ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В
ИЗУЧЕНИИ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА 12
РАЗДЕЛ II. СПЕЦИФИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ И
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 36
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ И
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В КАЗАНСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ И
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОПЫТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Финансовый кризис, реформы, структурные изменения, происходящие в жизни современной России, часто ставят перед отечественной наукой непростые вопросы осмысления, поиска и совершенствования новых форм и методов системы управления социально-экономическими отношениями: «Как управлять? Какими средствами,
ресурсами и методами?». Ведь развитие экономики требует применение эффективных управленческих технологий, которые могли бы сочетать в себе успешное достижение целей организации и профессионально-трудовой потенциал работника.
На протяжении долгого времени в нашей стране в основе управления любой организации лежали управленческие технологии, которые были ориентированы на достижение экономических целей с упором на рациональное и эффективное использование финансовых, технических и материальных ресурсов, а вопросы социальной политики и человеческих ресурсов занимали второстепенное место и часто носили декларативный характер.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что, во- первых, вопрос стимулирования и повышения мотивации персонала является одним из важнейших вопросов для любого руководителя, во-вторых, эффективная система мотивации является одним из основных конкурентоспособных факторов на рынке, трудовые ресурсы - персонал, работники выступают в качестве двигателя экономики: чем лучше они выполняют свои функции, тем выше прибыль и статус компании.
Эффективность выполняемых функций может зависеть от удовлетворенности персонала условиями труда. Продуктивная и успешная деятельность организации создается из усилий, вкладываемых основными ее участниками. А непосредственно качество работы персонала зависит от их мотивации к трудовой деятельности. Мотивация считается необходимой движущей силой, которая ориентирует персонал с готовностью и желанием выполнять свои обязанности в трудовой деятельности. Впоследствии трансформационного периода в РФ, который повлек за собой устройство свежих экономических отношений, последовало выдвижение новых требований к работникам организаций. Изменения коснулись не только системы подбора, обучения персонала, но также и формирования нового мышления, менталитета и методов мотивации.
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом, а т.е. его стимулированием к эффективной трудовой деятельности. Образно можно рассмотреть мотивацию и стимулирование как крючок и петельку соответственно: руководитель направляет стимулирование на сотрудников, чтобы подцепить их мотивацию и направить на достижение эффективных показателей.
Однако многие руководители считают, что основной формой является материальное стимулирование, или необдуманно используют общеизвестные методы мотивации, не учитывая главного - систему потребностей, целей и интересов своего персонала. Поэтому здесь важно помнить, что разработка эффективной системы мотивации возможна при знании того, что побуждает человека к деятельности, что им движет и какими мотивами он руководствуется. Потому что, в случае если обладать информацией о том, что движет сотрудником организации, получится выстроить систему управления таким образом, что человек будет стремиться к выполнению работы эффективно и плодотворно.
Такой подход и создание правильной мотивационной программы, на наш взгляд, поможет обеспечить социальную безопасность персонала: выявить потенциальные проблемы в формировании социально-трудовых отношений, оценить лояльность подчиненных и изучить мотивационную среду персонала и организации в целом, все это может способствовать снижению текучести кадров, удержанию компетентных работников на предприятии, оптимизировать социально-трудовые отношения, что приведет к увеличению качественных и количественных показателей.
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время существует очень много литературы, посвященной методам управления и стимулирования персонала, и многие руководители стараются их использовать, без анализа самой мотивации сотрудников, тех факторов и установок, которые ими движут. Но очень важно понимать, что одни и те же методы не всегда могут быть применены к разным организациям, коллективам, людям, ведь многое может зависеть от специфики работы, типа организации и существующих в ней социально-экономических отношений. Поэтому здесь, без предварительного анализа, стимулирование руководителя не всегда может быть эффективным.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема выпускной квалификационной работы находится на пересечении предметных областей методологии и методов социологического исследования, экономической социологии, социологии организаций и социологии управления.
