Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Работа №45593

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы140
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследований
конфликтологической компетентности 12
1.1. Основные подходы к понятию «конфликтологическая компетентность»12
1.2. Структура конфликтологической компетентности 26
Глава II. Прикладные аспекты формирования конфликтологической компетентности 43
2.1. Методы формирования конфликтологической компетентности 43
2.2. Этапы формирования конфликтологической компетентности 57
2.3. Условия и основные факторы формирования конфликтологической
компетентности в ВУЗе 64
Глава III. Факторы формирования конфликтологической компетентности в студенчестве 72
3.1. Диагностика и анализ конфликтологической компетентности 72
3.2. Анализ факторов формирования конфликтологической
компетентности 98
Заключение 112
Список использованной литературы 124
Приложение 1 131
Приложение 2 135
Приложение 3 137
Приложение 4 139


Актуальность. В современном мире требования, предъявляемые выпускникам ВУЗов при трудоустройстве, достаточно высоки. Важно обладать не только богатым багажом теоретических знаний, но набором соответствующих профессиональных компетенций, которые предполагают наличие не только соответствующих специальности умений и навыков, но и в том числе способности конструктивного выстраивания отношений в коллективе.
Мы видим, что современному работодателю важны не только профессиональные качества сотрудников, но удовлетворительный психологический климат в коллективе, ведь именно такая обстановка способствует качественному исполнению трудовых обязанностей.
Комфортная психологическая обстановка предполагает также и конструктивное разрешение возникающих противоречий и конфликтов в противовес их избеганию, подавлению или неумелому управлению. Важно понимать силу конфликта: его возможности и издержки. Так американским практиком с многолетним опытом Д. Даном проводились исследования экономических потерь от деструктивного конфликта в коллективе. Учитывается работоспособность сотрудников, своевременность исполнения задач, качество деятельности и ошибки в ней, снижение мотивации к труду, психосоматические болезни и травмы и т.д. Поэтому экономически выгоднее решать конфликт конструктивными методами.
Мы видим, что вопрос конфликта уже давно и основательно беспокоит руководителей и менеджеров организаций. К возможностям конфликта относятся инновации, сплочение коллектива, диагностика существующих проблем, высвобождение эмоций. Это во многом зависит от адекватного восприятия ситуации, понимания процессов конфликта, методов и способов его конструктивного разрешения, что собственно и относится к конфликтологической компетентности.
К тому же среди пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молоды европейцы», выделенных Советом Европы, куда входит и Россия с 1996 года, рассматривается и компетенция ненасильственного разрешения конфликтов .
Осознавая потребности работодателей, образование также постепенно начинает перестраиваться в новом направлении. Так, в 1999 году была подписана Болонская декларация, одной из важных задач которой является ориентация образования на рынок труда. В 2003 году к Болонскому процессу присоединилась и Россия.
В связи со всем вышеописанным всё более актуальным становится развитие идей компетентностного подхода в современном образовании. Согласно новому подходу уровень образованности определяется не наличием определённого объёма знаний, а умение на основе этих знаний решать профессиональные проблемы разного уровня сложности. К типу проблемных ситуаций относятся и конфликты. В связи с этим встаёт вопрос о формировании, в том числе, и конфликтологической компетентности.
Почему она так необходима современному специалисту. Сегодня постепенно идеи о том, что конфликт может быть достаточно конструктивной силой, проникает всё глубже в сознание некоторых руководителей и менеджеров. Появляется потребность в конфликтологах или в дополнительном образовании для своих сотрудников в данной сфере. Специалисты, способные адекватно воспринимать и понимать конфликтные ситуации и в соответствии с этим применять методы конструктивного их разрешения, становятся незаменимыми в организации. Несмотря на важность данного понимания, эта идея ещё слабо распространена.
В этом и состоит частично проблема: потребность в формировании и развитии конфликтологической компетентности ещё не в полной мере актуализирована, но необходимость разрешении конфликтов для эффективной деятельности организации есть.
Поэтому в некоторой степени образовательное учреждение (во всех формах и проявлениях) несёт ответственность в деле формирования именно тех компетенций, которые важны будущему специалисту, особенно конфликтологу.
Встаёт вопрос: каким образом и кем должна формироваться конфликтологическая компетентность на ступени высшего образования.
Все вышеописанные проблемы и поставленные вопросы показывают актуальность затрагиваемой тематики и исследования.
Степень разработанности темы. Тема компетентностного подхода в образовании активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Но, тем не менее, единого мнения среди учёных нет. Особенно остро стоит вопрос определения и разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Так, если обратиться к опыту зарубежных исследователей, то можно заметить, что выделяют американский и английский подход к компетенции . Разграничивая эти подходы, автор опирается на литературу из области образования, обучения и HR- менеджмента. Так американский подход акцентирует внимание на поведенческих характеристиках компетенции, и основной вопрос, решаемый в его рамках, звучит так: какие личностные черты определяют успешные действия. Английский подход обращает внимание на характер деятельности, становится важным выделение главных элементов деятельности, которые должны быть выполнены, чтобы считать результат достигнутым, удовлетворительным.
