Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная адаптация акторов школьного образования в условиях коронавирусной пандемии: оценка изменений и напряженности (на примере МБОУ СОШ № 128 г. Барнаула)

Работа №89022

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы139
Год сдачи2022
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной адаптации акторов школьного образования к внешним угрозам и социальной напряженности как ее проявления 16
1.1 Социальная адаптация акторов школьного образования к изменениям социальной среды: теоретические вопросы и современные методологические подходы 16
1.2 Практики, механизмы и последствия социальной адаптации акторов школьного образования к внешним изменениям 29
1.3 Социальная напряженность как проявление адаптации акторов школьного образования к внешним изменениям 39
Глава II. Методика и результаты исследования социальной напряженности как проявления адаптации основных акторов школьного образования в условиях коронавирусной пандемии (на примере учителей и учащихся МБОУ СОШ № 128 г. Барнаула) 60
2.1 Изменения в системе школьного образования в условиях пандемии коронавируса и практики адаптации учителей 60
2.2 Проблемы адаптации учащихся к изменениям в системе школьного образования 75
2.3 Оценка социальной напряженности учителей и учащихся как проявления адаптации к изменениям в системе школьного образования 88
2.4 Рекомендации по формированию эффективных практик и механизмов социальной адаптации и снижению напряженности акторов школьного образования в условиях возникновения внешних угроз (на примере коронавирусной пандемии) 104
Заключение 108
Список литературы 114
Приложение 1 123
Приложение 2 127
Приложение 3 132
Приложение 4 133
Приложение 5 134
Приложение 6 135
Приложение 7 136

Актуальность. На современном этапе социального развития происходят глобальные изменения, которые сопровождаются возникновением серьезных противоречий во всех сферах общества, в числе которых и образовательная. Особенно остро этот вопрос стоит в связи с последними событиями, характеризующимися развертыванием коронавирусной пандемии. Пандемия показала ряд проблем, связанных с образованием, а именно - его содержанием, технологией обучения и, наконец, организацией. И одним из последствий возникших проблем явился рост социальной напряженности в школьной среде.
Социальная напряженность создает почву для появления различных противоречий. Особенно ярко это выражается в образовательной среде, которая характеризуется неоднородностью состава участников по возрастному и профессиональному признаку. Именно этот фактор во многом определяет социальные взаимоотношения акторов школьного образования, которыми выступают не только учащиеся и педагоги, но и школьная администрация, а также родители самих учащихся.
Конфликт, возникающий между указанными ранее субъектами образовательного процесса, особенно сложен и глубок в период внешних угроз, которые в данном случае представлены в виде коронавирусной пандемии. И это проявляется, в первую очередь, в адаптационных способностях акторов школьного образования.
В связи с этим представляется актуальным исследование изменений, происходящих в школьной среде, характеризующихся напряженной обстановкой, которая вызвана изменениями во взаимоотношениях акторов школьного образования. И так как с трудностями адаптации к новым условиям в период коронавирусной пандемии участники образовательного процесса столкнулись впервые, представляет особую важность выяснить, как проявляется их адаптация в условиях коронавирусной пандемии, как в целом, по их мнению, изменилась система образования в период пандемии и какова их оценка этих изменений. Информация, полученная в ходе исследования, будет использована в рамках составления рекомендаций по формированию эффективных практик и механизмов социальной адаптации и снижению напряженности акторов школьного образования в условиях возникновения внешних угроз.
Степень научной разработанности темы. Социальная напряженность, как правило, возникает в системе институтов социума, из которых наиболее подверженными конфликту является образование. Рассмотрением института образования особенностей его развития в разные периоды занимались Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, и др. Исследованием же проявления в нем социальной напряженности или конлфиктов занимались такие зарубежные ученые, как: Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, Д. Дэн и Дж. Валкер.
Образование как один из самых важных социальных институтов само по себе является почвой для развития многочисленных противоречий и конфликтов. Изучение конфликта как социального явления впервые появляется в социальных науках и рассматривается под углом двух направлений: с точки зрения «болезни» и естественного для общества феномена. Конфликт как патология рассматривается Э. Дюркгеймом и Т. Парсонсом. Взгляды на конфликт как естественное явление общественной жизни прослеживаются в теории конфликта и могут быть выражены в функционалистском и диалектическом направлениях. Представителями функционализма выступают Г. Зиммель и Л. Козер. Они объясняют конфликт как закономерный феномен, который способен объединять социальные группы и, таким образом, приводить общество в порядок. Другая, диалектическая концепция, представителями которой являются К. Маркс, Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др., характеризуется следующими положениями: во-первых, конфликт - основной двигатель развития общественной системы, во-вторых, по их мнению, он обладает конструктивными и деструктивными последствиями.
Необходимо отметить, что изменение социального пространства индивида может выступать в роли одного из факторов, вызывающих конфликт в образовании. В данном случае идет речь об изменениях в сознании участников образовательного процесса, социальных отношениях, моделях поведения. Подобными явлениями характеризуется процесс социальной адаптации, который в зависимости от степени влияния внешней среды. Так, ученые (К. Маннгейм, М. Мид, Ф.Т. Кумбс, Е.П. Ильин, Д.Л. Константиновский) исследовали проблемы социальной адаптации, выступающей в качестве последствия взаимовлияния общества и образовательной среды. Их исследовательские разработки рассматриваются в рамках конфликтологического подхода.
