Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Экспериментальное исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №106 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» г. Комсомольска-на-Амуре. В эксперименте приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста. Всем детям на момент исследования было 4 года.
Есть приложение (Программа по развитию творческих способностей средствами тестопластики).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 6
1.1. Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста 11
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики 16
2.1. Организация и методы исследования 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 19
2.3. Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами тестопластики 22
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 27
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение А 36
Содержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появились такие подходы, как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации. При этом основной фигурой образовательного процесса является ребенок. Воспитательно-образовательная деятельность с дошкольниками ориентирована на формирование благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развитие фундамента базовой культуры личности, разностороннее развитие детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.
Одним из условий, которые обеспечивают развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста, считается художественно-творческая деятельность. Огромный потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, поскольку в работе с детьми любой вид изобразительной деятельности будет содействовать развитию их творческих способностей.
В процессе занятий лепкой развитие творческих способностей характеризуется рядом особенностей. Каждый предмет обладает объемом и воспринимается дошкольником со всех сторон. В это время в его сознании образуется образ предмета. В процессе лепки, опираясь на реальные знания, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как при рисовании либо аппликации. Значит, ему не приходится обращаться к условному изображению, что является необходимым в иных видах изобразительной деятельности.
Помимо этого, лепка положительно влияет на развитие и совершенствование природного чувства осязания обеих рук, активное действие которых способствует более точной передаче формы. Посредством этого дошкольники способны быстрее усваивать способы изображения и переходить к самостоятельной работе без демонстрации взрослым, что в свою очередь содействует интенсивному развитию творчества.
Лепка из соленого теста - «Тестопластика», входит в группу работ с нетрадиционными материалами, которая пока не достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность этой темы. Лепка из соленого теста способствует развитию мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также содействует развитию творческих способностей дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности тестопластики для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- на основе литературы изучить теоретические исследования развития творческих способностей детей в работах педагогов и психологов;
- изучить и проанализировать процесс развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: тестопластика как средство развития творческих способностей.
Гипотеза исследования: использование тестопластики способствует развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической, научной, методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Теоретическая значимость исследования: теоретическая информация может быть использована для углубления знаний о психолого-педагогических особенностях детей среднего дошкольного возраста и роли тестопластики в развитии их творческих способностей.
Практическая значимость исследования: практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений для усовершенствования творческих способностей по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых, как О.А. Бикбаева, О.А. Винс, Э.Ф. Левочкина, О.И. Угрина, С.П. Фардзинова и др.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» г. Комсомольска-на-Амуре.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Тестопластика – нетрадиционная техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений. Самую прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы, проверены древней логикой жизни.
Тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить своё отношение к увиденному, услышанному в пластическом виде искусства. Система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через тестопластику.
Средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. В это время активно развиваются физические возможности, психические процессы, речевые способности, эмоционально-волевая сфера, происходит усложнение игровой деятельности и изменение характера общения со взрослыми и сверстниками.
Для изучения творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста и их развития было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления была подобрана методика, позволяющая оценить продукт и процесс творческой деятельности дошкольников.
Результаты констатирующего этапа эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что у детей среднего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень сформированности творческих способностей. Это проявлялось в искажениях формы предмета при лепке, в строении и расположении частей предмета, в отступлениях от реальной окраски, в эмоциональной реакции на оценку взрослого, в завышенной или заниженной оценке собственной работы, в использовании помощи взрослого при выполнении задания.
Это дало основания заключить, что всем детям данной группы необходимо участие в мероприятиях по развитию творческих способностей. С этой целью была разработана и реализована программа, в соответствии с которой формирующее воздействие идет в процессе овладения дошкольниками техникой тестопластики, которая представляет собой лепку из соленого теста. Эти мероприятия и составили содержание формирующего этапа экспериментального исследования.
После проведенных формирующих мероприятий дети были вновь обследованы на предмет выявления динамики развития творческих способностей. Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что творческие способности детей среднего дошкольного возраста после проведенных формирующих мероприятий оказались на более высоком уровне развития, по сравнению с показателями констатирующего этапа. Это говорит о том, что проведение целенаправленных занятий лепкой из теста оказывают положительное влияние на развитие творческих способностей дошкольников.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что использование тестопластики способствует развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема изучения и развития творческих способностей не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время. Данный практический материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений и родителями для развития творческих способностей у детей, что позволит более эффективно проводить формирующую работу в данном направлении.
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Прометей, 2017. - 708 с.
2. Алиева, Н.Г. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Н.Г. Алиева, А.Р. Сафиуллина, О.В. Политаева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / Под ред. О.Н. Широкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 214-215.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
4. Белкин, А.С. Педагогика детства / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 2013. - 192 с.
5. Белоусова, А.К. Возрастная психология / А.К. Белоусова. - М.: Феникс, 2012. - 591 с.
6. Бикбаева, О.А. Роль тестопластики в развитии ребенка / О.А. Бикбаева // Педагог. - 2018. - №2. - С. 115-121.
7. Винс, О.А. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей / О.А. Винс, М.Н. Черникова // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 619-622.
8. Возрастная и педагогическая психология / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
9. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
10. Левочкина, Э.Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э.Ф. Левочкина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 34-36.
11. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
12. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 460 с.
13. Силаева, К.В. Соленое тесто / К.В. Силаева. - М.: ЭКСМО, 2012. - 126 с.
14. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
15. Угрина, О.И. Тестопластика в детском саду / О.И. Угрина // Интерактивное образование. - 2014. - №6. - С. 19-28.
16. Урунтаева, Г.А. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева // Современное дошкольное образование. - 2017. - №8. - С. 12-23.
17. Фардзинова, С.П. Тестопластика: полезное занятие для всестороннего развития детей // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / Под ред. О.Н. Широкова – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 167-168.
18. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; под ред. О.В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
19. Цыпнятова, К.М. Психолого-педагогические особенности лиц среднего дошкольного возраста / К.М. Цыпнятова, С.Г. Суханова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 129-132.
20. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.