База исследования: МАОУ Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2» (г. Нижняя тура).
Есть приложение.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ……...………………………….…………………...………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………….. 5
1.1. Понятие «культура здоровья» в психолого-педагогической литературе …………..……………..……..……………………………... 5
1.2. Условия формирования основ культуры здоровья у младших школьников ……………………………….……….……………………. 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………..……………………. 20
2.1. Процедура и методика исследования ..……………………………. 20
2.2. Анализ результатов исследования.…………………………….…… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………….…………………. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 34
Актуальность проблемы исследования. В современных условиях развития общества возрастает актуальность формирования в образовательных организациях здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям и практикам здорового образа жизни (далее – ЗОЖ). Здоровье каждого индивида и общества в целом имеет невероятную ценность. Это тот дар, который мы получаем с рождения. Здоровье лишь можно восстанавливать, сохранять, приумножать и оберегать. Особенную актуальность приобретает проблема формирования основ культуры здоровья в младшем школьном возрасте, когда активно развивается личность ребенка.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования основ культуры здоровья. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Особое внимание формированию основ культуры здоровья у младших школьников уделяется на уроках курса «Окружающий мир».
Цель исследования – изучить особенности формирования основ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир».
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура здоровья».
2. Проанализировать вариативные программы курса «Окружающий мир» по проблеме формирования основ культуры здоровья.
3. Определить условия и способы формирования основ культуры здоровья у младших школьников.
5. Выявить уровень сформированности основ культуры здоровья у младших школьников.
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы основы культуры здоровья.
Объект исследования – процесс формирования основ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир».
Предмет исследования – условия, способствующие формированию основ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование младших школьников, количественный и качественный результатов тестирования.
Методологическая основа исследования. Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования культуры здоровья занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии – Л.С. Выготский и др., экологии – Е.А. Гольман и др.; и педагогики – Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования основ культуры здоровья у младших школьников представлены в работах И.М. Новиковой, Г.С. Туманян. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для формирования основ культуры здоровья у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».
База исследования: МАОУ Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2» (г. Нижняя тура).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Модернизация содержания образования, в том числе и начального, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в ФГОС НОО, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни детьми младшего школьного возраста, а с другой – недостаточным вниманием со стороны образовательных организаций по формированию представлений здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Под культурой здоровья следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Одним из основных условий формирования основ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста являются физкультурные занятия в образовательном учреждении. Вторым по важности условием воспитания у детей потребность в здоровом образе жизни является наличие в школе специальной обучающей программы. Третьем условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни детей и их родителей. Четвертым условием формирования позиции создателя своего здоровья является создание взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Анализ содержания программ курса «Окружающий мир» показал, что наиболее полно темы, касающиеся формирования культуры здоровья у младших школьников младших школьников, представлены в программах УМК и «Школа России» и «Перспектива». В первую очередь необходимо, чтобы педагоги положительным личным примером формировали правильное отношение детей к вредным привычкам и активному образу жизни. Особое внимание следует уделить межпредметной интеграции, проектно-исследовательской деятельности, тематическим классным часам, физическим паузам в рамках учебных занятий, организации активного отдыха на переменах, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Анализ результатов диагностики показал, что в характере представлений детей младшего школьного возраста о здоровье и здоровом жизни существуют значительные отклонения в сформированности основ культуры здоровья. В ходе применения методики И.М. Новиковой был выявлен недостаточный уровень сформированности основ культуры здоровья у детей младшего школьного возраста.
На основании анализа результатов экспериментального исследования была разработана программа по формированию у детей младшего школьного возраста и их родителей представлений о здоровом образе жизни. Разработанная программа по формированию представлений о здоровом образе жизни «Здоровый образ жизни» учитывает эти обстоятельства и стремится объединить и направить их влияние на достижение поставленных задач. Данная программа реализуется с младшими школьниками в курсе «Окружающий мир».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 18.10.2018 г.)
2. Аджигеримова, Г. С. Влияние некоторых социально-гигиенически факторов (факторов риска) на состояние здоровья детей [Текст] / Г. С. Аджигеримова // Фундаментальные исследования. – 2013. – №5. – С. 231 – 235.