Новые понимания в компетентностном подходе, которые в большей степени соотносятся с современностью, ввёл в своей работе «Компетентность в современном обществе» Дж. Равен, где он впервые анализирует психологическую природу компетентности, обращает внимание на особенности её развития на различных этапах жизни человека. Учёный делает особый акцент на ценностном и мотивационном моменте
В отечественной науке существует более-менее общее понимание компетенции и компетентности. Нет только согласованности в их соотношении. Б. В. Болотов, В. В. Сериков, Д. С. Ермаков и другие исследователи считают, что понятие «компетенции» шире, чем «компетентности», Э. Ф. Зеер считает иначе. В тоже время в последних работах И. А. Зимняя, В. В. Сериков отмечают, что соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» является несущественным расхождением . А.К. Маркова же рассматривает компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, благодаря которым индивид может действовать ответственно и самостоятельно, а также понимается как овладение человеком способностью и умением выполнять трудовые функции . Компетенция же определяется как определённый круг вопросов, которые индивид уполномочен решать. Данное понимание компетенции и компетентности видится наиболее верным.
Обращаясь же к конфликтологической компетентности важно иметь общее базовое понимание конфликта. В данной работе будем придерживаться теории американского социолога Л. Козер, который в своём труде «Функции социального конфликта» (1956) выводит на новый уровень понимание конфликта, он определяется теперь не только как некая проблема, но и как явление имеющее целый ряд конструктивных функций. Это и является первоочередным в развитии конфликтологической компетентности личности.
Тема конфликтологической компетентности является достаточно молодой в научных кругах, тем не менее, весьма актуальной. В настоящий момент нет единого понимания и определения данного явления. Параллельно с изучением конфликтологической компетентности затрагиваются и такие понятия как конфликтологическая готовность, конфликтологическая культура. Сложность изучения обуславливается и тем, что нет единого мнения в определении одного и того же явления и существует множество понятий, границы между которыми не являются чёткими: конфликтологическая компетентность, конфликтная компетентность, конфликтоспособность, медиационная компетентность и т.д. Различением понятий «конфликтологическая» и «конфликтная» компетентность занимается Н.И. Леонов и М.И. Башкин . Вопросам конфликтологической культуры и её соотношением с конфликтологической компетентностью уделяли особое внимание Н.В. Самсонова и О.И. Щербакова .
Важным является изучение и структуры конфликтологической компетентности, чтобы понимать более детально изучаемое явление и те компоненты, на которые необходимо воздействовать. Непосредственно конфликтологической компетентностью и её структурой занимаются Л.Н. Цой , А.П. Теплоухов , И.П. Яковлева, Д.А. Романов, М.Л. Романова .
В своих научных разработках они придерживаются единого вектора в понимании изучаемого явления, тем не менее расставляют различный акценты в важности того или иного элемента.
Также непосредственно автором данной диссертационной работы изучалась данная проблематика в рамках специализированных конфликтологических служб.
Таким образом, на сегодняшний день тема компетентности рассматривается широким кругом авторов, и не многие учёные берутся за детальный анализ конфликтологической компетентности. Некоторые вопросы, как этапы и факторы формирования конфликтологической компетентности, особенности разграничения схожих понятий, являются слабо изученными или вообще не рассматриваются.
Объект данного исследования - конфликтологическая компетентность студентов Высшего учебного заведения (далее ВУЗ).
Предмет - формирование конфликтологической компетентности в высшем учебном заведении (на примере студентов направления «Конфликтология» Казанского Федерального Университета).
Цель - выявление факторов, способствующих формированию конфликтологической компетентности в студенческой среде, и степени их влияния.
Задачи:
1. Проанализировать различные подходы в понимании конфликтологической компетентности, а так же её структуру и модель;
2. Изучить структуру конфликтологической компетентности.
3. Выявить методы формирования конфликтологической компетентности
4. Определить этапы формирования конфликтологической компетентности
5. Рассмотреть основные факторы формирования конфликтологической компетентности в ВУЗе.
6. Изучить основные методы диагностики конфликтологической компетентности.
Научная новизна и самостоятельность проводимого исследования. Тематику конфликтологической компетентности затрагивали многие исследователи. В основном анализ вопроса производится в рамках того или иного образовательного направления: педагогика, технические специальности, менеджмент и т.д. - и рассматриваются варианты аудиторной работы на занятиях. Это является важным аспектом формирования и развития конфликтологической компетентности, но не единственным. Необходимо учитывать всё многообразие студенческих объединений и движений в ВУЗе. Нередко именно последнее становится более значимым в профориентировании и приобретении первичных профессиональных навыков. Также важно проследить динамику формирования компетентности по основным ступеням (агентам) социализации. Установки, мировоззренческие позиции, приобретённые ранее, могут стать либо тормозящим, либо усиливающим фактором в данном процессе, что, конечно, важно учитывать.