Процесс стимулирования персонала рассматривали такие классики как: К. Маркс (главным фактором в процессе стимулирования считал социальную справедливость, которая заложена в основе оплаты труда); М. Вебер (теория «верующего человека»); А. Смит (теория «экономического человека»); Ф. Тейлор (теория «механистического человека»); Э. Мэйо (теория «эмоционального человека»; Ф. Герцберг (теория «неомеханистического человека»).
Понятие мотивации с разных сторон было раскрыто следующими современными научными деятелями: Чернышев М.А., Казначаевская Г.Б., Вихнанский О.С., Бовыкин В.И. и другие. С социологической точки зрения мотивацию труда рассматривали Дж. Хомансом, Т. Парсонсом, К. Дэвисом и У. Муром.
Аспекты системы мотивации достаточно разработаны в различных исследованиях. Вопросам разработки эффективной системы мотивации труда на предприятии посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов.
Объект исследования - процесс мотивации (мотивирования) персонала.
Предмет исследования - организация стимулирования и мотивации персонала в коммерческой и некоммерческой организациях.
Цель исследования - выявить специфику мотивационного поведения персонала и факторы его стимулирования в коммерческой и некоммерческой организациях.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятия стимулирование и мотивация;
2) ознакомиться с теориями мотивации в изучении мотивации труда персонала;
3) проанализировать стимулирование и мотивацию в российских коммерческих и некоммерческих организациях;
4) рассмотреть методологию и методы изучения стимулирования и мотивации в организации;
5) провести социологическое исследование в организациях;
6) охарактеризовать особенности стимулирования и мотивации в коммерческих и некоммерческих организациях;
7) провести сравнительно-сопоставительный анализ мотивационного поведения в коммерческих и некоммерческих организациях и разработать практические рекомендации;
Основная гипотеза исследования. Особенность мотивационного поведения сотрудников отличается в зависимости от типа организации (коммерческая / некоммерческая).
Частные гипотезы:
- в коммерческой организации мотивация сотрудников строится на основе интереса к работе, сплоченности коллектива и развитии организации;
- в некоммерческой организации мотивация сотрудников строится на основе социальных гарантий, уровне заработной платы и карьерном росте.
- мотивация персонала зависит от условий работы в организации.
Теоретико-методологические основы исследования. В настоящее время в литературе существуют огромное количество обозначений мотивации и подходов к ее изучению, раскрывающих ее с разных сторон, многие ученые пытались дать четкое обозначение этому понятию, однако на данный момент можно выделить два основных классических подхода к изучению теории мотивации:
- содержательные теории мотивации;
- процессуальные теории и механизмы мотивирования.
Содержательные теории мотивации исследуют потребности людей. Они основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют людей поступать так или иначе. Сторонниками данного подхода являются: А. Маслоу (создал пирамиду потребностей); Д. МакКлелланд (делал упор на потребности во власти, успехе и причастности); Ф. Герцберг (выделял гигиенические факторы и факторы-мотиваторы); К. Альдерфер (говорил, что людьми движут потребность в существовании, связи и роста).
Сторонниками процессуальных теорий мотивации являются: В. Врум (говорил о том, что для мотивации необходимо ожидание того, что действия действительно приведут к получению желаемого); Дж. Адамс (говорил о том, что люди, с субъективной точки зрения, оценивают соотношение между вознаграждением и своими усилиями и сравнивают его с другими работниками, из за чего могут возникать шесть возможных реакций на несправедливость, и задача руководителя заключается в отслеживании и устранении этих причин); Портер-Лоулер (утверждал, что на мотивацию влияют затраченные усилия, полученный результат, вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности); МакГрегор (выделял теорию X - когда руководитель считает, что работники ленивы, их нужно контролировать и мотиватором для них выступает денежное вознаграждение, и теорию Y - гибкий и либеральный стиль руководства, стимулом выступает удовлетворенность от хорошо сделанной работы). В отличие от содержательных теорий, в процессуальных теориях мотивации акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам. Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Теоретико-методологической основой исследования в данной работе выступают содержательные теории, так как с их помощью можно наиболее полно рассмотреть внутренние побудители, факторы, то, что движет персоналом и является для них важным в социально-трудовых отношениях.