Процесс социальной адаптации как одно из условий возникновения социальной напряженности изучали Л. Корель и С.И. Капица. Их труды связаны с различными аспектами процесса адаптации человека к изменяющимся внешним социальным условиям.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день имеется достаточно широкий круг исследований, посвященных проблематике конфликтов в образовательной среде, а также теме социальной адаптации человека. Однако не устанавливается взаимосвязь между двумя этими явлениями в разрезе изменений в образовательной среде под влиянием внешних условий. Таким образом, мы можем говорить о недостаточности изучения проблемы социальной адаптации акторов школьного образования в изменяющихся условиях внешней среды.
Объект: социальная адаптация акторов школьного образования к изменениям внешней и внутренней среды.
Предмет: социальная напряженность акторов школьного образования как следствие адаптации в условиях коронавирусной пандемии.
Цель исследования состоит в том, чтобы оценить изменения и выявить уровень напряженности, выступающие следствием социальной адаптации акторов школьного образования в условиях коронавирусной пандемии.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к анализу изменений и напряженности, возникающих в школьном образовании в условиях коронавирусной пандемии;
2. Разработать методику комплексного исследования по изучению социальной напряженности акторов школьного образования как следствие адаптации в условиях коронавирусной пандемии;
3. Охарактеризовать проявление социальной адаптации акторов школьного образования как возникшую социальную напряженность условиях коронавирусной пандемии;
4. Выявить специфику возникновения социальной напряженности, выступающей как следствие коммуникативных, технологичных, организационно-административных проблем в образовательном процессе, в условиях коронавирусной пандемии;
5. Описать опыт внедрения новых форм адаптации в образовании (на примере МБОУ «СОШ № 128») в условиях коронавирусной пандемии в организационном и техническом отношении;
6. Охарактеризовать субъективные оценки акторов школьного образования преимуществ и недостатков нетрадиционных форм социальной адаптации к изменяющимся условиям;
7. Разработать рекомендации по использованию эффективных практик и механизмов социальной адаптации и снижения напряженности акторов школьного образования в условиях коронавирусной пандемии на основе анализа результатов проведенного исследования.
Гипотезы:
1. Оптимальной теоретико-методологической базой для изучения изменений и напряженности, возникающих в школьном образовании в условиях коронавирусной пандемии, является теория социальной адаптации, рассмотренная в разрезе нескольких концептуальных подходов: нормативного, интерпретативного, конфликтологического и институционального.
2. Методика исследования по изучению социальной напряженности акторов школьного образования как следствие адаптации в условиях коронавирусной пандемии базируется на совокупности количественных (анкетирование) и качественных (экспертный опрос, традиционный анализ документов) методов сбора и анализа данных.
3. Проявлением социальной адаптации акторов школьного образования к внешним угрозам является возникшая в условиях коронавирусной пандемии социальная напряженность.
4. Возникновение социальной напряженности в образовательном процессе в условиях коронавирусной пандемии можно определить как следствие коммуникативных, технологичных, организационно-административных проблем.
5. МБОУ СОШ № 128 оказалась не в полной мере готова к внедрению новых форм адаптации в образовании в условиях коронавирусной пандемии в организационном и техническом отношении.
6. Основные трудности, возникшие в образовании на фоне коронавирусной пандемии, были вызваны большим объемом методической, учебной нагрузки в отношении учителей и учащихся соответственно.
7. Субъективные оценки акторов школьного образования нетрадиционных форм социальной адаптации к изменяющимся условиям носят преимущественно негативный характер.
8. Разработанные в рамках выпускной квалификационной работы рекомендации непосредственным образом отражают сформированные в ходе исследования эффективные практики и механизмы социальной адаптации и снижения напряженности акторов школьного образования в условиях возникновения внешних угроз (на примере коронавирусной пандемии) и могут быть полезны для осуществления образовательного процесса на качественно новом уровне.
В качестве теоретико-методологического основания исследования использовались различные подходы. Исследование данной выпускной квалификационной работы будет формироваться в рамках системного подхода, позволяющего изучить взаимосвязи общего с особенным и единичным. Так, явление социальной адаптации, занимающее центральную позицию в работе, будет рассмотрено в разрезе нескольких концептуальных подходов: нормативного, интерпретативного, конфликтологического и институционального. В рамках данных теоретических оснований мы сможем выделить основные социальные и психологические механизмы социальной адаптации как социо-культурного феномена, а также рассмотреть сам институт образования как средство социализации школьников в современном подвергающемуся изменениям обществе.
В первую очередь, мы рассмотрим социологические концепции, которые получили наибольшую популярность в исследовании социальной адаптации: нормативный и интерпретативный подходы. Первый из них был изучен Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом и др., исследования в рамках второго подхода принадлежат усилиям М. Вебера, Ф. Знанецкого, У Томаса, Э. Фромма и др.
Нормативный подход предусматривает изучение социальной адаптации как основного фактора социализации индивида, протекающего в естественной для человека среде. Парсонс, Дюркгейм, Мертон и др. сторонники данной концепции считают, адаптивное взаимодействие человека с окружающей средой - это ни что иное, как деятельность человека, которая на протяжении всей его жизни корректируется нормами и ценностями, устанавливаемыми обществом. Благодаря этому, по мнению указанных ученых, у индивида открываются возможности не только для преобразования природы, но и для ее внедрения в материальную и культурную сферы жизнедеятельности человека.
Интерпретативный подход существенно отличается от нормативного. В рамках интерпретативного подхода ученые говорят о том, что любая жизненная ситуация индивида может рассматриваться как дезадаптивная независимо от сферы ее возникновения: социальной, психологической, экономической, политической и т.д. В этом, по мнению ряда ученых, содержится основная составляющая социальной адаптации, а именно - субъективное принятие личностью важных для нее аспектов жизнедеятельности.