Поэтому новизна данной работы заключается в следующих пунктах:
1) Изучение возможностей развития конфликтологической
компетентности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной работы.
2) Более детальный анализ ценностного компонента и влияния иных агентов социализации на формирование конфликтологической компетентности.
Методологическая основа исследования. Основой для изучения выбранной темы станет структурно-функциональный подход, сформулированный в ХХ столетии американским социологом Т. Парсонсом. Данный подход базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.
Ели мы рассматриваем в рамках данной парадигмы Казанский федеральной университет, то его можно обозначить структурой, состоящей из множества элементов, функционально связанных друг с другом. Важно изучить ряд структурных элементов, выполняющих функции формирования конфликтологической компетентности. В то же время университет сам представляется одним из элементов структуры общества, и его задача (функция) заключается в качественном образовании и предоставлении на рынок труда квалифицированных специалистов с готовым набором необходимых компетенций.
В теоретическую основу исследования легли следующие концепции: функциональная теория конфликта Л. Козера, психологическая теория компетентности. Дж. Равена.
В данной работе использованы такие методы как: анализ документов, классификация, интервью, опрос, анкетирование, тестирования. Они позволят наиболее полно изучить выбранную тему.
Практическая значимость. Данная работа является в некоторой степени именно практикоориентированной. Изучаемая проблема сегодня недостаточно изучена, но при этом появляется всё большая заинтересованность граждан в услугах конфликтолога. Поэтому важно проанализировать богатство теоретических подходов и методик из разных сфер, чтобы адаптировать их к существующей реальности.
Компетентностный подход в современном образовании создаёт благоприятную площадку для создания и воплощения проектов, направленных на формирование и развитие конфликтологической компетентности.
Структура работы: данная диссертационная работа состоит из введения; основной части, состоящая из трёх глав, в которых разбираются понятия компетенции и компетентности, проводится анализ непосредственно конфликтологической компетентности, её структуры и моделей. Также важным является рассмотрение факторов, влияющих на формирование и развитие конфликтологической компетентности вне вуза. Эмпирическая часть будет содержать исследование посвящённое изучению структурных элементов конфликтологической компетентности и факторов влияния.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Конфликтологическая компетентность в настоящее время является малоизученной темой, поэтому и представляет особый исследовательский интерес.
Компетентность в данной работе рассматривается через теорию Дж. Равена, который в своём труде «Компетентность в современном обществе» уделяет особое внимание именно психологическому компоненту и ценностям. Они являются основным мотивационными компонентами. Поэтому нам важно посмотреть на выпускников не только как на людей, которые приобрели компетенции, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте, но как на уже готовых специалистов с формированной устойчивой компетентностью, которая является уже частью личности бакалавра-конфликтолога. Стоит также отметить, что конфликтологическую компетентность можно считать как элемент социальной компетентности, и как профессиональную компетентность. Данные понятия очень близки, и в некотором смысле являются пересекающимися понятиями, в то же время первая является важной и необходимой для всех, вторая - для более узкого круга людей. Она является профессиональным минимумов в деятельности конфликтолога.
Уточняя предмет исследования, важно также конкретизировать и основные понятия. Так проводя границы между понятиями компетенция и компетентность, можно отметить следующее: компетенция - это перечень того, чем должен обладать специалист; компетентность же - это воплощение необходимых умений и навыков в каждой личности.
Ещё одним моментом в конкретизации понятий является присутствие в научной литературе таких терминов как конфликтная и конфликтологическая компетентность. Исходя из проведённого анализа, можно сделать вывод, что конфликтной компетентностью обозначают обычно компетентность на житейском, бытовом, интуитивном уровне. Для конфликтологической же компетентности более свойственна сложная структура, состоящая из ряда компонентов, где важным и неотъемлемым элементом являются теоретические знания, полученные в процессе обучения.
Также важно отметить, что конфликтологическая компетентность является одним из этапов (или одной из характеристик) в формировании конфликтологической культуры личности. Данное явление более глубокое и интегральное по своей сути. Оно имеет более высокий уровень развития и бывает свойственно в большей степени специалистам, работающим достаточное время в сфере теории и практики конфликторазрешения.