При решении исследовательских задач основными выступали методы сравнительного анализа, синтеза, классификация и обобщение прочитанной литературы. Кроме этого, использовались такие эмпирические методы как анкетный опрос и интервью.
Эмпирическая база работы представлена вторичным анализом опубликованных результатов аналоговых исследований, среди которых особую значимость для нашей работы имеет исследование «Проблемные вопросы мотивации и стимулирования персонала вуза» О. Ю. Бахтина и М. В. Виниченко.3 Целью исследования являлось повышение эффективности системы мотивации и стимулирования сотрудников (наиболее полное использование человеческого и трудового потенциала персонала в интересах повышения конкурентоспособности университета), соответственно, объектом выступали
3 Бахтина О.Ю. Проблемные вопросы мотивации и стимулирования персонала вуза. / О.Ю. Бахтин, М.В. Виниченко // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 1 (14). - С. 104¬110.
сотрудники Российского государственного социального университета (далее РГСУ), а предметом мотивационный профиль персонала. Авторы вели исследование на протяжении 5 лет и в статье рассмотрели проблемные вопросы развития системы мотивации и стимулирования РГСУ, проанализировали мотивационный профиль сотрудников, выявили наиболее эффективные методы стимулирования и предложили некоторые мероприятия по повышению трудового потенциала персонала. Так, авторы сформулировали наиболее приемлемые методы стимулирования для исследуемой аудитории (инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский, люмпенизированный), а также выявили, что основной проблемой в системе мотивации и стимулирования персонала являлось нематериальное стимулирование, которому руководство уделяло мало внимание, но которое было не менее важным для сотрудников университета.
Кроме этого, было проведено самостоятельное социологическое исследование мотивации персонала в Академии английского языка «Easy English», ООО «Аналитикум Плюс» и в Управлении Пенсионного фонда России в Вахитовском районе. Сбор первичных данных проходил в апреле-мае 2018 года. Всего опрошено 141 человек. Первичные данные были собраны с помощью таких методов, как анкетный опрос сотрудников и интервью экспертов (руководителей).
Особенность и новизна исследования. Спецификой данной работы является рассмотрение особенности мотивации персонала в современных российских коммерческих и некоммерческих организациях. Если сравнивать эти два типа организаций, то целью коммерческой организации является извлечение финансовой прибыли, а работа некоммерческой организации направлена на удовлетворение социальных, благотворительных, образовательных, культурных и иных целей. И так как наиболее часто упоминается решение проблемы мотивации персонала путем удовлетворения финансовых интересов, соответственно, важно узнать какими методами мотивации пользуются управляющие в обоих типах организаций, и какие факторы, влияющие на мотивацию персонала, фигурируют в обоих типах организаций. Чтобы разработать качественную мотивационную программу, необходимо знать и понимать, какие факторы для персонала являются важными, что провоцирует людей к деятельности, что движет человеком и какими мотивами он руководствуется. Такую информацию возможно получить с помощью социологических методов исследования. Также, на основе полученных данных, нам удастся провести сравнительно-сопоставительный анализ мотивационного поведения сотрудников в коммерческих и некоммерческих организациях.
Теоретическая и практическая значимость. Указанная проблема содержит в себе две стороны: гносеологическую и предметную, поэтому исследование имеет как теоретико-методологическую, так и практическую значимость. Для начала будут выявлены основные теоретические основания мотивации, а также представлены особенности системы мотивации в организациях, на основании которых было проведено эмпирическое исследование и были получены результаты, которые позволят увидеть мотивационное поведение работников и важные для них факторы в социально¬трудовых отношениях. Владея этой информацией, можно построить эффективную систему управления таким образом, чтобы сотрудник стремился к выполнению своей работы эффективно и показывал хорошие результаты. Поэтому, данные, полученные на основе проведенного социологического исследования, помогут руководителям организаций выстроить правильную мотивационную политику, в связи с чем, уменьшить текучесть кадров, повысить трудовой интерес и производительность подчиненных.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы были публично представлены на научно-практических конференциях:
- Зиязитдинова А.Р. К вопросу о социологическом сопровождении мотивации персонала в организации // Векторы развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции (Уфа: Аэтерна, 2015, С. 356).
