Введение 3
1. Теоретико-методические аспекты инвестиционной деятельности 7
организации
1.1. Экономическое значение и содержание инвестиционной 7
деятельности организации
1.2. Виды инвестиций и источники их финансирования 14
1.3. Показатели эффективности инвестиционной деятельности 19
организации
2. Анализ и оценка инвестиционной деятельности ОЭЗ «АЛАБУГА» 33
2.1. Общая характеристика ОЭЗ «Алабуга» 33
2.2. Анализ динамики инвестиций в ОЭЗ «Алабуга» 39
2.3. Исследование условий привлечения в ОЭЗ «Алабуга» иностранных 46
инвестиций
3. Повышение инвестиционной привлекательности ОЭЗ «АЛАБУГА» 55
3.1. Недостатки функционирования и направления развития ОЭЗ 55
«Алабуга»
3.2. Предложения по развитию инвестиционного потенциала ОЭЗ 66
«Алабуга» и прогноз эффективности их реализации
Заключение 82
Список использованных источников 86
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной науке инвестиции, как долгосрочные вложения, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение, рассматриваются в качестве основного источника экономического роста.
В российском обществе и экономике в последнее время установилась стабильность, которая позитивно сказывается на развитии ситуации в стране в целом. По прогнозам экспертов, российская экономика в ближайшие годы продолжит свое развитие. Совершенно очевидно, что улучшению экономической ситуации способствовали такие факторы, как последовательная экономическая политика, основной задачей которой являлось углубление инновационной составляющей хозяйствования, воссоздание и приведение в дееспособное состояние финансовой системы, снижение рисков в экономике, улучшение инвестиционного климата, развитие рыночной инфраструктуры. Перечисленное определяет величину инвестиционного потенциала страны и обусловливает характер решения частных вопросов, касающихся поиска источников финансирования инвестиций и развития организационно¬экономических условий их привлечения и освоения.
Условием и формой организации качественного развития в области производства является институциональная система управления инвестициями, регулирующая и направляющая инвестиции на обеспечение комплексного, созидательно ориентированного развития и конкурентоспособности социально¬экономических систем в долгосрочной перспективе. Экономия на капитальных вложениях, по своей природе имеющих длительный срок окупаемости, имеющая место быть в России с начала перестроечных времен, привела к массовому физическому устареванию основных производственных фондов, сворачиванию процесса обновления материально-технической базы предприятий, прекращению развития наукоемких комплексов обрабатывающей промышленности и т.д. Тенденции к интеграции деятельности и централизации управления предприятиями тех или иных отраслей хозяйствования и создание на основе этих корпораций территориально-производственных комплексов, обусловливают их руководителей и собственников формулировать иерархию целей и обеспечивают возможность изыскивать источники финансирования их реализации. В большинстве случаев, цели отражают желание руководителей увеличить стоимость компании, повысить конкурентоспособность продукции, занять лидирующие позиции на рынке соответствующей продукции или услуг. Цели определяют необходимость реализации конкретных инвестиционных проектов, организация управления которыми имеет особую актуальность, в связи с тем, что, во-первых, именно управление обеспечивает координацию целей и намерений в организационно-экономическом и технико-технологическом обеспечении развития предприятия; во-вторых, большинство из российских предприятий функционирует в направлении достижения тактических задач; в-третьих, до сих пор в современной экономической литературе, практических рекомендациях и стандартах предприятий отсутствует единый подход к оценке эффективности инвестиций предприятия.
Решение указанных вопросов лежит у истоков инвестиционного управления, которое охватывает практически все аспекты хозяйственной деятельности: от обоснования рыночной целесообразности реализации
инвестиционного проекта до финансовой оценки эффективности финансирования инвестиций. Особый интерес потенциальные инвесторы проявляют именно к условиям и прогнозу эффективности инвестиционной деятельности, отражающим суть и обосновывающим целесообразность реализации инвестиционных проектов. В экономической литературе и законодательных актах нет строгих предписаний относительно структуры и содержания экономических условий, обеспечивающих привлекательность и эффективность инвестиционной деятельности, а также рост одноименного потенциала, что обусловливает возникновение связанных с этим вопросов. Необходимость их решения определяет актуальность темы представленной работы. Кроме того, актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, разнообразием подходов к определению условий, определяющих развитие инвестиционного потенциала организации; во-вторых, неоднозначностью интерпретации значений финансовых показателей, эффективности инвестиций предприятия; в-третьих, дефицитом источников финансирования инвестиций.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определила её цель, которая состоит в том, чтобы на основе исследования теоретико-методических аспектов инвестиционной деятельности организации провести анализ и разработать предложения по повышению инвестиционного потенциала ОЭЗ «Алабуга». Достижение цели может быть обеспечено решением следующих вопросов:
- раскрыть экономическое значение и содержание инвестиционной деятельности организации;
- изучить виды инвестиций и источники их финансирования;
- исследовать показатели эффективности инвестиционной деятельности организации;
- провести анализ условий привлечения инвестиций и содержания инвестиционной деятельности ОЭЗ «Алабуга»;
- оценить эффективность инвестиционной деятельности ОЭЗ «Алабуга»;
- разработать предложения по развитию инвестиционного потенциала ОЭЗ «Алабуга».