Западная наука также рассматривает данный вопрос, в то же время больший акцент делает на практику, и явления рассматриваются именно с точки зрения возможности приложения знаний в реальности. Так медиатор, доктор политических наук Ф. Глазл вводит понятие конфликтоспособности. В своей книге «Самопомощь в конфликте» он разбирает 2 полюса отношения к конфликту: боязнь конфликта и стремление к нему. Первое характеризуется избеганием конфликтов, постоянными уступками, а также восприятием конфликта лишь как деструктивного явления. Второму свойственны агрессия, тенденции к подавлению и соперничеству, конфликт воспринимается как источник силы. Срединная позиция - это конфликтоспособность личности, которая характеризуется адекватным восприятием конфликтных ситуаций со всеми конструктивными и деструктивными последствиями. Также отмечается теоретическая осведомлённость об основных элементах конфликта, выделяется способность распознавать конфликт.
Поэтому можно сказать, что конфликтологическая компетентность и конфликтоспособность отражают достаточно близкие явления, и понятие конфликтоспособности уже и включается в понятие конфликтологическая компетентность.
Также в данной диссертационной работе была рассмотрена структура конфликтологической компетентности. На основании нескольких моделей структур конфликтологической компетентности была построена собственная классификация, необходимая для достижения цели исследования. Первая структура делает акцент на сферы, в которых проявляется и формируется конфликтологическая компетентность, и на которые необходимо оказывать воздействия для полноценного развития. Так были выделены следующие уровни:
1. Теоретический уровень включает в себя базовые знания сущности конфликта, его видов, динамики, структуры, стратегий поведения и т.д., а также методологические знания (диагностика, анализ, оценка, прогнозирование и профилактика конфликта и.т.д.).
2. Практический уровень предполагает наличие практического опыта конструктивного взаимодействия в конфликте, умение проявить на практике освоенные знания технологий разрешения конфликтов, коммуникативные умения и навыки. То есть это уровень практической реализации теоретических знаний.
3. Психологический уровень включает в себя личностные характеристики, особенности темперамента и характера личности, рефлексию своих действий и поведения в конфликте, готовность к проявлению компетентности, эмоционально-волевая регуляций.
4. Нормативный уровень включает понимание определённых норм и необходимость специалиста руководствоваться ими в работе. Данные нормы обозначают рамки, в границах которых может осуществляться деятельность. Их понимание и знание необходимо для качественной работы специалиста и недопущения этических преступлений.
5. Ценностный уровень предполагает понимание ценностно- мотивирующего компонента. Важно знать, какой смысл конфликтолог вкладывает в свою деятельность, на каких ценностях основывается работа.
Особый интерес вызывает ценностный аспект, который одновременно является и базой для деятельности конфликтолога и остальных компонентов, и элементом, формирующимся в процессе развития других.
Вторая структура конфликтологической компетентности обращает внимание на возможности применения наук, что является важным для понимания ресурсов воздействия на обозначенные ранее структурные элементы. Так можно выделить следующие структуроформирующие науки: конфликтологический уровень; психологический уровень; педагогический; этика и право.
Отдельное внимание стоит уделить такому элементу как конфликтоустойчивость, под которой понимается специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Конфликтоустойчивость включает в себя 5 компонентов: эмоциональный компонент; волевой; познавательный; мотивационный компонент; психомоторный компонент.
Как можно заметить конфликтоустойчивость, являясь частью конфликтологической компетентности, в то же время сама представляет собой достаточно сложное, интегральное понятие. Она обеспечивает в большей степени поведенческий и психологический компоненты, позволяет адекватно воспринимать конфликт и реагировать на него, обдуманно проводить анализ и выбирать методы регулирования конфликта.
Выявление основных структурных компонентов позволяет с большей эффективностью через воздействие на них влиять на развитие и формирование конфликтологической компетентности.
Важным является не только понимание структуры конфликтологической компетентности, существенным вопросом становится динамика её формирования. Её можно рассмотреть в двух плоскостях. Первая - это организационная динамика, которая предполагает наличие определённой программы со своими конкретными задачами и периодами. Второй аспект - это последовательность формирования конфликтологической компетентности в личностном развитии. При этом важно понимать, что эта динамика описывает формирование конфликтологической компетентности, которая происходит в течении всей профессиональной жизни специалиста.
Организационная динамика может быть совершенно разной в различных проектах, в то же время можно выделить общие черты, которые были выявлены из анализа работ В.А. Шемятихина и В.В. Шерниязовой. Так выделяется 3 основных этапа: подготовительный, формирующий и аналитический.
Подготовительный этап предполагает теоретическое исследование сути вопроса и диагностику обучающихся.
Формирующий этап является основным. Он делится на свои фазы в зависимости от структуры: фаза теоретического компонента, фаза практического и психологического элемента, фаза нормативного компонента. При этом ценностный компонент и рефлексия присутствует на каждой из фаз.
Аналитический этап предполагает повторную диагностику и подведение итогов проведённой работы.
Личностная динамика описана в работах Н.Л.Жмакиной и Е.Г.Комоловой. Так авторы выделяют следующие этапы: обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Так ВУЗ имеет возможность оказывать влияние лишь на первые 4 уровня посредством аудиторных и внеаудиторных занятий, участия в различных проектах и непосредственно в конфликторазрешении. Также можно принимать во внимание динамику более крупного масштаба, где конфликтологическая компетентность сама является этапом при формировании конфликтологической культуры личности.
