учебных курсов и учебных пособий для национальной школы, создана структурная модель национальной гимназии.
В настоящее время исламское образование проходит процесс качественного анализа деятельности. В целом, для стабильного духовного развития России, особенно в регионах традиционного распространения ислама, необходимым компонентом является содействие в совершенствовании учебного, методического и исследовательского направлений.



1. Алексеев И. В поисках «хорошего ислама» / И. Алексеев // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 409-412.
2. Алмазова Л.И., Шангараев Р.Р. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное состояние и инновационные процессы (Цикл статей) / Л.И. Алмазова, Р.Р. Шангараев - Казань, 2008. - 132 с.
3. Ахметова Д. Обзор квалификации ППС и вовлечение преподавателей и студентов в научную деятельность как факторов развития системы высшего исламского образования в России / Д. Ахметова // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве. - Н.Новгород: Изд-во Медина, 2009. - С. 135-138
4. Бестужев Е.Л. Современное русское православие как полирелигия / Е.Л.Бестужев // Диалог, толерантность, образованиесовместные действия Совета Европы и религиозных конфессий: Материалы заключительного международного семинара «Религия и права человека» - Казань: Изд-во КГУ, 2006. С.140-147
5. Векторы толерантности: религия и образования (под ред. Р.А.Набиева - Казань: Магариф, 2006. - 264с.
6. Воробьева М.В. Религия и религиозность в современной России / М.В. Воробьева // Религиоведение. - 2006. - № 2. - С. 21-31.
7. Гараев Д.М. Ислам силен своими горизонтальными связями. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://www.info-islam.ru/intervyu/?ID =15674&forprint (дата обращения 22.10.2018).
8. Гараева Н. К проблеме распространения ислама та территории России / Н.К. Гараева // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. - Казань, 2006. - С. 6-22.
9. Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.) / М.Х. Гатауллина. - Казань: Печатный двор, 2001. С. 111-113.
10. Грейни К. Возрождение системы национального образования в Республике Татарстан в период суверенитета (1990-1997 гг.) / К. Грейни // Второй Международный конгресс этнографов и антропологов. Уфа, 1997. С. 103109.
11. Демьянова Е.Г. Национальнорегиональный компонент стандарта образования как фактор патриотического воспитания студентов: дис. канд. пед. наук. / Е.Г. Демьянова. - Ростов н/Д: Ростовский гос. пед. ун-т, 2005. - 67 с.
12. Для чего в Татарстан приглашают мигрантов-фундаменталистов? // А Regnum, 20 сентября 2012 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://www.regnum.ru/news/polit/1572956.h 1т1(дата обращения
20.10.2018) .
13. Документальные материалы №3. О деятельности руководства Духовного управления мусульман республики Татарстан в период с 14.02.2002 по 14.03. 2003. Казань, 2001 - 88 с.
14. Исхаков Д.М. К вопросу о концепции национальной истории татар / Д.М. Исхаков // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. - Казань, 2009. - С. 5-18.
15. Исхаков Д.М. Новые концептуальные подходы к национальной истории татар / Д.М. Исхаков // Звезда Поволжья. - 2008. - № 28. - 17-23 августа.
16. Калимуллин Р.Х. Модернизация трехуровневой системы исламского образования / Р.Х. Калимуллин // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-5. - С. 1051-1056
17. Карибуллин А.А. Ризаетдин Фахретдин и Зайнулла Расулев: к проблеме осмысления «суфизма» - религиозно-философского учения в исламе / А.А. Карибуллин // Религиоведение. - 2014. -№ 3. - С. 133-139.
18. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским государством / М.Кемпер - Казань, 2008. - 675 с.
19. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
20. Конституция Республики Татарстан (введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII) с изменениями и дополнениями от: 29 ноября 1994 г., 30 марта, 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 мая, 21 июля 1999 г., 3 марта, 31 мая, 19 декабря 2000 г., 28 июня 2001 г., 19 апреля 2002 г., 15 сентября 2003 г., 12 марта 2004 г., 14 марта 2005 г., 30 марта, 22 ноября 2010 г., 22 июня 2012 г.)
21. Малашенко А. Джадидизм / А.Малашенко, Р. Набиев, А. Хабутдинов // Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. - Казань, 2004. - С. 78
22. Медресе. Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / Коллект. автор; сост. и отв. редактор - Д. В. Мухетдинов. - Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. - 210 с.
23. Медресе Казанской губернии второй трети XIX - начала XX в.: сборник документов и материалов / Под ред. Ибрагимов Д. И. - Казань: [Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан], 2012 - 287с.