- Зиязитдинова А.Р. Аудит персонала в системе социального аудита // Материалы Всероссийской научно-практическая конференция «Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2016». - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2016 (в печати).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
В введении обозначены актуальность, проблема исследования, объект, предмет, цель, расписаны поставленные задачи и гипотезы, также содержится информация о теоретико-методологических основах работы, эмпирической базе и теоретико-практической значимости.
Первый задел посвящен анализу теоретических аспектов изучения содержательных теорий мотивации. Во втором разделе рассмотрена специфика изучения мотивации персонала в современных коммерческих и некоммерческих организациях. В третьем разделе на материалах собственного социологического исследования, представлены специфика и факторы мотивационного поведения персонала в Управлении Пенсионного фонда России Вахитовского района, Академии Easy English и ООО «Аналитикум Плюс». В заключении описаны основные выводы, полученные в ходе исследования и рекомендации. Список литературы содержит перечень используемых источников. В приложении прикреплены программа социологического исследования, инструментарий и результаты исследования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, в последнее время, вопрос стимулирования и повышения мотивации персонала для многих руководителей является одним из важнейших вопросов любого руководителя, эффективная система мотивации является одним из основных конкурентоспособных факторов на рынке, так как трудовые ресурсы - работники выступают в качестве двигателя экономики: чем лучше они выполняют свои функции, тем выше прибыль и статус компании. Мотивационные установки сотрудников могут зависеть от многих фактором, в том числе тип организации и вид деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась выявлении особенностей мотивационного поведения персонала в коммерческой и некоммерческой организациях.
Понятие «мотивация» в работе понималось двояко, во-первых, как процесс, направленный на других людей к выполнению действий, (т.е. мотивирование, например, когда менеджер применяет какие-либо методы для повышения мотивации персонала), во-вторых, как система или структура мотивов индивида, направленная на выполнение какого-либо действия, определенная комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Понятие «мотивация» тесно связано с понятием «стимулирование», руководитель направляет стимулирование на сотрудников, чтобы подцепить их мотивацию и направить на достижение эффективных показателей (образно можно рассмотреть мотивацию и стимулирование как крючок и петельку).
Стимулирование - ориентация практики управления на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию его трудового потенциала.
Вторичный анализ результатов социологических исследований, проведенных в последнее время российскими социологами по проблемам мотивации и стимулирования труда работников, показывает, что мотивационные факторы, которые повышают трудовую деятельность персонала, могут отличаться в зависимости от размера штатного состава, специфики деятельности рабочих, типа организации и даже самих ценностных установок и целей индивидуума.
Основными важными факторами для сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций являются: уровень заработной платы, социально¬психологический климат, участие в обсуждении вопросов и принятии решений организации. Основными отличительными важными факторами для сотрудников некоммерческой организации являются: повышение
профессиональных и личностных качеств, повышение квалификации, социальные гарантии. Основными отличительным важными факторами для сотрудников коммерческой организации являются: получение обратной связи о результатах работы, материальное стимулирование.
Мотивация персонала изменчива, очень зависима от индивидуальных черт сотрудников организаций и условий их работы и нуждается в систематическом измерении и анализе для эффективного стимулирования.
Именно поэтому в качестве объекта нашего исследования были взяты организации с разной формой собственности, правовой основой, целями деятельности (отношением к получению прибыли) и условиями работы персонала.
Объектом исследования выступили некоммерческая организация Управление Пенсионного фонда России Вахитовского района и коммерческие организации Академия Easy English и ООО «Аналитикум Плюс». В результате анализа данных, полученных в ходе исследования, был сделан вывод о том, что основная и частные гипотезы исследования подтвердились. Методами сбора эмпирических данных в нашем исследовании выступали анкетный опрос и интервью.