Поэтому при составлении программ повышения уровня конфликтологической компетентности важно учитывать личностную динамику развития, понимать начальный её уровень, и исхода из исследовательских данных выстраивать организационный план.
При этом необходимо соблюдать условия, благоприятствующие формированию конфликтологической компетентности, а также учитывать факторы, влияющие на её развитие.
Под условиями понимается образовательная среда, которая окружает обучающегося. При этом условия зависят от программы работы по повышению уровня конфликтологической компетентности, от её целей, задач, методов, теоретических оснований и т.д. В связи с этим они достаточно вариативны.
Если же мы обращаемся к факторам формирования конфликтологической компетентности, то важно учитывать два направления влияния: внешнее и внутреннее. К внешним в основном относятся психолого-педагогические, социальные, экономические, демографические, социокультурные. Эти факторы создают внешнюю среду, способствующую формированию конфликтологической компетентности или тормозящие его. При этом сфер влияния достаточно много, так важным становится не только близкое окружение, но и сам ВУЗ, его преподаватели, экономическая обстановка в регионе. Особенно значительным является менталитет того или иного сообщества, установки социума, его традиции.
В то же время важную роль играют и внутренние факторы, к которым относятся: мотивация, ценности личности, её социальный опыт, опыт взаимодействия в конфликтах, готовность к практическому применению конфликтологических знаний, умений и навыков в непредвиденных ситуациях, самоэффективность, способности к управленческой деятельности, стремление к саморазвитию и самообразованию и т.д. Данные факторы имеют решающее значение в процессе формирования конфликтологической компетентности, в то же время многие из них могут быть подвергнуты и внешнему влиянию, но окончательно процесс завершается в самом человеке. Поэтому данные факторы менее управляемы.
Также в процессе формирования конфликтологической компетентности важен и момент выбора методов педагогического воздействия. При этом необходимо учитывать зависимость методов и от других факторов, таких как структурный компонент компетентности, цели и задачи проекта, первоначальный уровень компетентности и т.д. Из этого выстраивается вариативность программ, которые могут включать в себя следующие методы формирования конфликтологической компетентности: лекции (как стандартный, так и инновационные методики), семинары (также как в стандартном формате, так и в инновационном), case-study, медиационная клиника или Служба конфликтологической помощи, тренинги, проектирование, моделирование, тьюториал, конференции, морфологический (структурный) анализ конфликта, комбинированный метод, личностно развивающие ситуации, квазипрофессиональная деятельность, полипозиционное общение и др. Стоит отметить, что такой метод, как медиационная клиника или Служба конфликтологической помощи занимают особое место в перечне представленных методов. Данные структуры действуют на основе клинического подхода и предполагают получение студентами практических навыков уже в ВУЗе через работу с реальными случаями и поддержку куратора. Данный метод затрагивает сразу 4 структурных элемента конфликтологической компетентности: практический, психологический (работа с эмоциями, постоянная рефлексия и дальнейшее саморазвитие), ценностный (появляется более полное понимание профессии и формируются устойчивые ценности), нормативный (появляется потребность в более детальном изучении норм, особенно этических). При этом важно учитывать комплексность процесса, особенности каждого из этапов и каждого элемента структуры.
Поэтому можно сделать вывод, что процесс формирования конфликтологической компетентности в ВУЗе является достаточно сложным, многосоставным и многофакторным. Необходим учёт многих параметров, при этом важным и первостепенным является заинтересованность самого студента в данном процессе. Только в результате соработничества возможно появление каких-либо результатов. При этом важно учитывать и тот момент, что конфликтологическая компетентность является и элементом социальной, которая формируется не в процессе обучения.
Также для более глубокого изучения темы было проведено эмпирическое исследование, которое заключалось в пяти этапах. Первый этап включает в себя анализ теоретических знаний, где по мнению автора, разбираются базовые знания, необходимые для конфликтолога.
Второй этап предполагает анализ практических навыков выпускников- конфликтологов, их практический опыт конструктивного взаимодействия в конфликте, а именно избираемые стратегии (методика К. Томаса и Р. Килманна).
Третий этап включает анализ психологической составляющей конфликтологической компетентности. В связи с этим был избран 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Четвёртый этап предполагает интервью со студентами четвёртого года обучения по направлению «Конфликтология», которое затрагивает нормативный и ценностный аспекты конфликтологической компетентности, а также факторы, влияющие на её развитие.
Пятый этап - интервью с преподавателями кафедры конфликтологии.