Объектом исследования является система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, связанная с организацией и осуществлением инвестиционной деятельности предприятия.
Предметом - предложения по развитию инвестиционного потенциала ОЭЗ «Алабуга».
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов по организации инвестиционной деятельности предприятия и разработке инвестиционных проектов, а также публикации в периодических изданиях. Среди таких авторов В.М. Аньшин, И.А. Бланк, П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк, Н.В. Игошин. Именно в их работах можно встретить подробное описание методики оценки эффективности и финансового планирования инвестиционной деятельности.
В качестве информационной в работе использованы статистические материалы Г оскомстата России, Министерства экономического развития РФ, а также данные предприятия.
В исследовании применялись методы системного, сравнительного анализа и статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.
Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованные автором концептуальные подходы, вытекающие из теоретико-методологических исследований, доведены до конкретных рекомендаций прикладного характера, которые могут быть использованы предприятием. Кроме того, представленный материал можно использовать в образовательной деятельности при чтении курсов «Бизнес-планирование», «Управление инвестициями», «Управление проектами».
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, отражена теоретическая, методическая и информационная база исследования, представлена структура работы. В первой главе раскрыты экономическое значение и содержание инвестиционной деятельности предприятия; представлена классификация инвестиций и возможные источники их финансирования; описаны показатели эффективности инвестиционной деятельности организации. Во второй главе дана характеристика деятельности и содержания инвестиционной активности ОЭЗ «Алабуга», представлен результат анализа условий привлечения предприятием иностранных инвестиций. В третьей главе разработан перечень мероприятий по развитию инвестиционного потенциала ОЭЗ «Алабуга».
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в условиях физической изношенности и морального устаревания основных производственных фондов российской
промышленности, которые не позволяют производить конкурентоспособную продукцию и завоевывать значительные доли рынка растет значение и роль инвестиций.
Инвестиции являются условием обновления и расширения
производственной деятельности и представляют собой поток ценностей
направленный на обеспечения воспроизводства и результативное использование экономических благ. Инвестиционная деятельность
определяется как процесс вложения ресурсов. Она реализуется в два этапа: первый связан с технико-экономическим обоснование и оформлением инвестиционных намерений; второй - с реализацией условий инвестиционного договора. В связи с разнообразием источников финансирования инвестиций, их субъектной структуры, сроков вложения и т.п. в современной литературе представлена широкая классификация инвестиций.
Основными задачами оценки эффективности инвестиций, оформленных в форму проекта являются: оценка целесообразности реализации проекта; проверка удовлетворения всем существующим ограничениям технического, экологического, финансового и другого характера; оценка абсолютной эффективности реализации проекта; оценка сравнительной эффективности проекта - преимуществ рассматриваемого проекта по сравнению с альтернативными. Оценка осуществляется по критериям коммерческой, социальной и бюджетной эффективности. Коммерческая эффективность оценивается с помощью таких показателей как чистая текущая стоимость проекта, индекс доходности проекта, внутренняя норма рентабельности, срок его окупаемости и пр.
Во-вторых, ОЭЗ «Алабуга» - это крупнейшая и наиболее успешная особая экономическая зона промышленно-производственного типа в России, приносящая 68% совокупной выручки (2017) и 42% налоговых сборов от всех ОЭЗ страны (2016), обеспечивающая 54% частных инвестиций в российские ОЭЗ (2016-2017). Целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Татарстана и Российской Федерации в целом, путём создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
Инвестиционный потенциал ОЭЗ «Алабуга» включает в себя предоставление лучших условий, как для иностранных, так и российских компаний. На территории ОЭЗ используются самые передовые методы и технологии, функционирует развитая социальная инфраструктура. Так же ОЭЗ «Алабуга» - это удобная логистика: рядом с ней проходит наиболее удобный путь, связывающий европейскую часть России с Казахстаном и Китаем.
