Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)

Работа №45728

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальное исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №106 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» г. Комсомольска-на-Амуре. В эксперименте приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста. Всем детям на момент исследования было 4 года.
Есть приложение (Программа по развитию творческих способностей средствами тестопластики).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 6
1.1. Роль тестопластики в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста 11
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики 16
2.1. Организация и методы исследования 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 19
2.3. Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами тестопластики 22
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 27
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение А 36



Содержание дошкольного образования постоянно обновляется, в последнее время появились такие подходы, как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации. При этом основной фигурой образовательного процесса является ребенок. Воспитательно-образовательная деятельность с дошкольниками ориентирована на формирование благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развитие фундамента базовой культуры личности, разностороннее развитие детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.
Одним из условий, которые обеспечивают развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста, считается художественно-творческая деятельность. Огромный потенциал детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, поскольку в работе с детьми любой вид изобразительной деятельности будет содействовать развитию их творческих способностей.
В процессе занятий лепкой развитие творческих способностей характеризуется рядом особенностей. Каждый предмет обладает объемом и воспринимается дошкольником со всех сторон. В это время в его сознании образуется образ предмета. В процессе лепки, опираясь на реальные знания, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как при рисовании либо аппликации. Значит, ему не приходится обращаться к условному изображению, что является необходимым в иных видах изобразительной деятельности.
Помимо этого, лепка положительно влияет на развитие и совершенствование природного чувства осязания обеих рук, активное действие которых способствует более точной передаче формы. Посредством этого дошкольники способны быстрее усваивать способы изображения и переходить к самостоятельной работе без демонстрации взрослым, что в свою очередь содействует интенсивному развитию творчества.
Лепка из соленого теста - «Тестопластика», входит в группу работ с нетрадиционными материалами, которая пока не достаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность этой темы. Лепка из соленого теста способствует развитию мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также содействует развитию творческих способностей дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности тестопластики для развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- на основе литературы изучить теоретические исследования развития творческих способностей детей в работах педагогов и психологов;
- изучить и проанализировать процесс развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: тестопластика как средство развития творческих способностей.
Гипотеза исследования: использование тестопластики способствует развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической, научной, методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические - наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные - качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Теоретическая значимость исследования: теоретическая информация может быть использована для углубления знаний о психолого-педагогических особенностях детей среднего дошкольного возраста и роли тестопластики в развитии их творческих способностей.
Практическая значимость исследования: практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений для усовершенствования творческих способностей по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды таких ученых, как О.А. Бикбаева, О.А. Винс, Э.Ф. Левочкина, О.И. Угрина, С.П. Фардзинова и др.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №106 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» г. Комсомольска-на-Амуре.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
Тестопластика – нетрадиционная техника лепки предметов, которая является исконно русским изобретением, следовательно, знакомя детей с тестопластикой, мы невольно приобщаем их к русской национальной культуре. Кроме этого тесто является наиболее пластичным материалом в работе, что позволяет создавать интересные поделки, панно для украшений интерьера, облегчает передачу характерных особенностей при лепке человека, животных и птиц, что развивает творческие способности, улучшает координацию движений. Самую прямую связь тестопластика имеет с народными праздниками, которые со своей полнотой отражают русский национальный характер, так как они подчинены ритму природы, проверены древней логикой жизни.
Тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить своё отношение к увиденному, услышанному в пластическом виде искусства. Система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через тестопластику.
Средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. В это время активно развиваются физические возможности, психические процессы, речевые способности, эмоционально-волевая сфера, происходит усложнение игровой деятельности и изменение характера общения со взрослыми и сверстниками.
Для изучения творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста и их развития было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления была подобрана методика, позволяющая оценить продукт и процесс творческой деятельности дошкольников.
Результаты констатирующего этапа эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что у детей среднего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень сформированности творческих способностей. Это проявлялось в искажениях формы предмета при лепке, в строении и расположении частей предмета, в отступлениях от реальной окраски, в эмоциональной реакции на оценку взрослого, в завышенной или заниженной оценке собственной работы, в использовании помощи взрослого при выполнении задания.
Это дало основания заключить, что всем детям данной группы необходимо участие в мероприятиях по развитию творческих способностей. С этой целью была разработана и реализована программа, в соответствии с которой формирующее воздействие идет в процессе овладения дошкольниками техникой тестопластики, которая представляет собой лепку из соленого теста. Эти мероприятия и составили содержание формирующего этапа экспериментального исследования.
После проведенных формирующих мероприятий дети были вновь обследованы на предмет выявления динамики развития творческих способностей. Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод о том, что творческие способности детей среднего дошкольного возраста после проведенных формирующих мероприятий оказались на более высоком уровне развития, по сравнению с показателями констатирующего этапа. Это говорит о том, что проведение целенаправленных занятий лепкой из теста оказывают положительное влияние на развитие творческих способностей дошкольников.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают гипотезу, выдвинутую в настоящем исследовании о том, что использование тестопластики способствует развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема изучения и развития творческих способностей не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время. Данный практический материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений и родителями для развития творческих способностей у детей, что позволит более эффективно проводить формирующую работу в данном направлении.



1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Прометей, 2017. - 708 с.
2. Алиева, Н.Г. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Н.Г. Алиева, А.Р. Сафиуллина, О.В. Политаева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / Под ред. О.Н. Широкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1. – С. 214-215.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.
4. Белкин, А.С. Педагогика детства / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 2013. - 192 с.
5. Белоусова, А.К. Возрастная психология / А.К. Белоусова. - М.: Феникс, 2012. - 591 с.
6. Бикбаева, О.А. Роль тестопластики в развитии ребенка / О.А. Бикбаева // Педагог. - 2018. - №2. - С. 115-121.
7. Винс, О.А. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей / О.А. Винс, М.Н. Черникова // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 619-622.
8. Возрастная и педагогическая психология / Б.А. Сосновский и др.; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 359 с.
9. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.
10. Левочкина, Э.Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э.Ф. Левочкина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 34-36.
11. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 510 с.
12. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 460 с.
13. Силаева, К.В. Соленое тесто / К.В. Силаева. - М.: ЭКСМО, 2012. - 126 с.
14. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 с.
15. Угрина, О.И. Тестопластика в детском саду / О.И. Угрина // Интерактивное образование. - 2014. - №6. - С. 19-28.
16. Урунтаева, Г.А. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева // Современное дошкольное образование. - 2017. - №8. - С. 12-23.
17. Фардзинова, С.П. Тестопластика: полезное занятие для всестороннего развития детей // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / Под ред. О.Н. Широкова – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 167-168.
18. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; под ред. О.В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
19. Цыпнятова, К.М. Психолого-педагогические особенности лиц среднего дошкольного возраста / К.М. Цыпнятова, С.Г. Суханова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 129-132.
20. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