В рамках конфликтологического подхода исследователей интересуют проблемы социальной адаптации как следствие взаимовлияния общества и системы образования (К. Маннгейм, М. Мид, Ф.Т. Кумбс, Е.П. Ильин, Д.Л. Константиновский). Данное положение важно рассмотреть в связи с тем, что процесс внедрения личности в новую среду происходит наряду с различными изменениями в его сознании. Так, у человека происходит формирование новых установок, социальных стереотипов, моделей поведения, о которых говорили в своих трудах В.В. Гриценко, Л.М. Дробижева, Г.М. Андреева, И.А. Климов, Т.Г. Стефаненко и др.
Говоря об исследованиях специфики социальных конфликтов в системе образования, можно отметить работы зарубежных авторов Х. Корнелиуса и Ш. Фэйра, Д. Дэна и Дж. Валкера. Эти работы посвящены определению природы школьного конфликта, его основным причинам, методам примирения при разрешении конфликта, источникам школьных конфликтов и стратегиям управления ими.
Адаптация в образовательном процессе в рамках институционального подхода рассматривается как одна из сторон общественных отношений, взаимодействующая с другими элементами системы образования. Ее изучение в разрезе данного подхода позволяет выявить социальную и культурную функции адаптивного поведения личности - об этом свидетельствуют труды В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовского, Д.Л. Константиновского и др. Также в рамках данного подхода становится возможным рассмотреть образование как институт, создающий или образующий саму личность путем ее включения в непрерывные общественные отношения и стимулирующий ее таким образом к освоению коммуникативных, культурных навыков, то есть социализации.
Также большое значение для социологии имеет рассмотрение явления социальной адаптации Л. Корель в разрезе социологии адаптаций. Она описывает необходимость изучения социальной адаптации, обуславливая этот процесс рядом факторов: ускоренный ритм социальных изменений в мировом сообществе, проблема устойчивого развития общества, возрастающая социальная мобильность индивидов, экономические и политические преобразования в России и т.д.
Методы исследования. При написании диссертационной работы используются: 1) теоретические методы обобщения и синтеза, сравнительный метод, гипотетико-дедуктивный метод и метод научной индукции; 2) эмпирические методы: анкетирование и экспертный опрос, а также традиционный анализ документов.
Эмпирическая база исследования. В данной работе в качестве методов используются традиционный анализ литературы, анкетирование и экспертный опрос.
Традиционный анализ литературы необходим для изучения теоретико-методологической базы исследования, понимания сущности явления социальной адаптации, социального конфликта и их значения в изменяющемся социокультурном пространстве в разрезе отношений акторов школьного образования. Данный метод позволил нам выделить теоретические аспекты, выступающие системообразующими нашего эмпирического исследования.
Анкетный опрос среди 174 учащихся и 33 учителей конкретного общеобразовательного учреждения г. Барнаула (МБОУ СОШ № 128) позволил выявить общее мнение о процессе внедрения качественно новых форм социальной адаптации, а также об адаптивных трудностях, с которыми учащимся пришлось столкнуться в период коронавирусной пандемии.
Экспертное интервью, в котором приняли участие завучи по учебной и воспитательной работе, техническому процессу, социальный педагог, а также председатель родительского комитета конкретного общеобразовательного учреждения г. Барнаула (МБОУ СОШ № 128) помогло выделить элементы социальной напряженности, возникшей в условиях коронавирусной пандемии в образовательной среде, а также сделает возможным их рассмотрение в контексте социальной адаптации акторов школьного образования.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в обосновании целесообразности использования нескольких концептуальных подходов (нормативного, интерпретативного, конфликтологического и институционального) для рассмотрения социальных механизмов социальной адаптации участников образовательного процесса, а также в анализе перспектив снижения напряженности акторов школьного образования в условиях возникновения внешних угроз (на примере коронавирусной пандемии).
Практическая значимость диссертационной работы состоит в разработке методик для проведения дальнейших исследований по данной тематике. Результаты анализа могут быть полезны не только исследователям, но и руководству школы, на базе которой проводится данное исследование, а также органам государственной власти и местного самоуправления для осуществления процесса образования на качественно новом уровне в условиях возникновения внешних угроз (коронавирусная пандемия).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В ходе изучения изменений и напряженности, возникающих в школьном образовании в условиях коронавирусной пандемии в качестве теоретико-методологической базы главным основным источником стала теория социальной адаптации, рассмотренная в разрезе нескольких концептуальных подходов: нормативного, интерпретативного, конфликтологического и институционального. Данные подходы позволили изучить социальную адаптацию как явление многомерное и многоплановое, выявить ее основные черты в разрезе самых разных сфер жизнедеятельности человека.
2. Основными методами исследования по изучению социальной напряженности акторов школьного образования, выступающей одним из последствий адаптации в условиях коронавирусной пандемии, явились количественные (анкетирование) и качественные (экспертный опрос) методы сбора и анализа данных.
3. Одним из условий, сопровождающих социальную адаптацию акторов школьного образования к внешним угрозам, стала возникшая в условиях коронавирусной пандемии социальная напряженность. В период, когда участникам образовательного процесса пришлось перейти на качественно новую форму обучения, возникло множество проблем, касающихся успешного усвоения ими совершенно иных условий работы. И учителя, и школьники с их родителями, и администрация школы были вынуждены в короткие сроки заново выстроить свою систему работы. Конечно, такие резкие перемены в жизнедеятельности каждого из участников образовательного процесса не могут не ухудшить их общий эмоциональный фон и не вызвать определенных внутренних переживаний и противоречий, что, несомненно, влечет за собой деструктивные изменения в отношениях с другими.