Эффективная реализация потенциала ОЭЗ «Алабуга» осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:
1) формирования на федеральном уровне четкой концепции в области ОЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
2) разработки и принятия соответствующей законодательно¬
нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования ОЭЗ;
3) организации ОЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
4) взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
5) возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры ОЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
6) создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания ОЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;
7) предоставления иностранным и российским инвесторам,
действующим в ОЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.
Основными недостатками в функционировании ОЭЗ России и ОЭЗ «Алабуга» в частности являются:
- инвестирование в особые экономические зоны очень часто осуществляются не для укрепления экономики региона, в котором создается ОЭЗ, и страны в целом, а для получения краткосрочной прибыли, льгот и преимуществ;
- отсутствие четкого понимания задач и целей этих зон, как на государственном, так и на региональном уровнях.
- отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней, так как, к примеру, инвестор, получив поддержку на одном уровне, сталкивается с препятствиями на другом.
- дефицит и проблема привлечения квалифицированных кадров в данной сфере.
В-третьих, для устранения недостатков в работе ОЭЗ «Алабуга» рекомендуется:
1) введение инструментов управления резидентами;
2) отказ от нерентабельных проектов, что позволит высвободить дополнительные финансовые активы, которые можно направить на развитие инфраструктуры соответствующей основной деятельности компании;
3) создание на ее территории крупных кластеров:
- химическо/нефтехимического кластера;
- машиностроительного кластера и производство автомобильных комплектующих;
- кластера строительных материалов;
- кластера пищевой переработки;
4) Создание своего собственного учебного заведения, по подготовке и переподготовке соискателей и трудоустроившихся сотрудников
Реализация рекомендованных мероприятий позволит усилить инвестиционный потенциал ОЭЗ и обеспечить развитие ее деятельности по оптимистичному варианту, который предполагает:
1) освоение площади к 2020 году должно составить 4 020 га. В том числе резиденты должны занимать около 1750 га. Инфраструктура будет занимать 1 057 га. Не пригодная территория (овраги и другое) всего 641 га;
2) количество резидентов должно вырасти до 120;
3) привлечение резидентов в год должно быть как минимум равным 11;
4) количество созданных рабочих мест к 2020 году планируется около 15 436.
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340
2. Об особых экономических зонах: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 03.07.2017) // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127
3. О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №117-ФЗ (ред. от 23 июня 2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3128
4. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 11.03.2017) // «Собрание законодательства РФ», 16.01.2006, N 3, ст. 280
5. Об иностранных инвестициях: Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // «Собрание законодательства РФ», 12.07.1999, N 28, ст. 3493
6. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 01.03.1999, N 9, ст. 1096
7. Об обществах с ограниченной ответственностью (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018): Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785
8. О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 11.03.2017 N 70-ФЗ (в действующей ред. 2017 г.) Собрание законодательства РФ», 14.03.2017, N 11, ст. 1497
9. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 19.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.12.2014, N 48, ст. 6658
10. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 08.05.2016) // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, N 50, ст. 6615
11. Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль
организаций для организаций-резидентов ОЭЗ промышленно¬
производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, о ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10 февраля 2006 г. № 5-ЗРТ // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»
12. О транспортном налоге: Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. № 24-ЗРТ // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»
13. О предоставлении льготы по земельному налогу для резидентов Особой экономической зоны на территории города Елабуга Елабужского муниципального района Республики Татарстан: Решение Елабужского городского Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2006 г. № 19 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»
14. Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан: Закон РТ от 25.11.1998 N 1872 // «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 1998, N 12, ст. 348
15. Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан: Закон РТ от 19.07.1994 N 2180-XII // «ВЕДОМОСТИ Верховного Совета Татарстана», 1994, N 7, ст. 70
Книги, монографии, диссертации
16. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения / Е.Ф. Авдокушкин. М., 2016. - 264 с.
17. Алетдинова, А.А. Методология управления инновационной деятельностью экономических систем: монография / А.А. Алетдинова, А.В, Бабкин, Е.А. Байков и др. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2015. 598 с.
18. Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей / А.М. Басенко. Ростов-н/Д.: Рост. ун-т, 2016. 312 с.
19. Волков А.В., Сатаненко О.А., Таймазов А.В. Особые экономические зоны: перспективы и проблемы функционирования // Ученые записки: [науч.- теорет. журнал]. 2017. № 8. С. 21-25.
20. Гаджиев М.М., Абакарова Р.Ш. Проблемы инвестиционной привлекательности особых экономических зон регионов России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Том 10. № 1. С. 110 - 118.