3. Аникеева, Н. Г. Сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников как педагогическая проблема [Текст] / Н. Г. Аникеева // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. – 2014. – С. 60 – 61.
4. Базелюк, Н. Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека [Текст] / Н. Н. Базелюк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. 2008. – № 2. – С. 237-239.
5. Баранов, А. В. О социальной парадигме здоровья [Текст] / А. В. Баранов // Петербургская социология. – 2016. – №1. – С. 9-12.
6. Барзилович, Е. Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни [Текст] / Е. Ю. Барзилович. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 415 с.
7. Беликова, Е. В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций [Текст] / Е. В. Беликова. – Москва : ЭКСМО, 2016. – 160 с.
8. Виленский, М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] / М. Я. Виленский // Вестник балтийского федерального университета имени И.Канта – 2016.–№ 11.– С. 8-18.
9. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
10. Выготский, Л. С. Воспитание детей [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Логос, 2010. – 841 с.
11. Гавриш, Т. Здоровый образ жизни. Синоним – безопасный тип поведения [Текст] / Т. Гавриш // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2015. – С. 52–56.
12. Герасимова, Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье [Текст] / Л. Герасимова // Начальная школа До и После. – 2014. – № 6. – С. 109–112.
13. Гольман, Е. А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации [Текст] / Е. А. Гельман // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509-517.
14. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. [Текст] / Е. В. Григорьева. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
15. Егорова, Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности : опыт отечественного и зарубежного образования [Текст] / Э. Егорова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
16. Журавлева, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества [Текст] / И. В. Журавлева. – Москва: Наука, 2016. – 238 с.
17. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни [Текст] / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47.
18. Казакова, Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении : метод. пособие [Текст] / Т. Казакова // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3–30.
19. Калинина, М. Быть здоровыми должны взрослые и дети [Текст] / М. Калинина // Минская школа сегодня. – 2016. – № 5. – С. 42–51.
20. Кольцов, Д. А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека [Текст] / Д. А. Кольцов // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31
21. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка / В. Кудрявцев // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 56-59.
22. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст] / В. В. Марков. – Москва : Академия, 2011. – 289 с.
23. Мысина, Т. Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью [Текст] / Т. Ю. Мысина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. – 2011. – №2. – С. 46 – 57.
24. Науменко, Ю. В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия [Текст] / Ю. В. Науменко // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
25. Новикова, И. М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших младших школьников [Текст] / И. М. Новикова // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 21 – 30.
26. Новикова, И. М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей [Текст] / И. М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2016. – № 8 – С. 52-55.
27. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях : Ч 1. [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – Москва : Просвещение, 2012. – 96 с.
28. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях : Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – Москва : Просвщение, 2012. – 96 с.
29. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях : Ч. 1 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – Москва : Просвещение, 2012. – 121 с.
30. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях : Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – Москва : Просвещение, 2012 – 135 с.
31. Плешаков, А. А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях : Ч. 1 [Текст] / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – Москва : Просвещение, 2014. – 96 с.
32. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях : Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2012 – 102 с.
33. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях : Ч. 1 [Текст] / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014. – 133 с.
34. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях : Ч. 2 [Текст] / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014 – 141 с.
35. Полтавцева, Н. В. Приобщаем младших школьников к здоровому образу жизни [Текст] / Н. В. Полтавцева. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
36. Резер, Т. М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности [Текст] / Т. М. Резер // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
37. Сергеева, В. П. Теоретические основы воспитания : Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений [Текст] / В. П. Сергеева. – Москва : ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
38. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни [Текст] / М. Сильченко // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69-72.
39. Соловьев, Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. – Ставрополь : СГУ,2017. – 111 с.
40. Тихомирова, Л. Ф. Формируем у детей отношение к своему здоровью [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Педагогика. – 2016. – №4. – С.40 – 49.
41. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование : учеб. пособие для вузов [Текст] / Г. С. Туманян. – Москва : Академия, 2016. – 336 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2013.– 16 с.