Анализ данных в некоммерческой организации показал наличие стимулирующей программы, направленной на обучение сотрудников и получение обратной связи. Также было выявлено, что наиболее важными атрибутами трудовой деятельности для сотрудников являются: уровень заработной платы, стабильная и надежная работа, возможность карьерного роста, достижение личностных целей, относящихся к работе. Основными проблемами стимулирования мотивации сотрудников в такой организации являются неудовлетворенность заработной платы, невозможность развития личностных и профессиональных качеств, отсутствие возможности карьерного роста.
Анализ данных в коммерческой организации показал отсутствие стимулирующей программы, обычно используются денежное или моральное стимулирование. Также было выявлено, что наиболее важными атрибутами трудовой деятельности для сотрудников являются: уровень заработной платы, стабильная и надежная работа, быть информированным о результатах своей работы, помогать фирме достичь целей. Основными проблемами стимулирования мотивации сотрудников в такой организации являются неудовлетворенность заработной платы, отсутствие обратной связи и информированности о результатах своей работы, отсутствие возможности добиваться хороших показателей в работе (на развитие организации).
На основе сравнительно-сопоставительного анализа полученных в ходе исследования данных, можно предложить некоторые рекомендации для поддерживания мотивации и оптимизации социально-трудовых отношений:
1) сохранять положение атрибутов, получивших позитивную оценку персонала;
2) в целях улучшения имиджа организации и привлечения новых квалифицированных работников разработать программу обучения персонала и мероприятий по адаптации персонала в организации (преимущественно для коммерческой организации);
3) осуществлять обратную связь о результатах работы персонала, например, с помощью выстраивания рейтинга лучших работ, отчетов и пр. за квартал/месяц (преимущественно для коммерческой организации);
4) осуществлять контроль за исполнением поручений, инструктировать и мотивировать работников;
5) развеять «слухи» о личных симпатиях и антипатиях руководителя к подчиненным (вести формальное общение и адекватную оценка всех сотрудников, точную аргументацию информации всему коллективу на официальных собраниях / совещаниях);
6) в целях сплоченности коллектива организовать тренинги, выездные тимбилдинги, спортивные мероприятия или в сфере профессиональной деятельности, проведение корпоративных праздников в неформальной и расслабленной обстановке;
7) для удержания квалифицированных работников и повышения их мотивации к труду предоставить персоналу возможность развивать свои профессиональные навыки, например, путем повышения квалификации за счет фирмы или участия в профессиональных конкурсах и грантах (преимущественно для некоммерческой организации);
8) предоставить персоналу возможность участвовать в принятии решений, путем устных или письменных предложений, проведения опроса и пр. (преимущественно для некоммерческой организации).
1. Абрамовских Т.А. Формирование системы управления мотивацией профессионального развития персонала средствами нематериального стимулирования / Т.А. Абрамовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 5-2. - С. 50-55.
2. Андрианова Е.В. Социально-трудовые отношения в Тюменской области периода экономического кризиса / Е.В. Андрианова // Вестник ЧГУ. Философия. Социология. Культурология. - 2011. - № 2 (217). - С. 153¬161.
3. Антошина О.А. Аудит социально - трудовой сферы организации / О.А. Антошина // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 6. - С. 9-16.
4. Бабосов Е.М. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. - М.: КРАСАНД, 2015. - 480 с.
5. Багирова И. Х. Социальная политика компании как инструмент мотивации персонала // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 110-115.
6. Базаров Т.Ю. Программа стимулирования труда / Т.Ю. Базаров // Служба кадров. - 2012. - № 6. - С. 23-27.
7. Банных М.В. Мотивация и стимулирование труда в организации / М.В. Банных, А.Е. Тукова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №1. - С. 31-34.
8. Бахтина О.Ю. Проблемные вопросы мотивации и стимулирования персонала вуза. / О.Ю. Бахтин, М.В. Виниченко // Материалы Афанасьевских чтений. - 2016. - № 1 (14). - С. 104-110.
9. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на высших стандартах: Теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. - М.: Экономика, 1997, 357 с.