Так на первом этапе были получены следующие результаты: средним показателем группы по теоретическому компоненту является 1,48 баллов из 3. Максимальный балл - 2,3; минимальный - 0,6. В целом показатели можно считать невысокими. Причин такого результата может быть множество, среди которых можно выделить расстановку приоритетов не в пользу обучения в ВУЗе, или каких-либо отдельных предметов, неактуальность конфликтологического знания, низкий уровень мотивации и т.д. Также можно отметить, что данные показатели не коррелируют с высокими результатами третьего этапа по показателю интеллекта, который больше делает акцент на смекалке и скорости мыслительного процесса. В то же время это говорит о хорошем интеллектуальном заделе и слабой его реализации в конфликтологическом знании.
Из результатов второго этапа можно заметить, что наиболее привлекательной для 46,7% студентов является стратегия компромисса. 20% опрошенных более склонны к сотрудничеству. В то же время нельзя выделить более «правильную» или «неправильную» стратегию, так как они являются во многом ситуативными. Стратегии поведения в конфликте зависят от множества факторов, среди которых и сложность ситуации, и наличие времени, и особенности отношений с оппонентом, и цели и т.д. Поэтому при сформированной конфликтологической компетентности специалист должен обладать инструментами каждой из стратегий. Так лишь 6,7% студентов имеют почти равные распределения баллов по стратегиям. То есть уже у части выпускников можем видеть грамотную модель поведения в решении конфликтных ситуациях. Положительным результатом является и то, что у 38,5% студентов можно наблюдать приближение к данным показателям. Таким образом, мы можем на данный момент говорить лишь о первых этапах формирования поведенческого элемента в развитии конфликтологической компетентности.
Третий этап сообщает результаты психологических характеристик личности, которые можно разделить на блоки. Так по половине коммуникативных факторов большинство студентов обладает необходимыми способностями. В то же время в части параметрах, где необходим оптимальный синтез двух полярных качеств (например, доверчивость - подозрительность), у большинства группы наблюдаются крайние показатели. По результатам блока вопросов, направленных на измерение уровня интеллекта, можно сделать вывод, что большинство студентов обладает необходимым интеллектуальным заделом для конфликтологической деятельности. Что же касается эмоциональных свойств, то можно сказать, что большинство студентов обладают наиболее благоприятными результатами, особенно важными являются результаты по эмоциональной устойчивости, которой обладает 73,3% респондентов. Данный аспект является важным, так как работа с конфликтом достаточно эмоциональна и требует от конфликтолога высокого эмоционального интеллекта. А также не менее важны и регуляторные свойства студентов. Согласно данному блоку качествами самодисциплины обладает 60% студентов. Данные показатели являют достаточно положительную тенденцию.
При этом важно понимать, что показатели минимально подходящие для деятельности конфликтолога по каким-либо из факторов не являются сильным препятствием в формировании конфликтологической компетентности. Иными словами можно сказать, что у разных людей имеется различный первоначальный багаж необходимых качеств, который можно изменять и дополнять. Необходимым является адекватная самооценка своих достижений, рефлексия и личная мотивация к изменениям.
Четвёртый этап затрагивает ценностный и нормативный элементы в структуре конфликтологической компетентности. Ценностный элемент играет важную роль в формировании конфликтологической компетентности. Так 60% респондентов в профессии важна самореализация, 30% - помощь людям, 10% студентов актуальной является ценность карьеры, а 20% студентов важна актуальность и востребованность данных знаний и умений. Эти ценности являются стимулами в развитии компетенций, важно проследить их устойчивость и взаимосвязь. Можно отметить, что расставление акцентов на самой работе, по мнению автора, является более продуктивной установкой, нежели на каких-либо внешних предметах (как, например, денежное вознаграждение, которое тоже по сути является важным), так как внутренняя мотивация является более сильным стимулом нежели внешнее мотивирование.
Что же касается нормативного элемента, то можно отметить, что у группы есть понимание важности соблюдения норм в конфликтологической деятельности. Студенты выделяют такие границы, как нормы права, морали, религии. В то же время большинство затруднялось с указание конкретных норм, что говорит о недостаточном развитии данного элемента в структуре конфликтологической компетентности.
Изучив элементы конфликтологической компетентности, можно сказать, что студенты обладают благоприятным заделом для дальнейшего конфликтологического развития, все элементы в большинстве своём имеют достаточно высокие и адекватные показатели. В таких условиях важно определить степень влияние внешних и внутренних факторов, которые могут поддержать данные тенденции.
