Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правотворчество в современном обществе

Работа №45550

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

теория государства и права

Объем работы31
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие, содержание, принципы правотворчества 5
3. Этапы и стадии законотворческого процесса 16
4. Правила правотворческой техники 24
Заключение 28
Список использованной литературы и правовых источников 31


С момента своего возникновения государство всегда пыталось оказывать своё влияние на общественные процессы самыми различными путями и методами. Самым результативным средством, несомненно, считается право, но для эффективности этого средства нужно, чтобы государство поддерживало его в нормальном состоянии для регулирования общественных отношений. Также нужно помнить, что создавая новые законы, они в первую очередь должны согласовываться друг с другом и не противоречить общественной системе в целом, так как от этого зависит авторитет всей государственной власти. Для этого государство создаёт специальные органы, главной функцией которых является правотворчество.
По итогам правотворческой работы можно судить о демократичности государства, о его культуре. Как правило, правотворчество может осуществляться не только государством, но и социальными группами, общественными объединениями, но в юридической науке под правотворчеством понимается активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно-правовых актов. Оно протекает в установленных процедурах и основывается на определённых принципах, то есть на основополагающих идеях, придающих процессу правотворчества должную легитимность и качество .
Правотворчество как юридическая категория не имеет законодательного определения. В науке сформировано множество мнений в ее понимании. Проблемы правотворчества рассматривались многими учеными, в том числе, такими как С. А. Комаров, Д.А.Керимов, А.В. Малько, Т.Н. Радько и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правотворчества в государстве. Предметом выступают общеправовые категории и термины, создаваемые законодателем и исследуемые в теории государства и права для повышения уровня и качества правотворчества.
Цель курсовой работы: изучить имеющиеся подходы, исследующие содержание правотворчества в современном российском обществе.
Поставленная цель обусловила логику исследования и построения работы и позволила выделить следующие задачи:
- опираясь на труды отечественных исследователей выявить и обозначить основные подходы к понятию «правотворчество», рассмотреть его принципы и содержание;
- выделить виды правотворчества;
- проанализировать этапы и стадии законотворческого процесса;
- охарактеризовать основные правила правотворческой техники.
Методы исследования: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев выбранную тему можно сделать следующие выводы.
Термин «правотворчество» законодательно не определено, что обусловливает его толкование различными авторами в широких границах – от правовой категории до правового института.
В настоящее время присутствуют три подхода в определении этого понятия: 1) правотворчество как законодательство, или создание нормативно-правовых актов особого вида, закрепляющих основы правовой системы с последующим уточнением их положений в подзаконных актах; 2) правотворчество как нормотворчество, или создание общеобязательных правил поведения; 3) правотворчество как правообразование и правоустановление.
В буквальном смысле слова правотворчество подразумевает процесс формирования правовых норм, которые получают закрепление в принимаемых управомоченными на то органами государственной власти законах и подзаконных правовых актах.
Правотворчество представляет собой одно из главных направлений государственной работы, в связи с чем оно должно базироваться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах. Исполнение принципов правотворчества дает возможность законодателю предотвращать законотворческих ошибок, минимизирует вероятность принятия неэффективных законодательных норм, помогает росту правовой культуры граждан и юридических лиц. Иными словами, принципы правотворчества – ϶ᴛᴏ ключевые начала осуществления правотворческой функции. Основными принципами правотворчества являются: принцип гуманизма, демократизма, гласности, законности, научности, системности и принцип использования правового опыта.
Вопрос об основных видах правотворчества до сих пор не решен однозначно. Как правило выделяют: принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами, подзаконное нормотворчество, непосредственное правотворчество (референдум), правотворчество органов местного самоуправления, правотворчество общественных организаций, корпоративное правотворчество.
Законотворческий процесс существенно отличается от остальных видов правотворческих процессов продолжительностью, многочисленностью и особым статусом участников, а также наличием многих стадий и самостоятельным процессуальным значением. В его структуре выделяют несколько стадий и этапов. В современных условиях предложенная классификация стадий законотворческого процесса и их деления на этапы (внесение законопроекта на рассмотрение, его обсуждение, принятие в качестве закона, опубликование закона, вступление закона в силу) не является однозначно установленной. Стадии и этапы законотворческого процесса достаточно разработаны в научной литературе и подробно описаны в регламентах палат законотворческого органа, вопрос их содержания и количества этапов на каждой стадии служит предметом научных дискуссий.
В большинстве случаев отправной точкой любой юридической деятельности является норма права и главенствующее место в основах юридической деятельности занимает именно правотворческая техника. От нее зависит качество конечного продукта – норм права, уровень правореализационной деятельности и необходимость интерпретационной работы. Именно юридическая техника показывает уровень правовой культуры, развития юриспруденции в данный момент в государстве.
Правотворчество в настоящее время не выделилось в самостоятельную частнонаучную юридическую науку, но является составной частью теории государства и права, что стало предпосылкой формирования большего количества нормативных правовых актов, созданных методом проб и ошибок. И это касается не только отдельных правовых норм, но и объемных законов, в том числе кодексов. Учитывая это, по нашему мнению, уже наступило время для создания единой общей теории правотворчества. И если с научной точки зрения в юридической литературе уже накопилось достаточно исследовательского материала для обеспечения теоретического потенциала этой науки, то ее законодательная база пока недостаточна. Требуется основополагающий федеральный систематизирующий закон о правотворчестве на всех его уровнях.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Литература

1. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 14–23.
2. Алешкова Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. 27 с.
3. Артемова С.Т. Региональное правотворчество в системе государственного строительства России // Научные труды РАЮН. 2013. №11. С. 35-39.
4. Бабаев В.К. и др. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1999. С. 70.
5. Безруков А.В. Конституционное право России: учеб. пособие. М., 2015. 302 с.
6. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: курс лекций. М., 2007. 295 с.
7. Дроздова А.М. Процесс правообразования: правотворчество, законотворчество, нормотворчество / А.М. Дроздова // Юридическая мысль. 2015. № 4 (90). С. 25-30.
8. Золотухина Т.А. О структуре законотворческого процесса в России: стадии и этапы // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 4 (69). С. 59-62.
9. Иванников И.А. Теория государства и права: современные проблемы: учебник. Ростов н/Д.; Таганрог, 2018. 354 с.
10. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999. С. 320.
11. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры. - 9-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 506 с.
12. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др. ; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. М., 2013. 688 с.
13. Кравцова Е.А. Планирование законодательного процесса как часть законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 46–48.
14. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М., 2014. 535 с.
15. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник. М., 2012. 578 с.
16. Мазуренко А.П. Правотворчество в России: необходимость модернизации // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 2. С.8-11.
17. Марудина И.Э. Правотворчество: понятие, принципы и виды // NovaUm.Ru. 2019. № 17. С. 205-206.
18. Морозова А.С. Некоторые аспекты реализации права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 49–52.
19. Морозова Л.А. Теория государства и права, учебник для вузов/ Л.А. Морозова. М.: 2017. 464 с.
20. Орлов Д.В. Преемственность правотворческой техники: факторы риска // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 266-268.
21. Правотворчество: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/под редакцией А.П. Альбова, С.В. Николюкина. М.: Издательство Юрайт, 2017. 254 с.
22. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для Вузов. / Т.Н. Радько. М.:Проспект, 2015. 752 с.
23. Румянцев М.Б. Понятие, виды и признаки правотворчества / М.Б. Румянцев // Государство и право. 2017. № 4. С. 98-101.
24. Семьянов Е.В. Судебное правотворчество: вопросы общей теории права. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. 22 с.
25. Синюков С. В. Механизм правотворчества. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013. 26 с.
26. Ситникова И.Е. Политический плюрализм и правотворчество в современном российском государстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Казань, 2010. 31 с.
27. Скуднов С.М., Усманова Е.Ф. Юридическая техника в правовой коммуникации // Огарёв-ОпЛпе. 2014. № 2 (16). С. 10.
28. Стуколова Л.С., Хуснутдинова А.И. Правотворческая деятельность // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 7 (23). С. 717-720.
29. Теории государства и права: учебник для Вузов. / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько: 2-е изд.- Москва. Юристъ 2015. 539 с.
30. Усманова Е.Ф. Правотворческая техника как фактор повышения эффективности законодательства // Мир науки и образования. 2017. № 4. С. 24-26.
31. Усманова Е.Ф. Юридические конструкции как прием правотворческой техники // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 264-266.
32. Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 49–52.
33. Червяковский А.В. Промульгация и официальное опубликование законов // Современное право. 2017. № 9. С. 12–15.
34. Чернова Э.Р., Зубайдуллин А.Р. Понятие и принципы правотворчества // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 16. С. 677-680.
35. Яценко О.В. Значение стадий законодательного процесса // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 2. С. 47-50.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