24. Медресе г. Казани XIX- нач. XX вв.: Сборник документов и материалов / Отв.сост. Л.В. Горохова; сост. Р.А. Гимазова, Н.С. Горицкая, Н.А. Шарангина / Под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. - 319 с.
25. Миллер А. Российская империя, ориентализм и процессы формирования наций в Поволжье / А.Миллер. - Ab Imperio. - 2003. - № 3. - С. 393-406.
26. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / С.М.Михайлова, О.Н. Коршунова. - Казань: Фэн, 1997.
106 с.
27..Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Казанский университет в ХХ веке.// И.Д.Кузнецов: Матер. Всерос. научной конференции. - Чебоксары, 2006. - С. 457- 470
28. Мотаххари М. Западный национализм и понятие национальности в исламе / М.Мотаххари // Минбар 1 (5). - Казань: Российский исламский университет, Институт истории АН РТ, 2010. - С. 52-73.
29. Мусина И.Т. Национальная культура в рамках региональной национальной политики Республики Татарстан / И.Т. Мусина // Вопросы культурологии. 2007. №10. С. 58.
30. Мухетдинов Д. К единству учебного пространства! / Д.К. Мухетдинов // Минарет. - 2004- № 3 (003).
31. Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе / Ф.М. Мухаметшин // Мусульмане изменяющейся России. М., 2002.
32. Мухаметшин Р. На путях к конфессиональной политике: ислам в
Татарстане / Р. Мухаметшин // Преодолевая государственноконфессиональные отношения : сб. ст. Н. Новгород, 2003. С. 178.
33. Мухаметшин Р. Система мусульманского образования в постсоветском
Татарстане. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://www. агс hipelag.ru/authors/muhametchin/?Hbrary=1228. (дата обращения
20.10.2018) .
34. Мухетдинов Д. Современное медресе для современной уммы /
Д.Мухетдинов // Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве - Н.Новгород: Изд-во Медина, 2009. - С.27-28
35. «Мехэммэдия» мэдрэсэсе / ТeзYчелэр Н.Г. Ханзафаров, Р.У. Эмирханов, Р.Г. Эхмэтж;анов. - Казан: Мэгариф, 1998. - 99 б.
36. Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе / Фэнни-популяр очерклар. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1992. - 238 бит.
37. Набиев Р.А. Традиционные и инновационные компоненты современного исламского образования: опыт Республики Татарстан / Р.А. Набиев, И.З.
Нафиков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012 - № 6 - С. 14-19
38. Насибуллов К.И. Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан. / К.И. Насибуллов. - Исламоведение. 2015. №1. - С. 29-42.
39. Нафиков И.З. Нурсизм на современном этапе / И.З. Нафиков //Суфизм в социо-культурном пространстве России. Казань, 2006.
40. Нафиков И.З. Мусульманское молодежное движение РТ / И.З. Нафиков //Культура доверия. Ростов - на Дону, 2007. С. 120.
41. Нафиков И.З. Ислам в Татарстане / И.З. Нафиков // Молодежь и этноконфликты. Казань, 2008.
42. Нафиков И.З. Ислам в Татарстане / И.З. Нафиков // Нам вместе жить (информационное пособие по социально-психологическим, правовым и этноконфессиональным проблемам адаптации мигрантов). Казань: Меддок, 2008. С. 42.
43. Нафиков И.З. Поиски модели в создании системы мусульманского образования: опыт Татарстана / И.З. Нафиков // Традиции и новации в сфере этноконфессиональных взаимодействий. Казань, 2012. С. 155
44. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии / А.А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. № 2. С. 60-68.
45. Об утверждении программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года: постановление КМ РТ от 22.10.08. №763 // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 03.12.08. №45. С. 1851.
46. Основные направления мусульманского образования в современных условиях. Ислам на пороге третьего тысячелетия. - Материалы научной конференции и П-го областного практического семинара «Рухи Мирас» - Н. Новгород, 2002. - С. 101.
47.О перспективах развития исламского образования в России. Исламское образование в России: проблемы современности: Материалы научнопрактического семинара, 29 октября 2004 г. - Н. Новгород, 2005. - С. 35-43.
48.Опыт и перспективы подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты в России. Реформы образования: татары Нижегородчины и
мусульманский мир России: Сборник работ и статей по исламскому образованию. Сост. и отв. редактор Д. В. Мухетдинов. - Н. Новгород; Издательский дом «Медина», 2007. - С. 179-198. - 232 с.