Большинство студентов и преподавателей обращают внимание на первостепенность внутренних факторов в формировании конфликтологической компетентности. В то же время отмечается и важность внешних факторов, как социальная обстановка в регионе, экономическая, демографическая, традиции общества. Данные факторы влияют на уровень образования в каждом конкретном регионе, на возможности обучения молодых людей и их дальнейшего трудоустройства; установки общества и менталитет влияют на принятие социумом представителей данной профессии, на готовность привнести в жизнь ценности мира и консенсуса. Процессы, происходящие в обществе, влияют на возможности ВУЗов предоставлять качественное образование, на возможности экономики создавать рабочие места, реализовывать проекты, на возможности семьи обеспечивать обучение и т.д. Данные факторы более влияют на развитие профессии, а следовательно и на формирование конфликтологической компетентности, мотивации её развития. Среди внутренних факторов, для респондентов особое значение имеет мотивация личности в развитии себя как конфликтолога. Также важным замечанием было привнесение в перечень внутренних факторов таких элементов, как психотип и психическое состояние личности, наличие неразрешённых внутреличностных конфликтов. В то же время необходимо отметить, что конфликтологическая компетентность может развиваться и помимо профессии конфликтолога, тогда влияние внешних факторов становится меньше.
Таким образом, исходя из цели исследования можно сказать, что влияние как внешних, так и внутренних факторов на формирование конфликтологической компетентности является значительным. При этом внутренние факторы имеют первостепенное значение, в то же время они должны получать необходимую поддержку и влияние внешних факторов.



1. HutmacherWalo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a//Secondary Education for Europe Stsburg, 1997 - C. 11
2. Абашина В.В. К вопросу о профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений в условиях личностно ориентированной модели обучения детей // Мониторинг как условие реализации личностно ориентированного педагогического процесса: Сб. науч. материалов Третьей окружной науч.-практ. конф. «Знаменские чтения»: В 2 ч. - Сургут, 2004. - Ч. 1. С.39.
3. Антюхов А.В. Современные образовательные технологии в вузе: Учеб. пособие для магистров и аспирантов / А.В. Антюхов, М.В. Ретивых, Н.В. Фомин - М.: Педагогическое общество России, 2013. - С.7-18
4. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога 2-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - СПб.: Питер, 2006. - 526с.
5. Башкин М.В. Конфликтная компетентность : метод. указания / М. В. Башкин // Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2014. — 72с.
6. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией А. А. Бодалева. — М.: Когито-Центр. - 2011. - 2280 с.
7. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения - практические методы: пер. с нем./ Ф. Глазл - Калуга: Духовное познание, 2000. - 192с.
8. Голошумова Г.С. Факторы формирования социальной компетентности подростков/ Г.С. Голошумова, С.Г. Ежов // Педагогическое образование в России. 2011. - №4. - С.211-217
9. Жмакина Н. Л. Формирование профессиональной компетентности специалиста образовательного учреждения/ Н.Л. Жмакина, Е.Г. Комолова // Вестник НВГУ. 2010. - №1. - С. 13-19
10. Зимняя И.А. - Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 42с.
11. Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная конфликтология - Второе издание /Е.Н. Иванова - СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2015. - 252с.
12. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла /
А. Н. Капустина. - СПб.: Речь, 2001. - 112 с.
13. Кашапов М. М. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности. Монография. / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова - Ярославль, 2012. - 428с.
14. Козер Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер / Пер. с англ. О.А.Назаровой; Под общ. ред. Л.Г.Ионина. Пер. изд.: Coser L.A. The functions of social conflict (Free Press, 1956) - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. - 205 с.
15. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) / И. В. Коняхина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. - №11 (126) - С. 68 - 71
16. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя/ А.К. Маркова // Педагогика. 1995.-№6 . - С.55-63.
17. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь /. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченк. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632с.
18. Митяева А.М. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования / Митяева А.М. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012 - №2 - С.273 - 280
19. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия (10 ноября 2015 г., г.Нижний Новгород). - Н.Новгород: Мининский университет, 2015. - 478 с.
20. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второе издание, исправленное и дополненное. Авторы словарных статей: В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Е. Э. Бабаева, О. Ю. Богуславская, И. В. Галактионова, М. Я. Гловинская, С. А. Григорьева, Б. Л. Иомдин, Т. В. Крылова, И. Б. Левонтина, А. В. Птенцова, А. В. Санников, Е. В. Урысон. Под общим руковод.. — М.: Вена: Языки славянской культуры: Венский славистический альманах. 2004. - С.479-482
21. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг // Общение - компетентность - тренинг: Избранные труды. - М.: Смысл, 2007. - С. 375 - 594.
22. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж.Равен - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
23. Рекош Э. В защиту общественных интересов: руководство для юристов и правозащитников / Под ред. Эдвина Рекоша, Киры Бучко, Веселы Терзиевой, Дмитрия Шабельникова. - Пер. с анг. Д.Б. Шабельникова; Науч.ред.пер. Н.М.Кипнис. - М.: Юристъ. - 2004. - 506 с.
24. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды / М.В. Ретивых // Вестник БГУ. 2015.- №1. - С.61-65
25. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования: Монография./ Н.В. Самсонова. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308 с.
