Выпускная квалификационная работа.
Опытно-поисковая работа проходила в МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5» (деревня Приданниково, Свердловская область).
Контингент испытуемых: В исследовании принимала участие группа дошкольников в возрасте 6-7 лет (подготовительная группа, состоящая из 13 человек).
В приложении результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Формирование измерительных умений у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возрастав процессе изучения величин 13
1.3 Организация и содержание работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста 19
1.4 Психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 43
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 43
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Изучение начального уровня сформированности измерительных умений у старших дошкольников 43
2.2 Работа по реализации психолого-педагогических условий 54
формирования измерительных умений у детей в процессе 54
образовательной деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт требует от дошкольного образования ориентацию на всестороннее развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Кроме того, старший дошкольный возраст считается переломным этапом в момент становления личности ребенка, т.к. после данного периода происходят коренные изменения в жизни детей. Это связано с тем, что после ДОО ему предстоит перейти в школу, где его главной деятельностью будет учеба, когда как в дошкольном возрасте – это была игра.
В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из ДОО дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности обладать измерительными навыками и умениями, что является важнейшей частью подготовки детей к школе. Эта работа начинается со второй младшей группы и продолжается в течении всего дошкольного обучения. Стойкие измерительные навыки и умения являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребенка.
В настоящее время математическое образование рассматривается как действенное средство интеллектуального развития детей, расширяющее возможности успешной адаптации подрастающей личности к современному обществу. Роль дошкольного математического образования с точки зрения его воздействия на социализацию и самореализацию ребенка трудно переоценить.
В свете вышесказанного актуальность данного исследования проявляется в необходимости формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной учебной деятельности посредством обучений величине, т.к. этого требует федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Поэтому работа воспитателя дошкольной образовательной организации по формированию измерительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста очень важна, она будет способствовать и значительно упрощать процесс обучения в школе.
Для этого педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, т.е. ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: время, величина и др., которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, а также способствуют формированию умений.
Педагогические исследования в области содержания и методов работы по формированию измерительных навыков и умений у детей дошкольного возраста уделяют особое внимание в формировании представлений о величине. Усвоению величины посвящались немногие работы методического характера. Так, например, Е.И. Тихеева (в 30-40-е гг.), предлагала уделять внимание ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними (больше – меньше, шире – уже, длиннее – короче и др.), А.М. Леушина (в 50-60-егг.), разработала дидактическую систему формирования представлений о величине, а Л.С. Метлина (в 90-е гг.) разработала задачи по формированию у детей представлений о величине. Современные педагоги также уделяют внимание проблеме формирования представлений о величине в старшем дошкольном возрасте, к ним относится В.В. Данилова, которая считает, что в процессе непосредственного сравнения (путем накладывания, прикладывания или приставления) дети учатся различать и обозначать соответствующими словами одинаковые и разные по величине (размеру) предметы и явления. В свою очередь Т.И. Ерофеева предлагает развивать данные представления для старшей группы в основном во время режимных моментов, а именно в подвижных играх. В.П. Новикова, предлагает методику ознакомления детей с величиной, а З.А. Михайлова – игровую технологию, для наиболее эффективного усвоения детьми представлений о величине.
Цель исследования состоит в выявлении и апробации психолого-педагогических условий формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формиро-вания у дошкольников измерительных умений.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования логически определяют его задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической ли-тературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание работы по обучению дошкольников измерительной деятельности.
4. Определить психолого-педагогические условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить уровень сформированности умения измерять длину предмета, объем жидкости и жидких веществ, а также массу сыпучих веществ с помощью условной мерки и измерительных приборов.
6. Провести апробацию психолого-педагогических условий формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическую и теоретическую основу работы составляют исследования учёных в области дошкольного математического образования Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Е.С. Демина, Т.И. Ерофеева, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева и др.
Для решения проблемы исследования использовалась, сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования: анализ психолого-педагогической и математико-методической литературы, связанной с аспектом проблемы, анализ программно-методических материалов, эмпирические, такие как эксперимент, наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные методы исследования можно использовать воспитателю в своей работе в детском саду для изучения уровня сформированности измерительных умений у старших дошкольников.
Базой исследования послужил МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5», расположенный по адресу: д. Приданниково, ул. Солнечная, 9.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объектом исследования данной курсовой работы было изучение процесса формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста, овладение на этой основе рациональными способами последовательности и расположения предметов по размеру (величине).
В процессе работы над курсовой работой нами было установлено, что проблема развития у детей умений выполнения последовательности и расположения предметов поднималась в методической литературе середины XX века, а также в современных источниках. В работах Тихеевой Г.И., Леушиной А.М., Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., а также Михайловой З.А есть рекомендации по формированию у детей представлений о величине предметов, начиная с младшего дошкольного возраста. В работах Леушиной А.М. хорошо выделены особенности развития восприятия детьми дошкольного возраста величины предметов. В процессе изучения научной литературы нами было установлено, что определение размера предметов у детей дошкольного возраста осуществляется на основе чувственного восприятия, происходит развитие психических процессов.