49. Официальный сайт Болгарской исламской академии http: //bia. tatar/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.12.2018)
50. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 941 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 58.03.01 Востоковедение и африканистика (уровень бакалавриата)" ( с изменениями и дополнениями от: 11 апреля 2017 г.)
51. Саетов И. Исламская традиция и традиционный / И. Саетов // Etatar.ru: татарская деловая газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://etatar.ru/top/43546 (дата обращения 22.10.2018).
52. Себенцова А.Е. Религия в системе власти. Доклад на Всероссийской научнопрактической конференции "Власть и религия в истории России" / А.Е. Себенцова // Портал Credo.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый // www.portal-credo. ru (дата обращения 25.10.2018).
53. Система российского исламского образования: пути развития. Сборник краеведческих материалов к пятилетию ежегодного научно-практического семинара «Рухи мирас» («Духовное наследие»): «Религиозное образование Волжско-Сурского региона: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» / ДУМНО, РНКАТНО, НИИ им. Х. Фаизханова; под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. - Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2008. - С. 150-155. - 216 с.
54. Сулейманов Р. Религиозное влияние исламских стран Востока та мусульман Татарстана в постсоветский период / Р. Сулейманов //Мусульманский мир.2015 . - № 5 - с. 6-8
55. Султанов Ф.М. Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Республики Татарстан) / Ф.М. Султанов // Сборник материалов итоговых конференций центра истории и теории национального образования 2004-2005 гг. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2006. С. 5-11; /site/?act=news&id=74710&cf. (дата обращения 21.10.2018).
56. Татары. Серия «Народы и культуры» / отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
57. Указ Президента Республики Татарстан № УП-1066 "О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери"
58. УсмановМ.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. / М.А. Усманов - Казань: Изд-во Казанского ГУ, 1972. - 223 с.
59. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) ”Об образовании в Российской Федерации” текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012, "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
60. Федеральный закон от 26.09.1997N125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) ”О свободе совести и о религиозных объединениях” текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465, "Российская газета", N 190, 01.10.1997.
61. Франк А.Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность у татар и башкир в России / А.Дж. Франк - Казань, 2008. - 266 с.
62. Фрингс А. Реформа письменности в Татарстане и культурная память / А.Фрингс // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 175-210.
63. Хабутдинов А. Опыт подготовки конкурентоспособной мусульманской элиты: джадидская система образования / А. Хабутдинов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. -2006. - N 2 (4). - С.15-19
64. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф.Ф. Харисов. - Казань: Тан-Заря, 1996. С. 77.
65. Хизриева Г. «Ислам», «мусульмане», «государство» в российском исламоведении / Г. Хизриева // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 413-438.
66.Эпштейн М.Н. Постатеизм, или Бедная религия [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. http://magazines.russ.rU/october/1996/9/epsh.html (дата обращения 22.10.2018).
67.Этнокультурная мозаика. Национальности в PT: цифры и факты. Протокол съезда народов Татарстана // Татарстан. 2007. №10. С. 4-5.
68. Якупов Валиулла. Ислам в Татарстане в 1990 е годы / Валиулла Якупов. - Казань: Издательство «Иман», 2005. - 144 с.
69. Якупов В.М. К Пророческому Исламу / В.М. Якупов. - Казань: Иман, 2006. - 454 с.
70. Якупов В.М. Ориентир - Америка! // Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар / А.Б. Абсалямова, М.А. Абсалямова, А.М. Ахунов и др.; под ред. С.Н. Бессчетновой, Р.З. Галямова. - Казань: Парадигма, 2005. - 656 с.
71..Якупов В.М. Татарское «богоискательство» и пророческий ислам / В.М. Якупов. - Казань: Иман, 2003. - 52 с.
72. Якупов Валиулла. Мусульманское образование. Учебная программа для высших мусульманских медресе Духовного Управления Мусульман РТ , 2002 / Валиулла Якупов. - Казань: Изд-во «Иман». № 2002/1423. - 91 с.
73. Якупов В. Ислам и традиции. Сайт Русский архипелаг: сетевой проект
«Русского мира». [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый.
http://www.archipelag.ru/m_mir/religio/beginning/tradition/ (дата обращения
23.10.2018) .
74. Ялалов Ф.Г. Гимназическое образование народов России / Ф.Г. Ялалов. - Казань: Магариф, 2002. С. 58-62.
15.Ялалов Ф.Ф. Этнодидактический подход к проектированию содержания национального образования / Ф.Ф. Ялалов // Вестник высшей школы. Alma mater. 2004. №7. С. 51-52.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.