4. Социальная напряженность в образовательном процессе в условиях коронавирусной пандемии возникла в связи с коммуникативными, технологичными, организационно-административными проблемами. Школьному образованию предстояло выполнить ряд задач, связанных с воссозданием и налаживанием социальных отношений внутри школы, предполагающих, в первую очередь, овладение навыками коммуникаций; созданием необходимых условий для новой формы работы как для учащихся, так и для учителей; контролем учебного процесса и обеспечением исчерпывающей информацией о ходе реализации новой формы обучения выше стоящие структуры.
5. МБОУ «СОШ № 128», на базе которой проводилось исследование, оказалась не в полной мере готова к внедрению новой формы обучения в условиях коронавирусной пандемии в организационном и техническом отношении. В первую очередь, трудности в адаптации участников образовательного процесса к дистанционному обучению связаны именно с техническими ограничениями, проявляющимися в отсутствии доступа в интернет и как следствие невозможности использования цифровых платформ и других интернет-ресурсов, необходимых для работы. В настоящее время разработано немало всевозможных интернет-платформ, позволяющих совершенно иначе посмотреть на традиционный урок, однако далеко не во всех школах распространено их применение, отчего педагоги не владеют умениями работать с подобными ресурсами. Также участникам школьного образования, активно включенным в привычный режим работы, пришлось довольно быстро перестраиваться и в сжатые сроки, вызванные изменениями извне, овладевать навыками работы в дистанционном формате. В данном случае к таким изменениям оказались не готовы ни администрация школы, ни учителя, ни учащиеся.
6. Основные трудности, возникшие в образовании в условиях коронавирусной пандемии, были вызваны большим объемом методической, учебной нагрузки в отношении учителей и учащихся. Так, во время перехода на качественно новую форму обучения учителя помимо разработки домашних заданий для учащихся, их проверки, а также обеспечения школьников учебной информацией должны были «отвечать» поступающим новым распоряжениям от администрации школы и вышестоящих структур. В это время учащиеся столкнулись с большим потоком информации, также поступающей в непрерывном режиме от педагогов. Кроме того, увеличилась доля самостоятельного усвоения учащимися учебного материала, что в условиях традиционной формы обучения стало непривычным для школьников. Совокупность всей массы требований и большого потока информации составили тот объем методической и учебной нагрузки, который оказался непосилен для участников образовательного процесса.
7. Субъективные оценки акторов школьного образования нетрадиционных форм социальной адаптации к изменяющимся условиям носят преимущественно негативный характер. В целом адаптация основных акторов образовательного процесса к новой форме обучения в условиях коронавирусной пандемии прошла успешно. Об этом говорят эксперты и участники анкетного опроса, которые высоко оценили свои адаптивные возможности. Однако наряду с этим всеми опрошенными отмечены трудности, с которыми им пришлось столкнуться в процессе перехода на дистанционную форму обучения. Особенно негативный характер носят отзывы учителей, учащихся и их родителей, а также администрации школы о последствиях адаптации. Ими отмечен ряд проблем, процесс преодоления которых длится по настоящий момент.
8. В рамках выпускной квалификационной работы были разработаны рекомендации, которые отражают сформированные в ходе исследования эффективные практики и механизмы социальной адаптации и снижения напряженности акторов школьного образования в условиях возникновения внешних угроз (на примере коронавирусной пандемии) и могут быть полезны для осуществления образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм обучения.
Апробация работы.
1. Горшунова, Е.Е. Проблемы школьного образования в условиях коронавирусной пандемии (на примере МБОУ «СОШ №128») / Е.Е. Горшунова // «Научный лидер». Общество с ограниченной ответственностью Международный издательский дом «ВОРЛДСАЙПАБЛ». - 2022. - №25. - 128-134 с.
2. Горшунова, Е.Е. Социальная адаптация акторов школьного образования в условиях коронавирусной пандемии (на примере МБОУ «СОШ №128») / Е.Е. Горшунова // «Наукосфера». Смоленск. - 2022. - №7. - 91-97 с.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (в первой главе - 3 параграфа, во второй - 4), заключения, списка литературы и приложений. В работе содержится 137 страниц, в том числе 98 страниц основного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время система школьного образования относится к числу ключевых элементов государственного строительства, обеспечивающего развитие, в первую очередь, интеллектуального потенциала страны.
Рассматривая всю сложность и многоплановость задач, стоящих перед современной школой, невозможно не отметить важность обеспечения благоприятного социально-психологического климата акторов школьного образования, в число которых входят не только непосредственные «носители» знаний (учителя и учащиеся), но также родители и администрация школы.
Помимо специфики учебного процесса школа характеризуется и особенностями формирования социальной личности. Как правило, это проявляется в таких видах деятельности, как учебная, воспитательная, организационная, управленческая, коммуникативная и др. Именно посредством таких видов деятельности формируется внутреннее стремление человека к развитию и идущая наряду с этим изменяющаяся социальная среда являются постоянными источниками социальной адаптации.
Социальная адаптация как феноменологическая категория широко распространена в науке.
Социальная адаптация личности - это многогранный процесс активного развития индивидуума, в основе которого лежит активное и пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и преобразовывать саму личность в процессе взаимодействия с другими личностями, социальными общностями, институтами и организациями в окружающей социальной среде.