10. Болейнац Л.В. Мотивация и стимулирование педагогических работников
(на примере МДОУ № 37 «Колокольчик») / Л.В. Болейнац //
Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 12. - С. 211-216.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: Экономика, 1999, 287 с.
12. Вторушин Н.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: настоящее и будущее / Н.А. Вторушин, А.М. Потапов // Вестник науки Сибири - 2015. - № 4. - С. 65-71.
13. Виханский О.С. Менеджмент: уч.пос. / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 1997, 93 с.
14. Гусарова М.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала вуза в рамках реализации кадровой стратегии / М.С. Гусарова, А.В. Копытова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 4. - С. 14-22.
15. Драчев Е.А. Менеджмент: уч. пос. / Е.А. Драчев, Л.И. Юликов. - М.: Академия, 2002, 376 с.
16. Жилина Е. В. Формы стимулирования в системе мотивации труда / Е. В. Жилина // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 37-39.
17. Илюхина Л.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности среднего медицинского персонала / Л.А. Илюхина // Вестник Самарского государственного экономического университета - 2014. - № 6. - С. 136¬140.
18. Кабашкин В.А. Аудит трудовых ресурсов как новый инструмент для принятия управленческих решений / В.А. Кабашкин, Е.И. Старостин // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 16. - С. 38-44.
19. Кабашкин В.А. Роль внутреннего аудита в обеспечении устойчивого развития / В.А. Кабашкин, А.А. Аннаева // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 18. - С. 45-49.
20. Казначейская Г.Б. Менеджмент: уч. пос. / Г.Б. Казначевская. - Ростов н/Д.: Итера, 2002, 278 с.
21. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Энциклопедия / А.Я. Кибанов. - М.:Инфра-М, 2002, 483 с.
22. Ковалева Н.Н. Социальный аудит в призме социальной ответственности организаций / Н.Н. Ковалева, Ю.А. Дворецкая // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 278-283.
23. Корнейчук Б.В. Экономика труда: учебник / Б.В. Корнейчук. — М.: Гардарики, 2007. — C. 130-147.
24. Котилко В.В. Стимулирование труда и управление персоналом / В.В. Котилко // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 5. С. 63-66.
25. Круковская А.В. Соотношение понятий мотив, мотивация и
мотивационная сфера. / А.В. Круковская // НИЦ Апробация - 2014. - №1.
- С. 119-224.
26. Кузнецова Н.В. Социальный аудит как инструмент диагностики социальной безопасности персонала / Н.В. Кузнецова // Известия ИГЭА.
- 2011. - № 6. - С. 147-151.
27. Кязимов К.Г. Социальный аудит в контексте модернизации экономики / К.Г. Кязимов // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 2. - С. 42-46.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., 1982.
29. Маниловский Р.Г. Краткий словарь экономических терминов / Р.Г. Маниловский. - М., 1999, 743 с.
30. Мешков В.Р. Социальный аудит: российская практика / В.Р. Мешков // Общество и экономика. - 2009. - № 6. - С. 97-114.
31. Мешков В.Р. Социальный аудит - инструмент управления стабильным развитием / В.Р. Мешков // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2012. - № 4. - С. 70-75.
32. Мешков В.Р. Социальный аудит в России: цели, задачи, проблемы становления / В.Р. Мешков, В.И. Колосков, О.В. Епархина // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2009. - № 3 (9). - С. 59-67.
33. Морозова А.С. Анализ системы мотивации и стимулирования труда в ООО «Анжерское молоко» / А.С. Морозова // Управление экономическими системами. - 2018. - № 1. - С. 189-194.
34. Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение» / Э.В. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежем. - 2000. - № 1. - С. 82-88.
35. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]: [Словари и энциклопедии]. / URL: https://gufo.me/dict/philosophy (дата обращения 13.05.2018).
36. Норчак А.А. Эффективность управления российским предприятием: основные компоненты / А.А. Норчак // Известия высших учебных заведений. - Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 2. - С. 14-19.
37.Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учебник. 2 -е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. — 672 с.