Формирование всех понятий опосредуется речью, в результате чего слово способствует обобщению восприятия, делает это восприятие более глубоким и точным. В научной литературе представлены разные способы развития у детей дошкольного возраста умений, способствующие выполнению последовательности и расположения предметов по величине. Так отмечается, что выполнение последовательности и раскладывание предметов по размеру происходит на основе овладения таким способом познания как сравнение предметов и их групп. Дети дошкольного возраста в процессе обучения с помощью взрослого могут освоить сначала непосредственные приемы сравнения, такие как наложение и приложение, а затем и опосредованные, с помощью предмета-посредника, измерения условной меркой. При этом использование приемов наложения и приложения как способов познания свойств и отношений между предметами используется детьми младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста способны овладеть измерительной деятельностью, которая может стать основанием для выполнения последовательности. Следует помнить, что, обучая детей сортировке и последовательности предметов по размеру, необходимо учитывать особенность детского мышления, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер.
Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Было определено, что для лучшего формирования измерительных умений и других математических представлений, необходимо создать определенные психолого-педагогические условия, такие как правильная организация работы методической службы ДОО; создание для дошкольника математической предметноразвивающей среды, художественно оформленную и тематически оснащенную развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами; правильно выбранный стиль взаимодействия педагога с детьми и тесное сотрудничество с семьями воспитанников с целью возникновения у ребенка потребностей в получении математических знаний.
В заключение хотелось бы отметить, что на всех этапах наших диагностических работ высоких результатов практически не выявлено. Большая часть испытуемых показывает средние и низкие показатели, что говорит о том, что в данном направлении следует продолжать реализовывать разработанную нами систему игр и упражнений в подготовительной группе МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5», так как уровень сформированности измерительных умений у детей этой группы находиться на низко-среднем уровне.
Для наиболее высоких результатов следует реализовать все необходимые условия, которые мы описывали в нашей курсовой работе, а именно:
1. активизировать работу методической службы ДОУ;
2. создать для дошкольников условии по работе предметноразвивающей среды, а также благоприятного климата в непосредственно образовательной деятельности по формированию измерительных навыков;
3. активная работа ДОУ с семьей, как тесный контакт воспитателя и родителей воспитанников.
1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математиче-ских представлений в детском саду [Текст]: программа и ме-тод.рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
2. Башаева, Т. В. Готовим ребёнка к школе, развиваем познавательные способности [Текст] / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 234 с.
3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: Монография / В. А. Беликов. – М.: Академия естествознания, 2010. – 310 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст]: курс лекций для студентов вузов / А.В. Белошистая. Обучение математике в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с.
5. Березина, Р. Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Березина Р.Л., Данилова В.В., Рихтерман Т.Д. и др. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
6. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способно-стей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 165 с.
7. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста [Текст] / Е. Н. Водовозова. – 8-е изд. – М.: Ozon, 2012. – 392 с.
8. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – 402 с.
9. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст]: учебное пособие / М.А. Габова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 534 с.
10. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
11. Ерофеева, Т.И. Математика до школы [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада: в 2 кн. / Т.И. Ерофеева. – М.: Школ. Пресса, 2005. – Кн. 1. – 64 с.
12. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
13. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно пространст-венной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод.рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс-т развития обр-я, 2014. – 96 с.
14. Козлова, В.А. Обучение дошкольников и младших школьников мате-матике [Текст]: метод.пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. – М.: Школ. Пресса, 2002. – 110 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб.пособие / С.А. Козлова, Г.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
16. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры: Методология и методика естественных наук [Текст]/ Е. И. Козырева. – Вып. 4. – Сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. – 24 с.
17. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Текст] / Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2013. – № 2506-р.
18. Кузнецов, В. И. Контроль и самоконтроль – важные условия формирования учебных навыков [Текст] / В. И. Кузнецов // Начальная школа, –1986. – № 2. – С. 18-24
19. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических пред-ставлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
20. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
21. Математическое развитие дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / сост. З.А. Михайлова [и. др.]. СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 94 с.
22. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дет.сада / JI. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. – 207 с.
23. Микляева, Н.В. Теория и технология развития математических пред-ставлений у детей [Текст]: учеб.для студ. учреждений высш. образования / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
24. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
25. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 104 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
27. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.
28. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
29. Теория и методика развития математических представлений у дошко-льников [Текст]: хрестоматия: в 6 ч. / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомня-щая. – СПб.: Икар, 1996. – 278 с.
30. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1967. – 216 с.
31. Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учрежде-ниями [Текст]: учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.
32. Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка [Текст] / Ю.Г. Тамберг. – СПб: Речь, 2002. – 176 с.
33. Ушинский, К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии [Текст] / соч. для студентов ФМФ. – М.: Просвещение, 1968. – С.512–513
34. Устиненко, С. О. Развитие математических способностей дошкольника [Текст] / С. О. Устиненко // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 38-39.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / Требования к условиям реализации ООП ДО. –Екатеринбург: Ажур, 2015. – 23 с.
36. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст]: пособие для вос-питателя дет.сада / М. Фидлер ; пер. с польск. О. А. Павлович. – М..: Про-свещение, 1981. – 159 с.
37. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студентов пед. институтов / Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др.; под редакцией А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
38. Царева, С.Е. Величины в начальном обучении математике [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / С.Е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. – 448 с.
39. Щербакова, Е.И. Методика обучения в детском саду [Текст]: учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2000. – 272 с.