26. Теплоухов А.П. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности студентов педвуза / А.П. Теплоухов// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. - № 2. - С.253-256
27. Теплоухов А.П. Формирование конфликтологической компетентности
будущих учителей физической культуры: автореферат дис. кандидата пед.наук.: 13.00.08 / А.П. Теплоухов; ФГБОУ ВПО «Шадринский
государственный педагогический институт» - Шуя, 2012. - 23 с.
28. Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе / И.В. Федосова // Ценности и смыслы. 2009. - №2. - С.75-92
29. Фомина С.Н. Формирование конфликтологической компетентности будущего специалиста социальной сферы / С.Н. Фомина, А. М. Митяева // Учёные записки. 2009. - №11. - С. 105-109
30. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта / Хасан Б. И.. СПб.: Питер, 2003 - 304с.
31. Хертель А. фон Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в Вашей жизни / Пер. с нем Н. Бабичевой - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. - 272 с.
32. Цой Л.Н. Практическая конфликтология (книга первая) / Л.Н. Цой -М. 2001 - 233 с.
33. Шевцова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение личностно развивающей ситуации как средства формирования познавательного интереса младших школьников / М.А. Шевцова// Гаудеамус. 2005. - №8. - С.123-127
34. Шемятихин В.А. Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности преподавателей вузов: автореф. дис. к-та. пед. наук: 26.12.2008 / В.А. Шемятихин; Уральский гос. педагогический ун-т - Екатеринбург, 2008. - 25 с.
35. Шерниязова В.В. Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в вузе как основа профессиональной адаптации: автореф. дисс. к-та.пед.наук: 23.06.2011 / В.В. Шерниязова; Челябинская гос. академия культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - 25 с.
36. Щербакова О.И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии / О.И. Щербакова // Проблемы современного образования. Новые исследования в образовании. 2010. - №2 - С.78 - 82
37. Яковлева И.П. Диагностика конфликтологической компетентности студентов в структуре психолого-педагогического мониторинга / И.П. Яковлева, Д.А. Романов, М.Л. Романова // Научный журнал КубГАУ. 2015 - №108(04). - С.1 -21
38. Яковлева И.П. Формирование конфликтологической компетентности студентов инженерного вуза / И.П. Яковлева, Д.А. Романов, М.Л. Романова //Научные труды КубГТУ. 2014. - №4. - С.53-58
39. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer Open university
of the Netherlands / Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer (перевод с английского Е.Орел) 12 мая, 2004 [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/expertize/426 1, - свободный. - Проверено
01.06.2018.
40. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3200/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A4 %D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90% D0%9C%D0%9C%D0%90 , свободны. - Проверено 01.06.2018.
41. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов /
В.М. Блейхер , И.В. Крук [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.ktoeslineya.ru/biblioteka/giperchild/slovar_psih_terminov.pdf, - свободный. - Проверено 01.06.2018.
42. Большой англо-русский и русско-английский словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/812563/tutorial, свободны. - Проверено 01.06.2018
43. Вербицкий А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.library.by/portalus/modules/psychology/, свободны. - Проверено 01.06.2018
44. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. // Основные положения
Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века - UNESCO, 1996.[Электрон. ресурс] - Режим доступа:
https://www.ifap.ru/library/book201.pdf, - свободный. - Проверено 01.06.2018.
45. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения / А.М. Долгоруков [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа: http://www.evolkov.net/case/case.study.html, свободный. - Проверено 01.06.2018
46. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm, - свободный. - Проверено 01.06.2018.
47. Леонов Н.И. Формирование конфликтной компетентности субъектов
образовательного процесса / Н.И . Леонов // Конфликтология. 2014 - №S -
C. 44 - 46 [Электрон. ресурс] - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=22504904&, - свободный. - Проверено 01.06.2018.
48. Нелюбов С. А. Динамика профессионального становления руководителя образовательного учреждения /С. А. Нелюбов// Электронная газета «Интерактивное образование» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://io.nios.ru/old/releases, свободны. - Проверено 01.06.2018
49. Романцова М. Г. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для преподавателей / М.Г. Романцова, М. Ю. Ледванова, Т. В. Сологуб - М.: Академия Естествознания. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2716, - свободный. - Проверено 01.06.2018.
50. Стёпин В.С. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под редакцией В. С. Стёпина - М.: Мысль, 2001. .[Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6bc2 e9803479862096bb?p.s=TextQuery, - свободный. - Проверено 01.06.2018.
51. Федосова И.В. Профессиональные ценности как основа личностно¬
профессиональной подготовки будущего специалиста / И.В. Федосова [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www. rusnauka. com/6_PNI_2014/Pedagogica/2_159043. doc. htm ,
свободны. - Проверено 01.06.2018
52. Цой Л.Н Общая схема конфликтологической компетентности. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://conflictmanagement.ru/obshhaya- shema-konfliktologicheskoy-kompetentnosti, - свободный. - Проверено 01.06.2018


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