38. Одинцова С.В. Особенности мотивации персонала в торговой организации на примере ООО «Фокус-Ритейл» / С.В. Одинцова // Human progress. - 2017. - № 3. - С. 6-19.
39. Панова Е.А. Основные характеристики мотивационного аудита / Е.А. Панова // Государственное управление. - 2011. - № 26. - С. 17-23.
40. Пилипенко Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Пилипенко, Е.Л. Татарский. - М.: Экономика, 2000, 567 с.
41. Писаревская А.И. Метод внутреннего аудита персонала на предприятии / А.И. Писаревская, Ю.И. Мизик // Теоретические проблемы развития национальной экономики. - 2013. - № 4 (70). - С. 51-60.
42. Подосинников Е.Ю. Мотивация и стимулирование трудовой
деятельности персонала предприятия: измерение и анализ / Е.Ю. Подосинников, А.А. Власов // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 4. - С. 35-38.
43. Попов В.Г. Социальный аудит в управлении малым северным городом / А.И. Кузьмин, Т.Е. Зерчанинова, Р.З. Халиуллина, под ред. В.Г. Попова. - Екатеринбург: Академкнига, 2002. - 236 с.
44. Попов Ю.Н. Концепция российской модели социального аудита
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю.Н. Попов. - Электрон. дан. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2007. - 24 с. - Режим доступа: http:// www.globecsi.ru/Articles/2007/Popov.pdf, 7 апреля 2018 09:31:34.
45. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь [Электронный
ресурс]: [КонсультантаПлюс]. / Б.А. Райзберг и др. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/ (дата обращения 13.05.2018).
46. Рыбакова Ю. Соотношение понятий «мотивация» и «стимулирвоание» труда / Ю.Рыбакова // Вестник МГУП им. Ивана Федорова. - 2013. - № 4.
- С. 29-36.
47. Сафонова М.Ф. Аудит социально-трудовой сферы, как оценка уровня социальной политики организации / М.Ф. Сафонова // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики.
- 2009. - № 1. - С. 192-195.
48. Савельев И.А. Структура управленческой культуры как предметная область современной социологии управления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - №4(ч.2). - С. 153-156.
49. Сапронова С.Л. О некоторых основных факторах мотивации и демотивации труда государственных служащих / С. Л. Сапронова // Научные труды Северо-западного института управления. - 2012. - № 3, С. 68-83.
50. Селезнева И.П. Аудит трудовых ресурсов как один из важнейших
инструментов оценки системы мотивации персонала / И.П. Селезнева, А.А. Селезнева // Вестник Ижевской государственной
сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 2 (43). - С. 57-64.
51. Свиридов А.К. Социальный аудит - важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства / А.К. Свиридов // Теория и практика общественного развития. - 2007. - № 1. - С. 34-37.
52. Синявец Т.Д. Сущность контроллинга и аудита персонала / Т.Д. Синявец // Вестник. - 2003. - № 4. - С. 103-106.
53. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. Кравченко С.А. - АСТ Транзиткнига - Москва, 2004, 511 с.
54. Тасмуханова А.Е. Особенности управления мотивацией и
стимулированием труда в международном бизнесе / А.Е. Тасмуханова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2010. - № 1 - С. 124¬129.
55. Тер-Акопян В.А. Организационные рамки социального аудита / В.А. Тер¬Акопян // Поиск. - 2011. - № 3. - С. 100-104.
56. Тонева Д.С. Зарождение и развитие социального аудита / Д.С. Тонева, Х.П. Калоферов, К.П. Тонева // Вестник ВЭГУ. -2008. - № 3. - С. 95-99.
57. Тотикова И.Э. Аудит персонала как эффективное средство повышения конкурентоспособности организации / И.Э. Тотикова // Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности. - 2012. - С. 378-380.
58. Тульчинский Г.Л. Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: проблемы институционализации / Г.Л. Тульчинский // Социум и власть. - 2007. - № 2. - С. 92-95.
59. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]. / Официальное опубликование правовых актов. - Электронные данные. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/index.html, 12 апреля 2018 20:31:35