В контексте школьного образования данное явление обладает рядом черт: адаптация используется в качестве обозначения процесса, при участник образовательного процесса приспосабливается к новой среде, адаптация предполагает соответствие между целями и достигаемыми в процессе деятельности акторов школьного образования результатами, адаптация связывается с определенной целью, к которой стремится тот или иной субъект образования и, наконец, адаптация есть процесс согласования целей человека, задач, ценностей и позиций с установленными нормами в той среде, которой он пребывает.
Из выше сказанного следует сделать вывод о том, что главной чертой адаптации есть приспособление субъекта к различного рода изменениям. При возникновении каких-либо внешних или внутренних изменений начинает работу адаптивный механизм. Его включение наступает при возникновении адаптивной ситуации. Адаптивная ситуация, в свою очередь, появляется под влиянием двух обстоятельств, предполагающих изменения в среде, которые делают невозможным для индивида достижения старых жизненных целей с прежними средствами в новых условиях, а также изменения в субъекте адаптации, которые делают невозможными для него достижение его новых целей в старых условиях среды.
Таким образом, напряженность, присущая индивиду в момент обнаружения этих несоответствий, заставляет его начать поиск выхода их среды, доставляющей ему дискомфорт
Опираясь на наше исследование, мы можем сделать вывод, что реальной ситуацией является приспособление акторов школьного образования к новым условиям, вызванным коронавирусной пандемией. Пандемия в данном случае является непосредственной внешней угрозой, в том числе и для общеобразовательного школьного учреждения.
Несомненно, пандемия оказала сильное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Но не зря особый интерес для нас представляет сфера образования, ведь именно она выступает началом адаптационного процесса человека и как следствие его социализации.
Общему образованию, как одному из элементов всей сферы образования, в условиях коронавирусной пандемии пришлось во многом изменить направление своей деятельности. Безусловно, школа всегда была ориентирована на осуществление процесса социализации индивида путем освоения им навыков и знаний как теоретического, так и практического характера. Однако с 2020 года еще одной целью школы становится сохранение безопасного доступа ребенка к обучению. Об этом свидетельствует множество актов государственного образца, одним из которых является документ, содержащий рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Конечно, помимо рекомендаций существует еще большое множество различных профилактических указаний, касающихся культуры гигиены, питания в условиях коронавирусной пандемии и т.д. Однако изменения, внесенные именно в процесс обучения, потребовали больших усилий со стороны как администрации общеобразовательных учреждений, так и остальных участников образовательного процесса. Внедрение качественно новых форм организации учебного процесса в условиях самоизоляции оказало значительное влияние на адаптационный потенциал не только школьника, но и педагога. Потому представляется чрезвычайно важным остановить наше внимание именно на этом аспекте.
Особый интерес к данной проблеме возник в связи с так называемым удаленным или, иначе, дистанционным обучением.
Введение дистанционного обучения в школы позволило экспериментальным путем определить альтернативные формы, методы и средства обучения, которые способствовали восстановлению процесса обучения, однако, как показало наше исследование, не смогли полностью заменить традиционные. Они требуют качественной доработки, но в случаях неожиданных обстоятельств, в качестве которых выступает коронавирусная пандемия, могут прийти на помощь.
Для осуществления дистанционного обучения преподаватель должен владеть активными методами обучения и помогать учащимся формировать собственные стили обучения в онлайн-режиме, овладевать возможностями платформ онлайн-обучения и необходимым программным обеспечением, то есть, по сути, способствовать формированию успешного опыта адаптации и у ребенка, и у педагога в новых условиях.
Но не все так однозначно. На основе данных, полученных в ходе проведенного нами исследования, мы смогли выделить множество проблем, связанных с адаптацией участников школьного образования на примере МБОУ «СОШ №128» к изменениям в учебном процессе, следствием которой явилось возникновение социальной напряженности в условиях коронавирусной пандемии.
Мы пришли к выводу, что в качестве одной из проблем адаптации явилось увеличение учебной нагрузки на учащихся и учителей. Однако, несмотря на это, учащимися, и учителями собственный опыт адаптации к новой форме обучения был отмечен как положительный. Кроме того, обе категории участников образовательного процесса довольно высоко оценили свои адаптивные способности в период пандемии. В таком случае мы можем сделать вывод, что школьники имеют хорошие навыки в области освоения интернет-технологий, чего нельзя сказать об учителях. В качестве трудностей своей адаптации к новым условиям обучения педагоги указали на низкий уровень владения цифровыми технологиями. Но при этом, несмотря на положительную оценку своей адаптации к дистанционному обучению, учителя предпочли работать в привычном традиционном формате.
Анализируя аспект, посвященный проблемам адаптации учащихся к изменениям в системе школьного образования, мы сделали вывод о том, что во время дистанционного обучения школьники улучшили свою успеваемость. Однако наряду с этим экспертами была высказана мысль о том, что при повышении успеваемости учащихся качество их знаний упало. И наличие этого факта не позволяет нам с уверенностью говорить о том, что адаптация учащихся прошла с абсолютным успехом. Это подтверждает тот факт, что школьникам все же пришлось столкнуться с рядом трудностей при адаптации к новым условиям обучения. Ими, прежде всего, стали: нехватка времени для самостоятельных занятий из- за большой нагрузки в школе и отсутствие самодисциплины.