21. Данько, Т. П. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: учеб. пособие / Т. П. Данько, З. М. Окрут. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 168 с.
22. Ефремова М. В. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации / М.В. Ефремова, И.Р. Руйга //Инновационная наука. - 2017. - Т. 10. №.1. - С. 110 - 118.
23. Заборовская О.В., Танина А.В. Оценка информации об инфраструктуре туризма региона, предоставляемой информационно-туристским центром Ленинградской области // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 3. С. 97-102.
24. Иншаков О.В., Крюкова Е.В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: провалы, проблемы и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. № 1. С. 6-17.
25. Корнейко О.В. Свободный порт Владивостока как инструмент инвестиционной политики в рыбной логистике региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 9. С. 89-99.
26. Костенко Е.В. Особые экономические зоны в контексте устойчивого регионального развития // Устойчивое развитие: наука и практика: [междунар. электрон. журнал]. 2017. № 2(9). С. 52
27. Кравец А.В. Инновационная экономика России: проблемы и
перспективы экономического роста // Креативная экономика. - 2017. - Том 10. - № 1. - с. 21-34.
28. Куршакова О.А. Динамика и направление развития особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан // Символ науки. 2017. №3-1 С.100-104.
29. Кушелева И.А. Организация многоканального финансирования
инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 5(132). С. 189 - 193.
30. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Создание особых экономических зон - перспективное направление государственного стимулирования экономики России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 90. С. 741-762.
31. Нешитой А.С. Инвестиции / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 352 с.
32. Покровская Н. Н., Вылкова Е. С. Совершенствование государственного регулирования НИОКР частного бизнеса в целях инновационного роста // Известия УрГЭУ. 2017. № 6 (68). - С. 75 - 88.
33. Порохович Д.С. Экономическая теория / Д.С. Порохович. - М.: Дрофа,
2014. - 329 с.
34. Родионов Д.Г. Экономико-организационные проблемы
экономической безопасности развития машиностроения в условиях вступления во Всемирную торговую организацию // Мир экономики и права. 2017. № 2. С. 16-19.
35. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) / Н.А. Сафронов. - М.: Экономика, 2016. - 526 с.
36. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 126-140.
37. Травинский П.С. Инвестиции в особые экономические зоны: проблемы и перспективы // Вестник университета (Государственный университет управления). 2017. № (6).
38. Фразье М., Рэй Р. Возможности создания свободного предпринимательства в Болгарии // Вопросы экономики. 2016. № 10. С.115 - 121.
39. Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С 79-91.
40. Юсупов Т.З., Сагдиева Р.Р. Правовое регулирование инвестиций в особые экономические зоны в России: налоговые и иные преференции на примере Республики Татарстан // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LI-LII междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(48). - Новосибирск: СибАК, 2015.
Электронные ресурсы
41. Аюпов И. ОЭЗ «Алабуга» окупит госвложения в инфраструктуру в
2019 году [Электронный ресурс] - URL:
http://rt.rbc.ru/tatarstan/11/07/2016/57839cH9a7947fa47e7cfc4
42. Росстат: «Инвестиции в России - 2017» - с приложениями. Избранное.
01.02.2018. // URL: https://nangs.org)
43. Буракова С. Сумма новых инвестиций для ОЭЗ «Алабуга» составила
6,5 млрд ^В рублей. [Электронный ^В ресурс] - URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan/18/08/2016/57b576349a7947450c3d0b90
44. Инвесторы вложили в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане 100 млрд руб. за 10 лет [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/ekonomika/3670004
45. Как потенциальному В резиденту правильно В выбрать особую экономическую зону В в России [Электронный В ресурс] - URL: http://hubprom.ru/analytics/articles/1487
46. Министерство экономики I Республики Татарстан [Электронный ресурс] - URL: http://mert.tatarstan.ru/
47. Официальный сайт В РБК [Электронный В ресурс] - URL: http: //www.rbc.ru
48. Официальный сайт I Татарстата [Электронный I ресурс] - URL: http: //tatstat.gks .ru/
49. ОЭЗ «Алабуга»: официальный сайт [Электронный ресурс] - URL: https://alabuga.ru/ru/
50. Проверка деятельности В акционерного общества «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами I в субъектах Российской I Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества В и иных средств В при создании В и функционировании особых I экономических зон I в Российской Федерации: [отчет о результатах контрольного мероприятия]. [Электронный ресурс] - URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/875/26840/?sphrase id=2433727
51. [Электронный [ресурс] - URL http://studyfinance.ru/investments/61 - investments-role-in-economy