Наконец, основной проблемой адаптации к обучению в период коронавирусной пандемии стало то, что в условиях дистанционного обучения возникали противоречия и напряжение между всеми участниками образовательного процесса. Вероятнее всего, это вызвано высокой нагрузкой на школьников и педагогов, о чем мы говорили ранее, что породило изменение эмоционального фона обеих категорий участников и, таким образом, повлияло на их взаимоотношения. Кроме того, напряженные взаимоотношения у учителей сложились не только с учащимися, но и с их родителями. Исследование показало, что были определенные противоречия дома в процессе адаптации учащихся в условиях пандемии. Отсюда - общее ухудшение эмоционального фона школьников и их родителей, что, соответственно, отразилось на учебе детей и их отношении к учителям.
Таким образом, данное исследование позволило нам выявить, какие изменения произошли в системе школьного образования в условиях пандемии и каким образом они отразились на
На основе выявленных проблем нами были разработаны рекомендации по формированию успешной адаптации акторов школьного образования на примере МБОУ «СОШ №128» и оптимизации функционирования дистанционного обучения в данном учреждении.
Во-первых, необходимо уделить внимание информационной компетентности учителей в технических аспектах разработки дистанционного урока. Важно ликвидировать пробелы учителей в данном вопросе путем организации внутри школы специально обучающих курсов, семинаров по освоению цифрового пространства, а также пробовать синтезировать традиционные методы преподавания с дистанционными, а именно использовать в повседневной работе специальные программы, платформы позволяющие преподавателям выходить на связь с детьми в режиме онлайн и выдавать учебный материал, таким образом, чередуя привычный и новый формат взаимодействия.
Во-вторых, следует сократить нагрузку на учителей и учащихся в период дистанционного обучения. Должна быть четкая координация всех учителей-предметников, что, возможно, предполагает закрепление за определенным кругом учителей специалиста, который мог бы собирать необходимую ему информацию, самостоятельно обрабатывать и уже затем передавать администрации школы. В таком случае преподаватель снимет с себя часть работы и как бы делегирует ее тому, кто будет более в этом компетентен.
В-третьих, как показало исследование, дети точно так же, как и педагоги, нуждаются в уменьшении работы в период освоения новой формы обучения. В этой связи регламентировать их процесс обучения, а также четко определить объем выполняемых заданий помогут специальные платформы, разработанные специально для обучения в формате онлайн. Таким образом, на наш взгляд, ребенку будет легче ориентироваться в потоке посылаемых заданий и тратить меньше времени на его подготовку.
Наконец, необходимо преодолеть возникновение напряжения между основными участниками образовательного процесса. Здесь мы подразумеваем повышение конфликтологической грамотности педагогов, учеников и их родителей путем проведения специальных семинарских занятий для повышения у всех участников образовательного процесса конфликтологической компетентности
Таким образом, адаптация учителей, учащихся, их родителей, а также администрации школы к изменениям, в том числе выражающимся в переходе на новую форму обучения в период коронавирусной пандемии, в целом прошла успешно. Однако, как показало настоящее исследование, развитие гармоничных отношений в процессе адаптации требует от всех участников образования слаженных действий, направленных на преодоление трудностей, возникших на пути к ее формированию в условиях возникновения каких-либо внешних угроз.



3. Абрамова, М.А. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций (на материалах исследований в Республике Саха (Якутия)) / М.А. Абрамова, К.С. Гончарова, В.Г. Костюк. - Новосибирск : Издательство Нонпарель, 2011. - 331 с.
4. Алиева, Р. Р.Конфликтология. / Ш.И. Булуева, П.К. Магомедова // Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 382 с.
5. Акулич, М.М. Противоречия и конфликты современного российского образования / М.М. Акулич // Вестник Российского университета дружбы народов. - Тюмень: ТГУ, 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 175 - 188.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева // учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология». - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 229 с.
7. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2019. - 528 с.
8. Артюхина, В.А. Эволюция социологических представлений о конфликте / В.А. Артюхина, Я.Э. Меженин // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. - Вып. 10 ; под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. - С. 10 - 13.
9. Асадов, А.Н. Конфликтология / А.Н. Асадов, В.К. Потемкин // Учебное пособие. - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003. - 134 с.
10. Беляева, О.С. Субъект и объект образования: способы взаимодействия в решении образовательных задач / О.С. Беляева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - Издательство: Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь).- 2011. - № 3 (7). - с. 49-59.
11. Беляева, Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания / Л.А. Беляева // Социс. - 2001. - №6. С. 44-53.
12. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин //. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
13. Борисова, Л.Г. Социология личности / Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет., 1997. - 56 с.
14. Борисова, Н.Л. История русской социологии / Н.Л. Борисова // лекция. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 26 с.
15. Боулдинг, К. Общая теория конфликта / К. Боулдинг. - СПб., 2015. - 469 с.
16. Вардикян, М.С. Причины и способы урегулирования конфликтов в образовательной среде между учителем и учеником / М.С. Вардикян // Сборник научных статей. Под общей редакцией К.Г. Караханян. - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов А.И.), 2017. - С. 16 - 26.
17. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 1 (17). - С. 795-797.
18. Горшунова, Е.Е. Проблемы школьного образования в условиях коронавирусной пандемии (на примере МБОУ «СОШ №128») / Е.Е. Горшунова // «Научный лидер». Общество с ограниченной ответственностью Международный издательский дом «ВОРЛДСАЙПАБЛ». - 2022. - №25. - 128-134 с.
19. Гостев, А.Н. Организационный конфликт: социологический аспект: монография / А.Н. Гостев // Современная гуманитарная акад. - М.: Изд-во СГУ, 2015. - 179 с.
20. Григорьева, М.В. Особенности школьной адаптации в условиях реформирования образования / М.В. Григорьева // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск), 2017. - С. 26-31.
21. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта / Р. Дарендорф // Социологические исследования. - М.: Социс, 1994. - № 5 - С. 142 - 147.
22. Дмитриев, А.В. Информационные конфликты в Интернете /
A. В. Дмитриев // Инновации в образовании. - М.: Изд. АЭО, 2012. - № 2 - С. 11 - 16.
23. Донника, Д.Д. Конфликтология / Д.Д. Донника // Основы конфликтологических знаний. - Волгоград.: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013. - 226 с.
24. Дэвис, К. Некоторые принципы стратификации / К. Дэвис, В. Мур // Социология. - М: РоСА, 2016. - № 3 - С. 3 - 7.
25. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм ; Общая ред., пер. с франц., послесловие А.Б. Гофмана, комментарии
B. В. Сапова. - М.: Наука, 1991. - 575 с.
26. Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм; пер. с франц. Т.Г. Астаховой; научн. ред. В.С. Собкин, В.Я. Нечаев; вступ. статья В.С. Собкина. - М.: ИНТОР, 1996. - 80 с.
27. Евсеева, Е.Г. Карл Маркс о воспитании и образовании / Е.Г. Евсеева // Социально-гуманитарное обозрение. - М.: Юнити-Дана, 2018 - № 2 - С. 92 - 94
28. Евсенков, А.Г. Концептуальные подходы к исследованию социальной адаптации / А.Г. Евсенков // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №8 - С. 229-237.
29. Земедлина, Е.А. Конфликтология / Е.А. Земедлина // Учебное пособие 2-е изд. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 140 с.
30. Зиммель, Г. Избранные работы / Г. Зиммель. - К.: Ника-Центр, 2006. - 436 с.
31. Иванова, О.А. Конфликт в сфере образования / О.А. Иванова // Кластеры. Исследования и разработки. - 2016. - Т. 2. - № 4 (5) - С. 40-46.
32. Калайков, И. Цивилизация и адаптация / И. Калайков // - М.: Прогресс, 1984. - 40 с.
33. Киселева, О.В. К вопросу понятийно-теоретических аспектов социальной адаптации / О.В. Киселева // Социальные отношения. - 2016. - № 4. - С. 63 - 67
34. Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Л.А. Козер ; пер. с англ. О.А. Назаровой. - М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. - 208 с.
35. Козиев, В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя / В.Н. Козиев //- Л., 1980. - 18 с.
36. Коллинз, Р. Общество дипломов / Р. Коллинз // Американский социологический обзор. - 1979. - № 36 - С. 269 - 271.
37. Корель, Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии методики / Л.В. Корель. - Новосибирск :Издательство Российская академия наук, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2005. - 423 с.
38. Корель, Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии / Л.В. Корель. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. - 180 с.
39. Корель, Л.В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку / Ю.Б. Чистякова, М.А. Шабанова, О.В. Шарина // Социологические исследования. - 1993. - №11. С. 22 - 27.
40. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр ; пер. П. Е. Патрушева. - М.: Стрингер, 2016. - 116 с.
41. Кравченко, А.И. Общая социология / А.И. Кравченко. - М.: Юнити, 2001. - 270 с.
42. Кудрявцева, А.В. Причины конфликтов между учениками и учителями в школьном социуме / А.В. Кудрявцева // Сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической конференции. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. - С. 68-70.
43. Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации / П.С. Кузнецов. Саратов: Контекст, 2000. - 320 с.
44. Лукашенко, Д.В. Адаптация личности. Системный подход / Д.В. Лукашенко, С.А. Хлебникова // Человеческий капитал. -2016. - № 4. - С. 35.
45. Лунева, О.В. Адаптация социальная / О.В. Лунева // Энциклопедия
гуманитарных наук. - Московский гуманитарный университет. - 2018. - № 3.-С. 240-247.
46. Лутфуллаев Г.У. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 / Г.У. Лутфуллаев, У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Неъматов // Проблемы педагогики. - Самаркандский государственный медицинский институт. - 2020. - №4. - С. 66-69.
47. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - Спб.: Лениздат, Книжная лаборатория,
2018. - 512 с.
48. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности ; перев. с франц. Е.А. Самарской, ред. перевода М.Н. Грецкий. - М.: Издательство «Прогресс», 1966. - С. 299 - 313.
49. Мертон, Р. Явные и латентные функции / Р. Мертон // Американская социологическая мысль: Тексты ; под ред. В.И. Добренькова. - М.: МГУ, 1996.
- С. 338 - 388.
50. Merton R.K. On theoretical sociology. Five essays, old and new. N.Y., 1967.
51. Moris C. Varieties of Human Value, Chicago, 1956.
52. Михеев, И.В. Понятие социальной напряженности в отечественной и зарубежной социально-гуманитарной науке / И.В. Михеев // Вестник казанского технологического университета. - Казанский технологический университет. - 2010. - С. 206-212.
53. Никулина, И.В. Управление конфликтами в образовательной организации / И.В. Никулина // История, педагогика, филология. - Самара: Вестник Самарского университета. 2019. - Т. 25. - № 1 - С. 76 - 81.
54. Осипов, А.М. Социология образования: учеб. и практ. для бакалавриата и магистратуры / А.М. Осипов ; под ред. Осипова Г.В. - М: Издательство Юрайт,
2019. - 367 с.
55. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь / А.М. Осипов ; под ред. Осипова Г.В. - М: Норма, Инфра-М, 2018. - 488 с.
56. Овшинов, А.Н. Общесоциологическая парадигма социальной адаптации / А.Н. Овшинов // Вестник Калмыцкого университета. - Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (Элиста). - 2014. - № 4.- С. 81-96.
57. Осипов, А.М. Социология образования: учеб. и практ. для бакалавриата и магистратуры / А.М. Осипов ; под ред. Осипова Г.В. - М: Издательство Юрайт, 2019. - 367 с.
58. Парсонс, Т. О структуре социального действия: пер. с англ. / Т. Парсонс.-М.: Академический проект, 2018. - 435 с.
59. Петров, Д.А. Управление инновационными конфликтами в образовательной организации / Д.А. Петров // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2015. - № 5 (54). - С. 92 - 93.
60. Петрусевич, А.А. Социокультурные изменения современной школы и их
отражение в образовательной деятельности старшеклассников / А.А. Петрусевич // Вестник Таджикского национального университета. - Издательство: Таджикский национальный университет (Душанбе). - № 5 -
1. - С. 197-203.
61. Пузанова, Ж.В. Система высшего образования: основные характеристики и эволюция / Ж.В. Пузанова, А.В. Давыдова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - Тюмень: ТЮИ. - 2016. - № 3.
- С. 119 - 122.
62. Рогач, О.В. Модернизация школьного образования в оценках родительской общественности / О.В. Рогач, Е.В. Фролова, Т.М. Рябова // Перспективы науки и образования. - Издательство: Остапенко Роман Иванович (г. Воронеж). - 2019. - № 4. - С. 183-193.
63. Романова И.В. Социальная адаптация как феноменологическая категория / Н.П. Романова, Т.В. Шарова // Вестник читинского государственного университета. - Забайкальский государственный университет. - 2011. - №6. - С. 122-134.
64. Рулан, Н. Юридическая антропология: учебник для вузов / Н. Рулан ; пер. с франц. В. С. Нерсесянц. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 310 с.
65. Сластенин, В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя / В.А. Сластенин // Советская педагогика. 1976. - №3. С. 88 - 95.
66. Слепцова, Е.В. Оптимизация социально-психологического климата в коллективе / Е.В. Слепцова, Ю.В. Марычева // Экономика и бизнес: теория и практика. - Новосибирск: ООО «Капитал», 2017. - № 8. - С. 72 - 75.
67. Соломатина, Е.Н. Социология конфликта: учебное пособие для вузов / Е.Н. Соломатина, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 192 с.
68. Степанов, Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы / Е.И. Степанов // Институт социологии РАН. - М.: Наука, 1996. - С. 50 - 85.
69. Стерлядева, Н.А. Типичные конфликты в современных педагогических коллективах (на примере школ Алтайского края) / Н.А. Стерлядева // Социодинамика. - 2018. - № 7. - С. 1 - 8.
70. Фесенко, О.П. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты / С.В. Колесникова, О.П. Фесенко // Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д.И. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, Флинта. - 2015. - 128 с.
71. Фролова, Е.В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития / Е.В. Фролова, Т.М. Рябова, О.В. Рогач, А.В. Зуйкина // Перспективы науки и образования. Издательство: Остапенко Роман Иванович (г. Воронеж). - 2019. - № 3 (39). - С. 227 - 239.
72. Чернова, Г.Р. Конфликтология / М.В. Сергеева, А.А. Беляева, Г.Р. Чернова // Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт. - 2019. - 204 с.
73. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология / В.И. Сперанский, Ф.И. Шарков // Учебник для бакалавров. 2-е изд., стер. М.: Дашков и К, 2020. - 236 с.
74. Ширяева, Т.М. Социология личности / Т.М. Ширяева // Лекция. - Образование и право. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2013. - №9. - С. 55-56.
75. Эфендиев, А.Г. Основы социологии / А. Г. Эфендиев // Курс лекций. - М. : О-во «Знание» России : ТОО «ИнтелТех», 1993. - 383 с.
76. Ярская, В. Социология образования: Учебное пособие / В. Ярская, И. Лошакова, Д. Зайцев, Л. Шалаева, О. Григорьева ; под ред. Д.В. Зайцева. - Саратов: Изд-во СГТУ, 2015. - 300 с.
77. Виды конфликтов в образовании [Электронный ресурс] / Bstudy.net:
[сайт]. - Режим доступа:
https://bstudy.net/792134/sotsiologiya/vidy konfliktov obrazovanii#:~ : text=Конфликт%20«преподаватель%20(учитель)%20—%20студент%2С,городе%2С%20селе%20и%20т.д.)%3 В%20вузовские
78. Методические рекомендации MP 3.1/2.4.0178/1-20 «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 8 мая 2020 г. [Электронный ресурс] / garant.ru: [сайт]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74079815/
79. Понятие социальной напряженности [Электронный ресурс] / Bstudy.net: [сайт]. - Режим доступа : https://helpiks.org/3-19905.html
80. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226) [Электронный ресурс] / consultant.ru: [сайт]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 278297/1c5ea00bc85e2d7bcbe02e6313edb0fb115edc1a/#dst100011
81. Терехова, С.В. Российское образование 2018: новая программа и
стратегия развития / С.В. Терехова [Электронный источник] // https://informatio.ru/news/education/rossiyskoe_obraz/ (дата обращения
02.01.2018).
82. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / consultant.ru : [сайт]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